ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2021. № 1. С. 38-44. Pedagogical perspective. 2021; 1 : 38-44.
Научная статья УДК 373.1
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
В.А. Исаенко
Средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Кот-ляра, Тимашевск, Россия; school192010@mail.ru
Аннотация: В статье представлена модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации, включающая три компонента: 1) развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников; 2) первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7-8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников; 3) профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа». Дана характеристика их теоретической составляющей и представление практического опыта реализации в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край). Охарактеризовано социальное партнерство с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями как механизм реализации разработанной модели.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, школа, модель, социальное партнёрство, профильные классы.
Для цитирования: Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива.
2021. № 1. С. 38-44.
MODEL OF FORMATION OF SKILLS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN IN A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
V.A. Isaenko
Secondary School No. 19 named after the Hero of the Soviet Union I.F. Kotlyara, Timashevsk, Russia, school192010@mail.ru
Abstract. The article presents a model of the formation of skills of professional self-determination of schoolchildren in a general educational organization, which includes three components: 1) the development of teachers' competencies in matters of vocational guidance and self-determination of schoolchildren; 2) primary vocational guidance of students in grades 7-8 as one of the stages in the implementation of the education program for schoolchildren; 3) vocational guidance of students in social and humanitarian classes using the resources of the regional project «Modern School». A characteristic of their theoretical component and a presentation of the practical experience of implementation in MBOU Secondary School No. 19 named after the Hero of the Soviet Union I.F. Kotlyar (Timashevsk, Krasnodar Region). Social partnership with other educational institutions and potential employers is characterized as a mechanism for implementing the developed model.
© Исаенко В.А.
38
Исаенко В.А. Модель формирования навыков Isaenko V.A. Model of formation of skills
профессионального самоопределения of professional self-determination of schoolchildren
школьников в общеобразовательной организации in a general educational organization
Key words: career guidance, professional self-determination, school, model, social partnership, profile classes.
For citation: Isaenko V.A. Model of formation of skills of professional self-determination of schoolchildren in a general educational organization. Pedagogical perspective. 2021; 1 : 38-44.(In Russ.)
Проблема профессионального самоопределения школьников по-прежнему актуальна и находится в зоне постоянного внимания со стороны государства и всех участников образовательного процесса. Одним из действенных путей её решения является ранняя профили-зация.
Реализация проекта «Современная школа» позволяет существенно расширить границы возможного в вопросах профессионального ориентирования обучающихся. Благодаря усиленному финансированию материально-технической оснащённости школ становится возможным открытие классов профильной направленности с углубленным изучением отдельных учебных дисциплин. Это дает возможность в большей степени учитывать интересы, склонности и способности школьника, что положительно сказывается на его учебной мотивации. Однако как показывают опросы обучающихся 10-11 классов, профильное обучение в большей степени ассоциируется у них с углубленным изучением предметов и не основывается на личных профессиональных ориентирах. Почти 80% школьников поступают в профильные классы, ориентируясь на свои успехи в отдельных учебных дисциплинах, которые затем будут выбраны для прохождения государственной итоговой аттестации, и лишь около 20% - на выбор будущей профессии.
Такая тенденция связана, прежде всего, с недостаточной работой в данном направлении на более ранних этапах обучения. Традиционно считалось, что наиболее результативным является развитие навыков профессионального самоопределения у подростков в возрасте 16-17 лет. В последние годы все больше внимания уделяется ранней профессиональной ориентации школьников. В частности,
основные идеи концепции развития про-фориентационной работы школы нашли своё отражение и в модуле «Профориентация» (п. 3.8. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20)). Отмечается, что главной целю ранней профориентации детей в возрасте 12-13 лет является развитие позитивного отношение к профессиональному миру, предоставление возможности проявить свои силы и потенциал в различных видах деятельности и профессий. Тем не менее, работа с этой возрастной категорией обучающихся остается не развитой в должном объеме: отмечается отсутствие необходимого психолого-педагогического сопровождения детей в вопросах профориентации, недостаточный уровень их мотивации в определении дальнейшего профессионального пути, отсутствие или недостаток заинтересованности родителей обучающихся в данном вопросе.
В настоящее время сохраняется активный интерес исследователей к указанной тематике: анализируются новые задачи профориентации в школе [1; 2; 3; 4; 5], рассматриваются возможности новых форм и методов профориентации [6; 7; 8; 9; 10], психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы [11; 12], возможности социального партнерства образовательных организаций и предприятий [13] и т.д.
