Научная статья на тему 'Профессиональная активность магистранта педагогического образования как психологопедагогическая проблема'

Профессиональная активность магистранта педагогического образования как психологопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ACTIVITY / MASTER STUDENT / ACTIVITY APPROACH / CHARACTER OF AN INDIVIDUAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МАГИСТРАНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леденева А. В.

Данная статья посвящена феномену профессиональной активности магистранта. Особое внимание автор уделяет деятельностному подходу к формированию профессиональной активности магистранта, исходя из положения о том, что деятельность основа развития личности. Выделяются и описываются характерные особенности деятельностного подхода в образовательном процессе магистратуры на основе анализа научной литературы. Обосновывается идея о том, что существует три ведущих личностных образования, одним из которых является активность, а в условиях требований ФГОС ВО особое значение при подготовки к различным видам профессиональной деятельности отводится профессиональной активности. Автор даёт обобщенную характеристику профессиональной активности магистранта с точки зрения профессионального мастерства и профессиограммы магистранта. Данное направление дополняется обоснованием идеи формирования профессиональной активности как интегративного личностного образования учащегося в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER STUDENT''S PROFESSIONAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION AS A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE

The study deals with a phenomenon of professional activity of master students. Particular attention is paid to the activity approach in the development of master students’ professional activity on the basis of a concept that an activity is a basis of human development. The researcher describes characteristics of the activity approach in the master students’ educational process. The presented analysis of published research on the problem substantiates the idea that there are three major personal characters, one of which is active, and the requirements under the FSES particular importance in the education of various kinds of professional activities. The author gives a generalized description of the professional activities of MA students in terms of professional skills and a master student’s professiogram. This trend is complemented by the idea of formation a professional activity as an integrative personal character in educational and professional process.

Текст научной работы на тему «Профессиональная активность магистранта педагогического образования как психологопедагогическая проблема»

В материалах, подготовленных по результатам научно-практических семинаров, проведённых в различных субъектах Российской Федерации по изучению основных методов профилактики распространения экстремизма и терроризма среди молодёжи (г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи и др.) по теме «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи. Роль и задачи муниципальных образований», авторы классифицируют молодёжный экстремизм по основным течениям - это националистиче-ско-расистская направленность, религиозная направленность и политическая направленность.

В указанном сборнике итоговых материалов научно-практических семинаров [9] даётся характеристика данных направлений. При характеристике экстремизма националистиче-ско-расистской направленности основное внимание уделяется движению скинхедов и футбольным фанатам. Религиозная направленность характеризуется ростом активности ряда объединений, которые культивируют религиозный фанатизм, основывающийся на извращенных духовных канонах. Наибольшую опасность для национальной безопасности государства представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - ваххабизм и такое религиозное течение, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, как сатанисты. В политической направленности наиболее активно проявляет себя крупная праворадикальная политиче-

Библиографический список

ская организация, относящаяся к числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России и ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, партия «Русское национальное единство» (РНЕ). Кроме того, заметна деятельность леворадикальных объединений: Революционный коммунистический союз молодёжи (большевиков) и Авангард красной молодёжи (АКМ), которые возникли после раскола РксМ (Российского коммунистического союза молодёжи), а также запрещённая ныне Национал-большевистская партия.

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что экстремизм - явление многогранное, все его виды и каждая из его форм весьма специфичны и в различных субъектах Российской Федерации проявляются по-разному, исходя из социальных, экономических, политических, этнических и других условий, а также от складывающейся в регионе оперативной обстановки.

На наш взгляд, представленные исследователями классификации экстремизма позволяют систематизировать его виды и формы и наиболее эффективно определять необходимые профилактические мероприятия по выявлению и предупреждению экстремизма в молодёжной среде, формировать новые установки и соответствующие меры пресечения противоправных действий молодёжи, которые необходимо осуществлять при взаимодействии органов внутренних дел и институтов образования и культуры.

1. Кудрина Е.Л., Кудрин В.С. Основные тенденции молодёжного экстремизма в современной социально-культурной ситуации. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015; 32: 205-212.

2. Авдеев Ю.И. Политический экстремизм в современной России. Реформирование России: от мифов к реальности: монография. Под редакцией Г.В. Осипова, В.К. Левашова. Изд. ИСПИ РАН, 2001; 1: 343.

3. Сергеев С.А. Исследования экстремизма и радикализма в зарубежных и отечественных социальных науках. Available at: http://kpfu.ru/docs/F110664239/Statya.Ekstremizm.radikalizm.sokr.bibliograf.pdf

4. Большая советская энциклопедия. Москва: Сов. Энциклопедия, 1973; 13: 450.

5. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде (разработаны Минспорттуриз-мом России совместно с МВД России и ФСБ России). Наша молодёжь. 2011; 6.

6. Смирнов В.А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма. Вестник Челябинского государственного университета. 2008; 14: 78 - 87.

7. Жукова О.С., Иванченко Р. Б., Трухачёв В. В. Информационный экстремизм в современном государственно-правовом государстве. Философия права. Издательство: Ростовский юридический институт МВД, 2010: 105 - 108.

8. Бааль Н. Б. Молодёжный политический экстремизм в современном российском обществе. Российский следователь. 2007; 12.

9. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи. Роль и задачи муниципальных образований. Сборник итоговых материалов научно-практических семинаров, проведённых в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи. Москва: «НЕФТЬ и ГАЗ», 2012.

References

1. Kudrina E.L., Kudrin V.S. Osnovnye tendencii molodezhnogo 'ekstremizma v sovremennoj social'no-kul'turnoj situacii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2015; 32: 205-212.

2. Avdeev Yu.I. Politicheskij 'ekstremizm v sovremennoj Rossii. Reformirovanie Rossii: ot mifov k real'nosti: monografiya. Pod redakciej G.V. Osipova, V.K. Levashova. Izd. ISPI RAN, 2001; 1: 343.

3. Sergeev S.A. Issledovaniya 'ekstremizma i radikalizma v zarubezhnyh i otechestvennyh social'nyh naukah. Available at: http://kpfu.ru/docs/ F110664239/Statya.Ekstremizm.radikalizm.sokr.bibliograf.pdf

4. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: Sov. 'Enciklopediya, 1973; 13: 450.

5. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodejstviyu 'ekstremizmu v molodezhnoj srede (razrabotany Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii). Nasha molodezh'. 2011; 6.

6. Smirnov V.A. Osnovy molodezhnoj politiki v sfere profilaktiki 'ekstremizma. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; 14: 78 - 87.

7. Zhukova O.S., Ivanchenko R. B., Truhachev V. V. Informacionnyj 'ekstremizm v sovremennom gosudarstvenno-pravovom gosudarstve. Filosofiya prava. Izdatel'stvo: Rostovskij yuridicheskij institut MVD, 2010: 105 - 108.

8. Baal' N. B. Molodezhnyj politicheskij 'ekstremizm v sovremennom rossijskom obschestve. RossiJskiJsledovatel'. 2007; 12.

9. Formy i metody protivodeJstviya rasprostraneniyu ideologii 'ekstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rol' i zadachi municipal'nyh obrazovaniJ. Sbornik itogovyh materialov nauchno-prakticheskih seminarov, provedennyh v g. Moskva, g. Rostov-na-Donu, g. Stavropol', g. Sochi. Moskva: «NEFT'' i GAZ», 2012.

Статья поступила в редакцию 11.11.15

УДК 378

Ledenyova A.V., postgraduate, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

MASTER STUDENT'S PROFESSIONAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION AS A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE. The study deals with a phenomenon of professional activity of master students. Particular attention is paid to the activity approach in the development of master students' professional activity on the basis of a concept that an activity is a basis of human development. The researcher describes characteristics of the activity approach in the master students' educational process. The presented analysis of published research on the problem substantiates the idea that there are three major personal characters, one of which is active, and the requirements under the FSES particular importance in the education of various kinds of professional activities. The author gives a generalized description of the professional activities of MA students in terms of professional skills and a master student's professiogram. This trend is complemented by the idea of formation a professional activity as an integrative personal character in educational and professional process.

Key words: professional activity, master student, activity approach, character of an individual.

А.В. Леденева, аспирант Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург,

E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Данная статья посвящена феномену профессиональной активности магистранта. Особое внимание автор уделяет де-ятельностному подходу к формированию профессиональной активности магистранта, исходя из положения о том, что деятельность - основа развития личности. Выделяются и описываются характерные особенности деятельностного подхода в образовательном процессе магистратуры на основе анализа научной литературы. Обосновывается идея о том, что существует три ведущих личностных образования, одним из которых является активность, а в условиях требований ФГОС ВО особое значение при подготовки к различным видам профессиональной деятельности отводится профессиональной активности. Автор даёт обобщенную характеристику профессиональной активности магистранта с точки зрения профессионального мастерства и профессиограммы магистранта. Данное направление дополняется обоснованием идеи формирования профессиональной активности как интегративного личностного образования учащегося в учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная активность, магистрант, деятельностный подход, личностные образования.

Глобальные социальные перемены начала XXI века внесли существенные изменения в подготовку субъектов образовательного процесса. В этой связи задача подготовки магистра состоит в том, чтобы повысить его профессиональную активность как условие существования и развития современной цивилизации, когда востребованным становится человек как гражданин не только определенного государства, но и как член общечеловеческого сообщества, который ответственен за все в нем происходящее.

Складывается новый облик инновационного и компетент-ностно ориентированного российского образования, которое следует воспринимать как всеобщую культурно-историческую форму становления и развития человека, способного к самообразованию и саморазвитию.

В этой связи ценность профессиональной активности магистранта на современном этапе развития состоит в том, чтобы овладеть профессиональными навыками и приобрести личностный опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Следует учитывать, что стандартизированные или государственно значимые цели в подготовке магистра являются необходимыми, но недостаточными, так как сдерживают его личностно значимые интересы и потребности. При этом логика становления и развития профессиональной компетентности магистра включает осмысление международных, государственных документов, отражающих тенденции развития образования в мире; приобретение навыков научно-исследовательской практики, позволяющих принимать участие в международных и отечественных проектах; формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

Именно в этом пространстве особую актуальность приобретает профессиональная активность магистранта педагогического образования отражающая деятельное отношение личности к миру, его способность производить общественно значимые преобразования, что проявляется в профессиональной сфере и обеспечивает полноту и целостность развития человека и его самореализацию. С педагогической точки зрения это означает, что весь процесс профессионального обучения строится на основе учёта желаний, интересов, социальной ситуации развития личности при акцентировании профессиональной активности как внутреннего побуждения к решению профессиональных задач [1].

Сближение и гармонизация систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства акцентировал разработку магистерских программ в РФ. Основанием для активизации магистерских программ является Болонская декларация о признании двухуровневой системы высшего образования «бакалавр - магистр». Вместе с ведущими странами в сфере образования (Швеция, Финляндия, Германия) Россия начала свой путь реформирования системы высшего образования. Сегодня, согласно ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.12, магистратура - это второй уровень трёхуровневой системы высшего образования в России. Обучение в магистратуре продолжают выпускники бакалаврских программ, а также дипломированные специалисты [2].

Основной задачей подготовки магистра является становление профессиональной карьеры на основе использования активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой в режиме инновационной деятельности [3]. Основополагающей характеристикой современного

обучения в магистратуре является его направленность на овладение основными видами профессиональной деятельности, регламентированными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (уровень магистратура). Направленность на подготовку магистра к активному анализу ситуаций социальных перемен в целях совершенствования профессиональной деятельности является актуальной.

Выявленные ориентиры были признаны в международном образовательном пространстве и зафиксированы в программах ЮНЕСКО как рабочие ориентиры. Концептуальным ядром обучения в магистратуре выступает идея о том, что профессиональная деятельность - основа развития личности магистранта [4]. Обоснование данной идеи находит своё отражение в философских взглядах В.А. Лекторского и С.А. Маркаряна, которые выделили свойства деятельности (целеполагание, предметность, осмысленность и преобразование); в работах известного психолога К.А. Абульхановой-Славской, которая определила уровни «отношений» в деятельности (репродуктивный, эвристический и креативный); в педагогических трудах Г.И. Щукиной и А.П. Тряпи-цыной, описывающие роль деятельности в процессе обучения и необходимость развития личностных образований учащегося.

Среди выделенных авторами личностных образований ведущими выступают интерес, активность и самостоятельность. Процесс обучения в магистратуре направлен на развитие личности магистранта через формирование ведущих личностных образований. В заявленной логике особую значимость приобретает активность как основополагающая характеристика образа современного магистранта, обладающего общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Развитие личности магистранта основано на деятельност-ном подходе, т. к. формирование личностных образований учащегося в магистратуре происходит в процессе освоения ими видов профессиональной деятельности. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе магистратуры традиционно рассматривается через характеристику компонентов деятельности: цель - мотив - содержание - способы - результат.

Основанием для данных размышлений является ФГОС ВО по направлению подготовки магистров 44.04.01 «Педагогическое образование», где обозначены следующие виды профессиональной деятельности магистранта: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская [5]. В этой связи именно профессиональная активность магистранта способствует успешному освоению и реализации вышеперечисленных видов профессиональной деятельности.

Деятельностный подход к формированию профессиональной активности магистранта педагогического образования ориентирован на анализ деятельностной структуры данного процесса, рассматривающий деятельностное освоение содержания педагогического образования (О.С. Анисимов, И.Ф. Исаев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий). Такой подход утверждает представление о профессиональной деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности магистранта, ориентирующий личность магистранта на профессиональную активность, определяющий наиболее оптимальные условия формирования данной активности в учебно-профессиональной деятельности магистранта.

В педагогике активность рассматривается как личностное образование, отражающее деятельностное отношение к миру, способность человека преобразовывать окружающую действительность. Особенностью педагогического взгляда на активность является ее рассмотрение в отношении субъектов образовательного процесса. Г.И. Щукина и Т.И. Шамова считают, что активность выступает предпосылкой и результатом развития человека (Г.И. Щукина) и качеством личности, проявляющимся в отношении к содержанию, процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения (Т.И. Шамова). Педагогика рассматривает многие виды активности: познавательную, творческую, учебную и др., однако, профессиональной активности как отдельного понятия на сегодняшний день не существует.

Профессиональную активность магистранта логично рассматривать с точки зрения профессионального мастерства. Так, профессиональная активность - это интегративное качество учащегося, проявляющееся в стремлении к различным видам профессиональной деятельности, имеющее устойчивый мотив к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию. Обращение к профессиограмме магистранта позволяет выявить три блока: деятельность, общение и личностная характеристика. Так, к основным формам проявления профессиональной активности магистранта можно отнести результаты профессиональной деятельности, профессиональное общение и профессиональное поведение (личность) магистранта [6].

Проявленность профессиональной активности магистранта педагогического образования выражается в результатах его учебно-профессиональной деятельности: аудиторные занятия, самостоятельная работа, практики, в том числе научно-исследо-

Библиографический список

вательская работа, которая является обязательной на всех этапах обучения магистранта.

ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» предусматривает три вида практик: учебная (научно-исследовательская), производственная (в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектная, педагогическая, управленческая и научно-педагогическая и т. д.) и преддипломная. В основном во время прохождения практик магистранты педагогического образования участвуют в организации и проведении научно-исследовательских семинаров, круглых столов, дискуссионных игр, конференций. Учащиеся в зависимости от вида практики выполняют разноуровневые задания: проблемно-поисковый анализ по теме диссертационного исследования, написание и публикация научной статьи, подготовка научного сообщения для публичного выступления, разработка проекта (группового или индивидуального), составление методических рекомендаций по технологическому обеспечению исследуемого процесса и др. Профессиональная активность магистранта выступает стержнем учебно-профессиональной деятельности магистранта, которая влияет на успешность выполнения заданий, участия в групповых работах, взаимодействия с преподавателем и студентами и презентации результатов этой деятельности.

Таким образом, проведённый анализ проблемы профессиональной активности магистранта с позиции деятельностного подхода позволяет определить её как интегративное личностное образование, являющееся стержнем профессиограммы магистранта, проявляющееся в учебно-профессиональной деятельности. Результатом формирования профессиональной активности магистранта педагогического образования выступает его стремление к непрерывному совершенствованию педагогического мастерства и развитию профессиональной карьеры педагога.

1. Попова В.И. Поликультурный аспект профессиональной подготовки студента педвуза. Социальное становление личности в поликультурном пространстве: сборник науч. статей. Под редакцией Н.А. Евлешиной, Н.Н. Никитиной. Ульяновск: УлГПУ, 2011. С. 275 - 282.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (редакция от 13.07.2015).

3. Крисковец Т.Н. Субъектно-ориентированное пространство как фактор развития профессиональной карьеры педагога в системе непрерывного образования. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013; 3 (35): 179 - 183.

4. Алешина С.А., Заир-Бек Е.С., Иваненко И.А., Ксенофонтова А.Н. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория и методика профессионального образования» для аспирантов специальности 13.00.08. Министерство образования и науки РФ. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2013.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505.

6. Леденева А.В. Сущность профессиональной активности магистранта. Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015: 109 - 111.

References

1. Popova V.I. Polikul'turnyj aspekt professional'noj podgotovki studenta pedvuza. Social'noe stanovlenie lichnosti v polikul'turnom prostranstve: sbornik nauch. statej. Pod redakciej N.A. Evleshinoj, N.N. Nikitinoj. Ul'yanovsk: UlGPU, 2011. S. 275 - 282.

2. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (redakciya ot 13.07.2015).

3. Kriskovec T.N. Sub'ektno-orientirovannoe prostranstvo kak faktor razvitiya professional'noj kar'ery pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskojgosudarstvennoj akademii kul'tury iiskusstv. 2013; 3 (35): 179 - 183.

4. Aleshina S.A., Zair-Bek E.S., Ivanenko I.A., Ksenofontova A.N. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie po uchebnoj discipline «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» dlya aspirantov special'nosti 13.00.08. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2013.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 noyabrya 2014 g. № 1505.

6. Ledeneva A.V. Suschnost' professional'noj aktivnosti magistranta. Teoreticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 16 chastyah. 2015: 109 - 111.

Статья поступила в редакцию 06.11.15

УДК 373

Magomeddibirova Z.A., Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Mathematical Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

Rasulova P.A., senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Mathematical Education, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF THE GENERAL ABILITY TO SOLVE TEXT PROBLEMS IN ELEMENTARY SCHOOL PUPILS. Today the task to form creative abilities and research abilities in younger school students is very important in elementary school. The process of training of younger school children in the field of making them do text tasks for this purpose has great opportunities. The paper reveals the idea that the main methodical methods of formation of such abilities in young children include the involvement of pupils (1) to the process of making text tasks on their own (short records, schemes, tables, drawings); (2) to the process of selection of a condition to the asked task question; to a question choice to this condition, etc.; (3) to correlation of this task with several schemes or this scheme with several tasks. The technique of the use of auxiliary models as one of the important means of formation of the general ability to solve text problems is stated in detail.

Key words: elementary school students, stages of work on a text task, general ability, text task, auxiliary models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.