УДК 378::159 Чеккуева Зульфия Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева
Лайпанова Лейла Хаджи-Даутовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация:
В статье излагается авторский подход к решению проблемы формирования профессиональных компетенций магистров-психологов при прохождении производственной практики. На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта и опыта реализации вузами программ магистерского обучения определены перспективные направления подготовки магистрантов и условия возникновения профессиональных компетенций. Раскрыт потенциал производственной практики в развитии компетенций будущих психологов.
Ключевые слова:
профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, магистры-психологи, психологическое консультирование, производственная практика, федеральный государственный образовательный стандарт.
Chekkueva Zulfiya Nikolayevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Educational Psychology Department, Karachay-Cherkessia State University
Laypanova Leila Hadji-Dautovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Educational Psychology Department, Karachay-Cherkessia State University
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGY UNDERGRADUATES IN THE COURSE
OF INTERNSHIP
Summary:
The article describes the authors' approach to the problem of professional competence development of Masters of Psychology in the course of internship. Based on the analysis of the Federal State Educational Standard and the experience of implementation of Masters' training programs by some universities, the authors consider the promising areas of undergraduates' training and the conditions of professional competencies development. The potential of the internship in the development of future psychologists' competencies is discussed.
Keywords:
vocational training, professional competencies, Masters of Psychology, psychological counseling, internship, Federal State Educational Standard.
Интеграция России в мировое образовательное пространство выдвигает новые требования к реформированию отечественной системы образования. Они предполагают создание образовательной среды вуза, обеспечивающей развитие таких качественных характеристик выпускника, как гибкость, вариативность, мобильность, готовность к смене жизненных стереотипов и приоритетов [1].
Исходя из этого переход российских вузов на уровневое образование (бакалавр - магистр) актуализирует поиски перспективных направлений подготовки студентов-магистрантов. Вуз в данном случае представляет собой своеобразный «социальный лифт», реализующий вертикальную мобильность граждан, их «подъем» от одной степени общественной иерархии к другой -более высокой, обеспечивая при этом устойчивый карьерный рост [2].
Для успешной адаптации в профессиональной и социальной сферах выпускнику вуза необходим высокий уровень базовых компетенций, позволяющих эффективно реализовать себя в специальности и обеспечить условия для непрерывного карьерного роста. Обучение в магистратуре направлено на развитие совокупности квалификационных компетенций, входящих в структуру профессионализма человека [3]. Формирование компетентности магистров представляет собой поэтапный процесс их профессионально-личностного становления в учебной и профессиональной деятельности [4; 5].
Анализ сложившейся системы подготовки магистров-психологов показал, что ее дальнейшее совершенствование должно заключаться в целенаправленном развитии профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств, составляющих основу компетентности выпускника.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)
Объективная оценка уровня компетенций будущих магистров-психологов предполагает определение критериев, показателей и степеней сформированности у магистрантов основных компетенций в процессе педагогического мониторинга [6].
В стандартах последнего поколения количество часов в вузах существенно сократилось. В учебных планах исчезла графа «семинарские занятия», на которых предполагалось закрепление теоретических основ подготовки студентов. Преподаватели вынуждены находить компромиссные решения между требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСа) и очень малым объемом часов, отводимых на усвоение знаний и отработку умений и навыков. В этой ситуации производственная практика является тем видом учебной деятельности, которая при правильной организации может обеспечить полноценную профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Обращение к данной теме есть результат дискуссии профессорско-преподавательского состава российских вузов с диаметрально противоположными мнениями: необходимо ли в процессе производственной практики погружать студентов во все многообразие деятельности психолога организации, которая выступает базой практики, ориентировать магистрантов на системное видение профессиональных возможностей в основных направлениях работы практического психолога или можно ограничиться одним направлением и трудиться над темой магистерской диссертации. За внешней простотой этого обсуждения скрываются серьезные проблемы в понимании методических и организационных основ подготовки психологов-магистров.
С одной стороны, несомненные трудности вызывают скромные временные рамки производственной практики магистрантов - две недели. С другой - значимость научной деятельности невозможно переоценить. И естественным этапом успешности освоения данного вида деятельности является продолжение обучения в аспирантуре, где научная составляющая становится приоритетной. Анализ нормативных документов по подготовке магистров-психологов показывает, что требования ФГОС к уровню сформированности профессиональных компетенций магистрантов высоки. Опора на многолетний опыт работы авторов статьи в роли как преподавателей вуза, так и практических психологов позволила сформулировать собственные взгляды на решение данной проблемы.
Для определения области профессиональной деятельности магистров-психологов обратимся к ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология. Анализ компетенций, формирование которых предписано ФГОС под заголовком «Практическая деятельность» выявил следующее: магистранты должны овладеть семью компетенциями (с ПК-16 по ПК-21). Внимательное изучение только ПК-19 «комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека» показывает сложность и емкость обозначенной проблемы.
В пункте 4.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология обозначены следующие компетенции: «решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям».
В пункте 4.3 практическая деятельность магистрантов-психологов выделяется как одна из необходимых. Таким образом, для обеспечения полноценных условий практики нужно ориентироваться на социальную среду, определяющую реальную востребованность данных специалистов. Особенно это касается небольших городов и регионов. Ориентиры на возможное место работы, с одной стороны, повышают мотивацию, с другой - позволяют обучающимся подойти более подготовленными к конкретным условиям труда.
Существуют базовые направления в работе психологов, которые необходимо знать всем независимо от места профессиональной деятельности. При прохождении производственной практики магистрант должен познакомиться с такими видами работы практического психолога, как психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Считаем, что в данную классификацию возможно добавить шестое направление и выделить его отдельно - психология развития. Речь идет о развитии у студентов познавательных, коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и т. д. То есть если мы говорим о коррекции мнемических процессов, то предполагается ее несоответствие определенным стандартам. Но в резерве психологов имеется множество методик, позволяющих осваивать разные виды памяти. Знания основ психотерапии у психолога (если он не клинический психолог) приветствуются, но требуют специальной подготовки.
Требования ФГОС определяют достаточно свободное владение психодиагностической базой. Магистранты должны уметь разрабатывать теоретические и методические модели психодиагностики. Работа с методами сбора первичных данных, их анализ и интерпретация начинаются в процессе изучения дисциплины «Психодиагностика», как и подготовка технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем.
Однако психодиагностические заключения и рекомендации при научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности целесообразнее составлять и на практике или, что тоже не исключено, помогать психологу организации, участвуя по мере сил в его работе по плану. При этом магистранту необходимо ознакомиться с банком диагностических методик в данной организационной структуре и их видами: компьютерными, проективными, многофакторными, на определение отдельных свойств личности или познавательных процессов. Знакомство с системно выстроенной отчетностью позволит магистрантам получить более целостное представление о психодиагностической работе. Следует отметить, что одной из трудностей для молодых специалистов является непонимание того, что диагностика сама по себе не имеет смысла, если ее результатами не пользоваться в коррекционных или профилактических мероприятиях.
Психологическое консультирование, на наш взгляд, - наиболее уязвимое место при отработке умений практического психолога. Учебным планом на консультативную психологию отводится небольшое количество часов. При этом само понимание и подходы в данной области довольно разнообразны и требуют серьезного осмысления. Даже самый минимум практических навыков консультирования нуждается в длительной и постоянной тренировке.
Предугадать, с какой проблемой придет на консультацию клиент, невозможно. У каждого неповторимый узор анамнеза, особенностей восприятия и т. д. Особенно сложно это понять магистрантам, не прошедшим подготовку бакалавра психологии. В данном случае на практике обращение внимания на ответственность и стимулирование саморефлексии поможет избежать серьезных проблем. Так, предполагается, что магистранты должны уметь консультировать организации по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг). Заслуженное внимание уделено психологическому консультированию в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности, а также индивидуальному консультированию в контексте интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста. Анализ содержания ФГОС свидетельствует о достаточно высоком уровне требований к сформированности профессиональных компетенций магистров.
Необходимо отметить, что работа психолога в разных учреждениях имеет свою специфику. В организованном нами пилотажном исследовании проведена экспертная оценка профессиональных компетенций магистра-психолога. С помощью метода весовых коэффициентов значимости выделены основные компетенции, которые необходимо сформировать у магистранта в процессе производственной практики.
На базе Карачаево-Черкесского государственного университета выявлена и апробирована совокупность организационно-педагогических условий формирования основных профессиональных компетенций у магистров-психологов в процессе производственной практики, включающих межпредметную интеграцию; использование интерактивных технологий; поэтапную корректировку содержания программ практик; педагогический мониторинг развития компетенций.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций является одной из основных тенденций современного высшего профессионального образования. Производственная практика при целесообразной организации обладает значительным потенциалом для развития компетенций будущих магистров-психологов.
Ссылки:
1. Петьков В.А., Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 105-109.
2. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза//Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.
3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.
4. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 3 (129). С. 82-88.
5. Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Интерактивные технологии развития в вузе профессиональной компетентности будущих магистров социальной работы // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 12, № 2. С. 84.
6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.