Однако, несмотря на большой опыт исследования отдельных аспектов про-фориентационного взаимодействия, проблема ещё далека от окончательного разрешения.
Анализ научных исследований и практического опыта, посвящённых решению данной проблемы, привел нас к пониманию перспективности комплекс-
ного подхода к формированию навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации. Это стало основной идеей инновационного проекта, реализуемого в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тима-шевск, Краснодарский край).
Целью реализации данного инновационного проекта стала разработка, внедрение и экспериментальная проверка концепции сопровождения школьников и педагогических работников на уровне основного общего, среднего общего образования, способствующей формированию навыков профессионального самоопределения в ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с их желаниями, способностями и индивидуальными особенностями.
В рамках реализации данного проекта была разработана модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации, состоящая из трёх компонентов:
- развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников;
- первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7-8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников;
- профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа».
Дадим общую характеристику данных компонентов нашей модели, сопровождая её представлением основных мероприятий, реализуемых в нашей образовательной организации.
Развитие у педагогов компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников. Данный компонент направлен на развитие у педагогических работников
компетенций профессионального ориентирования школьника для оказания ему помощи в самопознании, адекватной самооценке и самоориентировании.
В рамках компонента решаются следующие основные задачи:
- расширение кругозора педагога в сфере труда и трудовых отношений;
- повышение осведомлённости об основных тенденциях развития рынка труда, видоизменения содержания существующих и возникновения новых профессий и специальностей;
- получение актуальных сведений о возможных траекториях получения специальности в сфере основного и дополнительного профессионального образования;
- освоение основных методик про-финформирования и профдиагностики, в том числе, особенностей их использования в общеобразовательной организации.
Функциональная реализация компонента осуществляется через следующие взаимосвязанные действия: 1) разработка и заполнение индивидуальных диагностических (мониторинговых) карт для педагогов; 2) оценка уровня сформи-рованности у них компетенций профессионального ориентирования школьников; 3) разработка персонализированных стратегий развития на основе выявленных в ходе диагностики трудностей; 4) обучение педагогов с опорой на индивидуальные мониторинговые карты с отслеживанием динамики формирования необходимых компетенций; 5) корректировка индивидуального образовательного маршрута педагога на основе мониторинговых данных.
Основой развития педагогических компетенций в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения школьников является проведение практико-ориентированных и научно-методических обучающих мероприятий (круглых столов, семинаров, деловых игр, консультационных часов под руководством педагога-психолога
Исаенко В.А. Модель формирования навыков Isaenko V.A. Model of formation of skills
профессионального самоопределения of professional self-determination of schoolchildren
школьников в общеобразовательной организации in a general educational organization
и т.д.). Среди хорошо зарекомендовавших себя в этом плане можно выделить: 1) круглый стол «Методика профори-ентационной работы по возрастным группам»; 2) семинары «Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся», «Основы профессиональной консультации»; 3) творческую мастерскую «Профориентация в процессе изучения основ наук»; 4) серию психологических вебинаров «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии»;
5) деловую игру «Кадровый вопрос»;
6) конкурс на лучший урок «Новые модели организации урока в свете ранней профилизации школьников».
Дополнительным важным итогом реализации данного компонента модели должна стать разработка методических рекомендаций по внедрению элементов профориентации в ходе учебной деятельности по разным учебным дисциплинам.
Первичное профессиональное ориентирование обучающихся 7-8 классов как один из этапов реализации программы воспитания школьников. Данный компонент направлен на развитие позитивного эмоционального отношения ребёнка к вопросу своей профессиональной ориентации, включение его творческого потенциала в решение вопроса профессионального самоопределения, привлечение внимания родителей к вопросам будущего карьерного пути их детей.
В рамках компонента решаются следующие основные задачи:
- расширение кругозора школьников в области профессиональных сфер общественной жизни;
- формирование у них первичного навыка труда;
- формирование уважительного отношения к труду специалистов разных профессиональных сфер;
- развитие творческого потенциала для проявления интересов и склонностей к конкретной профессии.
Для первичного профессионального ориентирования обучающихся используются традиционные средства обучения и воспитания, скорректированные с учетом поставленных задач.
