УДК: 378.1
АКТУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ АБИТУРИЕНТОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
О.С. Чеченихина, кандидат с-х. наук, доцент, доцент кафедры биотехнологии и пищевых продуктов, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42, 89122270251) В.Н. Синько, старший преподаватель кафедры философии, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42, 89195806593)
Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, психологическое сопровождение, профориентация, подростки, абитуриенты, студенты.
Аннотация. На этапе выбора профессии — одного из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни - необходимо помогать подростку определиться с интересами. Как правило, решение этих задач отводится школе и семье, вузы не принимают активного участия. Мероприятия по довузовской и профориентационной работе вуза направлены главным образом на количественный набор абитуриентов университета и нацелены на более полный охват учащейся молодежи. В вузах создаются довузовские центры, профильные классы, проводятся олимпиады, научно-практические конференции, летние научные и интенсивные школы. Такая работа направлена на успешность учащихся и является основой профориентации. При этом не менее важным является здесь индивидуальный подход к будущим абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, при реализации которого будет обеспечено эффективное и грамотное психологическое сопровождение. Процесс психологического сопровождения подростков на этапе выбора направления профессиональной подготовки будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, предполагающего такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, антиципация в процессах наблюдения, дискуссии, моделирования и мысленного проигрывания будущей профессиональной деятельности. Очевидна необходимость в обосновании и разработке программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Для этого необходимо поэтапно реализовать несколько задач: на теоретическом уровне выявить и описать особенности профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте; установить уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков;
разработать программу психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки; провести апробацию программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Данная программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, несомненно, повысит эффективность системы профориентационной работы вуза.
RELEVANCE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR APPLICANTS AT THE STAGE OF CHOOSING THE DIRECTION OF PROFESSIONAL TRAINING
O. S. Chechenikhina, candidate of agricultural Sciences, associate Professor, associate Professor, Department of biotechnology and food ENGINEERING IN the Ural GAU (Yekaterinburg, Karl
Liebknecht str., 42, 89122270251) V. N. Sinko, senior lecturer of the Department of philosophy, Fgbou IN Ural GAU (Yekaterinburg,
Karl Liebknecht str., 42, 89195806593)
Keywords: profession, professional self-determination, psychological support, career guidance, teenagers, applicants, students.
Abstract. At the stage of choosing a profession — one of the most important decisions made by a person in life-it is necessary to help a teenager determine their interests. As a rule, these tasks are assigned to the school and family, and universities do not actively participate. Activities on pre-University and career guidance work of the University are mainly aimed at the quantitative recruitment of University applicants and are aimed at a more complete coverage of students. Pre-University centers, specialized classes, Olympiads, scientific and practical conferences, summer scientific and intensive schools are created in higher education institutions. This work is aimed at the success of students and is the basis of career guidance. At the same time, an individual approach to future applicants at the stage of choosing the direction of professional training, which will provide effective and competent psychological support, is no less important. The process of psychological support of adolescents at the stage of choosing the direction of professional training will be successful if a system of measures based on the acmeological approach, the principles of determination, consistency, subjectivity, using variable forms of interaction with the subjects of the educational process, involving such psychological mechanisms as identification, reflection, anticipation in the processes of observation, discussion, modeling and mental reproduction of future professional activities is implemented. There is an obvious need to justify and develop a program of psychological assistance to
applicants at the stage of choosing the direction of professional training. To do this, it is necessary to gradually implement several tasks: at the theoretical level, identify and describe the features of professional self-determination of the individual in adolescence; establish a level characteristic of professional self-determination of older adolescents; develop a program of psychological support for older adolescents at the stage of choosing the direction of professional training; conduct testing of the program of psychological support for older adolescents at the stage of choosing the direction of professional training. This program of psychological assistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training will undoubtedly increase the effectiveness of the University's career guidance system.
Выбор профессии — одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и удовлетворение.
Несомненный интерес ученых, педагогов и психологов к проблеме профессионального самоопределения подтверждается и количеством научных публикаций, а также конференций, посвященных данной проблеме. Так, за последние пять лет количество публикаций по проблемам профессионального самоопределения увеличилось больше чем в 2 раза (с 4196 -2013 год до 10277 - 2018 год). Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что исследования профессионального самоопределения имеют длительную историю развития в нашей стране (примерно 100 лет) [1, 2, 3, 7].
Анализ содержания, вкладываемого в термин «профориентация», а также обзор существующей практики взаимодействия вузов с абитуриентами, показывает, что, в основном, усилия вузов направлены на информационно-пропагандистскую работу и оказание потенциальным абитуриентам услуг в сфере довузовской подготовки.
Вместе с тем, имеется ряд научных исследований, убедительно доказывающих, что в системе профессионального самоопределения старших подростков всё большее место должно занимать «профессиональное воспитание, направленное на формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства» [4, 5, 9].
