ющую свои разнообразные и индивидуализированные, фантастические мифы, собранные из осколков мифов разных культур, исповедующих одновременно что-то от буддизма, коммунизма, христианства (мунизм и пр.), фантастических произведений и теорий. Происходит свертывание духа, погашение избыточной субъектной мощи.
В современной культуре калмыцкого этноса всё ещё сохранились педагогические традиции, выработанные в процессе этногенеза, связанные с центральной культурной темой: родной язык и традиционные письменные памятники, несущие духовно-нравственную, педагогическую информацию; фольклор и героический эпос «Джангар»; этикет, древнейшие обряды и ритуалы; духовная культура буддизма; «культура жизнеобеспечения»; система запретов-табу, поощрений и наказаний; личности-символы, события-символы; этномузыка; преемственность, знание своей родословной; четкое соотношение мужского и женского начал; обряды и ритуалы; декоративно-прикладное искусство, праздники, игры - всё то, что нуждается в этнокультурной коннотации образования [4, с. 129 - 144].
Единственным каналом воспроизводства и развития объективного духа калмыков становится образование как средство воспроизводства структурных элементов центральной темы калмыцкой культуры (этнических констант) через их систематическое использование в повседневной педагогической практике как
Библиографический список
система мер, обеспечивающая формирование соответствующей этнической картины мира.
Ориентация на этнокультурный опыт обусловливает корректировку традиционного подхода в определении и освоении этнокультурных компетенций, базирующихся на этнических константах, современных жизненных ориентациях обучаемых как основы формирования самостоятельно реализуемой способности к решению проблем практической жизнедеятельности, на обеспечение образования по федеральным стандартам.
Таким образом, дух раскрывается в личности, становится самим собой благодаря интеграции индивида в область объективного духа. Оригинальные духовно-нравственные ценности калмыков, накопленные в Центральной Азии и России, сохранились благодаря выработанной веками системе воспитания, представляют собой совокупность этнопедагогического опыта, отражающего специфические идеалы и представления о человеке, семье, детях, обучении и объективизации формирующейся личности.динственным каналом передачи воспроизводства объективного духа калмыков становится сохранение единой картины мира этноса и развития её составляющих через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, в процессе этнокультурной коннотации образования, что решает задачи выживания народа в условиях глобального духовно-экономического кризиса.
1. Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов, Чингисхан и его преемники. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2005.
2. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. Перевод с французского Е.В. Головиной. Москва: Этерна, 2012.
3. Леонтьев А.Н. Современная психология: сборник статей. Москва, 1983.
4. Панькин А.Б. Концепция этнокультурного развития системы образования Республики Калмыкия. Народы Калмыкии в системе евразийских историко-культурных ценностей: прошлое, настоящее и перспективы развития. Элиста, 2016: 129 - 144.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2009.
6. Ту Л. Книга о Буддах: Молитвы, мантры и ритуалы для сострадания, мудрости и исцеления. Перевод с английского. Москва, 2008.
7. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. Перевод с английского Е. Лихтенштейна. Москва, 2006.
8. Философская энциклопедия. Москва, 1986.
9. Шабельников В.К. "Брахманы", "кшатрии", "вайшья", "шудру" - четыре психологических мифа в истории субъектности. Журнал практического психолога. 2006; № 1: 3 - 57.
10. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Москва, 1994.
11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление; О четверояком корне закона достаточного основания. Собрание сочинений: Москва, 2011.
12. Шпет Г.Г Эстетические фрагменты. Москва, 1989.
13. Юнг К.Г Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск, 2003.
14. Metcalf F. and Gallagher Bj. Being Buddha at Work. Ancient Truths on Chags, Stress, Money and Success. San Francisco, CA, USA, 2012. References
1. Domanin A.A. Mongol'skaya imperiya Chingizidov, Chingishan i ego preemniki. Moskva: ZAO Centrpoligraf, 2005.
2. Kont-Sponvil' A. Filosofskijslovar'. Perevod s francuzskogo E.V. Golovinoj. Moskva: 'Eterna, 2012.
3. Leont'ev A.N. Sovremennaya psihologiya: sbornik statej. Moskva, 1983.
4. Pan'kin A.B. Koncepciya 'etnokul'turnogo razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Kalmykiya. Narody Kalmykii v sisteme evrazijskih istoriko-kul'turnyh cennostej: proshloe, nastoyaschee iperspektivyrazvitiya. 'Elista, 2016: 129 - 144.
5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2009.
6. Tu L. Kniga o Buddah: Molitvy, mantry i ritualy dlya sostradaniya, mudrosti i isceleniya. Perevod s anglijskogo. Moskva, 2008.
7. U'ezerford Dzh. Chingishan irozhdenie sovremennogo mira. Perevod s anglijskogo E. Lihtenshtejna. Moskva, 2006.
8. Filosofskaya 'enciklopediya. Moskva, 1986.
9. Shabel'nikov V.K. "Brahmany", "kshatrii", "vajsh'ya", "shudru" - chetyre psihologicheskih mifa v istorii sub'ektnosti. Zhurnalprakticheskogopsihologa. 2006; № 1: 3 - 57.
10. Shepel' V.M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya. Moskva, 1994.
11. Shopengau'er A. Mir kak volya i predstavlenie; O chetveroyakom korne zakona dostatochnogo osnovaniya. Sobranie sochinenij: Moskva, 2011.
12. Shpet G.G. 'Esteticheskie fragmenty. Moskva, 1989.
13. Yung K.G. Duh v cheloveke, iskusstve i literature. Minsk, 2003.
14. Metcalf F. and Gallagher Bj. Being Buddha at Work. Ancient Truths on Chags, Stress, Money and Success. San Francisco, CA, USA, 2012.
Статья поступила в редакцию 14.04.20
УДК 378.1
Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk),
E-mail: psv1148@mail.ru
Kornilov Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk),
E-mail: kornilov@lenta.ru
PROMOTION OF PRE-UNIVERSITY PEDAGOGICAL VOCATIONAL IN DIGITAL CONDITIONS. The authors of the article address the issues of pre-university career guidance in pedagogical professions. The approaches to the definition of pre-university preparation as a system of the university's activities for the professional orientation of students and building their professional biography are shown. The functions of pre-university career guidance (diagnostic, motivational, stimulating, educational, educational, corrective) are considered. The results of a survey of senior pupils of the Republic of Sakha (Yakutia) on the study of professional intentions, interest in the teaching profession are demonstrated. New formats of pre-university career guidance (Virtual pedagogical class, Virtual open day, etc.) in the digital educational ecosystem are presented.
Key words: vocational orientation, pre-university vocational guidance, higher pedagogical education, forms of vocational guidance of university.
С.В. Панина, канд. пед. наук, доц., ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: psv1148@mail.ru
Ю.В. Корнилов, канд. пед. наук, доц., ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: kornilov@lenta.ru
СОДЕЙСТВИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Авторами статьи рассматриваются вопросы довузовской профориентации на педагогические профессии. Раскрыты подходы к определению довузовской подготовки как системы деятельности университета по профессиональной ориентации учащейся молодежи и построению их профессиональной биографии. Рассмотрены функции довузовской профориентации (диагностическая, мотивационная, стимулирующая, образовательная, воспитательная, кор-рекционная). Продемонстрированы результаты опроса старшеклассников Республики Саха (Якутия) на предмет изучения профессиональных намерений, интереса к профессии учителя. Представлены новые форматы довузовской профориентации (проекты «Виртуальный педагогический класс», «Виртуальный день открытых дверей» и др.) в цифровой образовательной экосистеме.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, довузовская профессиональная ориентация, высшее педагогическое образование, формы профессиональной ориентации вуза.
Профориентационная проблематика становится все более актуальной, отражает не только потребность Российской Федерации в квалифицированных кадрах для современной экономики, но и стремление государства в обеспечении успешности профессионально-трудовой биографии новых поколений.
В Национальных проектах РФ на 2019 - 2024 гг и федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» особая роль отведена человеческому капиталу как основному фактору конкурентоспособности и устойчивого экономического развития страны.
Массовая компьютеризация образовательных процессов открывает также и широкие возможности для использования учебными заведениями профессионального образования средств цифровых технологий в профориентационной деятельности. В связи с этим вузы стали перестраивать и пересматривать организацию этапа довузовской профориентации.
Если обратиться к теории профориентации, то исследователи рассматривают довузовскую подготовку как базовое звено непрерывного образования, значимое условие формирования системы социально значимых ценностей, как самостоятельность, ответственность, потребность в самообразовании и др. [1]. Чистякова С.Н., Соколова И.В., Родичев Н.Ф. указывают, что довузовская подготовка - это компонент системы формирования профессионального самоопределения молодежи [2]. Казакова О.Н., Кобзева Н.И. обосновывают довузовскую профориентацию как качественный фундамент подготовки будущих специалистов; составляющую непрерывного образования [3]. Загузина Н.Н. представляет довузовскую профориентацию как часть системы непрерывного образования, основанную на принципах организации неформального образовательного процесса школьников в условиях вузовской среды, что эффективно содействует формированию их личностного и профессионального самоопределения и становления [4].
Таким образом, довузовская подготовка представляет собой систему взаимодействия и целенаправленной деятельности вуза по профессиональной ориентации школьников и моделированию их дальнейшего профессионального пути.
Байбородовой Л.В. определены функции довузовской подготовки и профориентации и их содержание [5] (табл. 1).
Таблица 1
Функции довузовской профориентации
Наименование функции Содержание функции
Диагностическая выявление и учет личностно-психологических характеристик обучающихся
Мотивационная развитие побудительных мотивов к осознанному выбору будущего профессионального пути
Стимулирующая создание стимулов, обеспечивающих активное выявление у обучающихся профессионально важных качеств
Образовательная первичное овладение комплексом профессиональных компетенций посредством формирования знаний, умений и навыков
Воспитательная формирование и развитие личностных качеств
Корректирующая изменение представления о будущей профессиональной деятельности
В практике довузовской профориентации и подготовке отмечены создание университетских и профильных классов; групп старшеклассников для подготовки к олимпиадам; долгосрочных и краткосрочных подготовительных курсов; индивидуальные занятия с вузовскими преподавателями; малые академии; научно-практические конференции и конкурсы школьников; предуниверсарии; летние выездные школы; детские технические парки и др. [6].
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) имеет уникальный опыт довузовской педагогической подготовки, функционирование педагогических классов, организации и проведения олимпиад, деятельности малой психолого-педагогической академии. Но необходимо учитывать трансформацию образования и его переход в цифровую среду, где университет ведет поиск новых эффективных профориентационных средств.
В связи с этим был проведен дистанционный опрос старшеклассников школ Якутии по изучению в целом их готовности к формированию профессионального самоопределения и в частности интереса к педагогическим профессиям средствами сервиса для администрирования опросов Google Forms, входящего в офисный пакет Google Drive. В анкетировании (октябрь - ноябрь, 2019 г) приняли участие 501 респондент Из них 62,3% - девушки и 37,7% - юноши. География участников охватила 13 районов республики.
Опрос был сгруппирован по следующим блокам: данные об участниках; формы профориентационной работы в школе; источники получения информации о профессиях; факторы, влияющие на выбор профессии; жизненные и профессиональные планы обучающихся; проблемы при выборе профессии, интерес к педагогическим профессиям; желание обучения в «виртуальном педагогическом классе». В целом итоги опроса дали первичное представление о профориента-ционной работе в школах, позволили определить профессиональные интересы выпускников республиканских школ.
На вопрос о формах и средствах профориентационной работы в школе старшеклассниками были отмечены следующие: встречи с представителями предприятий; лекции и беседы классного руководителя о профессиях; профориентационное тестирование и анкетирование; профориентационные игры; консультации школьного психолога; уроки по профессиям; встречи с представителями учебных заведений профессионального образования; встречи с родителями-профессионалами; встречи с бывшими выпускниками; викторины, праздники, конкурсы; посещение ярмарок учебных мест При этом весьма редко или вообще не проводятся профэкскурсии; посещение центров и служб занятости; профессиональные пробы; работа с профори-ентационными сайтами и учебных заведений среднего профессионального и высшего образования; факультативы, знакомящие с содержанием профессий.
Нам представлялось важным узнать, какие факторы влияют на выбор обучающимися будущей профессии. Для этого участникам предлагалось отметить те, которые они считают значимыми при их выборе будущей профессиональной деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Факторы, влияющие на выбор профессии
Факторы Ответы,
в %
Интересы 52,3
Способности 37
Интернет, социальные сети 37
Родители, родственники 34,9
Тестирование, анкетирование 23
Средства массовой информации 21
Друзья, знакомые 17,6
Педагоги 9
Специалисты 7,9
Консультации психологов 7
Книги 6,9
Состояние здоровья 6,7
В ходе опроса старшеклассники отметили в качестве значимых факторов, влияющих на их выбор будущей профессии, следующие: интересы - 52,3%, далее следуют Интернет, социальные сети и способности (37%); советы родителей и родственников - 34,9%, участие в профанкетировании и тестировании - 23%, средства массовой информации - 21%, друзья и знакомые - 17,6%. Наименее значимыми факторами оказались советы педагогов - 9%, специалистов службы занятости - 7,9%, консультации психологов - 7%, книги - 6,9%, состояние здоровья - 6,7%.
Результаты ответов на вопрос о выборе места дальнейшего получения образования представлены ниже (табл. 3).
Таблица 3
Место продолжения образования, профессии
Варианты ответов Всего, в %
Я уже выбрал образовательную организацию/профессию 52
Я еще не определился с выбором образовательной организации, но мне нравится профессия 27
Я еще не определился с выбором будущей профессии, но мне нравится образовательная организация 12
Я не задумывался об этом 9
Как показали результаты анкетирования, большинство школьников осуществили выбор места для продолжения образования и будущую профессию -52%. Однако 27% старшеклассников не смогли еще определиться с выбором образовательной организации, но им импонирует определенная профессия. При этом 12% старшеклассников могут назвать предпочитаемые образовательные организации, но не определились с выбором будущей профессии, и 9% школьников еще не задумывались о данной проблеме.
67% старшеклассников планируют получить высшее образование в вузах, расположенных на территории республики, 29% школьников решили поступать в учебные заведения, находящиеся за пределами региона, 4% опрошенных желают учиться в зарубежных вузах.
Нами были предложены 23 профессиональные сферы с учетом Стратегии социально-экономического развития РС (Я) до 2030 г Так, наиболее предпочитаемыми у старшеклассников являются профессии, относящиеся к следующим областям: «Культура и искусство»; «Психология»; «Информационные технологии»; «Предпринимательство». Область «Педагогика и образование» обозначена в середине списка после «Медицины» и «Туризма и гостеприимства». На последних местах расположились сферы «Энергетика», «Легкая промышленность» и профессии агропромышленного комплекса и ЖКХ, что весьма не соответствует востребованности региона в кадрах. Старшеклассники указали привлекательные характеристики, влияющие на их выбор будущей профессии. Так, большинство отметили «престиж профессии/специальности в обществе», «возможность профессионального продвижения и карьеры»; «возможность творчества»; «способности к данному виду деятельности». Наименьший процент выбора получили «мнение друзей», «советы родителей и родственников», «пример авторитетного человека» и «возможность хорошо зарабатывать».
Среди источников получения информации о будущей профессии самыми популярными среди старшеклассников названы СМИ, социальные сети, рассказы родителей и родственников, советы знакомых, профессиональные пробы. Наименьший процент получили советы учителей, презентации учебных заведений профессионального образования в школе, ярмарки учебных мест, участие в мероприятиях в учебных заведениях профессионального образования.
При оценке проблем выбора профессии и образовательной организации от участников анкетирования получены следующие ответы (табл. 4).
Таблица 4
Проблемы при выборе профессий
Наименование проблем Ответы, в %
Территориальная удаленность организации профессионального образования 39
Незнание способа выбора профессии и места продолжения образования 39
Недостаточная информация о вариантах профессионального образования 37
Недостаточная готовность самостоятельного решения 35
Повышенные требования к особенностям здоровья 34
Невозможность оплатить обучение 17
Недостаточная успеваемость 32
Невозможность обсуждения проблемы выбора профессии с педагогами 29
Незнание потребностей рынка труда 19
Неполучение профконсультации 18
Согласно самооценке проблем, возникающих при выборе профессии и образовательной организации, основными препятствиями в данном процессе являются территориальная удаленность желаемого места продолжения образования, незнание технологии и способа выбора профессии и места продолжения образования (39%). Недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования отметили 37% участников, недостаточная успеваемость, неготовность
к преодолению экзаменационных барьеров - проблема 32% опрошенных. Значительные затруднения, связанные с невозможностью получить качественную консультацию со стороны педагогов, психологов и профориентаторов, испытывают 18%. При этом 19% старшеклассников указали, что они слабо информированы о рынке труда и потребностях Якутии. Отсутствие возможности оплатить обучение в желаемом учебном заведении профессионального образования отмечено у 17% опрошенных.
Что же касается интереса к выбору педагогической профессии, то по результатам анкетирования лишь 11% старшеклассников высказали намерение о выборе педагогических профессий, 31% старшеклассников еще не определись, и 58% школьников дали отрицательные ответы.
Считаем, что полученные результаты свидетельствуют об ограниченных возможностях будущих абитуриентов в получении углубленных знаний о педагогической профессии, практического опыта на основе использования современных цифровых технологий. В связи с чем целесообразно обновление довузовской подготовки путем формирования цифрового образовательного пространства для работы с будущими абитуриентами.
В настоящее время Педагогическим институтом СВФУ разрабатывается проект «Виртуальный педагогический класс» [7] - программа довузовской подготовки, ориентированная на создание дистанционного формата профильной ориентации на педагогические профессии, позволяющего учащейся молодежи независимо от места проживания получить углубленные психолого-педагогические знания, способствующего построению дорожной карты реализации ранней профориентации на педагогические профессии обучающихся средствами Интернет-ресурсов.
Среди участников анкетирования 24% старшеклассников выразили желание обучаться в данном классе, 34% школьников ответили, что подумают, 5% посоветуют знакомым и 37% обучающихся не имеют желания поступать в данный класс.
Выпускники виртуального педагогического класса имеют возможность в зависимости от количества освоенных модулей получить сертификат, удостоверение или свидетельство об обучении, а также в качестве мотивационного компонента могут иметь возможность получения дополнительных баллов к сумме баллов ЕГЭ при поступлении в СВФУ на педагогические профессии.
С целью развития событийно-соревновательной активности, реализации фактора успешности индивидуального профессионального выбора, формирования готовности Hard Skills в институте организуется «Дистанционная олимпиада по педагогике и психологии», которая проводится в течение всего учебного года. Целевая аудитория охватывает обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования и распределяется в четырех направлениях/номинациях: «Педагогика без границ» (для обучающихся 6 - 11 классов), «Педагогический ориентир» (для обучающихся педагогических классов), «Пропуск в профессию» (для студентов педагогических колледжей), «Педагогический импульс» (для поступающих в магистратуру).
Проведение «Виртуальных дней открытых дверей Педагогического института» - очередной цикл мероприятий для потенциальных абитуриентов в форме серии вебинаров, онлайн-консультаций, функционирования дискуссионной площадки (форума) по проблемам образования для всех участников образовательного процесса, интервью с заведующими кафедрами, виртуальной профэкс-курсии. Используются материалы цифрового музея педагогики о педагогических династиях, лидерах образования, ветеранах педагогического труда и т.д. Создается электронный ресурс в виде карты истории региональных организаций, связанных с вопросами образования и воспитания.
Формируется «Банк основных образовательных программ» с целью комплексного информирования заинтересованных лиц с краткой информацией об образовательных программах, их основных модулях и дисциплинах, формируемых компетенциях, особенностях их реализации, программах вступительных испытаний, возможной научной деятельности в рамках освоения образовательных программ и перспективах трудоустройства по полученной специальности.
В настоящее время нами проводится исследование по вузовскому этапу профориентации на тему: «Развитие будущей профессиональной карьеры студентов», особое внимание уделяется изучению готовности к профессиональному становлению будущих работников образования. В анкетировании имеются вопросы, связанные с эффективным влиянием профориентационного средства, и студенты отметили, что это работа с сайтом университета, организация профессиональных проб, участие в проводимых СВФУ Днях открытых дверей, конкурсах, олимпиадах и конференциях, тем самым подтверждая дальнейшую перспективность данных форм.
Считаем, что разработанные программы, мероприятия и механизмы про-фориентационной деятельности Северо-Восточного федерального университета способствуют созданию и развитию непрерывной цифровой трансформации образовательной среды в рамках решения задач превращения вуза в полноправного, готового к профессиональному взаимодействию члена образовательного сообщества, активно расширяющего систему довузовской профориентации путем внедрения новых форм и обновления традиционных средств с учетом инфраструктурной цифровой экосистемы.
Библиографический список
1. Современный университет-школа: прецеденты и феномены взаимодействия: монография. Под редакцией Г.Н. Прозументовой. Томск: Издательство Томского университета, 2007.
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Соколова И.И. Концепция подготовки педагогов общего и профессионального образования к эффективной работе по профориентации обучающихся в условиях изменяющихся региональных рынков труда. Профессиональное образование. Столица. Приложение к журналу. 2016; № 10: 3 - 32.
3. Казакова О.Н., Кобзева Н.И. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017; № 8 (208): 9 - 13.
4. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
5. Зотов В.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в системе довузовской подготовки. Глобальный научный потенциал. 2019; № 10 (103): 15 - 20.
6. Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5: 93 - 99.
7. Третьякова Т.В. Концепция развития педагогического образования в Северо-Восточном федеральном университете. Якутск: ООО Компания «Дани-Алмас», 2019.
References
1. Sovremennyj universitet-shkola: precedenty i fenomeny vzaimodejstviya: monografiya. Pod redakciej G.N. Prozumentovoj. Tomsk: Izdatel'stvoTomskogo universiteta, 2007.
2. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Sokolova I.I. Koncepciya podgotovki pedagogov obschego i professional'nogo obrazovaniya k 'effektivnoj rabote po proforientacii obuchayuschihsya v usloviyah izmenyayuschihsya regional'nyh rynkov truda. Professional'noe obrazovanie. Stolica. Prilozhenie k zhurnalu. 2016; № 10: 3 - 32.
3. Kazakova O.N., Kobzeva N.I. Dovuzovskoe obrazovanie v sisteme sovremennoj professional'noj podgotovki. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 8 (208): 9 - 13.
4. Zaguzina N.N. Dovuzovskaya podgotovka kak uslovie sodejstviya professional'nomu samoopredeleniyu starshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
5. Zotov V.V. Professional'noe samoopredelenie obuchayuschihsya v sisteme dovuzovskoj podgotovki. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2019; № 10 (103): 15 - 20.
6. Bajborodova L.V. Konceptual'nye osnovy i modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015. № 5: 93 - 99.
7. Tret'yakova T.V. Koncepciya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Severo-Vostochnom federal'nom universitete. Yakutsk: OOO Kompaniya «Dani-Almas», 2019.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 37+159. 922. 2: 923.2
Petrovskaya V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia),
E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru
TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL TIME OF LIFE OF TEENAGERS. The article studies a phenomenon of psychological time of the individual. The problem of recognizing the special role of the image of the future in the formation and development of personality, including in determining the actual existence of a person against the background of insufficient study of the phenomenon of psychological time is revealed. The article analyzes a possibility of solving the contradiction between the growing need for adolescents to make independent choices, form and manage life events and the lack of special programs for teaching adolescents to creatively master and transform life time, due to insufficient knowledge of the features of time experience at this age. Special attention is paid to theoretical approaches in defining the concept of "psychological time", factors that determine the specifics of experiencing psychological time. As a research task, the author determined an attempt to theoretically substantiate and empirically identify the features of the adolescent's experience of psychological time of life.
Key words: image of past, image of present, image of future, psychological time, adolescence.
В.Г. Петровская, канд. психол. наук, доц., Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
«Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев, E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена феномену психологического времени личности. Раскрывается проблема признания особой роли образа будущего в становлении и развитии личности, в том числе и в детерминации актуального бытия человека на фоне недостаточной изученности феномена психологического времени. В статье анализируется возможность решения противоречия между возрастающей потребностью подростков в самостоятельном выборе, формировании и управлении жизненными событиями и отсутствием специальных программ обучения подростков творческому освоению и преобразованию времени жизни, связанным с недостаточным знанием особенностей переживания времени в этом возрасте. Особое внимание уделяется теоретическим подходам в определении понятия «психологическое время», факторам, определяющим специфику переживания психологического времени. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка теоретически обосновать и эмпирическим путем выявить особенности переживания подростком психологического времени жизни.
Ключевые слова: образ прошлого, образ настоящего, образ будущего, психологическое время, подростковый возраст.
Необходимость современного человека гибко менять планы и оптимально распоряжаться важнейшим временным ресурсом вызвано ускорением темпа жизни, изменениями в области экономики, политики, культуры, экологии. Пожалуй, в современной психологической науке проблема времени представляет собой одну из центральных тем. Несмотря на недостаточную разработанность вопроса, исследованием психологического времени занимались К.А. Абульхано-ва-Славская, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Цуканов и др.
Анализ исследований в области психологии времени позволяет выделить ряд относительно независимых направлений [1]. Первое направление можно назвать философским, так как авторы рассматривают основные закономерности психологического времени личности. В формате второго направления исследователи анализируют восприятие времени субъектом, его отношение к прошлому, настоящему и будущему, влияние индивидуально-типологических и прочих характеристик на восприятие времени. Представителями третьего направления (социологического) изучается восприятия времени как социально-психологического феномена, при котором оно рассматривается в рамках социальной жизни человека.
Известный американский психолог К. Левин ввел в научный обиход понятие «временная перспектива», под которой он понимал всеобщность взглядов инди-
вида на психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях [2]. Психика в первую очередь отражает окружающую действительность, в том числе находится и время, одновременно человек испытывает некие переживания по поводу этого феномена, которые отражаются на всех уровнях психики от самых простых (ощущения, например) до наиболее сложных. Временная перспектива - это структурный компонент психологического времени наряду с психологическим возрастом и субъективным восприятием времени.
Характер переживания психологического времени жизни зависит от сочетания самых разных факторов, которые могут быть разделены на субъективные и объективные (табл. 1).
Подростковому возрасту посвящено немало исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической науке. Для нашего исследования особый интерес представляет изыскание Э. Эриксона, для которого подростковый и юношеский возраст идентичны и представляют собой нормативный кризис, заключающий в себе семь частей, одной из которых является формирование перспективы времени [3]. Формирование этой перспективы связано с тем, что у подростка примерно к пятнадцати годам формируется новое чувство -времени и непрерывности жизни, что дает ему возможность сопоставить кар-