Прежде всего, это: 1) беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение специально подобранной литературы; 2) просмотр видеоматериалов о профессиях; 3) экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда;
4) сюжетно-ролевые и дидактические игры, решение игровых ситуаций;
5) экскурсии, наблюдение конкретных трудовых процессов в разных профессиях.
Одними из наиболее эффективных с точки зрения первичного профессионального ориентирования обучающихся стали: 1) цикл занятий с психологом «Что я знаю о профессиях»;
2) ярмарка «Калейдоскоп профессий»;
3) общешкольные квизы «Профессии и литература», «Профессии и наука», «Профессии и творчество»; 4) конкурс исследовательских проектов «Трудовые династии»; 5) тематические смены в профильном пришкольном летнем лагере; 6) лекторий для родителей «Роль семьи в правильном профессиональном выборе».
Реализация данного компонента способствует выбору школьниками профильных классов с большим вниманием к своей планируемой области профессиональной деятельности.
Профессиональное ориентирование обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с использованием ресурсов регионального проекта «Современная школа». Данный компонент направлен на повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры и формирование у них психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям. В его рамках решаются следующие задачи:
- расширение у школьников представлений и понятий, связанных с миром профессий;
- углубление знаний об устройстве рынка труда и его функционировании, способах поиска работы и трудоустройства на территории страны и края;
- формирование умения выбирать профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на рынке труда.
Основная работа в рамках данного компонента осуществляется в двух направлениях: 1) проведение массовых мероприятий и конкурсов по профессиональной ориентации школьников; 2) информационная работа с родителями учащихся и консультативная помощь педагога-психолога.
Важным элементом работы является диагностика профессионального потенциала обучающихся классов социально-гуманитарной направленности с целью выявления уровня сформиро-ванности их представлений о будущем профессиональном выборе. Для этого мы используем диагностическую методику «Профиль», профпробы «Профессиональное самопознание» и психологическое тестирование «Мотив выбора профессии».
Основным в реализации данного компонента нашей модели является проведение комплексных профориен-тационных мероприятий: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Профессиональное самопознание», экскурсии на предприятия и образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, посещение чемпионата рабочих профессий «WorldSkills Russia» и др. Важной формой такой работы стали недели профориентации, во время которых проводятся: 1) заседание научного общества школы «PROзнание»; 2) мастер-класс с обзором новинок науки и техники в естественно-научной сфере «Будущее - за нами!»; 3) конкурс
научно-исследовательских проектов школьников профильных классов «Под линзой микроскопа»; 4) мастер-класс с использованием новейшего оборудования кабинета биологии «Биология и математика - ключи к самым престижным профессиям»; 5) творческий конкурс обучающихся на лучший видеоролик о современных профессиях, связанных с наукой.
Очевидно, что весь спектр профо-риентационной работы не может быть реализован в одной общеобразовательной организации. Школьник должен получить различную информацию: о возможных сферах профессиональной деятельности, типах и видах профессий; связи профессий с изучаемыми предметами и технологиями; востребованности профессий на рынке труда, особенностях регионального рынка труда; профессиях и специальностях, которые можно получить в учреждениях профессионального образования. Для решения этих задач необходимым является расширение спектра социальных партнёров школы в вопросах профессионального ориентирования.
Это делает принципиально важным механизмом реализации нашей модели социальное партнерство с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями. Основными задачами такого взаимодействия являются:
- повышение качества педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников;
- оказание практической помощи педагогам в создании методических средств профориентации;
- повышение их квалификации в области профориентации;
- организация экспериментальной работы по апробации инноваций, проведение научно-практических конференций, семинаров, творческих проектов и др.
- включение социальных партнёров в образовательный процесс школы
и процесс профессиональной ориентации.
Таким образом, разработанная модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной
организации позволяет в комплексе использовать возможности школы и её партнеров для решения поставленной проблемы. Первый опыт практической реализации показал её достаточную эффективность.
Список литературы
1. Захарова М.А., Карпачева И.А. Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных организаций: задачи и направления // Modern Science. 2019. № 9-2. С. 178-182.
2. Куницына С.М., Фролова С.Л. Профориентационная работа в российских школах: от теории к практике // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3-1. С. 78-84
3. Рагожина О.А. Организация профориентационной работы с учащимися в условиях современной школы: подходы и решения // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 96-100.
4. Усова С.Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи // Профильная школа. 2019. Т. 7. № 1. С. 39-46.
