[9, с. 38]). Какую же роль в этом культе выполнял Аполлон? Так как Орфей был «земной» эманацией Загрея и не являлся божеством сам по себе, необходимо было некое сакральное обоснование для новой действительности. По словам А. Ф. Лосева, «поскольку растерзанный Загрей все же остается божеством и не может исчезнуть окончательно, важно было формулировать то новое существование Загрея, когда он оказывался принципом воссоединенного мироздания. Этот принцип нашли в Аполлоне как божестве света и светлооформленной индивидуальности» [10, с. 158]. Аполлон вновь соединяет части разорванного тела бога-жертвы, но уже по своим собственным законам красоты и порядка. Орфей получает новую жизнь - в звуке и слове - и, хранящий память о прошлом, становится символом грядущего. Так происходит объединение двух универсальных начал, и мир обретает целостность под знаком новой религии.
1. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М. : Мысль, 2001. 226 с.
2. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзоте-ризма религий. М. : Олма Медиа Групп, 2013. 304 с. URL: http://royallib.com/read/shyure_eduard/velikie_ posvyashchennieocherk_ezoterizma_religiy.html#0 (дата обращения: 12.02.2017).
УДК 378.22
к вопросу о формировании профессиональной мобильности магистранта
В статье рассматривается профессиональная мобильность магистранта как неотъемлемая составляющая характеристики современного выпускника, необходимость и возможность ее формирования в процессе освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Ключевые слова: магистранты, профессиональная мобильность, профессиональная мобильность магистранта, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции, виды профессиональной деятельности.
В современном образовательном пространстве Российской Федерации все большее значение приобретает подготовка педагогических кадров, способных решать задачи не только в педагогической деятельности, но и принимать активное участие в совершенствовании образовательного процесса в целом, быть заинтересованным в повышении уровня квалификации и образования. Все чаще сотрудники образовательных организаций поступают в магистратуру
3. Элиаде М. История веры и религиозных идей : в 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М. : Кри-терион, 2002. 512 с.
4. Бердяев Н. А. Восток и Запад // Путь. № 23. URL: http://www.odinblago.ru/path/23/5/ (дата обращения: 12.02.2017).
5. Miles Geoffrey. Classical Mythology in English Literature: A Critical Anthology. London : Taylor & Francis Ltd, 1999. 470 p.
6. Бродский И. Девяносто лет спустя // Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского : в 7 т. Т. VI / Сост. И. Бродский; общ. ред. Я. А. Гордина. СПб. : Пушкинский фонд, 2003. 456 с.
7. Бланшо М. Ожидание забвение. СПб. : Амфора, 2000. 176 с.
8. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб. : Алетейя, 1994. 342 с. (Серия «Античная библиотека»).
9. Рассел Б. История западной философии : в 3 кн. Кн. 1. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во : Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. 365 с.
10. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. : Гос. уч.-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1957. 620 с.
© Видершпан А. А., 2017
И. Князева I. Knyazeva
Галагузова Galaguzova
Ю THE QuEsTioN oF THE FoRMATioN
of master's students PR0FESSi0NAL
MobiLiTY
The article deals with the master's student professional mobility as an important component of the characteristic of the modern graduate, with the necessity and possibility of its formation during studying at master's program «Pedagogical Education».
Keywords: students of a master degree, professional mobility, master's professional mobility, federal state educational standard, professional competences, types of professional activity.
не только с целью получения углубленных знаний в определенном профессиональном направлении, но и приобретения профессиональных компетенций в различных видах профессиональной деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее ФГОС ВО) выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», должен обладать способностью
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. Research supervisor: doctor of pedagogical sciences, Professor Y. N.
к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности (педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской) [1]. Владение этими видами деятельности предполагает формирование у магистранта такого профессионально-личностного качества, как профессиональной мобильности.
О необходимости формирования данного качества свидетельствует и ряд нормативных документов. Так, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 году и рассчитанной на период до 2025 года, указывается, на необходимость подготовки «высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [2].
В настоящее время понятие «профессиональная мобильность» широко исследуется в разных науках: социологии, психологии, педагогики. В профессиональной педагогике, данное понятие определяют преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности, изменения в них и виды профессиональной деятельности [3; 4]. В силу этого профессиональная мобильность является основой эффективности реагирования личности на различные проблемные ситуации, складывающиеся в профессиональной деятельности. Она выступает неким личностным ресурсом готовности к профессиональным переменам, в том числе к профессиональному росту, способствует развитию творческого отношения к профессиональной деятельности, к саморазвитию, к эффективному решению профессиональных и жизненных проблем с многоаспектными факторами выбора [5; 6].
Высшее образование является одной из основных сфер формирования профессиональной мобильности, поскольку развитие института профессии в целом, а также профессиональной структуры общества обеспечивается профессиональной подготовкой и переподготовкой, которые ведутся в его рамках.
Учитывая, что магистранты, поступившие на направление подготовки «Педагогическое образование», уже освоили образовательную программу на первой ступени высшего образования, а также в большинстве своем являются педагогическими работниками и готовы решать отдельные профессиональные задачи, то необходимо обеспечить включение их в решение новых профессиональных задач, которые не являются для них привычными. Это позволит расширить, в дальнейшем, их профессиональную область деятельности.
Большинство авторов подразумевают под профессиональной мобильностью качество личности, выражающее готовность и способность личности к профессиональным переменам [3; 5; 7]. В процессе обучения способность может рассматриваться только применительно к освоению профессиональных действий и проявлению их в учебно-практических ситуациях через реализуемое умение совершать
операции определенного рода. Профессиональная готовность характеризуется целостным проявлением всех сторон личности: мотивов, установок, отношений, а также накопленными знаниями, умениями, навыками, которые являются предпосылками эффективного выполнения профессиональных функций. Уточним сущностную характеристику понятия «профессиональная мобильность магистранта». В соответствии с положениями, приведенными выше, понятие «профессиональная мобильность магистранта» определяется нами как профессионально-личностное качество, выражающее способность и готовность магистранта решать профессиональные задачи в педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности и, как следствие, при необходимости менять основной вид профессиональной деятельности.
Компонентами профессиональной мобильности магистрантов являются: мотивационно-рефлексивный, когнитивный и деятельностный. Рассмотрим характеристики выделенных компонентов.
Мотивационно-рефлексивный компонент рассматривается нами как необходимая составляющая личности магистранта, обеспечивающая ему успешность адаптации к каждому виду профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности [8]. Рефлексия порождает когнитивный опыт и способность планировать, предвосхищать и прогнозировать возможные изменения в своей жизнедеятельности. Именно от рефлексии зависит умение мобилизовать себя, чтобы выйти за пределы ситуации и преодолеть профессиональные и социально-личностные затруднения. Рефлексия направлена на поиск причин, в ходе чего осознается, что существующие обстоятельства затрудняют решение профессиональных задач. На основе рефлексии магистрант может управлять собственной профессиональной деятельностью, сопоставлять свои возможности и сложившиеся условия в ситуации затруднения [9].
Мотивационно-рефлексивный компонент профессиональной мобильности магистранта рассматривается нами как побуждение и осознанное положительное отношение магистранта к выполнению функций, присущих широкому спектру видов профессиональной деятельности, к их изменению при необходимости на основе самооценивания и самохарактеристики.
Когнитивный компонент профессиональной мобильности отражает влияние интеллектуальных (познавательных) процессов на поведение и деятельность человека. Когнитивные (познавательные) процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации, отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ними. Когнитивное развитие включает накопление знаний и развитие компонентов обработки информации [10].
Когнитивный компонент профессиональной мобильности магистранта характеризуется совокупностью накопленных знаний о сущности и особенностях различных видов
122
Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)
профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший образовательную программу магистратуры. Понимание сущности и особенностей различных видов профессиональной деятельности, глубина знаний позволяет быстрее адаптироваться, хорошо ориентироваться в профессиональной сфере и обеспечивает успешность применения полученных знаний, приобретенных умений и навыков на практике.
Деятельностный компонент профессиональной мобильности характеризуется в процессе выполнения различных профессиональных задач: способности к целеполаганию, планированию действий, проектированию собственного профессионального развития и достижению профессионально значимых компетенций, умению находить оптимальные выходы из ситуации затруднения и аргументировать вариант выбора решения, активному самопроявлению в нормальных и специально смоделированных условиях [6]. Деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе.
Деятельностный компонент профессиональной мобильности магистранта рассматривается нами как способность и готовность выпускника магистратуры выполнять трудовые действия, которые присущи работникам сферы образования по различным видам профессиональной деятельности (научно-исследовательская, педагогическая, методическая, проектная, управленческая, культурно-просветительская), и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Можно сделать вывод, что формирование профессиональной мобильности магистранта происходит в результате освоения образовательной программы магистратуры, в случае если при ее составлении руководителем одинаково задействованы все виды профессиональной деятельности, обозначенные в ФГОС ВО. Соответственно, при разработке образовательной программы компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа, включаются в набор требуемых результатов. Определение уровня сформированности профессиональной мобильности магистранта происходит через совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в каждом виде профессиональной деятельности, и, как следствие, достигается профессиональное развитие и рост магистранта. Говоря более детально, профессиональная мобильность формируется у магистрантов в процессе прохождения практики и изучения дисциплин, которыми наполнена програм-
ма, через решение практических профессиональных задач и выполнение профессиональных действий в каждом виде профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональная мобильность должна рассматриваться как неотъемлемая составляющая характеристики современного выпускника высшего учебного заведения, ее формирование должно обеспечиваться в процессе освоения образовательной программы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. URL: http:// fgosvo.ru/440401 (дата обращения: 08.04.2016).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 / М. : Правительство Российской Федерации, 2000. URL: http://elementy.ru/library9/ doctrina.htm (дата обращения: 09.05. 2014).
3. Луданова Т. В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 166 с.
4. Новолодская С. Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 178 с.
5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006. 427 с.
6. Никитина Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2007. 180 с.
7. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2008. 411 с.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2009. 356 с.
9. Никулина И. В. Формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя высшей школы : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 193 с.
10. Мясникова Т. И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 192 с.
© Князева О. И., 2017