Воспитание и социализация личности
Сведения для цитирования: Барихина, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного самоопределения обучающихся / М. В. Барихина, Н. О. Свиридова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 101-107.
УДК 377 ББК 74.47
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
профессионально-личностного самоопределения
обучающихся
М. В. Барихина, Н. О. Свиридова
В статье представлен практический опыт государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом учащейся молодежи „Магнит"» (ГБУДО ДУМ «Магнит») по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного самоопределения обучающихся на институциональном уровне. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается авторами как одно из направлений Концепции организационно-педагогического самоопределения обучающихся Челябинской области на 2020-2024 годы, как действенная помощь обучающимся в формировании ориентационного поля развития, реализуемая в виде комплексной программы, включающей в себя четыре блока программ и проектов в трех взаимосвязанных сферах (личность, профессиональное сообщество и профессиональная деятельность). Наш опыт показал, что только при целенаправленной систематической совместной работе педагогов профессионального и дополнительного образования происходит успешное профессиональное самоопределение обучающихся, формируется личность, ее полная самостоятельность в выборе профессии и уверенность в сделанном выборе.
Ключевые слова: обучающиеся, дополнительное образование, самоопределение, профессионально-личностное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, программа, проект.
Проблема профессионально-личностного самоопределения обучающихся — одна из острейших проблем профессионального и дополнительного образования. Об этом свидетельствуют различные нормативные документы федерального и регионального уровней, такие как: Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [1], региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [2], определяющий необходимость профессиональной навигации учащихся обще-
образовательных организаций. С января 2021 г. в образовательных организациях общего, профессионального, дополнительного образования Южного Урала реализуется Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области в 2021-2025 годах [3], которая преемственно развивает основные идеи и содержание таких документов, как: Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на
2013-2015 годы, Концепция развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» на 2015-2017 годы, Национальный проект «Образование» и др. Предметом Концепции выступает обоснование нормативно-правового, психолого-педагогического и ресурсного обеспечения процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на всех уровнях управления [3]. В статье представлен практический опыт государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом учащейся молодежи „Магнит"» (ГБУДО ДУМ «Магнит») по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного самоопределения обучающихся.
Особенностью профессионально-личностного самоопределения является тот факт, что оно осуществляется не только в период выбора профессии, но на протяжении всей профессиональной жизни человека, включая обучение в организации профессионального образования.
Воспитанниками ГБУДО ДУМ «Магнит» преимущественно являются обучающиеся учреждений среднего профессионального образования и выпускники основной школы. Переход от подросткового к юношескому возрасту характеризуется вступлением в самостоятельную жизнь, связан с решением задач профессионального и личностного выбора. ФГОС основного общего образования в «портрет выпускника основной школы» включает такое его качество, как «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [4], подчеркивая тем самым важность профессиональной ориентации старших школьников, актуализируя проблему профессионально-личностного самоопределения молодежи, обучающейся в профессиональной школе.
Самоопределение человека (Т. В. Бескова, Л. И. Божович, А. В. Гапоненко, А. Я. Журки-на, Н. Е. Касаткин, Е. А. Климов, Г. П. Ников,
B. А. Поляков, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых, Н. Ф. Родичев, В. Ф. Сафин, В. И. Сахарова, С. Фукуяма, И. Д. Чечель, Н. Н. Чистяков,
C. Н. Чистякова, П. А. Шавир, Е. В. Яруши-на) — это сложный, многоступенчатый, активный процесс осмысления человеком своего места в обществе, осознания своего отношения к окружающим людям, стремление занять определенную позицию на основе поиска баланса между субъективными качествами и требованиями общества, обеспечивающую его самоактуализацию и самореализацию. Самоопределению
личности присущ индивидуальный характер. Индивидуальность человека определяет продуктивность процесса самоопределения.
В раннем юношеском возрасте самоопределение отличается «двуплановостью» (Л. И. Бо-жович), когда, с одной стороны, выступает как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, с другой — как поиски смысла своего существования. Иными словами, профессионально-личностное самоопределение подростков и молодежи непосредственно связано с процессами становления их самосознания, которое отличается противоречивостью и ограниченностью, что вызвано отсутствием опыта профессиональной деятельности. Это определяет необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса профессионально-личностного самоопределения как старших школьников, так и обучающихся СПО.
