Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE / PRE-PROFESSIONAL TRAINING / ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М.П., Фролова С.Л.

Введение. В статье рассматривается формирование среды профессионального самоопределения, которая обеспечит получение школьниками качественного профессионального образования в будущем. Цель статьи - описание среды профессионального самоопределения школьников, поиск механизмов ее приложения к условиям образовательной практики. Методология. Исследование проводится на основе следующих методов: теоретического анализа психолого-педагогических, социологических и философских источников по проблемам профессионального самоопределения и профориентации, анализа фактических данных. Объектом исследования является среда профессионального самоопределения в образовательной организации и профориентационная работа в современной школе. Результаты. В исследовании была описана среда профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников, которая включила в себя следующие блоки: ресурсы, деятельность, результат. Результаты исследования могут быть полезны для создания среды профессионального самоопределения, ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях, что позволит обеспечить появление выпускника нового типа - молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью. Заключение. Авторами отмечается, что перспектива роста возможностей развития человека затронет прежде всего экономику и, как следствие, образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев М.П., Фролова С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION

Introduction. The article deals with the formation of an environment of professional self-determination, which will ensure that students receive quality professional education in the future. The purpose of the article is to describe the environment of professional self-determination of schoolchildren, search for mechanisms of its application to the conditions of educational practice. Methodology. The study is based on the following methods: theoretical analysis of psychological, pedagogical, sociological and philosophical sources on issues of professional identity and career counseling, a method of analyzing actual data. The object of the study is the environment of professional self-determination in an educational organization and career guidance work in a modern school. Results. As a result of the study, the environment of professional self-determination was described on the basis of early career guidance and pre-professional training of schoolchildren, which included the following blocks: resources, activities, results. The results obtained in this study can be useful for creating an environment of professional self-determination, early career guidance and pre- professional training of students in educational institutions, which will ensure the emergence of a «new type» graduate - a young person with the ability to consciously choose a professional path in unity with professional mobility. Conclusion. The authors note that the prospect of increasing opportunities for human development will affect, first of all, the economy and, as a consequence, education: educational practices focused on an interdisciplinary approach, high technology, advanced training will be required.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

[Competitiveness of a graduate of a Russian university: systems and mechanisms of formation]. Penza, 2012, 283 p. (In Russian).

11. Rylova N. T., Hvalevko N. G. Proforientacionnaya rabota s vospitannikami doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Career guidance with pupils of preschool educational organizations]. Kemerovo, 2019, 94 p. (In Russian).

12. Slavova L. D. Konkurentosposobnost' molodogo specialista v sovremennyh realiyah [Competitiveness of a young specialist in modern realities]. Available at: http://rusnauka.com. (In Russian).

13. Sopegina V. T. Integraciya proizvodstva i professional'noj shkoly kak problema podgotovki specialistov srednego zvena [Integration of production and vocational schools as a problem of training mid-level specialists]. Materials of the 24th International Scientific and Practical Conference "Innovations in Professional and Vocational Pedagogical Education". Ekaterinburg, 2019, pp. 130-133. (In Russian).

14. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochih kadrov i formirovaniya prikladnyh kvalifikacij v RossijskojFederacii na period do 2020 goda [Strategy for the development of a system for training workers and the formation of applied qualifications in the Russian Federation for the period until 2020]. Moscow, 2013, 58 p. (In Russian).

15. Fomin E. N. Diversifikaciya instituta nastavnichestva kak potencial uspeshnoj adaptacii molodogo specialista [Diversification of mentorship institute as a potential for successful adaptation of a young specialist]. Secondary Vocational Education, 2012, no. 7, pp. 6-8. (In Russian).

16. Hazova S. A. Razvitie konkurentosposobnoj lichnosti v sisteme obrazovaniya [Development of a competitive personality in the education system. Abstract of Doctor's degree dissertation. Maykop, 2011, 60 p. (In Russian).

17. Hajdarova A. R. Ponyatie i sushchnost' konkurentosposobnosti lichnosti [The concept and essence of personality competitiveness]. Bulletin of the Moscow State Region University. Series, 2014, no. 3, pp. 34-38. (In Russian).

