Воспитание и социализация личности
УДК 373 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся
молодежи «(Магнит» (ДУМ «Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Т. Е. Климова, методист ДУМ «Магнит»,
д-р пед. наук
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена обоснованию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования, выделению методических направлений их реализации.
Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение, сетевое взаимодействие, организационно-педагогические условия, социокультурный проект, конкурсная деятельность, мониторинг, внутрисетевая Школа методического мастерства, информационный центр.
Профессионально-личностное самоопределение мы рассматриваем как самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировку и реализацию личностью своих профессиональных перспектив, предполагающих выбор профессии на основе понимания и оценки самого себя в профессии, соотнесения своих личностных возможностей и способностей с требованиями будущей профессии.
Наш опыт показывает, что получение качественного образовательного результата невозможно сегодня в рамках отдельной образовательной организации. Для удовлетворения потребностей обучающихся необходима интеграция усилий образовательных организаций как профессионального, так и дополнительного образования.
В качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы для достижения целей в любой сфере, в том числе и образователь-
ной, выступает сетевая организация совместной деятельности.
Сетевое взаимодействие — это, во-первых, способ совместной деятельности, которая возникает в процессе решения какой-либо определенной проблемы, имеющей значение для всех (в контексте нашего исследования это формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи). Во-вторых, это система связей, позволяющих интегрировать усилия различных образовательных организаций, взаимно заинтересованных друг в друге, объединять при необходимости ресурсы (образовательные, информационные, методические, инновационные, кадровые, консультационные и др.). В-третьих, сетевое взаимодействие — это управленческий механизм, где четко согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех участников образования. Наконец, в-четвертых, сетевое взаимодействие — это
средство, которое облегчает распространение инновационных разработок.
В нашем исследовании сетевое взаимодействие осуществлялось между Домом учащейся молодежи «Магнит» и профессиональными образовательными организациями южных территорий Челябинской области (ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж», ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им В. П. Омельченко», ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажным техникум», ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум», ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус»). В качестве инициатора и организатора сетевого взаимодействия выступало ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"».
Ведущим компонентом сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования выступает социокультурная среда, расширенная за счет активного взаимодействия с социальными партнерами, выполняющая образовательно-развивающую функцию на основе интеграции ресурсов и потенциалов и выступающая действенным средством профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. Назначение подобной развивающей среды проявляется в том, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от его особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Такая среда не навязывает молодому человеку путь развития, а позволяет самостоятельно сделать профессиональный, жизненный и личностный выбор. Создание такой среды возможно при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:
- насыщение среды совместными социокультурными проектами;
- организация различных видов конкурсной деятельности обучающихся;
-мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи;
- функционирование внутрисетевой Школы методического мастерства;
- расширение методического обеспечения программ и проектов за счет повышения информационного сервиса и обмена педагогическим опытом.
Выделяя первое условие, мы свою задачу видели в том, чтобы включать обучающихся в различные социальные проекты, общие творческие виды деятельности. При этом стремились к тому, чтобы проекты рождались по инициативе самих обучающихся.
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов, явлений и отношений. Целью социального проектирования, как отмечают В. И. Курбатов и О. В. Курбатова, является опережение социальной проблемы, преобразование того, что вам не нравится, в то, что вы хотели бы видеть, в чем хотели бы участвовать. Проект, по их мнению, должен содержать конкретные пути его осуществления. Также они считают важным, чтобы проблема была интересна не только тем, кто ее решает в рамках разрабатываемого проекта, но и другим людям [1].
