фгротота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2023. Том 8. Выпуск 2. С. 211-216 | 2023. Volume 8. Issue 2. P. 211-216
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Методы и приемы профессионального воспитания при формировании профессиональной мобильности студентов техникума
Карелина Н. А.
Аннотация. Цель настоящего исследования - обосновать целесообразность применения методов и приемов профессионального воспитания, способствующих формированию профессиональной мобильности студентов техникума. В статье представлено обоснование необходимости формирования профессиональной мобильности студентов техникума, рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы профессионального воспитания, влияющие на формирование профессиональной мобильности, а также раскрыты результаты проверки эффективности их применения в воспитательном процессе. Научная новизна исследования заключается в отборе и обосновании методов и приемов профессионального воспитания для формирования профессиональной мобильности студентов техникума с учетом имеющегося отечественного опыта. В результате анализа полученных данных доказано, что представленные методы и приемы профессионального воспитания способствовали осознанию студентами вариативности будущей профессиональной деятельности, пониманию необходимости развития и саморазвития для успешного трудоустройства и карьерного роста, мотивировали к дальнейшему освоению специальности и получению дополнительных квалификаций.
EN
Methods and Techniques of Professional Education
in Professional Mobility Formation among Vocational School Students
Karelina N. A.
Abstract. The aim of the study is to substantiate the expediency of using methods and techniques of professional education that contribute to professional mobility formation among vocational school students. The paper presents the rationale for professional mobility formation among vocational school students, discusses the most effective methods and techniques of professional education that affect professional mobility formation and also reveals the results of testing the effectiveness of their application in the educational process. The scientific novelty of the study lies in selecting and substantiating methods and techniques of professional education for professional mobility formation among vocational school students taking into account the existing Russian experience. As a result of analysing the data obtained, it has been proved that the presented methods and techniques of professional education contributed to students' awareness of the variability of future professional activities, their understanding of the need for development and self-development for successful employment and career growth, motivated them to further master the specialty and obtain additional qualifications.
Введение
В стены профессиональной образовательной организации попадают молодые люди, которые, как кажется, сделали свой выбор и спроектировали карьерную траекторию. Однако результаты исследований, выполненных ВЦИОМ показывают, что только четверть из них выбрали профессию исходя из собственных увлечений и интересов (Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. 2022. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija). Основными причинами выбора образовательной организации, профессии или специальности первокурсники называют: влияние своих родителей, которые опираются на собственный опыт, мнение друзей, обучающихся в этой организации, ориентация на внешнюю привлекательность профессии или популярность профессии в настоящий момент, близость образовательной организации к дому и поступление по принципу «куда возьмут».
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230038
© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Как результат, почти половина студентов на первом курсе имеют весьма приблизительные представления о будущей профессиональной деятельности, возможностях трудоустройства и карьерного роста. По данным Росстата (Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников. 2021. URL: https://gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html), из более чем 6 млн выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования 2016-2020 годов 1,8 млн работают не по специальности. Почти половина из них не нашли вакансий по профилю. Каждого третьего не устроили заработная плата, график работы или другие условия, которые предлагали работодатели.
В 2022 году Национальным агентством развития квалификаций проводился опрос студентов Санкт-Петербурга и Нижегородской области с целью определения мотивов выбора профессии, выявления карьерной стратегии и готовности к трудоустройству. В опросе приняли участие более тысячи студентов. Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать ряд выводов. Участники опроса имеют представление о том, в какой сфере они могут трудоустроиться, на какую должность они могут претендовать с полученным документом об образовании. Практически половина опрошенных планируют трудоустройство по профилю получаемого образования выбирая горизонтальный вектор карьерного развития. Большинство респондентов верно указали наименование получаемой специальности, профессии и квалификацию, которая будет присвоена по завершению обучения, но правильно назвать трудовые функции смогли чуть больше половины (Тазетдинова, 2022).