Согласно «Комплексному словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [5]. Сопровождающими профессионально-личностное становление человека выступают: родители, учителя, психологи, педагоги профессионального и дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение коллектив ГБУДО ДУМ «Магнит» рассматривает как «помощь обучающимся в формировании ориентационного поля развития» [6, с. 18]. Цель психолого-педагогического сопровождения — полноценная реализация личностного потенциала, удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Для осуществления права свободного выбора необходимо научить молодого человека выбирать, снабдить его необходимой информацией, помочь ему разобраться в сути возникающих проблем, выработать план решения и сделать первые шаги. При этом за обучающимися сохраняется право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность [6]. Поскольку профессионально-личностное самоопределение происходит в трех взаимосвязанных сферах (личность, профессиональное сообщество и профессиональная деятельность), программа профессионально-личностного самоопределения, реализуемая в ГБУДО ДУМ «Магнит», носит комплексный характер и включает в себя четыре блока подпрограмм/проектов.
Первый блок — программы диагностики обучающихся. Диагностические методики необходимы для изучения личности обучающихся, для объективной оценки их индивидуальных особенностей и возможностей. Данный блок,
курируемый психологом, составили следующие диагностические методики: «Карта интересов» А. Е. Голомштока; «Определение социальной направленности личности» Д. Голланда; «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной; «Диагностика мо-тивационной структуры личности» В. Э. Миль-мана; «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Определение жизненных ценностей личности» П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой; «Определение склонностей» Л. А. Йовайши; «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова; «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой; «Диагностика самоактуализации личности» Н. Ф. Калинина; «Самооценка реализации жизненных целей личности» Н. Р. Молочникова; «Определение статуса профессиональной идентичности» А. А. Азбель; «Диагностика привлекательности труда» В. Н. Снеткова.
Профдиагностику учащиеся школ могут пройти в профессиональных организациях и в Доме учащейся молодежи в рамках проекта «Билет в будущее». Профдиагностика полезна и для обучающихся СПО. Общий банк диагностических методик, доступность процедур диагностики позволяют студентам и школьникам в свободном режиме пройти диагностику и самодиагностику, получить квалифицированную помощь психологов и специалистов.
Второй блок — проекты, направленные на развитие интереса к профессии, формирование гражданской позиции, готовности сознавать социальную значимость своей будущей профессии, развитие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности. Необходимость данного блока проектов обусловлена важностью для личности сформированных ценностных ориентаций. Ценности составляют стержень личности, связаны с представлением о смысле жизни, выступают побудительной силой, лежат в основе целеполагания. Данные проекты реализуются в деятельности самых различных объединений, секций и кружков Дома учащейся молодежи «Магнит». Наибольшей популярностью у подростков пользуются: постоянная рубрика «Я и профессия» газеты «ПриМагниться» — издания, занимающегося предоставлением подробной информации по вопросам подготовки учащейся молодежи к выбору профессии (с участием творческого объединения журналистов «Пресс-центр»); проект учебного телевидения «Путь в профессию»; творческий проект «Галерея рекламы» (оригинальная реклама профес-
сий; девиз проекта: «Выйди за рамки»); учебно-методический журнал для школьников «Ваше профессиональное будущее»; вариативные модели экскурсий на предприятия города и музеи Магнитогорского металлургического комбината, треста «Магнитострой», «Ситно» и пр.; профессионально ориентированные праздники и конкурсы на предприятиях «Первое знакомство с профессией» (с участием работодателей), «Посвящение в рабочий класс», «Ярмарка „мастеров завтрашнего дня"», тематические вечера «Трудовые династии» (с привлечением ветеранов труда); презентации достижений «Лучшие в профессии», «Вечера предприятия» (с участием представителей предприятий, обучающихся СПО, родителей и т. д.).
Проект «Билет в будущее» охватывает учащихся 6-11 классов. Данный проект выступает частью федерального проекта «Успех каждого ребенка» и предполагает разработку рекомендаций для каждого ребенка по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными областями деятельности [7]. В связи с этим главное для нас — предоставить детям возможность попробовать выполнить те или иные профессиональные операции и действия.