Исследование показало, что наиболее эффективной формой сетевого взаимодействия выступает проект «Школа лидера». Участниками школы стали социально активные обучающиеся всех профессиональных организаций г. Магнитогорска. Занятия проводились группой педагогов и психологов, в которую вошли специалисты Дома учащейся молодежи «Магнит» и профессиональных образовательных организаций, более того, была использована материальная база различных организаций: конференц-зал с видеоаппаратурой предоставил политехнический колледж, тренинги релаксации проходили в ДУМ «Магнит», для заключительного мероприятия был предоставлен актовый зал технологического колледжа. Программа проекта была разработана коллективом педагогов-психологов в рамках Школы методического мастерства. Важно, что результатом работы «Школы лидера» стал социальный проект «Добро», инициаторами и организаторами которого на базе своих колледжей выступили сами обучающиеся. Подведение итогов состоялось в ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"». Кроме того, была разработана программа «Мир без наркотиков», положившая начало активному волонтерскому движению. Программа охватывала всех обучающихся первого курса ПОО. Занятия проходили на базе профессиональных организаций, тренинги проводил педагог-психолог Дома учащейся молодежи «Магнит». Итогом работы является подготовка волонтеров — представителей из разных СПО, работающих на городских площадках с акциями «Нет наркотикам!», «Дыши свободно!», «Любовь в ладонях».
Выделяя второе условие (организация различных видов конкурсной деятельности обучающихся), мы исходили из того, что главным результатом любого педагогического процесса являются личностные достижения обучающегося, которые актуализируются, проявляются
и реализуются им в деятельности. Положение о том, что человек складывается как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Реализовать себя человек может только в деятельности, при этом потребность в деятельности, равно как и потребность в самореализации, самоопределении, является для личности единой и взаимосвязанной. Поэтому включение в деятельность — основной путь развития обучающихся, формирования у них ценностных личностных качеств, личностных достижений. Однако не любая деятельность позволяет в полной мере реализовать возможности обучающихся и их потребности в личностных достижениях. Учитывая особенности конкурсной деятельности, раскрытые в работах С. Л. Емельянцева, Е. П. Табаковой, А. И. Савенкова [2-4], полагаем, что именно конкурсная деятельность позволяет проектировать личностные достижения обучающихся, стимулировать их личностную инициативу и выступать в качестве движущей силы их профессионально-личностного самоопределения.
Работа педагогов в рамках реализации данного условия осуществлялась во временных проблемных творческих группах на этапе создания конкурсных проектов.
Несмотря на большое разнообразие видов конкурсной деятельности, можно выделить основные этапы, характерные для всех видов. Это подготовительный этап, представление (презентация) и аналитический этап.
Первый этап, подготовительный, включает в себя два возможных пути активизации субъектной позиции: 1) учащийся (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, выраженную в усиленном изучении отдельных вопросов, которым посвящен конкурс; 2) учащийся давно увлечен существующей проблемой, желание участвовать в конкурсе связано с внутренней мотивацией; в данном случае подготовка связана с систематизированием знаний, идей, наработанных ранее. Второй этап — представление (презентация) себя, своей работы. Третий этап, аналитический, связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях.
Ежегодно ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"» в рамках плана сетевого взаимодействия проводит различные конкурсы по следующим направлен-ностям (видам конкурсной деятельности):
1) художественно-эстетическая: фестиваль художественного творчества, конкурсы творческих работ изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, художественной фотографии студентов ПОО южных территорий Челябинской области; областной конкурс литературных и творческих работ студентов ПОО Челябинской области; областной фестиваль академического хорового искусства; областной фестиваль современной хореографии; областной фольклорный конкурс; областной конкурс театральных коллективов;
2) социально-педагогическая: областной конкурс видеороликов антинаркотической направленности «Я выбираю ЖИЗНЬ!» среди студентов ПОО Челябинской области; акции «Нет табачному дыму!», «Помнить, чтобы жить!» среди студентов ПОО г. Магнитогорска;
3) научно-техническая: научно-практическая конференция НОУ студентов ПОО южных территорий Челябинской области; конкурс творческих работ в номинации «Студия традиционных народных ремесел» в рамках областного фольклорного конкурса; конкурс «Лучший исследователь» в рамках областного фольклорного конкурса;
4) физкультурно-спортивная: соревнования по баскетболу, настольному теннису, волейболу среди студентов ПОО Южных территорий Челябинской области в рамках областной комплексной спартакиады; конкурс «Бойцовская артель» по русскому рукопашному бою в рамках областного фольклорного конкурса;
5) туристско-краеведческая: областной кон -курс литературных и творческих краеведческих работ; соревнования по военно-прикладным видам спорта (соревнования «Школа безопасности», смотр строя и песни, первая медицинская помощь) среди студентов ПОО южных территорий Челябинской области.
