Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / центр развития образования / развитие / система художественного образования / состояние и перспективы развития / additional education / educational development center / development / art education system / state and prospects of development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Г. Карпова

В статье актуализируются вопросы состояния и перспективного развития дополнительного художественного образования, представлен анализ региональной практики, опыт центра развития дополнительного образования в области культуры и искусства Пензенской области. Рассмотрены приоритетные направления и перспективы учреждений художественного и музыкального образования Пензенской области. Сформулированы основные направления деятельности регионального центра развития образования в сфере культуры и искусства, стратегические задачи по организации и проведению творческих мероприятий по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, осуществлению и развитию кадрового потенциала специалистов, реализации программ повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры и искусства. В статье отражен процесс совершенствования деятельности ДШИ, внедрения эффективных моделей управления, направленных на повышение качества дополнительного образования в сфере культуры и искусства Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Г. Карпова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ADDITIONAL ART EDUCATION OF CHILDREN IN PENZA REGION

The article updates issues of the state and future development of additional art education, presents an analysis of regional practice, the experience of the center for the development of additional education in the field of culture and art of the Penza region. The priority directions and prospects of the institutions of art and music education of Penza Region are considered. The main activities of the regional center for the development of education in the field of culture and art, strategic objectives for the organization and implementation of creative activities to support gifted children and talented youth, the implementation and development of the human potential of specialists, the implementation of professional development programs for creative and managerial personnel in the field of culture and art are formulated. The article reflects the process of improving the activities of DSHI, the introduction of effective management models aimed at improving the quality of additional education in the field of culture.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

3. Конобеева А.Б. Формирование профессиональных компетенций в вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010; № 1 (33): 182 - 185.

4. Конобеева А.Б. Управление интеллектуальным капиталом образовательной организации. VI Найденовские чтения. Инновационные процессы и культура предпринимательства на потребительском рынке товаров и услуг: сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. 2014: 167 - 169.

5. Петрова ПИ. и др. О критериях коллективной экспертизы научных проектов и учебно-образовательных программ (итоговый документ семинара-экспертизы «принцип междисциплинарности в построении и реализации научно-образовательных проектов в классическом университете»). Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008; № 3 (4): 177 - 180.

6. Сумбетто А.И. Социоморфность системы образования как критериальное основание квалиметрии страновых образовательных систем. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Москва, 1994: 13.

7. Есаков В.А. Модель образовательного процесса в инструментальном классе в контексте теории познания. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Москва: МПИК, 2021: 43 - 49.

References

1. Bermus A.G. Rossijskoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste Bolonskogo processa. Pedagogika. 2005; № 10: 102 - 109.

2. Gusev V.E., Konobeeva A.B. Ispol'zovanie moral'no-'eticheskih pritch v prepodavanii kursa «Sociologiya». Teoreticheskie i metodicheskie problemy sozdaniya sovremennoj obrazovatel'noj sredy: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 130-j godovschine so dnya rozhdeniya A.S. Makarenko: 2019: 120 - 126.

3. Konobeeva A.B. Formirovanie professional'nyh kompetencij v vuze: sochetanie universal'nyh i professional'nyh kompetencij. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2010; № 1 (33): 182 - 185.

4. Konobeeva A.B. Upravlenie intellektual'nym kapitalom obrazovatel'noj organizacii. VINajdenovskiechteniya. Innovacionnyeprocessy ikul'turapredprinimatel'stva napotrebitel'skom rynke tovarov i uslug: sbornik nauchnyh statej prepodavatelej, aspirantov i studentov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h ch. 2014: 167 - 169.

5. Petrova G.I. i dr. O kriteriyah kollektivnoj 'ekspertizy nauchnyh proektov i uchebno-obrazovatel'nyh programm (itogovyj dokument seminara-'ekspertizy «princip mezhdisciplinarnosti v postroenii i realizacii nauchno-obrazovatel'nyh proektov v klassicheskom universitete»). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2008; № 3 (4): 177 - 180.

