Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

450
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герус Е. А.

Рассматривается актуальная и значимая в настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков, обозначены варианты профориентационной работы со школьниками на примере физико-математического, химико-биологического лицеев и общеобразовательной школы. Сделан вывод о значении комплексной поддержки обучающихся в профессиональном самоопределении, важности системы профессиональной ориентации в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAREER GUIDANCE SYSTEM AS A MEANS TO SUPPORT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

The article deals with a relevant and important issue of professional self-determination of adolescents and describes options of career guidance for school students on the example of physics and mathematics, chemistry and biology lyceums and a secondary school. The conclusion is made about the importance of comprehensive support to students in professional self-determination and the significance of the career guidance system in modern society.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Раздел 3. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 371.047/.048:331.54 РО!: 10.17853/2686-8970-2022-1-115-123

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Екатерина Александровна Герус

учитель биологии и географии Лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга

аспирант кафедры теории и истории педагогики

института педагогики Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3889-8405

Аннотация. Рассматривается актуальная и значимая в настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков, обозначены варианты проф-ориентационной работы со школьниками на примере физико-математического, химико-биологического лицеев и общеобразовательной школы. Сделан вывод о значении комплексной поддержки обучающихся в профессиональном самоопределении, важности системы профессиональной ориентации в современном обществе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки, профессиональная ориентация, профориентация

Для цитирования: Герус Е. А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2022. № 1 (9). С. 115-123. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123.

© Герус Е. А., 2022 INSIGHT. 2022. № 1 (9)

115

Section 3. METHODS OF PEDAGOGICAL

EDUCATION

Original article

THE CAREER GUIDANCE SYSTEM AS A MEANS TO SUPPORT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

Ekaterina A. Gerus

Teacher of biology and geography

Lyceum № 40, Primorskiy district, Saint-Petersburg

Postgraduate student of the Department of Theory and History of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, Saint-Petersburg, Russia

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3889-8405

Abstract. The article deals with a relevant and important issue of professional self-determination of adolescents and describes options of career guidance for school students on the example of physics and mathematics, chemistry and biology lyceums and a secondary school. The conclusion is made about the importance of comprehensive support to students in professional self-determination and the significance of the career guidance system in modern society.

Keywords: professional self-determination, adolescents, professional orientation, career guidance

For citation: Gerus E. A. The career guidance system as a means to support professional self-determination of adolescents // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 115-123. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123.

Самоопределение в подростковом возрасте на протяжении многих лет является одной из актуальных тем педагогической и психологической теории и практики [1]. Исследования в области личностного и профессионального самоопределения, выбора профессии продолжают оставаться приоритетными и в современности. Сегодняшнее время характеризуется повышением значимости личности, большое внимание уделяется ее развитию и самоорганизации, поэтому изучение проблемы самоопределения в профессии, в том числе в контексте отношения к труду, вновь выходит на первый план. Наше исследование нацелено на выявление существующих вариантов комплексной поддержки профессионального самоопределения подростков. Для этого

116

ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)

была изучена научная литература по данной теме, рассмотрено влияние качества профориентации, его комплексных элементов на самоопределение в профессии, проведено эмпирическое сравнение опыта работы различных общеобразовательных учреждений (ОУ) в этом направлении.

Инновационные процессы в образовании меняют принципы подготовки будущего специалиста, у обучающегося необходимо сформировать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и такие качества, как мобильность, гибкость, коммуникабельность, самостоятельность, способность брать на себя инициативу, делать выбор и нести за него ответственность. В то же время проблема самоопределения человека в профессии является общественной, поскольку «связана с рынком труда, человеческим капиталом, направлением выявленных талантов в наиболее перспективные сферы деятельности» [2, с. 220]. Кроме того, одна из основных задач профориентационной работы - преодоление или сведение к минимуму противоречий, существующих между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодежи, которая не может или не хочет подстраиваться под реалии текущего дня, что неизбежно приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, неоправданному выпуску большого числа специалистов определенных специальностей, несостоятельным рейтингам престижности профессий и др. [3].

Таким образом, система профориентации должна решать большинство возникающих вопросов, положительно влиять на распределение человеческих ресурсов, адаптировать трудовые потенциалы субъектов к выбранной специальности, а также заниматься трудовым воспитанием подростков. Если работа по поддержке и развитию профессионального самоопределения ведется неэффективно, например, она не основывается на самооценке подростков, то в результате можно наблюдать снижение мотивации обучающихся, отсутствие самоопределения на отдельных этапах получения образования, что в конечном итоге приводит к проблемам в выборе профессии [4].

