Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия'

Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
29
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-УЧАСТНИКОВ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Татьяна Егоровна, Юревич Светлана Николаевна, Избасарова Надежда Юрьевна, Летучева Людмила Александровна

Модернизационные процессы в образовании связаны с подготовкой специалиста, способного к профессиональному и личностному самоопределению. В статье уточняется понятие «профессионально-личностное самоопределение обучающихся», доказывается актуальность этого вида деятельности, направленного на самостоятельное построение своего личного профессионального плана, на осмысленное осуществление выбора профессии на основе понимания, осознания и оценки самого себя в профессии, на соотнесение своих личностных возможностей и способностей с требованиями будущей профессии. Авторы статьи, имея опыт работы в высшей школе, среднем профессиональном образовании, отмечают, что успешное профессионально-личностное самоопределение обучающихся, их социокультурное становление невозможно в рамках отдельной образовательной организации. Наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формой для решения проблемы профессионально-личностного самоопределения студентов выступает сетевая организация. В статье описывается работа инновационной площадки по внедрению модели сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования Южного региона Челябинской области. Реализация модели обеспечивается комплексом педагогических условий, каждое из которых нуждается в методическом обеспечении. В целом, сетевое взаимодействие, как инновационная форма организации образования, требует повышения квалификации педагогических кадров. В статье описан опыт организации и особенности повышения квалификации педагогов участников сетевого взаимодействия.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Татьяна Егоровна, Юревич Светлана Николаевна, Избасарова Надежда Юрьевна, Летучева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teachers’ professional development under the conditions of networking cooperation

Modernization processes in education are associated with training of specialists able to professional and personal self-determination. The article clarifies the concept “professional and personal self-determination”, which represents one’s own development of one’s personal professional plan, conscious choice of profession on the basis of understanding and evaluating oneself in profession, comparison of one’s personal capacities and abilities and the requirements of the future profession. The authors of the article, having working experience in higher and secondary vocational education, note that professional and personal self-determination of students and their socio-cultural development are impossible within a separate educational organization. The most relevant, optimal and effective way to solve the problem of students’ vocational and personal self-determination is a network organization. The article describes the innovative platform for implementing the model of networking cooperation of additional and professional education organizations in the Chelyabinsk region. The implementation of the networking cooperation model is provided by the complex of pedagogical conditions, all of which need a methodological support. In general, the networking cooperation, as an innovative form of education, requires improvement of teachers’ professional skill. The article describes the features of the professional development of teachers participating in networking cooperation.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия»

Научные сообщения

УДК 378.091.398

Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия

Т. Е. Климова, С. Н. Юревич, Н. Ю. Избасарова, Л. А. Летучева

Teachers' professional development under the conditions of networking cooperation

T. E. Klimova, S. N. Yurevich, N. Yu. Izbasarova, L. A. Letucheva

Аннотация. Модернизационные процессы в образовании связаны с подготовкой специалиста, способного к профессиональному и личностному самоопределению. В статье уточняется понятие «профессионально-личностное самоопределение обучающихся», доказывается актуальность этого вида деятельности, направленного на самостоятельное построение своего личного профессионального плана, на осмысленное осуществление выбора профессии на основе понимания, осознания и оценки самого себя в профессии, на соотнесение своих личностных возможностей и способностей с требованиями будущей профессии.

Авторы статьи, имея опыт работы в высшей школе, среднем профессиональном образовании, отмечают, что успешное профессионально-личностное самоопределение обучающихся, их социокультурное становление невозможно в рамках отдельной образовательной организации. Наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формой для решения проблемы профессионально-личностного самоопределения студентов выступает сетевая организация.

В статье описывается работа инновационной площадки по внедрению модели сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования Южного региона Челябинской области. Реализация модели обеспечивается комплексом педагогических условий, каждое из которых нуждается в методическом обеспе-

чении. В целом, сетевое взаимодействие, как инновационная форма организации образования, требует повышения квалификации педагогических кадров.

В статье описан опыт организации и особенности повышения квалификации педагогов - участников сетевого взаимодействия.

Abstract. Modernization processes in education are associated with training of specialists able to professional and personal self-determination. The article clarifies the concept "professional and personal self-determination", which represents one's own development of one's personal professional plan, conscious choice of profession on the basis of understanding and evaluating oneself in profession, comparison of one's personal capacities and abilities and the requirements of the future profession.

The authors of the article, having working experience in higher and secondary vocational education, note that professional and personal self-determination of students and their socio-cultural development are impossible within a separate educational organization. The most relevant, optimal and effective way to solve the problem of students' vocational and personal self-determination is a network organization.

The article describes the innovative platform for implementing the model of networking cooperation of additional and professional education organizations in the Chelyabinsk region. The im-

plementation of the networking cooperation model is provided by the complex of pedagogical conditions, all of which need a methodological support. In general, the networking cooperation, as an innovative form of education, requires improvement of teachers' professional skill.

The article describes the features of the professional development of teachers participating in networking cooperation.

Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение обучающихся, модель сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования, повышение квалификации педагогов-участников сетевой организации.

Keywords: vocational and personal self-determination , model of networking cooperation of additional and professional education institutions, professional development of teachers participating in networking cooperation.

Современный рынок труда, ориентирующийся на новые стратегии социально-экономического развития общества, требует подготовки специалиста, готового не только к выбору профессии, но способного к осмыслению своего выбора, к определению себя в профессии, «испытывающего потребность оценивать себя изменяющегося во времени, осознанно влиять на процесс и результат собственного развития, занимать активную позицию, осуществляя «нормотворчество», внося свой вклад в обогащение культуры» (А. Г. Асмолов) [1, с. 17].

Ведущей стратегией модернизации современного образования стала ориентация его потенциала и ресурсов на формирование будущего специалиста, способного к профессиональному и личностному самоопределению, обладающего социальной и творческой активностью.

Результаты теоретического анализа (О. С. Газман, М. Р. Гинзбург, Т. Н. Мальков-ская, А. В. Мудрик, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова) позволяют рассматривать профессионально-личностное самоопределение обучающихся как их внутреннюю деятельность, направленную на самостоятельное построение своего личного профессионального плана, на осмысленное осуществление выбора профессии на основе понимания, осознания и оценки самого себя в профессии, на соотнесение своих личностных возможностей и способностей с требова-

ниями будущей профессии. Наш опыт и экспериментальные данные показывают, что успешное профессионально-личностное самоопределение обучающихся, их социокультурное становление невозможно в рамках отдельной образовательной организации. Становится очевидным: необходимо активное взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности, интеграция усилий образовательных организаций как профессионального, так и дополнительного образования для непрекращающегося профессионально-личностного самоопределения молодежи на протяжении жизненного пути и повышения конкурентоспособности российской рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда. На современном этапе в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы для достижения целей в любой сфере, в том числе и образовательной, выступает сетевая организация совместной деятельности.

Примером подобной сетевой организации выступает совместная деятельность организаций среднего профессионального и дополнительного образования г. Магнитогорска с целью реализации модели профессионально-личностного самоопределения учащейся молодежи.

В качестве ресурсного центра (отдела управления) сетевой организации выступает ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» - одно из старейших учреждений дополнительного образования Челябинской области и Российской Федерации, основанное в 1943 году для организации занятости учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО и объединяющее сегодня обучающихся системы среднего профессионального образования Южного региона Челябинской области.

Открывая инновационную площадку, мы предположили, что формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи будет проходить успешно, если:

- данный процесс осуществляется на основе модели сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования, разработанной в соответствии с основными положениями системного, кластерного, деятельностно-го и личностно ориентированного подходов;

- реализация модели обеспечивается комплексом педагогических условий, включающим: 1) функционирование внутрисетевой Школы ме-

тодического мастерства как формы целенаправленной подготовки педагогов в рамках образовательной сети, направленной на развитие профессионализма кадровых ресурсов; 2) расширение методического обеспечения программ и проектов за счет повышения информационного сервиса и обмена педагогическим опытом; 3) организацию различных видов конкурсной деятельности обучающихся и работы педагогов во временных проблемных творческих группах на этапе создания конкурсных проектов, что обеспечивает повышение социальной, интеллектуальной и творческой активности молодежи, их профессионально-личностное самоопределение; 4) мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.

