Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ'

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Барыбина Валерия Анатольевна, Гвоздкова Дарья Дмитриевна

Профориентация обучающихся - приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом. В настоящий момент обучающиеся включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения. Однако существующие подходы и организационные формы профориентации не в полной мере обеспечивают раннюю профессиональную ориентацию учащихся общеобразовательных организаций. В статье представлены результаты опроса обучающихся, свидетельствующие, что у большинства отсутствует подготовленность к выбору своего профессионального пути. Раскрывается роль учреждений среднего профессионального образования в профориентации выпускников школ, представлен опыт работы различных колледжей и техникумов нашей страны, доказывающий, что комплексная работа по профориентации молодежи в условиях учреждений среднего профессионального образования, включающая в себя информирование, диагностику, консультирование, профессиональные пробы, позволяет готовить подрастающее поколение к осознанному выбору профессии и повышает престиж рабочих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Барыбина Валерия Анатольевна, Гвоздкова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CAREER GUIDANCE OF SCHOOL GRADUATES

Vocational guidance of students is a priority state task, fixed in the national project “Education”. The results of career guidance and the construction of a young person’s professional path are associated not only with his successful self-realization, but also with his contribution to the economic development of the subject of the Russian Federation, the country as a whole. At the moment, students are included in a large number of various career guidance formats: from career guidance tests, which are passed by more than half of the students of general education organizations, to excursions to enterprises, clubs, pre-professional training programs. However, the existing approaches and organizational forms of career guidance do not fully provide early professional orientation of students of general education organizations. The article presents the results of a survey of students, indicating that the majority lack preparedness to choose their professional path. The role of secondary vocational education institutions in the vocational guidance of school graduates is revealed, the experience of various colleges and technical schools of our country is presented, proving that comprehensive work on vocational guidance of young people in the conditions of secondary vocational education institutions, including information, diagnostics, counseling, professional tests, allows the younger generation to prepare for a conscious choice of profession and increases the prestige of working professions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ»

Роль учреждений среднего профессионального образования в профориентации выпускников школ

Андриенко Оксана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ E-mail: andrienko-oa@mail.ru

Безенкова Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: bezenkova@yandex.ru

Барыбина Валерия Анатольевна,

студент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: metall7474@gmail.com

Гвоздкова Дарья Дмитриевна,

студент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: d.gvozdkova084@gmail.com

Профориентация обучающихся - приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом. В настоящий момент обучающиеся включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофес-сионального обучения. Однако существующие подходы и организационные формы профориентации не в полной мере обеспечивают раннюю профессиональную ориентацию учащихся общеобразовательных организаций. В статье представлены результаты опроса обучающихся, свидетельствующие, что у большинства отсутствует подготовленность к выбору своего профессионального пути. Раскрывается роль учреждений среднего профессионального образования в профориентации выпускников школ, представлен опыт работы различных колледжей и техникумов нашей страны, доказывающий, что комплексная работа по профориентации молодежи в условиях учреждений среднего профессионального образования, включающая в себя информирование, диагностику, консультирование, профессиональные пробы, позволяет готовить подрастающее поколение к осознанному выбору профессии и повышает престиж рабочих профессий.

Ключевые слова: выбор профессии, мотивы выбора профессии, профориентация, профессиональная информация, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональные пробы.

о с

CJ

см со

Введение

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема профориентации подрастающего поколения всегда была, есть и будет. Именно от ее решения зависит выстраивание личностью своего профессионального пути, успешная самореализация в трудовой деятельности, вклад в экономическое развитие субъекта Российской Федерации и страны в целом [1]. Проведенный опрос среди студентов показал, что выбранная специальность нравится 46% опрошенных, но при этом 40% не уверены, что будут работать в этой сфере [2].

В настоящее время профориентация молодежи - приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование» [3]. Профориентационная работа достаточно активно проводится общеобразовательными школами: обучающиеся включаются в различные формы работы, такие как профориентационное тестирование, экскурсии, кружки. Также в 2018 году запущен проект «Билет в будущее», направленный на «формирование осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории» [1]. С сентября 2021 года в него включены все 85 регионов России, что позволяет всем детям страны проходить онлайн-тестирование, профессиональные пробы.

Несмотря на работу школ по профориентации, учреждения среднего профессионального образования не могут оставаться в стороне при решении этой важной государственной задачи, так как это попытка напрямую повлиять на выбор выпускника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различные аспекты проблемы профори-ентационной работы представили в своих трудах О.А. Андриенко [5], Э.Ф. Зеер [6], С.Н. Казначеева [7], Е.А. Климов [8], О.А. Немова [9], Т.А. Ольховая [10], С.Н. Чистяков [11] и др.

Вопросам профориентации молодежи в рамках учреждений среднего профессионального образования посвящены работы О.А. Андриенко и З.А. Толканюк [12], С.С. Зенгина [13], Э.Р. Зубова [14], А.Э. Ишковой [15], Д.И. Сабировой [16], Д.Б. Текуевой [4], С.В. Фроловой [17] и др.

Проблема профессиональной ориентации рассматривается различными отраслями знания. Так,

кратким психологическим словарь трактует данное понятие как «комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом» [18, с. 278].

В профориентологии - это «система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [6, с. 186].

В педагогике - «научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию» [19, с. 58].

Профессиональная ориентации обучающихся школ в учреждениях среднего профессионального образования имеет два подхода:

1) в колледжах и техникумах юношам и девушкам раскрываются особенности профессиональной деятельности, определяются способы приобщения к профессии и т.д.;

2) ознакомление детей и подростков с миром профессий [6; 11; 18].

Профориентация юношей и девушек в учреждениях СПО осуществляется посредством профессионального информирования, профессиональной диагностики, профессионального консультирования, профессионального отбора [4; 12; 13; 14; 15; 17].

1. Профессиональное информирование включает в себя ознакомление обучающихся общеобразовательных школ с состоянием рынка труда, направлениями, по которым осуществляется профессиональная подготовка в колледже (техникуме), требованиями профессии к личности, возможностями профессионально-квалификационного роста [4; 14; 17].

2. Профессиональная диагностика позволяет выявить особенности познавательной сферы личности, ее склонности, профессиональную направленность [4; 12].

3. Профессиональное консультирование призвано помочь в принятии личностью осознанного решения о выборе профессионального пути [4; 13; 16].

4. Профессиональный отбор позволяет определить степень профессиональной пригодности школьника к конкретной профессии.

Также одной из форм профориентации детей и подростков является профессиональная проба, определяемая А.Э. Ишковой как средство, позволяющее:

а) актуализировать профессиональное самоопределение личности;

б) активизировать творческий потенциала личности;

в) «окунуться» в выбираемую профессию, оценив ее достоинства и недостатки;

г) самовыразиться личности, а также приобрести первоначальные профессиональные умения и навыки [15].

Методология

Формирование целей статьи. Описание опыта про-фориентационной работы с выпускниками общеобразовательных школ в условиях учреждения среднего профессионального образования.

Постановка задания. Реализация комплекса мероприятий, позволяющего осуществить про-фориентационную работу в условиях учреждения среднего профессионального образования.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для разработки проекта, направленного на решение проблемы профориентации молодежи, использовались теоретические и эмпирические методы (опрос, тестирование, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта).

Результаты

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании приняли участие 147 обучающихся девятых классов общеобразовательных школ г. Магнитогорска Челябинской области и г. Орска Оренбургской области.

Опрос юношей и девушек показал, что с выбором профессии определились 68,0% респондентов, при этом, с конкретным образовательным учреждением, осуществляющим подготовку по данному направлению - всего лишь 46,3% опрошенных. Здесь прослеживается недостаточная информированность обучающихся.

Стоит отметить, что при осуществлении выбора профессии юноши и девушки учитывают свои интересы, желания (89,7%), а вот возможности личности (уровень знаний, способности, состояние здоровья) не всегда учитываются (46,3%).

Также нами было установлено, что девятиклассники практически не ориентируются на востребованность тех или иных специалистов в регионе (83,6%). У многих отсутствует подготовленность к выбору своего профессионального пути (48,9%), он осуществляется «за компанию», «просто так», по принципу расположения учебного заведения, по тому, что «заставили родители» и т.д.