Ориентированы на демонстрацию достижений обучающихся в будущей профессии конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии». Серьезный вклад в работу по профессионально-личностному самоопределению выполняет научное общество студентов. Ежегодные научно-практические конференции НОУ проходят под девизом «Специалист XXI века». На конференциях студенты первого курса представляют учебно-исследовательские работы, отражающие связь учебного предмета с будущей профессиональной деятельностью. Студенты выпускных курсов представляют серьезные исследования по модернизации производства. Включение в исследовательскую ак-
тивную деятельность — это оптимальный путь освоения профессии, самоопределения себя в этой профессии.
Важно, что подготовка к конкурсам обязательно предполагает совместное творчество участников и их педагогов на этапе создания конкурсных проектов.
Выделяя следующее условие (мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи), мы исходили из того, что всестороннее изучение хода и результатов процесса профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования — необходимое условие для принятия адекватного управленческого решения. Наиболее эффективным средством информационного обеспечения, которое не ограничивается единичным актом, а носит продолжительный характер, является мониторинг. Следовательно, необходимым становится введение в структуру управления данным процессом мониторинга как самостоятельного звена в управленческом цикле.
Мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи мы рассматриваем как подсистему непрерывных сбора, обработки, хранения и распространения информации о степени готовности обучающейся молодежи к профессионально-личностному самоопределению, встроенную в систему управления данным процессом в рамках сетевого взаимодействия и позволяющую корректировать этот процесс на основе выявленных отклонений от заданной цели.
Реализация данного условия предполагает разработку модели мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи и ее использование на практике.
В нашем исследовании объектом мониторинга выступает обучающаяся молодежь. Предмет мониторинга — профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи. Цель мониторинга — получение информации об уровне сформированности профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования. В модель мониторинга мы включили четыре блока: теоретический, нормативный, методический, эмпирический.
Теоретический блок определяет требования к организации мониторинга. Его структуру
составляют цель, задачи, подходы и принципы организации и проведения мониторинга. Поскольку цель мониторинга — получение полной и объективной информации о профессионально-личностном самоопределении обучающейся молодежи, были сформулированы следующие задачи: 1) выявить исходный уровень профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, спрогнозировать траекторию ее профессионально-личностного самоопределения; 2) корректировать и контролировать профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи, оценить его адекватность.
Нормативный блок объединяет в себе функции (наблюдение, диагностика, прогнозирование, контроль, коррекция) и содержание мониторинга (структура профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи как эталон сравнения, интегрирующий три компонента: мотивационный, когнитивный, конативный).
Методический блок объединяет такие структурные элементы, как методы, средства и этапы проведения мониторинга.
Эмпирический блок, связанный с оцениванием результатов, представлен рекомендациями по технике диагностики профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. В структуру данного блока мы включили: описание уровней сформированности профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, критерии определения уровней, показатели проявления критериев, диагностические методики, методы математической статистики.
Рассмотрим следующее условие: функционирование внутрисетевой Школы методического мастерства. Школу методического мастерства мы рассматриваем как форму целенаправленной подготовки педагогов в рамках образовательной сети, направленной на развитие профессионализма кадровых ресурсов. В основу проектирования целей и содержания программы Школы методического мастерства положены принципы: профессионально и личностно значимого содержания, транслируемого для педагогов — участников сетевого взаимодействия; интерактивности (он позволяет иметь обратную связь со слушателями, корректировать действия для оптимизации обучения педагогов); деятель-ностного подхода в обучении (в его основе — обучение действием, базой для этого служат интерактивные технологии); практико-ориенти-рованности содержания обучения. Мы считали
необходимым организовывать обучение так, чтобы оно носило практическую направленность, включало в основном активные методы обучения, разнообразные формы работы с педагогами, предполагало возможность выбора содержания, темпов и времени обучения.
Особенностью Школы методического мастерства является то, что повышение квалификации осуществляется в процессе методической работы, без отрыва от профессионально-педагогической деятельности, реализуется в различных формах (индивидуальной и/или групповой), а также соотносится с самообразованием педагогов.
