Малая лингвистическая академия как инструмент профессионального самоопределения в образовательной системе языкового вуза
Дьяконова Елена Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведе-ния, es_dyakonova@mail.ru
Иконникова Анна Николаевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведе-ния, an.ikonnikova@s-vfu.ru
В статье рассматривается опыт работы в сфере профориентации малой лингвистической академии ИЗФиР СвФу. В статье также рассматривается довузовский, вузовский, послевузовский этапы профориентации как системно-организованной деятельности, обеспечивающей профессиональную социализацию студентов и выпускников языкового вуза. Описывается механизм работы со школьниками, студентами и молодыми специалистами. Авторы приходят к выводу, что системный подход к организации профориентации обеспечивает более эффективное профессиональное самоопределение будущего специалиста. Ключевые слова: профориентация, довузовская, вузовская, послевузовская, саморазвитие, профессиональная социализация, повышение качества, языковая подготовка, специалист.
Учитывая условия глобализирующейся экономики, университетам становится все сложнее конкурировать в сферах привлечения ресурсов, в том числе человеческих. Основной возможностью получения конкурентного преимущества является обучающийся, его качество, его отношение к учебе и дальнейшему труду. Поэтому в настоящее время актуальным представляется рассмотрение современных тенденций развития и привлечения абитуриентов, наиболее подготовленных для обучения в вузе.
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы поставлена задача по «совершенствованию механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на профессиональную самореализацию молодежи образовательной системой», определяющая развитие профориентации [1, а45].
Для развития общества и экономики РФ профориентация имеет важнейшее значение, однако в образовательной системе в рамках вузовского образования до сих пор не сложился единый механизм работы, направленной на профессиональную самореализацию молодежи и позволяющий решить все социально-экономические проблемы и поставленные вопросы Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1, а45].
Так, Э.Ф. Зеер в своих исследованиях рассматривает профессиональную ориентацию как одну из профессионально-педагогических задач профессионального становления, определённую им научно как «систему научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [2, с.12].
Е.Ю. Пряжникова предполагает, что профориентация - это широкий путь профессионального определения и становления, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении [3, с. 30]. Также под профориентацией понимается научно обоснованная система социально-экономических, медико-биологических, пси-
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
холого-педагогических и производственно-технических мер по оказанию молодежи поддержки в выявлении и развитии профессиональных интересов, формирования профессионального самоопределения [4].
Система профориентационных мероприятий предполагает одновременное использование разных подходов к одной проблеме. Так, активизирующий подход позволяет сформировать у обучающихся потребность в профессиональном самоопределении. Данный подход может быть применим к выпускникам школ, готовящимся к приемной кампании текущего года или к студентам вуза, находящимся в активном поиске себя в мире профессий, востребованных в современном мире или тех, которые будут востребованы в ближайшем будущем.
Вуз в своей работе по привлечению абитуриента сталкивается со следующими проблемами: что понимается под профориентацией в вузе - рекрутинг или профессиональное определение?
Сложилось мнение, что от эффективной профориентации зависит качество набора («свой» абитуриент), качество обучения в частности и образовательной системы в целом, качества подготовки молодого специалиста. Во многих школах Якутии реализуется трехуровневая система профориентации, основывающаяся на диагностико-консультацион-ном подходе.
В начальной школе профориентация имеет форму факультативов, кружков, дополнительных занятий и экскурсий, элективных курсов; в среднем звене начинается предпрофильная подготовка, которая продолжается и в старшей школе - в профильных классах.
Отталкиваясь от сложившейся системы, Институт имеет различные формы профориентационной работы, которые реализуются в зависимости от поставленных задач, т.е. нами полномасштабно реализуются развивающий и информационные подходы к профориентации.
В рамках информационного подхода проводятся разовые профориентационные акции и мероприятия, целью которых является ознакомление учащихся с особенностями и сложностями будущей профессии - особенностями обучения в институте, аспектами работы с иностранными языками, сложностями межкультурной коммуникации, трудностями адаптации и т.д.
Разовые профориентационные мероприятия ИЗФиР можно разделить на четыре группы:
- языковые (консультации и курсы по подготовке к экзаменам по иностранным языкам, а также к международным экзаменам и т.д.),
- научные (научные кружки, консультирование научных проектов, организация научных мероприятий (конференций), мероприятия по научно-популярной лингвистике для учащихся школ Ассоциации «Северо-Восточный образовательный округ» и школьников фирменных классов СВФУ и т.д.),
- привлечение школьников к студенческой жизни (посещение занятий преподавателей Института в
составе смешанных со студентами групп по расписанию, привлечение школьников к студенческим мероприятиям, участие в качестве экспертов студенческих проектов и т.д.);
- информационные встречи - День открытых дверей, индивидуальные консультации с родителями и школьниками, встречи по школам в рамках недель иностранных языков и т.д.).
Особой формой взаимодействия Северо-Восточного федерального университета и школ стали фирменные классы университета, закрепленные за определенными учебными подразделениями СВФУ в соответствии с профилем подготовки. В рамках развивающего подхода к профориентационной деятельности, в настоящее время действует пять профилей подготовки:
• экономический,
• естественно-научный,
• лингвистический,
• инженерно-технический,
• физико-математический.
Слушатели фирменных классов получают возможность изучать дополнительные курсы по своему профилю, посещать семинары и экскурсии, ма-стерклассы и вводные лекции, участвуют в олимпиадах и конкурсах, организованные преподавателями и работниками университета.
Подобная форма работы позволяет создать сообщество школьников, объединенных идеей получить углубленные знания в определенной области и в дальнейшем освоить перспективную профессию. Более того, этот подход позволяет проводить адресную подготовку абитуриента, которая поможет ему без потерь и излишнего стресса адаптироваться в вузе.
Следующий этап профориентации - вузовская профориентация, которая направлена на профессиональную социализацию и профессиональное самоопределение. На вузовском этапе подразделения университета совместно с Центром психологической помощи, осуществляют комплекс мероприятий по профориентационной деятельности по про-фадаптации первокурсников.
Студенты педагогических направлений подготовки Института зарубежной филологии и регионо-ведения имеют возможность попробовать себя в условиях будущей профессиональной деятельности. Например, участие в проведении мероприятий довузовской профориентации или поработать в проекте полного цикла (от идеи до реализации) на площадке творческого кружка в одной из ведущих школ города. А также, наряду со студентами филологических направлений подготовки участвуют в работе совместных проектов со школьниками в качестве членов жюри и экспертов научных и других мероприятий.
На уровне вузовской профориентации чрезвычайно важным видится показать обучающимся - будущим специалистам их перспективного работодателя. Взаимодействие с работодателем в период обучения в вузе ведет студентов к более осознанному планированию будущего трудоустройства, позволяет сформировать реалистичные ожидания
и позитивное отношение к своему профессиональному будущему или наоборот, вовремя скорректировать свою будущую профессиональную траекторию или путь профессионального развития и карьеры.
Заключительным этапом профориентационной работы Института зарубежной филологии и регио-новедения является послевузовская профориентация самостоятельно подразделением, одной из задач послевузовской профориентации является привлечение выпускников, работающих по профессии или смежной деятельностью, к программам магистратуры Института.
Основным направлением послевузовской профориентации является помощь в профессиональном развитии молодым учителям - через создание и продвижение профессионального сообщества выпускникам педагогических направлений Института. В формате очных и дистанционных семинаров и курсов проводятся мастер-классы, соруководство научными работами школьников, конференции для учителей иностранных языков.
Ключевым направлением послевузовской подготовки является языковая подготовка учителей и подтверждение их языковой компетенции посредством привлечения учителей к программам магистратуры Института и популяризация использования международных инструментов оценивания знания иностранных языков и профессиональной компетенции посредством сдачи экзаменов TKT (Teacher's Knowledge Test) и CPE (Certificate of Proficiency in English).
Кроме различных форм взаимодействия с учителями общеобразовательных и средних учебных заведений Институт зарубежной филологии и реги-оноведения проводит совместную работу с преподавателями дополнительного образования - участие в совместных конкурсах, проведение лекций для слушателей факультативов, кружков, привлечение студентов к кружковой работе.
Трехуровневая система профориентационной работы, включающая в себя довузовскую, вузовскую и послевузовскую, выстроенная в Институте зарубежной филологии и регионоведения доказала свою эффективность на протяжении многих лет, что отражается на:
- во-первых, вовлеченности в профориетацион-ную работу всех участников процесса (школьник-студент-преподаватель-учитель),
- во-вторых, стабильно высоким конкурсом и высоким средним баллом ЕГЭ на направления подготовки Института,
- в-третьих, высокой сохранностью контингента студентов Института. Школьники, становясь частью сообщества института еще в школе, легко вовлекаются в работу института, тем самым, запуская механизм собственного саморазвития.
Тем не менее, вопрос, как измерить эффективность проводимой профориентационной работы остается актуальным. В настоящее время преподавателями используются анонимное анкетирование, анализ контингента, динамика баллов ЕГЭ, успева-
емость студентов и их вовлеченность в научную работу института по профориентации и лояльность к выбранной профессии.
В системе профорентационных мероприятий института принято опираться на количественные характеристики (охват, вариативность мероприятий, внедрение индивидуального подхода, масштабирование наиболее удачных практик и качественные характеристики (учет желаний, возможностей, потребностей заказчиков и рынка труда, а также приверженность к будущей профессиональной деятельности, готовность к саморазвитию, самоопределению и дальнейшей профессиональной социализации выпускников.
Наряду с этим, в управлении самой системой профориентационных мероприятий можно выделить определенные точки напряжения. Так, например, один из наиболее значимых вопросов-отсут-ствие информации по профориентации согласно потребности общества или работодателя в соответствующих специалистах или отсутствие системы мониторинга профориентации для дальнейшей корректировки профессионального самоопределения выпускников.
Современный работодатель под профориентацией понимает совокупность больших процессов, охватывающих всех сотрудников компании, особенно практикующей дистанционную или удалённую занятость, так как для выживания компаний в современном мире большинство компаний понимают, что им необходимо становится максимально технологичными и обновлять персонал на более молодой, лучше обращающийся с инновационными технологиями - чтобы стать диджитал компанией нужна серьезная ИР-трансформация, нужны определенного типа молодые техногенные люди, которые должны быть обучены и работать в самых современных информационных системах, используя передовые технологии и в русле этих изменений двигаться вперед.
Технологии информатизации и цифровизации проникают во все процессы профориентации персонала:
- использование чат-ботов,
- роботов в процессе профориентации персонала,
- онлайн-игры,
- видео-интервью,
- видео-тесты при подборе,
- онлайн-курсы,
- мобильные приложения для адаптации сотрудников,
- мобильные приложения для регулярных коммуникаций,
- максимальная адаптация к мобильным устройствам всех внутренних систем профориентации персонала.
В профориентации персонала идут процессы роботизации рассылок электронных писем и сообщений в соц. сетях и переоборудования, внедряются новые сложные решения и выстраиваются коммуникации и взаимодействия между человеком и ма-
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
о с
СП ^
о
сч
шиной, которая начинает работать на основе систем искусственного интеллекта, не только знающих технологии профориентации персонала, но и хорошо понимающих специфику бизнеса и экономику, нужды конкретной организации - работодателя и возможности учебных заведений, что помогает найти согласование между рыночными условиями, ее возможностями и интересами каждого работника.
«Выращивание» специалистов и выдача кредитов и грантов талантливым абитуриентам и студентам является необходимым условием эффективного функционирования любой крупной компании, так как правильно выстроенная система профориентации позволяет в короткие сроки покрыть потребность организации в персонале и разработать грамотную кадровую стратегию и достичь больших результатов, а именно обеспечение организации квалифицированным персоналом в будущем, так как перед подавляющим числом предприятий стоит задача минимизации рисков со стороны персонала, что вызывает необходимость создания системы по обеспечению кадровой безопасности.
Таким образом, деятельность подразделений предприятия по профориентации взаимосвязана и преследует общую цель: обеспечить кадровую безопасность притоком новых молодых специалистов, выявить перспективы развития информатизации и риски «кадрового голода» и предотвратить возникновение угроз технологического отставания.
Рассмотрим перспективные мировые технология профориентации, например, Agile в настоящее время на пике интереса молодёжи. Многие компании (особенно имеющие большой IT-блок) начинали внедрять эту методологию в свою работу и на ее основе перестраивать многие процессы профориентации персонала.
Плюс все внутренние системы профориентации персонала строятся на основе вовлечения в профориентацию молодых специалистов как пользователей результатом - то есть набором профориента-ционных групп школьников и абитуриентов, а не просто поставки контента школьникам.
Изменяются подходы к профориентации персонала:
• внедряется bite-size learning,
• MOOC
• системы взаимной профориентации через видео,
• вводятся нативные системы подбора обучающих программ (по аналогии с рекомендациями фильмов в ведущих онлайн-кинотеатрах).
Но наиболее продвинутые компании в полной мере научились применять технологии профориентации персонала Agile (в частности SCRUM) к HR-процессам. Так в глобальном IBM уже вовсю применяют данный подход и там даже появилась новая должность по профориентации - Agile Recruiting Scrum Master.
Этот подход к профориентации персонала позволил компании более чем в два раза сократить срок закрытия вакансий нужными специалистами и
создать кадровый резерв. Переход на работу короткими циклами («спринты» в методологии SCRUM) влияет на все системы:
• пульс-замеры как основа для постоянной обратной связи с сотрудниками по профориентации,
• создание многолетнего кадрового резерва,
• управление эффективностью профориентации в коротких циклах.
Все вышеперечисленное становится ближайшим будущим для развития профориентационной работы в вузе [5].
В данной статье обобщается опыт деятельности в сфере профориентации молодёжи Малой лингвистической академии, регламентированной Положением о Малой лингвистической академии, и положениями Концепции профессиональной ориентации в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова на 2011-2019 гг., опыт иностранных компаний в сфере профориентации абитуриентов и студентов, и перспективы развития профориентации в новой эпохе компьютеризации, цифровизации и цифровой экономики.
Цель профориентационной работы СВФУ - привлечение в университет талантов и перспективных студентов, которые в будущем обеспечат разработки наукоемких технологий сформированным качественным студенческим контингентом, в том числе и в новых сферах цифровой экономики.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [режим доступа: http://government.ru/docs/16479/, дата обращения 13.11.2019]
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 496 с.
4. Панина С.В., Николаева А.Ю. Довузовская профориентация на педагогические профессии// Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 143-145.).
5. Бушуева И.П. Управление непрерывным профессиональным развитием государственных гражданских служащих (региональный аспект) : моногр. / Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. - 227 с.
The Junior Linguistic Academy as an instrument of vocational orientation in the educational system of a linguistic Institute Dyakonova E.S., Ikonnikova A.N.
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University The article is aimed at revealing the experience in the field of career guidance of the Junior Linguistic Academy of the Institute of Modern Languages and International Studies of NEFU. The article also discusses the pre-university, university and postgraduate stages of vocational orientation as a system-organized efforts that provide professional socialization of students and graduates of a linguistic Institute. The structure of interaction with schoolchildren, students and young professionals is discussed. The authors conclude that a systematic approach to the organization of vocational orientation provides more effective professional self-determination of future professionals.
Keywords: vocational orientation, pre-university, university, postgraduate, self-development, professional socialization, quality improvement, language training, professional.
1. The concept of the Federal target program for the development of
education for 2016-2020 [access mode: http://government.ru/docs/16479/, accessed 11/13/2019]
2. Zeer E.F. Psychology of vocational education: a training manual.
M .: Publishing House of the Moscow Institute of Public Relations; Voronezh: Publishing house of NPO MODEK, 2003. 480 p.
3. Pryazhnikova E.Yu. Career guidance: textbook. allowance for students. higher textbook. institutions. M.: Academy, 2010.496 s.
4. Panina S.V., Nikolaev A.Yu. Pre-university career guidance for
pedagogical professions // World of science, culture, education. 2019.No 4 (77). S. 143-145.).
5. Bushueva I.P. Management of continuous professional development of public civil servants (regional aspect): monograph. / N.N. Bogdan, I.P. Bushueva; RANEPA, Sib. Institute of Management - Novosibirsk: SibAGS Publishing House, 2014 .-- 227 p.
o
o
OD
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
S
£
m
O
X
O
m
O
Dl
■o
A
u
o
m
A
X
s
m
49