Еще одним напоминающим фактом при проведении необходимых расчетов является понимание разницы в расхождении абсолютных величин нормативно - бюджетного финансирования на одного студента в системах высшего и среднего профессионального образования.
Одновременно предполагается, что будут результативно решаться вопросы наставничество согласно Указу Президента РФ. К сожалению, на сегодняшний день у «наставников» на производственной практике нет ни особо выделенного времени, ни желания затрачивать дополнительные сколь-нибудь значимые усилия для профессионального совершенствования студентов - стажеров.
Относительно небольшая оплата ответственных лиц организаций, в которых проходят практику студенты не являются для них стимулом, достаточным для действительного наставничества.
Следовательно, следует менять принципы не только финансового, но и организационного взаимодействия образовательных комплексов с руководством организаций, в которых осуществляется прохождение производственной практики. Только в этом случае потенциал учебно-производственного качества будет реализован.
При условии успешной реструктуризации финансовой и учебно-организационной модели развития региональных бюджетных образовательных комплексов можно рассматривать вопросы более тесной их связи с действующими субъектами предпринимательской практики в контексте оптимизации требований к эффективному использованию государственных бюджетных средств под влиянием трансформации требований современного отечественного рынка труда.
Без реализации всего комплекса предлагаемых к обсуждению мер невозможно рассчитывать на превращение профессионального регионального образования не только в социальный, но и в экономический продукт.
Выводы. Современная стратегия развития страны требует адекватного роста качества образования и конкурентоспособности российских выпускников, но это нереализуемо без трансформационных шоков.
Литература:
1. Материал редакции. Изменения в системе образования в 2018 г. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://http://obrmos.ru/go/go_scool/Articles/go_school_2018_new_2.htmL
2. Караваев А.В., Баканов М.В., Титлов А.Ю. Проблема материально-технического реформирования современного российского образования в контексте его качества / Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов III Международной научно-практической конференции (Коломна 1-3 июня 2016 года) / Под общ. ред. О.Б.Широких. - Государственный социально-гуманитарный университет. - Коломна: ГСГУ, 2016. - 423 с.
3. Караваев А.В., Ипутатов Д.Ю. Российское образование: финансирование, развитие, конкурентоспособность // Народное образование, 2016, № 4-5. С. 9-17.
4. Баканов М.В., Титлов А.Ю., Караваев А.В. К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессионального образования в России // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. № 57-10.
Педагогика
УДК:371
старший преподаватель Бардакова Наталия Михайловна
Новокузнецкий институт (филиал)
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья содержит анализ состояния работы по профессиональному самоопределению на Юге Кузбасса, причины, ослабляющие работу по профессиональной ориентации школьников. Автор рассматривает основные пути и мероприятия, которые могут улучшить работу по профориентации старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка школьников, элективные курсы, профессиональная ориентация, профориентационные мероприятия.
Annotation. The article contains the analysis of the work of professional self-determination of schoolboys in the South Kuzbass. The author considers the main ways and measures that can improve the performance of high school students career guidance.
Keywords: professional self-determination, preparation of pre school students, elective courses, vocational guidance, career guidance activities.
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии» (Н. Чернышевский)
Введение. Вопросы о своем предназначении, возможностях и способностях остро встают в свое время перед школьниками. Современные условия жизни, социальные изменения, связанные с реформированием экономики и системы образования, оказали влияние на ценностные ориентации и жизненный путь молодых людей, предъявили к ним жесткие требования - выработать умение самостоятельно и безошибочно определять свой жизненный путь, осуществлять выбор профессии.
Всем хорошо известно, что выбор профессии - это вопрос серьёзный и ответственный, который рано или поздно приходится решать любому выпускнику общеобразовательной школы. От того, насколько правильно он определит свои возможности - реальные и потенциальные - и соотнесёт их с требованиями избираемой профессии, а ещё лучше - испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс.
Проблема выбора профессии - серьёзная, многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя в этом вопросе обойти и нравственный аспект выбора профессии -готовить молодежь к труду честному, добросовестному в любой сфере человеческой деятельности.
Формулировка цели статьи. Цель данной статьи - исследование современного состояния профориентационной работы в школах Кузбасса.
