Научная статья на тему 'О проблеме профессионально ориентирующего воспитания как направления инновационной деятельности'

О проблеме профессионально ориентирующего воспитания как направления инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРУЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / НАСТАВНИЧЕСТВО / INNOVATIVE ACTIVITY / PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATION / PROFESSIONAL PATRIOTISM / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Тамара Ивановна, Лизунов Павел Владимирович

В данной статье рассматривается профессионально ориентирующее воспитание как одно из важных направлений инновационной деятельности по формированию личностных профессионально значимых качеств обучающихся. Внимание авторов сосредоточено на организации сетевого взаимодействия и практико-ориентированного обучения как средства воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Тамара Ивановна, Лизунов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPON THE PROBLEM OF PROFESSIONALLY-GUIDING UPBRINGING AS A DIRECTION OF INNOVATIVE ACTIVITY

This article discusses professionally orientating education as one of the important areas of innovative activity in the formation of personal professionally signifi cant qualities of students. The attention of the authors is focused on the organization of network interaction and practice-oriented training as a means of educational work.

Текст научной работы на тему «О проблеме профессионально ориентирующего воспитания как направления инновационной деятельности»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Воробьёва, Т. И. О проблеме профессионально ориентирующего воспитания как направления инновационной деятельности / Т. И. Воробьёва, П. В. Лизунов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 102-107.

УДК 377 ББК 74.200

О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. И. Воробьёва, П. В. Лизунов

В данной статье рассматривается профессионально ориентирующее воспитание как одно из важных направлений инновационной деятельности по формированию личностных профессионально значимых качеств обучающихся. Внимание авторов сосредоточено на организации сетевого взаимодействия и практико-ориентированного обучения как средства воспитательной работы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, профессионально ориентирующее воспитание, профессиональный патриотизм, наставничество.

В процессе создания системы воспитания обучающихся в среднем профессиональном образовании необходимо учитывать такую составляющую, как комплексность воспитательных мероприятий и диагностика результатов развития личности обучающегося в образовательном пространстве профессиональной организации, то есть каждое воспитательное воздействие должно быть четко спланировано для достижения конкретных целей и выполнения определенных задач. В связи с этим встает проблема повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, сотрудников, ведущих работу непосредственно с обучающимися, в вопросе современных методик обучения и воспитания. Одним из рычагов формирования воспитательного пространства в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» является инновационная деятельность, в режиме которой техникум работает с 2013 года,

фактически с момента существования организации после слияния двух учебных заведений.

Программа воспитательной работы в Усть-Ка-тавском индустриально-технологическом техникуме строится исходя из стремительно меняющихся запросов общества, государства и предприятий как заказчиков профессиональных кадров.

Изучая способы и методы формирования профессиональных компетенций у подростков с девиантным поведением в рамках первой инновационной площадки [1] и анализируя опыт внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в рамках реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, коллектив техникума принял решение продолжить инновационную деятельность по формированию профессиональных компетенций и личностных качеств в формате практико-ориентированного (дуального) обучения.

В 2017 году на базе техникума открыта инновационная площадка «Сетевое взаимодействие профессиональной организации с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения» [2; 3; 4].

Одной из задач инновационной площадки было создание практико-ориентированной системы профессиональной подготовки кадров, ориентированной на реальное производство, от профориентации до процедуры оценки профессиональной квалификации выпускников; создание комплексной программы воспитания, меняющей восприятие роли личности в социуме; развитие такой компетенции, которую мы назвали условно «профессиональный патриотизм», то есть осознание себя в конкретной профессии, на данном предприятии, формирование чувства гордости за тот вклад, который внесли в развитие машиностроительной и космической отрасли работники завода, люди конкретной профессии.

Построение такой модели не могло реализоваться без существенного изменения и поиска новых интересных форм воспитательной работы, направленной на разные целевые аудитории: обучающихся школ, как потенциальных абитуриентов, и студентов техникума.

Воспитание профессионального патриотизма школьников строилось через:

- внеурочную деятельность, экскурсии, мастер-классы;

- дополнительные образовательные программы, такие как «Углубленное изучение обработки конструкционных материалов», «Профессиональные пробы» и др.

Программа воспитания и социализации через систему социально-психологических и обучающих мероприятий способствует профессиональному самоопределению учащихся школ, открывает перспективы трудоустройства на предприятии, повышает престиж рабочей профессии.

Среди мероприятий, направленных на воспитание профессионального патриотизма у школьников, можно выделить практико-ориен-тированные курсы предпрофильной подготовки, мастер-классы по отдельным специальностям и рабочим профессиям, открытые лекции ведущих специалистов «Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С. М. Кирова», встречи школьников с трудовыми династиями предприятия, а также с молодыми работниками (бывшими выпускниками техникума), организация стройотрядов для школьников на время летних каникул,

использование видеороликов, способствующих формированию чувства гордости за выбранную профессию, свой город и предприятие. Например, обучающимися техникума по специальности «Специальные машины и устройства» был подготовлен видеофильм о своей специальности с использованием поздравления космонавтов, переданного с орбиты для работников «Усть-Катавского завода им. С. М. Кирова», в цехах которого проходит производственная практика, в том числе и в формате практико-ориентированного обучения.

Одним из мощных способов формирования ценностного отношения к производственному труду является проведение конкурсов профессионального мастерства. Среди учащихся 9-х классов, занимавшихся по дополнительной образовательной программе «Углубленное изучение обработки конструкционных материалов», был проведен конкурс по компетенции «Слесарное дело». Школьники в слесарных мастерских техникума показали приобретенные навыки по рихтовке и опиливанию металла. Призеры были награждены грамотами и ценными подарками.

В 2019 году школьники 9-х и 10-х классов, обучавшиеся в рамках практико-ориентирован-ного обучения по профессии «Токарь» на базе Ресурсного центра техникума, участвовали в областном конкурсе профессионального мастерства «Лучший токарь» в рамках реализации проекта «Славим человека труда!» Эти ребята заняли I и III места. Важным моментом для воспитания профессиональной гордости было награждение ребят на общешкольной линейке ценными подарками, размещение их фотографий на сайте техникума и школы, а также в местной газете и сети Интернет.

На сегодняшний момент реализуется дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ПрофНавига-ция», в рамках которой школьники погружаются в мир рабочих профессий и пробуют себя в качестве автомеханика, сварщика и электрика. Охват этой программой составляет более 40 % выпускников 9-х классов Усть-Катавского городского округа.

Совместно с предприятием на базе техникума организованы кружки по авиамоделированию и радиотехнике для обучающихся школ и техникума.

В таблице 1 представлено количество обучающихся школ, включенных в воспитательный процесс за три года функционирования инновационной площадки.

Таблица 1

Охват профориентационной работой обучающихся общеобразовательных учреждений

Мероприятия Охват

Дополнительная образовательная программа «Углубленное изучение обработки конструкционных материалов» 98 человек

Мастер-классы «Технология обработки изделий из древесины», «Технология обработки изделий из металла» 123 человека

Открытые лекции ведущих специалистов УКВЗ 179 человек

Экскурсии школьников на УКВЗ 330 человек

Встречи с трудовыми династиями предприятия, молодыми работниками 175 человек

Стройотряды 50 человек

Практико-ориентированные курсы «Введение в специальность», «Введение в профессию» 220 человек

Кружки авиамоделирования и радиотехники 28 человек

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ПрофНавигация» 105 человек

День открытых дверей 495 человек

Профориентационное консультирование 375 человек

Как итог — стопроцентное выполнение контрольных цифр приема на протяжении всех трех лет, появление конкурсного отбора абитуриентов, уменьшение количества школьников, уезжающих в другие города для получения среднего профессионального образования, на 10 %.

В процессе инновационной деятельности сложилась система формирования ценностного отношения к производственному труду у студентов техникума, она представлена следующими видами деятельности:

- конкурс презентаций о предприятии для студентов техникума (авторы лучших работ награждаются ценными призами от предприятия);

- участие представителей предприятия во внеурочных мероприятиях, посвященных перспективам трудоустройства, карьерного роста на предприятии, об основных достижениях последних лет;

- выступления творческих коллективов техникума на профессиональных праздниках, организованных предприятием;

- временное трудоустройство студентов на предприятии в каникулярный период;

- совместные с заводчанами субботники и спортивные праздники;

- проведение техникумом и предприятием-стейкхолдером «Дня карьеры» и «Ярмарки вакансий»;

- конференция «Формирование модели кон -курентоспособного выпускника»;

- экскурсии студентов на предприятие с целью знакомства с современным оборудованием, с условиями труда и отдыха, с образцами выпускаемой продукции;

- конкурсы профессионального мастерства, где студенты наравне с молодыми специалистами завода демонстрируют свои навыки по компетенции «Токарные работы»;

- организация научно-исследовательской работы студентов по актуальным для предприятия темам, например «Новый дизайн усть-ка-тавского трамвая»;

- участие студентов в подготовке фильмов о предприятии «Визитная карточка предприятия» и «Профессии предприятия»;

- встречи с молодыми выпускниками техникума, которые успешно строят свою карьеру

Одним из способов социализации обучающихся и реализации профессионального самоопределения является разработка индивидуальных планов. Например, для подготовки срочных заказов завода студенты переводятся на обучение по индивидуальной траектории и трудоустраиваются по рабочим профессиям «токарь», «оператор станков с программным управлением» и «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» на время выполнения данных заказов.

Важным направлением инновационной деятельности является организация наставничества [5]. В настоящее время работодатель желает видеть в выпускниках техникума не просто

индивида с определенными профессиональными знаниями и навыками, но и предъявляет ряд требований к интеллектуальному потенциалу работника. Специалист должен обладать профессиональным и социальным опытом, быть готовым к постоянному обучению, решению профессиональных и социально-психологических проблем, возникающих в процессе работы, быть ориентированным на быструю реализацию приобретенных знаний и профессиональных компетенций.

Данные качества и свойства личности можно воспитать и развить только за счет создания непрерывно функционирующей системы преемственности профессионализма, ответственности и ценностей культуры труда, через реализацию наставничества как метода и способа адаптационного обучения специалиста в профессиональной деятельности. Еще А. С. Макаренко указывал, что воспитание личности, включенной в производительный труд, должно осуществляться в коллективе, через коллектив и для коллектива.

Для организации системы наставничества совместно с предприятием были разработаны нормативные документы, что позволило на организационном уровне внедрить систему наставничества, определить круг наставников из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих), обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, имеющих безупречную репутацию. Проведено их обучение по безопасным способам производства, развитию лидерских качеств и методике проведения производственной практики.

На базе предприятия 12 преподавателей техникума из числа руководителей практики прошли стажировку по программе «Практическое изучение нового оборудования, новых технологий, передового современного машиностроительного производства». Таким образом, сформирована команда наставников из работников завода и техникума, которые включены как в учебную, так и воспитательную деятельность.

При непосредственной организации пра-ктико-ориентированного (дуального) обучения мы не пошли по стандартному пути, когда целая группа студентов обучается по дуальной модели. Так как предприятию оказались не нужны 25 рабочих одной профессии, мы использовали «точечную подготовку» рабочих кадров, которая предполагает изменение учебных планов специальностей так, чтобы была возможность для получения нескольких рабочих профессий

в рамках специальности согласно федеральному образовательному стандарту. Это позволило включить элемент конкурсного отбора, так как ученические договоры были заключены с лучшими студентами, которые сумели проявить себя на производственной практике.

Студенты представляли свой проект пра-ктико-ориентированного (дуального) обучения на научно-практической конференции, проводимой УКВЗ среди молодых работников и студентов.

Все проведенные мероприятия, проектная деятельность позволили формировать не только профессионально значимые компетенции, но и гордость за свою профессию, любовь к родному городу и заводу, а по большому счету и любовь к Родине. Хотелось бы вспомнить слова представителя администрации УКВЗ, высказанные им как пожелание к воспитанию в профессиональной организации: «Научите их Родину любить и профессию свою уважать, а работать мы их и сами научим». Мы считаем, что любовь начинается с малого, в том числе с любви к своей профессии, стремления реализоваться в ней и получать удовольствие от своей работы.

Все студенты, прошедшие через систему практико-ориентированного обучения, по результатам опроса показали, что заинтересованы деятельностью градообразующего предприятия, хотели бы здесь работать и приносить пользу своей стране.

Показательными результатами воспитательной работы по профессионально ориентирующему направлению стали:

- участие в 2018 году выпускника техникума Александра Мальцева в конкурсе «Лучший молодой работник» АО «ГКНПЦ им. М. В. Хру-ничева» — по результатам конкурса он стал первым в номинации «Лучший молодой рабочий» и получил 1 млн рублей;

- призовые места в конкурсах профессионального мастерства по профессии «токарь» среди студентов техникума и молодых рабочих УКВЗ;

- призовые места в Международном конкурсе исследовательских работ им. А. С. Макаренко;

- участие в конкурсах по наставничеству.

По результатам работы были внесены изменения в программу воспитания и социализации студентов.

Опыт работы транслировался в рамках деловой программы чемпионата «Молодые профессионалы Роскосмоса» в 2018 году в Екатеринбурге, в 2019 году в Королёве.

Библиографический список

1. Савченков, А. В. Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением / А. В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (8). — С. 52-53.

2. Гнатышина, Е. А. Организация сетевого взаимодействия профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями с целью реализации дуального обучения / Е. А. Гнатышина, А. В. Савченков, П. В. Лизунов // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. — 2017. — № 7. — С. 54-58.

3. Лизунов, П. В. Сетевое взаимодействие профессионального образовательного учреждения с предприятиями и образовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения / П. В. Лизунов // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 3 (20). — С. 214-218.

4. Лизунов, П. В. Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и предприятий как форма эффективной профори-ентационной работы / П. В. Лизунов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 81-84.

5. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 18-25.

For citation: Vorob'jova, T. I. Upon the problem of professionally-guiding upbringing as a direction of innovative activity / T. I. Vorob'jova, P. V Lizunov // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 102-107.

UPON THE PROBLEM OF PROFESSIONALLY-GUIDING UPBRINGING AS A DIRECTION OF INNOVATIVE ACTIVITY

T. I. Vorob'jova, P. V. Lizunov

This article discusses professionally orientating education as one of the important areas of innovative activity in the formation of personal professionally significant qualities of students. The attention of the authors is focused on the organization of network interaction and practice-oriented training as a means of educational work.

Key words: innovative activity, professionally oriented education, professional patriotism, mentoring.

References

1. Savchenkov A. V. Rezul'taty innovacionnoj dejatel'nosti po razvitiju professional'nyh kompe-tencij obuchajushhihsja SPO s deviantnym povedeniem [The results of innovative activities for the development of professional competencies of students of vocational education with deviant behavior], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2015, no. 2 (8), pp. 52-53. (In Russian)

2. Gnatyshina E. A., Savchenkov A. V., Lizunov P. V. Organizacija setevogo vzaimodejstvija professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija s predprijatijami i obshheobrazovatel'nymi orga-nizacijami s cel'ju realizacii dual'nogo obuchenija [Organization of network interaction of a professional educational institution with enterprises and general educational organizations for the implementation of dual training], Vestnik Cheljab. gos. ped. un-ta [Bulletin of Chelyab. state ped. un-t], 2017, no. 7, pp. 54-58. (In Russian)

3. Lizunov P.V. Setevoe vzaimodejstvie professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija s predprijatijami i obrazovatel'nymi organizacijami kak organizacionnaja osnova realizacii dual'nogo obuchenija [Network interaction of a professional educational institution with enterprises and educational organizations as the organizational basis for the implementation of dual training], Baltijskij gu-manitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2017, Vol. 6, no. 3 (20), pp. 214-218. (In Russian)

4. Lizunov P.V. Setevoe vzaimodejstvie professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij, obshheobrazovatel'nyh organizacij i predprijatij kak forma jeffektivnoj proforientacionnoj raboty [Network interaction of professional educational organizations, general education organizations and enterprises as a form of effective career guidance], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 1 (17), pp. 81-84. (In Russian)

5. Basharina O. V. Nastavnichestvo kak strategicheskij resurs povyshenija kachestva professional'nogo obrazovanija [Mentorship as a strategic resource for improving the quality of professional education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 18-25. (In Russian)

Воробьёва Тамара Ивановна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», Челябинская область, г. Усть-Катав, e-mail: pl.22@mail.ru

Лизунов Павел Владимирович, директор ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Усть-Катав, e-mail: pl.22@mail.ru

Vorob'jova Tamara Ivanovna, Deputy Director for Educational and production work, Ust-Katav Industrial and Technological College, Chelyabinsk Region, Ust-Katav, e-mail: pl.22@mail.ru

Lizunov Pavel Vladimirovich, Director of the Ust-Katav Industrial and Technological College, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk Region, Ust-Katav, e-mail: pl.22@mail.ru

Сведения для цитирования: Стаина, О. А. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания / О. А. Стаина, Е. М. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 107-113.

УДК 371 ББК 74.200

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

О. А. Стаина, Е. М. Петрова

В статье рассматриваются особенности театральной педагогики в процессе воспитания детей разного возраста. Интерес педагогического сообщества проявляется к социально-театральным практикам, которые могут стать одним из способов возвращения театральной педагогики в современный образовательный процесс.

Ключевые слова: школьная театральная педагогика, современный театр, партисипативное искусство, социальный театр, форум-театр.

Проблемам воспитания и образования средствами театра посвящено немалое количество научных работ в области педагогики и психологии. Эффективность использования театральной педагогики в процессе обучения и воспитания детей разного возраста, в том числе и подросткового, доказана в работах В. М. Бу-катова, Н. Ш. Владимировой, А. П. Ершовой, А. Б. Никитиной, Е. К. Чухман, А. В. Гребенки-на, О. С. Задориной и др. Воспитанию общей культуры средствами театра посвящены исследования О. Н. Антоновой, И. А. Генераловой, Т. Г. Пеня, А. Я. Михайловой, Л. М. Некрасовой, М. П. Стуль и др.

Необходимо уточнить, что «школьная театральная педагогика», являясь частью театральной педагогики, имеет свои цели, которые отличаются от целей театральной педагогики. Если цель театральной педагогики — профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то под «театральной работой с детьми», или «школьной театральной педагогикой», понимаем «воспитание личности ученика средствами театрального искусства» [1, с. 137]. Главной целью школьной театральной педагогики является «развитие воображения и образного мышления учащегося» [1, с. 137], его отношения к жизни, к себе, к другому человеку, а значит, развитие его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.