Стратегическое управление процессами профориентации обучающихся на основе использования практико-ориентированных технологий
Ишкильдина София Аркадьевна,
кандидат технических наук, доцент, кафедра управления и связей с общественностью, Тольяттинская академия управления, [email protected]
сч сч о сч
о ш m
X
<
m О X X
Вирясова Полина Олеговна,
магистрант, Тольяттинская [email protected]
академия управления, p.viry-
В статье представлено исследование по тематике управления процессами профориентации обучающихся. На основе зарубежного опыта профориентационной работы описана необходимость использования практико-ориентированных технологий в организации и управлении процессами профориентации обучающихся с целью сопровождения их профессионального самоопределения и выбора. Показана роль вовлечения обучающихся в практико-ориентированную профориентационную работу для формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях трансформации и цифровизации рынка труда в Самарской области на базе автономной некоммерческой образовательной организации «Центр опережающей профессиональной подготовки Самарской области». Центр - агрегатор программ профессиональной подготовки по компетенциям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills.
Ключевые слова: профориентация, управление процессами профориентации, практико-ориентированные технологии, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, процесс управления.
Современный рынок труда характеризуется быстрой изменчивостью, динамичностью, цифровизацией, исчезновением определенных профессий и возникновением новых; смещением приоритетов к профессиональному набору навыков специалистов, повышенным требованиям к таким навыкам, как адаптивность, гибкость, восприимчивость к новым знаниям, умение работать в команде и т.п. Все это предъявляет новые повышенные требования к гражданам, выходящим на рынок труда. [1] В современных условиях профессиональная подготовка квалифицированных кадровых ресурсов - важный фактор развития производства, сферы образования, услуг и других видов экономической деятельности. Неэффективность профессиональной деятельности (более 80%) связана с социальными, психическими и физиологическими особенностями граждан. [8] Профессиональная деятельность должна быть эффективна, но не все граждане могут освоить набор навыков, необходимых для функционального рабочего места, сделать профессиональный выбор и самоопределиться. Поэтому важно создавать условия для обоснованного и осознанного профессионального выбора, построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, которая имеет важность как для отдельного человека, так и для общества в целом. [8] Проблемы, связанные с профессиональным выбором и самоопределением, помогает решить профессиональная ориентация.
Понятие «профессиональная ориентация, профориентация» состоит из двух слов: professio — род занятий (с латинского) и orientation — установка (с французского). Есть ряд подходов ученых к понятию «профориентация» (таблица 1).
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация представляет собой непрерывный комплексный процесс, который важно организовать и управлять им на разных возрастных этапах развития человека, особенно молодежи, впервые вступающей на рынок труда, а также безработных взрослых граждан, меняющих профессию, сферу деятельности. В современном мире процесс профориентации занимает как до трудовую, так и трудовую стадии жизни человека и не имеет временных и возрастных границ. Для того, чтобы организовать процессы профориентации и самоопределения, необходимо эффективно выстроить процессы управления ими в условиях цифровизации экономики и рынка труда, а сделать это можно за счет использования определенных технологий управления процессами профориентации обучающихся, в частности практико-ориентированных, которые позволяют обучающемуся погрузиться в мир профессиональной востребованной и перспективной деятельности.
Таблица 1
Автор Определение
Чистякова С.Н. Научно-практическая система подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии [10, с. 5].
Батышев С.Я. Целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии [2, с. 134].
Шавир П.А. Психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений [5, с. 239].
Саруханов Э.Р. Сотникова С.И. Совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребности в ней [8, с. 156].
Ретивых М.В. Процесс сопровождения профессионального самоопределения, под которым необходимо подразумевать часть жизненного самоопределения человека, охватывающего все этапы его жизнедеятельности и жизнепо-строения [7, с. 123].
Актуальность использования практико-ориентиро-ванных технологий в управлении процессами профориентации обучающихся подтверждается тем, что в основу положен деятельностный подход, который помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, выборе и формирует у них готовность к реальной профессиональной деятельности на рынке труда (в том числе и в Самарской области) в условиях цифровой трансформации. Управление процессами профориентации обучающихся на основе использования практико-ориентированных технологий позволяет организовать комплексный подход поддержки самостоятельного профессионального выбора обучающегося на основе сопоставления и оценки им своих практических навыков в конкретной деятельности.
Основная задача исследования - изучить подходы к существующим технологиям управления процессами профориентации, опыт зарубежных стран в организации профориентационной работы, отличительные характеристики и задачи практико-ориентированных технологий управления процессами профориентации обучающихся, которые использованы при построении модели управления процессами профориентации обучающихся в Автономной некоммерческой образовательной организации «Центр опережающей профессиональной подготовки Самарской области».
В условиях социально-экономических изменений в профессиональной ориентации происходят трансформация ее содержания и технологий управления ей. Человек не может освоить одну профессию на всю жизнь, он должен постоянно переучиваться и повышать свою квалификацию, переключаться с одной профессии на
другую, осваивать совершенно новые профессиональные сферы. Помимо изменения содержания и технологий управления, в профориентационной работе существует ряд проблем: готовность к требованиям непрерывного образования и поддержки (управления) профессионального самоопределения. Важными задачами становится не просто формирование знаний, а способность применить обучающимся полученных знаний на практике, особенно в условиях неопределенности. Практическая составляющая процесса профориентации и обучения приобретает большое значение. [8, с. 189-191] В мире существует несколько основных технологий управления процессами профориентационной работы обучающихся: технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность обучающихся и др.); технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (технология проектирования лич-ностно-профессионального плана, игровые технологии, социально-психологические тренинги, социальные и культурные практики и др.); практико-ориентированные технологии сопровождения профессионального выбора (профессиональные пробы, проектная деятельность обучающихся, мастер-классы, программы дополнительного образования и др.); технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное порт-фолио). [8, с. 221-224]
Наиболее эффективными технологиями организации и управления процессами профориентации в современном цифровом мире становиться именно практико-ориентированные, в частности профессиональные пробы. [6] Многие ученые подчеркивали, что практико-ориентированный подход позволяет приблизить обучающихся к реальной профессиональной деятельности и сформировать реальные навыки. Можно сказать, что практико-ориентированный подход важен в подготовке к деятельности на современном рынке труда. Его можно рассматривать как направленность процесса профориентации на конечный продукт обучения, в котором определены операции, процедуры и действия, доступные для освоения обучающимися. [4, с. 56-58] Обучающиеся, вовлеченные в интерактивные и активные технологии профориентирования, приобретают навыки командной работы, сотрудничества, презентирования продукта, учатся высказывать собственное мнение, отстаивать свои мысли по решению проблем, проявлять готовность к профессиональному выбору и социально-экономической деятельности.
Использование практико-ориентированных технологий в организации и управлении процессами профориентации обучающихся показывает свою эффективность в опыте зарубежных стран. В настоящее время исследователи выделяют три основные модели профориентации: американскую, западноевропейскую и японскую (таблица 2).
Таблица 2
Страна ЦА Описание профориентации Эффект (результат)
Япония обучающиеся 79 классов школ, студенты Каждый год обучающиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных видах трудовой деятельности из разных областей: сельское хозяйство, бизнес, научная деятельность, К окончанию школы японский школьник ясно представляет, кем он станет в дальнейшем. Японские работодатели в
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м м
сч сч о сч
о ш Ш X
=г <
ш
о
X X
изготовление вещей, двух типов: приближающихся к сфере промышленного производства; к сфере обслуживания и ремеслу. За 3 года они могут успеть попробовать себя в 48 разнообразных специальностях. После пройденных профессиональных проб проводится анализ результатов и организуются практики в компаниях. Школьные педагоги оценивают каждый из полученных навыков по 5-баль-ной шкале и дают свои рекомендации по выбору сферы деятельности и продолжению обучения. 85% случаев охотно принимают учащихся, проходящих профори-ентационную программу, потому что государство оплачивает компаниям школьные практики [9].
Америка обучающиеся 711 классов школ, студенты, взрослое население Основа профориентации -профессиональное консультирование и практические занятия с консультантами. В рамках программы профориентации компании предоставляют обучающимся рабочие места, это дает возможность провести «тест-драйв» специальности. Действуют учебно-производственные базы, где тоже можно попробовать себя в разных направлениях. Второй вариант - углубленные академические занятия по программе колледжа в течение двух последних лет обучения в школе (10-11 классы). Программы делятся по трем направлениям: математика и наука; управление; искусство и культура. В программу входят не только посещение лекций, но и практические занятия, деловые игры, экскурсии в учреждения, встречи с людьми, имеющими хороший карьерный рост по какой-либо специальности. Предприниматели охотно предоставляют рабочие места для учащихся. Так, в Нью-Йорке в 2017 году предприниматели обеспечили школьников рабочими местами и обучением под руководством специалистов и наставников на 99% [5, с. 194199].
Финляндия обучающиеся 79 классов школ, студенты Большое внимание уделяется построению индивидуальных карьерных траекторий обучающихся с использованием 1Т-технологий. Профориентация организована на разных уровнях образования: школьная система профориентации, консультационные службы в профессиональных колледжах и университетах, центры занятости, взаимодействию бизнеса и государственных служб. Основа профриента-ции - консультации с профо-риентаторами, профориента-ционные уроки и стажировки в компаниях, начиная с 7 класса. Согласно статистике 80% выпускников университетов Финляндии устраиваются на работу по специальности [12].
Франция обучающиеся 36, 7-9 классов, студенты, взрослое население Профессиональная ориентация осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. К концу обучения в школе, обучающиеся должны сформулировать первичный выбор направлений подготовки. Основной акцент в профориен-тационной работе делается на обучающихся в возрасте 15-16 лет, при этом преобла- Высокие показатели уровня профессионального самоопределения французской молодежи (около 80% работают по специальности)во многом обусловлены наличием в стране большого количества Центров по информации и ориентации (более 500), кото-
дают групповые формы про-фориентационной работы. В настоящее время, во Франции профессиональная ориентация понимается гораздо шире и предназначается не только для учащихся общеобразовательных школ, но и для взрослых. Она включает в себя вопросы выбора, с которыми каждый человек сталкивается в течение своей профессиональной карьеры (трудоустройство, профессиональный рост, смена места работы и др.). рые взаимодействуют с различными общественными организациями (ассоциацией родителей, биржей труда, центрами профессиональной подготовки), службами информации (Национальным институтом педагогических исследований) [11].
Швеция обучающиеся 9 классов, студенты В шведских школах и гимназиях есть консультанты по профессии, в задачи которых входит проведение групповых и индивидуальных консультаций по профориентации. После 9-го класса ученики переходят в гимназию, где можно подготовиться к поступлению в вуз или получить первую профессию. Обучающиеся могут поступить на академическую программу, чтобы продолжить обучение в университете, или на профессиональную, после которой можно сразу искать работу по выбранной специальности. Образование в гимназии бесплатное и длится 3 года. Ученики могут добавлять в свою программу обучения дополнительные курсы по профессии. Уже в 8-9 классах ученики шведской школы проходят стажировку на предприятиях своего города, по той специальности, которую они хотят попробовать. Шведская модель системы профориентации позволила сократить количество безработных в стране более чем в два раза за последние 15 лет [5, с. 194199].
Анализ опыта зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что эффективность профориентационной работы во многом обеспечена за счет выстраивания комплексной непрерывной системы управления процессами профориентации обучающихся на всех возрастных этапах развития человека и использования практических технологий профориентирования в этой системе. Также «пассивные» технологии профориентации уходят на второй план, все больше обучающихся интересуют интерактивные современные формы, в которых они погружаются в реальную деятельность и за счет этого определяют подходящие им виды деятельности и навыки. Поэтому для эффективной профориентационной работы необходимо использовать современные практико-ориентированные технологии сопровождения и управления процессами профессионального самоопределения обучающихся.
К самым популярным и результативным практико-ориентированным технологиям управления процессами профориентации можно отнести: профессиональные пробы, проектную деятельность, деловые игры, тренинги, программы дополнительного профессионального образования. [6] Большую актуальность в последнее время приобретают проекты, связанные с появлением нового типа технологий популяризации рабочих профессий. Так, в 2012 году Россия присоединилась к международному некоммерческому движению WorldSkills, при поддержке которого проходят мероприятия профессионального выбора: соревнования профессионального
мастерства среди студентов колледжей, техникумов в возрасте от 16 до 22 лет и школьников 10-17 лет ^ипюгёкН^ и Абилимпикс для лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 15 лет). [3] Отдельно реализуются программы профессиональных проб и профессиональной подготовки по стандартам и компетенциям WorldSkills. Благодаря этим программам обучающиеся школ могут попробовать себя в разных профессиях, сферах и принять участие в международных соревнованиях по компетенциям профессионального мастерства. Один из организаторов такой практико-ориентированной профессиональной ориентации в Самарской области - автономная некоммерческая образовательная организация «Центр опережающей профессиональной подготовки Самарской области» (АНО «ЦОПП СО»). Центр - агрегатор программ профессиональной подготовки по компетенциям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills. Миссия АНО «ЦОПП СО»: профессиональная ориентация и подготовка кадров, обеспечивающие соответствие квалификации человека меняющимся запросам работодателей
и условиям профессиональной деятельности на уровне лучших мировых практик. Проблема управления процессами профориентации обучающихся особо актуальна для Центра в рамках реализации его миссии, так как подготовка кадров под запросы бизнеса имеет свои требования и может быть выстроена только в практико-ориентированной среде.
При организации и управлении процессами профориентации обучающихся разных возрастов АНО «ЦОПП СО», необходимо учитывать не только специфику деятельности той или иной профессии и сферы, но и, основываясь на опыте зарубежных стран, выстраивать непрерывную комплексную систему. Авторами статьи предложена стратегическая модель управления процессами профориентации обучающихся (схема 1), которая позволяет погрузиться в мир профессиональной востребованной и перспективной деятельности, достичь практического результата на региональном рынке труда Самарской области, с возможностью выхода на мировой рынок.
Сервис - цифровая платформа
Компетентностный профиль
fn hard skills (потенциал) =
о^и
Аналитика, обратная связь, рекомендации
5 S
с I
формирование базы СУ по компетенциям
проба себя в разных видах деятельности (формирован** Представления хпроф деятельности)
Карта рынка труда и образования/ ресурсы WS региона
i6<^ai
Маршруты обучения и профессиональной деятельно
мирование базы CV по на) (пакетам) навыков - профили человека
освоение нескольких навыков в рамках сферы/отрасли .формлромни«
греастмлемия о фунгцюнагьн^ж места* а рамках BaScartHCfg напецгапия;_
деятельности
формирование компетентностных кадров для рынка труда (под вакансии/ фукни,, места)
освоение компетенции/профессии (фсрмлроаани* представления об актуальных требования« рьмка труда а рамках име*ои*аися ■залиф>'<ации
)
Банк
программ
н
О
IS
И
II ö 8.
"9
Обучающийся
ЦО/ График обучения
ОТ 5 ДО 11 профпроб по 90 минут 2-3 месяца итого: 17 часов
□ □□□□
□ □□□□
Набор
профессиональных проб по модулям компетенции WorldStolls из разных ■ сфер
Банк
программ
сертификат ЦОПП СО
Рекомендации
Отчеты/
пакеты
документов
ЦО/ График обучения
6-9 программ по 16 ак часов до 12 месяцев итого: до 144 ак часов
клубы по интересам/ проектная деятельность
[ ОбщепиГ"
Банк
программ
ЦО/ График обучения
1 программа 72/144/256 ак.часов от 12 месяцев итого: до 256 ак.часов
сертификат ЦОПП СО
стажировка/ работа/ учеба
Дизайн
[ Безопасность
"Skills Passport
П
конструктор
-F
отчеты/
пакеты
документов
TT
компетенция WS (профессия)
сертификат ЦОПП СО
Skills Passport
-участие в движении WorldSkills -самозанятость -обучение в организациях СПО и ВО/ работа
документ ос образовании
отчеты/ пакеты документов
Обучающийся
Шаг 1/ Направление 1. Организация I Шаг 2' Направление 2. Организация
со серии мероприятий профвыбора обучения по пакету коротких программ
(профпробы) подготовки
2-4 квартал 2022 года-2023 год 2023-2024 ГОД
Схема 1. Модель стратегического управления процессами профориентации обучающихся в АНО «ЦОПП СО»
Шаг 3; Направление 3. Организация обучения I по программам профессионального обучения.'Лервой профессии
2024 2025 год
Шаг 41 Направление 4. Профессиональная деятельность
Практико-ориентированная профориентационная работа необходима на всех возрастных этапах жизни человека и не ограничивается только молодежью. Управление процессами профориентации необходимо для организации условий самоопределения и последующего трудоустройства граждан любого возраста на рынке труда. Человек должен постепенно делать профессиональный выбор и наращивать необходимые навыки за счет выстроенной модели стратегического управления и сопровождения процессов его профориентирования.
Первый шаг модели - организация серии из 5-11 мероприятий профессионального выбора (профессиональных проб) для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организации региона. Каждый обучающийся в рамках этого шага ежегодно проходит от 5 до 11 профессиональных проб длительностью 90 минут. По итогам каждой профессиональной пробы обучающийся общеобразовательной организации выполняет
рефлексию и получает обратную связь от наставника (в формате оценки по набору критериев). Набор профессиональных проб по модулям компетенции WorldSkills формируется ЦОПП СО совместно с центрами обучения, аккредитованными по стандартам WorldSkills. Каждая компетенция представляет одну из сфер деятельности. Ежегодно, начиная с 6 по 11 класс, обучающийся сможет пройти несколько профессиональных проб в течении 2-3 месяцев в году (17 часов в году). Итого к концу 11 класса, пройдя не менее 30 профессиональных проб по разным компетенциям, обучающийся сформирует четкое представление о тех профессиональных направлениях, в которых он хочет развиваться. Основная задача этого шага - сформировать у обучающихся представление о разнообразии направлений профессиональной деятельности и дать возможность попробовать себя в каждой из 11 сфер деятельности. Результат этого
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м м
сч сч о сч
о ш Ш X
<
m о х
X
шага - определение обучающимся одного или нескольких направлений для возможного углубленного освоения.
Второй шаг в модели - организация обучения по «пакету» коротких программ подготовки для обучающихся общеобразовательных организаций и студентов СПО и ВО региона. После прохождения обучающимися серии профессиональных проб и выбора направлений для обучения они могут погрузиться в углубленное освоение нескольких компетенции по разным сферам. В рамках этого шага можно пройти 6-9 коротких программ подготовки по 16 академических часов за год (12 месяцев), около 144 академических часов по разным сферам в год. Обучающиеся могут проходить программы в рамках одной сферы, либо «собрать» себе программу из разных модулей компетенции WorldSkills, воспользовавшись принципом конструктора компетенции.
Третий шаг модели -обучение первой профессии. В рамках данного шага обучающиеся могут пройти одну программу профессиональной подготовки или переподготовки 72, 144 или 256 академических часов (от 12 месяцев). Длительность программы зависит от устройства компетенции и тех ее содержательных модулей, освоение которых заложено в программу. В рамках этого шага в регионе уже реализуются программы обучения и обучающиеся, определившиеся с конкретным профессиональным направлениям после первого шага, могут перейти сразу к освоению профессии.
После освоения конкретной компетенции или профессии в рамках третьего шага, обучающиеся начинают профессиональную деятельность на рабочих местах, проходят обучение, стажировку или работают в организациях региона. В рамках данного шага подразумевается работа центра профориентации с взрослым населением, которое не проходило предыдущие шаги модели. Эта работа нацелена на поддержание актуального уровня профессиональной квалификации взрослого населения, содействие формированию индивидуальной траектории профессионального развития, приобретению новых и расширению имеющихся компетенций, в том числе, освоению новой профессии, востребованной на современном рынке труда. Взрослый человек не имеет возможности долго выбирать и пробовать, ему необходимо как можно быстрее выйти на рынок труда и начать зарабатывать или получить гарантии сохранения рабочего места.
И четвертый, завершающий шаг в модели - профессиональная деятельность обучающегося, в соответствии с освоенной компетенцией или профессией. Это может быть как развитие обучающегося в движении WorldSkills (участие в чемпионах профессионального мастерства в качестве участника и получение статуса эксперта по компетенции), так и развитие собственного дела, бизнеса, самозанятость или работа на функциональных местах в компаниях. В случае с обучающимися общеобразовательных организации и студентами - выбор образовательной организации для получения среднего профессионального (СПО) или высшего образования (ВО), а также работа в бизнес-организациях.
При этом каждый из шагов в модели стратегического управления процессами профориентации обучающихся включает в себя три стадии: аналитики и планирования деятельности, организации деятельности, оценки и регулирования деятельности.
На стадии аналитики и планирования необходимо спланировать деятельность на определенном шаге,
определить перечень и количество субъектов: обучающихся, наставников, реализующих программы и прочее. При этом аналитика сопровождает все процессы обучения на каждом шаге.
На стадии организации деятельности необходимо определить перечень центров обучения, наставников, сформировать банк (перечень) программ и составить графики их реализации.
На стадии оценки и регулирования нужно сделать отчеты, собрать всю необходимую юридическую информацию (договора, счета, акты и прочее), сформировать набор необходимых документов для обучающихся. На первом шаге - сертификаты об участии в серии профессиональных проб, рекомендации о результатах прохождения профессиональных проб. На втором - сертификаты о прохождении программ подготовки и Skills Passport после сдачи демонстрационного экзамена. На третьем, помимо сертификатов о прохождении программ подготовки и Skills Passport, необходимо выдать документ об образовании для профессиональной деятельности на функциональных местах.
Таким образом, можно сказать, что построение модели стратегического управления процессами профориентации обучающихся - ключевая задача для АНО «ЦОПП СО». Реализация модели стратегического управления предполагает сетевой формат взаимодействия кадровых, материальных ресурсов, постоянную коммуникацию между педагогами, наставниками образовательных организаций, обучающимися, родителями и органами исполнительной власти региона. Модель стратегического управления АНО «ЦОПП СО» предполагает изменения не только в организационной части профориентационной деятельности региона, но и обновление содержания программ подготовки, подготовку наставников и педагогов к реализации новых задач в рамках модели.
Литература
1. Арифуллина, Л. Н. Профориентация молодежи как фактор развития молодежного кадрового потенциала [Текст] / Л.Н. Арифуллина // Муниципальная академия. 2017. № 4. С. 173-176.
2. Батышева, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям [Текст] / С.Я. Баты-шева; под ред. А.М. Новикова. Москва: ЭГВЕС, 2019. 456 с. ISBN 5-85449-092-7.
3. Борисович, И. В. Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся [Текст] / И. В. Борисович // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Т. 0. Пермь: Меркурий, 2014. С. 112-114.
4. Вяткина, И. В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете [Текст] / И. В. Вяткина // Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Новый взгляд на систему образования». 2019. 103 с.
5. Кузнецов, В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / В. Кузнецов // Народное образование. 2018. №1. С. 194-199.
6. Немова, Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учебно-
методическое пособие [Текст] / Н.В. Немова М.: АПК и ПРО, 2018. 207 с.
7. Ретивых, М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях / М.В. Ретивых, М.Д. Симоненко [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/istoncheski-slozhivshiesya-kontseptsiiproforientatsiH-osobennosti-ih-razvitiya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 25.02.2022).
