Научная статья на тему 'МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)'

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM OF HIGHER EDUCATION / ETHNIC CULTURE / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Е. Л., Сибиркина Е. Н.

В статье описывается разработанный модуль профильной подготовки «Педагогическая деятельность по этнокультурному образованию детей дошкольного возраста» по основной профессиональной образовательной программе высшего образования. Особенностью предлагаемого модуля являлось рассмотрение его содержания как этнопедагогического компонента в рамках историко-культурных традиций народа коми. Представленные в статье материалы позволяют использовать разработанное содержание модуля с целью формирования этнокультурной компетентности обучающихся как основы эффективного этнокультурного образования детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULE-COMPETENCY BUILDING APPROACH IN DESIGN OF THE MAIN PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION PROGRAM ON ETHNOCULTURAL CONTENT (AS EXEMPLIFIED BY THE MAIN PROFESSIONAL PROGRAM OF HIGHER EDUCATION 44.03.02 PSYCHOLOGYCAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION)

The article describes the developed module of the profile training “Pedagogical activity in the ethnocultural education of preschool children” of the main professional educational program of higher education. The peculiarity of the proposed module was the consideration of its content as the ethno-pedagogical component within the framework of the historical and cultural traditions of the Komi people. The materials presented in the article make it possible to use the developed content of the module in order to form the ethnocultural competence of students as the basis for effective ethnocultural education for children of preschool age.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147 DOI: 10.34130/2233-1277-2020-1-186-197

Е. Л. Егорова, Е. Н. Сибиркина

СГУ им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

Модульно-компетентностный подход в проектировании основной профессиональной программы высшего образования на основе этнокультурного содержания (на примере основной профессиональной образовательной программы высшего образования 44.03.02 Психолого-педагогическое образование)

В статье описывается разработанный модуль профильной подготовки «Педагогическая деятельность по этнокультурному образованию детей дошкольного возраста» по основной профессиональной образовательной программе высшего образования. Особенностью предлагаемого модуля являлось рассмотрение его содержания как этнопедагогического компонента в рамках историко-культурных традиций народа коми. Представленные в статье материалы позволяют использовать разработанное содержание модуля с целью формирования этнокультурной компетентности обучающихся как основы эффективного этнокультурного образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа высшего образования, этническая культура, этнокультурное образование, этнокультурная компетентность.

E. L. Egorova, E. N. Sibirkina

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar

© Егорова Е. Л., Сибиркина Е. Н., 2020

186

Module-Competency Building Approach in Design of the Main

Professional Higher Education Program on Ethnocultural Content (as Exemplified by the Main Professional Program of HigherEducation 44.03.02 Psychologycal and Pedagogical Education)

The article describes the developed module of the profile training "Pedagogical activity in the ethnocultural education of preschool children" of the main professional educational program of higher education. The peculiarity of the proposed module was the consideration of its content as the ethno-pedagogical component within the framework of the historical and cultural traditions of the Komi people. The materials presented in the article make it possible to use the developed content of the module in order to form the ethnocultural competence of students as the basis for effective ethnocultural education for children of preschool age.

Keywords: the main professional educational program of higher education, ethnic culture, ethnocultural education, ethnocultural competence.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций является приоритетной целью Национального проекта РФ «Образование» (созданного по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 № 204] [1, с. 2].

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, зафиксированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, является принцип «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [2, с. 3].

Приоритетной целью этнокультурного образования в Республике Коми, согласно Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020 гг. (приказ Министерства образования Республики Коми № 255 от 23.11.2015 г.], выступает формирование современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования. В данной

концепции этнокультурное образование детей и молодежи рассматривается как важнейший способ передачи знаний подрастающему поколению и возможность сохранения и развития этнической самобытности народа, формирование гражданско-национальной идентичности [3].

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в области проектирования и реализации этнокультурного компонента содержания в работе с дошкольниками становится результатом реализации стратегических документов как федерального, так и регионального уровня.

Педагог и родители, по мнению психологов и педагогов, способны стать трансляторами этнокультурных знаний и опыта. Е. С. Бабунова отмечает, что именно педагог, по праву своей общественно значимой деятельности должен донести до ребенка этнокультурный опыт народа [4, с.46]. Данная мысль прослеживается и в трудах А. Б. Афанасьевой, которая указывает, что «обладание этнокультурной компетентностью и проблемы ее формирования имеют особую значимость для педагогов, так как своей профессиональной деятельностью они осуществляют процесс трансляции культуры в обществе» [5, с. 191].

