Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пекарская Л.В., Кузина И.В.

В статье представлен комплексный поход формирования системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в школе как актуального направления национального проекта «Образование» и путей достижения федеральных показателей эффективности регионального механизма управления качеством образовательных результатов. Авторами представлен практический опыт содержания деятельности МАОУ «СОШ № 5» города Сатки Челябинской области - опорной площадки ГБУ ДПО РЦОКИО по формированию системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся как эффективной формы системной деятельности в сопровождении обучающихся школы в социальной и профессиональной ориентации, в выборе жизненного пути и профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX APPROACH TO FORMATION OF WORK SYSTEM ON SELF-DEFENITION AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS AT SCHOOL

The article presents complex approach to formation of work system on self-definition and profesional orientation of students at school as up-to-date direction of national project «Education» and ways of achieving federal e ectiveness indicators of regional mechanism for managing education quality results. The authors present practical experience of activity content in Municipal Autonomous Educational Institution «Secondary School №5» in Satka, Chelyabinsk region, and in Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education in formation of work system on self-defenition and professional orientation of students as an e ective form of systemic activity attended by school students in social and professional orientation, in choice of life journey and professional activity

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Информационный ресурс экспертов в сфере оценки качества образования как эффективный инструмент развития РСОКО

Vostryakova O.V. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Tomin B.P. - Head of the Administration of Educational System Informational Support, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37.048.4

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Л.В. Пекарская, И.В. Кузина

В статье представлен комплексный поход формирования системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в школе как актуального направления национального проекта «Образование» и путей достижения федеральных показателей эффективности регионального механизма управления качеством образовательных результатов.

Авторами представлен практический опыт содержания деятельности МАОУ «СОШ № 5» города Сатки Челябинской области - опорной площадки ГБУ ДПО РЦОКИО по формированию системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся как эффективной формы системной деятельности в сопровождении обучающихся школы в социальной и профессиональной ориентации, в выборе жизненного пути и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, профессиональная ориентация, комплексный подход в педагогике, принцип преемственности в образовании, профессиональная проба.

Выбор профессии - одно из важных и сложных решений в жизни человека. Современная молодёжь испытывает значительные сложности в выборе профессии и недостаточ-

но подготовлена/адаптирована в силу объективных и субъективных причин к требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда. Сложность состоит в том, что некоторые профессии становятся менее актуальными и востребованными и появляются новые в силу диверсификации экономических процессов в стране и мире, соответственно особую значимость приобретает процесс социальной и профессиональной ориентации молодежи в выборе жизненного пути и профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация - это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности [4]. Профессиональная ориентация как часть образовательной системы в образовательных организациях находит отражение в федеральных и региональных документах сферы образования, цель которой максимально адаптировать под современные условия подрастающее поколение для решения социально-экономических задач.

Развитие системы профориентации в рамках Национального проекта «Образование» предполагает развитие следующих направлений работы: разработка системы

ранней профориентации, развитие профилиза-ции в школах сельской местности и малых городов, совершенствование преподавания предмета «Технология», использование возможностей вузов и высокотехнологичных организаций для профориентации и профили-зации школьников, развитие сети детских технопарков «Кванториум».

Конкретизированы задачи системы образования, связанные с профессиональным самоопределением обучающихся:

развитие системы управления образованием;

повышение информированности обучающихся о профессиях;

предоставление возможности попробовать себя в профессиях;

определение приоритетов профессионального образования.

Постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют корректировки в сфере подготовки специалистов, готовности к появлению новых профессий и, следовательно, периодического внесения коррективов в проектирующую систему сопровождения обучающихся [3]. Соответственно появляется острая необходимость выстраивать систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Достижение федеральных показателей эффективности регионального механизма управления качеством образовательных результатов/система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в рамках единой системы оценки качества образования является ориентиром для осуществления данного направления работы с применением комплексного подхода.

Комплексный подход в педагогике впервые был описан в 70-ые годы 20 века. Сущность комплексного подхода заключается в том, что он касается проектирования всех сторон и аспектов воспитательно-образовательной деятельности, а также оказывает влияние на различные факторы воспитания и образования. По своей природе комплексный подход близок к системному, требует соблюдения

взаимосвязи всех компонентов системы и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности [4].

При формировании системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся необходимо выделить системообразующие компоненты: выявление профессиональных предпочтений и склонностей к различным видам профессиональной деятельности, применение специальных методик и диагностик для выявления предпочтений для самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, система традиционных и специальных мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся направленных на популяризацию востребованных на рынке труда профессий, в том числе нацеленных на раннюю профориентационную работу, профильное обучение основанное на профессиональных интересах обучающихся и их намерениях в отношении продолжения образования, привлечение к взаимодействию организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, центров занятости населения, организаций высшего и среднего профессионального образования, потенциальных работодателей-представителей предприятий и представителей малого и среднего бизнеса, развитие конкурсного движения профориентационной направленности в территориях, в том числе привлечение к данной работе обучающихся-инвалидов/лиц с ОВЗ. Получение инвалидами/лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Указанная категория граждан нуждается в комплексной системе профориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности,

социализации и внесению личного вклада в развитие общества [3].

Таким образом, профориентация представляет собой системную деятельность, включающую все вышеперечисленные системообразующие компоненты, которые задают вектор формирования системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной организации.

В основе системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся МАОУ «СОШ № 5» города Сатки Челябинской области лежит принцип преемственности. Он предполагает постоянное обеспечение связи между уровнями образования в части работы по ознакомлению обучающихся с актуальными профессиями и помощи в самоопределении. В Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области [2] определены этапы профессионального самоопределения человека: от эмоционально-образного (старший дошкольный возраст) до совершенствующего (работающее население). Не будет преувеличением сказать, что значительная доля этого пути приходится на возраст от 7 до 18 лет, то есть на период получения общего образования. Перед школой, таким образом, ставится важнейшая стратегическая задача - создать условия, способствующие профессиональному самоопределению всех обучающихся с 1 по 11 класс.

С 2019 года в МАОУ «СОШ № 5» реализуется проект профориентационной направленности «Пусть меня научат» для обучающихся 1-4 классов. Целью проекта является создание условий для ранней профориентации младших школьников. Конечно, речь идёт не об осознанном выборе будущей профессии в 11 лет, а о знакомстве с профессиями, важными для родного города, формировании личного отношения к ним на основе познания их особенностей, требований к ним, их роли в развитии муниципалитета. В ходе реализации проекта проводятся диагностические мероп-

риятия, направленные на определение типа мышления и сферы интересов обучающихся. Объединение школьников из разных классов в микрогруппы на основании результатов диагностики способствует созданию творческой среды во временных коллективах, повышению активности и работоспособности. К реализации проекта привлекаются социальные партнёры - представители предприятий, организаций нашего города, индивидуальные предприниматели. В тесном взаимодействии с ними проводятся экскурсии и мастер-классы для обучающихся. Итогом реализации проекта становится участие творческих групп обучающихся в заключительном мероприятии выставке-презентации «Я знаю, как это делается!», на которой они представляют свои видеоролики и анимационные фильмы. Реализуемый проект позволяет по окончании начальной школы выстроить индивидуальный профориентаци-онный маршрут обучающегося на следующие 5 лет обучения в школе. Этот маршрут ежегодно корректируется, с учётом изменяющихся интересов и склонностей ребёнка, рекомендаций педагога-психолога, результатов диагностики и конечно в соответствии с изменениями, происходящими на рынке труда.

