ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147.88
ББК Ч448.902.764 ГРНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.08
Галагузова Юлия Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Князева Оксана Игоревна,
магистр, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная мобильность; магистратура; студенты; федеральные государственные образовательные стандарты; профессиональная деятельность; виды профессиональной деятельности; педагогическая практика; профессиональные компетенции.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются методологические основы и принципы формирования профессиональной мобильности магистрантов в процессе прохождения практики, обусловливающей готовность личности к эффективной адаптации к требованиям профессии, рынка труда и смене вида профессиональной деятельности. Данная концепция рассмотрена применительно к направлению 44.04.01 «Педагогическое образование». В статье обосновано ключевое понятие «профессиональная мобильность магистранта» через раскрытие его содержательных и структурных характеристик. Доказано, что профессиональная мобильность магистранта является профессионально-личностным качеством, выражающемся в сформированности мотивационно-рефлексивного, когнитивного и деятель-ностного компонентов. Для наглядного представления основных концептуальных положений в статье представлена структурная модель формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики, которая включает в себя три компонента: целевой, содержательный и оценочно-результативный. Целевой компонент определяет цель, методологические подходы (системный, компетентностный, личностно-деятельностный), а также принципы построения такого обучения (целесообразности, вариативности, полифункциональности).
Содержательный компонент модели определяет те виды деятельности и компетенции, которые должен освоить магистрант в процессе прохождения практики для формирования профессиональной мобильности. Описаны некоторые задания практики, которые способствуют, с одной стороны, выполнению требований образовательного стандарта, с другой - удовлетворению требований работодателя к современному педагогу.
Оценочно-результативный компонент модели содержит диагностические материалы оценки внешних субъектов (научного руководителя, экспертов), а также листы самооценки магистранта. Для эффективного функционирования данной модели в статье выделены условия, при которых процесс формирования профессиональной мобильности магистранта идет более оптимально.
Galaguzova Yulia Nikolayevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Knyazeva Oksana Igorevna,
Master, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CONCEPTUAL BASES OF PROFESSIONAL MOBILITY OF MASTER'S DEGREE STUDENTS DURING INTERNSHIP
KEYWORDS: professional mobility of Master's degree student; federal state educational standard; types of professional activity; internship; competences; competence; model.
ABSTRACT. The article discusses methodological bases and principles of formation of professional mobility of Master' Degree students during their internship, which determine readiness of the person to quick adaptation to the chosen profession, labour market and the change of profession. This concept is analyzed in the frames of the educational program "Pedagogical Education" 44.04.01. The article provides definition to the notion "professional mobility of Master's degree student"; its content and structure are described. It is argued that professional mobility of a Master's degree student is a professional-personal trait, which manifests itself in formation of motivational-reflexive, cognitive and activity components. To illustrate the conceptual ideas of the research, the article provides the structural model of formation of professional mobility of Master' Degree students during internship, which includes three components: goal-oriented, content-oriented and evalua-tive-resultative. The goal-oriented component determines the goal, methodological approaches (systemic, competence-based and activity) and the principles of educational process (usefulness, variability, multifunc-tionality).
The content-oriented component of the model determines the kinds of activity and the competences, which a Master's degree student should acquire during their internship to form professional mobility. Some tasks given to the students during internship are shown in the article; they, on the one hand, satisfy the requirements
of the educational standard, and, on the other hand, meet the requrements of potential employers. The evaluative-resultative component of the model contains data for evaluation by external reviewers (scientific advisor and experts), and the lists for self-evaluation by the student.
The article describes conditions in which formation of professional mobility of Master' Degree students is efficient, and thus the model, worked out in this research, functions well.
В современном образовании одним из ведущих факторов его развития выступает содержание, которое определяется потребностями личности и государства, уровнем развития науки, основными тенденциями развития общества. Существующий социальный заказ общества к системе высшего образования, в частности уровня магистратуры, предполагает подготовку выпускника, готового не только выполнять определенный вид профессиональной деятельности, но и осваивать новые способы и виды деятельности в профессии, повышать уровень квалификации и образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению «Педагогическое образование», должен обладать способностью к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности (педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской) [14].
Обычно руководитель образовательной программы магистратуры выбирает не все виды деятельности, а два или три, к которым и готовится магистр. Однако требования работодателя, сформулированные в Профессиональном стандарте педагога требуют, чтобы выпускник одинаково хорошо владел всеми видами деятельности и в случае необходимости мог быстро освоить новые профессиональные роли и функции. Чтобы выполнить требования работодателя, магистр должен обладать определенным личностным качеством - профессиональной мобильностью. Эту идею подтверждает также и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», принятая в 2000 г. и рассчитанная на период до 2025 г., которая ориентирует систему образования на подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [8].
Формирование профессиональной мобильности способствует удовлетворению как базовых потребностей человека, так и потребностей более высокого уровня (в получении высокого социального статуса, саморазвитии, самоактуализации). Достижение такого результата требует от системы
высшего образования серьезных изменений в содержании и организации образовательного процесса, особенно в его практической составляющей. Ведь исследованиями ученых (Л. В. Горюнова, Б. М. Игошев, Т. И. Мяс-никова, Е. А. Никитина, И. В. Никулина) доказано, что профессиональная мобильность формируется только в практической деятельности, поэтому акцент в профессиональной подготовке должен смещаться в сторону практических форм учебной и внеучебной работы - практикумов, практических занятий, семинаров, проектной деятельности [1; 3; 5; 7; 9].
Большим потенциалом в формировании и развитии данного качества личности обладает практика магистров, которая рассматривается как процесс овладения магистрантом различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения магистранта в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессии. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» практика определена как вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [15].
Согласно ФГОС ВО магистранты должны пройти производственную практику, которая является обязательной частью магистерской подготовки. Структурно она включает в себя следующие виды: педагогическую (18 з.е.), преддипломную (12 з.е.) практики, а также научно-исследовательскую работу (18 з.е.), которая продолжается на протяжении всех семестров обучения в магистратуре.
Содержание понятия «производственная практика» представлено в различных жанрах литературы. Так, в педагогическом энциклопедическом словаре значится, что это «вид учебных занятий, в процессе которых студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определенные учебной программой» [12, с. 212]. Не расходится с данным нормативным определением и взгляды М. Н. Мирновой, которая утверждает, что производственная практика способствует «расширению и закреплению теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения; приобретению и совершенствованию прак-
© Галагузова Ю. Н., Князева О. И., 2017
тических навыков, знаний, умений, компетенций по магистерским программам» [6, с. 71]. Стоит отметить, что производственная практика в магистратуре обладает такими специфическими особенностями, как вариативность и индивидуализация. В зависимости от научных интересов магистранта и проблематики его научного исследования магистранты могут проходить практику в образовательных организациях различного типа и уровня: общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах); высших учебных заведениях; учреждениях дополнительного образования (домах творчества, подростковых клубах, досуговых центрах, центрах социальной реабилитации и т.д.); военных учебных заведениях (кадетские корпуса, суворовские училища); научных организациях и научно-методических центрах [11].
Исходя из определенных ФГОС ВО названий практики можно предположить, что научно-исследовательская работа должна быть направлена на освоение методологии и методов научного исследования; педагогическая - на овладение необходимыми профессиональными компетенциями, позволяющими организовать и управлять педагогическим процессом в определенной области профессиональной деятельности, преддипломная - нацелена на подготовку магистерской диссертации. Однако стоит отметить, что научно-исследовательская работа и преддипломная практика имеют общий компонент, связанный с овладением методологией научного исследования, поэтому развести эти два вида практики достаточно сложно. Кроме того, проектный, методический, управленческий и культурно-просветительский виды деятельности, предусмотренные ФГОС ВО, остаются практически не охваченными программой практики магистратуры.
Анализ литературы и учебно-методического обеспечения подготовки магистров показал, что концептуальное обоснование формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики и соответствующее ее научно-методическое обеспечение не разработано. Опыт подготовки магистрантов показывает, что профессиональная мобильность у студентов не формируется стихийно. Данная ситуация актуализирует проблему концептуального обоснования процесса формирования профессиональной мобильности в процессе прохождения практики.
Концепция, как известно, это «система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, основная идея труда, произведения» [13, с. 138]. Образовательная концепция - это некое системное описание
определенного явления или процесса, способствующее его пониманию, обоснованию, выявлению основополагающих идей его построения и функционирования. Представим концептуальные положения, обосновывающие процесс формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики. Суть их можно обозначить следующим образом:
- в процессе практики возможно сформировать такое интегративно-личностное качество, как профессиональная мобильность, которое позволяет выпускнику магистратуры быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности и предполагает готовность к быстрой адаптации на рынке труда, обеспечивающие конкурентоспособность магистранта;
- формирование профессиональной мобильности магистранта обеспечивается за счет расширения спектра осваиваемых компетенций, на основе овладения всеми видами деятельности, представленных в ФГОС ВО, соотнесенных с обобщенными трудовыми функциями и трудовыми действиями специалиста;
- от уровня сформированности профессиональной мобильности зависит успешность адаптации выпускника к изменяющимся условиям профессиональной среды;
- профессиональная мобильность выпускника магистратуры может рассматриваться как один из этапов становления профессиональной мобильности специалиста.
Ключевым понятием предлагаемой концепции является понятие «профессиональная мобильность магистранта». Так как данного понятия мы не обнаружили в научной и словарно-энциклопедической литературе, то для определения его сущностной характеристики были проанализированы синонимичные понятия: мобильность, профессиональная мобильность, социальная мобильность. Наиболее интересным для нас понятием стала профессиональная мобильность, изучение которой началось сравнительно недавно. Одним из оснований интереса к данному феномену явилось подписание Россией Болонской декларации; интенсивное развитие магистратуры как ступени высшего образования; нестабильность рынка педагогических кадров.
Профессиональная мобильность рассматривается учеными (Ю. Н. Калиновский, Т. В. Луданова) как способность субъекта осваивать смежные виды профессиональной деятельности; оперативно менять профиль своей деятельности; переходить от одного уровня деятельности к другому [4]; как качество личности, проявляющееся в его готовности к горизонтальным и вертикальным профессиональным перемещениям, выражающее способность и готовность индивида к изменениям своей профессио-
нальной позиции, статуса, к перемещениям в профессиональной сфере (Б. М. Игошев, В. А. Мищенко) [3; 5].
На основании анализа научной литературы под профессиональной мобильностью магистранта понимается профессионально-личностное качество, выражающее способность магистранта решать профессиональные задачи в педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности и его готовность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности, адаптируясь в меняющихся условиях образовательного пространства.
Структура «профессиональной мобильности магистранта» включает несколько компонентов:
- мотивационно-рефлексивный (система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность магистранта в различных видах профессиональной деятельности, а также возможность управления собственной профессиональной деятельностью, преодоление профессиональных и социально-личностных затруднений);
- когнитивный (совокупность накопленных знаний о сущности и особенностях различных видов профессиональной деятельности, к которым готовится магистрант);
- деятельностный (способность и готовность магистранта выполнять функции, которые присущи работникам сферы образования по различным видам профессиональной деятельностии, в случае необходимости быстро переключаться с одного вида деятельности на другой).
В качестве методологических подходов, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной мобильности магистранта, нами были избраны: системный, компетентностный и личностно-
деятельностный.
Системный подход позволил раскрыть целостность процесса формирования профессиональной мобильности магистранта, выявить специфику типов связей между структурными компонентами процесса, определить механизмы его функционирования.
Личностно-деятельностный подход позволяет спроектировать процесс исходя из особенностей личности магистранта -его мотивов, способностей, целей и задач обучения. Исходя из возможностей магистранта строится процесс прохождения практики, создаются наиболее благоприятные условия для включения магистранта в решение профессиональных задач и выполнение профессиональных действий в научно-исследовательской, педагогической,
методической, проектной, управленческой и культурно-просветительской деятельности.
Компетентностный подход позволяет определить те компетенции, которые направлены на формирование профессиональной мобильности магистранта, которые формируются, актуализируются и активизируются в каждом виде профессиональной деятельности. Кроме того, он позволяет разработать фонды оценочных средств для оценки уровня сформированное™ компетенций, которые соотнесены с компонентами профессиональной мобильности магистранта.
Кроме методологических подходов были определены принципы, которыми мы руководствовались при определении специфического содержания процесса развития профессиональной мобильности магистранта. Нами выделены три принципа, отражающие идеи и требования к процессу развития профессиональной мобильности: целесообразности, вариативности, полифункциональности. Принцип целесообразности является одним из основных, поскольку его выполнение способствует достижению целей педагогического процесса. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, ее направленность, методы и формы обучения [2].
Вариативность является одним из основополагающих принципов развития современной системы образования в России, предполагающих преодоление унификации и единообразия содержания образования. Данный принцип определяется необходимостью индивидуального выбора каждым студентом содержания заданий на практику, типа образовательной организации, учета педагогического опыта работы магистранта.
Принцип полифункциональности предполагает одновременное выполнение в процессе прохождения практики различных профессиональных функций (управленческой, воспитательной, образовательной, исследовательской, просветительской, организаторской), ролей (учитель, тьютер, медиатор, фасилитатор, воспитатель и др.), разных видов деятельности, востребованных той или иной образовательной организацией.
Цель, методологические подходы и принципы составляют целевой компонент модели, описывающей процесс формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики.
Содержательный компонент модели определяет структурно-содержательные элементы процесса формирования профессиональной мобильности магистранта посредством соотнесения видов деятельности, а следовательно, и переченя компетенций, которые должен освоить выпускник магистратуры (со-
гласно ФГОС ВО), с требованиями к квалификации тех должностей, которые после окончания магистратуры может занять выпускник.
Проанализировав квалификационные характеристики должностей работников образования, мы пришли к выводу, что со-
держание каждого вида профессиональной деятельности соответствует трудовым функциям, которые полностью или частично выполняет тот или иной работник образовательной организации [10] (см. табл. 1).
Таблица 1
Соотнесение видов профессиональной деятельности магистранта и должностей работников образования
Вид профессиональной деятельности Должности работников образования
научно-исследовательская деятельность учитель, воспитатель, методист, руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения
педагогическая деятельность учитель, воспитатель
проектная деятельность учитель, воспитатель
культурно-просветительская деятельность педагог-организатор, старший вожатый
методическая деятельность методист
управленческая деятельность руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения
На основании анализа трудовых действий современных субъектов системы образования были разработаны задания практики, направленные на овладение магистрантом всеми видами профессиональной деятельности, заложенными в ФГОС ВО. Приведем лишь некоторые задания.
Педагогическая деятельность:
- составить рабочую программу дисциплины, которую магистрант будет реализо-вывать на практике (с указанием тем, литературы, содержания, вопросов, выносимых на обсуждение, задач, практических ситуаций и т.д.), материал оформить по требованиям, предъявляемым к оформлению и содержанию рабочей программы конкретной образовательной организации.
Проектная деятельность:
- разработать и реализовать с коллективом обучающихся (класса, группы детей центра дополнительного образования, студенческой группы) социально значимый проект; представить его результаты в видеоматериалах и на сайте организации.
Культурно- просветительская:
- разработать и провести в каникулярное время культурно-просветительскую программу исходя из интересов и потребностей субъектов образовательной организации (обучающихся, родителей, администрации школы, района).
Методическая деятельность:
- в ходе совместной деятельности с методистом и методическим объединением образовательной организации определить круг проблемных вопросов (содержание учебных программ, формы, методы, средства обучения и т.д.); для решения найден-
ных проблем подготовить аналитический доклад о способах решения проблем на основе изучения отечественного и зарубежного опыта и представить доклад на заседании методического объединения.
Управленческая деятельность:
- организовать и провести региональное научно-практическое мероприятие (круглый стол, семинар, конференцию, мастер-класс) в образовательной организации, в которой магистрант проходит практику.
Научно-исследовательская работа:
- подготовить грантовую заявку по проблеме своего исследования и предложить ее в своей образовательной организации или коллективу кафедры, куда прикреплен магистрант для совместной подачи заявки в различные российские и зарубежные научные фонды.
Последний блок модели формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики - это оценочно-результативный. Он позволяет оценить сформированность компонентов профессиональной мобильности магистранта. Когнитивный компонент оценивается научным руководителем на основе анализа анкетирования магистранта. Показатель мотива-ционно-рефлексивного компонента определяется самим студентом на основе самооценивания и самохарактеристики. Деятель-ностный компонент также оценивается научным руководителем посредством педагогического наблюдения за выполнением практических заданий, связанных с выполнением функциональных обязанностей по различным видам профессиональной деятельности в период практики и анализа про-
дуктов деятельности в каждом виде практики.
Суммарный показатель трех компонентов по каждому виду профессиональной деятельности позволяет оценить уровень сформированности профессиональной мобильности магистранта, которые представлены тремя уровнями: потенциально немобильные; условно мобильные; потенциально мобильные. Выпускники магистратуры, имеющие высокий уровень профессиональной мобильности, подготовлены ко всем видам профессиональной деятельности по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выпускники магистратуры, имеющие низкий уровень профессиональной мобильности, могут быть подготовлены к одному-двум видам профессиональной деятельности, что может затруднить их адаптацию в профессиональной деятельности и на современном рынке труда.
Построение любой модели предполагает выделение тех условий, при которых она может быть реализована. Для описанной выше модели такими условиями являются:
• соотнесение требований ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» с должностями педагогических работников, которые могут занимать по окончании обучения выпускники магистратуры;
• социальное партнерство субъектов образовательной системы (вуза, работодателей), которые несут равную ответственность за результаты сформированное™;
• профессиональных компетенций и, соответственно, компонентов профессиональной мобильности магистранта по
направлению «Педагогическое образование»;
• разработанное учебно-методическое обеспечение практики магистранта, направленное на формирование профессиональной мобильности (программа практики, дневник практиканта, отчет, контрольно-измерительные материалы).
Подводя итог, можно отметить, что использование в учебном процессе разработанной и апробированной структурной модели формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики предоставляет возможность будущему выпускнику существенно расширить диапазон профессиональных компетенций, повысить уровень профессиональной мобильности, обеспечивающей готовность к успешной адаптации на современном рынке труда.
Таким образом, реализация данной модели позволяет заполнить разрыв между реально получаемым образованием и фактическими требованиями работодателя к качественному выполнению различных видов деятельности, предусмотренных в той или иной образовательной организации, готовности магистранта к смене вида профессиональной деятельности, быстрой адаптации к новым условиям труда с сохранением стабильных высоких педагогических результатов. Освоение широкого спектра видов профессиональной деятельности позволит магистранту ориентироваться в современных социально-экономических условиях и найти оптимальное для себя направление в сфере профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России : дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2006. - 386 с.
2. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень : МАРт, 2004. - 251 с.
3. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 411 с.
4. Луданова Т. В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки : дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 166 с.
5. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста / / Образование и наука. - 2009. - № 3 (60). - С. 35-42.
6. Мирнова М. Н. Педагогическая практика в магистратуре как форма профессиональной подготовки студентов-биологов // Инновации в образовании. — 2013. - № 2. - С. 71-78.
7. Мясникова Т. И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 192 с.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. - М. : Правительство Российской Федерации, 2000. — Режим доступа: http://elementy.ra/library9/doctrina.htm (дата обращения: 09.05. 2014).
9. Никулина И. В. Формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя высшей школы : дис. . канд. пед. наук. - Самара, 2005. - 193 с.
10. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав соцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Педагогическая практика в высшем образовании: традиции и новации : монография / О. А. Любченко, А. С. Львова, Ю. А. Попов, Б. А. Кирмасов, А. В. Бахарев и др. ; под науч. ред. проф. А. И. Савенкова. - М. : Перо, 2015. - 110 с.
12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. M. Бим-Бад; редкол.: M. M. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - M. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
13. Полонский В. M. Научно-педагогическая информация : словарь-справочник. - M. : Новая школа, 1995. - 235 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.0l Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/44040l (дата обращения: 08.04.20l6).
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - M. : Проспект, 20l3.
REFERENCES
1. Goryunova L. V. Professional'naya mobil'nost' spetsialista kak problema razvivayushchegosya obra-zovaniya v Rossii : dis. ... d-ra ped. nauk. - Rostov n/D., 2006. - 386 s.
2. Zagvyazinskiy V. I. Prakticheskaya metodologiya pedagogicheskogo poiska. - Tyumen' : MARt, 2004. -
251 s.
3. Igoshev B. M. Sistemno-integrativnaya organizatsiya podgotovki professional'no mobil'nykh pedagogov : dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2008. - 411 s.
4. Ludanova T. V. Formirovanie pedagogicheskoy mobil'nosti u budushchikh uchiteley muzyki : dis. ... kand. ped. nauk. - Yaroslavl', 2000. - 166 s.
5. Mishchenko V. A. Professional'naya mobil'nost' kak odno iz osnovnykh psikhologo-pedagogicheskikh kachestv budushchego spetsialista / / Obrazovanie i nauka. - 2009. - № 3 (60). - S. 35-42.
6. Mirnova M. N. Pedagogicheskaya praktika v magistrature kak forma professional'noy podgotovki studen-tov-biologov / / Innovatsii v obrazovanii. — 2013. - № 2. - S. 71-78.
7. Myasnikova T. I. Razvitie professional'noy mobil'nosti v protsesse profilizatsii podgotovki budushchikh spetsialistov v vuze : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2010. - 192 s.
8. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 75l [Elektronnyy resurs]. - M. : Pravitel'stvo Rossiyskoy Federatsii, 2000. — Rezhim dostupa: http://elementy.ru/library9/doctrina.htm (data obrashcheniya: 09.05. 2014).
9. Nikulina I. V. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy mobil'nosti prepodavatelya vysshey shko-ly : dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2005. - 193 s.
10. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel «Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] : prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (Minzdrav sotsrazvitiya Rossii) ot 26 avgusta 20l0 g. № 76m g. Moskva. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tant-Plyus».
11. Pedagogicheskaya praktika v vysshem obrazovanii: traditsii i novatsii : monografiya / O. A. Lyubchenko, A. S. L'vova, Yu. A. Popov, B. A. Kirmasov, A. V. Bakharev i dr. ; pod nauch. red. prof. A. I. Savenkova. - M. : Pero, 20l5. - ll0 s.
12. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. B. M. Bim-Bad; redkol.: M. M. Bezrukikh, V. A. Bolotov, L. S. Glebova i dr. - M. : Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2008. - 528 s.
13. Polonskiy V. M. Nauchno-pedagogicheskaya informatsiya : slovar'-spravochnik. - M. : Novaya shkola, l995. - 235 s.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/440401 (data obrashcheniya: 08.04.20l6).
15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - M. : Prospekt, 2013.