18. Shafranov-Kucev G. F., Efimova G. Z., Semyonov M. Yu. Proforien-tacionnye praktiki v usloviyah globalizacii: sociologicheskij analiz [Career guidance practices under the conditions of globalisation: a sociological analysis]. The Education and science journal, 2018, vol. 20, no. 8, pp. 46-65. Available at: https://doi. org/10.17853/1994-56392018-8-46-65. (In Russian).

19. Shevchenko V. YA. Konceptual'nye podhody k organizacii i soderzhaniyu raboty po proforientacii v sovremennyh usloviyah [Conceptual approaches to the organization and content of career

guidance in modern conditions]. Materials and reports of the scientific-practical conference "Professional self-determination of students: new approaches, content and technologies". Khanty-Mansiysk, 2014, pp. 7-14. (In Russian).

20. Ruyani Aceng, Parlindungan Deni, Fakhrur Rozi Zico, Samitra Dian, Karyadi Bhakti. Implementation Effort of Informal Science Education in Bengkulu, Indonesia: A Small Learning Center for Life Sciences. International Journal of Environmental & Science Education, 2018, vol. 13, no. 9, pp. 747-755.

21. Bengtsson August Anki. Zeitschrift für Weiterbildungsforschung. Report, 2015, vol. 38, iss. 2, pp. 241-250.

22. Sanz López Clara. La orientación profesional en los sistemas de formación professional. REOP, 2010, vol. 21, no.°3, pp. 643-652.

23. Cobb-Clark Dedora A., Salamanca Nicolás, Zhu Anna. Parenting style as an investment in human development. Journal of Population Economics, 2019, vol. 32, iss. 4, pp. 1315-1352.

24. Federal Minictry of Education and Research. Available at: / https://www.bmbf.de/en/search.php.

25. Memon Jamshed, Rozan M. Z. A., Ismail Kamariah, Uddin Mueen, Daud Dzurll Kanian. Mentoring an Entrepreneur: Cuide for a Mentor. Available at: https://www.academia.edu/11966551/ Mentoring_an_Entrepreneur_Guide_for_a_Mentor.

26. Quiroz Lima M. E. Formazion polivalente e edennidad professional de los interventores educativos. Revista De La Educación Superior, 2014, no. 43 (172), pp. 101-121.

27. Runkle J. D. The Russian System of Shop-work Instruction for Engineers and Machinists. Massachusetts, 1876. 121 p.

28. Giambra Samuele, McKenzie David.Self-Empioument and Migrazion. IZA DP, 2019, no. 12624. Available at: https://www. iza.org/publications/dp/12624/self-employment-and-migration.

29. Straub W. Effects of simulation game on a lokus control of institutionalized delinquent youth. Psyhol. Rep., 1979, vol. 45, no. 2, pp. 659-662.

30. Praag L. Van, Nouwen W., Caudenberg R. Van, N. Clycq, Ch. Timmerman. Comparative perspectives on early school leaving in the European Union. Routlegde, 2018, 254 p.

31. Watcon B. Games and socialization. Gaming-simulation. Eds. C. Greenblat, R.Duke. N. Y., 1975, pp. 42-46.

32. Watts A. G., Sultana R. G., McCarthy J. The involvement of the European Union in career guidance policy: A brief history. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2010, no. 10 (2), pp. 89-107. Available at: https://doi. org/10.1007/s10775-010-9177-9.

УДК/UDC 37.048.45 М. П. Нечаев, С. Л. Фролова

M. Nechaev, S. Frolova

РАЗВИТИЕ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF THE ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

IN THE SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION

Введение. В статье рассматривается формиро- щем. Цель статьи - описание среды профессиональ-

вание среды профессионального самоопределения, ного самоопределения школьников, поиск механиз-

которая обеспечит получение школьниками каче- мов ее приложения к условиям образовательной

ственного профессионального образования в буду- практики.

Методология. Исследование проводится на основе следующих методов: теоретического анализа психолого-педагогических, социологических и философских источников по проблемам профессионального самоопределения и профориентации, анализа фактических данных. Объектом исследования является среда профессионального самоопределения в образовательной организации и профориентационная работа в современной школе.

Результаты. В исследовании была описана среда профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников, которая включила в себя следующие блоки: ресурсы, деятельность, результат. Результаты исследования могут быть полезны для создания среды профессионального самоопределения, ранней профориентации и предпрофессиональ-ной подготовки обучающихся в образовательных организациях, что позволит обеспечить появление выпускника нового типа - молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью.

Заключение. Авторами отмечается, что перспектива роста возможностей развития человека затронет прежде всего экономику и, как следствие, образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение.

Introduction. The article deals with the formation of an environment of professional self-determination, which will ensure that students receive quality professional education in the future. The purpose of the article is to describe the environment of professional self-determination of schoolchildren, search for mechanisms of its application to the conditions of educational practice.

Methodology. The study is based on the following methods: theoretical analysis of psychological, pedagogical, sociological and philosophical sources on issues of professional identity and career counseling, a method of analyzing actual data. The object of the study is the environment of professional self-determination in an educational organization and career guidance work in a modern school.

Results. As a result of the study, the environment of professional self-determination was described on the basis of early career guidance and pre-professional training of schoolchildren, which included the following blocks: resources, activities, results. The results obtained in this study can be useful for creating an environment of professional self-determination, early career guidance and pre-

professional training of students in educational institutions, which will ensure the emergence of a «new type» graduate -a young person with the ability to consciously choose a professional path in unity with professional mobility.

Conclusion. The authors note that the prospect of increasing opportunities for human development will affect, first of all, the economy and, as a consequence, education: educational practices focused on an interdisciplinary approach, high technology, advanced training will be required.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, предпрофессиональная подготовка, среда профессионального самоопределения.

Keywords: professional self-determination, career guidance, pre-professional training, environment of professional self-determination.

Введение

Стремительные изменения, происходящие сегодня в сфере науки и технологий, а также в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на развитие системы образования. Современная образовательная организация должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть готовым к жизни в обществе, которое нам еще неизвестно. В процессе таких преобразований особого внимания требует проблема профессионального самоопределения и выбора будущей профессии обучающимися.

Подготовка профессиональных кадров XXI в. должна осуществляться в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой, что является основой получения качественного профессионального образования в будущем, обеспечение конкурентоспособности России. В соответствии с этим возникают вопросы: как подготовить школьника к будущему? Как помочь ему найти себя в этом быстро изменяющемся мире? Как обеспечить успешное самоопределение?

Для подготовки конкурентоспособной личности уже в школах необходимо вести специально организованную профориентационную работу, для которой должна быть создана соответствующая среда. Проблема российских школ в области профориента-ционной работы заключается в том, что в них такая среда не сформирована или сформирована недостаточно.

Какой же должна быть среда профессионального самоопредееления школьников? Как такую среду сформировать?

В нашем исследовании рассматриваются вопросы формирования среды профессионального самоопределения, которая обеспечит получение школьниками качественного профессионального образования в будущем.

Цель исследования - описание среды профессионального самоопределения школьников, поиск механизмов ее приложения к условиям образовательной практики.

Внимание ученых и педагогов-практиков всегда привлекали проблемы выбора профессии, условия достижения в ней высоких результатов, вопросы самореализации в профессиональной деятельности, механизмы «развертывания» и адекватного применения широкого спектра способностей и всего потенциала личности.

Актуальность исследования профессионального самоопределения обусловлена и практической потребностью, которая складывается в условиях глубоких и существенных экономических преобразований, происходящих в мире, связана с появлением рынка труда, исчезновением одних профессий и появлением других, а также с переориентацией ряда производств.

История профориентационной работы нашей страны насчитывает примерно сто лет, и на протяжении ее развития ученые тесно связывали это направление с профессиональным и личностным самоопределением.

В психологии и педагогике проблемам профориентации, профессионального и личностного самоопределения школьников посвятили свои работы такие ученые, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, П. Г. Щедровицкий и др.

Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональное самоопределение как «эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий», которое «предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности» [1, с. 15].

Н. С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с самоориентированием обучающегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Он утверждает, что профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, однако различия все же есть:

- профессиональное самоопределение - конкретное понятие (например, получить диплом о профессиональном образовании), а личностное самоопределение - скорее сложное понятие (диплома «на личностность» пока никому не выдавали);

- профессиональное самоопределение в значительной степени зависит от внешних условий, в то время как личностное самоопределение зависит, в основном, от самого человека.

H. С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с самореализацией и самотранс-ценденцией, то есть способностью выходить за рамки самого себя [2].

По мнению С. Н. Чистяковой, профориентация - это целостная система взаимодействия личности и общества, нацеленная на реализацию потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Итогом такого взаимодействия личности и общества должна стать готовность личности к профессиональному самоопределению [3].

Отечественные ученые рассматривают процесс профессионального самоопределения как не единичный акт, совершающийся одномоментно, а как длительный процесс поиска себя в профессии (Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, С. Л. Фролова и др.).

Профессиональное самоопределение школьника также не может быть единичным актом. Оно должно продолжаться на протяжении всех лет обучения в школе и сопровождаться специалистами: педагогами и педагогами-психологами, подготовленными, то есть прошедшими обучение по специализированным программам.

Среда профессионального самоопределения школьника - это комплекс мероприятий, предоставляемый различными организациями в момент поиска обучающимся дальнейшего обучения [4]. Отлично, если рядом будет специалист, который проанализирует наличествующую ситуацию. Что сегодня актуально для оптанта? А что завтра будет актуально для рынка труда? Эти понятия в профориентации не всегда совпадают. Педагогам нужно всегда быть в теме профориентационной среды, а также в информационной среде поиска вакансий.

Среди популярной литературы, выпущенной с 2015 г. в России, следует отметить следующие книги, помогающие человеку сориентироваться в выборе профессии, определить перспективные профессии для себя:

I. «Атлас новых профессий». Книга вышла при поддержке Агентства стратегических инициатив совместно со школой «Сколково». В Атласе содержится описание новых и перспективных профессий, которые будут популярны и востребованы в будущем, а также профессии, которые не выдержат распростра-

нения информационных и автоматизированных технологий.

2. «Выбор профессии» К. А. Дмитриева, Т. Б. Ряби-нина (2016). В книге представлены характеристики каждой профессии, рассматриваются черты характера, способности и навыки, необходимые специалисту выбранной профессии. Книга предлагает информацию по осознанию выбора будущей профессии.

3. «Я и профессия». Арт-альбом для семейного консультирования Е. Мартинес (2016). Книга представляет собой комплекс из трех пособий: альбом для подростка (рассчитан на возраст 13-16 лет), альбом для родителей и методическое пособие. Издание помогает детям и родителям выслушать друг друга по теме выбора профессии и найти компромисс, если их видение не совпадает.

4. «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 8, 9 класс», авторы - А. Г. Серебряков, К. Г. Кузнецов, Н. А. Хохлов и др. (2017). Пособие адресовано учащимся 8-го и 9-го классов, педагогам и педагогам-психологам. В основе разработанных для старшеклассников и абитуриентов тестов лежат три основных компонента «правильного» выбора профессии - «хочу», «могу» и «надо». С помощью тестирования испытуемый может определить собственные склонности, интересы и возможности и построить из этих трех компонентов свою идеальную формулу профессии.

Зарубежные исследования подтверждают актуальность и значимость проблемы профессионального самоопределения и ее междисциплинарный характер [5; 7; 8; 11]. Среди зарубежных концепций, оказавших наиболее существенное влияние на развитие учения о профессиональном самоопределении, можно назвать концепцию профессионального развития Д. Сьюпера, сценарную теорию Э. Берна, концепцию самоактуализации А. Маслоу, типологическую теорию Дж. Холланда, теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберга и др [6; 9; 10].

В настоящее время в США регулярно дополняется справочник востребованных профессий (Occupational Outlook Handbook 2016-2017 Edition: The Most Accurate and Up-To-Date Facts on All Major Jobs). В справочнике подробно описана каждая профессия и для нее предлагаются прогнозы дальнейшего развития, указываются средние зарплаты в отрасли, требуемые навыки и рекомендации по выбору профильного образования.

"Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life" B. Burnett, D. Evans (2016). Книга преподавателей Стенфорда помогает создать молодым людям

«эскиз» или «дизайн» собственной жизни, помогает найти свое профессиональное призвание.

Методология

Основными методами исследования рассматриваемой проблемы являются: теоретический анализ психолого-педагогических, социологических и философских источников по проблемам профессионального самоопределения и профориентации, метод анализа фактических данных.

Объектом исследования является среда профессионального самоопределения в образовательной организации и профориентационная работа в современной школе.

Методологическими подходами к развитию среды профессионального самоопределения образовательной организации являются:

- научные подходы (социокультурный, системно-функциональный, экзистенциальный, акмеологиче-ский, аксиологический, рефлексивный, средовый);

- практико-ориентированные подходы (прогностический, мониторинговый, игровой).

Результаты

Одной из точек роста для изменений в системе образования должна стать измененная среда профессионального самоопределения: ранняя профориентация и предпрофессиональная подготовка школьников.

Какие же изменения необходимы современной российской системе образования для того, чтобы обеспечить появление выпускника нового типа, способного со всей ответственностью сделать осознанный профессиональный выбор?

Во-первых, кадровые изменения. При формировании кадров следует учитывать проблемы преемственности кадрового состава, активного вовлечения в образовательную деятельность специалистов других областей, в первую очередь представителей промышленности. Решение данных проблем возможно на базе независимой аттестации слушателей программ дополнительного профессионального образования, самоорганизации, основанной на принципах краудсорсинга, проектного обучения и пр.

В образовательный процесс по подготовке кадров для профильного обучения школьников необходимо включать такие организационные формы и технологии, реализация которых позволит сформировать институт волонтерства и наставничества (с привлечением студентов и аспирантов).

Особую роль в обучении и переобучении кадров призваны сыграть кадровый аудит, институт курато-

ров проектной деятельности, концепция «перевернутого класса», включенные в систему смешанного (дистанционного) обучения. Они позволят обеспечить смещение вектора образования с трансляции знаний на процесс совместных (обучающего и обучающихся) практик.

Развитие системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей системы дополнительного профессионального образования (ДПО) - это необходимое условие подготовки к организации научно-технического творчества обучающихся. Данное развитие предполагает сетевое интернет-взаимодействие, опору на технологии искусственного интеллекта и повышение мощностей вычислительной техники, на нейросетевые технологии и организацию выездных обучающих форсайт-сессий.

Во-вторых, это изменение оборудования и программного обеспечения в образовательном процессе. Материально-техническая база должна полностью соответствовать современному этапу научно-технического прогресса. В образовательный процесс должны быть включены конвергентные технологии, компьютеризованные и компьютерные цифровые образовательные ресурсы. Именно на этой основе могут быть созданы совместные проекты смежных направлений.

Мы считаем, что в системе образования необходимо создать единую систему мониторинга материально-технического обеспечения, информационно-образовательные центры с открытым доступом к базам данных, вычислительным ресурсам, источникам научной и технической литературы, виртуальных лабораторно-исследовательских комплексов на основе целевого финансирования.

Создание материально-технической базы требует использования оборудования и программно-методического обеспечения специальных центров научно-технической поддержки, вовлечения в развитие системы образования большинства профильных структурных подразделений, сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики. Таким образом, будут использоваться оборудование и средства программно-методического обеспечения на площадках партнеров образовательных организаций, решающих задачу создания условий для профессионального самоопределения школьников и выпускников общеобразовательной школы.

В-третьих, это изменения самой деятельности субъектов системы образования. Деятельность всех субъектов системы образования должна быть постро-

ена на принципе соответствия образовательного процесса (по содержанию и образовательным технологиям) направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, отраженным в Национальной технологической инициативе, Атласе новых профессий.

Адаптация к образовательной реальности математического моделирования, аддитивных технологий, робототехники и автоматики, современных технологий разработки приложений для мобильных устройств, включение в содержательный и процессуальный компоненты образовательной системы таких вопросов, как энергия будущего, космические, когнитивные, нейро- и нанотехнологии, биоинформатика, андроид-ная техника и другие, приведут к принципиальной меж-дисциплинарности образовательного контента. Это потребует применения в образовательной практике методов современной ТРИЗ-педагогики, языковой подготовки в технической области, организации проектных групп педагогов из представителей различных предметных областей. Средством для решения этих задач выступают карты компетенций для конкретных направлений подготовки к участию в предпрофес-сиональных конкурсных соревновательных мероприятиях. Такие мероприятия уже существуют и сегодня (ЛитогЗкШв).

