Научная статья на тему 'Профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи в конкурсной деятельности'

Профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи в конкурсной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНКУРС / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFLEARNING OF YOUNG PEOPLE / NETWORKING / COMPETITION / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Избасарова Н. Ю., Летучева Л. А.

В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, предлагается инновационная форма организации подготовки обучающейся молодежи к осознанному выбору профессии (сетевой образовательный кластер), предлагается конкурсная система организации различных видов деятельности обучающейся молодежи в рамках кластера как необходимое условие эффективной его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Избасарова Н. Ю., Летучева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFDETERMINATION OF EDUCATE YOUNG PEOPLE IN COMPETITIVE ACTIVITY

The article explains the importance of the problem of professional and personal selfdetermination of young people. An innovative form of organization of preparing young people to the conscious choice of profession (Network Education Cluster) and a competitive system of organization of various youth learning activities within the cluster as a prerequisite for its effective implementation are offered in this article.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи в конкурсной деятельности»

3. Кустов, Л. М. Теоретические и практические основы послевузовской подготовки инженера-педагога : Диагностическая, проектировочная, экспериментальная деятельность : дис. ... д-ра пед. наук / Л. М. Кустов. — М., 1996. — 339 с.

4. Кальней, В. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик» : метод. пособие для учителя / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М. : Пед. об-во России, 1999. — 86 с.

5. Шихов, Ю. А. Школа : Мониторинг качества образования : учеб. пособие / Ю. А. Шихов, В. А. Кальней. — М. : Пед. об-во России, 2000. — 248 с.

УДК 316.3/.4+373 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся

молодежи «Магнит» (ДУМ «Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Л. А. Летучева, методист ДУМ «Магнит»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, предлагается инновационная форма организации подготовки обучающейся молодежи к осознанному выбору профессии (сетевой образовательный кластер), предлагается конкурсная система организации различных видов деятельности обучающейся молодежи в рамках кластера как необходимое условие эффективной его реализации.

Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение обучающейся молодежи, сетевое взаимодействие, конкурс, конкурсная деятельность.

Современный этап развития общества характеризуется процессами глобализации экономики и развития современных информационных сетей, что ведет к автоматизации и компьютеризации производства, инновационности, смене монопрофессионализма на полипрофессионализм, а также к соответствующим изменениям на рынке труда. Процессы, происходящие при этом в обществе, делают актуальной проблему профессионально-личностного самоопределения молодежи, которая стоит перед выбором профессии и знакомится с различными областями профессиональной деятельности в изменяющемся социуме. Однако проведенные исследования Центра профессиональной ориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО и Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) показали, что на уровне:

- социально-экономическом — профессиональные предпочтения молодежи не совпадают с потребностями современного рынка труда;

- организационно-педагогическом — наблюдается преобладание ретроспективной, а не перспективной направленности содержания и форм организации подготовки обучающейся

молодежи к выбору профессии, отсутствие целостной теории профессионально-личностного самоопределения молодых людей, которая соответствовала бы современным реалиям;

- личностно-психологическом — отмечается низкий уровень профессионально-личностного самоопределения обучающихся и, как следствие, выбор многими из них профессии под влиянием родителей, друзей или случайных факторов.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня возрастает значимость научного обеспечения и практического решения задачи профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе новых организационных форм, средств, методов и технологий.

Проанализировав различные подходы к проблеме профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, представленные в научной литературе (Т. В. Бескова, Л. И. Божович, А. В. Гапоненко, А. Я. Журки-на, Н. Е. Касаткин, Е. А. Климов, Г. П. Ников,

B. А. Поляков, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых, Н. Ф. Родичев, В. Ф. Сафин, В. И. Сахарова, С. Фукуяма, И. Д. Чечель, Н. Н. Чистяков,

C. Н. Чистякова, П. А. Шавир, Е. В. Ярушина),

мы уточнили понятие «профессионально-личностное самоопределение».

Под профессионально-личностным самоопределением мы понимаем процесс поиска и осмысления личностью своего профессионального пути, развития и предназначения, результат которого отражает определенный уровень сфор-мированности внутренней готовности личности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное), а также уровень ее готовности рассматривать себя развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширяя свои возможности и максимально их реализовывая.

Поскольку профессионально-личностное самоопределение, как свидетельствует наука и практика, обеспечивается сильной мотивацией, склонностью, увлеченностью, целеустремленностью, протекает как внутренне мотивированный, ценностно-регулируемый процесс (А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.), необходимо создание специальных организационно-педагогических условий для его мотивационного и технологического обеспечения.

В качестве организационного условия мы рассматриваем осуществление процесса профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования, т. е. сетевого образовательного кластера. Выделяя данное условие, мы исходили из того, что в рамках современной системы образования вряд ли можно найти оптимальную теорию, реализация которой гарантированно обеспечивала бы полную готовность молодежи к профессионально-личностному самоопределению. Образовательные потребности личности, общества и государства должны удовлетворяться не отдельными образовательными учреждениями различного уровня, а сетью в целом. В качестве таковой мы рассматриваем сетевой кластер из учреждений дополнительного и профессионального образования.

Одним из ведущих педагогических условий профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования мы рассматриваем организацию различных видов конкурсной деятельности обучающихся во временных проблемных творческих группах на этапе создания конкурсных проектов. Обоснуем выделение данного условия.

Главным результатом любого педагогического процесса являются личностные достижения обучающегося, которые актуализируются, проявляются и реализуются им в деятельности. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии (К. А. Абульхано-ва-Славская, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Реализовать себя человек может только в деятельности, при этом потребность в деятельности и потребность в самореализации, самоопределении являются для личности едиными и взаимосвязанными. Поэтому включение в деятельность — это основной путь развития обучающихся, формирования у них ценностных личностных качеств, личностных достижений. Однако не любая деятельность позволяет в полной мере реализовать возможности обучающихся и их потребность в личностных достижениях. Полагаем, что именно конкурсная деятельность позволяет проектировать личностные достижения обучающихся, стимулировать их инициативу и выступает в качестве движущей силы профессионально-личностного самоопределения.

Конкурс (от лат. сопсигът — сход, стечение; столкновение) — соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников, наилучшие работы; соискательство на получение премий, награды, на поступление в учебное заведение и т. д. [1]. В словаре В. Даля конкурсу дается следующее определение: «Конкурс — соискательство на награду, место, звание; соревновательный иск» [2]. Важно отметить, что соперничество или состязание В. Даль относит и к слову «конкуренция».

В настоящее время значение понятия «конкурс» значительно шире. Конкурс рассматривается как соискательство на предоставление приоритетного права для поддержки личности или коллектива на выполнение каких-либо работ, исследований. При проведении конкурса определяют лучших по готовности к решению конкретных научных, социальных или производственных задач. Конкурсы проводятся и при соискании права на занятие определенной должности, места обучения, работы. Феномен конкурса как социального явления связан с самой сущностью человеческого существования в сфере общественных отношений и прошел длительную эволюцию своего развития в самой культуре общества. Конкурс выражает специфику и особенности конкурентного взаимодействия людей в обществе.

Значение разнообразных конкурсов для развития личности обучающихся рассматривали О. Н. Волик, Д. Дьюи, С. Л. Емельянцев, У. Кил-патрик, Г. И. Кирилова, А. И. Савенков. В традиционной дидактике конкурсы определяют как вспомогательную форму организации образовательного процесса эпизодического действия [3]. Этой же формулировки придерживаются Г. И. Кирилова и О. Н. Волик, определяющие конкурс как форму организации внеурочной деятельности учащейся молодежи [4]. В современных исследованиях подчеркивается, что существуют определенные закономерности поведения людей на конкурсах, которые отражают природную сущность человека — его стремление к достижениям, самореализации и самоопределению. Следовательно, конкурсы достижений — это форма организации педагогического процесса, стимулирующая активность личности, актуализирующая ее творческие возможности, познавательную деятельность, реализацию ее способностей и интересов [5; 6]. Поэтому введение конкурсной системы в сетевой образовательный кластер будет наиболее полно отвечать потребностям обучающейся молодежи и существенно дополнять возможности ее профессионально-личностного самоопределения.

Разнообразие конкурсов всевозможного характера во всех сферах социальной деятельности, средствах массовой информации дает основание предполагать появление особого вида деятельности — конкурсной. Конкурсная деятельность представляет собой процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или личностно значимый результат и реализующийся в конкурсах достижений.

В настоящее время в системе образования довольно популярны различные конкурсы, содержание которых отражает особенности изменений в социальной среде, производственно-экономической сфере, ценностные установки общества и общие задачи образования. Поэтому конкурсная деятельность получает распространение в учреждениях дополнительного и профессионального образования как особый вид деятельности, направленный на самореализацию, самоопределение обучающейся молодежи через их стремление к достижениям.

Конкурсная деятельность стала предметом исследования С. Л. Емельянцева и А. И. Савенкова. Авторы отмечают, что данный вид деятельности представляет собой процесс отражения ценностных ориентаций человека в действии. Цель конкурсной деятельности — самоопре-

деление и самореализация через стремление к достижениям; ее особенностью является то, что она меняет характер отношений между участниками образовательного процесса — педагогом и обучающимся. Реализация конкурсов в образовательном процессе ведет к изменению позиции педагога: он превращается из тьютора в сотворца, обучающийся и педагог в процессе создания конкурсного проекта участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают. При реализации конкурсов достижений как педагогической системы необходимо совместное творчество участников и их педагогов на этапе создания конкурсных проектов.

Сущностной особенностью конкурсной деятельности является то, что она выступает средством проектирования, роста личностных достижений школьников. Необходимо, чтобы в образовательно-воспитательном процессе обучаемому была предоставлена возможность чего-либо достичь, где-то участвовать, побеждать и добиваться успеха и, как следствие, возможность для самореализации и профессионально-личностного самоопределения. Конкурсы достижений являются средством учета личностных достижений обучающейся молодежи, их фиксации, анализа и публикации, а также одной из общепринятых форм их признания.

Праксиологический аспект реализации конкурсной системы в сетевом образовательном кластере, целью которого является формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, требует рассмотрения вопроса о видах конкурсной деятельности, ее структуре, этапах и функциях.

Рассматривая вопрос о видах конкурсной деятельности, ученые утверждают, что количество видов конкурсов соответствует количеству видов конкурсной деятельности [3; 6]. Мы придерживаемся точки зрения С. Л. Емельянцева и А. И. Савенкова, которые отмечают, что не место и уровни организации конкурсов, состав и количество участников определяют виды конкурсной деятельности, а классификация конкурсов по содержанию. В соответствии с этим они выделяют исследовательскую, художественную, производственную и другие виды конкурсной деятельности [5; 7].

Опираясь на данную точку зрения и учитывая структуру сетевого образовательного кластера, мы выделяем следующие виды конкурсной деятельности, которые, отражая направленность дополнительного образования, объединяют, интегрируют деятельность входящих в кластер образовательных учреждений:

- художественно-эстетическая;

- научно-техническая;

- физкультурно-спортивная;

- туристско-краеведческая;

- социально-педагогическая.

Отметим, что в рамках этих видов конкурсной деятельности можно проводить различные конкурсы, которые отличаются по месту организации, содержанию, уровню проведения, составу и количеству участников.

Учитывая сущность конкурсной деятельности, мы выделяем следующие ее функции: коммуникативная, диагностическая, коррекци-онная, прогностическая, ценностно-ориентаци-онная, познавательная, проектировочная, социализирующая.

В структуре конкурсной деятельности мы выделяем следующие компоненты:

- мотивационный (мотивация к самоутверждению согласно направленности личности, ее ценностным, социальным ориентирам деятельности). Мотивы участия в конкурсной деятельности выражаются в установке либо на процесс творческой деятельности как таковой (когда обучаемому важен сам процесс участия в конкурсе, даже если результат не самый лучший), либо на ее результат (в этом случае обучаемого интересует прежде всего достижение субъективно понимаемой цели деятельности: выступление на конкурсе, соревновании, получение одобрения руководителя, родителей, сверстников);

- процессуально-действенный (включение обучаемых в содержательный процесс деятельности на основе личного выбора и принятия решений);

- процессуально-проектировочный (решение конкретных содержательных задач в ситуации конкурентности и кооперации при проектировании достижений);

- оценочно-аналитический (анализ достижений в ситуации общественной оценки);

- оценочно-ценностный (представление результатов в ситуациях признания личностных достижений как социально-ценностных).

Несмотря на большое разнообразие видов конкурсной деятельности, можно выделить основные этапы, характерные для всех видов. Это подготовительный этап, представление (презентация) и аналитический этап.

Подготовительный этап включает в себя два возможных пути активизации субъектной позиции:

1) учащийся (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражается

в усиленном изучении отдельных вопросов, которым посвящен конкурс;

2) учащийся давно увлечен какой-либо проблемой, желание участвовать в конкурсе обусловлено внутренней мотивацией — в данном случае подготовка связана с систематизированием знаний и идей, наработанных ранее.

Второй этап — представление (презентация) себя, своей работы.

Третий этап — аналитический. Связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях, рефлексии.

Апробация данного условия осуществлялась в 2013 г. Были проведены следующие конкурсы по направлениям (видам конкурсной деятельности):

1) художественно-эстетическая направленность:

- фестиваль художественного творчества студентов профессиональных образовательных организаций Южного территориально-методического объединения Челябинской области;

- конкурсы творческих работ по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, художественной фотографии среди студентов профессиональных образовательных организаций Южного территориально-методического объединения Челябинской области;

- областной конкурс литературных и творческих работ студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области;

- областной фестиваль академического хорового искусства;

- областной фестиваль современной хореографии;

- областной фольклорный конкурс;

2) социально-педагогическая направленность:

- областной конкурс видеороликов антинаркотической направленности «Я выбираю ЖИЗНЬ!» среди студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области;

- акции «Нет табачному дыму!», «Помнить, чтобы жить!» среди студентов профессиональных образовательных организаций г. Магнитогорска;

3) научно-техническая направленность:

- научно-практическая конференция «НОУ — 2013» студентов профессиональных образовательных организаций Южного территориально-методического объединения Челябинской области;

- конкурс творческих работ в номинации «Студия традиционных народных ремесел» в рамках областного фольклорного конкурса;

- конкурс «Лучший исследователь» в рамках областного фольклорного конкурса;

4) физкультурно-спортивная направленность:

- соревнования по баскетболу;

- соревнования по настольному теннису;

- соревнования по волейболу среди студентов профессиональных образовательных организаций Южного территориально-методического объединения Челябинской области в рамках областной комплексной спартакиады;

- конкурс «Бойцовская артель» по русскому рукопашному бою в рамках областного фольклорного конкурса;

5) туристско-краеведческая направленность:

- областной конкурс литературных и творческих краеведческих работ;

- соревнования по военно-прикладным видам спорта (по оказанию первой медицинской

Библиографический список

помощи, «Школа безопасности», смотр строя и песни) среди студентов профессиональных образовательных организаций Южного территориально-методического объединения Челябинской области.

Во всех мероприятиях участвовали профессиональные образовательные организации Южного территориально-методического объединения Челябинской области (участники образовательного кластера ГБОУ ДОД «ДУМ "Магнит"»).

В заключение отметим, что конкурсы достижений — многофункциональное явление, направленное на решение комплекса педагогических задач. Но наиболее важной из них является задача стимулирования обучающейся молодежи к самореализации и профессионально-личностному самоопределению.

1. Комплексный словарь русского языка / под ред. А. Н. Тихонова. — М. : Русский язык, 2001. — 1229 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. / В. И. Даль. — М. : Русский язык. —1982. — 240 с.

3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М. : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

4. Кирилова, Г. И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества / Г. И. Кирилова, О. Н. Волик // Инновации в образовании. — 2006. — № 1. — С. 70-85.

5. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. — СПб, 1999. — 22 с.

6. Табакова, Е. П. Конкурсы достижений как средство самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Табакова. — Оренбург, 2007. — 24 с.

7. Савенков, А. И. Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 4. — С. 220-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.