Изложение основного материала статьи. При выборе профессии важно, чтобы каждый молодой человек знал свои задатки, возможности, ресурсы, умел управлять ими. От искусства управления ресурсами и зависит часто то, удачливо или неудачливо сложится судьба человека. По мнению ученых, правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров, на 35% снижает количество профессиональных заболеваний.
Выбор профессии всегда связан с профессиональными интересами, мировоззрением и идеалами. Закономерно, что обучающиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, на который оказывают влияние субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы, многие из которых стали особенностью современности.
Печально, но факт: обучающиеся и работодатели расходятся практически во всем. К примеру, самыми популярными у абитуриентов являются такие специальности высшего образования, как экономика, менеджмент, журналистика, социальные науки и строительные направления. Между тем самыми востребованными у работодателей являются профессионалы в сферах ГГ, энергетика, робототехника, металлообработка и инженерно-механическая и др. И так во всем.
Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент сдает документы в несколько вузов с одной установкой - «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [2].
О том, что человек, выбравший профессию в точном соответствии со своим призванием, любит свою работу, более благополучен в жизни, более положителен в социальном смысле, сказано много «золотых слов»:
• «Нами собрано значительное количество сведений о формировании наклонностей к правонарушениям в связи с неудачами выбора профессии» (В. Марищук, Ю. Блудов, В. Плахтиенко, Л. Серова).
• «Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии - это ошибка, которая мстит за себя» (К. Маркс).
• «Для лиц, отличающихся недостаточной профпригодностью, характерны трудности общения, низкий коллективизм, конфликтность, повышенные требования к бытовой стороне жизни и др.» (Е. Рыбалко, Р. Максимова, И. Волкова).
• «Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности - в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твердой честности» (Н. Чернышевский).
Все вышесказанное подтверждает то, что профориентационная работа должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.
Каково же сегодня состояние профессиональной ориентации?
Анализ состояния профориентационной работы сегодня позволил нам сделать некоторые неутешительные выводы. Профориентация в настоящее время больше на словах, а не на деле является неотъемлемой частью непрерывного образования. Об этом свидетельствуют факты, полученные в ходе исследования. Приведем некоторые из них:
• Выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление о 10 - 20 профессиях из нескольких тысяч имеющихся в стране.
• Далеко не все выпускники общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу и работу с профилем, который они изучали в 10 - 11 классах. Это говорит о том, что эти дети выбрали профиль без учета своих психофизиологических особенностей, задатков, склонностей, интересов, нужд производства и т.д. То есть работа с этими школьниками на этапе предпрофильной подготовки была недостаточно результативна.
• До 20 и более процентов выпускников основной школы, которые идут в 10 класс, не имеют четких профессиональных планов. «Концепция профильного обучения» предусматривала, что к окончанию 9 класса не менее 70% школьников должны выбрать профиль в старшей школе (из тех, кто решил обучаться в 10, 11 классах). Поэтому для оставшихся 30% старшеклассников должны сохраняться общеобразовательные классы. Однако такие классы отсутствуют практически во всех школах. Дети после 9 класса должны поступать в средние профессиональные учебные заведения или обучаться в профильных классах, хотя ни профессии, ни профиля они для себя еще не выбрали [1].
• Слабо организована работа в школах, связанная с ориентацией детей на те профессии, в которых нуждаются производственные предприятия и организации этого региона. В связи с этим низок сегодня престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий, необходимых Югу Кузбасса.
Этот перечень низких результатов профориентационной работы можно продолжить, но мы остановимся на ряде причин, которые существенно ослабили работу по профессиональной ориентации школьников:
• Давно сокращена в школах ставка организатора этой работы.
• Практически во всех школах закрыты кабинеты профориентации, где накапливалась вся информация профориентационного характера.
• В свое время из программы обучения школьников 8-9 классов исключили обязательный предмет «Выбор профессии», а курс «Твоя профессиональная карьера» был рекомендован к изучению как факультативный. С 1 сентября 2010 года с переходом школ на профильное обучение исключен из этой работы раздел «Профессиональное самоопределение» объемом 20 часов, который изучался в предмете «Технология» в 9 классе. Основная часть профориентационной работы должна теперь осуществляться в предпрофильной подготовке при изучении элективных курсов. На эти курсы отводится 2- 3 часа в неделю (до 100ч. в год). К сожалению, в большинстве школ эти часы администрация отдаёт учителям-предметникам, которые готовят школьников к экзаменам за основную школу [3].
