Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования профессиональной мобильности студентов техникума как следствие влияния интегративной образовательной среды'

Педагогическая модель формирования профессиональной мобильности студентов техникума как следствие влияния интегративной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Н. А.

В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессиональной подготовки студентов техникума. Дана краткая характеристика понятия «профессиональная мобильность» как ключевого в проводимом исследовании. Представлены материалы исследования, раскрывающие сущность процесса формирования профессиональной мобильности по специально разработанной модели, выделены педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации данной модели. Определены содержание и организационная структура каждого из элементов данной педагогической модели. Дается научное обоснование построения и применения разработанной автором модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF COLLEGE STUDENTS AS A RESULT OF THE INFLUENCE OF THE INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with improving the quality of professional training of technical school students. The concept “professional mobility” is briefly described as a key concept of the study. It represents the materials of the research, revealing the basics of the process of formation of professional mobility on a specially designed model, highlighted the pedagogical conditions that ensure the success in realization of this model. The contents and organizational structure of the pedagogical model elements are defined. The construction and application of the model are explained.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования профессиональной мобильности студентов техникума как следствие влияния интегративной образовательной среды»

2. Освоение новых программных продуктов, концепций, приложений и интернет-сервисов.

3. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.

4. Самостоятельное создание сетевого проекта учебного содержания.

5. Участие в семинарах, on-line конференциях и вебинарах.

6. Научная деятельность участников сообщества.

В учебном процессе Чеченского государственного университета на факультете информационных технологий при подготовке бакалавров по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» социальные сервисы используются при создании сетевых учебных проектов по спецдисциплинам, в семинарах и вебинарах, а также в организации научной деятельности в педагогических сообществах. Все это проводится в информационно-образовательной сети 4portfolio.ru.

В настоящее время в социальные сети активно встраиваются технологии коммуникации, которые позволяют совершать on-line общение по Skype и обмениваться мгновенными сообщениями в e-mail сети. При создании сетевых сообществ в образовательном процессе мы использовали информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru, позволяющая:

- оперативно донести информацию до участников образовательного процесса;

- возможность делиться ссылками на информационные ресурсы;

- электронные записи и дневники;

- размещение собственных учебных проектов и их обсуждение.

Библиографический список

Нами для совместной работы применяется сервис mind42. com для создания интеллект-карт или карт памяти, который является наиболее интересным и перспективным сервисом в сети.

При создании учебных интеллект-карт, работая в сетевом сообществе, используется познавательная активность будущих бакалавров для решения следующих задач: принятие решений; проведение презентаций; проведение мозговых штурмов для генерации новых идей и коллективного решения нестандартных задач; планирование и разработка сложных сетевых учебных проектов.

Анализ ФГОС ВО (уровень высшего образования бакалавриат) по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокомму-никационные технологии и системы связи» показал, что одной из областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата является совокупность инновационных технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обработки, хранения и обмена информацией на расстоянии с использованием различных сетевых структур [7].

Наш практический опыт использования социальных сетей в учебном процессе факультета информационных технологий Чеченского государственного университета показал следующие их преимущества: студенты работают в удобной и понятной для себя среде, в том числе на многих мобильных устройствах (iPad, iPhone и др.); повышение ответственности за конечный результат работы над учебным проектом; создание коллективного учебного материала.

1. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. Ульяновск, 2015.

2. Алтухова М.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Челябинск. - 2015.

3. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования. М.С. Чванова, М.В. Храмова, В.Ю. Лыскова, Д.И. Михайлова, А.Ю. Моргунова, А.А. Молчанов. Образовательные технологии и общество. 2014; 3: 472 - 493.

4. Бабанская О.М., Можаева Г.В.. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете. Открытое образование. 2015; 2: 63 - 69.

5. Сыч С.П., Болкунова М.В. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе вуза. Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Москва: МГУ, 2013; Т. 2: 200 - 205.

6. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития. Available at: http://huminf.tsu.ru/jurnal/files/ vo17/feschenko.pdf

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования «бакалавриат») по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 174.

References

1. Vezirov T.G., Babayan A.V. Professional'naya podgotovka magistrovpedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami 'elektronnogo obucheniya: monografiya. Ul'yanovsk, 2015.

2. Altuhova M.A. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk. - 2015.

3. Razvitie social'nyh setej i ih integraciya v sistemu obrazovaniya. M.S. Chvanova, M.V. Hramova, V.Yu. Lyskova, D.I. Mihajlova, A.Yu. Morgunova, A.A. Molchanov. Obrazovatel'nye tehnologiii obschestvo. 2014; 3: 472 - 493.

4. Babanskaya O.M., Mozhaeva G.V.. Sistemnyj podhod k organizacii 'elektronnogo obucheniya v klassicheskom universitete. Otkrytoe obrazovanie. 2015; 2: 63 - 69.

5. Sych S.P., Bolkunova M.V. Ispol'zovanie vozmozhnostej social'nyh setej v obrazovatel'nom processe vuza. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie: sbornik nauchnyh trudov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGU, 2013; T. 2: 200 - 205.

6. Feschenko A.V. Social'nye seti vobrazovanii: analiz opyta iperspektivy razvitiya. Available at: http://huminf.tsu.ru/jurnal/files/vo17/feschenko. pdf

7. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart vysshego obrazovaniya (uroven' vysshego obrazovaniya «bakalavriat») po napravleniyu podgotovki 11.03.02 «Infokommunikacionnye tehnologii i sistemy svyazi. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 marta 2015 g. № 174.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 377.5

Karelina N.A., postgraduate, Department of Technologies, Entrepreneurship and Teaching Methods, Pedagogical Institute of

Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF COLLEGE STUDENTS AS A RESULT OF THE INFLUENCE OF THE INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article deals with improving the quality of professional training of technical school students. The concept "professional mobility" is briefly described as a key concept of the study. It represents the materials of the research, revealing the basics of the process of formation of professional mobility on a specially designed model, highlighted the pedagogical conditions that ensure the success in realization of this model. The contents and organizational structure of the pedagogical model elements are defined. The construction and application of the model are explained.

Key words: educational process, pedagogical model, integrative educational environment, professional mobility.

Н.А. Карелина, аспирант каф. технологии, предпринимательства и методик их преподавания Педагогического института, ФГБОУ ВПО «ИГУ», г. Иркутск, Е-mail: [email protected]

педагогическая модель формирования

профессиональной мобильности студентов техникума

как следствие влияния интегративной образовательной среды

В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессиональной подготовки студентов техникума. Дана краткая характеристика понятия «профессиональная мобильность» как ключевого в проводимом исследовании. Представлены материалы исследования, раскрывающие сущность процесса формирования профессиональной мобильности по специально разработанной модели, выделены педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации данной модели. Определены содержание и организационная структура каждого из элементов данной педагогической модели. Дается научное обоснование построения и применения разработанной автором модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая модель, интегративная образовательная среда, профессиональная мобильность.

Опыт последних десятилетий показывает, что создание инновационной экономики требует выхода на рынок труда более квалифицированного, высокопроизводительного и конкурентоспособного работника, что достигается формированием у выпускников не только общих и профессиональных компетенций, но и компетенций инновационной деятельности, в том числе профессиональной мобильности.

Особенно актуальна данная проблема для выпускников средних специальных образовательных организаций технического профиля, поскольку в условиях современной инженерно-технической подготовки недостаточно реализуются новые приоритеты образования, направленные на формирование профессиональной мобильности студентов, включающей такие качества как готовность молодых специалистов к продолжению образования, непрерывному обновлению имеющихся знаний и умений, способности получать и применять полученные знания в различных профессиональных ситуациях, умение работать с различными источниками информации, критически оценивать собственную деятельность, инициативу и самостоятельность в принятии решений.

Существует много подходов к определению понятия «профессиональная мобильность». С нашей точки зрения, профессиональная мобильность выпускника среднего профессионального образования технического профиля, работающего в условиях инновационного производства, это способность самостоятельно осваивать новую технику и технологии при сохранении прежнего места работы, изменять профиль работы при сохранении отрасли промышленности или отрасль промышленности при сохранении профиля [1]. Формирование профессиональной мобильности в образовательной организации не является стихийным процессом. Это поэтапное и планомерное движение, которое предполагает постепенные качественные преобразования всех содержательных компонентов профессиональной мобильности и требует особой организации образовательной среды техникума.

Прежде чем осуществлять на практике формирование профессиональной мобильности студентов техникума, целесообразно разработать содержание предполагаемого процесса в виде условной схемы. Для этой цели обычно используется такой метод как моделирование.

Педагогическое моделирование - это создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части [2].

Разработанная педагогическая модель (рис. 1.) представляет собой целостную систему, включающую в себя цель, результат, принципы, условия, структурные компоненты и этапы формирования профессиональной мобильности.

Она включает четыре базовых компонента: мотивацион-но-целевой, содержательный, процессуально-формирующий и оценочно-результативный блоки, совокупность которых определяет содержание процесса формирования профессиональной мобильности.

Целью проектируемой деятельности является формирование профессиональной мобильности выпускника техникума. Достижение поставленной цели позволяет определить завершенность процесса формирования профессиональной мобильности обучающихся техникума и его готовность к эффективной профессиональной деятельности.

Мотивационно-целевой блок обеспечивает нацеленность всех субъектов образовательного процесса на реализацию конечного результата профессионального образования, т.е. сфор-мированность профессиональной мобильности студентов техникума и включает:

- определение целей и приоритетов образования, требований государства, обозначенных в нормативных документах в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования;

- определения требований работодателей и потребностей регионального рынка труда;

- наличие мотивации и готовность педагогического состава к организации интегративной образовательной среды как фактора формирования профессиональной мобильности. Педагоги являются создателями и активными субъектами той образовательной среды, в которой будет происходить формирование профессионально мобильной личности. От их заинтересованности, компетентности, понимания целей образования, умения организовать активную деятельность студентов зависит, будет ли данная среда эффективным средством формирования профессиональной мобильности студента и конкурентоспособного выпускника в целом;

- ориентацию обучающихся на возможность самостоятельно влиять на собственное развитие и образование, самостоятельно выбирать и планировать свое будущее профессиональное развитие. Мотивация профессионального выбора и заинтересованность в процессе обучения во многом определяет успешность построения карьеры будущего выпускника, а также его восприятие себя как части профессиональной среды.

Содержательный блок педагогической модели представляет собой разработку структуры и содержания компонентов содержания профессиональной мобильности как результата образовательного процесса.

Существует много разнообразных мнений и представлений о структуре профессиональной мобильности. Обобщая разнообразие мнений и представлений, мы выделили наиболее значимые составляющие компоненты к которым отнесли: когнитивный, интегративно-деятельностный и организационно-де-ятельностный [1].

Когнитивный компонент представляет собой совокупность базовых общепрофессиональных и фундаментальных знаний для данной отрасли профессии, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.

Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность студентов интегрировать базовые знания и оперативно применять их в новых нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, креативно подходить к решению поставленных задач, самостоятельно осуществлять поиск причинно-следственных связей, выявлять основные противоречия в изучаемой области, формулировать новые задачи и проблемы.

Организационно-деятельностный компонент включает такие качества личности как способность к самоорганизации, саморазвитию, коммуникативность, адаптивность, готовность к переквалификации, выполнению и смене профессиональной деятельности.

Для каждого компонента определены низкий, средний и высокий уровни сформированности, описанные нами в ранее

Рис. 1. Педагогическая модель формирования профессиональной мобильности

опубликованных работах [1]. Выделенные компоненты формируются в процессе учебной деятельности и достаточно корректно измеряются.

Процессуально-формирующий блок включает в себя деятельность по проектированию и организации интегративной образовательной среды, результатом которой является конкурентоспособный выпускник с развитыми качествами профессионально мобильной личности.

По мнению большинства исследователей, образовательная среда это совокупность специально организованных педагогических условий, сочетание которых задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями (В.И Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.). Авторы отмечают, что образовательная среда формируется осознанно, целенаправленно и включает в себя такие элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий,

внеурочную и научно-исследовательскую деятельность студентов, управление образовательным процессом, взаимодействие с рынком труда и др. [3]. В части содержания, методов и технологий обучения образовательная среда профессиональной образовательной организации должна быть ориентирована не только на формирование общих и профессиональных компетенций, обозначенных в стандарте, но и на развитие компетенций, необходимых для инновационной деятельности, сочетать инновационные и традиционные модели обучения, носить целостный и интегративный характер [4].

Интегративная образовательная среда рассматривается как определенная система, охватывающая сложное интегрированное содержание учебных планов и программ, обеспечение их преемственности, взаимосвязи форм и технологий обучения и воспитания, организационно-управленческих процессов и процессов учебной деятельности педагогических работников.

Формирование профессиональной мобильности студентов техникума посредством организации интегративной образовательной среды осуществляется поэтапно согласно представленной модели:

I этап - диагностический. На данном этапе задачей педагогического коллектива является сбор и анализ следующей информации:

- о возможностях техникума на конкретном временном этапе (материально-техническая база, содержание учебных планов и программ, необходимый уровень компетентности педагогов, взаимодействие с социальными партнерами);

- о результатах обучения и развития студентов 1-3 курсов;

- об уровне удовлетворенности студентов образовательным процессом.

II этап - проектировочный. Эффективное формирование профессиональной мобильности студентов технического профиля возможно только при построении интегративной образовательной среды, развития ее структурных компонентов (де-ятельностного, когнитивного и пространственно-предметного), описанных нами в ранее опубликованных работах [3].

III этап - организационно-деятельностный. На органи-зационно-деятельностном этапе осуществляется устойчивое формирование и развитие всех компонентов профессиональной мобильности: профессионально значимых знаний, умений, способностей и опыта, качеств личности через различные формы учебной и внеучебной деятельности.

На основании анализа теоретических исследований, проведенных за последние годы, а также эмпирических данных (анкетирование, беседы, интервьюирование), полученных нами в ходе данного исследования, были определены особенности ор-ганизационно-деятельностного этапа:

1. Изменение учебных планов и программ с включением в учебные планы новых учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, корректировка вариативной части ОПОП с учетом запросов работодателей. В ходе исследования, был определен и разработан междисциплинарный курс МДК.01.03 Особые методы обработки авиационных материалов для обучения по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения. Данный курс создан по запросу основных социальных партнеров ГБПОУИО «ИАТ» - Иркутского авиационного завода (ИАЗ) - филиала ПАО «Корпорация «Иркут» за счет вариативной части ОПОП СПО и направлен на формирование специальных знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности, развития интеллектуального потенциала личности, способности всесторонней обработки поступающей информации и других свойств личности, которыми должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на региональном рынке труда.

2. Совершенствование процесса прохождения студентами производственной практики.

Учитывая, что профессиональная мобильность будущих специалистов технического профиля не сводится к его подготовленности к однотипной работе на различных предприятиях машиностроительного профиля, а предполагает успешность в осуществлении разнообразных видов работ (конструкторской, технологической, организационно-управленческой), при решении проблемы формирования и развития профессиональной мобильности будущих выпускников техникума целесообразно исходить из идеи включения студентов во всевозможные виды профессиональной деятельности на различных уровнях их реализации. Большие возможности для этого предоставляет производственная практика. Функция производственной практики заключается не только в реализации полученных теоретических

знаний в конкретной деятельности и накоплении первоначального профессионального опыта, но и в формировании мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Качество производственной практики студентов и эффективность решения задач формирования профессиональной мобильности как компонента и условия конкурентоспособности будущего выпускника техникума во многом обусловлены возможностями базы практики, которая должна обеспечить выполнение студентом всех видов профессиональной деятельности, овладеть комплексом профессиональных умений и навыков. В результате этого формируется высокий уровень готовности молодого специалиста к перемещениям в профессиональном сообществе, адаптация к изменяющимся условиям, обеспечивается становление профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущего специалиста.

По результатам проводимых опросов студентов машиностроительных специальностей четвертого курса обучения после прохождения ими производственной практики большая часть респондентов достаточно высоко оценила уровень своей профессиональной подготовки: 19% - на «отлично», 60% - на «хорошо», 21% - на «удовлетворительно». В целом, к производственной практике у студентов формируется положительное отношение. 91% студентов после прохождения производственной практики отзываются о первом опыте профессиональной деятельности следующими фразами: «познавательно», «увлекательно», «интересно», «интересно, но не мое». Незначительная часть студентов высказала нейтральное (6%) и даже отрицательное отношение (3%).

3. Внедрение в образовательный процесс научно-исследовательской работы, в т. ч. междисциплинарных исследовательских и прикладных проектов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, нацеленных на предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний и освоение профессиональных компетенций в процессе выполнения практических заданий, которые требуют интеграции знаний, умений и навыков из различных предметных областей. Выполнение научно-исследовательской работы помогает развивать у студентов качества, присущие мобильному человеку: активность, способность к осуществлению выбора, готовность к постоянному совершенствованию, мотивацию достижения.

4. Эффективная организация самостоятельной работы с переориентацией технологий обучения на технологии самообучения.

Формирование профессиональной мобильности будет осуществляться более эффективно в ходе грамотно организованной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Использование педагогами в организации самостоятельной работы студентов комплексных заданий, носящих междисциплинарный характер, позволит интегрировать знания студентов в ходе их выполнения. Использование разнообразных видов и форм самостоятельной работы студентов, с применением информационно-коммуникационных технологий, возможностью выбора заданий, преобладание практикоориентированных заданий будет способствовать повышению мотивации к изучению дисциплин, междисциплинарных курсов, развитию умения у студентов самим организовывать и контролировать процесс выполнения заданий для самостоятельной работы. Групповое выполнение заданий для самостоятельной работы будет способствовать формированию умения работать в команде, договариваться друг с другом, слушать и слышать друг друга, т.е. развивать организационно-деятельностный компонент профессиональной мобильности.

В основу педагогического процесса, ориентированного на формирование профессиональной мобильности как компонента и условия конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля, положены компетентностный, личностно-раз-вивающий, личностно-ориентированный, системно-деятель-ностный и рефлексивный подходы, принцип интегративности и контекстное обучение.

Для результативного функционирования педагогической модели были определены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов техникума, к которым отнесли:

1. Обеспечение «избыточности» интегративной образовательной среды, которая обеспечивается организацией различных форм учебного процесса;

2. Педагогическое сопровождение в условиях интегра-тивной образовательной среды, ориентированное на макси-

Рис. 2. Данные сравнения уровней профессиональной мобильности в экспериментальной и контрольной группах.

До ЭГ После ЭГ До КГ После КГ

■ Низкий ■ Средний I Высокий

мальное содействие личностному и профессиональному развитию.

3. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, студентов междусобойикол-лективная деятельность всех преподавателей) должно быть активным, осознанным, целенаправленным с обеих сторон.

Реализация данных педагогических условий обеспечивает эффективноеформирйваниебдофтссиожалисо й мобильнтсти.

Оценочно-результативный этап определяет эффективность функционирования педагогической модели и предполагает раорабттку фоцедорыбедущейи тродежутичндй диагнотти-ки уровня сформированности компонентов профессиональной момилдностйсйумекуоттеунижуми, осйщеслвлениокйитротя и оценки показателей, выявление возможных трудностей, ошибок в всгмиизвсои фтятильнвстисвудйбтдв, огфйдебтнид соосибов их устранения, внесение корректировок в организацию образо-вадеиьногоприцесба.

Данная модель была апробирована на базе ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум». В эксперименте приняли уча-стсй1°7ттидентвйф Збс ку-сов по спемиалынлсиибдф«Ттх-нология машиностроения».

Оылипоттчены

следующие данные об уровнях сформированности профессиональной мобиттсосвтсреднййоровынь ^ь^^я^влен д10,т% с^^д^н-тов, высокий уровень отмечен у 48,7% студентов, низкий уровень выдттен уТ1,1 %.ЮуидaннуlтподтвepдидиьeбOxoдумocбь цс-ленаправленной работы по формированию профессиональной

Библиографический список

мобильности посредством организации интегративной образова-тельнойсреды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ результатов формирующего этапа эксперимента показывает, что по всем трем критериям наблюдается значимо большие изменения экспериментальных группах по сравнению с контрольной (рис. 2).

Так, в экспериментальной группе на 27,5% уменьшилось количество студентов, обладающих низким уровнем сформиро-ванности профессиональной мобильности, в то время, как в контрольной группе только на 2,6%. Соответственно увеличилось количество студентов с высоким и средним уровнем сформиро-ванности профессиональной мобильности: высокий на 9.3% студентов экспериментальной группы и 2,1% контрольной, средний уровень в экспериментальной группе увеличился на 18,2%, в то времякаквконтрольнойгруппе-лишьна0,5%.

Статистическая обработка данных показала, что повышение уровня сформированности профессиональной мобильности студентов не случайно, а является следствием организации ин-тегративной образовательной среды в соответствии с разработанной и реализованной в ходе опытно-экспериментальной работы моделью.

Кроме того, данная педагогическая модель является открытой, вариативной и динамичной, что позволяет реализовать её в образовательном процессе любой образовательной организации среднего профессионального образования с учётом постоянно меняющихся условий на рынке труда и личностных особенностей обучающихся.

1. Карелина Н.А. Структура и содержание профессиональной мобильности студентов техникума. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016; № 10-13: 61 - 64.

2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. Высшее образование сегодня. 2004; 3: 20-26.

3. Тимошенко А.И., Карелина Н.А. Структура и содержание интегративной образовательной среды техникума. Профессиональное образованиевРоссииизарубежом. 2016;3 (23):93 -97.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апре-ля2014 r.N 350. Availableat:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167700/

References

1. Karelina N.A. Struktura i soderzhanie professional'noj mobil'nosti studentov tehnikuma. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tehnologij. 2016; № 10-13: 61 - 64.

2. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004; 3: 20 - 26.

3. Timoshenko A.I., Karelina N.A. Struktura i soderzhanie integrativnoj obrazovatel'noj sredy tehnikuma. Professional'noe obrazovanie vRossii i zarubezhom. 2016;3(23):93-97.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 15.02.08 Tehnologiya mashinostroeniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 18 aprelya 2014 g. N 350. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167700/

Статья поступила в редакцию 20.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.