Этнокультурная компетентность педагогов является важной составляющей в структуре общей профессиональной компетентности. Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность студента изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Формирование этнокультурной компетентности предполагает изначальное введение личности в родную культуру, а затем и в иные [6].

Проблемой этнокультурной подготовки педагогов занимались А. Б. Афанасьева [7], Е. С. Бабунова [8], Г. Н. Волков [9], Б. С. Гершун-ский [10], Н. В. Кузьмина [11], Г. Н. Сериков [12] и другие.

Изучение психолого-педагогической литературы и анализ практики работы образовательных организаций позволили определить необходимость поиска ответов на нерешенные вопросы по проектированию и реализации основ становления этнокультурной компетентности будущих педагогов дошкольного образования и трансляции этнокультурного содержания в практику работы с детьми дошкольного возраста в Республике Коми. Становится ак-

туальным разрешение противоречия между потребностями современного общества в педагоге-трансляторе этнической культуры и возможностями проектирования и реализации содержания профессиональной подготовки по основной профессиональной образовательной программе высшего образования с включением модуля этнокультурной направленности.

Выявленное противоречие позволило обозначить цель исследования, которая заключается в поиске эффективных организационно-педагогических условий проектирования модуля этнокультурного содержания в основной профессиональной образовательной программе высшего образования по подготовке педагогов дошкольного образования.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение; моделирование]; диагностические (анкетирование; тестирование); эмпирические (изучение опыта работы образовательных организаций; нормативной и учебно-методической документации, педагогический эксперимент].

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина».

Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе обосновывалась актуальность проблемы исследования, определялась тема и формулировка методологического аппарата исследования.

На втором этапе осуществлялся теоретический анализ существующих методологических подходов в психолого-педагогической, этнографической, научной литературе, диссертационных работах по проблеме, а также теории и методики педагогических исследований.

На третьем этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и проектировочный (преобразующий] этапы педагогического эксперимента.

На четвертом этапе осуществлялся анализ результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов.

На основе критериев и показателей этнокультурной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, предлагаемой Е. С. Бабуновой, нами было проведено анкетирование обучающихся (будущих педагогов дошкольного образования]. Целью анкетирования было выявление этнокультурной компетент-

ности обучающихся в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом историко-культурного своеобразия региона (Республики Коми]. Вопросы анкеты были сгруппированы по трем критериям: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, действенно-практический. Всего исследованием было охвачено 93 респондента.

Анализ анкет показал следующие результаты по информационно-познавательному критерию: 27 % респондентов владеют знаниями специфики культуры и традиций народа коми, 10 % респондентов интересуются культурой своего региона, хотят глубже узнать специфику и своеобразие культуры народа коми. По эмоционально-ценностному критерию результаты были достаточно средними, так 47 % респондентов считают этнокультуру ценностью, необходимой для использования в профессиональной деятельности, и убеждены в необходимости сохранения и передачи этнокультурного наследия детям. Результаты по действенно-практическому критерию были продемонстрированы как низкие (т. е. ниже достаточного уровня] - только 8 % респондентов готовы, по их мнению, к участию в этнокультурных мероприятиях с детьми.

Таким образом, большинство респондентов (82 %) затрудняются в определении сущностной характеристики этнокультурного образования, средств, методов и приемов воспитания детей в поликультурной среде, моделировании системы этнокультурного образования дошкольников и организации взаимодействия с родителями по этнокультурному образованию, но при этом выразили готовность к интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Необходимость формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов потребовала проектирования основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагогика и психология дошкольного образования») с включением содержания этнокультурной составляющей, направленной на изучение и практическое овладение ценностями народной культуры, воспитания личности в этнокультурных традициях.

В рамках проектирования основной профессиональной образовательной программы высшего образования был разработан мо-

дуль профильной подготовки «Педагогическая деятельность по этнокультурному образованию детей дошкольного возраста» (см. рисунок 1). Особенностью предлагаемого модуля являлось рассмотрение его содержания как этнопедагогического компонента в рамках историко-культурных традиций народа коми.