В организации работы по профессиональному самоопределению со школьниками 11-14 лет (5-7 классы) важнейшим направлением становится включение обучающихся в конкурсное движение профориентационной направленности. Это как федеральные и региональные конкурсы, так и мероприятия, организованные на муниципальном и институциональном уровне. Традиционно в школе проводится конкурс-фотовыставка «Лицо профессии», конкурс сочинений «Формула успеха». Прак-тико-ориентированный квест «Профессии моего города», организованный совместно с предприятиями-партнёрами, даёт возможность ребятам не только продолжить знакомство с предприятиями и профессиями, но и поучаствовать в мастер-классах, деловых играх, тренингах и т.д.

Работа с обучающимися 8-9 классов направлена, прежде всего на выявление способностей

и наклонностей обучающихся, формирование таких компетенций, как умение познавать себя: знать тип темперамента, осознавать особенности эмоционально-волевой сферы, прогнозировать и планировать свою деятельность. Именно на этом этапе проводятся индивидуальные и групповые консультации по профессиональному самоопределению,

диагностические мероприятия (анкетирование и тестирование), имеющие своей целью выявление предпочтений и склонностей обучающихся. Регулярно проводятся встречи с представителями образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, тематические родительские собрания, совместные проекты с организациями-партнёрами. Данные мероприятия помогают подросткам сформировать личностное отношение к предстоящему выбору.

В рамках этого направления работы систематически для обучающихся проводятся профессиональные декады. В мероприятиях принимают участие представители финансовых организаций, медицинских учреждений, аптек, образовательных организаций, пожарной части, администрации Саткинского муниципального района. В течение десяти дней обучающиеся знакомятся с деятельностью одной организации. Для них проводят экскурсии, профориентационные беседы, мастер-классы, представляют аннотации профессий. Эти формы профориентационной работы являются продуктивными и востребованными у обучающихся нашей школы, позволяют сложить общее представление о содержании трудовой деятельности той или иной профессии, ознакомиться с условиями труда, требованиями к сотрудникам на предприятиях и в организациях муниципального района.

В течение девяти лет в нашей школе обучение в 10-11 классах осуществляется по индивидуальным учебным планам, при формировании которых изначально учитываются будущие профессиональные потребности обучающихся. Кроме возможности вариативного выбора изучения предмета на базовом или профильном уровне, предлагается обучение на

элективных курсах профориентационной направленности: «Технический английский», «Биология и медицина», «Основы вожатского мастерства», «Педагогика и психология», <^еЬ-дизайн» и др. В 2021 году в школе открыт профильный психолого-

педагогический класс, в котором обучаются старшеклассники, планирующие дальнейшее обучение в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля. Социальными партнёрами в реализации данной программы выступили Южно-Уральский государственный гуманитарно-

педагогический университет и Саткинский горно-керамический колледж им. А. К. Савина (педагогическое отделение), МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад № 41» МАУ им. Г.М. Лаптева.

На элективных курсах профориентацион-ной направленности обучающиеся оценивают насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в той или иной профессиональной области, не просто получают информацию, а знакомятся с профессией на практике и осваивают первые начальные навыки в профессии, т.е. у них формируется субъективное представление о выбранной профессии появляется возможность - «примерить» ее на себя. В какой-то мере обучающиеся проходят в процессе обучения на элективных курсах «профессиональную пробу».

Профессиональная проба - профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием и, как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельно сти [1].

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии.

Работа по профессиональному самоопределению обучающихся на основе комплексного подхода требует согласованности действий всего педагогического коллектива. В рабочую группу по реализации этого направления деятельности школы входят классные руководители 1-11 классов, педагоги-психологи, советник по воспитанию во взаимодействии с социальными партнёрами. Их деятельность организует и координирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся сопровождается документационным обеспечением по всем компонентам управленческого цикла системы и представляется различными типами документов: концептуальными, процессуальными и управленческими, что позволяет систематизировать данное направление работы. Функционирование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся обязательно находит отражение в концептуальных документах нашей школы, в таких как: Программа развития образовательной организации, Положение о ВСОКО, основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования, основная образовательная программа среднего общего образования, План реализации Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Мониторинг показателей, анализ его результатов и адресные рекомендации отражены в процессуальных документах -нормативно-правовых документах о проведении мониторинга и утверждении его результатов. Заключительные компоненты управленческого цикла: меры и мероприятия, управленческие решения и анализ эффективности принятых мер, отражены в управленческих документах.

Таким образом, формирование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на основе комплексного подхода и в соответствии с

федеральными и региональными требованиями способствует: повышению компетентности руководителей и педагогов, мотивирует педагогов к непрерывному профессиональному развитию, позволяет продуктивно выстраивать взаимодействие с социальными партнёрами, повышать имидж образовательной организации, осуществлять обмен опытом и определять дальнейшую траекторию развития профо-риентационной работы не только на уровне отдельной общеобразовательной организации, но и в муниципалитете в целом. Соответственно, у обучающихся с раннего возраста формируется мотивационная готовность в выборе профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями и востребованностью на рынке труда, что способствует адаптации вчерашних школьников к требованиям современного общества для решения социально-экономических задач.

Список литературы

1. Егорова, Н. А. Выпуск журнала как профессиональная проба / Н. А. Егорова // Школа и производство. - 2006. - №7. - С.7-11.

2. Об организации работы по внедрению Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального сопровождения обучающихся Челябинской области в 2021-25 годах: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.01.2021 № 01/123 - URL: https://mmobr74.ru/uploads/100/6/docs/prikaz_1 23.pdf) (дата обращения: 12.04.2022).

3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/% D0%9C%D0%B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4 %D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9C%D0% B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D 0%B5%20%D 1 %80%D0%B5%D0%BA%D0%

BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D 0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D0% BF%D0%BE%20%D0%BE%D 1 %80%D0%B3 %D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0% B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8 %20%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D0%B2%D 0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8 %D1%8E%20%D0%9C%D0%A3%D0%9C-2021-1.pdf (дата обращения: 21.04.2022)

4. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии/ В. Е. Скачок, В. Н. Буций, Л. Ю. Петровская [и др.] // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 449-452. -URL: https://moluch.ru/archive/236/54904/ (дата обращения: 23.03.2022).

References

l.Egorova, N. A. Vypusk zhumala kak professional'naya proba / N. A. Egorova // Shkola i proizvodstvo. - 2006. - № 7. - S.7-11.

2.Ob organizatsii raboty po vnedreniyu Kontseptsii organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo

soprovozhdeniya obuchayushchikhsya

Chelyabinskoy oblasti v 2021-25 godakh: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.01.2021 № 01/123 - URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/docs/prikaz_1 23.pdf) (data obrashcheniya: 12.04.2022).

3.Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeni yu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh rayonov, gorodskikh i munitsipal'nykh okrugov i inykh organov, realizuyushchikh dannye polnomochiya. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/%D 0%9C%D0%B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4% D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9C%D0%B 5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 %

87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0 %B5%20%D 1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0 %B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B F%D0%BE%20%D0%BE%D 1 %80%D0%B3 % D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0 %D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20 %D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B2%D0% B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1 %8E%20%D0%9C%D0%A3%D0%9C-2021-1.pdf (data obrashcheniya: 21.04.2022)

4. Proforientatsiya starsheklassnikov kak osnova vyyavleniya interesov i formirovaniya budushchey professii / V. E. Skachok, V. N. Butsiy, L. Yu. Petrovskaya [i dr.] // Molodoy uchenyy. -2018. - № 50 (236). - S. 449-452. - URL: https://moluch.ru/archive/236/54904/ (data obrashcheniya: 23.03.2022).

Сведения об авторах

Пекарская Лариса Викторовна - методист отдела научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Кузина Ирина Васильевна - директор МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 5», г. Сатка

Information about authors Pekarskaya L.V. - Methodologist of the Department of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Kuzina I.V. - Director of Municipal Autonomous Educational Institution «Secondary School № 5», Satka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.