Научная статья на тему 'Модель формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования'

Модель формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / PERSONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Избасарова Н.Ю., Летучева Л.А.

В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, уточняется сущность профессионально-личностного самоопределения молодежи, обосновывается структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного самоопределения молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL PERSONAL SELF-EDUCATE YOUNG PEOPLE THROUGH NETWORKING ORGANIZATIONS OF VOCATIOANAL AND ADDITIONAL EDUCATION

The article explains the importance of the problem of professional and personal self-learning of young people. The essence of professional and personal self-determination of youth is specified. The structural-functional model of the professional and personal self-determination of young people on the basis of networking organizations of additional and vocational education is justified.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования»

Выделенные нами организационно-педагогические условия взаимосвязаны, а их комплексная реализация, как показал наш эксперимент, обеспечивает эффективность процесса форми-

Библиографический список

рования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования.

1. Курбатов, В. И. Социальное проектирование [Текст] : учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. — Ростов н/Д, 2001. — 416 с.

2. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. — СПб, 1999. — 22 с.

3. Табакова, Е. П. Конкурсы достижений как средство самоопределения старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Табакова. — Оренбург, 2007. — 24 с.

4. Савенков, А. И. Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» [Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 4. — С. 220-226.

5. Василевская, Е. В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Василевская. — М., 2004. — 32 с.

УДК 373 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся

молодежи «(Магнит» (ДУМ «(Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: dum_magnit@mail.ru Л. А. Летучева, руководитель учеб.-метод. отдела ДУМ «(Магнит»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи, уточняется сущность профессионально-личностного самоопределения молодежи, обосновывается структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного самоопределения молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования.

Ключевые слова: самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сетевое взаимодействие, структурно-функциональная модель.

Профессионально-личностное самоопределение молодежи становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстро меняющихся общественных отношений. Это обусловлено тем, что переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, которая характеризуется тем, что молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность работы образовательных организаций различного уровня по

профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи влечет за собой не только дезадаптацию молодых людей на рынке труда, но и потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом.

Хотя проблема профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи не нова и рассматривалась многими учеными начиная с XIX века, до сих пор нет четкого определения понятия «профессионально-личностное самоопределение молодежи». Именно поэтому отправным пунктом нашего исследования стал анализ понятийного поля в логике:

самоопределение — личностное самоопределение — профессиональное самоопределение — профессионально-личностное самоопределение. Опираясь на работы психологов и педагогов (Т. В. Бескова, Л. И. Божович, А. В. Гапоненко, А. Я. Журкина, Н. Е. Касаткин, Е. А. Климов, Г. П. Ников, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, М. В. Ретивых, В. Ф. Сафин, В. И. Сахарова, С. Фукуя-ма, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова, И. Д. Че-чель, П. А. Шавир, Е. В. Ярушина), мы пришли к следующим выводам.

1. Самоопределение человека:

- может относиться: к цели и смыслу его жизни, к нормам общественного поведения, к его вкладу в жизнь общества, к нормам его профессиональной деятельности;

- направлено вовне, т. е. человек определяет свой способ участия во внешней действительности;

- возникает лишь тогда, когда человек сам определяет свое отношение к миру;

- возникает на базе мотивационных механизмов человека при их соответствующем развитии.

2. Основными признаками самоопределения человека можно назвать следующие:

- осознание человеком своих собственных особенностей, качеств, возможностей, способностей;

- выбор критериев, норм собственной оценки, планки для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей;

- определение своих уже имеющихся качеств, отвечающих выбранным критериям и нормам (соответствую ли я этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др.);

- построение целей, задач, планов (близких, среднеотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств (чего я хочу и как я намерен действовать).

3. Самоопределение человека — это сложный, многоступенчатый, активный процесс осмысления человеком своего места в обществе, осознания своего отношения к окружающим людям, стремление занять определенную позицию на основе поиска баланса между субъективными качествами и требованиями общества, обеспечивающую его самоактуализацию и самореализацию.

4. Если рассматривают личностный аспект самоопределения, то говорят об определении себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев

и дальнейшей действенной реализации себя с учетом этих критериев.

5. Если говорят о профессиональном кон -тексте самоопределения, то акцентируют внимание на том, что профессиональное самоопределение представляет собой самостоятельное, осознанное построение, корректировку и реализацию человеком профессиональных перспектив, выбор направления профессиональной деятельности, сопровождаемое анализом собственной активности.

Разделение на личностное и профессиональное самоопределение, как отмечают ученые [1-3 и др.], условно, так как области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. В некоторых случаях они предшествуют друг другу. Так, например, личностное самоопределение тесно связано с профессиональным; чаще всего они рассматриваются как причина и следствие. Однако если профессиональное самоопределение — это самоопределение человека по отношению к нормам его (будущей) профессиональной деятельности («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), то личностный аспект в профессионально-личностном самоопределении подчеркивает субъективную позицию по отношению к самому процессу профессионального становления (обучения, адаптации и т. п.), его аксиологический ком -понент, связанный с выделением человеком ценностей и целей своего профессионального становления и развития.

Анализ научной литературы [1; 2; 4-6 и др.] показал, что выделяются следующие сущностные характеристики профессионально-личностного самоопределения:

1) самостоятельное построение личного профессионального плана;

2) осмысленное осуществление выбора профессии;

3) понимание, осознание и оценка самого себя в будущей профессии;

4) соотнесение личностных возможностей и способностей с требованиями будущей профессии.

Специфика профессионально-личностного самоопределения наилучшим образом раскрывается через его функции. С учетом указанных выше характеристик нами выделены следующие основные функции профессионально-личностного самоопределения человека:

- целеобразующая, которая вытекает из такой его сущностной характеристики, как

самостоятельное построение жизненного профессионального плана;

- рефлексивная, отражающая осмысленное осуществление выбора профессии, понимание, осознание и оценку самого себя в профессии;

- прогностическая, определяющая соотнесение личностных возможностей и способностей с требованиями будущей профессии.

Все вышеизложенное позволило нам рассматривать профессионально-личностное самоопределение как самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировку и реализацию личностью ее профессиональных перспектив, предполагающих выбор профессии на основе понимания и оценки самого себя в профессии, соотнесения своих личностных возможностей и способностей с требованиями будущей профессии.

Формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи — сложный, целенаправленный, непрерывный и системный процесс, успешная реализация которого во многом определяется его организацией. Учитывая это, мы выдвинули задачу построения модели данного процесса. Теоретически обосновывая модель, мы исходили из следующих положений.

Во-первых, в рамках современной системы профессионального образования вряд ли можно найти оптимальную теорию, реализация которой гарантированно обеспечивала бы полную готовность молодежи к профессионально-личностному самоопределению. Образовательные потребности личности, общества и государства должны реализовываться не отдельными образовательными организациями, а сетью в целом.

Во-вторых, в соответствии с концепцией современной модели образования возрастает роль организаций дополнительного образования в профессионально-личностном самоопределении обучающихся, а принятая на государственном уровне идея о равноправном взаимодействии общественных образовательных структур, в частности организаций профессионального и дополнительного образования, в длительном процессе профессионально-личностного самоопределения обучающихся предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой — создают адекватное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем.

Существуют различные модели сетевого взаимодействия: модель координационного центра (ресурсной кооперации), модель кооперации с элементами ресурсных центров (смешанная) и модель распределенной кооперации. В нашем исследовании наиболее продуктивной является последняя модель. В качестве инициатора и организатора сетевого взаимодействия (отдела управления) в нашем исследовании выступает ГБУ ДО «дУм "Магнит"».

При этом мы, опираясь на исследования ученых [7 и др.], исходили из того, что сетевое взаимодействие представляет собой следующее.

Во-первых, это система связей, позволяющих интегрировать усилия различных образовательных организаций для разработки и апробирования инновационных моделей содержания образования и управления системой образования. Являясь противоположностью иерархической структуре организации, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.

Во-вторых, это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом субъекты сети сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы и объединяя при необходимости ресурсы (образовательные, информационные, методические, инновационные, кадровые, консультационные и др.), которые обладают потенциальными возможностями для развития личности и ее самоопределения.