Возраст выпускников средних общеобразовательных организаций - это пора равновесия в душе подростка. Мятежность уступает место жизнерадостности; значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность подростка в будущее. Однако он еще не может освободиться от подростковой односторонности в своих оценках, нетерпимости, категоричности. В свете сохраняющегося максимализма (завышенного идеального плана) любая действительность может казаться подростку мрачной и это подавляет его жизнедеятельность, порождает пессимизм и отчаяние,
толкает на путь легкой жизни, облегченного удовлетворения своих потребностей «здесь и сейчас», а потом, «хоть трава не расти».
В возрасте 16-18-ти лет главной особенностью молодых людей и девушек является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других людей. Осознание своей исключительности несет внутри себя неблагоприятное следствие, связанное с возможностью возникновения внутренней напряженности, порождающей чувство одиночества, которое в свою очередь усиливает потребность в общении и повышает его избирательность.
У подростка в этом возрасте равновесие внутреннего мира нарушается серьезным обстоятельством - необходимостью самоопределения. Человеку нужно принять решение о выборе профессионального пути, специальности. Выбор осложнен тем, что выбирая одно, он вынужден отказаться от многих других видов деятельности.
На этапе выбора профессии необходимо помогать подростку определиться с интересами (наука, спорт, творчество и др.). Это не имеет никакого отношения к любимому предмету в школе. Как правило, решение этих задач отводится школе и семье, вузы не принимают активного участия.
Мероприятия по довузовской и профориентационной работе вуза направлены главным образом на количественный набор абитуриентов университета и нацелены на более полный охват учащейся молодежи. В вузах создаются довузовские центры, профильные классы, проводятся олимпиады, научно-практические конференции, летние научные и интенсивные школы. Такая работа направлена на успешность учащихся и является основой профориентации [6, 7, 8].
При этом не менее важным является здесь индивидуальный подход к будущим абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, при реализации которого будет обеспечено эффективное и грамотное психологическое сопровождение.
Наличие рациональной программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, несомненно, повысит эффективность системы профориентационной работы вуза [9, 10, 11, 12].
Данное направление обусловлено следующими противоречиями между:
1) существенной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом и реальная недооценка важности данного направления работы в условиях образовательной организации;
2) необходимостью разработки инновационной системы профориентационной работы, отвечающей требованиям современного общества, слабой подготовкой специалистов-профконсультантов и наличием высокого потенциала исследований в области профориентологии;
3) потребностями и ожиданиями старшеклассников и их родителей в оказании психологического сопровождения в профессиональном самоопределении и недостаточной научно-методической и организационной готовностью общеобразовательных организаций к удовлетворению данного запроса.
Процесс психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, предполагающего такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, антиципация в процессах наблюдения, дискуссии, моделирования и мысленного проигрывания будущей профессиональной деятельности.
Существует очевидная необходимость в обосновании и разработке программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Для этого следует поэтапно реализовать несколько задач:
1 Провести теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности в отечественной и зарубежной психологии.
2 На теоретическом уровне выявить и описать особенности профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте.
3 Установить уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков.
4 Разработать программу психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки.
5 Провести апробацию программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки.
Методологической основой при этом должны являться основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения абитуриентов должно рассматриваться как особая форма осуществления психологической помощи обучающемуся и создание условий для принятия оптимального решения профессионального самоопределения учеником старших классов, основанного на самостоятельном и осознанном согласовании профессионально-психологических возможностей с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла в выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации, с учетом представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры.
Важным моментом при этом является выявление уровневой характеристики профессионального самоопределения старших подростков:
- когнитивно-рефлексивный уровень, который предполагает осмысление собственных интересов, возможностей и планирования профессионального пути, наличие необходимого объема знаний и представлений о профессиональном разнообразии, современных образовательных технологиях, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современном обществе;
- ценностносмысловой уровень, который предполагает нахождение личностного смысла, убежденность в значимости данного вида деятельности, сознательное и эмоциональное принятие ценностей и норм современного общества и комплекс мотивов, обеспечивающих эффективность, устойчивость и непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения учащихся;
- предметно-деятельностный уровень, который предполагает формирование своего отношения к профессионально-трудовой среде и способу ее самореализации, выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей).
Следует отметить, что разработанная программа психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки, должна включать целепостановочный, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки. Впоследствии необходимо уяснить перспективность использования программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки.
При соблюдении всех условий созданная и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте может быть эффективна и рекомендована к применению в средних общеобразовательных учреждениях.
Список литературы
1 Бетехтин А.В., Провоторова Н.О. Интернет-технологии как инструмент решения задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников // В сборнике: Наука и социум Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина, 2018. - С. 40-44.