Ситуация осложняется тем, что современный рынок труда нестабилен из-за экономической ситуации в стране, исчезают и появляются новые профессии, трансформируются условия труда, многие профессии претерпевают кардинальные преобразования. Как следствие, работодатели отдают предпочтение профессионально мобильным специалистам, которые могут самостоятельно осваивать новые технологии, обладают широтой знаний, умений и навыков, могут изменить свою профессиональную деятельность в зависимости от смены стратегии развития предприятия.
Основы профессионально мобильного поведения закладываются и формируются в образовательной организации, в т. ч. посредством профессионального воспитания, являющегося неотъемлемой частью воспитательного процесса профессиональной образовательной организации.
Предметом данного исследования являются методы и приемы профессионального воспитания, применяемые для формирования профессиональной мобильности студентов техникума.
Задачи исследования:
1. Выявить современные методы и приемы, применяемые в профессиональном воспитании для формирования профессиональной мобильности обучающихся техникума.
2. Апробировать наиболее эффективные методы и приемы профессионального воспитания для формирования профессиональной мобильности обучающихся техникума и сделать вывод об их эффективности.
Теоретической базой исследования послужили научные статьи и методическая литература по формированию профессиональной мобильности (Тазетдинова, 2022; Тимошенко, Брюханова, 2021); по теории и практике организации воспитательного процесса в организациях профессионального образования (Мардахаев, 2021; Патралов, Гейжан, 1994; Тимонин, 2012); по использованию методов профессионального воспитания в образовательной практике образовательных организаций (Жокина, 2009; Зеер, 2023).
Методами исследования стали: теоретический анализ научной и методической литературы, опытно-экспериментальная работа, опрос.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования уточненных научных представлений о методах и приемах профессионального воспитания для формирования профессиональной мобильности студентов техникума при разработке учебных занятий, внеурочных мероприятий, методических пособий и рекомендаций.
Основная часть
В отечественной педагогике и психологии развитие идей воспитания во многом связано с работами Л. С. Выготского, который еще в 1926 г. выдвинул тезис о том, что главной фигурой воспитания является сам ребенок (Бархаев, 2007). Поэтому в основе воспитательного процесса должна быть деятельность обучающегося, его собственный опыт, а воспитатель должен направлять, регулировать, мотивировать эту деятельность, организуя воспитательную среду.
В профессиональной образовательной организации предметом особого внимания выступает профессиональное воспитание, направленное на формирование профессиональной культуры выпускника. При этом важную роль воспитателя играют не только педагоги, осуществляющие образовательный процесс, но и куратор или руководитель группы, организующий внеучебную деятельность, формирующий положительную мотивацию к профессии и профессиональную этику.
Изучению проблем профессионального воспитания, поиску эффективных технологий и методов профессионального воспитания посвящены многочисленные теоретические и прикладные исследования ученых, которые нашли отражение в работах Э. Ф. Зеера (2023), Б. С. Патралова и Н. Ф. Гейжан, (1994), А. И. Тимонина (2012), Л. В. Мардахаева (2021). Интересен опыт Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, на базе которого организована лаборатория исследования проблем воспитания, проводящая диагностику воспитательной деятельности, оказывающая кураторам научно-методическую и информационную поддержку,
осуществляющая популяризацию эффективных наработок в области кураторской деятельности, где разрабатывают и реализуют образовательные программы для кураторов групп (Жокина, 2009).
Э. Ф. Зеер (2023) выделил три принципа воспитания в профессионально-образовательном процессе: актуализации, демократизации и театрализации. Принцип актуализации заключается в деловом и искреннем обсуждении проблем и интересов обучающихся. Под демократизацией понимается активное участие обучающихся в организации учебного и воспитательного процесса и контроля его качества. Театрализация заключается в реализации принципа «сначала заинтересовать, потом научить». Причем система интересов должна строиться вокруг будущей профессиональной деятельности, профессиональной культуры и профессиональных ценностей.