Поскольку субъектами повышения профессионально-педагогической квалификации в условиях сетевого взаимодействия становятся педагоги дополнительного образования и преподаватели профессиональных образовательных организаций, мы учитывали не только психологические закономерности развития взрослых, но и то, что в процесс повышения квалификации включены педагоги, имеющие профессиональную подготовку и профессиональную квалификацию, профессиональный и жизненный опыт, прошедшие курсовую подготовку и переподготовку, обладающие высокой мотивацией к повышению квалификации и решению профессиональных проблем, предъявляющие высокие требования к результатам и качеству обучения.
Программа повышения педагогической квалификации в рамках Школы методического мастерства представляет собой форму педагогических средств (содержательных, процессуальных, организационных), с помощью которых педагоги могут самостоятельно достигать определенного уровня квалификации и иметь перспективы для ее развития. Она включает в себя проблемные лекции, теоретические и проблемные семинары и практикумы, научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты педагогов, индивидуальную работу с ними, наставничество, организацию творческих групп (педагогических мастерских и мастер-классов).
Наиболее результативными формами Школы методического мастерства являются проектные мастерские и мастер-классы. Данные формы выступили способами трансляции инновационного опыта, позволили выявить арсенал методов и приемов, техник и технологий, используемых коллегами. Самое главное — это возможность «обучения равных равными». Ценность представляют общение с коллегами, об-
мен опытом, возможность увидеть перспективы и направления деятельности других и сравнить со своей деятельностью.
Ведущими в Школе методического мастерства выступили методы, которые связывают теорию с практикой, стимулируют творческую активность педагогов, такие как моделирование, микроисследование, проектный метод, анализ конкретных ситуаций, метод активизации самообразования, деловые, ролевые, инновационные, организационно-деятельностные игры и др.
Программа предполагает самостоятельную работу слушателей (домашнее задание, для реализации которого необходимо осмыслить полученную информацию, попробовать ее применить в своей практике, проанализировать результаты, поделиться ими на следующей встрече).
Методической службой было организовано вовлечение педагогов в процесс самообразования. И хотя процесс самообразования носит индивидуальный характер, он все же стимулируется методической службой. Для педагогов были разработаны рекомендации по разработке индивидуальных программ, планов самообразования, памятки исследования, списки литературы, предложены печатные способы представления инновационного опыта.
Выделяя следующее условие (расширение методического обеспечения программ и проектов за счет повышения информационного сервиса и обмена педагогическим опытом), мы исходили из того, что процесс формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи предполагает реализацию совместных образовательных программ, проектов и конкурсов за счет ресурсов участников взаимодействия, обмена ими педагогического опыта. Это невозможно обеспечить без единого информационного центра, в качестве которого может выступать сайт одной из организаций дополнительного или профессионального образования.
Реализация данного условия предусматривала работу по двум направлениям: 1) использование возможностей сайта Дома учащейся молодежи «Магнит» для предоставления полной информации по профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи (образовательной, методической, нормативной и т. д.); 2) организация творческих групп по направленностям и создания ими сетевых продуктов, отражающих методическое обеспечение совместных образовательных программ, проектов, конкурсов.
Поскольку в качестве органа управления в нашем исследовании выступает ДУМ «Магнит», то на сайте этой организации необходимо аккумулировать основные положения методического обеспечения программ, проектов и конкурсов, направленных на формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. Однако сайт выполняет не только информационную функцию, но и функцию повышения и обогащения профессиональной компетентности и мастерства педагогов — участников сетевого взаимодействия. Сайт ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"» заполняется в соответствии с требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации. На сайте размещена информация, отражающая деятельность участников сетевого взаимодействия по заявленному направлению: нормативные документы, программы работы творческих групп, планы основных мероприятий, материалы для педагогов, материалы для обучающихся, диагностические материалы и результаты мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.