• С переходом на новые экономические отношения, со сменой форм собственности от работы по профориентации практически самоустранились базовые и шефствующие предприятия. Оказание помощи
школе предприятиями, организация экскурсий, выступление работников организаций перед школьниками (например, на классных часах) и другая работа играли существенную роль в выборе школьниками жизненного пути.
• Закрыт «Новокузнецкий городской центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения». Этот центр имел хороших специалистов, компьютерный класс с множеством профориентационных анкет, опросников, различную аппаратуру для выявления возможностей молодых людей. Детей сюда на обследование приводили учителя, родители со всего Юга Кузбасса.
• К существенному недостатку в организации профориентационной работы относится и отсутствие квалифицированных кадров. Так в Кузбассе ни один вуз не готовит специалистов в области профориентации.
• Работой по профориентации обязывают заниматься школьных психологов. Эти должности занимают по совместительству в основном работники вузов. Вся их работа обычно сводится к проведению нескольких анкет профориентационного характера и их обработке.
Для того чтобы профориентационные задачи в школе решались более успешно, необходимо, на наш взгляд, выполнение следующих мероприятий и условий:
• Предпрофильная подготовка должна решать задачу оказания помощи выбора школьниками профиля (кто идет в 10 класс) и профессии тем учащимся, кто на базе основной школы будет поступать в учреждения среднего профессионального образования. Необходимо не допускать использования этих часов на другие цели.
• Изыскать возможность и включить в подготовку будущего педагога курс «Профориентация в школе», который подготовит учителя к этой работе.
• Реанимировать учебно-методические кабинеты профориентации в школах, как центр организации и координации работы по профессиональной ориентации учащихся. Нужно накапливать в них все необходимые материалы о профессиональных учебных заведениях, предприятиях этого региона, методические наработки и пособия. Данный материал должен быть доступен учителям-предметникам, классным руководителям, другим заинтересованным лицам.
• Вменить в обязанность учителей-предметников при изучении своих дисциплин школьниками решать задачи профориентационного характера в необходимом объеме и на должном уровне.
• Обеспечить учителя и учащихся необходимой современной литературой для организации и осуществления профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
• Эффективно использовать имеющиеся на вооружении учителя многочисленные профориентационные опросники, анкеты, профессиограммы для профессионального просвещения и диагностики школьников [4].
Профориентация в школе должна проходить в два этапа: на первом учитель диагностирует, какая профессия интересна ребёнку, а на втором тестирует, подходит ли она ему. Чтобы ожидания ученика о профессии совпали с реальностью, педагог должен включить в учебный план профориентационные пробы, игры, стажировки и экскурсии. Они помогут погрузить ребёнка в реальную рабочую среду, «примерить» профессию, увидеть ее плюсы и минусы и понять, куда двигаться дальше. Профориентационные тесты помогут учителю выяснить сильные стороны школьника и определить сферу, в которой эти качества востребованы. Но на практике может оказаться, что профессия ученику не подходит. Допустим, ученик средней школы отлично знает информатику и после выпуска решает стать разработчиком в крупной 1Т-компании. Через месяц работы он с ужасом осознает, что ему нужно не только писать код, но и выполнять смежные задачи: общаться с менеджерами и клиентами, заполнять отчеты, презентовать и защищать свои идеи перед начальством. Такая работа ему не нравится и он увольняется. Чтобы не обмануть ожидания ребёнка, необходимо проводить профориентационные игры и заранее знакомить школьника с реальными рабочими ситуациями.
• Современному выпускнику необходимо вместе с аттестатом выдавать портфолио, в котором должны отражаться оценки личностных качеств, указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться указанием на учебные оценки, его дисциплину и общую активность.
Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в портфолио и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся -одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.
• Необходимо повышать эффективность мероприятий, организуемых профессиональными образовательными организациями, направленных на формирование профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ.
Так, например, в июне 2017г. на базе НФИ КемГУ состоялась летняя обучающая смена для старшеклассников под девизом «Выбор за тобой».