Проект «Билет в будущее», реализуемый ГБУДО ДУМ «Магнит», имеет свою историю. Пилотный проект прошел в г. Магнитогорске в декабре 2018 года. В профориентационном тестировании приняли участие 2500 обучающихся образовательных организаций г. Магнитогорска, в практических мероприятиях по ранней профессиональной ориентации (профессиональные пробы) — 1915 школьников города. В 2019 году ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"» во второй раз стало участником федерального проекта. В период с 9 октября по 15 ноября 2019 года на базе учреждения были организованы и проведены профессиональные практикумы (практические мероприятия) различных форматов, охватившие 546 школьников г. Магнитогорска. С 16 июля по 30 ноября 2020 года 598 магнитогорских школьников прошли профессиональные пробы. ГБУДО ДУМ «Магнит» выступило в качестве площадки профессиональных проб, организовав проведение практического мероприятия продвинутого уровня (очный формат, 90 минут) по семи компетенциям: «Предпринимательство» (наставник — зав. кафедрой экономики МГТУ канд. эконом. наук А. Г. Васильева); «Руководитель социально-культурных проектов» (наставник — педагог-организатор Е. В. Соколова); «Специалист
государственного и муниципального управления» (наставник — магистр государственного и муниципального управления, зам. директора по НМР канд. филос. наук О. П. Черных); «Туризм» (наставник — педагог дополнительного образования А. А. Аношкина); «Фотография» (наставник — педагог дополнительного образования Я. Е. Грудев); «Экспедирование грузов» (наставник — педагог дополнительного образования О. В. Фридрихсон); «Электромонтаж» (наставник — педагог дополнительного образования С. С. Холодилов). Лаборатории по перечисленным компетенциям прошли аттестацию в Союзе WorldSkШs как площадки профессиональных проб проекта «Билет в будущее».
Реализация проектов данного блока способствует усвоению профессиональных ценностей, формирует профессиональную идентичность обучающихся, жизненную уверенность, положительную эмоциональную окрашенность взаимоотношений с окружающим миром.
Третий блок — проекты, направленные на вооружение обучающихся знаниями, необходимыми для ориентации в мире профессий, осуществление первых профессиональных проб, формирование личностных профессионально значимых качеств. Следует подчеркнуть значимость проектов данного блока, ведь профессиональное самоопределение есть не просто акт принятия решения или осознания себя, это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. В данный блок вошли проекты: «Уроки трудоведения» (встречи с мастерами профессионального труда); «Ты — предприниматель» (конкурс студенческих бизнес-проектов); «Молодые исследователи» (конкурс на лучшую исследовательскую работу в области будущей профессии); «Наставники» (встречи с мастерами-производственниками, молодыми специалистами); «Школа лидера»; «Портфолио современного специалиста».
Особое место в данном блоке занимают проекты конкурсной деятельности «Полезная модель», «Профессии рынка труда»; конкурс знатоков профессий; конкурс творческих работ «Моя профессия»; тематические олимпиады по профессиям; конкурсы достижений «Мое слово в профессии»; конкурс театральных коллективов (номинация «Агиттеатр: презентация профессий»). Конкурсы — это одновременно и профессиональная проба, и познание своих возможностей, демонстрация умения критически мыслить, эффективно действовать в ситуациях неопределенности, работать в команде,
а также способ достижения успеха, что укрепляет подростков в их выборе профессии. Формой, иллюстрирующей успешность обучающихся в различных видах деятельности, является ресурс «Виртуальная доска почета» на официальных сайтах профессиональных образовательных организаций: это и официальное признание, и открытая демонстрация личных достижений обучающихся в профессиональных пробах [8].
Нельзя не отметить JuniorSkills — программу ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве. Программа JuniorSkills была инициирована в 2014 году фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ. На национальном уровне на сегодняшний день разработаны пакеты материалов по JuniorSoftSkills и различным компетенциям: «Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ», «Мобильная робототехника», «Мехатроника», «Электроника», «Прототипирование», «Инженерная графика», «Аэрокосмическая инженерия», «Системное администрирование», «Электромонтажные работы», «Кровельные работы», «Лазерные технологии», «Нейропилотирование», «Геномная инженерия», «Интернет вещей», «Мультимедийная журналистика», «Химический лабораторный анализ» и др.
Программа JuniorSkills получила поддержку на уровне Президента РФ. Сегодня соревнования JuniorSkills и WorldSkills объединены в систему чемпионатов «Молодые профессионалы» (поручение Президента от 8 декабря 2015 года). Поручением Президента РФ от 21 сентября 2015 года чемпионаты JuniorSkills включены в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей».
Четвертый блок программ связан с развитием у обучающихся навыков трудоустройства как компонента готовности молодежи реализовать свой потенциал, свои знания и умения. Очень важно научить молодых граждан навыкам самопрезентации, самореализации и самоактуализации, умению проявить свои возможности при трудоустройстве. В данный блок вошли программы мастер-классов: «Инновационные технологии поиска работы на молодежном рынке труда»; «Секреты эффективного трудоустройства для специалистов рабочих специальностей»; «Самопрезентация»; «Подготовка портфолио».
Большой популярностью у обучающихся пользуется образовательный квест «Формула успеха». Технология образовательных квестов относится к технологиям деятельностного типа как вид исследовательской деятельности, когда обучающийся осуществляет поиск новой информации и систематизирует ее [9]. Синтез проектного метода и игровых технологий позволяет использовать активные методы обучения, постигать реальные процессы, проживать конкретные ситуации. В ходе участия в квес-тах, мастер-классах, которые запланированы и реализуются различными объединениями, студенты колледжей успешно осваивают такой полезный инструмент, как онлайн-платформа «Моя карьера».
Подводя итог сказанному, отметим, что только при целенаправленной систематической работе педагогов профессионального и дополнительного образования формируется личность, ее полная самостоятельность в выборе профессии и уверенность в сделанном выборе. Мотиватором профессионально-личностного само-
определения выступают развитые интересы, способности обучающихся, высокий уровень самосознания (потребностно-мотивационная сфера). Не менее важным выступает и стремление к самопознанию, диагностике и самодиагностике, активизации внутренней позиции в выборе профессии. Особая роль в процессе профессионально-личностного самоопределения отводится программам, предусматривающим профессиональные пробы обучающихся, что подтверждает их профессиональную пригодность. Именно комплексная реализация всех программных блоков обеспечивает достаточно высокий уровень профессионально-личностного самоопределения обучающихся. Условием эффективного психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного самоопределения обучающихся выступает реализация партнерских взаимоотношений в системе «педагог профессионального образования — педагог дополнительного образования — обучающийся», преемственность всех воспитательных воздействий.
Библиографический список
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Российский союз ректоров : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/7. pdf (дата обращения: 29.10.2021).
2. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста // Агентство стратегических инициатив : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: http://asi.ru (дата обращения: 02.11.2021).
3. Об организации работы по внедрению Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области в 2021-2025 годах : [приказ Минобрнауки Челябинской области от 22.01.2021 № 01/123] // Министерство образования и науки Челябинской области : [офиц. сайт]. — URL: https://minobr74. ru/documents/doc/11660 (дата обращения: 31.10.2021).
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : [приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287] // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — 2022. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 01.11.2021).
5. Комплексный словарь русского языка / под ред. А. Н. Тихонова. — Москва : Русский язык, 2001. — 1229 с. — ISBN 5-200-02700-4
6. Загладина, Х. Т. Перспективы развития профориентации в современном образовательном пространстве / Х. Т. Загладина, М. Н. Поволяева // Внешкольник. — 2017. — № 6 (180). — С.17-24.
7. Худолей, Е. С. Реализация федерального проекта «Билет в будущее» в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» / Е. С. Худолей // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1. — С.99-102.
8. Сташкевич, И. Р. Электронный ресурс «Виртуальная доска почета» как элемент про-фориентационной работы профессиональной образовательной организации / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1. — С.82-86.
9. Задорожная, Н. В. Квест как форма профориентационного занятия (из опыта работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего) / Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2. — С. 102-106.
For citation: Barikhina, M. V Psychological and pedagogical support of professional and personal self-determination of students / M. V Barikhina, N. O. Sviridova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 101-107.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
M. V. Barikhina, N. O. Sviridova
The article presents the practical experience of the institution of additional education at the House of Student Youth "Magnit" (GBUDO DUM "Magnit") on the psychological and pedagogical support of professional and personal self-determination of students at the institutional level. Psychological and pedagogical support is considered by the authors as one of the directions of the Concept of organizational and pedagogical self-determination of students of the Chelyabinsk region for 2020-2024, as an effective assistance to students in the formation of an orientation field of development, implemented in the form of a comprehensive program that includes four blocks of programs and projects in three interrelated areas (personality, professional community and professional activity). Our experience has shown, that only with the purposeful systematic joint work of teachers of professional and additional education, successful professional self-determination of students takes place, a personality is formed, its complete independence in choosing a profession and confidence in the choice made.
Key words: students, additional education, self-determination, professional and personal self-determination, psychological and pedagogical support, program, project.
References
1. Koncepcija rossijskoj nacional'noj sistemy vyjavlenija i razvitija molodyh talantov. Ros-sijskij sojuz rektorov, 2022, available at: https://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_2577.pdf (accessed: 29.10.2021). (In Russian)
2. Regional'nyj standart kadrovogo obespechenija promyshlennogo rosta. Agentstvo strate-gicheskih iniciativ, 2022, available at: http://asi.ru (accessed: 02.11.2021). (In Russian)
3. Ob organizacii raboty po vnedreniju Koncepcii organizacionno-pedagogicheskogo sopro-vozhdenija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja Cheljabinskoj oblasti v 20212025 godah : [prikaz Minobrnauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.01.2021 № 01/123]. Ministerstvo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti, available at: https://minobr74.ru/documents/doc/11660 (accessed: 31.10.2021). (In Russian)
4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo ob-shhego obrazovanija: [prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 31.05.2021 № 287]. Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii, 2022, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120 2107050027?index=0&rangeSize=1 (accessed: 01.11.2021). (In Russian)
5. Tihonov A. N. (ed.) Kompleksnyj slovar' russkogo jazyka [Comprehensive dictionary of the Russian language]. Moscow, Russkij jazyk, 2001, 1229 p.,ISBN 5-200-02700-4. (In Russian)
6. Zagladina H. T., Povoljaeva M. N. Perspektivy razvitija proforientacii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Prospects for the development of career guidance in the modern educational space], Vneshkol'nik [Vneshkolnik], 2017, no. 6 (180), pp. 17-24. (In Russian)
7. Hudolej E. S. Realizacija federal'nogo proekta «Bilet v budushhee» v uslovijah GBPOU «Cheljabinskij tehnikum promyshlennosti i gorodskogo hozjajstva im. Ja. P. Osadchego» [Implementation of the federal project "Ticket to the Future" in the conditions of "Chelyabinsk College of Industry and Urban Economy named after Ya. P. Osadchiy"], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 1, pp. 99-102. (In Russian)
8. Stashkevich I. R. Jelektronnyj resurs «Virtual'naja doska pocheta» kak jelement proforienta-cionnoj raboty professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Electronic resource "Virtual Honor Board" as an element of career guidance work of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 1, pp. 82-86. (In Russian)
9. Zadorozhnaja N. V. Kvest kak forma proforientacionnogo zanjatija (iz opyta raboty GBPOU «Cheljabinskij tehnikum promyshlennosti i gorodskogo hozjajstva im. Ja. P. Osadchego») [Quest as a form of vocational guidance (from the work experience of "Chelyabinsk College of Industry and Urban Economy named after Ya. P. Osadchiy")], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 2, pp. 102-106. (In Russian)
Барихина Марина Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Свиридова Наталья Олеговна, педагог-организатор ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: sviridova_8585@ mail.ru
Barikhina Marina Vladimirovna, Deputy Director for Educational Work of the State Budgetary Educational Establishment «House of Student Youth "Magnit"», Russian Federation, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Sviridova Natalya Olegovna, Teacher-Organizer of the State Budgetary Educational Establishment «House of Student Youth "Magnit"», Russian Federation, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Леоненко, Н. О. Развитие инклюзивной культуры студентов профессиональных образовательных организаций средствами волонтерской деятельности: опыт и перспективы / Н. О. Леоненко, Н. В. Каменкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — №2 1 (33). — С. 107-114.
УДК 377 ББК 74.47
развитие инклюзивной культуры СТУДЕНТОВ профессиональных образовательных организаций
СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н. О. Леоненко, Н. В. Каменкова
Статья посвящена вопросам развития инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования. Авторы в качестве наиболее труднопреодолимых барьеров определяют культурные, в развитии инклюзивной культуры видят особую роль и миссию ресурсных учебно-методических центров. Наиболее эффективным и в то же время естественным средством развития ценностей инклюзивной культуры авторы рассматривают волонтерскую деятельность студентов. В статье представлены две практики — модели формирования волонтерских навыков студентов, реализуемых на площадке ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» в сетевом взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями. В качестве зоны ближайшего развития практик предполагается включение волонтерских инициатив, направленных на потенциальных абитуриентов и студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ресурсный учебно-методический центр, инклюзивная культура, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, волонтерская деятельность.
Стабильное увеличение в обществе количества лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью предъявляет особые требования к системе образования на всех уровнях [1; 2]. По разным данным, более 60 % российских инвалидов ведут закрытый и пассивный образ жизни, испытывают значительные трудности в получении образования после окончания школы и трудоустройстве. Получение профессионального, в том числе дополнительного образования молодыми людьми с ОВЗ и инвалидностью значительно повыша-
ет вероятность их успешного трудоустройства и полноценной реализации в будущем. Вместе с тем мотивация потенциальных обучающихся наталкивается на неготовность субъектов образовательного пространства к реализации инклюзивной практики [3; 4]. Создание условий и разработка мер по сопровождению инвалидов молодого возраста на этапах получения ими среднего профессионального образования и последующего трудоустройства по специальности зафиксировано в качестве приоритетной задачи на уровне государственной политики