Современные социальные процессы актуализируют две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, стрем-

МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)

117

ление людей к самостоятельности и определенной автономизации от общества, а с другой - намерение социума усилить свою формирующую роль [5, 6]. Процесс становления личности в современном мире характеризуется переплетением указанных тенденций и укреплением в нем тех компонентов, которые способны их интегрировать. Одним из таких компонентов выступает социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. «Для самоопределения в профессии необходим адекватный уровень самооценки, профессиональной пригодности и профессионального намерения» [7, с. 113]. Профессиональное самоопределение является частью общего процесса социализации подростков, необходимым условием их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях [8].

В настоящее время проблема выбора профессии рассматривается в трех аспектах: в контексте социальной ситуации, в которой находится современная молодежь; с точки зрения самих подростков, определяющих будущий профессиональный путь; с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [9]. Анализ существующих противоречий приводит нас к возможным путям их разрешения и необходимости построения новой модели профориентации.

Профессиональное самоопределение школьников происходит по большей части за счет именно профориентационной работы. Во всех общеобразовательных учреждениях система ее различна, но тенденции во многом схожи. Обязанности по данному виду работы обычно возлагаются на заместителя директора по воспитательной работе или на социального педагога организации. Основная деятельность в этом направлении ведется в 9-11-х классах: учащиеся выбирают высшее образование или меняют среднее образовательное учреждение на профессиональное, и главной задачей школ становится помощь в определении верного направления. Такой подход является одной из проблем современного профессионального самоопределения: профориентационная работа осуществляется только с подростками старшего возраста, в то время как поддержка младших школьников тоже необходима, результативная профориентация - итог индивидуальной работы в течение нескольких лет.

В рамках исследования мы сравнили системы профориентации в трех образовательных учреждениях: физико-математическом, химико-

118

ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)

биологическом лицеях и средней общеобразовательной школе Приморского района Санкт-Петербурга [10, 11, 12]. Анализ основан на изучении сайтов ОУ (раздел «Профориентация», нормативные локальные акты) и беседах со специалистом-профориентологом физико-математического лицея.

Во всех исследуемых школах налажены партнерские взаимоотношения с высшими образовательными организациями, такое партнерство позволяет отслеживать профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, экскурсии в вуз, посещение открытых лекций, дни погружений в профессию и др. Основными партнерами физико-математического лицея являются Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, что соответствует профилизации образовательного учреждения. У других ОУ было выявлено неполное соответствие профилю партнеров, но это и не является препятствием для реализации партнерских взаимоотношений. Также стоит отметить сотрудничество школ с организациями дополнительного образования, специалисты «Дома детства и юношества» посещают 5-6-е классы с целью ранней профориентации. Во всех ОУ используются материалы таких проектов, как «Проектория», «Билет в будущее», учащиеся посещают мероприятия в рамках этих проектов.

Подразумевается, что специалист-профориентолог проводит проф-ориентационную работу с учащимися, однако ее расписание представлено только на сайте физико-математического лицея № 40 [10]. Отдельно стоит отметить, что в соответствии с отчетом за 2020-2021 гг. видно, что работа по профессиональному самоопределению реализуется с 5-го класса в разных адаптированных для младших подростков формах (игры, квесты). Общеобразовательная школа проводит консультации не только для своих учащихся, но и для родителей, а также педагогов, что, несомненно, демонстрирует комплексный подход в проф-ориентационной работе.

Многие ОУ включают в систему профессионального и личностного самоопределения такой метод отслеживания индивидуальных успехов школьников, как «папка достижений» («портфель достижений»). Она может создаваться еще в рамках начальной школы или

МвЮНГ. 2022. № 1 (9)

119

дошкольной организации, в ней накапливаются результаты обучения, награды, достижения в различных сферах. Участники образовательного процесса могут отслеживать динамику или ее отсутствие в определенных областях и по итогам анализа строить профессиональные и творческие траектории роста обучающегося. Некоторые результаты «папки достижений» приносят дополнительные баллы при поступлении в вузы: например, в некоторых университетах золотой значок ГТО дает 5 баллов, победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников получают добавочно 10 баллов. Вместе с тем ведение такого портфолио не является обязательным для ОУ и вводится школой самостоятельно. В химико-биологическом лицее № 554 Приморского района разработано Положение об учете личностных достижений обучающихся, в разделе «Мои перспективы» определены особенности фиксации успехов школьников и результатов мероприятий, связанных с их профессиональным самоопределением [11]. При создании и ведении портфолио обучающийся проводит непрерывную рефлексию собственной деятельности, что оказывает воздействие на формирование адекватного уровня самооценки, а в будущем положительно влияет на выбор направления профессиональной деятельности [13].

Стоит отметить, что в системе организации профориентации помимо классических методов деятельности часто используют инновационные. В физико-математическом лицее № 40 в соответствии с Положением о социальной практике обучающихся ведется работа по развитию социальной адаптации школьников, за счет чего осуществляется погружение в профессиональную деятельность (волонтерство, трудовые практики, организаторские и координирующие занятия) [10]. Старшие подростки получают опыт в различных сферах деятельности, анализируют собственные результаты. Формированию гибких навыков в лицее уделяется большое значение. Для их развития реализуется успешный инновационный проект - матрица soft skills, включающая в том числе «умный календарь» различных мероприятий, каждое из которых способствует формированию одного из навыков. Обучающийся строит свой индивидуальный маршрут, развивая свои умения шаг за шагом. Как известно, именно гибкие навыки являются «над-профессиональными», они обеспечивают результативность работы

120

ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)

в любой сфере деятельности. Такие навыки не являются предметными, а потому их называют универсальными. Данный вид работы в системе профессионального самоопределения можно охарактеризовать как весьма эффективный, так как обучающиеся ОУ самостоятельно (или с помощью педагога либо родителей, если речь идет о младших школьниках) формируют свой маршрут развития, что позволяет вести самоанализ и оценивать собственные возможности и перспективы. В то же время эта работа идет непрерывно (зачастую с начальной школы), что позволяет выстраивать взаимосвязанные и логичные маршруты в плане личностного и профессионального роста.

Изучив и проанализировав системы профориентации трех образовательных учреждений, можно сделать следующие выводы. Организация профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся должна реализовываться в рамках образовательных стандартов и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [14]. Каждая школа разрабатывает собственную систему профориентации, которая включает общие разделы (профориентационные мероприятия, тестирование и диагностики, анализ их результатов), а также дополняется компонентами, созданными или используемыми ОУ самостоятельно (дневники самооценки, развитие гибких навыков, профессиональные пробы, профессиональные лектории и др.) [15].

В современном обществе профессиональный выбор человека -это результат социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в итогах этого выбора. Например, в области профориен-тационной работы это непосредственно работодатели, сами обучающиеся и, конечно, их родители. Каждая из сторон заинтересована в высоком качестве профессионального самоопределения подростков на этапе обучения в образовательных учреждениях. Последние в этой системе выступают в роли посредников. Основная задача образовательного учреждения - это создать условия для взаимодействия между работодателем, обучающимся и родителем в контексте профессионального самоопределения [16]. Неоспоримым фактом является то, что современная система профориентации выходит за границы школьной, подключаются сторонние организации, службы занятости и др. Комплексная работа выводит профессиональное самоопределение на высокий уровень.

МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)

121

Список источников

1. Юсупова Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 315-317. URL: https://moluch.ru/archive/259/59435/.

2. Молодежный рынок труда: профессиональное самоопределение и современные трудовые предпочтения / С. М. Мальцева [и др.] // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 219-221.

3. Бучарская О. А., Невольниченко Н. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2019. № 12 (250). С. 254-257. URL: https://moluch.ru/archive/250/57452/.

4. Personal self-determination and moderating variables that impact efforts to promote self-determination / M. L. Wehmeyer [et al.] // Exceptionality. 2011. Vol. 19, is. 1. P. 19-30. https://doi.org/10.1080/09362835.2011.537225.

5. Afanasev V. V., Kunitsyna S. M., Nechaev M. P. Formation of the Environment of Professional Self-Determination in Russian Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). М.: Atlantis Press, 2019. C. 86-91. DOI: 10.2991/icdee-19.2019.16.

6. Ярлыкова О. В., Ряузова Д. А. Специфика профориентации подростков // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. C. 245-250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-proforientatsii-podrostkov.

7. Зеер Э. Ф., Сыченко Ю. А. Актуальные проблемы профессио-логии образования (по материалам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее») // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). C. 112-122.

8. Бородуля Л. М. Организация профориентационной работы в школе // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. C. 23-33. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole.

9. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 455 с.

10. Профессиональная ориентация // ГБОУ Лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http:// www.лицей40.рф/vospitatelnaya-rabota/professionalnaya-orientatsiya.

122

ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)

11. Профессиональная ориентация // ГБОУ Лицей № 554 Приморского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http:// sch554.spb.ru/professionalnaya-orientatsiya.

12. Профессиональная ориентация // ГБОУ Школа № 573 Приморского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http:// school573.ru/vospitatelnaya-rabota/professionalnaya-orientatsiya.

13. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. 4-е изд. М.: Владос, 2008. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 631 с.

14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.). URL: https:// fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/.

15. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 3. С. 255-263. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2014060324.

16. Hui F. K. P., Tsang S. K. M. Self-Determination as a Psychological and Positive Youth Development Construct // The Scientific World Journal (TSWJ). 2012. Vol. 2012. Art. ID 759358. https://doi.org/10.1100/ 2012/759358.

Статья поступила в редакцию 30.01.2022; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 30.01.2022; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

INSIGHT. 2022. № 1 (9)

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.