Выбор первых двух условий определен тем, что сетевое взаимодействие учреждений профессионального и дополнительного образования выступает инновационной формой организации образования.

Системные инновации требуют методического сопровождения и повышения профессиональной компетентности педагогов.

Таким образом, эти условия выступают как необходимые, ибо отражает степень подготовленности педагогов работать в рамках сетевого взаимодействия по формированию профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальные условия четко направлены на организацию процесса формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования.

Данные условия выступают как достаточные для организации и осуществления рассматриваемого процесса. Однако их реализация возможна только на основе первых двух.

Все сказанное дает основание утверждать, что без повышения квалификации педагогических и управленческих кадров эффективное внедрение модели сетевого взаимодействия невозможно.

Основой повышения квалификации педагогов профессионального и дополнительного образования стала организация и функционирование внутрисетевой Школы методического мастерства как формы целенаправленной под-

ЧИППКРО

готовки педагогов в рамках образовательной сети, направленной на развитие профессионализма кадровых ресурсов.

Внутрисетевая Школа методического мастерства функционирует на основе традиционных наработок в системе непрерывного педагогического образования (А. А. Вербицкий, В. Г. Онушкин, А. В. Усова и другие); в системе дополнительного профессионального образования (М. А. Арианский, С. Г. Молчанов, Э. М. Никитин и другие); в процессе самообразовательной, исследовательской, инновационной и методической деятельности (Г. С. Альтшуллер, В. И. Загвязинский, М. М. Поташник, Т. И. Шамо-ва, Н. М. Яковлева и другие).

Особенностью Школы методического мастерства является то, что повышение квалификации осуществляется в процессе методической работы, без отрыва от профессионально-педагогической деятельности, реализуется в различных формах (индивидуальной и (или) групповой), а также соотносится с самообразованием педагогов.

Поскольку субъектами повышения профессионально-педагогической квалификации в условиях сетевого взаимодействия становятся педагоги дополнительного образования и преподаватели профессиональных образовательных организаций, следует учитывать не только психологические закономерности развития взрослых (Б. Г. Ананьев, Ю. Н. Кулюткин, Б. Ц. Бадмаев и др.), но и то, что в процесс повышения квалификации включены педагоги, имеющие профессиональную подготовку и профессиональную квалификацию, профессиональный и жизненный опыт, прошедшие курсовую подготовку и переподготовку; обладающие высокой мотивацией к повышению квалификации и решению профессиональных проблем; предъявляющие высокие требования к результатам и качеству обучения.

Методическая работа по принципу сетевого взаимодействия организуется нами с целью:

- более полного обеспечения информационной поддержки педагогов;

- повышения эффективности использования методических и других ресурсов;

- обеспечения равных возможностей пользования этими ресурсами всех субъектов образовательного процесса;

- расширения возможностей для профессионального развития педагогов;

- объединения усилий и возможностей для внедрения в свою деятельность современных технологий.

Программа повышения педагогической квалификации в рамках Школы методического мастерства представляет собой форму педагогических средств (содержательных, процессуальных, организационных) с помощью которых педагоги могут самостоятельно достигать определенного уровня квалификации, и иметь перспективы для ее развития. Она включает в себя проблемные лекции, теоретические и проблемные семинары и практикумы, научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты педагогов, индивидуальную работу с ними, наставничество, организацию творческих групп (педагогических мастерских и мастер-классов).

Наиболее результативными формами Школы методического мастерства являются проектные мастерские и мастер-классы. Данные формы выступили способами трансляции инновационного опыта, позволили выявить арсенал методов и приемов, техник и технологий, используемых коллегами.

Самое главное - это возможность «обучения равных равными». Ценность представляет общение с коллегами, обмен опытом, возможность увидеть перспективы и направления деятельности других и сравнить со своей деятельностью.

Ведущими методами Школы методического мастерства выступили такие методы, как моделирование, микроисследование, проектный метод, анализ конкретных ситуаций, метод активизации самообразования, деловые, ролевые, инновационные, организационно-деятельностные игры и другие, которые связывают теорию с практикой, стимулируют творческую активность педагогов (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, Ю. Н. Кулют-кин, О. Д. Полонская, В. Г. Рындак, А. А. Соловьева, Г. С. Сухобская и др.).

Программа предполагает самостоятельную работу слушателей (домашнее задание, для реализации которого необходимо осмыслить полученную информацию, попробовать ее применить в своей практике, проанализировать результаты, поделиться ими в следующую встречу).

Методической службой было организовано вовлечение педагогов в процесс самообразования. Большинство исследователей проблемы

самообразования (А. Я. Айзенберг, В. Г. Осипов, Ю. Е. Калугин и др.) отмечают, что оно многофункционально и является одним из направлений саморазвития, способом удовлетворения познавательной потребности.

И хотя процесс самообразования носит индивидуальный характер, он все же стимулируется методической службой.

Для педагогов были разработаны рекомендации по разработке индивидуальных программ, планов самообразования, памятки исследования, списки литературы, предложены печатные способы представления инновационного опыта [2].

Работа инновационной площадки позволила выявить ценность сетевого взаимодействия, заключающуюся в том, что оно позволяет:

- определить проблемы и затруднения практиков;

- изменить позицию педагогов - участников творческой группы с позиции «потребителя» методического продукта на позицию активного, творческого создателя этого продукта;

- изменить мотивацию педагога в ходе участия в коллективной работе над созданием общего сетевого продукта;

- активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями и знаниями.

Активизация методической деятельности педагогов, повышение информационного сервиса и обмена педагогическим опытом позволили реализовать следующее условие - расширение методического обеспечения программ и проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделяя данное условие, мы исходили из того, что процесс формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования предполагает реализацию совместных образовательных программ, проектов и конкурсов за счет ресурсов участников взаимодействия, обмена ими педагогического опыта.

Это обеспечить невозможно без единого информационного центра, в качестве которого может выступать сайт одного из учреждений дополнительного или профессионального образования.

Реализация данного условия предусматривала работу по двум направлениям:

а) организация творческих групп по профильным направлениям и создание ими сетевого продукта, что отражает методическое обеспечение программ и проектов;

б) использование возможностей сайта ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» для предоставления полной информации по профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи (образовательной, методической, нормативной и т. д.).

Сегодня сайт ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» заполняется в соответствии с «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации».

На сайте размещена информация, отражающая деятельность образовательных организаций - участников сетевого взаимодействия по заявленному направлению:

- программы работы творческих групп;

- планы основных мероприятий;

- материалы для педагогов;

- материалы для обучающихся;

- отзывы педагогов и обучающихся;

- результаты мониторинга деятельности образовательных организаций-участников сетевого взаимодействия.

Основным содержательным направлением информационного ресурса выступают продукты сетевого взаимодействия, созданные педагогами, а также результаты мониторинга. Для реализации направлений деятельности педагогов по созданию сетевых продуктов были созданы творческие группы.

В состав этих групп входят педагоги, интересующиеся, исследующие данную проблему, прошедшие курсовую подготовку. Педагоги, участвующие в сетевом взаимодействии, занимают активную позицию. Они самостоятельно принимают решение в выборе проблемы и доле участия в ее реализации.

Цель работы творческих групп заключается не только в совершенствовании их профессиональной компетентности, но и в формировании профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал.

Значимым стимулом для активизации деятельности участников сетевого взаимодействия, повышения социальной, интеллектуальной и

творческой активности как педагогов, так и студентов, выступило следующее условие -организация различных видов конкурсной деятельности обучающихся и работы педагогов во временных проблемных творческих группах на этапе создания конкурсных проектов.

Выбор данного условия закономерен, поскольку главным результатом любого педагогического процесса являются личностные достижения обучающегося, которые актуализируются, проявляются и реализуются им в деятельности. Положение о том, что человек складывается как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Реализовать себя человек может только в деятельности, при этом потребность в деятельности, равно как и потребность в самореализации, самоопределении, является для личности единой и взаимосвязанной.

Поэтому включение в деятельность - основной путь развития обучающихся, формирования у них ценностных личностных качеств, личностных достижений. Однако не любая деятельность позволяет в полной мере реализовать возможности обучающихся и их потребности в личностных достижениях.

По мнению исследователей (О. Н. Волик, Д. Дьюи, С. Л. Емельянцев, У. Килпатрик, Г. И. Кирилова, А. И. Савенков), конкурсная деятельность позволяет проектировать личностные достижения обучающихся, стимулировать их личностную инициативу и выступать в качестве движущей силы профессионально-личностного самоопределения.

Конкурсная деятельность, таким образом, имеет не только стимулирующее, но и развивающее значение для всех участников образования.

Конкурсная деятельность стала предметом исследования С. Л. Емельянцева [3] и А. И. Савенкова [4]. Авторы отмечают, что конкурсная деятельность - это процесс отражения ценностных ориентаций человека в действии. Цель конкурсной деятельности - самоопределение и самореализация через стремление к достижениям.

Особенностью конкурсной деятельности является то, что она меняет характер отношений между участниками образовательного процес-

са: педагогом и обучающимся. Реализация конкурсов в образовательном процессе ведет к изменению позиции педагога: он превращается из тьютора в сотворца, участник конкурса и его педагог в процессе создания творческого конкурсного проекта участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают.

При реализации конкурсов достижений как педагогической системы необходимо совместное творчество участников и их педагогов на этапе создания конкурсных проектов.

Рассматривая вопрос видов конкурсной деятельности, ученые говорят: сколько существует видов конкурсов, столько можно выделить и видов конкурсной деятельности [5; 6].

Мы придерживаемся точки зрения С. Л. Емель-янцева, который отмечает, что не место и уровни организации конкурсов, состав и количество участников определяют виды конкурсной деятельности, а конкурсы, классифицированные по содержанию. В соответствии с этим они выделяет исследовательскую, художественную, производственную и другие виды конкурсной деятельности [3].

Опираясь на данную точку зрения и учитывая структуру сетевого образовательного кластера, мы выделяем виды конкурсной деятельности, которые, отражая направленности деятельности дополнительного образования, объединяют, интегрируют деятельность входящих в кластер образовательных учреждений:

- художественно-эстетическая конкурсная деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- научно-техническая конкурсная деятельность;

- физкультурно-спортивная конкурсная деятельность;

- туристско-краеведческая конкурсная деятельность;

- социально-педагогическая конкурсная деятельность.

Отметим, что в рамках этих видов конкурсной деятельности можно проводить различные конкурсы, которые отличаются по месту организации, содержанию, уровню проведения, составу и количеству участников.

В 2015 году в рамках сетевого взаимодействия успешно прошли конкурсы: киновидео-творчества «Живые голоса ветеранов», литературный, художественного творчества. Элементы конкурса присущи ежегодной научно-

практической конференции Студенческого научного общества.

В настоящее время довольно популярны различные конкурсы в системе образования, содержание которых отражает особенности изменений в социальной среде, производственно-экономической сфере, ценностные установки общества и общие задачи образования. Поэтому конкурсная деятельность получает распространение в учреждениях дополнительного и профессионального образования как особый вид деятельности, направленный на самореализацию, самоопределение обучающейся молодежи через их стремление к достижениям. Инициатива студентов нашла отражение в социальном проекте «Красная Гвоздика». Интеллектуальный и профессиональный интерес студентов проявился в проекте «Специалист XXI века».

Инновационность конкурсных студенческих проектов требует квалифицированной поддержки со стороны педагогов. Это, в свою очередь, актуализирует проблему повышения квалификации преподавателей по самым различным направлениям современной науки, искусства, техники.

С этой целью в рамках сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и дополнительного образования предусмотрена консультационная (тьюторская) помощь профессорско-преподавательского состава Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Консультации специалистов проходят на базе ресурсного центра сетевой организации -ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит». Получить консультацию могут все заинтересованные участники сети. Если какая-либо проблема носит массовый характер, методист Дома учащейся молодежи организует коллективную форму повышения квалификации (теоретический или практический семинар, круглый стол по обмену опытом работы и пр.).

Необходимым условием работы сетевой организации является установление обратной связи - информированности о состоянии сетевой организации, что позволяет вносить коррективы в процесс функционирования сети, принимать адекватные управленческие решения.

Наиболее эффективным средством информационного обеспечения, которое не ограничи-

вается единичным актом, а носит продолжительный характер, является мониторинг.

В нашем случае это мониторинг всестороннего изучения хода и результатов процесса профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования.

В общем виде мониторинг можно охарактеризовать как механизм систематического наблюдения, слежения за определенным объектом, представляющим интерес для науки и практики, как систему повторяющегося с определенной периодичностью сбора информации об объекте с использованием одних и тех же базовых индикаторов, систему оценки меняющихся состояний и тенденций развития наблюдаемых объектов, контроля за ходом наблюдаемых процессов с целью предупреждения, преодоления или минимизации нежелательных тенденций и последствий развития этих процессов [7, с. 97].

Отличительными признаками мониторинга являются:

- обратная связь;

- непрерывность (постоянный сбор данных об объекте);

- диагностичность (наличие критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние наблюдаемого объекта);

-технологичность критериев (включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания);

- научность (научная обоснованность критериев и отслеживаемых параметров);

- совершенствование (возможность внесения изменений в структуру мониторинга) [7].

Мониторинг, как самостоятельное звено в управленческом цикле, введен в структуру управления процессом профессионально-личностного самоопределения обучающихся в условиях сетевого взаимодействия.

Мы уточняем рассматриваемое понятие в контексте нашего исследования: мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи это подсистема непрерывного сбора, обработки, хранения и распространения информации о степени готовности обучающейся молодежи к профессионально-личностному самоопределению, встро-

енная в систему управления данным процессом в условиях сетевого взаимодействия и позволяющая корректировать данный процесс на основе выявленных отклонений от заданной цели.

Проведение мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования - сложный процесс, реализация которого зависит от его организации и подготовленности педагогов к выполнению этой управленческой функции.

В ходе проблемного семинара было уточнено понятие «мониторинг профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи» как подсистема непрерывного сбора, обработки, хранения и распространения информации о степени готовности обучающейся молодежи к профессионально-личностному самоопределению, встроенная в систему управления данным процессом в условиях сетевого взаимодействия и позволяющая корректировать данный процесс на основе выявленных отклонений от заданной цели.

Проблемный семинар (в отличие о традиционного) строится не вокруг готового знания, его задача заключается как раз том, чтобы выявить и сформировать представление о пока неизвестном.

Методом мозгового штурма были определены ведущие функции мониторинга (наблюдение, диагностика, прогнозирование, контроль, коррекция), а также содержание мониторинга (то, что наблюдается, диагностируется, прогнозируется, контролируется и корректируется).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработкой модели мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи занимались педагоги, объединенные в творческие группы (проектные команды).

Были обсуждены различные подходы к разработке модели.

Все формы организации работы с педагогами носили практико-ориентированный характер, с обязательным включением их в разработку индивидуальных и коллективных проектов, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения. В ходе работы осуществляется постоянная консультационная поддержка в соответствии с методическими запросами педагогов. В результате обсуждения

в модель мониторинга были включены четыре блока: теоретический, нормативный, методический, эмпирический.