В рамках профессионального самоопределения будет реализована тесная взаимосвязь образовательного контента с основной образовательной программой. Школа выступит интегратором образовательных ресурсов города, площадкой для апробации новых образовательных инструментов. Это сделает актуальным создание специализированного издания (журнала) с материалами лучших передовых практик в обсуждаемой области.

Вопросы подготовки профессиональных кадров в современном мире выходят на первый план, обсуждаются педагогической общественностью, являются значимыми для родителей, учеников, администраторов и педагогов-практиков. Современное общество предъявляет все больше требований к образованию, необходимость в высококвалифицированных кадрах осознается на всех уровнях.

Одним из путей реализации Стратегии развития российского образования является профилиза-ция школы для обеспечения профильной подготовки, личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Профильные школы уже прочно вошли в образовательное пространство России, московские профильные школы давно заняли лидирующие позиции в рейтинге образовательных учреж-

дений. Профильное обучение охватывает, в основном, старшие классы: 9-11-й, реже с 8-го и 7-го класса. Предпрофильная подготовка проводится за один-два года до начала профильного обучения.

Как было отмечено выше, такие школы в Москве уже успешно функционируют. Среди них особо следует выделить:

1. Медицинский класс в московской школе. Реализуется совместно с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И. М. Сеченова и учреждениями здравоохранения города Москвы. Социальное партнерство ведется на основе совместных договоров между общеобразовательными организациями, организациями высшего образования и учреждениями здравоохранения. В рамках договоров в образовательные организации поставляется оборудование, позволяющее обучающимся получать первичный опыт практической деятельности в направлении таких отраслей, как основы микробиологии, биохимии,анатомии,нанотехнологии в медицине и др.

2. Инженерный класс в московской школе. Реализуется совместно с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего образования технической направленности и высокотехнологичными предприятиями города Москвы. Главная цель этого проекта - создать в московских общеобразовательных организациях условия для предпрофессионального образования инженерной направленности. Социальное партнерство также осуществляется на основе договоров между общеобразовательными организациями, организациями высшего образования и предприятиями. Московские школы, на базе которых открываются инженерные классы, оснащаются современным учебным оборудованием, аналогичным применяемому на современном высокотехнологичном производстве (станки с числовым программным управлением, атомно-силовые микроскопы, приборы по электродинамике, теодолиты; комплекты для конструирования электросхем и др.). С использованием этого оборудования школьники проводят опыты по статике и динамике, ставят эксперименты в области квантовой и молекулярной физики.

3. Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования. Реализуется совместно с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». В основу проекта заложен принцип интеграции предметных областей как условие конвергентного образования. Главным результатом обучения является освоение базовых теорети-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческих понятий, способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Школьники проводят междисциплинарные исследования в области химии, физики и биологии.

4. Академический класс (научно-технологический класс в московской школе). Реализуется совместно с Федеральным агентством научных организаций России. Основная идея - внедрение комплексной интегрированной программы (общего, дополнительного, профессионального, высшего образования) на основе межпредметности (конвергенции) для достижения обучающимися новых результатов. Школьники осваивают начальные профессиональные навыки, которые впоследствии позволят им сделать выбор профессии осознанно и компетентно. Основным принципом организации образования в академических классах является обучение на основе межпредметных связей, исследовательской и проектной деятельности по приоритетным направлениям развития науки. Обучение организуется в современной техносфере по сетевым образовательным программам при участии сотрудников научных организаций, наукоемких и высокотехнологичных предприятий.

5. Кадетский класс в московской школе. Реализуется во взаимодействии с силовыми ведомствами города Москвы. При приеме детей в кадетские классы учитываются успехи в учебе, физическое развитие и состояние здоровья, степень ориентированности на дальнейший выбор профессии военного или государственного служащего. Дополнительные программы обучения обеспечивают военную подготовку воспитанников, военно-патриотическую, художественно-эстетическую и физкультурно-спор-тивную направленности.

Таким образом, в Российской Федерации за последние несколько лет изменилась ситуация с предпро-фессиональным образованием и профессиональным самоопределением школьников. Появились новые подходы к содержанию, формам, методам, технологиям обучения, которые уже внедрены на школьном уровне [4].

