Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ДЕМОКЭКЗАМЕН / ОЛИМПИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

В связи с реализацией актуальных нововведений в российском образовании (Национальный проект «Образование», Стратегия развития системы среднего профобразования на период до 2030 года) профессиональная подготовка специалистов нуждается в новых формах. Цель статьи - рассмотреть практику по активизации профессионального становления и профессиональной подготовки обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования с учетом особенностей Республики Саха (Якутия). Дается характеристика понятия «профессиональное становление обучающихся». Данная дефиниция рассматривается как личностное новообразование, развитие профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих формирование ценностного отношения к приобретаемой профессии и установки на ее получение. Представлены форматы профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Якутии в целом и деятельность республиканских учебных заведений в частности. Демонстрируется опыт образовательных организаций профессионального образования по профессиональному становлению обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING PROFESSIONAL FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION OF YAKUTIA

In connection with the implementation of current innovations in Russian education, professional training needs new forms. The purpose of the article is to consider the practice of enhancing professional development and professional training of students of educational institutions of secondary vocational education, taking into account the peculiarities of the Sakha Republic (Yakutia). The characteristic of the concept of “professional development of students” is given. This definition examines a personality neoformation, the development of professionally significant personality traits, which ensure the formation of the value-based attitude towards the acquired profession and the attitude towards obtaining it. The practice of the system of secondary vocational education in Yakutia in general, and republic’s educational institutions in particular, is presented. The experience of educational organizations of vocational education of the Sakha Republic (Yakutia) in the professional development of students is demonstrated.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ»

УДК 377

С. В. Панина

Активизация профессионального становления будущих специалистов в системе среднего профессионального образования Якутии

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В связи с реализацией актуальных нововведений в российском образовании (Национальный проект «Образование», Стратегия развития системы среднего профобразования на период до 2030 года) профессиональная подготовка специалистов нуждается в новых формах. Цель статьи - рассмотреть практику по активизации профессионального становления и профессиональной подготовки обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования с учетом особенностей Республики Саха (Якутия). Дается характеристика понятия «профессиональное становление обучающихся». Данная дефиниция рассматривается как личностное новообразование, развитие профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих формирование ценностного отношения к приобретаемой профессии и установки на ее получение. Представлены форматы профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Якутии в целом и деятельность республиканских учебных заведений в частности. Демонстрируется опыт образовательных организаций профессионального образования по профессиональному становлению обучающихся.

Ключевые слова: образовательная организация, среднее профессиональное образование, студент, профессиональное становление, компетенция, профессиональный конкурс, демокэкзамен, олимпиада.

S. V. Panina

Enhancing professional formation of future specialists in the system of secondary professional education of Yakutia

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In connection with the implementation of current innovations in Russian education, professional training needs new forms. The purpose of the article is to consider the practice of enhancing professional development and professional training of students of educational institutions of secondary vocational education, taking into account the peculiarities of the Sakha Republic (Yakutia). The characteristic of the concept of "professional development of students" is given. This definition examines a personality neoformation, the development of professionally significant personality traits, which ensure the formation of the value-based attitude towards the acquired profession and the attitude towards obtaining it. The practice of the system of secondary vocational education in Yakutia in general, and republic's educational institutions in particular, is presented. The experience of educational organizations of vocational education of the Sakha Republic (Yakutia) in the professional development of students is demonstrated.

Keywords: educational organization, secondary professional education, student, professional development, competence, professional competition, demo exam, Olympiad.

ПАНИНА Светлана Викторовна - к. п. н., доцент кафедры педагогики ПИ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: psv1148@mail.ru

PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Departemt of Pedagogics, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

На сегодняшний день в системе российского образования выдвигаются новые требования к качеству профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Необходимость осмысления профессионального становления в условиях региональной системы среднего профессионального образования усиливается в связи с обновлением отечественной образовательной системы в целом.

Особую роль приобретает разработка и внедрение новых форм и видов, распространение лучших практик профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

Как свидетельствует богатый опыт учебных заведений среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), вопросы профессионального становления обучающихся находят отражение на самом высоком уровне приоритетности и направленности деятельности властей.

Обновление образовательных практик актуализируют поиск средств и способов повышения качества профессионального образования. Проблема профессионального становления является ключевой для понимания места и роли студенчества в условиях совершенствования отечественного образования и реализации Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, особенностью которого выступает учет требований работодателей.

Профессиональное становление студента определяется самоактуализацией его потенциала. Разные аспекты решения проблемы профессионального становления находят свое отражение в научных исследованиях. Так, вопросами профессионального становления будущего специалиста занимались А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др., в чьих работах прослеживаются различные подходы к ее решению. Это и обусловлено неоднозначностью определений самого понятия «профессиональное становление».

В психолого-педагогической литературе выделяют три подхода к определению «профессиональное становление»: социальная обусловленность явления; психическое развитие личности; педагогический, рассматривающий исследуемый вопрос с позиций управления данным процессом.

Таблица

«Профессиональное становление» в психолого-педагогической литературе

№ Трактовка Исследователь

1. Превращение индивида в профессионала, способного оказывать активное влияние на развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом Ю. П. Поваренков [1,с. 3]

2. Продуктивный процесс самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в профессиональном мире, придает особый смысл жизнедеятельности личности А. К. Маркова [2, с. 253]

3. Длительный, динамичный и многоуровневый процесс Т. В. Кудрявцев [3]

4. Формирование компетентности, профессиональной направленности, профессионально важных и социально значимых качеств Л. Б. Шнейдер [4]

5. Процесс, зависящий от культуры профессионально-личностного самоопределения, с выделением программирования предстоящей профессиональной Е. А. Климов [5], Э. Ф. Зеер [6]

6. Процесс характеризующий профессиональную мотивацию, общую и профессиональную подготовленность, уровень функциональной готовности к трудовой деятельности и его резервов В. А. Бодров [7]

Таким образом, в представленных определениях профессионального становления прослеживается общность в рассмотрении его как динамичного процесса, ведущего к личностным

изменениям и формированию профессиональных качеств. Профессиональное становление понимается как процесс развития профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих формирование ценностного отношения к приобретаемой профессии и установки на ее получение.

Практика по профессиональному становлению обучающихся учебных заведений СПО Республики Саха (Якутия)

Профессиональное становление является непрерывным, многоэтапным процессом понимания обучающегося себя, своей деятельности в практико-ориентированной образовательной среде.

Считаем, что республиканский опыт имеет разнообразные формы и приемы по содействию активизации профессионального становления обучающихся в среднем профтехобразовании через создание в регионе профессионально-образовательных кластеров; участие студентов в движении «WorldSkills»; разработка и проведение олимпиады профессионального мастерства; организация и проведение научно-практического форума «Шаг в будущую профессию» и др.

Профессиональное становление студента в практико-ориентированной образовательной среде включает взаимодействие «преподаватель - студент - работодатель» в различных видах деятельности. В связи с этим в республике созданы такие профессионально-образовательные кластеры, как золотодобывающий, угледобывающий, нефтедобывающий, ювелирно-гранильный, строительный, транспортный, информационных технологий, сельскохозяйственный, домашнего оленеводства, индустрии гостеприимства и питания.

Например, в рамках строительного профессионально-образовательного кластера ведущую роль играет СРО Ассоциация «Союз строителей Якутии», объединяющий свыше 300 таких строительных предприятий и организаций, как ОАО «Домостроительный комбинат», ОАО «Якутцемент», ООО «Якутскстрой», ООО «Адгезия» и др. Кроме прохождения практики будущими специалистами строительной и жилищной коммунальной отраслей на данных предприятиях, опытные работники принимают активное участие в работе государственных аттестационных комиссий, экзаменов, помогают организовывать деятельность студенческих строительных отрядов в летний период. Ежегодно в ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум» проводит «Профессиональный день», на который приглашаются партнеры техникума, проводят с ребятами деловые игры, помогают в подготовке к участию в конкурсе «Молодые профессионалы».

В 2021 г. проект «Профессионально-образовательный кластер Индустрия гостеприимства как эффективная форма взаимодействия бизнеса и техникума в подготовке рабочих кадров» представлен на конкурсный отбор практик «Передовые технологии подготовки профессиональных кадров», организованный на платформе «Смартека» по направлению «Кадры для бизнеса». Кластер объединяет Якутский технологический техникум сервиса имени Ю. А. Го-товцева, Жатайский и Усть-Алданский техникумы в сотрудничестве с Ассоциацией гостеприимства РС (Я). В Якутии растет потребность в кадрах индустрии питания и гостеприимства, свыше 80% выпускников трудоустраиваются на предприятиях и организациях республики.

Кластеры решают такую важнейшую задачу, как индивидуально-творческая подготовка специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В апреле 2021 г. в РС (Я) прошли отборочные соревнования для участия в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) 2021 г. и итоговые соревнования по компетенциям, не принимающим участие в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в 31 субъекте Российской Федерации. На отборочных соревнованиях 93 конкурсанта республиканской сборной команды (57 молодых профессионалов и 36 юниоров) выступили по 75 компетенциям (48 компетенций в категории «Молодые профессионалы» и 27 в категории «Юниоры»). По итогам соревнований уже завоеваны две бронзовые медали и два медальона за профессионализм.

Также в апреле 2021 г. Институтом развития профессионального образования при поддержке Министерства образования и науки РС (Я) для студентов в возрасте до 25 лет была проведена I Республиканская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО. Олимпиада прошла по 18 укрупненным группам специальностей на базе 18 профессиональных образовательных организаций с охватом 279 участников. Выполняя конкурсные задания, направленные на выявление теоретической и практической подготовки, участники показали хороший уровень владения профессиональной лексикой, в том числе на иностранном языке, умение применять современные технологии и творческий подход к профессиональной деятельности.

Разработчиками конкурсных заданий выступили учебно-методические объединения профессиональных образовательных организаций РС (Я). В рамках олимпиады реализован пробный пилотный проект по централизованному проведению теоретической части профессионального экзамена на основе профессиональных стандартов, разработанных АНО «Национальное агентство развития квалификаций». В пилотном проекте приняли участие 66 обучающихся учебных заведений СПО РС (Я) по следующим квалификациям: «Визажист» (ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж»); «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и «Ветеринарный фельдшер» (ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»); «Слесарь-сантехник домовых систем и оборудования 3 разряда» (ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум»). Полученные результаты профессиональных экзаменов свидетельствуют о необходимости учета требований профессиональных стандартов в разработке образовательных программ. По мнению экспертов, результаты выполнения участниками конкурсных заданий показывают стабильный уровень их теоретической и практической подготовки. Такая форма проверки уровня сформированности профессиональных компетенций должна стать системной и войти в практику для поддержки и развития творческого и профессионального потенциала и профессионального становления обучающихся, мотивируя к эффективному освоению профессии и подготовке высококвалифицированных специалистов [8].

В декабре 2021 г. в рамках Национального проекта «Образование», пройдет демоэкзамен, представляющий собой итоговые испытания, моделирующие реальные производственные условия. Данный экзамен пройдет в пяти учебных заведениях республики: ГБПОУ РС (Я) «Не-рюнгринский медицинский колледж», ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И. Дудкина», ГБ ПОУ РС (Я) «Покровский колледж», ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А. Готовцева» и «Колледж инфраструктурных технологий СВФУ». И уже с 1 сентября 2022 г. данный экзамен становится обязательным для учебных заведений СПО РФ.

Особую роль в профессиональном становлении специалистов среднего звена играет уникальный опыт РС (Я) по проведению с 2007 г. научно-практическая конференция обучающихся учебных заведений СПО «Шаг в будущую профессию». Именно научно-исследовательская деятельность становится инструментом дополнительных знаний и творческого развития личности.

Рассмотрим опыт по профессиональному становлению некоторых республиканских учебных заведений СПО. Например, в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» рассматривают данный процесс как неотъемлемую часть всей профессиональной подготовки, начиная с допрофессионального этапа. Техникум имеет соглашения о сотрудничестве с республиканскими агрошколами Амгинского улуса, МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова», МБОУ «2 Хо-мустахская средняя ОУ им. Е.П. Сивцева МО» «Намский улус», МБОУ «Атамайская СОШ» Горного улуса, с. Бясь-Кюель, МБОУ «Сыланская СОШ» Чурапчинского улуса, с. Усун-Кю-ель, «МБОУ Верхневилюйская СОШ №2». Преподаватели техникума ежегодно выступают руководителями научно-исследовательских и лабораторных работ школьников. С развитием

движения Джуниор Скилс техникум организует региональный этап чемпионата по компетенции «Ветеринария» и принимает участие в подготовке участников отборочного этапа Национального чемпионата по данной компетенции. В ноябре 2021 г. преподаватели техникума В. Д. Дьячковская, С. Д. Томская и В. Н. Федорова провели анкетирование первокурсников по изучению их мотивации выбора профессии, действий по эффективному профессиональному становлению. Результаты опроса показали, что большинству обучающихся (53%) нравится выбранная специальность, из них 11% студентов указали, что эта профессия их «мечта с детских лет», 3% обучающихся были ориентированы по советам родителей и близких, 15% студентов считают выбранные специальности высокооплачиваемыми, востребованными и хотят связать свою профессиональную жизнь с предпринимательством и малым бизнесом в данной сфере. По окончанию техникума 30,4% обучающихся планируют работать по специальности; 48,9% ответили «как получится», то есть постараются получить высшее образование (очно и заочно); 17,4% затруднились ответить; 3,3% выпускников собираются работать не по специальности.

В целях успешного профессионального становления в техникуме ведется системная работа по созданию позитивного имиджа агроотраслей: проводится «Неделя специальностей» (встречи с успешными выпускниками, с потенциальными работодателями, с представителями высших учебных заведений); профессионально-ориентированные деловые игры; посещение предприятий; участие в конкурсах профессионального мастерства; в научно-практических конференциях; функционирует студенческий агробизнес-клуб.

В ГБПОУ РС (Я) «Жатайский техникум» также стали больше обращать внимание производственному партнерству. Техникум готовит специалистов по техническим специальностям в области речного транспорта и энергетики. Ежегодно учебное заведение набирает 240 обучающихся после окончания девятого класса по десяти специальностям на бюджетной основе. Заключены целевые соглашения с ПАО «Ленское объединённое речное пароходство» и ПАО «Высокотехнологичная Жатайская судоверфь».

Интересен опыт ГБПОУ РС (Я) «Покровский колледж», в котором действует совместный со специалистами ГКУ «Центра занятости населения» и Хангаласского филиала ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ» проект «Школа трудоустройства». В задачи Школы входят профессиональное и социально-правовое просвещение молодежи; обучение навыкам уверенного поведения; консультирование по грамотному оформлению резюме; обучение навыкам эффективной самопрезентации для прохождения собеседования; мотивация на активный поиск работы; создание стратегии поиска работы. Проводится ежегодно игра «Конкурентоспособный выпускник», в ходе которой студенты защищают свои проекты перед потенциальными работодателями.

Педагогический состав ГБПОУ РС (Я) «Якутского колледжа культуры и искусств» также видит огромную роль в профессиональном становлении будущих специалистов в воспитательной работе. В колледже совместно с такими учреждениями культуры, как Саха академический государственный драматический театр им. П.А. Ойунского, Домом народного творчества им. А.Е. Кулаковского, Государственным цирком им. Марфы и Сергея Расторгуевых, МБУ «Окружной центр народного творчества» ГО «г. Якутск» и др., проводится студенческий конкурс «Арт-Профи Форум», акции агитационно-профориентационной бригады «Мир моей специальности», выставка «Идеи, преображающие город» и др.

Заключение

Активизация профессионального становления специалистов среднего звена будет более результативной, если данный процесс рассматривать как сложное личностное новообразование, помогающее мотивировать образовательный процесс.

Профессиональное становление будущих специалистов включает в себя совокупность знаний, умений, социально-личностного и творческого потенциала, профессиональной культуры и профессионального самосознания.

Процесс профессионального становления совершенствуется на протяжении всей деятельности, помогает стать конкурентоспособным в профессиональной деятельности, обеспечивает содержание практико-ориентированной среды, ее детерминанты и роль в профессиональном становлении студентов; обогащает систему взаимодействия «преподаватель - студент - работодатель», основанную на практической направленности; включает участников практико-ори-ентированной образовательной среды в различные виды деятельности.

Использование активных форм обучения и профессионального воспитания: хакатоны, мастерские (воркшопы), круглые столы, профэкскурсии, практикумы, олимпиады, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы, учебной и производственной практики, стажировки, студенческие отряды, курсовые проекты и др. - помогают профессиональному становлению студентов СПО.

Сущностными характеристиками профессионального становления обучающегося должны выступать позитивное отношение к выбранной профессии; возможности, соотносящиеся с содержанием и требованиями будущей профессии; знания, умения и навыки профессиональной деятельности; успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности; самоактуализация и самореализация личностного потенциала в учебно-профессиональной деятельности; адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности.

Считаем, что дальнейший поиск форм, средств и приемов профессионального становления необходимо направить на разработку решения проблем преемственности среднего профессионального и высшего образования, проектирование содержания совместной деятельности в практико-ориентированной образовательной среде региона, ориентированной на профессиональное становление студентов.

Литература

1. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - Москва : Издательство УРАО, 2002. - 160 с.

2. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва, 1996. - 278 с.

3. Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

4. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : теория, эксперимент, тренинг : учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 600 с.

5. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК. - 1996. - 400 с.

6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - Москва : Академия, 2007. -240 с.

7. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов / В. А.. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

8. Фомин, Е. Н. I Республиканская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования / Е. Н. Фомин, Л. Я. Мигалкина // Профессиональное образовании Якутии. - № 2 (38). - 2021. - С. 17-22.

References

1. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovlenija cheloveka / Ju. P. Povarenkov. - Moskva : Izdatel'stvo URAO, 2002. - 160 s.

2. Markova, A. K. Psihologija professionalizma / A. K. Markova. - Moskva, 1996. - 278 s.

3. Kudrjavcev, T. V. Psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly / T. V. Kudrjavcev // Voprosy psihologii. - 1981. - № 2.

4. Shnejder, L. B. Professional'naja identichnost' : teorija, jeksperiment, trening : uchebnoe posobie / L. B. Shnejder. - Moskva : Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta ; Voronezh : MODJeK, 2004. - 600 s.

5. Klimov, E. A. Psihologija professionala / E. A. Klimov. - Moskva : Institut prakticheskoj psihologii ; Voronezh : MODJeK. - 1996. - 400 s.

6. Zeer, Je. F. Psihologija professional'nogo razvitija / Je. F. Zeer. - Moskva : Akademija, 2007. - 240 s.

7. Bodrov, V. A. Psihologija professional'noj prigodnosti : uchebnoe posobie dlja vuzov / V. AK. Bodrov. -Moskva : PER SJe, 2001. - 511 s.

8. Fomin, E. N. I Respublikanskaja olimpiada professional'nogo masterstva obuchajushhihsja po special'nostjam srednego professional'nogo obrazovanija / E. N. Fomin, L. Ja. Migalkina // Professional'noe obrazovanii Jakutii. - № 2 (38). - 2021. - S. 17-22.

^ÍMír^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.