Каждый день ребята приходили в главный корпус университета, где их ожидало увлекательное погружение в жизнь студента. В рамках смены школьники посетили все факультеты вуза, где получили информацию о его составляющих, о приемной кампании, об экзаменах, которые нужно сдавать при поступлении, а также познакомились с творческими объединениями и узнали жизнь каждого факультета изнутри. Ребята смогли попробовать себя в различных творческих направлениях: вокал, хореография, журналистика, декоративно-прикладное творчество, а также в роли криминалиста, психолога, переводчика, сурдопедагога и многое другое. По итогам мастер-классов ребята выступили на сцене, написали газету, сняли ролик - в общем, раскрыли в себе новые таланты, получили массу положительных эмоций и, самое главное, многие подростки избрали для себя будущую профессию.
Выводы. Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, занятий по психологии др. Данная работа не исчерпывает всей полноты
рассматриваемой проблемы, а предлагает лишь некоторые из путей её решения. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы индивидуализации профессионального самоопределения в условиях совместной профориентационной работы школы и вуза, её дифференциации в зависимости от региональных потребностей рынка труда, методики изучения и формирования у учащихся определённых профессиональных способностей. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся рассматривается нами как важнейшая составляющая педагогического процесса среднего общеобразовательного учреждения. Реализация вышеназванных и других мероприятий позволит школе полнее решать задачу по оказанию помощи своим выпускникам в выборе профиля и профессии. Пора «профессиональных исканий» будет сведена до минимума. Выпускники школы смогут себя реализовать в выбранной ими профессии в полном объеме. Работа будет в дальнейшем приносить им не только материальное вознаграждение, но и моральное удовлетворение.
Литература:
1. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс / под. ред. В.А. Кальней. - М.: Изд-во Дрофа, 2006. - 105[7]с. - (Элективные курсы).
2. Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 226-228. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/ (дата обращения: 27.03.2018).
3. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. синица. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 144 с.
4. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Чистякова Светлана Николаевна. - М.: Издательский цент «Академия», 2005. - 128с.
Педагогика
УДК: 373.2(045)
соискатель кафедры педагогики / старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Барцаева Елена Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлен компонентный состав готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста. Раскрыты основные составляющие личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста: ценностные ориентации, мотивация, эмоциональное благополучие, качества личности.
Ключевые слова: социально-бытовая ориентация, готовность к социально-бытовой ориентации, структура готовности, личностный компонент, дети дошкольного возраста, ценностные ориентации, мотивация, эмоциональное благополучие, качества личности.
Благодарности: статья подготовлена в рамках гранта на проведение НИР по научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Изучение и состояние сформированности готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования».
Anmtation. The article presents the component composition of readiness for social orientation of preschool children. The article reveals the main components of the personal component of readiness for social and domestic orientation of preschool children: value orientation, motivation, emotional well-being, personality quality.
Keywords: social and household orientation, readiness for social and household orientation, readiness structure, personal component, preschool children, value orientation, motivation, emotional well-being, personality qualities.
Acknowledgements: The article is prepared within the grant for research on scientific activity of partner universities on network interaction (South Ural state University of Humanities and education and Mordovian State Pedagogical Institute) on the topic of «The study and the state of readiness for the social orientation of children of preschool age in the organizations of additional education».
Введение. В условиях современного образования особую актуальность приобретает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, где ключевое положение занимает взаимодействие с социумом и ориентация в нем. Это, в свою очередь, обеспечивается сформированностью такой интегративной характеристики личности как готовность к социально-бытовой ориентации, которая рассматривается в нашем исследовании с опорой на работы Н. В. Рябовой [18] и Т. А. Парфеновой [13]. Ключевое понятие определяется нами применительно к категории детей дошкольного возраста как сложная структура, проявляющаяся в овладении детьми элементарными социально-бытовыми знаниями и умениями, практико-ориентированным опытом, которая способствует развитию качеств личности, усвоению социальной роли, норм социального поведения, освоению различных видов деятельности, в том числе -социально-бытовой, а также познанию окружающей социально-бытовой среды и включение в нее [1].
Изложение основного материала статьи. В условиях модернизации педагогического образования, когда методологическую основу составляет деятельностный подход, важно, чтобы личностные качества, знания и умения реализовались в той или иной деятельности. Поэтому в нашем исследовании интерес представляет обоснование структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников, под которой понимается объемное образование, состоящее из многих компонентов.
Анализ литературных источников свидетельствует, что структурные компоненты готовности представлены в работах В. И. Горовой, А. Б. Боровкова, К. К. Платонова, В. Н. Дружинина и др. Так, В. И. Горовая выделяет следующие компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, технологический, личностный; А. Б. Боровков - мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые