Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К МЕДИЦИНСКИМ ПРОФЕССИЯМ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К МЕДИЦИНСКИМ ПРОФЕССИЯМ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДОВУЗОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ПРОФЕССИИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Петрова Милана Николаевна, Донская Ариадна Андреевна, Прокопьева Елена Ильинична

В статье рассматривается процесс довузовской медицинской подготовки школьников. Охарактеризованы понятия «профессиональный интерес» и «педагогическая поддержка формирования готовности». Дается краткий обзор опыта разнообразных форм и приемов профориентационной работы отечественных медицинских вузов. Представлено пилотное исследование по формированию готовности профессионального интереса старшеклассников г. Якутска к медицинским профессиям, проводимое преподавателями Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова посредством диагностического инструментария (анкетирование «Моя будущая профессия», проектное сочинение «Я через 5 и 10 лет», наблюдение за обучающимися во время проведения акции «Май - месяц измерения давления»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Петрова Милана Николаевна, Донская Ариадна Андреевна, Прокопьева Елена Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING READINESS OF SCHOOLCHILDREN’S INTEREST IN MEDICAL PROFESSIONS: PEDAGOGICAL SUPPORT

The article deals with the process of pre-university medical training of schoolchildren. The concepts of “professional interest” and “pedagogical support for the formation of readiness” are characterized. A brief review of the experience of various forms and methods of career guidance work of Russian medical universities is given. A pilot study is presented on forming the readiness of the professional interest of high school students in the city of Yakutsk in medical professions, conducted by teachers of the Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, through diagnostic tools (questionnaire “My future profession”, project essay “I am in 5 and 10 years”, observation of students during the action “May is the month of pressure measurement”).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К МЕДИЦИНСКИМ ПРОФЕССИЯМ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»

УДК. 371

С. В. Панина1, М. Н. Петрова1, А. А. Донская1, Е. И. Прокопьева2

Формирование готовности интереса школьников к медицинским профессиям: педагогическая поддержка

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия 2МОБУ «Гимназия «Центр глобального образования»», МО г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается процесс довузовской медицинской подготовки школьников. Охарактеризованы понятия «профессиональный интерес» и «педагогическая поддержка формирования готовности». Дается краткий обзор опыта разнообразных форм и приемов профориентационной работы отечественных медицинских вузов. Представлено пилотное исследование по формированию готовности профессионального интереса старшеклассников г Якутска к медицинским профессиям, проводимое преподавателями Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова посредством диагностического инструментария (анкетирование «Моя будущая профессия», проектное сочинение «Я через 5 и 10 лет», наблюдение за обучающимися во время проведения акции «Май - месяц измерения давления»).

Ключевые слова: профессиональный интерес, педагогическая поддержка, довузовская медицинская подготовка, готовность, медицинские профессии, старшеклассники, профильные классы, профориентация, выбор профессии, медицинский класс.

ПАНИНА Светлана Викторовна - к. пед. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: psv1148@mail.ru

PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Education, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ПЕТРОВА Милана Николаевна - к. мед. н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: mn.petrova@s-vfu.ru

PETROVA Milana Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, General Hygiene and Bioethics, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ДОНСКАЯ Ариадна Андреевна - д. мед. н., профессор кафедры «Внутренние болезни и общеврачебная практика (семейная медицина)» факультета последипломного обучения врачей Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: aradon1@yandex.ru

DONSKAYA Ariadna Andreevna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Internal Medicine and General Medical Practice (Family Medicine), Faculty of Postgraduate Education of Doctors, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ПРОКОПЬЕВА Елена Ильинична - учитель химии МОБУ «Гимназия «Центр глобального образования»» г. Якутска.

E-mail: borbueva@mail.ru

PROKOPIEVA Elena Ilyinichna - teacher of chemistry, Center for Global Education, Yakutsk.

S. V. Panina1, M. N. Petrova1, A. A. Donskaya1, E. I. Prokopyeva2

Forming readiness of schoolchildren's interest in medical professions: pedagogical support

гМ. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Center of Global Education Gymnasia, Yakutsk, Russia

Abstract. The article deals with the process of pre-university medical training of schoolchildren. The concepts of "professional interest" and "pedagogical support for the formation of readiness" are characterized. A brief review of the experience of various forms and methods of career guidance work of Russian medical universities is given. A pilot study is presented on forming the readiness of the professional interest of high school students in the city of Yakutsk in medical professions, conducted by teachers of the Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, through diagnostic tools (questionnaire "My future profession", project essay "I am in 5 and 10 years", observation of students during the action "May is the month of pressure measurement").

Keywords: professional interest, pedagogical support, pre-university medical training, readiness, medical professions, high school students, specialized classes, career guidance, choice of profession, medical class.

Введение

Подготовка медицинских кадров требует совершенствования организации профори-ентационной работы и активного взаимодействия учебных заведений профессионального образования со школьниками.

Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности, которая, в свою очередь, определяет наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии. Продуктивная деятельность вузов со школьниками возможна при создании позитивного имиджа образовательной организации, формированию профессионального интереса. Этому способствует применение новых, практико-ориенти-рованных форматов, цифровых средств, ресурсов и информационных технологий.

Если говорить о готовности к выбору профессии, то ее рассматривают как динамическое, сложное, личностно-структурное образование, имеющее выраженность информированности о профессии, представление о своих способностях. Исследователи рассматривают моральную готовность, психологическую готовность и практическую готовность. Понятие «готовность» определено как знание определенной профессиональной сферы, содержание и требований профессий, перспектив дальнейшей профессиональной карьеры и биографии и др.; наличие психологических качеств, способностей, интересов, ценностных ориентаций, профессиональных планов [9].

Таблица 1

Определение «профессиональный интерес»

№ Характеристика Исследователь

1. Стремление личности преобразовать определенную деятельность в социально-значимую профессию Чистякова С. Н. [12]

2. Направленность личности к определенной деятельности, которая стимулирует развитие личности Гроссу Е. П. [2]

3. Эмоционально окрашенное положительное и избирательное отношение к определенной профессии Мордовская А. В. [7, с. 187]

4. Активное, положительное и избирательное отношение к будущей профессиональной деятельности, которое обеспечивает успех в жизни с учетом трудностей, склонностей личности Лазарев А. А. [3]

5. Форма проявления социогенного мотива, ориентирующего личность реализоваться в практической деятельности Котельникова Г. Н. [4]

Как справедливо отмечают специалисты, именно профессиональный интерес школьников выступает ведущим мотивом, обуславливающим выбор будущей профессии. Профессиональный интерес рассматривается как интегративный комплекс психических свойств и состояний, включающий направленность на будущую профессиональную деятельность.

Таким образом, профессиональный интерес взаимосвязан с познавательными и учебными интересами, интегрирует и направляет их.

Теория и практика педагогической поддержки личности в выборе профессии рассматриваются в исследованиях О. С. Газмана, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина и др. [1; 6] как процесс совместного определения школьников его собственных интересов и способов преодоления трудностей и проблем, оказание помощи в достижении желаемых результатов, и должна быть реализована на принципах комплексности, природосообразности и непрерывности.

Формы и приемы профильной ориентации на медицинские профессии

Довузовская профильная ориентация направлена, в первую очередь, на развитие конкретных представлений о мире и специфике медицинских профессий, на формирование интереса к той или иной медицинской специальности, на расширение профориентацион-ного пространства.

Профориентационный эффект зависит от своевременности профориентационной работы, ее целенаправленности и оптимальности форм и методов, перечень которых широк и разнообразен.

Например, Курский государственный медицинский университет ежегодно среди про-фориентационных и информационных мероприятий для потенциальных абитуриентов и их родителей проводит Дни открытых дверей, профессиографические экскурсии, посещение вузовских музеев и симуляционного центра, публичные лекции преподавателей, организация областной медицинской олимпиады школьников по неотложной помощи, проведение ознакомительно-образовательного курса «Достойный выбор», интеллектуального турнира «CredoMedicus», вовлечение старшеклассников в исследовательскую работу. Школьники обучаются по программам «Шаг в медицину», «Ранняя профессиональная ориентация и профильная медицинская подготовка», принимают в участие в профильных сменах по медицине областного оздоровительного лагеря «Гармония». Новосибирский государственный медицинский университет традиционно проводит для школьников курсы (воскресные, вечерние, летние), организует занятия Школы здоровья.

В 2021 году Самарский государственный медицинский университет провел конкурс базовых и опорных школ Самарской, Ульяновской и Пензенской областей. При этом медицинский вуз отобрал шесть опорных и двадцать две базовых школы, в которых организовали образовательные курсы, оснастили медицинские классы университетским оборудованием и тренажерами. В Сибирском государственном медицинском университете (г. Томск) функционирует проект «Университетские субботы». Преподавателями вуза проводятся мастер-классы, организуются профильные смены по медицине для школьников Томской области, проводятся олимпиады по профильным предметам, по химии и биологии. Школьники активно участвуют в движении «Волонтеры-Медики» и программе «Медицина по званию из любого уголка России».

Стало уже традицией в Казанском государственном медицинском университете приглашать обучающихся 8-11 классов в медицинские классы на базе Лицея № 116, гимназий № 139 и 179 г. Казани. Так, в медицинском предпрофильном классе восьмиклассники изучают предмет «Знакомство с медициной», посещают музей истории медицины, Анатомический театр кафедры нормальной анатомии, стоматологическую поликлинику и си-муляционую аптеку КазГМУ В девятом классе проводятся занятия «Введение в медици-

ну», состоящие из 15 модулей. Школьники знакомятся с преподавателями теоретических и клинических кафедр вуза (например, модуль «Начальная медицинская подготовка» по формированию практических навыков ухода за больным). Программа медицинских 10-11 классов включает дисциплины «Дополнительные главы химии», «Дополнительные главы биологии», «Русский язык: шаг за шагом к ЕГЭ» и «Основы медицины». Практические занятия по медицине школьники проходят на базе Детской республиканской клинической больницы, Межрегионального клинико-диагностического центра и других клиник г. Казани, что помогает не только определиться в правильности выбора профессии, но и по окончании обучения после сдачи экзамена получить квалификацию младшего медицинского персонала по уходу за больными.

В Москве стартовал проект «Медицинский класс в московской школе», который консолидирует усилия учителей школ, где открыты медицинские классы, ресурсы сетевого взаимодействия Департамента образования и науки города Москвы и специалистов Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова и Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова.

Самым востребованным среди московских школьников обозначен Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» (одно из подразделений МГМУ им И. М. Сеченова). Старшеклассники, кроме программы среднего образования, обучаются и по вузовской программе медицинской подготовки, ведут исследовательскую работу, участвуют в волонтерских программах и мероприятиях.

Медицинский институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (МИ) проводит разные форматы профориентационной работы. Ярким и продолжительным примером может служить деятельность Малой медицинской академии (ММА), которая ориентирована не только на старшеклассников, но обучающихся 5-9 классов и младших школьников (включена каникулярная школа) [5].

Филиалы ММА функционируют во многих республиканских школах Нюрбинского, Чурапчинского, Усть-Алданского, Сунтарского, Амгинского, Олекминского, Кобяйского, Среднеколымского, Верхневилюйского, Горного, Усть-Майского улусов. Одним из направлений профильной довузовской медицинской подготовки является открытие институтом медицинских классов, как, например, в МОБУ СОШ № 31 г. Якутска и Сыланской СОШ имени Г. П. Башарина.

Среди профориентационных форм выделяется проведение Северо-Восточной олимпиады школьников по медицине. Победители и призеры получают дополнительные баллы при поступлении в МИ СВФУ С 2022 года стал действовать «Практический конкурс по медицине» школьникам, с целью закрепления знаний по анатомии и физиологии человека и освоению навыков оказания первой помощи.

Преподаватели института сотрудничают с МАОУ СОШ № 17, 2 и Саха-политехническим лицеем по преподаванию элективных курсов по биолого-химическому профилю. Студенты и преподаватели активно проводят экскурсии в анатомическом музее института, организуют выездные профориентационные встречи, в школах проходят «Ярмарки здоровья», различные акции.

С марта 2022 года преподаватели МИ стали партнерами с вновь открытым МОБУ «Гимназия «Центр глобального образования» городского округа «город Якутск». Так, на базе 10 «Б» класса проводится пилотное исследование (класс делится на техническую и естественно-научную группы). В нашем случае, интересует вторая группа, состоящая из 14 обучающихся, желающих стать медицинскими работниками. В группе доброжелательная атмосфера, ребята дружные, веселые. Профильными предметами являются русский язык, математика, биология и химия. К сожалению, обучающиеся имеют пробелы по хи-

мии. В связи с этим, учителем химии разработана определенная методика: тема изучается очень подробно, конспектируется, дома повторяют и затем приходят на «устное занятие»; во время «устного занятия» каждый десятиклассник рассказывает, объясняет то, что нашел, запомнил, выучил по заданной теме, остальные внимательно слушают и задают вопросы или дополняют. Параллельно по теме пишется инфографика (графическая таблица по сравнению изученных тем), дополнительно занимаются с тестовыми заданиями для подготовки к ЕГЭ. Динамика набранных баллов фиксируется в журнале, обучающиеся за одну неделю изучают новую тему, пишут, рассказывают, рисуют, объясняют, сравнивают и выполняют тестовую работу. Такой подход развивает их память, речь, тренирует мышление, логику, повышает работоспособность и др. Кроме учебного процесса школьники принимают участие в различных школьных, городских и республиканских проектах, про-фориентационных курсах и разного уровня акциях.

Для определения готовности профессионального интереса старшеклассников нами была разработана анкета. В нее вошли следующие вопросы: выбрали ли Вы свою будущую профессию; из какой сферы Вы выбрали профессию; какие факторы повлияли на выбор профессии и др. (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования «Моя будущая профессия»

В какой сфере Вы бы хотели иметь профессию?

Медиа и развлечения Индустрия туризма и гостеприимства Медицина Космос

Промышленность Индустрия моды Строительство Аграрный сектор

Финансы Биотехнологии Безопасность 1Т-сектор

Наземный транспорт Экология Пищевая промышленно сть Спорт

Социальная сфера Робототехника Авиация Водный транспорт

Новые материалы и нанотехнологии Электроэнергетика Менеджмент Нейронет

Металлургия Образование Культура и искусство Ветеринария

Если Вы выбрали свою будущую профессию, то укажите, пожалуйста, какие факторы повлияли на этот выбор? Выберите не более 3 вариантов

Способности -

Интересы 11

Состояние здоровья -

По совету родителей, других родственников 6

По совету друзей и знакомых -

По совету учителей -

По совету специалистов (в определенной профессиональной области) -

Благодаря консультации психолога, профориентатора 1

Благодаря анкетированию, тестированию 1

Книги -

Средства массовой информации -

Интернет 3

По результатам анкетирования одиннадцать старшеклассников (из них восемь юношей и три девушки) ответили, что уже выбрали будущую профессию, из них девять - «медици-

ну», один - «биотехнологию» и один - «спорт». Большинство участников анкетирования узнали о своей будущей профессии от родителей и родственников и отметили, что собираются после окончания школы продолжить обучение, из них восемь планируют учиться в вузах на территории Республики Саха (Якутия) и двое за ее пределами. На выбор будущей профессии шесть старшеклассников указали на советы родителей (родственников) и на способности, трое - Интернет, по одному школьнику отметили консультацию психолога и профориентатора. При выборе профессии и места продолжения образования семь старшеклассников столкнулись с проблемой невозможности оплаты обучения в желаемой организации профессионального образования, четверо отметили недостаточную успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера. В целом, участники анкетирования настроены целеустремленно.

Также в качестве диагностического инструмента нами проведено проектное сочинение «Я через 5, 10 лет», результаты которого только подтверждают уверенность старшеклассников в выборе будущей профессии. Приведем фрагменты мини-рассуждений школьни-

№ 1

«Моя нынешняя цель - поступить на бюджетное место в Медицинский институт с хорошими баллами ЕГЭ на факультет лечебного дела или стоматологии. Мне очень нравится профессия - врач. Они делают нужную и благородную работу - лечат людей, спасают им жизни, помогают людям, которые тяжело заболели. Я полна решимости сделать всё возможное, чтобы избавить людей от страшных болезней, помочь усовершенствовать здоровье, сохранить святость и честь медицины. Спасать жизни, несмотря ни на что. Через 10 лет мне будет 27 лет, я уже буду проходить аспирантуру или ординатуру в университете. Буду усердно трудиться бесчисленные дни и ночи, просто для душевного спокойствия, сдавать большие зачеты по предметам. Проходить практику в больницах и учиться лечить людей, правильно ставить диагнозы».

№ 2

«Через десять лет я уже, наверное, буду писать кандидатскую диссертацию по стоматологии, чтобы быть в команде высококвалифицированных специалистов, которые всегда нужны нашей стране. Я не так давно решила этот вопрос, но, надеюсь - это мой окончательный выбор. Мне хочется помогать не только родным и близким людям, но и другим. Отдаю себе отчёт в том, что для исполнения моей мечты мне предстоит долго и усердно обучаться. Но мне кажется, что это того стоит, ведь врач - одна из самых необходимых и престижных профессий в нашем мире. Профессия врач-стоматолог привлекла меня тем, что я хочу видеть на лицах людей счастливые улыбки, дарить людям радость. Я буду лечить людям зубы, буду избавлять их от болезней и от боли, которые вызывают зубы. А заодно и помогу побороть страх и внутренние комплексы».

№ 3

«Думаю, я через пять лет буду учиться в СВФУ на хирурга. Справляться с трудностями студенческой учёбы, испытывать множество эмоций, принимать участие в различных мероприятиях, готовиться к зачётам, экзаменам и др. Начнётся интересный период - практика в больницах. Я буду стараться со всем этим справиться.

Через 10 лет приступлю к своей должности в больнице №1. Будет много нового: моя первая операция, первая неудачная операция, мой первый выздоровевший, первое дежурство. Возможно, у меня не будет хватать времени на увлечения, но я буду стараться его выкраивать. В общем, жизнь у меня будет ещё насыщенней.

1 Фрагменты представлены в авторской редакции

№ 4

«Какимя буду через... Достаточно интересный вопрос, на который сразу сможет ответить только очень целеустремлённый человек, который расписал свое будущее на десять, пять, а то и на много лет вперёд. Я думаю, что я именно является таким человеком. Через пять лет вижу себя то, что хорошо закончив школу, поступила на стоматолога - ортодонта. Закончила последние годы учёбы на отлично. Через десять лет вижу, что мы с моей семьей открыли свою стоматологическую клинику, которая пользуется очень хорошим спросом, а себя востребованным и хорошим врачом. Буду очень любить свою работу и гордиться ею».

Приведенные фрагменты эссе школьников подтверждают наличие у них высокого уровня готовности профессионального интереса, эмоциональную окрашенность положительного отношения к медицинским профессиям, наличие мотивации к выбору будущей профессии.

Также одним из методов исследования было наблюдение за старшеклассниками во время проведения Всемирной акции «MayMeasurementMonth» («Май - месяц измерения давления»). Данный международный проект, инициированный Международным обществом гипертонии (International Society of Hypertension) и Всемирной федерацией сердца (World heart federation), приуроченная к Всемирному Дню борьбы с артериальной гипертонией (World Hypertension Day) проводится ежегодно 17 мая c 2005 года по инициативе Всемирной лиги по борьбе с гипертонией (World Hypertension League), в рамках которого в течение мая по всему миру людям, которым больше года не измеряли артериальное давление, проводится скрининговое исследование. Целью глобального проекта является измерение артериального давления у более двадцати пяти миллионов человек во всем мире (не менее 1% населения каждой страны). Задачей скрининга является раннее выявление бессимптомной артериальной гипертензии, анализ и коррекция образа жизни и вредных привычек респондентов с целью профилактики артериальной гипертензии [8].

В России проект реализуется силами рабочей группы молодых кардиологов Российского кардиологического общества. Акции уже прошли в 25 городах России. В г. Якутске впервые акция проводилась в 2019 году по инициативе членов студенческого научного кружка «Терапия» МИ СВФУ. Кружковцы проводили измерение артериального давления у студентов и преподавателей в разных учебных подразделениях университета, персонала в общежитиях и амбулаторных пациентов стоматологических клиник г. Якутска и др. [10].

В мае 2022 года к акции присоединились школьники МОБУ «Гимназия «Центр глобального образования» г. Якутска. Десятиклассники прошли инструктаж у преподавателей медицинского института и измеряли артериальное давление трехкратно, на каждого участника скрининга артериального давления заполняли небольшую анкету, содержащую информацию относительно пола, возраста, наличия сердечно-сосудистых заболеваний, приёма препаратов, регулирующих артериальную гипертензию, наличия вредных привычек. Обучающиеся достаточно на высоком уровне справились с заполнением таблицы, что требуется согласно правилам проекта. Для последующих акций им дано задание проводить мониторинг своих близких и родных в течение шести месяцев. В сентябре предполагается участие школьников в мероприятиях, посвященных акции «Здоровое сердце».

В дальнейшем, для более глубокого исследования готовности профессионального интереса к медицинским профессиям, планируется расширение участников опытно-экспериментальной работы (участники медицинских классов республиканских школ, Малой медицинской академии); диапазона диагностического инструментария, как проведение авторской анкеты «Моя будущая медицинская специальность», анкеты профессионального самоопределения (Г. В. Резапкина), диагностической методики «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская); опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова) и др.

Заключение

Проблема формирования готовности школьников к осознанному выбору своего будущего актуальна всегда. Считаем, что при организации довузовской профильной ориентации также необходимо учитывать и региональные особенности, потребности рынка в специалистах медицинского профиля.

В настоящее время в отечественных медицинских вузах трансформируется система профориентационной работы, активно внедряются современные технологии профориентации.

Анализ теории и практики позволяет сформулировать основные принципы педагогической поддержки школьников при формировании готовности к профессиональному интересу как: принцип гуманистической позиции и открытость педагогов; принцип создания условий для освоения обучающихся механизма профессионального самоопределения и формирования профессионально важных качеств; принцип информированности о содержании и требовании профессии.

Цель педагогической поддержки состоит в оказании помощи школьнику в осознании выбора будущей профессии и индивидуализации данного процесса. Педагогическая поддержка рассматривается как «проводник», обеспечивающий движение педагога и обучающего навстречу друг другу.

Актуализируются противоречия, которые непосредственно влияют на допрофессио-нальную подготовку медицинских работников: между стратегией развития страны и недостаточной системной довузовской профориентацией; между потребностью общества в высококвалифицированных компетентных медицинских кадрах и недостаточной информированностью школьников о содержании и требовании профессиональной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях решение задачи повышения качества довузовской медицинской подготовки предполагает внедрение разнообразных форм, методов и средств (детские университеты, медицинские академии, медицинские классы, олимпиады по медицине, конкурсы по оказанию первой доврачебной помощи, участие в акциях, волонтерском движении, социальной практике и проектировании, мастер-классах, юниорском движении чемпионата «Джуниор Скиллс» и др.), обеспечение взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Л и т е р а т у р а

1. Газман, О. С. Воспитательная и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман. // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.

2. Гроссу, Е. П. Формирование профессиональных интересов старшеклассников во внеклассной работе : дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Гроссу. - Москва : Москов. гос. универ-т, 1975. - С. 11.

3. Каспрук, Л. И. К вопросу о профессиональной ориентации врачебных и сестринских медицинских кадров (на примере Оренбургской области) / Л. И. Каспарук, Д. М. Снасапова, Г. Т. Жакупова. // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/ artide/view?id=27345(дата обращения: 06.06.2022).

4. Котельникова, Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб : дис. ... канд. пед. наук / Г. Н. Котельникова. - Москва, 1996. - 176 с.

5. Малогулова, И. Ш. Довузовская профориентация в Медицинском институте СВФУ / И. Ш. Малогулова, О. Н. Колосова, И. В. Борисова, Е. В. Пшенникова, А. А. Кузьмина. // Вестник Северо-Восточного федерального университета. - Серия «Медицинская науки». - 2017. - № 1. -С. 106-111.

6. Михайлова, Н. Н., Юсфина С.И. Тактика педагогической поддержки / Н. Н. Михайлова, С. И. Юсфина. // Новые ценности образования. - 2005. - № 5. - С. 139-143.

7. Мордовская, А. В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мордовская. - Москва, 1990. - С. 25.

S. Официальный сайт Российского кардиологического общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scardio.ru/(дата обращения 22.06.2022).

9. Паули, А. В. Готовность к осознанному выбору профессии как главная цель нрофориентаци-онной работы / А. В. Паули. // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - 2021. - № 2 (S). -

C. 214-220.

10. Ротарь, О. П. Приверженность к лечению и контроль артериальной гипертензии в рамках российской акции скрининга МММ19 / О. П. Ротарь, К. М. Толкунова, В. Н. Солнцев и др. // Российский кардиологический журнал. - 2020. - Т. 25. - № 3. - С. 9S-10S.

11. Цыганок, А. В. Развитие профессиональных интересов подростков - важнейший этан формирования личности будущего профессионала [Электронный ресурс] / А.В. Цыганюк. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: электрон. журн. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/ articles/2007/ped18.html(дата обращения 17.05.2022).

12. Чистякова, С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистякова. // Школа и производство. -2013. - № 1. - С. 9-12.

R e f e r e n c e s

1. Gazman, O.S. Vospitatel'naia i pedagogicheskie podderzhka detei /O.S. Gazman//Narodnoe obrazovanie. 199S.№ 6. S.10S-111.

2. Grossu, E.P. Formirovanie professional'nykh interesov starsheklassnikov vo vneklassnoi rabote [Tekst]:dis. ... kand. ped. nauk / E.P. Grossu. - M.:Moskov. gos. univer-t, 1975. - 212 s. 11.

3. Kaspruk, L.I., Snasapova, D.M., Zhakupova, G.T. K voprosu o professional'noi orientatsii vrachebnykh i sestrinskikh meditsinskikh kadrov (na primere Orenburgskoi oblasti) /L.I. Kasparuk,

D.M. Snasapova, G.T. Zhakupova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. - 2017. - № 6.

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27345(data obrashcheniia: 06.06.2022).

4. Kotel'nikova, G.N. Formirovanie interesa k trudovoi deiatel'nosti u mladshikh shkol'nikov v protsesse vypolneniia professional'nykh prob. /G.N. Kotel'nikova.Dissertatsiia... k.ped.n., M.1996

5. Malogulova, I.M., Kolosova, O.N., Borisova, I.V., Pshennikova, E.V., Kuz'mina A.A. Dovuzovskaia proforientatsiia v Meditsinskom institute SVFU // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universitete. Seriia «Meditsinskaia nauki» № 1.2017. S. 106-111.

6. Mikhailova, N.N., Iusfina S.I. Taktika pedagogicheskoi podderzhki // Novye tsennosti obrazovaniia. 2005.№ 5.S.139-143.

7. Mordovskaia, A.V. Formirovanie professional'nykh interesov shkol'nikov v protsesse fakul'tativnykh zaniatii [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk / A.V. Mordovskaia. - M., 1990. - 1S7 s. 25.

S. Ofitsial'nyi sait Rossiiskogo kardiologicheskogo obshchestva https://scardio.ru/

9. Pauli, A.V. Gotovnost' k osoznannomu vyboru professii kak glavnaia tsel' proforientatsionnoi raboty /A.V. Pauli //Voenno-pravovye i gumanitarnye nauki Sibiri.2021. № 2 (S). S.214-220.

10. Rotar' O.P., Tolkunova K.M., Solntsev V.N. i dr. Priverzhennost' k lecheniiu i kontrol' arterial'noi gipertenzii v ramkakh rossiiskoi aktsii skrininga MMM19 /O.P. Rotar', K.M. Tolkunova, V.N. Solntsev // Rossiiskii kardiologicheskii zhurnal. 2020. T. 25. № 3. S. 9S-10S.

11. Tsyganok, A.V. Razvitie professional'nykh interesov podrostkov - vazhneishii etap formirovaniia lichnosti budushchego professionala [Elektronnyi resurs] / A.V. Tsyganiuk // Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov: elektron. zhurn. - Rezhim dostupa: http://www.jurnal.org/articles/2007/ped1S. html

12. Chistiakova, S.N. Novye podkhody k formirovaniiu professional'nogo samoopredeleniia shkol'nikov v usloviiakh nepreryvnogo obrazovaniia / S.N. Chistiakova // Shkola i proizvodstvo. 2013.№1. S. 9-12.

^r^Vir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.