Заключение

Очевидно, что ответом на информационные, технологические, экологические и личностные вызовы XXI в. должен быть сущностно новый формат образования на всех его уровнях. При этом самой важной задачей российского образования остается создание условий для детей и молодежи, нацеленных на успешную социализацию каждого обучающегося, обретение

им профессии, необходимой для развития экономики, а в итоге - улучшение качества жизни россиянина.

В настоящее время особенно остро встает проблема подготовки подрастающего поколения в высокотехнологичном мире, который стремительно развивается и усложняется.

Цивилизация переходит на новейший уровень развития, промышленное общество меняется на постиндустриальное, основой которого является информация.

Важно понимать, что перспектива роста возможностей развития человека затронет прежде всего экономику и, как следствие, образование: потребуются эффективные образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы к содержанию, формам, методам и технологиям обучения должны реализовываться уже на школьном уровне, а это значит, что должна быть сформирована целостная среда профессионального самоопределения.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2008. 336 с.

2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2007. 504 с.

3. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2007. 128 с.

4. Фролова С. Л. Инновационное осмысление профориентации обучающихся. М., 2016. С. 36-41.

5. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia / V. V. Afanasev, M. N. Vrazhnova, M. P. Nechaev et al // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6, № 12. P. 193-209.

6. Furso A. L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment // Economics. Society : Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Varna, Bulgaria) / compiling editor E. Sibirskaya. Yelm, WA, USA, 2015. P. 60-63.

7. Hoxby C. M. Would school choice change the teaching profession? // Journal of Human Resources. 2002. Vol. 37, № 4. P. 846-891.

8. Munley P. H., Pate W. E., Duncan L. E. Demographic, educational, employment, and professional characteristics of counseling psychologists // Counseling Psychologist. 2008. Vol. 36, № 2. P. 250-280.

9. Saitbaeva E. R. A Phenomenon of self-determination of the pedagogue-professional and his educational support // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 17, № 3. P. 287-291.

10. Shchigireva O. Vocational guidance as means of formation of the human capital // Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society : 3rd International Conference. Sheffield, UK, 2015. P. 36-39.

11. Teuscher U. Evaluation of a decision training program for vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2003. Vol. 3, № 3. P. 177-192.

12. Van Esbroeck R. An introduction to the Paris 2001 IAEVG declaration on educational and vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2002. Vol. 2, № 2. P. 73-83.

References

1. Zeer E. F. Psihologiya professij[Psychology of professions]. Moscow, 2008, 336 p. (in Russian).

2. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, 2007, 504 p. (In Russian).

3. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samo-opredeleniya shkol'nikov [Pedagogical support of students' self-determination]. Moscow, 2007, 128 p. (In Russian).

4. Frolova S. L. Innovacionnoe osmyslenie proforientacii obucha-yushchihsya [Innovative understanding of students career guidance]. Moscow, 2016, pp. 36-41 (In Russian).

5. Afanasev V. V., Vrazhnova M. N., Nechaev M. P., Frolova S. L., Shipovskaya L. P. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia. Astra Salvensis, 2018, vol. 6, no. 12, pp. 193-209.

6. Furso A. L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment. Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Varna, Bulgaria). Compiling editor E. Sibirskaya. Yelm, WA, USA, 2015, pp. 60-63.

7. Hoxby C. M. Would school choice change the teaching profession?. Journal of Human Resources, 2002, vol. 37, no. 4, pp. 846-891.

8. Munley P. H., Pate W. E., Duncan L. E. Demographic, educational, employment, and professional characteristics of counseling psychologists. Counseling Psychologist, 2008, vol. 36, no. 2, pp. 250-280.

9. Saitbaeva E. R. A Phenomenon of self-determination of the pedagogue-professional and his educational support. Middle East Journal of Scientific Research, 2013, vol. 17, no. 3, pp. 287-291.

10. Shchigireva O. Vocational guidance as means of formation of the human capital. 3rd International Conference «Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society». Sheffield, UK, 2015, pp. 36-39.

11. Teuscher U. Evaluation of a decision training program for vocational guidance. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2003, vol. 3, no 3, pp. 177-192.

12. Van Esbroeck R. An introduction to the Paris 2001 IAEVG declaration on educational and vocational guidance. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2002, vol. 2, no 2, pp. 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.