•и

Результаты освоения блока:

■ ГЧЛаДЁГ ГИ & и Г.. 0]'| .11 и и СиАдРчшммн ОС|>5еГ1Г1ГрСТ>ТТ{ раЯмнгия ГСОЧК Г5 СОС. г.1 ий

рассийскотогосударства, советский стеркойи истдрии Коми края:

■ ЛПЯМЙМЛТПЛ Г ТШД^ПГПО, 1МИГМ Ку.гЬТурЫ, ПУ/уНИ, ИГКуГГГГКЯ 1№МИ культур!,";

* Л 11г1 СфМ I' 'I М I I/ ПШПРШКН'МЧМИ '[5ИЯ || 1.1111 к И ;|уУ1111НГЙ ИЛ'^М'урМ, |!11,1|1Г||- ||1|Г1М."ГУМк

ятнипеского склада ягнолл. птночпенип и ияаимо действия народ! £ природой и другими ятнхческнии группа ми. слосАЙани1 лолучекив инфдрмагптк и передачи ее от поколения к

ИОКСЫЛЫШЦ

Методнко-этнографнческнн блок

Результаты ишис-иил блика; Обрдошштслышн «Гкипнлнтельнда ри^ишис»

* применение студентами историка-краеведческого и эт н окул ътурнога материала в

РсШС.¥СС! иДЬ'ЮЛН ДОШКС Л1г1.101.Х1 НСШрН1Л<1!

* осиоеттз студентами культурных традиций" п социально-ценностных ориентиров, ИЦИШШ^-Ку/Л/Т^'рИЫХ и жторичздки.ч.о)сдш*ш.

Нбразпвате^ьнал лЙллсть-нХудомй&ствйнно-ягтйтнтесиос разкигне» - оода/ючпю студоитимн из кии шли п ириса- и-ичкикн у л си. ил мл и ид ты к или и

ПМШИГММ.'к! ГИИ ДОШКНЛ1. МКОВ I ||[11Ж.11И^1!ИИЫМИ НИ И-С ДСГКР.СИ л К~П![К |-|-у[1 ■•■ и

фольклора, музыкальными инструментами, музыкальным фольклора^, народным и декератиз но-прикладным искусством ном л.

О^рИ^СкЦ^'ГСЛШЛН »П.иц'Г!. 4« Р^ЧиииЧ' ^1:]ИЦ1ги<■»

* овладение- студентами сенеками языковой культуры кокк. капраздонкой на иипукимлс.сил' елгшшшшхн предмет!* к сбьаслш JTi.io.nyj штурм на. родном яшли-;

* тракелн ция огдельн ы>: яз ы ко к ых единиц на родном языке.

О б ра» йш Нтс л ьна н область «Соин^'шиш-комлт.'иикатшлше разин'! не»

* оз накомлехие с нацнанал ьн ыми п разд ккка ми, традициями н о йычзим и. Обрьмсшатсльнан область -ифшич^снис рНЭШПНС»

« иыладенн^ подвижными ыа.рсдны.кл и.раян коми народа..

Формируемые этнокультурные компетенции

,1Ш0.В 1С НС ли лиоишши ниф^р.чиционло-нсинанич'и'ноюю МЯтерНЗДй ПС ЭТНикуЛШуре народа качн з оПрязсвателъной деятельности с детьми;

сиоючеп ориентироваться и иглигрлфнчеекпя и региональны а исзбенностни

ЯТНПКуЛЪТурЪГ КОМИ нярпда;

гичи-и к и-рладенню ивлистшчми пррдсин^еыш.чп и нар^диил культуре дими иак^дии^м я культурно м комплексе;

J'□'JCIJ9 и ДСМ.011.СТрШШН ТШИфьНЧЧШГО К хктсриддноиалыиз^ СОСИКНИАИ. способен к по знават ел вне-творческой активности з пэнсково-исслсдозатсльскои.. тчор чес.еий^ худтоиеп игиие; -гиор1и дгя сгльискдп атиоориептиронанн он но и рамлеммасти;

к оилвдел^к? ком .1Л ежим умений к иииллш! лс! ерпшх^ашш оФр^идошпедындч? процесса в допгколкной ярганняагрт с учетам эти огсугн тузн п го сй/нзржани.т.

Рисунок 1. Модуль профильной подготовки «Педагогическая деятельность по этнокультурному образованию детей дошкольного возраста»

Теоретико-методологическими подходами проектирования модуля профильной подготовки явились:

• системно-деятельностный подход;

• культурологический подход;

• этнокультурный подход.

Результаты освоения модуля были направлены на становление и обогащение трех компонентов этнокультурной компетентности: информационно-познавательного, эмоционально-ценностного, действенно-практического.