5. Хамукова Б.Х., Шхахутова З.З., Бгуашева З.К. Особенности профориентационной работы в школе в условиях современного образования // Danish Scientific Journal. 2020. № 42-4. С. 40-42.
6. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Казначеев Д.А. Повышение эффективности профориен-тационной работы среди обучающихся в системе профилизации школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 81-84.
7. Куприянова Е.В., Власова И.М. Использование методов психолого-педагогического исследования в системе профориентационной работы школы // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 137-141.
8. Паринова Г.К., Цикунов С.Ю., Шубина Е.В. Профориентация в современной школе: новые инструменты // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 4 (20). С. 12-17.
9. Савчук Н.В. Опыт применения современных методов профориентационной работы на уровне основного общего образования // Методист. 2019. № 9. С. 45-47.
10. Сухарева Л.М., Кулакова А.Б. «Летняя школа профориентации» как направление профо-риентационной деятельности научно-образовательного центра // Инновации в образовании. 2020. № 2. С. 58-68.
11. Балакирева Н.А. Психолого-педагогическая работа со старшеклассниками по профориентации в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 318-324.
12. Махлеева Л.В. Педагогическое сопровождение профориентационной работы со старшеклассниками // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 39-42.
13. Брюхова О.Ю., Никитина А.С., Старцева Н.Н. Профориентационная работа в системе «школа - вуз - предприятие»: поиск новых вариантов социального партнерства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 60-64.
References:
1. Zakharova M.A., Karpacheva I.A. Vocational guidance work with students of general educational organizations: tasks and directions // Modern Science. 2019. № 9-2. P. 178-182. [in Russian].
2. Kunitsyna S.M., Frolova S.L. Vocational guidance in Russian schools: lrom theory to practice // Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsiy.
2018. № 3-1. P. 78-84. [in Russian].
3. Ragozhina O.A. Organization of vocational guidance work with students in a modern school: approaches and solutions // Vestnik RMAT. 2019. № 3. P. 96-100. [in Russian].
4. Usova S.N. Vocational guidance at school: relevance and new challenges // Profil'naya shkola.
2019. Т. 7. № 1. P. 39-46. [in Russian].
5. Khamukova B.KH., Shkhakhutova Z.Z., Bhuasheva Z.K. Features of proforientation work in school in the conditions of modern education // Danish Scientific Journal. 2020. № 42-4. С. 40-42. [in Russian].
6. Bystrova N.V., Kaznacheyeva S.N., Kaznacheyev D.A. Improving the effectiveness of career guidance among students in the school profiling system // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 65-4. P. 81-84. [in Russian].
7. Kupriyanova E.V., Vlasova I.M. Using the methods of psychologicaland pedagogical research in the system of proforientation work of the school // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2019. № 8. P. 137-141. [in Russian].
8. Parinova G.K., Tsikunov S.Y., Shubina E.V. Vocational guidance in the modern school: new tools // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2019. № 4 (20). P. 12-17. [in Russian].
9. Savchuk N.V. Experience in the application of modern methods of vocational guidance work at the level of basic general education // Metodist. 2019. № 9. P. 45-47. [in Russian].
10. Sukhareva L.M., Kulakova A.B. «Summer profi school» as a direction of vocational guidelines scientific and educational center // Innovatsii v obrazovanii. 2020. № 2. P. 58-68. [in Russian].
11. Balakireva N.A. Psychology and pedagogical activity with high school students on professional orientation under conditions of education school // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 58-2. P. 318-324. [in Russian].
12. Makhleyeva L.V. Pedagogical support of vocational guidance work with high school students // Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa. 2017. № 6. P. 39-42. [in Russian].
13. Bryukhova O.Yu., Nikitina A.S., Startseva N.N. Professional orientation work in the system «school - higher school - enterprise»: search for new options of social partnership // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2019. № 11. P. 60-64. [in Russian].
Информация об авторе
Вера Александровна Исаенко - директор МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра.
Information about the authors
Vera А. Isaenko - Secondary School No. 19 named after the Hero of the Soviet Union I.F. Kotlyar, head of school.
Статья принята в редакцию 18.04.2021; одобрена после рецензирования 22.04.2021; принята к публикации 26.04.2021.
The article was submitted 18.04.2020; approved after reviewing 22.04.2020; accepter for publication
26.04.2021.