А ведь очень важно при выборе профессии, согласно Е.А. Климову [8], учитывать желания, интересы личности, ее возможности, а также потребности рынка труда в кадрах.

Необходимо отметить, что при осуществлении выбора профессии очень важную роль играют профессиональные пробы детей, которые помо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

гают им понять свои особенности и не ошибиться с выбором профессии.

Рассмотрим некоторые аспекты профориента-ционной работы с обучающимися школ на примере ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко».

Начинается она с изучения рынка труда и образовательных услуг. Отметим, что в настоящее время уровень конкуренции в образовательном пространстве города достаточно высок. Поэтому работа всего коллектива направлена на формирование положительного имиджа учреждения и повышение качества профессиональной подготовки студентов.

В колледже функционирует центр допрофесси-ональной подготовки «Навигатор», в рамках работы которого осуществляется профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональный отбор юношей и девушек. Об этом мы указывали в более ранних работах [12]. Также реализуется подпроект «Обеспечение поддержки подростков в конструировании послеш-кольного образовательно-профессионального маршрута».

С сентября 2020 года колледж принимает активное участие в реализации проекта «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Реализуется приоритетный региональный проект «Образовательная индустрия будущего», в рамках которого были разработаны дополнительные общеобразовательные (общеразвива-ющие) программы для обучающихся мОу СОШ г. Магнитогорска:

- «Основы кройки и шитья»;

- «Основы парикмахерского искусства»;

- «Основы поварского дела»;

- «Основы приготовления кондитерских изделий»;

- «Основы графических работ, макетирования, моделирования».

В школах г. Магнитогорска на регулярной основе для обучающихся проводятся профриентацион-ные мастер-классы: «Рисунок красками на ткани», «Изготовление закладок из фетра», в проведении которых активное участие принимают студенты и выпускники колледжа, выступая для детей наставниками.

На базе колледжа также организуются:

- мастер-классы для старшеклассников («Я б в фотографы пошел» и «Юный электромонтер ОПС»);

- городские конкурсы по технологии «Ориентир», включающие в себя профессиональные пробы по таким компетенциям, как «Технологии моды», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Поварское дело», «Кондитер-

5 ское дело», «Графический дизайн». § В колледже активно применяются различные й формы и методы работы с обучающимися школ ° и их родителями: экскурсии по колледжу, высту-ав пления на родительских собраниях, Дни откры-

тых дверей, профессиональные пробы, мастер-классы, психологическое тестирование, профессиональное консультирование, участие педагогов и студентов в ярмарках профессий г. Магнитогорска и др.

Результатом проведенной работы является повышение мотивации абитуриентов, более осознанный выбор ими направления профессиональной подготовки.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

В работе Э.Р. Зубова и О.В. Новиковой рассматривается профориентация в стенах медицинского колледжа. Авторами предлагаются различные формы работы со школьниками - это лекции, беседы, мастер-классы, Дни открытых дверей, экскурсии, организуемые преподавателями и студентами колледжа [14].

Исследование, проведенное Д.Б. Текуевой, показало, что 50% школьников при выборе профессии не учитывают свои реальные возможности и потребности рынка труда, 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии. Также автором предлагается система мероприятий по повышению эффективности профориента-ционной работы, включающей в себя информирование, тестирование, консультирование [4].

С.В. Фролова и Е.Н. Трушина, рассматривая проблему эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях СПО, предлагают инновационный проект «Педагогический парк», позволяющий проводить профори-ентационную работу с детьми дошкольного возраста, с обучающимися школ области. Авторы предлагают такие формы работы, как практические семинары, профориентационные тренинги, игровые профессиональные пробы, практикумы, мастер-классы, площадки профессионального шеринга. Стоит отметить, что активное участие в реализации проекта принимают студенты колледжа [17].

А.Э. Ишковой предлагается опыт работы колледжа по организации профессиональных проб, позволяющих формировать у школьников способность к принятию осознанного профессионального выбора, а также решать проблему повышения имиджа рабочих профессий [15].

Достаточно интересным нам показался опыт работы в рамках проекта «Профессиональные каникулы», представленный в статье Г.В. Майоровой, позволяющего детям и подросткам соприкоснуться с реальной профессиональной средой, осуществить практическое погружение в профессиональный мир [20].

В ходе реализации нашего проекта, представленные выше формы работы также нашли свое отражение. Нами, а также другими авторами [14; 16; 17], было отмечено стремление юношей и девушек к тому, чтобы попробовать себя в том или ином профессиональном поле, но пока не во всех учреждениях профессиональные пробы организованы.

Выводы

Выводы исследования. В результате проведенного опроса обучающихся школ обнаружено, что у большинства отсутствует подготовленность к выбору своего профессионального пути. Комплексная работа по профориентации молодежи в условиях учреждений среднего профессионального образования, включающая в себя информирование, диагностику, консультирование, профессиональные пробы, позволяет готовить подрастающее поколение к осознанному выбору профессии и повышает престиж различных видов труда.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в разработке профориентационных проектов, реализуемых учреждениями среднего профессионального образования, направленных на повышение уровня подготовленности юношей и девушек к адекватному выбору профессионального пути.

Литература

1. Проект «Билет в будущее» [сайт] URL: https:// bvbinfo.ru (дата обращения 02.11.21).

2. Опрос: половина российских выпускников мечтают работать удаленно [сайт] URL: https://rsv. ru/news/1/1152/ (дата обращения 02.11.21).

3. Национальный проект «Образование» [сайт] URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 02.11.21).

4. Текуева Д.Б. Профориентационная работа в учреждениях СПО // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21 С.35-39.

5. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовнико-ва Н.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2008. 192 с.

7. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Шарыгина Е.Н. Профориентационная деятельность вуза в условиях модернизации системы образования // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 31-34.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М: Издательский центр «Академия». 2004. 304 с.

9. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural mechanismus of intergenerational values and mindset Translation in modern Family development and generational change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. Pp. 6226-6237.

10. Olkhovaya T.A., Platova E.D. Subject-orientated technologies in professional education / В сборнике: Proceedings of the Philological Readings

(PhR 2019). London, United Kingdom, 2020. Pp. 216-223.

11. Чистяков С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: «Сфера», 2003. 265 с.

12. Андриенко О.А., Толканюк З.А. О социальном партнерстве общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования // Научен вектор на Балканите 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.

13. Зенгин С.С. Профессиональная ориентация в учреждениях среднего профессионального образования / В сборнике: Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского учёного, про-фориентолога, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой. Под редакцией Т.А. Макаренко, С.В. Паниной. 2020. С.175-178.

14. Зубов Э.Р., Новикова О.В. Профориентацион-ная работа как средство преодоления кадрового дефицита среднего медицинского персонала // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2 (294). С. 46-48.

15. Ишкова А.Э. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии / В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 80-82.

16. Сабирова Д.И., Ивлиева А.Д. Система профессиональной ориентации учащихся школ в учреждениях среднего профессионального образования / В сборнике: Профессиональное самоопределение: новые реалии, подходы, технологии. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. 2020. С.169-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Фролова С.В., Трушина Е.Н. К вопросу об изучении эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях / В сборнике: Исследователь года 2020. Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 192-198.

18. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.

19. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005.

20. Майорова Г.В. Просветительский проект «Профессиональные каникулы» // Профессиональное образование. 2018. № 1 (31). С. 59-61.

THE ROLE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

INSTITUTIONS IN THE CAREER GUIDANCE OF

SCHOOL GRADUATES

Andrienko O.A., Bezenkova T.A., Barybina V.A., Gvozdkova D.D.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) of Orenburg State

University, Nosov Magnitogorsk State Technical University

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

Vocational guidance of students is a priority state task, fixed in the national project "Education". The results of career guidance and the construction of a young person's professional path are associated not only with his successful self-realization, but also with his contribution to the economic development of the subject of the Russian Federation, the country as a whole. At the moment, students are included in a large number of various career guidance formats: from career guidance tests, which are passed by more than half of the students of general education organizations, to excursions to enterprises, clubs, pre-professional training programs. However, the existing approaches and organizational forms of career guidance do not fully provide early professional orientation of students of general education organizations. The article presents the results of a survey of students, indicating that the majority lack preparedness to choose their professional path. The role of secondary vocational education institutions in the vocational guidance of school graduates is revealed, the experience of various colleges and technical schools of our country is presented, proving that comprehensive work on vocational guidance of young people in the conditions of secondary vocational education institutions, including information, diagnostics, counseling, professional tests, allows the younger generation to prepare for a conscious choice of profession and increases the prestige of working professions.