А. И. Тимошенко и М. Н. Брюханова (2021) рассматривают вопросы конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций, отмечая, что обучающихся необходимо учить оценивать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, учитывать ее при создании индивидуального плана карьерного развития, проектировать профессиональное развитие и самообразование, что позволит повысить профессиональную мобильность выпускника.
На сегодняшний день нет единой точки зрения на эффективность технологий, методов и приемов, применяемых при организации воспитательного процесса, отсутствуют исследования о влиянии тех или иных методов и приемов профессионального воспитания на профессиональную мобильность обучающихся. Под профессиональной мобильностью обучающегося понимаем совокупность личностных и профессиональных качеств, проявляющихся в готовности и способности будущего специалиста перемещаться в профессионально-квалификационной структуре, т. е. изменять отрасль профессиональной деятельности, профессию, специальность или специализацию в зависимости от текущих экономических и производственных требований быстро меняющегося рынка труда (Карелина, 2019). Необходимость формирования профессиональной мобильности обучающихся зафиксирована в федеральных стратегических документах Российской Федерации: национальных проектах «Образование» (URL: https://edu.gov.ru/national-project/) и «Цифровая экономика» (URL: https://digital. gov.ru/ru/activity/directions/858/), государственной программе «Развитие образования» (URL: https://programs.gov. ru/Portal/programs/passport/02), федеральном проекте «Профессионалитет» (URL: https://edu.gov.ru/press/5042/ federalnyy-proekt-professionalitet/), успешная реализация которых позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, готовить конкурентоспособные и профессионально мобильные кадры для рынка труда посредством создания специальной образовательной среды, в т. ч. воспитательной.
Особое внимание воспитательному процессу в образовательных организациях стали уделять после внесения поправок в Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022; с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), согласно которому воспитание обучающихся осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. При этом данные документы разрабатываются на основе федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы с учетом примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
Ключевой фигурой в воспитательном процессе является руководитель группы, который помогает студентам адаптироваться, освоить систему отношений внутри техникума, приобщиться к нормам и требованиям, традициям, организует внеучебные мероприятия, включает обучающихся в социальные и профессиональные проекты, стимулирует студентов к самообразованию и самореализации.
На сегодняшний день в ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки» разработан и эффективно реализуется проектный подход в воспитательном процессе. В каждую образовательную программу входит программа воспитания, разработан календарный план воспитательной работы, включающий восемь проектов: «Патриот. Помня о прошлом, веря в настоящее, строим историю будущего», «Профессионал», «Здоровая молодежь», «Жить в стиле ЭКО», «Лидер», «Твори добро», «Постинтернатное сопровождение молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Профилактика социально-негативных явлений». Реализация данных проектов позволяет решить следующие задачи воспитания:
1. Создать благоприятную среду для развития мобильного, конкурентоспособного специалиста.
2. Увеличить занятость обучающихся во внеурочное время.
3. Обеспечить комфортные условия обучающимся для демонстрации профессионального мастерства и дальнейшего его совершенствования.
На основании локальных документов техникума (Локальные акты Иркутского техникума авиастроения и материалообработки. URL: http://itam.irk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=705 &Itemid=384) и календарного плана воспитательной работы (План воспитательной работы на 2022-2023 гг. URL: http://itam.irk.ru/ images/stories/student/vospitanie/План_воспитательной_работы_на_2022-2023.pdf) каждый руководитель группы разрабатывает и реализует план работы руководителя группы, дополняя его мероприятиями по теме самообразования.
Однако для создания условий для подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, умеющих планировать личностный и профессиональный рост, необходимы особые приемы и методы профессионального воспитания.
В ходе изучения существующих методов и приемов профессионального воспитания с целью формирования профессиональной мобильности студентов были выделены наиболее актуальные для применения в техникуме. Среди них: экспресс-обследование характера профессиональных установок, ожиданий и намерений обучающихся; экскурсии на предприятия, встречи с выпускниками, представителями органов власти и профессионального
сообщества; построение «аватара» профессионала; разработка карты карьерного роста, разработка прогноз-проектов развития и саморазвития; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; обучение на онлайн-курсах и получение дополнительных квалификаций; участие в профориентационных мероприятиях для школьников, прохождение процедуры квалификационного и профессионального экзамена.
1. Экспресс-обследование характера профессиональных установок, ожиданий и намерений обучающихся представлено диагностической процедурой и проводится с определенной периодичностью в виде анкетирования, собеседования или тестирования. На первом курсе в рамках входной диагностики выявляется исходный уровень профессионального воспитания и профессиональной мобильности. Определяются интересы, предпочтения, ожидания и намерения, возможности обучающихся, причины выбора образовательной организации и специальности, отношение к труду и профессиональной деятельности в целом, удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом. На основании результатов экспресс-обследования строится дальнейшая работа руководителя группы. Промежуточная диагностика осуществляется с целью выявления динамики и внесения корректив в план работы руководителя группы, организации консультаций, тренингов и других мероприятий. На выпускном курсе проводится заключительное экспресс-обследование, подводятся итоги, определяются степень достижения результатов, возможность использования опыта работы в дальнейшем и трансляции его в научных изданиях и конференциях.
2. Экскурсии на предприятия, встречи с выпускниками, представителями органов власти и профессионального сообщества. Экскурсии на предприятия организуются начиная с первого курса обучения и проводятся ежегодно. Если на первом курсе целью экскурсии является профориентационная работа, повышение интереса и мотивации к освоению выбранной профессии или специальности, то на старших курсах экскурсии носят познавательный характер, т. к. студенты уже осознанно изучают структуру предприятия, виды деятельности, содержание работ и имеют возможность обдумать перспективы своего карьерного роста, выявить и проработать свои «профессиональные дефициты», получить дополнительные квалификации до выхода на производственную практику на предприятие. Промышленные экскурсии оказывают большое влияние на формирование интереса к специальности, так как сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выводы.
Встречи с успешными выпускниками техникума помогают осознать, что полученные теоретические знания и практические навыки в техникуме позволят им в дальнейшем быть успешными специалистами, обнаружить секреты профессионального развития и карьерного роста в определенной сфере деятельности. Как правило, выпускники делают акцент на том, что лично им помогло построить успешную карьеру, и выделяют такие качества, как самостоятельность, организованность, желание узнать новое и попробовать себя в разных областях деятельности, целеустремленность.
Интересен опыт Иркутской области в организации и проведении ежегодного форума студентов «PROF-Карьера», в рамках которого проходят мероприятия по подготовке кадров, заявленных укрупненных групп профессий и специальностей. Форум организуется для студентов, и его участниками являются руководители профильных министерств Иркутской области, представители отраслевых советов по профессиональным квалификациям, сотрудники Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, сотрудники АНО «Национальное агентство развития квалификаций», представители сообщества работодателей региона, педагогические работники. На мероприятиях форума обсуждаются инвестиционные проекты развития экономики Иркутской области, прогноз потребности в кадрах организаций Иркутской области, меры поддержки молодых специалистов и предпринимательских инициатив. Студенты имеют возможность получить рекомендации от работодателей и специалистов кадровых агентств по составлению резюме и прохождению собеседования.
3. Построение «аватара» профессионала. Целью построения образа, или «аватара», профессионала является возможность определить перечень компетенций современного профессионала и направления личностного и профессионального развития. Для реализации данной цели на классных часах студенты изучают виды деятельности, профессиональные и общие компетенции, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах по осваиваемой ими профессии или специальности. Выявленные компетенции сравниваются с требованиями профессионального стандарта и требованиями работодателей, которые можно узнать непосредственно в рамках экскурсий, встреч с выпускниками, а также из вакансий, размещенных на цифровых платформах. Данный прием помогает студентам определить степень собственного соответствия образу современного профессионала, выявить, какой блок компетенций вызывает наибольшие затруднения, и построить в дальнейшем карту карьерного роста и прогноз-проект развития и саморазвития.
4. Разработка карты карьерного роста и прогноз-проекта развития и саморазвития. Карта карьерного роста является сильным мотивом к освоению выбранной специальности и получению дополнительных квалификаций, т. к. наглядно демонстрирует взаимосвязь уровня образования, квалификации, занимаемой должности, опыта работы и материального и нематериального вознаграждения. На основании построенной карты карьерного роста, студенты разрабатывают прогноз-проект развития и саморазвития для успешного трудоустройства по следующим направлениям: курсы дополнительного профессионального образования, курсы по развитию «мягких» навыков, успеваемость по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, чтение учебной и художественной литературы, занятия спортом и др. В прогноз-проекте определяются желаемые результаты и периоды их достижения.
5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и конференциях различного уровня позволяет студентам совершенствовать профессиональные навыки, развивает их общие компетенции, раскрывает творческий потенциал, способствует формированию адекватной самооценки, профессиональной мобильности, так как совершенствует умение конкурировать среди других конкурсантов и в будущем дает возможность быть более успешными в трудоустройстве и карьерном росте. Задача руководителя группы заключается в информировании и вовлечении обучающихся в мероприятия, их сопровождении в процессе выполнения заданий совместно с педагогами-предметниками.
6. Обучение на онлайн-курсах и получение дополнительных квалификаций. Переход на дистанционное обучение в 2020 году открыл большие возможности для обучающихся и показал, что знания и умения можно получать самыми разнообразными формами и методами. Для студентов техникума наиболее приемлемы две формы непрерывного образования: массовое онлайн-обучение и дополнительное профессиональное образование. В настоящее время студентам доступны курсы от ведущих университетов и корпораций России. Например, платформы «Открытое образование», "Stepik", «Нетология», Корпоративная академия Росатома предлагают массовые открытые онлайн-курсы как по отдельным учебным дисциплинам, так и направленные на развитие профессиональных и общих компетенций. При поддержке государства выпускники могут пройти обучение и получить дополнительную квалификацию в рамках проектов «Демография» (URL: https://mintrud.gov.ru/ ministry/programms/demography) и «Кадры для цифровой экономики» (URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/866/), что позволяет им не только повысить свою конкурентоспособность и профессиональную мобильность, но и формирует понимание о необходимости и возможностях обучения в любое время и в любом месте по индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни.
7. Участие в профориентационных мероприятиях для школьников. На сегодняшний день в ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки» разработана и реализуется программа про-фориентационной работы для школьников «Атлас профессий ГАПОУ ИО ИТАМ», проводятся мастер-классы в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее» (URL: https://bvbinfo.ru/), являющегося частью федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К проведению мероприятий привлекаются студенты старших курсов, которые не только рассказывают о своей специальности, но и демонстрируют профессиональные навыки, которые получили за период обучения, обучают школьников и помогают в процессе выполнения заданий. Такая деятельность позволяет студентам почувствовать себя «профессионалом», стать более уверенным, мотивирует к дальнейшему освоению специальности и получению дополнительных квалификаций.
8. Прохождение процедуры квалификационного и профессионального экзамена. Независимая оценка качества является добровольной процедурой. По результатам изучения профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего, должности служащего» обучающиеся могут сдать квалификационный экзамен с привлечением представителей работодателей и получить свидетельство о профессии рабочего, должности служащего уже на втором курсе обучения. Профессиональный экзамен сдается на выпускном курсе в Центре оценки квалификаций. По результатам соискатель получает свидетельство о квалификации. Соответственно, эти студенты могут начать свою профессиональную деятельность в каникулярный период и свободное от учебы время, а на производственной практике трудоустроиться на рабочее место.
