Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО'

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / EDUCATIONAL STANDARD / VOCATIONAL GUIDANCE / HIGH SCHOOL STUDENTS / CAREER GUIDANCE PATHS / LESSON AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INDIVIDUAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин О.В.

Введение. В статье представлено исследование проблемы профессиональной ориентации учащихся старших классов школы. Цель статьи: поиск результативных путей профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Методология. Исследование проводится на основе методов анализа нормативных документов, критического анализа сложившейся практики профессиональной ориентации старших школьников и эмпирической проверки результативности предлагаемых автором путей профориентации в рамках преподавания предмета «Биология». Результатызаключаются в определении основных путей профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и их содержательной характеристики в рамках преподавания предмета «Биология». Заключение. Автором отмечается, что реализация на практике профориентации старших школьников выделенных основных путей позволяет удержать появившийся интерес учащихся 10-11-х классов к определенной отрасли знаний и видам деятельности, сформировать у них метапредметные умения и навыки, осуществить выбор профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAYS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY SCHOOL

Introduction. The article presents a study of the problem of vocational guidance of high school students. The purpose of the article: the search for effective ways of vocational guidance for senior students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. Methodology. The study is based on the methods of analysis of regulatory documents, a critical analysis of the prevailing practice of vocational guidance of older students and an empirical examination of the effectiveness of the career paths proposed by the author as part of the teaching of the subject «Biology». Results consist in determining the main paths of vocational guidance for older students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education and their meaningful characterization in the framework of teaching the subject “Biology”». Conclusions. The author notes that the implementation in practice of the identified main ways of career guidance for senior schoolchildren helps to retain the interest of students in grades 10-11 in a certain branch of knowledge and activities, to form meta-subject skills and help senior students in choosing a profession.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО»

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MODERN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY

УДК/UDC 37.048.45

О. В. Петунин O. Petunin

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

MAIN WAYS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY SCHOOL

Введение. В статье представлено исследование проблемы профессиональной ориентации учащихся старших классов школы. Цель статьи: поиск результативных путей профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа нормативных документов, критического анализа сложившейся практики профессиональной ориентации старших школьников и эмпирической проверки результативности предлагаемых автором путей профориентации в рамках преподавания предмета «Биология».

Результаты заключаются в определении основных путей профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и их содержательной характеристики в рамках преподавания предмета «Биология».

Заключение. Автором отмечается, что реализация на практике профориентации старших школьников выделенных основных путей позволяет удержать появившийся интерес учащихся 10-11-х классов к определенной отрасли знаний и видам деятельности, сформировать у них метапредметные умения и навыки, осуществить выбор профессии.

Introduction. The article presents a study of the problem of vocational guidance of high school students. The purpose of the article: the search for effective ways of vocational guidance for senior students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education.

Methodology. The study is based on the methods of analysis of regulatory documents, a critical analysis of the prevailing practice of vocational guidance of older students and an empirical examination of the effectiveness of the career paths proposed by the author as part of the teaching of the subject «Biology».

Results consist in determining the main paths of vocational guidance for older students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education and their meaningful characterization in the framework of teaching the subject "Biology"».

Conclusions. The author notes that the implementation in practice of the identified main ways of career guidance for senior schoolchildren helps to retain the interest of students in grades 10-11 in a certain branch of knowledge and activities, to form meta-subject skills and help senior students in choosing a profession.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образовательный стандарт, старшие школьники, пути профессиональной ориентации, урочная и внеурочная деятельность, индивидуальный проект.

Keywords: educational standard; vocational guidance; high school students; career guidance paths; lesson and extracurricular activities; individual project.

Введение

В сентябре 2020 г., согласно Распоряжению Правительства РФ от 07.09.10 № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», в школах начинается штатное введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) [8]. В стандарте представлены три группы образовательных результатов старшеклассников: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты наряду с другими включают:

- осознанный выбор старшеклассником будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем [10].

Становится очевидным, что поиск результативных путей профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования является важнейшей педагогической проблемой.

Методология

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, понимается нами «как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные

за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах» [12-16].

Под путем понимается линия движения в какую-либо сторону, к какому-либо месту; направление [2]. Под педагогическим путем мы понимаем процесс реализации того или иного направления взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающего преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности. Педагогические пути профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации ФГОС СОО мы рассматриваем как реализацию основных направлений взаимодействия субъектов образовательного процесса, заложенных в стандарте и обеспечивающих социально-профессиональное самоопределение обучающихся.