Основным содержательным направлением информационного ресурса выступают продукты сетевого взаимодействия, созданные педагогами, а также результаты мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи. Сетевой продукт — результат работы сетевого взаимодействия, совместной деятельности всех участников сети. Виды сетевых продуктов разнообразны: методические и дидактические пособия, рекомендации, сборники материалов; разработки учебных занятий; сценарии театрализованных представлений; перспективные планы разных видов деятельности; буклеты с методическим содержанием для педагогов; буклеты с рекомендациями и информацией для обучающихся; медиа-библиотеки, презентации с теоретическими положениями по проблеме; презентации из опыта работы; видеофильмы по решаемым проблемам на семинарах, из опыта работы образовательной организации; диагностический материал для обучающихся и педагогов [5].
Для реализации направлений деятельности педагогов по разработке сетевых продуктов были созданы творческие группы. В состав этих групп вошли педагоги, интересующиеся проблемой профессионально-личностного самоопределения обучающихся и исследующие
ее, прошедшие курсовую подготовку. Педагоги, участвующие в сетевом взаимодействии, занимают активную позицию. Они самостоятельно принимают решение о выборе того или иного направления проблемы и доли участия в его разработке.
Деятельность творческой группы осуществляется на основе программы, включающей следующие структурные элементы: направление деятельности творческой группы; категория участников творческой группы; формы работы; планируемые результаты.
Содержательно работа творческих групп включала следующие блоки.
1. Теоретический блок. Цель: выработать общие концептуальные подходы к определению искомой проблемы.
2. Блок самостоятельной деятельности. Цель: проанализировать психолого-педагогическую литературу, документы, методические рекомендации по рассматриваемому направлению, разработать проекты.
3. Практический блок. Цель: презентовать разработанные проекты.
4. Аналитический блок. Цель: обобщить, описать и презентовать полученный сетевой продукт.
Работа творческих групп выстраивалась в интерактивном режиме, отличительные признаки которого: коллективная мыследеятель-ность, дифференцированное участие педагогов, режим диалогового общения, предварительная подготовка участников к каждому сетевому событию (система самостоятельной работы).
Деятельность творческих групп организовывалась в сетевых событиях, проходящих в разных формах (методические и теоретические семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, творческие мастерские, консультации, круглые столы, асинхронные форумы, видеоконференции и др.). Это обеспечивало общее информационное поле, наличие промежуточного и итогового материально и идеально представленного результата, положительный эмоциональный фон.
Программы «Школы лидера», «Мир без наркотиков», «Профессиональная адаптация» и др. были разработаны коллективом педагогов в рамках Школы методического мастерства. Эксперимент показал, что педагоги, участвующие в сетевом взаимодействии, не только создавали разные сетевые продукты, но и успешно внедряли их в практику своей работы, а также в рамках сети знакомили с созданными продуктами других педагогов.
Выделенные нами организационно-педагогические условия взаимосвязаны, а их комплексная реализация, как показал наш эксперимент, обеспечивает эффективность процесса форми-
Библиографический список
рования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования.
1. Курбатов, В. И. Социальное проектирование [Текст] : учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. — Ростов н/Д, 2001. — 416 с.
2. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. — СПб, 1999. — 22 с.
3. Табакова, Е. П. Конкурсы достижений как средство самоопределения старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Табакова. — Оренбург, 2007. — 24 с.
4. Савенков, А. И. Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» [Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 4. — С. 220-226.
5. Василевская, Е. В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Василевская. — М., 2004. — 32 с.
УДК 373 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся
молодежи «Магнит» (ДУМ «Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Л. А. Летучева, руководитель учеб.-метод. отдела ДУМ «(Магнит»
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, уточняется сущность профессионально-личностного самоопределения молодежи, обосновывается структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного самоопределения молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования.
Ключевые слова: самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сетевое взаимодействие, структурно-функциональная модель.
Профессионально-личностное самоопределение молодежи становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстро меняющихся общественных отношений. Это обусловлено тем, что переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, которая характеризуется тем, что молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность работы образовательных организаций различного уровня по
профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи влечет за собой не только дезадаптацию молодых людей на рынке труда, но и потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом.
Хотя проблема профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи не нова и рассматривалась многими учеными начиная с XIX века, до сих пор нет четкого определения понятия «профессионально-личностное самоопределение молодежи». Именно поэтому отправным пунктом нашего исследования стал анализ понятийного поля в логике: