Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности'

Моделирование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАНТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / CANDIDATE FOR A MASTER''S DEGREE / PROFESSIONAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / PROCESS OF THE FORMATION / MODEL OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймухамбетова Ботагоз Шакировна

Статья посвящена описанию моделирования процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. В статье уточнены понятия «исследовательская деятельность магистранта», «готовность к исследовательской деятельности магистрантов», проанализирован социальный заказ к выпускнику магистратуры, определены основные требования, к которым должна удовлетворять модель формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баймухамбетова Ботагоз Шакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to description of modeling the process of the formation of readiness for research activity of the candidate for a master's degree. The author clarifies the notions “research activity”, “readiness for the research activity of the candidate for a master's degree”, analyses the social demand to the master’s candidates, and identifies the main requirements that are necessary for the model of formation of readiness for research activity of the candidate for a master's degree

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности»

ществлять превентивные меры в профилактической работе в образовательной среде [3].

Для решения этой задачи требуется объединение усилий всего педагогического сообщества, в первую очередь, учителей физической культуры и здорового образа жизни. Поэтому мы приняли предложение наших финских коллег из Университета Ювяскюля провести очередной конгресс в Петрозаводске. В тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами в Республике Карелия была создана ассоциация учителей физической культуры и педагогов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Это начинание нашего факультета было поддержано в Республике Карелия; это лишь первый шаг к объединению наших усилий. Мы надеемся на то, что одним из важнейших итогов нашей работы с зарубежными партнерами станет создание аналогичных региональных ассоциаций учите-

лей физической культуры и педагогов, пропагандирующих здоровый образ жизни, а на их основе - Российская национальная ассоциация.

Литература:

1. Можаев Э.Л. Факторы, стимулирующие интерес студенчества к занятиям физической культуры / Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2006.

2. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2004. - 165 с. С. 41.

3. Аксютич Т.П. Подготовка педаго-гов-превентологов как необходимое условие организации эффективной профилактической работы в образовательной среде / Казанский педагогический журнал. 2010. №2. С. 66-72.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Б.Ш. Баймухамбетова

Статья посвящена описанию моделирования процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. В статье уточнены понятия «исследовательская деятельность магистранта», «готовность к исследовательской деятельности магистрантов», проанализирован социальный заказ к выпускнику магистратуры, определены основные требования, к которым должна удовлетворять модель формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности

Ключевые слова: профессиональное образование, магистрант, исследовательская деятельность, процесс формирования, модель формирования

Modeling the process of the formation of readiness for research activity of the candidate for masters. The article is devoted to description of modeling the process of

the formation of readiness for research activity of the candidate for a master's degree. The author clarifies the notions "research activity", "readiness for the research activity of the candidate for a master's degree", analyses the social demand to the master's candidates, and identifies the main requirements that are necessary for the model of formation of readiness for research activity of the candidate for a master's degree

Key words: professional education, candidate for a master's degree, research activity, process of the formation, model offormation

На современном этапе реформирования образования одним из важнейших элементов является введение многоуровневой системы обучения, реализация которой напрямую связана с развитием института магистратуры.

Особенность многоуровневого образования - решение различных образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах основной целью является формирование творческого мышления и создание условий для самореализации личности. Непрерывность образования предполагает постоянное образование, то есть образование в течение всей жизни.

Магистерские программы, являясь особым важным звеном в системе непрерывного профессионального образования, призваны предоставить человеку возможность пополнить, приумножить свои профессиональные знания, умения и навыки, а также развить свои способности, личностный потенциал в общекультурном, интеллектуальном плане. В связи с этим на уровне магистратуры готовность магистранта к исследовательской деятельности становится одной из важных и системообразующих профессиональной составляющей подготовки, так как является не только целью, но и средством эффективного развития личности магистранта. Поэтому актуальной является разработка модели формирования готовности магистрантов к исследова-

тельской деятельности и определение дидактических условий ее реализации.

Прежде чем перейти к моделированию, необходимо определить сущность данного понятия. Под моделью в науке понимают искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, формул, конструкции и т.п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отражает и воспроизводит в более уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи отношения между элементами исследуемого объекта [1].

Моделирование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности включает следующие аспекты:

1) постановка цели и задач моделирования;

2) анализ требований социального заказа к выпускнику магистратуры;

3) анализ особенностей исследовательской деятельности магистра;

4) определение содержания компонентов готовности к исследовательской деятельности;

5) разработка модели формирования готовности к исследовательской деятельности в магистратуре педагогического вуза.

Цель моделирования заключается в разработке модели формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности, направленной на формирование у обучающихся методологических знаний и исследо-

вательских умений, на развитие профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успех и результативность исследовательской деятельности.

На основе проведенного социального заказа к выпускнику магистратуры, нами были определены требования к уровню подготовки элитных специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации навыками и умением ставить исследовательские задачи, планировать проведение исследований, выполнять исследовательские действия, анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Следующий аспект моделирования процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности предполагал выявление особенностей их исследовательской деятельности. Так как основными видами деятельности, к которым должен быть готов магистр, являются научно-исследовательская и научно-педагогическая деятельность, мы проанализировали сущность понятия «исследовательская деятельность».

Анализ современной научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что «исследовательская деятельность» отождествляется с понятиями «научно-исследовательская деятельность» (НИД) и «учебно-исследовательская деятельность».

В психолого-педагогических исследованиях под учебно-исследовательской деятельностью (УИД) понимают исследовательскую деятельность, осуществляемую в рамках образовательного процесса с целью формирования у субъекта умений и знаний методологии научного познания, направленную на

получение субъективно новых знаний [2].

Научно-исследовательская деятельность, по мнению ряда авторов [3], является одним из видов самостоятельной деятельности обучающихся, но выделяется из нее своим исследовательским характером. В этом смысле НИД представляет собой разновидность исследовательской деятельности, направленную на получение объективно нового знания.

Основываясь на проведенном анализе, исследовательская деятельность на уровне магистерской подготовки является средством укрепления и углубления усваиваемых знаний, формирования активной и независимо мыслящей личности, развития его умственных способностей. Понятие «исследовательская деятельность магистранта» означает: специально-организованную деятельность по овладению методологией научного познания и организации исследовательского поиска, результатом которой является соответствующий уровень сформированности исследовательских умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих успешное функционирование этой деятельности.

Для успешного выполнения любого вида деятельности необходимо, чтобы у человека сформировалась готовность к этой деятельности. Формирование готовности к исследовательской деятельности происходит постепенно в результате овладения личностью знаниями, умениями и навыками, важными для успешного выполнения исследовательской деятельности. Опираясь на исследования [3,4,5], мы определили три основных компонента готовнос-

ти к исследовательской деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, личностный. Взаимодействие этих компонентов составляет сущность готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Под готовностью магистрантов к исследовательской деятельности мы понимаем особое психическое состояние, отражающее отношение и результат его внутреннего интеллектуального и личностного развития, владение структурой активных познавательных действий и системой, направленной на их выполнение.

Рассматривая готовность магистрантов к исследовательской деятельности как интегративную характеристику, формирование которой представляет собой сложный и многоаспектный процесс, полное изучение которого не может осуществляться с одной точки зрения, мы считаем необходимым использовать идею взаимодополняющей, комплексной разработки подходов при исследовании педагогических явлений [6]. Взаимодополняющее использование в нашем исследовании системного, информационного и личностно-деятельностного подходов позволит осуществить комплексное исследование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности и разработать эффективно функционирующую модель формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности.

При разработке модели мы опирались на принципы, среди которых можно выделить общедидактические (историзм; научность; систематичность и последовательность) и специфические (субъектность; результативность каж-

дого вида деятельности; высокая мотивированность любых видов деятельности; обязательная рефлексивность деятельности; сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности).

Таким образом, основываясь на характеристике компонентов готовности к исследовательской деятельности, специфике исследовательской деятельности магистров, на квалификационных требованиях к магистрам, а также на социальном заказе подготовке современного конкурентоспособного специалиста, мы определили совокупность требований, которым должна удовлетворять модель формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности (см. таблицу 1):

1) направленность процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности на углубление теоретико-методологических знаний о сущности исследовательской деятельности и отработку необходимых умений;

2) создание условий для возникновения и проявления инициативы и активности магистрантов в организации исследовательской деятельности;

3) обеспечение процесса интеграции содержания, форм и методов профессиональной подготовки, ориентирующих магистрантов на творческую самообразовательную деятельность;

4) формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности в соответствии с поэтапным движением магистрантов к саморегулируемой деятельности в процессе постановки и решения задач, возникающих в ходе исследовательской и педагогической деятельности.

с

т р

У

к т

У р

н ы

Е

К О

м п о н

Е

н т ы

МОТИВ АЦЙОННО-ЦЕЛЕВОИ

ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИИ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИД

> формирование мотивационно-ценностного отношения к ИД

> формирование теоретической готовности к ИД

> формирование практической готовности к ИД

Ж

§=►( МОТИВИРУЮЩИЙ

ПРОГНОСТИЧЕСКИМ

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

> овладение общенаучными фундаментальными знаниями;

> овладение знаниями конкретного научно-педагогического исследования;

> овладение знаний процедур и техники научно-педагогического исследования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

г-ЖМ^ ОБУЧАЮЩИЙ

Соедства формирования готовности^— ИД:

1. информационные (информ. ресурсы Ыетец виртуальные исследовательские

§г> лаборатории)

2. методические (программа практик, учебно-методическое пособие «Научно-педагогические аспекты проектирования

магистр, диссертаций»

3. обучающие (спецкурс «Теоретико-методологические основы ИД»,

самообразовательная программа, программа психологических тренингов, учебно-исследовательские задачи и за^ия)

Формы формирования готовности к ИД:

1. Лекции с элементами проблемности, лекции-

визуализации

2. Семинары-дискуссии, мозговой штурм, деловая игра

3. Внеучебные формы организации ИД

Методы формирования ^ готовности к ИД:

1. Активные методы

обучения

2. Проблемный метод

3. Исследовательский мегод

ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ

4=|Ф" РАЗВИВАЮЩИЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

СТИМУЛИРУЮЩИЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

КРИТЕРИИ:

1. мотивацнонно-ценностное отношение к ИД

2. когнитивно-операциональный (знания, умения ИД)

3. личностные качества (сила воли, активность, трудолюбие)

РЕЗУЛЬТАТ

ГОТОВНОСТЬ К ИД:

> теоретическая готовность

> практическая готовность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> профессионально значимые качества педагога -исследователья

УРОВНИ:

> репродуктивный репродуктивно-

творческий

> творческий

ЦА РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Ц А КОРРЕКТИРУЮЩИЙ

I Г

Ф

У

н

к Ц

и о н

А Л

ь н ы

Е

К О

м п о н

Е Н Т

ы

1 Модель формирования готовности I магистрантов к ИД

О

Й гъ

и

V

-е-

о

тз

§

а тз о и

89 Я

а

=5 О

н о и Я о

и »

Н О^ * §

5 -К 89 а

3 ^

О

н тз

89 Я н о и

а

о

о -

п й о

И

89 Н

В"

о «

о ас

Литература:

1. Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. -М.: Знание, 1997 - 52 с.

2. БережноваЕ.В., КраевскийВ.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов - М: Академия, 2005 -128 с.

3. Сельдемирова Р.А. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к исследовательской деятельности в системе дошкольного образования: Дис... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2004 -208 с.

4. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функцио-

нирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. В.А.Сластенина - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1982 - с. 14 - 28.

5. Смаглий Т.И. Формирование готовности будущих учителей к профессионально-педагогическому сотрудничеству в системе высшего образования: Дис... канд. пед. наук. - Челябинск,2003 - 256 с.

6. Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистров педагогического университета к научно-исследовательской деятельности. /Дис. канд. пед. наук. - СПб, 2003 - 169 с.

7. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ,1991 - 127 с.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА В НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ

КОНТЕКСТЕ

Ф. У. Базаева

В статье самореализация педагога рассматривается в национально-культурном контексте. Критерием успешности педагогической деятельности выделяется понимание, которое зависит от особенностей восприятия детей, определяемых этнокультурой. Особо в статье выделяется соотнесение самореализации и справедливости (равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, коллективистская ориентация кавказской культуры, сочетание любви к детям с высокой требовательностью к ним, сохранение достоинства ребенка), честь, долг и авторитет учителя. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Педагогический долг неразрывно связан с авторитетом: небрежное объяснение материала, несправедливость в оценке знаний, привычка опаздывать на урок, необязательность в выполнении обещаний способны подорвать авторитет педагога в глазах учеников.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, педагогическое образование, национальность, культура, справедливость, честь, долг, авторитет, учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.