Основные пути профессиональной ориентации старших школьников были выявлены нами на основе методов анализа нормативных документов (положения ФГОС СОО), рассмотрения сложившейся практики профессиональной ориентации старших школьников и эмпирической проверки результативности предлагаемых автором путей профориентации в рамках преподавания предмета «Биология». Содержательное наполнение выявленных нами путей разрабатывалось нами на основе опыта углубленного преподавания предмета «Биология» в старшей школе.

Результаты

Перейдем к основным путям профессиональной ориентации старших школьников и их краткой характеристике на примере биологии.

1. Изучение ряда предметов обязательной части учебного плана на углубленном уровне.

Школа, согласно ФГОС СОО, должна предоставить учащимся старших классов возможность углубленного изучения отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Учебный план старшей школы, согласно ФГОС СОО, состоит из двух частей: обязательной (на ее реализацию отводится 60 % учебного времени) и части, формируемой участниками образовательных отношений (на ее реализацию отводится 40 % учебного времени). Суммарно, реализуя обязательную часть учебного плана, старшеклассники должны изучать 11 (12) учебных предметов:

- 8 обязательных (русский язык и литература; родной язык и родная литература; иностранный язык;

математика; история или Россия в мире; физическая культура; основы безопасности жизнедеятельности; астрономия);

- 3 (4) по выбору, изучаемых учащимися на углубленном уровне и определяющих профиль обучения (кроме универсального профиля).

В 10-11-х классах может быть реализовано пять профилей: естественно-научный, технологический, гуманитарный, социально-экономический, универсальный. Также в учебном плане должно быть предусмотрено обязательное выполнение учащимися индивидуального проекта [8; 11].

Углубленное изучение того или иного предмета призвано решить несколько задач:

- формирование прочных знаний школьников по предмету, знакомство их с главными проблемами, стоящими перед современной наукой. Уровень знаний должен быть таким, чтобы выпускники школы смогли получить высокий результат на ЕГЭ и быстро адаптироваться к учебному процессу высшей школы;

- развитие навыков познавательной самостоятельности. Их можно развивать в ходе учебной работы на уроке, при организации экспериментальной работы, наблюдений за природой, во время работы со специальной литературой и т. д.;

- формирование навыков школьников по работе с лабораторным оборудованием, приборами, умения поставить, а затем проанализировать научный эксперимент;

- поддержка интересов к предметам, изучаемым углубленно, и помощь школьникам в выборе будущей профессии [5-7; 11].

Содержание углубленного курса биологии, как показывает наш опыт, позволяет ориентировать школьников на получение ряда профессий, востребованных на современном рынке труда: биофармаколог, урбанист-эколог, парковый эколог, генетический консультант, консультант по здоровой старости, молекулярный диетолог, оператор автоматизированной сельхозтехники, ГМО-агроном и др. [1].

2. Реализация курсов по выбору части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

К курсам по выбору могут относиться факультативные (необязательные для данного уровня образования) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (ст. 34, п. 5 Федерального закона РФ № 273-Ф3) в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность [10].

Остановимся на возможностях выполнения проф-ориентационной функции элективными курсами. Элективные курсы, как уже было сказано, «работают» за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Различные образовательные организации имеют разные возможности предоставления школьникам элективных курсов. Это зависит от кадрового потенциала школы, ее традиций, материально-технической базы организации, структуры региональной (муниципальной) системы образования и других факторов. Поэтому имеются существенные различия в элективных курсах в рамках одного и того же профиля обучения в различных школах. Предложить учащимся, выбравшим естественнонаучный профиль обучения, актуальную тематику элективных курсов можно, если ясно представлять выполняемые ими функции. Исходя из требований ФГОС СОО и традиций школьного биологического образования, охарактеризуем функции элективных курсов.

На наш взгляд, элективные курсы могут выполнять несколько функций.

1. Поддержание предметов, изучаемых углубленно, на заданном стандартом уровне. Этого можно достигнуть через насыщение предмета обязательными курсами по выбору, расширяющими и углубляющими его содержание.

2. Обеспечение внутрипрофильной специализации, что возможно за счет введения элективных курсов разного характера. Элективные курсы разного содержания могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины.

3. Построение индивидуальных образовательных траекторий, развитие интересов и профориента-ционных устремлений школьника, что должно облегчить учащимся выбор профессии, познакомить их с ее основами, осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора [3; 5-7].

Примеры ряда элективных курсов биологической тематики и различной направленности содержит таблица 1.

Элективные курсы должны быть краткосрочными и чередующимися. Это чаще всего небольшие по количеству часов курсы (модули). Оптимальной продолжительностью мы считаем одну четверть или полугодие.

3. Вовлечение старших школьников во внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в обязательном порядке входит в учебный план школы. ФГОС СОО предусматривает выделение на внеурочную деятельность до 700

Таблица 1

Примеры элективных курсов для учащихся 10-11-х классов

Виды элективных курсов Названия программ элективных курсов

Предметные Решение генетических задач; Общая экология; Закономерности микроэволюционного процесса; Основы антропологии и др.

Внутрипрофильные Биогеография животных и растений; Анатомия и морфология растений; Основы биологической химии и др.

Профориентационные Биология домашних животных; Основы агрономии; Основы микробиологии; Основы научно-исследовательской и проектной деятельности; Природа и экологические проблемы региона; Охрана природы; Избранные вопросы психологии; Основы фитодизайна и др.

часов за два года обучения (до 10 часов в неделю на протяжении 10 и 11 классов).

Среди функций внеурочной деятельности, зафиксированных во ФГОС СОО, мы обнаруживаем:

- создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся;

- проявление и развитие творческих способностей учащихся;

- поддержка учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности и др. [8; 11].

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Она организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Учитель разрабатывает программу внеурочной деятельности соответствующей тематики и реализует ее в работе с учащимися. Приведем примеры курсов внеурочной деятельности биологической тематики, выполняющих профориентационную функцию (табл. 2) [4].

Организационными формами реализации программ курсов внеурочной деятельности могут быть:

- научно-исследовательская деятельность, позволяющая испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-й классы), когда у них формируется теоретическое мышление и остро стоит проблема выбора будущей профессии;

- полевые практики, в ходе которых учащиеся получают первые навыки работы исследователя в поле. Полевые практики также помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии;

- школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников,

Таблица 2

Примеры курсов внеурочной деятельности для учащихся 10-11-х классов

Классы Названия программ курсов внеурочной деятельности

10-й класс Основы медицинских знаний; Опыты по физиологии животных; Самонаблюдения и опыты по физиологии человека; Основы биотехнологии; Вопросы физиологии растений; Окружающая среда и здоровье человека; Основы энзимологии и др.

11-й класс Экология растений; Экология животных; Основы этологии; Основные научные концепции происхождения жизни на Земле; Основы бионики и др.

осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т. п. На конференцию выносятся лучшие работы, индивидуальные проекты, выполненные школьниками;

- предметные олимпиады - соревнование школьников по различным дисциплинам. Олимпиады работают на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профессиональной ориентации;

- тематические вечера, выставки, диспуты и другие мероприятия, соответствующие в большей степени категории «внеучебная деятельность» и отличающиеся большим разнообразием тематики и методов проведения [4].

4. Выполнение старшеклассниками индивидуальных проектов.

Данная деятельность является обязательным условием реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Следовательно, сегодня каждый ученик должен быть обучен проектной и исследовательской деятельности. И это не случайно, ведь именно в процессе самостоятельной работы над созданием проекта формируются абсолютно все универсальные учебные действия, требуемые ФГОС СОО.

Выполнение учащимися в 10-11-м классе индивидуального проекта должно способствовать:

- повышению результативности усвоения знаний и применения учебных действий;

- формированию системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- формированию навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы и др. [11].

В результате разработки индивидуального проекта учащиеся помимо прочего получают представления о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинго-вые структуры и др.) [8; 11].

Приведем примеры тематики индивидуальных проектов старших школьников различной направленности (табл. 3) [8; 11].

Таблица 3

Примерная тематика индивидуальных проектов старших школьников

Виды проектов Названия проектов

Практические 1. Создание определителя возраста рыб по различным элементам. 2. Совершенствование технологий зимнего содержания тротуаров для повышения безопасности пешеходов. 3. Составление определителя видового состава лишайников в пригородных лесах города N. 4. Поиск эффективного решения проблемы утилизации отходов в городах Кемеровской области. 5. Реконструкция бульвара в городе N. 6. Экономия энергоресурсов в бытовых условиях. 7. Оценка влияния факторов, присутствующих в жилище, на здоровье человека и анализ комплекса мероприятий по созданию оптимальной среды жизнедеятельности. 8. Ускоренная детоксикация почв, загрязненных дизельным топливом. 9. Решение проблем перегруженности магистралей города N на примере одного из транспортных направлений

Исследовательские 1. Определение и описание фауны беспозвоночных животных водоемов города (района) N. 2. Структура орнитофауны неворобьиных птиц заповедника N. 3. Фауна и экология стрекоз города N. 4. История возникновения и правовые основы Шенгенского соглашения и Шенгенской зоны. 5. Туристическая деятельность в странах Шенгена.

Информационные 1. Решение стандартных химических задач на персональном компьютере. 2. Создание компьютерных баз данных биоразнообразия региона N. 3. Электронная периодическая система химических элементов. 4. Создание электронного справочника «Все о звуке»

Творческие 1. Проект формирования здорового образа жизни. 2. Проект экологической смены «Земля - наш дом». 3. Дачный участок как экологическая система. 4. Создание экологической тропы

Очевидно, что проекты различной тематики обладают определенным потенциалом профориентацион-ной функции.

Предлагаемые нами пути профессиональной ориентации старших школьников реализовывались в рамках регионального проекта «Организационно-методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных организациях Кемеровской области» (2016-2019 гг.). Участниками этого проекта стали 11 общеобразовательных организаций (9 городских и 2 сельские школы), в которых осуществлялась пилотная апробация ФГОС СОО. Во всех пилотных школах были открыты классы (группы) естественно-научного профиля. Обучающиеся этих классов (групп) изучали ряд предметов естественно-научного профиля углубленно (химия, биология, экология). Общее число обучающихся этих классов (групп) составило 228 человек (на начало обучения в 10-м классе) и 214 - на конец обучения в 11-м классе. 87 % выпускников (186 человек) этих школ сдавали ЕГЭ по предметам, определяющим профиль обучения. Из них 164 человека выбрали для дальнейшего обучения профессиональные образовательные организации,соответствующие профилю обучения в школе: медицинские, биологические, сельскохозяйственные и некоторые другие.

Заключение

Таким образом, реализация на практике положений ФГОС СОО, выделенных нами как основные пути профориентации старших школьников, позволяет удержать появившийся у учащихся 10-11-х классов интерес к определенной отрасли знаний и видам деятельности, сформировать у них метапредметные умения и навыки, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Литература

1. Атлас новых профессий 3.0 [Электронный ресурс]. URL: http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/atlas_ novyh_professiy_3.0.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 1. 1209 с.

3. Логинов Д. А. Профориентация в старшей школе [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/ proforientacia-starsheklassnikov/ (дата обращения: 10.03.2020).

4. Петунин О. В. Особенности внеурочной работы по биологии с учащимися классов естественно-научного профиля // Образование в современной школе. 2004. № 7. С. 40-44.

5. Петунин О. В. Старшеклассники выбирают: роль элективных курсов в предпрофильном и профильном биологическом образовании школьников // Учитель. 2004. № 1. С. 22-25.

6. Петунин О. В. Элективные курсы в предпрофильном и профильном биологическом образовании школьников // Образование в современной школе. 2003. № 9. С. 27-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Петунин О. В. Элективные курсы для профильного биологического образования // Народное образование. 2003. № 9. С. 107-111.

8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https:// mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya. pdf (дата обращения: 10.03.2020).

9. О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306/ (дата обращения: 10.03.2020).

10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=1133730806300446568 (дата обращения: 10.03.2020).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/7018890 2/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 10.03.2020).

12. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.

13. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45-50.

14. Чистякова С. Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Школа и производство. 2002. № 2. С. 75.

15. Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс] // «Мой ориентир» - профориентационный портал. URL: http://мой-ориентир.рф/публикации/s-n-chistyakova-n-s-pryazhnikov-n-f-rodichev-problemy-i-perspektivy-razvitiya-otechestvennoy-profori/ (дата обращения: 10.03.2020).

16. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере. М., 2012. 176 с.

References

1. Atlas novyh professij 3.0 [Atlas of new professions3.0]. Available at: http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/atlas_ novyh_professiy_3.0.pdf (accessed 10.03.2020). (In Russian).