Е. В. Рогалевой и Л. Р. Третьяковой (2020) были предложены рекомендации по улучшению показателей демонстрационного экзамена в формате профессионального экзамена через независимую оценку квалификации, которые и были учтены в техникуме в процессе опытно-экспериментальной работы по данному направлению. А именно: актуализированы рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программ практик, оценочные средства в соответствии с положениями профессиональных стандартов; организовано повышение квалификации педагогических работников и проведены семинары (вебинары); активизирована работа по информированию студентов о формируемой в стране национальной системе квалификаций; на сайте учреждения размещена информация для студентов о независимой оценке квалификации.
Экспериментальная часть данного исследования была проведена в период с 2020 по 2022 год и заключалась в целенаправленном применении наиболее эффективных методов и приемов профессионального воспитания в образовательной среде техникума для формирования профессиональной мобильности обучающихся. В эксперименте приняли участие 48 студентов и выпускников ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и металлообработки» по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Результаты опроса студентов и выпускников показали, что большинство респондентов (82%), принимающих активное участие во внеурочных мероприятиях, организованных в рамках профессионального воспитания, имеют четкое представление о профессиональной деятельности и перспективах своего карьерного роста, проявляют инициативность, самостоятельность, умеют ставить цели и оценивать собственные результаты и достижения. Выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях по своей или смежной специальности, быстрее осваивают новые технологии и оборудование, легче адаптируются в новых условиях.
Заключение
В ходе исследования были выявлены и проанализированы современные методы и приемы, применяемые в профессиональном воспитании для формирования профессиональной мобильности обучающихся техникума,
к которым были отнесены: экспресс-обследование характера профессиональных установок, ожиданий и намерений обучающихся; экскурсии на предприятия, встречи с выпускниками, представителями органов власти и профессионального сообщества; построение «аватара» профессионала; разработка карты карьерного роста, разработка прогноз-проектов развития и саморазвития; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; обучение на онлайн-курсах и получение дополнительных квалификаций; участие в профориентационных мероприятиях для школьников; прохождение процедуры квалификационного и профессионального экзамена.
Отобранные наиболее эффективные методы и приемы профессионального воспитания для формирования профессиональной мобильности были апробированы в образовательной среде техникума. Эффективность их применения оценивалась по результатам опроса выпускников и студентов техникума, по степени их включенности в воспитательный процесс.
Перспектива исследования состоит в дальнейшем развитии образовательной практики по формированию профессиональной мобильности в образовательном и воспитательном процессах в техникуме.
Источники | References
1. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: уч. пособие. СПб.: Питер, 2007.
2. Жокина Н. А. Профессиональное воспитание студентов // Высшее образование в России. 2009. № 1.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2023.
4. Карелина Н. А. Подготовка профессионально мобильных кадров для цифровой экономики // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45).
5. Мардахаев Л. В. Профессиональное воспитание в подготовке социальных педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2021. № 2.
6. Патралов Б. С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб., 1994.
7. Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р. Особенности проведения демонстрационного экзамена через независимую оценку квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38).
8. Тазетдинова Е. Н. Организационно-методическое сопровождение планирования карьеры будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. 2022. № 10 (326).
9. Тимонин А. И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2012. № 1-1.
10. Тимошенко А. И., Брюханова М. Н. Конкуренция как один из факторов профессионального становления личности // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект: мат. XVI междунар. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 декабря 2021 г.): в 3-х ч. Ростов н/Д: Изд-во Южного университета (Института управления, бизнеса и права), 2021. Ч. 2.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Карелина Надежда Анфиногентовна1
1 Иркутский государственный университет
Karelina Nadezhda Anfinogentovna1
1 Irkutsk State University
1 ms.n.karelina@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 06.01.2023; опубликовано (published): 28.02.2023.
Ключевые слова (keywords): профессиональная мобильность; профессиональное воспитание; методы и приемы профессионального воспитания; конкурентоспособность выпускников техникума; professional mobility; professional education; methods and techniques of professional education; competitive abilities of vocational school graduates.