6. Sumbetto A.I. Sociomorfnost' sistemy obrazovaniya kak kriterial'noe osnovanie kvalimetrii stranovyh obrazovatel'nyh sistem. Sravnenie sistem vysshego obrazovaniya i sravnitel'naya pedagogika. Moskva, 1994: 13.

7. Esakov V.A. Model' obrazovatel'nogo processa v instrumental'nom klasse v kontekste teorii poznaniya. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIK, 2021: 43 - 49.

Статья поступила в редакцию 28.03.21

УДК 378

Karpova L.G., Head of Regional Center for the Development of Education in the Field of Culture and Art, Penza College of Arts (Penza, Russia),

E-mail: cklarissa@mail.ru

ABOUT THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ADDITIONAL ART EDUCATION OF CHILDREN IN PENZA REGION. The article updates issues of the state and future development of additional art education, presents an analysis of regional practice, the experience of the center for the development of additional education in the field of culture and art of the Penza region. The priority directions and prospects of the institutions of art and music education of Penza Region are considered. The main activities of the regional center for the development of education in the field of culture and art, strategic objectives for the organization and implementation of creative activities to support gifted children and talented youth, the implementation and development of the human potential of specialists, the implementation of professional development programs for creative and managerial personnel in the field of culture and art are formulated. The article reflects the process of improving the activities of DSHI, the introduction of effective management models aimed at improving the quality of additional education in the field of culture.

Key words: additional education, educational development center, development, art education system, state and prospects of development.

Л.Г. Карпова, рук. регионального центра развития образования в сфере культуры и искусства, ГБПОУ «Пензенский колледж искусств», г. Пенза,

Е-mail: cklarissa@mail.ru

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье актуализируются вопросы состояния и перспективного развития дополнительного художественного образования, представлен анализ региональной практики, опыт центра развития дополнительного образования в области культуры и искусства Пензенской области. Рассмотрены приоритетные направления и перспективы учреждений художественного и музыкального образования Пензенской области. Сформулированы основные направления деятельности регионального центра развития образования в сфере культуры и искусства, стратегические задачи по организации и проведению творческих мероприятий по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, осуществлению и развитию кадрового потенциала специалистов, реализации программ повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры и искусства. В статье отражен процесс совершенствования деятельности ДШИ, внедрения эффективных моделей управления, направленных на повышение качества дополнительного образования в сфере культуры и искусства Пензенской области.

Ключевые слова: дополнительное образование, центр развития образования, развитие, система художественного образования, состояние и перспективы развития.

Стратегическим направлением развития дополнительного художественного образования в регионе, как и в целом в стране, является обеспечение конституционных прав граждан, направленных на определение приоритетных целей, задач и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года: создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; повышение доступности качественных программ дополнительного образования (предпрофессиональной и общеразвивающей направленности) для каждого ребенка [1].

Современное дополнительное образование сегодня рассматривается как образовательное пространство возможностей для самореализации де-

тей и раскрытия их талантов; как один из инструментов развития человеческого потенциала регионов, страны; как институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [2], формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства; как социокультурная среда детства, взросления и самоопределения подрастающего поколения.

В настоящее время по общей характеристике сети в Пензенской области функционируют и осуществляют деятельность сорок девять детских школ ис-

кусств. Аналитика и данные статистики подтверждают сохранение сети ДШИ на протяжении пяти лет Степень результативности показателей основных видов деятельности ДШИ Пензенской области отражены в практической работе каждой ДШИ и исполняются в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по перспективному развитию детских школ искусств на 2018 - 2022 годы, утвержденные Министерством культуры России от 24.01.2018 года [3].

Сохранность контингента детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, в регионе высока и составляет 88,3% (показатель дорожной карты 60%). Выполняется план доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся в ДШИ по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, от общего количества детей данного возраста, проживающих в регионе, - 12,6% (показатели плана 12% по Российской Федерации, охват по Приволжскому Федеральному округу составляет 11,6%). В три раза выше показатели доли детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значения, от общего числа детей, обучающихся в ДШИ, и составляют 34,1% (от плановых показателей в 10%). Сохраняется выполнение плановых показателей соотношения заработной платы педагогических работников детских школ искусств к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе.