2. Efremova T. F. Novii slovar russkogo yazika. Tolkovo-slovoobra-zovatelnii [New dictionary of the Russian language. Interpretative and word-building]. Moscow, 2000, vol. 1, 1209 p. (In Russian).

3. Loginov D. A. Proforientaciya v starshej shkole [Career guidance in high school]. Available at: https://rosuchebnik.ru/material/ proforientacia-starsheklassnikov/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

4. Petunin O. V. Osobennosti vneurochnojraboty po biologii s uchashchimisya klassov estestvenno-nauchnogo profilya [Features of extracurricular work in biology with students of classes in the natural sciences]. Education in a Modern School, 2004, no. 7, pp. 40-44. (In Russian).

5. Petunin O. V. Starsheklassniki vybirayut: rol' elektivnyh kursov v predprofil'nom i profil'nom biologicheskom obrazovanii shkol'nikov [High school students choose: the role of elective courses in preprofile and profile biological education of schoolchildren]. Teacher, 2004, no. 1, pp. 22-25. (In Russian).

6. Petunin O. V. Elektivnye kursy v predprofil'nom i profil'nom biologicheskom obrazovanii shkol'nikov [Elective courses in preprofile and profile biological education of schoolchildren]. Education in a Modern School, 2003, no. 9, pp. 27-28. (In Russian).

7. Petunin O. V. Elektivnye kursy dlya profil'nogo biologicheskogo obrazovaniya [Elective courses for specialized biological education]. Public Education, 2003, no. 9, pp. 107-111. (In Russian).

8. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya [An approximate basic educational program of secondary general education]. Available at: https:// mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya. pdf (accessed 10.03.2020). (In Russian).

9. O plane dejstvijpo modernizacii obshchego obrazovaniya na 2011-2015 gody [On the action plan for the modernization of general education for 2011-2015]. Order of the Government of the Russian Federation No. 1507-R of September 7, 2010. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/6641306/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=1133730806300446568 (accessed 10.03.2020). (In Russian).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Federal State Educational Standard]. Available at: https://base.garant.ru/

70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

12. Chistyakova S. N. Aktual'nost' problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v sovremennyh usloviyah [The urgency of the problem of professional self-determination of students in modern conditions]. Vocational Education and the Labor Market, 2018, no. 1, pp. 54-60. (In Russian).

13. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie lichnosti: mekhanizmy i obrazovatel'nye resursy [Personality's professional self-identity: mechanisms and educational resources]. Man and Education, 2014, no. 3, pp. 45-50. (In Russian).

14. Chistyakova S. N. Social'no-professional'noe samoopredelenie shkol'nikov v usloviyah profil'nogo obucheniya [Social and professional self-determination of schoolchildren in the conditions of specialized education]. School and Production, 2002, no. 2, pp. 75. (In Russian).

15. Chistyakova S. N., Pryazhnikov N. S., Rodichev N. F. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennoj proforientacii na sovre-mennom etape [Problems and prospects for the development of professional career guidance at the modern stage]. "My Landmark" career counseling portal. Available at: http://MOM-opMeHTMp.p$/ny6flM^MM/s-n-chistyakova-n-s-pryazhnikov-n-f-rodichev-problemy-i-perspektivy-razvitiya-otechestvennoy-profori/ (accessed 10.03.2020). (In Russian).

16. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Ot ucheby k professional'noj kar'ere [From study to a professional career]. Moscow, 2012, 176 p. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45

В. И. Сахарова V. Sakharova

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CAREER GUIDANCE

Введение. В статье раскрыто значение профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях, рассматриваются теоретические основания, образовательные ресурсы профориентацион-ной деятельности педагогов с обучающимися. Цель: обоснование проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся и определение перспектив ее решения.

Методология. Исследование основано на комплексном изучении и анализе научной литературы, различных факторов и подходов к формированию профессионального и личностного самоопределения учащейся молодежи, профориентационной деятельности педагогов с обучающимися в образовательных организациях.

Результаты исследования заключаются в обосновании процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся с учетом образовательных ресурсов, скоординированного функционирования педагогов образовательных организаций в подготовке обучающихся к профессиональному выбору.

Заключение. В статье даны предложения по совершенствованию формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи на основе современных требований к профориентационной деятельности педагогов, личностному и профессиональному выбору обучающихся.

Introduction. In article value of professional self-determination of students in modern conditions is revealed, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.