8. Саруханов, Э. Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией [Текст] / Э. Р. Саруханов, С. И. Сотникова. СП-б, 2011. 274 с.
9. Укке, Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 151-152.
10. Чистякова, Н.С. Профессиональное самоопределение: современный аспект [Текст] / Н.С. Чистякова // Профессиональное образование. 2015. № 6. С. 2-7.
11. Шамсутдинова, И. Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова // Педагогика. 2007. №4. С. 101-111.
12. Kettunen, J. European Lifelong Guidance Policy Network representatives' conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies / J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2016. Т. 16. Vol. 3. Р. 327-342.
Strategic management of students' career guidance processes based
on the use of practice-oriented technologies Ishkildina SA., Viryasova P.O.
Togliatti Academy of management
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article presents a study on the topic of managing the processes of vocational guidance of students. On the basis of foreign experience of career guidance work, the necessity of using practice-oriented technologies in the organization and management of the processes of vocational guidance of students in order to support their professional self-determination and choice is described. The role of involving students in practice-oriented career guidance work for the formation of readiness for professional activity in the conditions of transformation and digitalization of the labor market in the Samara region on the basis of the autonomous nonprofit educational organization «Center for Advanced Vocational Training of the Samara region» is shown. The Center is an aggregator of professional training programs on competencies at the level corresponding to WorldSkills standards. Keyword: career guidance, management of career guidance processes, practice-oriented technologies, professional self-determination, professional choice, management process.
References
1. Arifullina, L. N. Vocational guidance of youth as a factor in the development
of youth personnel potential [Text] / L.N. Arifullina // Municipal Academy. 2017. No. 4. S. 173-176.
2. Batysheva S.Ya. Professional pedagogy: a textbook for students studying
in pedagogical specialties and areas [Text] / S.Ya. Batysheva; ed. A.M. Novikov. Moscow: EGVES, 2019. 456 p. ISBN 5-85449-092-7.
3. Borisovich, I. V. Project and research activities as an effective means of
vocational guidance for students [Text] / I. V. Borisovich // Problems and prospects for the development of education: materials of the V Intern. scientific conf. (Perm, March 2014). T. 0. Perm: Mercury, 2014. S. 112114.
4. Vyatkina, I. V. Practice-oriented learning as a means of professionalizing
the training of future specialists at the university [Text] / I. V. Vyatkina // Collection of scientific papers based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference "A New Look at the Education System". 2019. 103 p.
5. Kuznetsov, V. Foreign experience in organizing the interaction of the labor
market and the system of vocational education / V. Kuznetsov // Public education. 2018. No. 1. pp. 194-199.
6. Nemova, N.V. Management of the introduction of a system of pre-profile
education for ninth-graders: a teaching aid [Text] / N.V. Nemova M.: APK i PRO, 2018. 207 p.
7. Zealous, M.V. Historically established concepts of vocational guidance and
features of their development in modern conditions / M.V. Zealous, M.D. Simonenko [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/istoricheski-slozhivshiesya-kontseptsiiproforientatsii-i-osobennosti-ih-razvitiya-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 02.25.2022).
8. Sarukhanov, E. R. Problems of professional orientation management [Text]
/ E. R. Sarukhanov, S. I. Sotnikova. St. Petersburg, 2011. 274 p.
9. Ukke, Yu. V. Diagnostics of the consciousness of choosing a profession
among Japanese schoolchildren / Yu. V. Ukke // Questions of Psychology. 2000. No. 5. S. 151-152.
10. Chistyakova, N.S. Professional self-determination: a modern aspect [Text] / N.S. Chistyakova // Vocational education. 2015. No. 6. S. 2-7.
11. Shamsutdinova, I. G. Professional orientation of students in France / I.G. Shamsutdinova, O.I. Pavlova // Pedagogy. 2007. No. 4. pp. 101-111.
12. Kettunen, J. European Lifelong Guidance Policy Network representatives' conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies / J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2016. Vol. 16. Vol. 3. R. 327-342.
X X
о го А с.
X
го m
о
to о м м