Стратегическая задача региона в части актуализации деятельности ДШИ -наращивание доли обучающихся по реализации дополнительных предпрофесси-ональных программ обучения в области искусств (программам ДПП), что максимально закрепит детские школы искусств в новом статусе. В 2018 году контингент обучающихся всех ДШИ Пензенской области составил 23 172 человек, из них по программам предпрофессиональной направленности - 4 147 (18%), в 2019 году из 22 971 обучающихся - 6 342 предпрофессиональной направленности, что составило 27,6% от общего контингента, и, уже с учетом актуализации данных текущего учебного года, общий контингент обучающихся в ДШИ составляет 23 617 человек, из них предпрофессиональной направленности по видам искусств - 8 401 человек (35,5%). Данный показатель статистического инструментария необходимо качественно повышать в соответствии с исполнением плановых показателей «дорожной карты» и приоритетностью реализации предпрофессиональных программ детскими школами искусств в качестве основной цели деятельности.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») перспективного развития сети ДШИ, региональной «дорожной картой», в 2020 г Центр развития образования в сфере культуры и искусства переведен из системы образования в ведомственное подчинение системы культуры области (ГБПОУ «Пензенский колледж искусств») [1]. В отчетном году Региональный центр развития образования в сфере культуры и искусства осуществлял деятельность по актуальным направлениям, среди которых:

1. Организация и проведение конкурсов, олимпиад, иных мероприятий, направленных на выявление и развитие творческой деятельности у обучающихся образовательных организаций сферы культуры и искусств. Данная работа осуществляется в конструктивном взаимодействии со всеми детскими школами искусств региона. В 2020 году региональным центром проведены (в очной и заочной формах) более 40 конкурсов, в которых приняли участие 1 646 чел. в индивидуальной форме и 68 коллективов. Общее количество участников составило более 2 500 учащихся.

2. Проведение региональных мониторингов деятельности детских школ искусств Пензенской области, подготовка региональных статистических отчетов в рамках федеральных форм статистического наблюдения, информационно-аналитических материалов позволяет четко выстроить стратегические цели и задачи для достижения роста, динамики и совершенствования развития системы художественного образования в целом. В течение 2020 г. были подготовлены информационные данные 11 мониторингов по федеральной отраслевой отчетности и статистической отчетности, информационно-аналитические материалы по основным направлениям деятельности ДШИ за 2020 г. (статические показатели ГИВЦ, АИС, информация о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования, Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, контроль и выполнение регионального плана «дорожной карты» и т.д.).

3. Организационно-методические мероприятия, областные семинары и конференции осуществляются в течение года, отражая текущую работу по информационно-методическому сопровождению основных направлений деятельности детских школ искусств. Областные конференции, совещания руководителей образовательных организаций культуры и искусств Пензенской области вносят развитие диалогичного управленческого общения, направляют к изучению практик управления, трансляции лучшего опыта среди ведущих учреждений художественного образования, руководителей, директоров и заместителей руководителей ДШИ. В 2020 году на высоком профессиональном уровне для преподавателей ДШИ проведены семь областных семинаров по вопросам методической, учебной работы, применения современных методик обучения, цифровых технологий в образовательном пространстве, пять из них прошли в формате видеоконференций, количество участников семинаров составило 325 человек. В работе и трансляции опыта Пензенского региона, обмена лучших практик с

педагогическим сообществом работали доценты Московского государственного института культуры, профессора Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, хормейстеры Академического хора «Фортуна» (г Москва), доценты Театрального института Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, театральные педагоги, артисты театра и кино Москвы. В формате видеоконференций ведется постоянная информационно-консультативная работа с директорами ДМШ и ДШИ, осуществляются выезды в районные ДШИ для оказания актуальной информативной, методической и консультационной помощи.

4. В рамках повышения уровня квалификации и аттестации педагогических кадров Центром развития образования в сфере культуры и искусства Пензенской области проходит организационно-методическое сопровождение процедуры аттестации педагогических кадров. В течение года совместно с Министерством образования Пензенской области проводится подготовка материалов по аттестации педагогических работников образовательных организаций сферы культуры и искусства Пензенской области: формирование банка данных и заявлений педагогических работников ДШИ и профессиональных образовательных организаций, проведение аттестационной экспертизы результатов деятельности преподавателей и концертмейстеров, консультации по вопросам аттестации. В течение года в плановом формате осуществлялась работа по присвоению аттестационной квалификационной категории педагогическим работникам образовательных организаций сферы культуры, методистами регионального центра подготовлены 319 экспертных заключений.

5. Организация и методическое сопровождение программ повышения квалификации педагогических работников и специалистов учреждений культуры Пензенской области - последовательное и важное направление в деятельности центра, в рамках повышения уровня квалификации управленческих кадров и специалистов по видам искусств. Все компоненты программ содержат методические, концептуальные материалы, обладающие экспертной оценкой, системностью, мониторингом и оценкой качества образования. При реализации регионального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» ежегодно в профильных вузах, центрах непрерывного образования проходят обучение более пятидесяти специалистов ДШИ. Региональным центром проводится формирование банка данных, подготовка документов педагогических работников и специалистов учреждений культуры для обучения по программам дополнительного профессионального образования (курсов повышения квалификации), возможность обучения на базе регионального Центра получают более 350 человек в год. Всего в 2020 году в системе дополнительного художественного образования (ДШИ) работают 1 494 сотрудника, из них 1 077 преподавателей и 40 концертмейстеров. За 2020 год Центром организовано проведение обучения по программам дополнительного профессионального образования (курсов повышения квалификации) не только педагогических работников образовательных организаций сферы культуры, но и библиотечных работников, специалистов культурно-досуговых учреждений в очной, очно-заочной форме с применением дистанционных технологий. Организация и проведение курсов осуществлялась с активным участием предметно-цикловых комиссий Пензенского колледжа искусств, приглашенных специалистов и профессорско-преподавательского состава ведущих высших учебных организаций Москвы (МГИК, РАМ им. Гнесиных), Самары (СГАКИ), Саранска (МГУ им. М.Е. Евсевьева), Саратова (СГТИ, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова).

Финансовое обеспечение деятельности ДШИ осуществляется за счет средств регионального бюджета, выделенных муниципалитетам в виде субсидий, а также средств муниципальных бюджетов. Важно, что проблемам обеспечения и материально-технических ресурсов ДШИ стали уделять большее внимание на федеральном уровне. Планомерная работа над оснащением и обновлением материально-технической базы учреждений ведется ежегодно как на региональном, так и федеральных уровнях. Важность и актуальность обновления материально-технической базы школ, парка музыкальных инструментов, технического оборудования, учебных материалов очевидна. Национальный проект «Культура» открывает новые возможности для развития детских школ искусств по их видам. Региональные проекты «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» направлены на создание условий, модернизацию, оснащение и обеспечение необходимыми музыкальными инструментами и оборудованием, повышением качественной профессиональной подготовки преподавателей [4], концертмейстеров и специалистов в отрасли культуры и искусства.

В течение трех последних лет тридцать детских школ искусств Пензенской области приобрели оборудование, музыкальные инструменты за счет средств федерального и регионального бюджетов. В 2019 году в рамках федеральной программы 16 детских музыкальных и школ искусств Пензенской области получили пианино отечественного производства, а в 2020 году в рамках реализации национального проекта «Культура» музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы получила детская школа искусств «Гармония» г. Пензы. В текущем учебном году осуществлена поставка новых музыкальных инструментов (24 фортепиано), согласно соглашениям Министерства культуры РФ и Минпромторга России о поставке музыкальных инструментов. Наличие качественных музыкальных инструментов в ДШИ - один из основных критериев профессиональной подготовки музыканта-исполнителя. В рамках реализации

плана мероприятий по развитию концертной деятельности в сфере академической музыки в Пензенской области с 2020 по 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Пензенской области от 03.04.2020 года, планируется работа по улучшению материально-технического обеспечения ДМШ и ДШИ, организация и проведение творческих мастер-классов для одаренных детей и талантливой молодежи, поддержки и развития кадрового потенциала специалистов, региональным центром осуществляется организация и реализация программ повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Активное участие, организация, проведение творческих и концертных мероприятий, конкурсов, культурных проектов становятся яркой составляющей для всех участников образовательной деятельности. Победами в значимых фестивалях, конкурсах музыкального исполнительского искусства и художественного творчества отмечены учащиеся ДШИ Пензенской области. Ежегодно около 2 000 одаренных детей принимают участие в международных, российских и межрегиональных профессиональных фестивалях, конкурсах, выставках, около 300 из них становятся победителями и лауреатами. Ежегодно сборная творческая команда Пензенской области достойно представляет регион на молодежных Дельфийских играх России и входит в первую десятку официального командного первенства среди регионов России. Несмотря на год с особыми условиями ограничений и представления творческого таланта в сфере искусства, проведена качественная организационная работа по участию учащихся образовательных организаций сферы культуры и искусств Пензенской области в XIX Молодежных Дельфийских играх России, где таланты и творческая молодежь выступили в пяти номинациях (эстрадный вокал, народное пение, цирковое искусство, художественное чтение, изобразительное искусство). По итогам конкурсных участий в 2020 году представители Пензенского региона стали Лауреатами XIX Дельфийских игр и получили Золотую и Серебряную медали игр в номинации «Народное пение», а специальными дипломами отмечены конкурсанты номинаций «Цирковое искусство» и «Художественное чтение». Юные таланты и творческая молодежь образовательных организаций культуры и искусств становятся претендентами на получение премии Губернатора Пензенской области (среди них лауреаты областного творческого конкурса студентов средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств «Дебют», лауреаты областного конкурса художественного творчества «Одаренные дети»). Кроме того, в 2020 году студенты Пензенского колледжа искусств (номинации «Театральное искусство») стали победителями Общероссийского конкурса «Молодые дарования России». С целью поддержки и развития одаренных детей ежегодно с 2018 года в регионе проводится Фестиваль лауреатов «Пензенские ласточки» с участием одаренных детей, успешной и талантливой молодежи, ставшими лауреатами престижных творческих конкурсов и фестивалей в прошедшем году. Около 200 юных пензенцев принимают участие в гала-концерте форума и награждаются Благодарственными письмами Губернатора Пензенской области и памятными подарками. В апреле 2021 года планируется проведение Четвертого регионального фестиваля лауреатов «Пензенские ласточки». Стало традиционным проведение и регионального конкурса юных музыкантов «Камертон», который открывает новые таланты учащихся детских музыкальных и школ искусств Пензенской области. Более 700 участников стали обладателями званий лауреатов и дипломантов разноуровневых конкурсов. Необходимо отметить, что коллективные виды творчества - хоровые коллективы детских школ искусств - активные участники региональных этапов Всероссийского хорового фестиваля и праздничного хорового концерта, посвященного

Библиографический список

Дню славянской письменности и культуры, которые традиционно проходят на площадках ГАУК ПО «Пензаконцерт».

В 2020 году совместно с Министерством культуры и туризма Пензенской области разработан регламент и утверждены Положения региональных конкурсов «Лучшая детская школа искусств Пензенской области» и «Лучший преподаватель ДШИ», направленных на сохранение и развитие музыкального искусства и художественного образования в Пензенской области, выявление и поддержку лучших преподавателей и лучших реализуемых практик работы ДШИ. Организатором конкурса является региональный Центр развития образования в сфере культуры и искусства ГБПОУ «Пензенский колледж искусств». Конкурсы имеют высокую значимость для системы художественного образования, способствуют эффективному личностному профессиональному развитию участников, являясь инструментом престижа творческих профессий.