Основными результатами освоения модуля являлись:

• интерес студентов к информационно-познавательному материалу по этнокультуре народа коми;

• ориентирование в этнографических и региональных особенностях культуры коми народа, овладение целостными представлениями о народной культуре коми как едином этнокультурном комплексе;

• становление (наличие] толерантного и интернационального сознания;

• становление познавательно-творческой активности студентов через включение их в поисково-исследовательскую, проектную, художественно-творческую деятельность этноориентированной направленности;

• комплекс знаний, умений, навыков по организации образовательного процесса в дошкольной организации с учетом этнокультурного содержания.

Принципами проектирования и реализации модуля являлось:

• научность - соответствие содержания этнокультурного образования уровню развития современной психолого-педагогической науки;

• систематичность - последовательное пошаговое изучение этнокультурного содержания, от особенностей материальной и духовной культуры до способов получения информации и передачи ее от поколения к поколению;

• интегративность - взаимопроникновение и единство целей, задач, содержания и методики этнокультурного образования;

• блочность - этнокультурное содержание каждого учебного курса представлено целостно, завершенно, полно и логично в виде блоков;

• трансферность - практическая направленность и возможность передачи этнокультурного содержания в процессе профессионально-педагогической деятельности будущего педагога;

• вариативность - взаимозаменяемость и подвижность блоков и тем внутри каждого элективного курса;

• гибкость - изменение, дополнение и включение новых учебных курсов с этнокультурным содержанием с учетом интересов и потребностей общества;

• культуротворчество - сохранение, созидание ценностных отношений в обществе и становление культурной личности.

Особенностью разработки программ дисциплин, входящих в состав модуля этнокультурной направленности, является блочное планирование содержания, в котором выделяются теоретико-этнографический и методико-этнографический блоки.

В теоретико-этнографическом блоке модуля раскрываются вопросы историко-культурного краеведения и этнографии народа коми. В методико-этнографическом блоке модуля рассматриваются вопросыэтнокультурноговоспитанияиобразованиядошкольников.

Содержание предполагает практическую работу студентов, направленную на разработку содержания, методов и методических приемов, форм организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по реализации этнокультурного содержания в различных видах детской деятельности.

Такая структурированность содержания модуля основной профессиональной образовательной программы высшего образования позволила последовательно и планомерно формировать у будущих педагогов дошкольного образования целостное представление о традиционной этнокультуре народа коми и ее возможностях в приобщении ребенка-дошкольника к этнокультуре социума.

В ходе реализации модуля этнокультурной направленности основной профессиональной образовательной программы высшего образования для нас важно было увидеть и проанализировать динамику сформированности этнокультурной компетентности обучающихся при определении организационно-педагогических условий. В процессе проектировочного (преобразующего] этапа были проанализированы изменения по трем обобщенным критериям и их показателям (по аналогии с диагностическим этапом педагогического эксперимента].

Анализ данных по изменению уровня этнокультурной компетентности обучающихся показал, что по информационно-познавательному критерию 67 % респондентов знают специфику культуры и традиций народа коми, сущностные характеристики этнокультурного образования детей, средства, методы и приемы воспитания детей в поликультурной среде; 63 % респондентов интересуются культурой своего региона, осознают необходимость интеграции народных традиций в образовательный процесс детского сада; 70 % респондентов знают специфику педагогической работы в поликультурной образовательной среде, средства, методы и приемы интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

По эмоционально-ценностному критерию результаты также повысились: 87 % респондентов считают этнокультуру ценностью, необходимой для использования в профессиональной деятельности, и убеждены в необходимости сохранения и передачи этнокультурного наследия детям, осознают важность воспитания детей в духе этнокультурных традиций региона.

Результаты по действенно-практическому критерию тоже стали выше: 69 % респондентов проявили способность моделировать систему этнокультурного образования дошкольников, продемонстрировали умения в подборе и разработке дидактических материалов по этнокультуре региона для детей дошкольного возраста, использованию различных форм, средств и методов этнокультурного образования детей; 73 % респондентов способны организовывать взаимодействие с родителями воспитанников по этнокультурному образованию.

Таким образом, существенная положительная динамика по трем обобщенным критериям и их показателям сформированности этнокультурной компетентности обучающихся свидетельствует об эффективности реализованных организационно-педагогических условий:

1. Теоретическое обоснование, проектирование и апробация модуля этнокультурного содержания в основной профессиональной образовательной программе высшего образования, включающего цель и задачи, принципы, содержание, формы, методы, методические приемы обучения.

2. Блочное проектирование содержания модуля, включающее теоретико-этнографический и методико-этнографический блоки, обеспечивающее поэтапное и системно-деятельностное изучение историко-этнографического материала региона, психолого-педагогических и методических аспектов освоения элементов эт-нокультуры обучающимися.

3. Методическое сопровождение становления компетентност-ного и деятельного компонентов этнокультурной образованности личности будущих педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая результаты исследований искусствоведов и этнографов по вопросам этнической культуры коми, можно утверждать, что элементы этнокультуры имеют неоценимое значение для становления и развития личности в педагогическом процессе образовательных учреждений Республики Коми, поскольку отражают мировосприятие народа, его ценности и идеалы, представления о красоте и совершенстве форм.

На основе этого важным становится подготовка кадрового потенциала Республики Коми - осведомленного, владеющего, познающего, имеющего опыт деятельности в области этнокультурного образования.

В качестве содержания этнокультурного образования, направленного на формирование этнокультурной компетенции обучающихся по профилю «Педагогика и психология дошкольного образования» в рамках проектирования основной образовательной программы высшего образования, может выступать модуль профильной подготовки «Педагогическая деятельность по этнокультурному образованию детей дошкольного возраста».

Этнокультурная и краеведческая направленность в новых модулях профильной подготовки будет способствовать воспитанию и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализации.

Библиографический список

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018)

3. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020 гг. URL: http://dsov8usinsc.ucoz.ru/images/koncepcija razvitija ehtnokulturnogo obrazovanija.pdf)

4. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : монография 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2015.

5. Афанасьева А. Б. Воспитание этнотолерантности подростка в семье : словарь / под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: Нестор, 2005. 316 с. (Серия: В помощь классному руководителю).

6. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности. URL: http://www.narodru.ru/smi2490.html.

7. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 3. С. 189-194.

8. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... док. пед. наук. Челябинск, 2009. 46 с.

9. Волков Г. Н. Традиционная культура воспитания в подготовке учителя // Пути совершенствования подготовки педагогических кадров : матер. респ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 1990. С. 20-23.

10. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практика-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.

11. Кузьмина Н. В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Изв. Рос. Акад. образования. 2000. № 1. С. 19-29.

12. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Presidential Decree of May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. (accessed 23.06.2019)

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 27.06.2018) «Ob obra-zovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on 27.06.2018) "On education in the Russian Federation"].

3. Koncepciya razvitiya etnokul'turnogo obrazovaniya v Respublike Komi na 2016-2020 gg. [The concept of development of ethnocultural education

in the Komi Republic for 2016-2020]. Available at: http://dsov8usinsc.ucoz. ru/images/koncepcija razvitija ehtnokulturnogo obrazovanija.pdf (accessed 23.06.2019)

4. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya stanovleniya etnokul'turnoj obrazovannosti detej doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical strategy of the formation of ethno-cultural education of preschool children]. Moscow, Flinta, 2015, 373 p. (In Russ.)

5. Afanas'eva A. B. Vospitanie etnotolerantnostipodrostka vsem'e [Ethnocul-tural education: essence, structure of content, problems of improvement]: Slovar' / pod obshch. red. A. G. Kozlovoj / Seriya: V pomoshch' klassnomu rukovoditelyu. Saint-Petersburg, Nestor, 2005, 316 p. (In Russ.)

6. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul'turnoj kompetentnosti [Formation of ethnocultural competence]. Available at: http://www.narodru.ru/smi2490. html. (accessed 23.06.2019)

7. Afanas'eva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost, struktura soderzhaniya, problemy sovershenstvovaniya [Educating teenager's ethnotoler-ance in the family]. Problemy pedagogiki i psihologii, 2009, № 3, pp. 189-194. (In Russ.)

8. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya stanovleniya etnokul'turnoj obrazovannosti detej doshkol'nogo vozrasta: Avtoref. cand. diss. [Pedagogical strategy of the formation of ethnocultural education of preschool children]. Chelyabinsk, 2009, 46 p. (In Russ.)

9. Volkov G. N. Tradicionnaya kul'tura vospitaniya v podgotovke uchite-lya [Traditional culture of education in the teacher's training]. Puti sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskih kadrov: mater, resp. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 1990, pp. 20-23. (In Russ.)

10. Gershunskij B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (V poiskah prak-tika-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij) [Philosophy of education for the XXI century (In search of practice-oriented educational concepts)]. Moscow, Sovershenstvo, 1998, 608 p. (In Russ.)

11. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskij podhod k povysheniyu kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya [Acmeological approach to improving the quality of training of education specialists]. Izv. Ros. Akad. obrazovaniya, 2000, № 1, pp. 19-29. (In Russ.)

12. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih system [Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems]. Moscow, 1999, 272 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.