Резюмируя, отметим, что сетевая организация стимулирует решение самых разных проблем образования: содержательных, технологических, управленческих, в частности, проблемы целенаправленного повышения квалификации педагогов. В условиях сетевого взаимодействия наиболее полно реализуются принципы процесса повышения квалификации:

- принцип профессионально и личностно значимого содержания, транслируемого для педагогов - участников сетевого взаимодействия;

- принцип интерактивности: он позволяет иметь обратную связь со слушателями, корректировать действия для оптимизации обучения педагогов;

- принцип деятельностного подхода в обучении: в основе обучения - обучение «действием», базой для этого служат интерактивные технологии; такое обучение предполагает, что взрослый человек выступает как активный субъект, анализирующий проблемные ситуации, формулирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;

- принцип вариативности-избыточности содержания: представлены избыточные формы и содержание работы с обучающимися по проблеме их профессионально-личностного самоопределения, на основе чего педагог имеет возможность выбора, ориентируясь на свои условия работы, свое видение значимых задач, свои предпочтения, свой опыт;

- принцип персонификации обучения: у каждого из участников сетевого взаимодействия есть возможность решить значимые для него аспекты профессионально-личностного самоопределения молодежи при поддержке преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего индивидуальную психолого-педагогическую консультативную помощь на этапе освоения программы;

- принцип практико-ориентированности содержания обучения.

Мы считали необходимым организовывать обучение так, чтобы оно носило практическую направленность, включало в основном активные методы обучения, разнообразные формы работы с педагогами, предполагало возможность выбора содержания, темпов и времени обучения.

Повышение профессионального мастерства педагогов и управленцев в рамках сетевого взаимодействия направлено на взаимное обогащение, представление своего опыта, демонстрацию собственной социальной позиции по совершенствованию профессионально-личностного самоопределения учащейся молодежи.

Библиографический список:

1. Асмолов А. Г. Мир образования // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1999. - 424 с.

2. Климова Т. Е., Юревич С. Н. Самообразование в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -2013. - № 1 (14). - С. 10-16.

3. Емельянцев С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.,

1999. - 22 с.

4. Савенков А. И. Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» // Исследовательская работа школьников. - 2005.- № 4.- С. 220-226.

5. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М. : Школа-Пресс,

2000. - 512 с.

6. Табакова Е. П. Конкурсы достижений как средство самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2007. - 24 с.

7. Милехин А. В. Социологический мониторинг - средство информационного обеспечения управления в общественных системах : дис. . д-ра социол. наук. - М., 1999. - 298 с.

References:

1. Asmolov A. G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov [Cultural-Historical Psychology and Worlds Constructing]. Moscow, 1999, 424 p.

2. Klimova T. E., Yurevich, S. N. Self-education at the System of Advanced Training [Samoo-brazovanie v sisteme povysheniya kvalifikatsii]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Scientific Support of a System of Advanced

Training. Scientific and Theoretical Journal], 2013, № 1 (14), pp. 10-16.

3. Emel'yantsev S. L. Konkursy dostizheniy kak sredstvo samorealizatsii starsheklassnikov : avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk [Competitions of Achievements as aMeans of Self-Realization of Senior Pupils: Author's Thesis], SPb, 1999, 22 p.

4. Savenkov A. I. Competition of research Works and Creative Projects of Preschool and Primary School Children "I Am Researcher" [Konkurs issledovatel'skikh rabot i tvorcheskikh proektov doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov "Ya - issledovatel'"]. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov [Research Work of Pupils], 2005, № 4, pp.220-226.

5. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiyanov E. N. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogy: Study Guide], M., 2000, 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tabakova E. P. Konkursy dostizheniy kak sredstvo samoopredeleniya starsheklassnikov : avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk [Competitions of Achievements as aMeans of Self-Determination of Senior Pupils: Author's Thesis], Orenburg, 2007, 24 p.

7. Milekhin A. V. Sotsiologicheskiy mo-nitoring -sredstvo informatsionnogo obespecheniya upravleniya v obshchestvennykh sistemakh : dis. ... d-ra sotsiol. nauk [Sociological Monitoring as a Means of Information Support of Management in Social Systems: Author's Thesis], M., 1999, 298 p.