Для достижения поставленных целей и совершенствования деятельности ДШИ, внедрения эффективных моделей управления, направленных на повышение качества дополнительного образования в сфере культуры и искусства Пензенской области, необходимо рассматривать детские школы искусств как образовательные кластеры в сфере искусств с первоочередной предпрофессио-нальной направленностью, как социокультурный центр, культурно-образовательный центр с информационно-образовательной деятельностью, возможностями проектной реализации, как институт воспитания с научно-методической и творческой деятельностью. В настоящее время есть проблемные вопросы охвата доли детей, обучающихся по предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств, и это связано с поздним «включением» детских школ искусств в реализацию предпрофессиональных программ в регионе (с 2016 года) и объективным отсутствием необходимой материально-технической базы. Отмечаем, что слабая сторона материально-технического ресурса оснащенности ДШИ, наличие проблем в кадровой политике, вопросах обеспечения ДШИ высококвалифицированными кадрами снижает уровень полноты реализации пред-профессиональных программ [5]. Ежегодно данная работа целенаправленно развивается в лучшую сторону, и по итогам 2020 года все ДШИ региона реализуют программы предпрофессиональной направленности.

Сохраняется проблема удельного веса бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств, от общего объема бюджетных средств: при плановых цифрах в 60%, в Пензенском регионе данный параметр равен 21,3%. Эти показатели находятся в контрольной, управленческой деятельности и финансово-экономического сопровождения деятельности ДШИ учредителями. Поэтому следует отметить, что в настоящий момент крайне необходимы инструменты для более конструктивных рекомендаций учредителям ДШИ в субъектах по обеспечению реализации предпрофессиональных программ (доли бюджетных средств, направляемых на эти программы) для достижения целевых показателей при формировании муниципального задания.

Таким образом, региональная система художественного образования сферы культуры Пензенской области рассматривает приоритетным утверждение статуса детских школ искусств в первичной реализации дополнительных предпро-фессиональных образовательных программ, сопровождающихся воспитанием, духовным развитием, концертно-творческой составляющей каждого ребенка [6]. Целенаправленная и стратегически верно выстроенная работа по поддержке и развитию системы художественного образования в Российской Федерации остается одной из приоритетных задач государственной политики на долгосрочную перспективу.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012, № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта и ее структурные компоненты. Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э.Б. Абдуллина): сборник научных статей. Москва: МПГУ, 2010: 104 - 115.

3. О направлении для использования в работе Плана мероприятий («дорожной карты») по перспективному развитию ДШИ на 2018 - 2022 гг. и методических рекомендаций по его реализации. Письмо Министерства культуры РФ от 24 января 2018 г № 217-06-02. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71771584/#ixzz6qQahAkTr

4. Черватюк П.А. Контекстно-компетентностный подход в высшем образовании: сравнительный анализ научных взглядов, концепций и технологий реализации. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019; № 1: 7.

5. Зауэрвайн Л.Т. Детские школы искусств в системе многоуровневого художественного образования. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016; № 37: 171 - 175.

6. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Москва: Прометей, 2013.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012, № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Majkovskaya L.S. 'Etnokul'turnaya tolerantnost' pedagoga-muzykanta i ee strukturnye komponenty. Metodologiya pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya (Nauchnaya shkola 'E.B. Abdullina): sbornik nauchnyh statej. Moskva: MPGU, 2010: 104 - 115.

3. O napravlenii dlya ispol'zovaniya v rabote Plana meropriyatij («dorozhnoj karty») po perspekiivnomu razvitiyu DShI na 2018 - 2022 gg. i metodicheskih rekomendacij po ego realizacii. Pis'mo Ministerstva kul'tury RF ot 24 yanvarya 2018 g. № 217-06-02. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71771584/#ixzz6qQahAkTr

4. Chervatyuk P.A. Kontekstno-kompetentnostnyj podhod v vysshem obrazovanii: sravnitel'nyj analiz nauchnyh vzglyadov, koncepcij i tehnologij realizacii. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019; № 1: 7.

5. Zau'ervajn L.T. Detskie shkoly iskusstv v sisteme mnogourovnevogo hudozhestvennogo obrazovaniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016; № 37: 171 - 175.

6. Abdullin 'E.B. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. Moskva: Prometej, 2013.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.