УДК 378+37.0
Смолянинова Ольга Георгиевна
Доктор педагогических наук, профессор, Член корреспондент РАО, директор Институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУВПО СФУ, smololga@mail.ru, Красноярск.
Иманова Ольга Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий образования Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО СФУ, olgaimanova@rambler.ru, Красноярск.
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ Е-ПОРТФОЛИО*
Аннотация: Авторами статьи предлагается использование технологии е-порфтолио для оценки профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов педагогического направления подготовки. Представлена структура е-портфолио, ориентированная на разные уровни профессионального педагогического образования. Е-портфолио может использоваться как эффективное средство развития мобильности будущих педагогов.
Ключевые слова: е-портфолио, педагогическое образование, бакалавриат, магистратура, мобильность, профессиональные компетенции, базовые компетенции.
Smolyaninova Olga Georgievna
Prof., Corresponding member of Russian Academy of Education, Director of Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, smololga@mail.ru, Krasnoyarsk.
Imanova Olga Anatolyevna
Docent, Information Technology in Education Chair, Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, olgaimanova@rambler.ru, Krasnoyarsk.
ASSESSMENT OF FUTURE PEDAGOGUES’ PROFESSIONAL COMPETENCES BY MEANS OF EPORTFOLIO *
Abstract: The research is carried out with the support from Krasnoyarsk Regional Scientific Fund (KKOnHnHTfl) within the project devoted to strengthening mobility among the graduates of higher and secondary professional institutions of Krasnoyarsk region by means of ePortfolio technology. The authors of the article offer using ePortfolio technology for assessing professional competences of Bachelor and Master program students specializing in Education. The article presents ePortfolio structure based on different levels of professional pedagogical education. ePortfolio may be used as effective means of developing mobility of future pedagogues.
Keywords: ePortfolio, pedagogical education, Bachelor/Master degree, mobility, professional competences, basic competences
В условиях модернизации российского образования возникают новые требования государства, общества и работодателя к уровню профессиональной подготовки педагога.
С нашей точки зрения, планомерное использование технологии епортфолио на всех уровнях высшего педагогического образования обеспечит профессиональное развитие
* Исследование проводится при содействии «ККФПНиНТД» в рамках проекта по поддержке мобильности выпускников СПО/ВПО Красноярского края средствами электронного портфолио.
будущего педагога, будет способствовать формированию качеств, необходимых выпускнику педагогического вуза для успешной адаптации в современном обществе и в будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ педагогического бакалавриата [5] и магистратуры [6] епортфолио может служить надежным средством оценки уровня освоения предметного материала будущими педагогами, динамики формирования и развития базовых и профессиональных компе-
тенций, сформированности рефлексивных навыков студента.
В институте педагогики, психологии и социологии СФУ технология епортфолио успешно используется с целью совершенствования подготовки педагогов на всех уровнях образования [1-4]. Представим опыт использования технологии епортфо-лио в подготовке бакалавров психологопедагогического направления и магистрантов педагогического направления Института педагогики, психологии и социологии СФУ.
Дисциплина «Технология е-портфолио» направлена на освоение студентами 1 курса психолого-педагогического бакалавриата методологических подходов создания, развития и использования е-портфолио; формирование базовых и профессиональных компетентностей будущего учителя начальных классов, необходимых в информационнообразовательной среде школы. В процессе освоения дисциплины студенты изучают различные модели использования электронного портфолио для оценки и рефлексии деятельности учителя начальных классов, которые успешно применяют в период прохождения педагогической практики в школе.
Создание е-портфолио бакалаврами, осуществляемое в рамках изучения дисциплины «Технология е-портфолио», является начальным этапом, так как дальнейшее развитие е-портфолио происходит на следующих курсах бакалавриата и при обучении в магистратуре.
Магистранты направления подготовки «Педагогическое образование» в 9 семестре изучают дисциплину «Метод Портфолио в высшем образовании».
Цель данной дисциплины заключается в формировании у магистрантов мобильности, профессиональных компетенций, умения презентации на современном рынке труда. Данные личные качества и компетенции позволят выпускнику магистратуры успешно использовать современные способы социального коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде, основанной на принципах сотрудничества; разрабатывать и реализовывать образовательные проекты; планировать индивидуальную траекторию образования в течение всей жизни; планировать профессиональную карьеру.
Таблица 1
Матрица оценки уровня сформированности общекультурных компетенций магистранта 1 курса
Уровни Общекультурные компетенции магистранта
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6
Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности Способность формировать ресурсноинформационные базы для решения профессиональных задач Способность самостоятельно приобретать с помощью ИТ и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях, не связанные со сферой деятельности Готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке
Знаниевый - 12,5% - 12,5% - 12,5%
Репродуктивный 12,5% 62,5% 75% 12,5% 50% 37,5%
Продуктивный 87,5% 25% 25% 75% 50% 50%
Общий уровень сформированности базовых компетенций магистрантов после прохождения ознакомительной практики: Знаниевый- 6, 25%, Репродуктивный- 41,67%, Продуктивный- 52,08 %
Таблица № 2
Матрица оценки уровня сформированности профессиональных компетенций магистранта 1 курса
Продуктив- ный Репродук тивный Знани- евый Уровни
37,5% 25% 37,5% Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1) О П - Обще професси- ональные (ОПК)
50% 50% Сособность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру ОПК-2
25% 62,5% 12,5% Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях П - Педагогическая деятельность
37,5% 25% 37,5% Готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса ПК-2
12,5% 25% 62,5% Способность руководить исследовательской работой обучающихся ПК-4
25% 25% 50% Способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач ПК-5 Научно-исследователь ская деятель-
25% 75% Готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач ПК-6 ность Профессиональные компетенции магистран
25% 62,5% 12,5% Готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки ПК-7
75% 25% Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов ПК-8 Методическая деятельность:
- 75% 25% Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области ПК-9
25% 50% 25% Готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы ПК-11 Управленческая деятельность
25% 62,5% 12,5% Готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы ПК-12 р
25% 50% 25% Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт ПК-13
12,5% 37,5% 50% Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов ПК-14 Проектная деятель- ность
12,5% 50% 37,5% Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольноизмерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта ПК-15
12,5% 50% 37,5% Готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения ПК-16
50% 50% Готовность к использованию современных информационнокоммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач ПК-20 Культурно- просвети- тельская
Следует отметить, что магистранты, обучающиеся по программе «Образовательный менеджмент» используют е-портфолио для осмысления результатов собственной профессиональной деятельности в процессе прохождения различных видов образовательной практики, представления итогов и отзывов руководителей практик, результатов самооценки и оценки уровня сформирован-ности базовых и профессиональных компетенций.
Представим результаты самооценки базовых (табл. 1) и профессиональных (табл. 2) компетенций магистрантов первого года обучения, направления подготовки «Образовательный менеджмент» после прохождения педагогической практики.
Оценка происходила по следующим уровням сформированности компетенций: зна-ниевый - магистрант обладает определенными знаниями, но не умеет использовать их в практической (профессиональной) деятельности; репродуктивный - магистрант применяет свои знания на практике, но действует на основе примеров и образцов; продуктивный - магистрант способен создавать продукт профессиональной деятельности, проявляет самостоятельность, успешно справляется с профессиональными действиями.
Общий уровень сформированности профессиональных компетенций магистранта: знаниевый - 26,47 %, репродуктивный -50%, продуктивный - 23,53 %.
Следует отметить, что проблемной зоной на каждом уровне мониторинга как со стороны самих магистрантов, так и со стороны преподавателей - экспертов является выделение четко обозначенных критериев оценки епортфолио и содержащихся в нем материалов, подлежащих оценке в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и запросами работодателя.
Для решения данной проблемы необходима четкая структуризация разделов, элементов содержания, подлежащих оцениванию, описание правил о возможных способах отражения сформированности рефлексивных навыков и развиваемых компетенций студента. Это позволит диагностировать образовательные результаты в долгосрочном периоде.
Цели формирования е-портфолио на каждом уровне педагогического образования
(бакалавриат-магистратура) не однозначны; е-портфолио выполняет различные задачи, имеет различные функции, отличается определенной структурой (содержанием). На разных уровнях образования свои запросы, потребности, свои цели развития епортфолио.
На основе исследований, проводимых в ИППС СФУ, авторами статьи предлагается модель использования е-порфтолио на разных уровнях образования. На уровне бакалавриата формирование и развитие епор-фтолио происходит на основе: получения студентом первого рефлексивного опыта, заключающегося в выявлении собственных дефицитов знаний, умений, необходимых базовых компетенций и выстраивании, в соответствии с этим, собственной образовательной траектории; планирования образовательной деятельности в условиях университетского пространства; профессионального самоопределения. Оценка сформированности профессиональных компетенций акцентируется на результатах педагогической практики и учебных результатах по пройденным дисциплинам.
На следующем уровне образования - магистратуре развитие е-портфолио ориентировано на выстраивание карьеры, профессиональное становление, использование имеющихся рефлексивных навыков и их дальнейшее развитие, формирование профессиональных компетенций, повышение уровня управленческих навыков.
Оценка сформированности профессиональных компетенций магистранта происходит по результатам ознакомительной, научно-педагогической и научноисследовательской практик, результатам научной деятельности и по учебным дисциплинам.
Структура е-портфолио на каждом уровне педагогического образования должна иметь инвариантную часть (обязательные разделы, содержание которых демонстрирует уровень сформированности профессиональных компетентностей будущих педагогов) и вариативную часть, которую может задавать каждый вуз в зависимости от направления и специфики подготовки. В структуру е-портфолио бакалавра и магистранта целесообразно включить раздел, ориентированный на потенциального работодателя, где будут представлены материалы в соот-
ветствии с выдвигаемыми работодателями требованиями к специалисту.
Авторами статьи предлагаются разделы, обязательные для е-портфолио бакалавра:
Образовательные результаты (результаты по пройденным дисциплинам, свидетельство о получении именных стипендий и т. д.);
Научная деятельность (тексты докладов на научно-практических конференциях; сертификаты участия в семинарах, конференциях и т. д.);
Практическая деятельность (отчеты, презентации и фотоотчеты; отзывы руководителей, отзывы с места прохождения практик, эссе);
Работодателю (отзывы преподавателей и руководителей практик; резюме; выпускная квалификационная работа; проекты, отражающие актуальные для работодателя умения, навыки и компетенции);
Магистратура (лучшие учебные, научные, профессиональные достижения);
Рефлексия (анализ собственных образовательных ресурсов и дефицитов, образовательные и карьерные планы, эссе);
Социальный опыт (материалы, подтверждающие участие в социальных проектах, гранты, сертификаты и т. д.).
Структура е-портфолио магистранта:
Образовательные результаты (результаты по пройденным дисциплинам, сертификаты об освоении программ дополнительной квалификации и т. д.);
Практическая деятельность (отчеты о прохождении практик, отзывы руководителей практик. Возможны любые форматы отчетов);
Научно-исследовательская деятельность (тексты докладов на научно-практических конференциях; оттиски статей в профессиональных журналах; сертификаты участия в семинарах, форумах, конференциях);
Профессиональная деятельность (грамоты, благодарности за участие в профессиональных конкурсах; лучшие методические разработки, используемые магистрантом в педагогической деятельности);
Работодателю (отзывы руководителей практик и магистерских диссертаций; резюме; материалы, отражающие уровень профессионального развития магистра; описание карьерного потенциала);
Рефлексия (анализ образовательных ресурсов, полученных за время обучения на бакалавриате; карьерные и профессиональные планы; планы на повышение квалификации профессиональной переподготовки).
Содержательный и концептуальный аспекты формирования е-портфолио должны учитывать принцип преемственности между е-портфолио бакалавра и магистранта, который заключается в переосмыслении студентом цели создания е-портфолио на каждом этапе и планировании дальнейших действий по его развитию. Е-портфолио формируется за счет лучших достижений студента за время обучения на баклавриате и в магистратуре (рис. ).
Е-портфолио профессиональный
Лучшие артефакты епортфолио выпускника + профессиональные достижения
~~ t .......................................
Лучшие артефакты епортфолио бакалавра + артефакты епортфолио магистранта
Е-портфолио магистранта
t .
Артефакты епортфолио бакалавра __
Е-портфолио бакалавра
Рис. Модель трансформации е-портфолио в условиях непрерывного педагогического образования.
Трансформация е-портфолио магистранта или бакалавра в профессиональный е-портфолио происходит за счет постоянного пополнения материалами, подтверждающими достижения его профессиональной деятельности.
Использование технологии е-портфолио в подготовке будущих педагогов: позволяет студентам стать активными участниками процесса оценки; способствует оцениванию более сложных и важных аспектов обучения, не поддающихся количественной оценке; помогает студенту оценить собственные знания, определять свои дефициты, проблемные зоны и цели, которых он хочет достигнуть в дальнейшем обучении; является основным механизмом для анализа и последующего планирования студентом собственной образовательной и профессиональной деятельности. Технология е-портфолио позволяет включать студента в процесс развития необходимых работодателю профессиональных компетенций, служит средством будущей успешной социализации.
По нашему мнению, реализация широкого спектра возможностей технологии е-портфолио должна быть обусловлена четкой детализацией использования е-портфолио на каждом уровне образования: определением целей формирования и развития, структуры (содержания) е-портфолио; выделением критериев оценки материалов е-портфолио, отражающих результаты образовательной и практической деятельности будущего педагога в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и работодателя; наличием определенных правил и рекомендаций о способах отражения сформированности рефлексивных навыков и компетенций студента. Сохранение лучших материалов в е-портфолио бакалавра или магистра, является хорошей перспективой для трудоустройства как в рамках одной сферы профессиональной деятельности, так и при переходе с одной специальности на другую, обеспечивая мобильность выпускника педагогического вуза.
Библиографический список
1. Смолянинова О. Г., Глухих Р. С. University Teacher Professional Development and Assessment on the Basis of E-portfolio Method / Journal of Siberian federal University, Humanities & Social Scienc-
es. - 2009. - Vol 2. - P. 601-610. http://elib.sfu-kras. ru/handle/2311/1129
2. Смолянинова О. Г. Е-портфолио в оценивании образовательных достижений и профессиональном развитии магистров СФУ // Информатика и образование. - 2009.- №12. - С.121-123.
3. Смолянинова О. Г. Метод электронного портфолио в оценивании образовательных достижений бакалавров педагогики// М. Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. - N 3. -С. 11-16.
4. Смолянинова О. Г. Использование технологии е-порфтолио в высшем образовании в Российской Федерации» // Сибирский педагогический журнал. - № 9. - 2011 г, С. 65-77.