В-третьих, это современная, высокоэффективная, инновационная технология, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться, поскольку сетевое взаимодействие, обеспечивая непрерывный обмен информацией и опытом, облегчает распространение инновационных разработок. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер.

В-четвертых, сетевое взаимодействие — это оптимальная модель управления, в которой четко определены, согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики и которая способна генерировать, побуждать, стимулировать, организовывать и внедрять в практику плодотворные научные идеи и концепции.

В контексте нашего исследования сетевое взаимодействие способствует обогащению со-

циокультурной среды как ресурса организаций профессионального и дополнительного образования, как фактора профессионально-личностного самоопределения обучающихся, формирования их социальной и творческой активности.

В контексте нашего исследования сеть объединяет ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"» и профессиональные образовательные организации южных территорий Челябинской области.

Предназначение модели формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования раскрывается в ее функциях. Основными функциями предлагаемой нами модели выступают: образовательная, организационная, воспитательная, методическая и социально-педагогическая.

Для выполнения этих функций необходимо создание единой социокультурной образовательной среды как формы социального партнерства различных организаций на основе интеграции ресурсов и потенциалов этих организаций. Социокультурная образовательная среда выступает ядром сетевого взаимодействия, интегрирует систему видов деятельности, направлений, в которые включены обучающиеся, а также систему социальных связей и отношений между участниками сети. Назначение подобной развивающей среды проявляется в том, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Такая среда не навязывает молодому человеку путь развития, а позволяет сделать профессиональный, жизненный и личностный выбор. В контексте нашего исследования социокультурная среда интегрирует в себе три взаимосвязанных блока:

- первый блок представляет собой организацию деятельности обучающихся в ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"» по пяти направлениям: художественно-эстетическому, научно-техническому, физкультурно-спортивному, туристско-крае-ведческому, социально-педагогическому;

- второй блок — взаимодействие ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"» с ПОО Челябинской области, деятельность которых направлена на реализацию идеи расширения возможностей социализации обучающихся, профессионально-личностной ориентации обучающихся в рамках организации их внеучебной деятельности на основе принципов системности, персонифици-рованности и активности;

- третий блок — это взаимодействие с социальными партнерами, которое дает возможность не только осуществлять профориентационную деятельность с учетом ситуации на рынке труда и динамики его изменения, но также создавать место реализации первых профессиональных проб и личностной самореализации и самопрезентации обучающихся. Среди наиболее значимых партнеров ГБУ ДО «ДУМ "Магнит"» выступили организации профессионального образования южных территорий Челябинской области, Всероссийский центр художественного творчества обучающихся и работников ПОО, Российский фольклорный союз, Межрегиональная общественная организация «Дом мира» (г. Владимир), общественная организация «Славяне», Служба внешних связей и молодежной политики, Управление культуры администрации г. Магнитогорска, Магнитогорский государственный технический университет, городской краеведческий музей, городской совет ветеранов, городское общество инвалидов, творческие союзы и учреждения города и др.

Учитывая вышеизложенное, мы разработали структурно-функциональную модель формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций профессионального и дополнительного образования (рис. 1). Данная модель представлена следующими компонентами:

- методологическим, который включает в себя социальный заказ государства, потребности Челябинской области, заказ МОиН Челябинской области, нормативно-правовые основы, потребности обучающихся, родителей, подходы (системный, средовый, личностно ориентированный, деятельностный), ведущие идеи (взаимодействие, социальное партнерство, интеграция ресурсов) и принципы (системности, персонифицированности, сетизации, активности);

- функционально-целевым, интегрирующим цель (формирование профессионально-личностного самоопределения обучающихся) и функции (образовательная, воспитательная, организационная, социально-педагогическая, инструктивно-методическая);

- структурно-содержательным, отражающим горизонтальную структуру, содержание которой представлено организацией деятельности обучающихся по пяти направлениям (художественное, техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое), и вертикальную структуру,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ + ~ +