2 Винокурова Н.М. Управление развитием профориентационной деятельности университета // Университетское управление: практика и анализ, 2016. - №5 (99). - С. 106 - 114,
3 Зотова С.С. Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся // Учебно-методическое пособие для студентов уровня бакалавриата различных профилей подготовки по
направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» / Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко. Глазов, 2018.
4 Кузнецова Н. Ю. Профориентационные модели в вузах северо-западного федерального округа//Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. — 2014. — Вып. 2. — С. 17-27.
5 Наумова М.В., Квач С.С., Карминский А.А. Модель региональной системы ранней профориентации школьников (на примере ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет") // Современные проблемы науки и образования, 2019. - № 3. - С. 16.
6 Нестерова С.Г. Развитие системы профориентационной работы ВУЗов [Электронный ресурс] URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/SOVREMENNYE-PROBLEMY-UPRAVLENIYa/Razvitie-sistemy-proforientacionnoi-raboty-VUZov-71878/1/с.%20156-167.pdf (Дата обращения 19.06.2020)
7 Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение теория и практика. — М.: Академия, 2008. — 321 с.
8 Синько В.Н., Чеченихина О.С. Некоторые аспекты организации профориентации школьников в Уральском ГАУ // В сборнике: Приоритетные направления регионального развития. материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 929-932.
9 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников / Гусева Е.И., Мигович О.И., Тихомирова Л.Ф., Хитрова Г.В. // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 2. - С. 43-49.
10 Салашидов М. Профессиональная ориентация: цели, функции, направления // Центр профориентации, 2019г. [Электронный ресурс] URL: https://prof-test24.ru/blog/prof/professionalnaya-orientaciya-celi-funkcii-napravleniya/ (Дата обращения 19.06.2020)
11 Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития / Афанасьев В.В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. // Инновационные проекты и программы в образовании, 2019. - № 1 (61). - С. 6-16.
12 Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации//Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — Вып. 3 (11). — DOI: 10.15393/j5.art.2015.2922.
List of references
1 Betekhtin A.V., provotorova N. O. Internet technologies as a tool for solving problems of psychological and pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren // In the
collection: Science and society Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. Responsible editor E. L. Sorokina, 2018. - Pp. 40-44.
2 Vinokurova N. M. Managing the development of career guidance activities of the University // University management: practice and analysis, 2016. - №5 (99). - Pp. 106-114,
3 Zotova S. S. self Determination and professional orientation of students // Educational and methodological guide for undergraduate students of various training profiles in the areas of
44.03.01 "Pedagogical education", 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles),
44.03.02 "Psychological and pedagogical education" / Glazovsky state pedagogical Institute named after V. G. Korolenko. Glazov, 2018.
4 Kuznetsova N. Y. Vocational guidance model in the universities of the North West Federal district//Continuing education: experience of PetrSU, 2014, Issue 2, Pp. 17-27.
5 Naumova M. V., Kvach S. S., Karminsky A. A. Model of the regional system of early career guidance of schoolchildren (on the example of the Yugorsk state University) / / Modern problems of science and education, 2019. - no. 3. - P. 16.
6 Nesterova S. G. Development of the system of vocational guidance work of Universities [Electronic resource] URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/SOVREMENNYE-PROBLEMY-UPRAVLENIYa/Razvitie-sistemy-proforientacionnoi-raboty-VUZov-71878/1/c.%20156-167.pdf (accessed 19.06.2020)
7 Pryazhnikov N. S. Professional self-determination theory and practice, Moscow: Akademiya, 2008, 321 p.
8 Sinko V. N., Chechenikhina O. S. Some aspects of the organization of vocational guidance for schoolchildren in the Ural state UNIVERSITY // In the collection: Priority directions of regional development. materials of the all-Russian (national) scientific and practical conference with international participation. 2020. Pp. 929-932.
9 Psychological and pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren / Guseva E. I., Migovich O. I., Tikhomirova L. F., khitrova G. V. / / Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2017, no. 2, Pp. 43-49.
10 Salashidov M. Professional orientation: goals, functions, directions / / center for career guidance, 2019. [Electronic resource] URL: https://prof-test24.ru/blog/prof/professionalnaya-orientaciya-celi-funkcii-napravleniya/ (accessed 19.06.2020)
11 System of career guidance: problems, trends, implementation experience and development prospects / Afanasyev V. V., kunitsyna S. M., Nechaev M. P., Frolova S. L. / / Innovative projects and programs in education, 2019. - № 1 (61). - Pp. 6-16.
12 Terentyev K. Yu. Educational strategies of University entrants: experience of classification construction//Continuing education: XXI century. - 2015. - Issue 3 (11). - DOI: 10.15393/j5.art.2015.2922.