Keywords: choice of profession, motives for choosing a profession, career guidance, professional information, professional diagnostics, professional consultation, professional selection, professional tests.

References

1. Project "ticket to the Future" [website] URL: https://bvbinfo.ru (date of publication 02.11.21).

2. Survey: half of Russian graduates dream of working remotely [website] URL: https://rsv.ru/news/1/1152 / (accessed 02.11.21).

3. National Project "Education" [website] URL: https://edu.gov.ru/ national-project (accessed 02.11.21).

4. Tekucheva D.B. Career guidance work in SPO institutions // Problems and prospects of education development in Russia. 2013. No.21 pp.35-39.

5. Andrienko O.A. Modern educational technologies: technology of self-presentation // Balkan scientific review. 2019. Vol.3. No. 1 (3). pp.5-7.

6. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Vocational guidance: theory and practice. M.: Academic Avenue: Mir Foundation, 2008. 192 p.

7. Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Urakova E.A., Sharygi-na E.N. Career guidance activity of the university in the conditions of modernization of the education system // Karelian Scientific journal. 2019. Vol. 8. No. 2 (27). pp. 31-34.

8. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Moscow: Publishing center "Academy". 2004. 304 p.

9. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural mechanismus of intergener-ational values and mindset Translation in modern Family development and generational change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. Pp. 6226-6237.

10. Olkhovaya T.A., Platova E.D. Subject-orientated technologies in professional education / В сборнике: Proceedings of the Philological Readings (PhR 2019). London, United Kingdom, 2020. Pp. 216-223.

11. Chistyakov S.N. Fundamentals of professional orientation of schoolchildren. M.: "Sphere", 2003. 265 p.

12. Andrienko O.A., Tolkanyuk Z.A. About social partnership of educational schools and institutions of secondary vocational education // The vector on Balkanite 2019 is learned. Vol.3. No. 2 (4). pp. 5-8.

13. Zengin S.S. Professional orientation in institutions of secondary vocational education / In the collection: Professional self-determination: a modern aspect. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of the outstanding Russian scientist, career pathologist, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Svetlana Nikolaevna Chistyakova. Edited by T.A. Makarenko, S.V. Panina. 2020. pp. 175-178.

14. Zubov E.R., Novikova O.V. Career guidance work as a means of overcoming the personnel shortage of secondary medical personnel // Secondary vocational education. 2020. No. 2 (294). pp. 46-48.

15. Ishkova A.E. Professional probation as a way of self-determination in choosing a profession / In the collection: Innovative trends in the development of the education system. Collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Editorial board: O.N. Shirokov [et al.]. 2017. pp. 80-82.

16. Sabirova D.I., Ivlieva A.D. The system of professional orientation of school students in secondary vocational education institutions / In the collection: Professional self-determination: new realities, approaches, technologies. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Edited by S.V. Panina, T.A. Makarenko. 2020. pp. 169-172.

17. Frolova S.V., Trushina E.N. On the issue of studying the effectiveness of career guidance in educational institutions / In the collection: Researcher of the Year 2020. Collection of articles of the IV International Research Competition. 2020. pp. 192-198.

18. A brief psychological dictionary / Ed.-comp. L.A. Karpenko; under the general editorship of A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. Rostov n/A: Phoenix, 1998. 512 p.

19. Kojaspirova G. M., Kojaspirov A. Yu. Pedagogical dictionary. M.: Academy, 2005.

20. Mayorova G.V. Educational project "Professional schools" // Vocational education. 2018. No. 1 (31). pp. 59-61.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.