Социальный заказ государства, Нормативно- Потребности

потребности Челябинской <4-у правовые основы 4- обучающихся,

области, заказ МоиН родителей

Челябинской области

Общенаучные подходы: Ведущие идеи: Принципы:

- системный; - взаимодействие; - системности;

- личностно - социальное - персонифицированности;

ориентированный; партнерство; - сетизации;

- деятельностный - интеграция ресурсов - дополнительности

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель: Функции:

профессионально-личностное - образовательная;

самоопределение обучающихся - воспитательная;

- организационная;

- социально-педагогическая;

- инструктивно-методическая

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Горизонтальная структура:

организация деятельности обучающихся по пяти направлениям:

- художественно-эстетическое;

- научно-техническое;

- физкультурно-спортивное;

- туристско-краеведческое;

- социально-педагогическое

Вертикальная структура (содержание программ):

Кружки, секции, фестивали, конкурсы, досуговые мероприятия, учебные занятия, творческие мастерские, лидерские сборы, НОУ, тренинги, школа лидерства, волонтерское движение и др.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ Социокультурная среда, созданная на базе трех блоков

Первый блок —

ГБОУ ДОД «ДУМ "Магнит"»

Второй блок — ПОО: МПК, МТК, МСМТ « Т ► Третий блок — социальные партнеры

интеграция ресурсов и потенциалов

Организационно-педагогическое обеспечение среды —

условия, методика их реализации

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Мониторинг профессионально-личностного самоопределения

Критерии:

- мотивационный; - когнитивный; - конативный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни:

- высокий;

- средний; - низкий

Диагностические методики

Рис. 1. Модель формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи

содержание которой представлено различными программами кружков, секций, фестивалями, конкурсами, досуговыми мероприятиями, учебными занятиями, творческими мастерскими, лидерскими сборами, НОУ, тренингами, школой лидерства, волонтерским движением

и др.;

- организационно-деятельностным, образующим социокультурную среду на основе взаимодействия ГБУ ДО ДУМ «Магнит» с профессиональными образовательными организациями и социальными партнерами (указаны выше) при реализации организационно-педагогических условий (насыщение среды совместными образовательными программами и социокультурными проектами за счет ресурсов участников взаимодействия; организация различных видов конкурсной деятельности обучающихся и работы педагогов во временных проблемных творческих группах на этапе создания конкурсных проектов, что обеспечивает повышение социальной, интеллектуальной и творческой активности молодежи, их профессионально-личностное самоопределение; расширение методического обеспечения программ и проектов за счет повышения информационного сервиса и обмена педагогическим опытом; функционирование внутрисетевой Школы методического мастерства как формы целенаправленной подготовки педагогов в рамках образовательной сети, направленной на развитие профессионализма кадровых ре-

Библиографический список

сурсов; комплексная диагностика и мониторинг результатов эксперимента; представление процесса и результатов эксперимента в средствах массовой информации), что обеспечивает персонифицированный маршрут профессионально-личностного самоопределения обучающегося;

- оценочно-результативным, включающим в себя диагностический инструментарий мониторинга профессионально-личностного самоопределения обучающихся (критерии, показатели, уровни, методики диагностики, методы статистической обработки результатов).

Организационно-педагогические условия включены в структуру модели, которая не может существовать в ином виде, кроме как в ком -плексе с указанными условиями. В противном случае мы будем иметь модель с другими характеристиками. Спроектированная нами модель характеризуется:

- целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат — достижение более высокого уровня сформированности профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи;

- прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи.

1. Асмолов, А. Г. Мир образования [Текст] / А. Г. Асмолов // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1999. — 424 с.

2. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. — 1984. — № 4. — С. 65-73.

3. Чернявская, Е. В. Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профессиональном обучении на основе сетевого взаимодействия в крупном муниципальном образовании [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Чернявская. — Новосибирск, 2012. — 225 с.

4. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 2004. — № 3. — С. 43-52.

5. Калугина, М. А. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / М. А. Калугина // Вестник ЮУрГУ. — 2010. — № 23. — С. 112-116.

6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение : Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. — 320 с.

7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2005. — 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.