Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе'

Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION IN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордовская Анна Васильевна, Панина Светлана Викторовна

В статье раскрыты концептуальные подходы к организации профориентационной работы в вузе. Определены принципы профориентационной деятельности, рассмотрены эффективные формы и методы профориентационного сопровождения профессионального становления будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мордовская Анна Васильевна, Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Approaches to Organizing Professional Orientation in a Federal University

The article describes conceptual approaches to organizing professional orientation in university. The authors define principles of professional orientation and examine efficient forms and methods of professional orientation work accompanying professional training of future specialists

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ВУЗЕ

А. В. Мордовская, С. В. Панина

Аннотация. В статье раскрыты концептуальные подходы к организации про-фориентационной работы в вузе. Определены принципы профориентационной деятельности, рассмотрены эффективные формы и методы профориентационно-го сопровождения профессионального становления будущего специалиста.

Ключевые слова: профориентационная работа в вузе, профессиональная подготовка специалистов.

Summary. The article describes conceptual approaches to organizing professional orientation in university. The authors define principles of professional orientation and examine efficient forms and methods of professional orientation work accompanying professional training of future specialists.

Keywords: professional orientation in university, professional training.

Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации в области образования, структурно-содержательное обновление российской образовательной системы в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, современными международными тенденциями развития образования обуславливают качественное изменение профессиональной ориентации, призванной обеспечить создание благоприятных условий для профессионального самоопределения личности, успешной профессионализации и самореализации в профессиональной деятельности. Новый федеральный закон «Об образовании» определяет правовые основы государства в области образования, приоритеты государственной политики,

гарантирующей соблюдение прав и свобод в образовании в Российской Федерации, обновленные требования к качеству профессиональной подготовки обучающихся. В данном нормативном документе акцентируется внимание на открытости российской системы образования, создающей условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни, предоставляющей ему возможности для реализации образовательной и профессиональной траектории развития.

Современный этап развития высшего образования в России характеризуется: тенденциями поэтапного перехода вузов на уровневое высшее образование и федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения; усилением компетентностной подготовки бакалавров, специалистов

57

58

и магистров в соответствии с мировыми стандартами в области образования; активным внедрением информационных и управленческих технологий в воспитательно-образовательный процесс высших учебных заведений.

Создание в России новых федеральных вузов ориентировано на обеспечение высокого качества профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона. Открытие в 2010 г. СевероВосточного федерального университета имени М. К. Аммосова (СВФУ) - ведущего научно-образовательного и культурного центра на северо-востоке России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой - призвано обеспечить высокое качество высшего профессионального образования на уровне мировых стандартов, интеграцию науки, образования и производства, разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.

Учитывая особенности социально-экономического развития северо-востока России, территориального рынка труда, распределения трудовых ресурсов в регионе, федеральный вуз должен осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационно-ориентированной экономики, ее приоритетных отраслей в долгосрочной перспективе, науки, техники, образования, культуры и социальной сферы. Исходя из этого, Северо-Восточный федеральный университет в качестве своей миссии определил взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение иссле-

дований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов северо-востока России, профессиональная ориентация в СВФУ должна стать составной частью всей системы качественно новой непрерывной подготовки будущих профессионалов в вузе, направленной на образование человека в течение всей жизни.

Открытость образовательного пространства вуза, компетентностная парадигма профессиональной подготовки студентов, ориентация образовательных организаций на потребности рынка труда, образовательные запросы личности, непрерывное образование человека на протяжении всей жизни обуславливают необходимость определения новых концептуальных подходов к организации профессиональной ориентации, качественное ее обновление в вузовских условиях. Вместе в тем анализ практики образовательных организаций вузовского образования свидетельствует о наличии следующих противоречий между:

- государственным заказом на модернизацию профессиональной подготовки в вузах и недостаточным ресурсным обеспечением инновационного развития высшего профессионального образования;

- необходимостью в компетент-ностном развитии будущих профессионалов и отсутствием в вузах научно-методического обеспечения формирования универсальных и профессиональных компетенций обучающихся;

- современными требованиями к качеству профориентационной деятельности вузов и отсутствием целост-

ной, комплексной и открытой системы профориентации, направленной на предоставление квалифицированной помощи человеку в его непрерывном личностном и профессиональном развитии в течение всей жизни.

Вышеперечисленные противоречия, характерные в целом для высшего профессионального образования, повлияли на профориентационную деятельность, осуществляемую в условиях университета.

Для определения концептуальных подходов и приоритетов в профориен-тационной работе вуза необходимо осмыслить отечественные и зарубежные теории профориентации. В связи с этим развитие профессиональной ориентации в вузе с учетом современных тенденций функционирования образовательных систем видится на основе системного подхода (В. Г Афанасьев, И. В. Блау-берг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), предполагающего создание открытого профориентационного пространства в вузе, соединяющего в единое целое все его структурные подразделения (довузовскую, вузовскую, послевузовскую подсистемы профориентации), а также субъектов профориентации [1].

Также в качестве важного концептуального подхода к организации профориентации в вузе нами выбран компетентностный подход (Д. Равен, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской и др.), предусматривающий формирование компетенций обучающихся, их профессионально значимых качеств [2]. Не менее значимым является акмеологический подход к организации профориентации в федеральном университете (Н. А. Рыбников, Б. Г. Ананьев, А. А. Бо-далев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.), обеспечивающий формирование

субъектной позиции работника в профессиональном развитии, ценностно-смысловых основ профессионализации [3]. Управленческий подход к организации профориентации (Н. Н. Захаров, В. М. Лизинский, С. Н. Чистякова и др.) позволит внедрить управленческие технологии и методы в профориента-ционную деятельность, систему менеджмента качества по обеспечению формирования профессионального самоопределения и профориентационных компетенций обучающихся [4].

В условиях информатизации образования необходимо применение интерактивных технологий получения, передачи, преобразования, хранения, предоставления информации. Вследствие этого требуется активнее использовать возможности информационного подхода к профессиональной ориентации в вузе (Д. Норманн, А. Ньюэлл, Г. А. Саймон, Дж. С. Шоу и др.) [5]. Данный концептуальный подход позволит шире внедрять информационные технологии в профориентационную практику, использовать сетевое взаимодействие субъектов профориентации.

Таким образом, сохраняя позитив- 59 ные профориентационные традиции, сформировавшиеся в вузе, учитывая необходимость предоставления личности возможности непрерывного образования в течение всей жизни человека, требуется сохранить системное видение профориентации, состоящей из довузовской, вузовской и послевузовской подсистем.

В регионе за последнее время произошли изменения в организации профо-риентационной деятельности. Так, в 2010 г. разработана концепция организации системы профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия), создана республиканская межведомственная

60

комиссия по профориентационной работе, координирующая деятельность всех субъектов профориентации. В данных условиях система профориентации федерального университета должна быть открытой для образовательного и профориентационного пространства не только республики, но и северо-востока России. Открытость системы профориентации подразумевает расширение образовательного пространства вуза посредством создания представительств федерального вуза в регионах северовосточной части России, районах республики, активное взаимодействие с внешними (органами государственной власти, министерствами, ведомствами, образовательными организациями, социальными заказчиками, работодателями, партнерами, обучающимися, родителями и др.) и внутренними (руководители, преподаватели, сотрудники и студенты) субъектами профориентацион-ной деятельности.

Определение теоретико-методологических основ профессиональной ориентации позволило конкретизировать основные ее параметры: цели, задачи, принципы, направления и механизм реализации ее в вузе. В качестве основной цели профессиональной ориентации определено создание в вузе целостной, комплексной и открытой системы профориентации, направленной на оказание помощи личности в выборе будущей профессии, успешную профессионализацию обучающихся посредством про-фориентационного сопровождения профессиональной подготовки, предоставления обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда северо-востока Рос-

сии. Для реализации данной цели определены следующие задачи: осуществление профориентационной поддержки реализации Программы развития федерального университета для повышения конкурентоспособности вуза и его выпускников на рынке труда; обеспечение активного взаимодействия всех участников профориентационной деятельности, скоординированность действий вуза, работодателей для повышения качества профессиональной подготовки работников с высшим профессиональным образованием различного уровня; организация профориентационного сопровождения формирования профессионального самоопределения, компетенций студентов, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки; использование ресурсного потенциала вуза для обеспечения качества профориентаци-онной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

В основу профориентационной деятельности федерального университета положены следующие принципы: системности, открытости, интеграции, комплексности, регионализации, непрерывности, субъектности, доступности, информатизации. Принцип системности включает объединение всех структурных элементов профориентации в единое целое как совокупности взаимосвязанных уровней, подсистем, средств, форм, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного профориентационно-го влияния, направленного на обеспечение качества профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Принцип ткрытоти предполагает активное взаимодействие и сотрудниче-

ство вуза с органами государственной власти, ведомствами федерального и регионального уровней, общественными образовательными организациями, работодателями и партнерами по проблемам профессиональной ориентации обучающихся. Принцип интеграции обеспечивает единство, взаимосвязь и взаимопроникновение различных подсистем, компонентов, объединение усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие личности. Принцип комплексности предусматривает единство различных направлений профессиональной ориентации, взаимосвязанное решение профориен-тационных задач, скоординированность действий участников профориентаци-онной деятельности в вузе, учет интересов личности, общества и государства.

Принцип регионализации позволяет ориентировать профориентационную подготовку обучающихся на учет региональных особенностей, потребностей рынка труда северо-востока России, интересов конкретных работодателей, социально-профессиональных и образовательных запросов населения. Принцип непрерывности предусматривает обеспечение преемственности в реализации основных образовательных программ в вузе, направленных на предоставление образования человеку в течение всей жизни, поэтапности в формировании профессионального самоопределения, личностном и профессиональном развитии обучающихся. Принцип субъектности способствует ориентации профориентационного процесса на формирование деятельностной позиции субъекта профессионального самоопределения и становления, развитие активности личности в самопознании,

своего места в жизни и будущей профессии, самореализации. Принцип доступности профессиональной и иной информации предполагает создание единого информационно-образовательного пространства для предоставления профо-риентационных услуг независимо от места проживания, учебы и т.д. Принцип информатизации позволяет широко использовать информационные ресурсы в профориентационной деятельности, внедрять информационные технологии в воспитательно-образовательный процесс вуза.

Таким образом, исходя из современных образовательных реалий, про-фориентационная деятельность в федеральном вузе должна обеспечить качественно новый уровень профессиональной подготовки обучающихся, их успешность в профессии и жизни.

Система профессиональной ориентации в вузе рассматривается как взаимосвязь ее довузовской, вузовской и послевузовской подсистем в контексте непрерывного образования и профессиональной подготовки человека. Так, основное назначение довузовской подсистемы профориентации федерального вуза - поиск способных и одаренных абитуриентов, формирование качественного студенческого контингента, профориентационное сопровождение профессионального самоопределения учащихся. Что касается вузовской подсистемы профориентации, то она направлена на создание благоприятных условий для профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся. Послевузовская подсистема профориентации должна предоставить профессионалу возможность самосовершенствоваться в профессии, осваивать новые квалификации, направления професси-

62

ональной деятельности, выстраивать образовательные траектории с учетом образовательных запросов и личностных особенностей для перевода его на более высокие уровни профессиональной компетентности.

Профессиональная ориентация в вузе выстраивается как система, основанная на взаимосвязи ее компонентов: профпросвещения (профинфор-мирования), профдиагностики, про-фконсультации, профориентирован-ной деятельности, профадаптации, профотбора (профподбора), каждый из которых обеспечивает решение определенных задач, связанных с профессиональным самоопределением личности, профессиональным и личностным развитием обучающихся.

Профпросвещение (профинфор-мирование) направлено на ознакомление личности с содержанием профессий, ПВК (профессионально важными качествами), расширение представлений личности о мире профессий, приобретение знаний о правилах выбора профессии, типах профессиональной деятельности, профессиональной карьере, условиях для успешного жизненного и профессионального старта, путях получения образования и профессии, профессиональной успешности, профессиональном становлении, этапах профессиональной биографии.

Профдиагностика имеет целью изучение индивидуально-психологических особенностей личности для решения вопросов, связанных с выбором будущей профессии или сменой профессиональной деятельности, определение возможностей субъектов социума в формировании профессионального самоопределения и становления специалиста.

Профконсультация рассматривается как система оказания психолого-педаго-

гической, медицинской помощи личности в выборе профессии, типа профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, смене профессиональной деятельности; управление данным процессом; коррекция профессионального выбора; определение соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям конкретной профессии; помощь в получении информации о содержании профессиональной деятельности, путях получения образования и профессий.

Профотбор (профподбор) решает задачи выявления пригодности человека к определенным условиям производства и требованиям профессиональной деятельности, образовательного направления и профиля обучения. Про-фадаптация ориентирована на оказание помощи человеку в приспособлении к учебным, производственным условиям, активной самореализации в профессиональной деятельности.

Профориентированная деятельность предназначена для организации участия личности в различных мероприятиях профориентационной направленности, кружках, группах по интересам, любительских объединениях, обучения в профильных классах, на курсах, факультативных занятиях; проведения профессиональных проб в деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Компоненты системы профессиональной ориентации в вузе реализуются во всех ее подсистемах (довузовской, вузовской и послевузовской), призваны обеспечить на каждом этапе жизни человека благоприятные условия для профессионального самоопределения, профессионального развития и становления личности как субъекта труда [6].

Довузовская подсистема профориентации рассматривается как значимый этап допрофессиональной подготовки студентов, который призван обеспечить привлечение в федеральный университет талантливой молодежи для взращивания перспективных студентов, способных в будущем обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона. Вузовская подсистема профориентации направлена на формирование профессионального самоопределения студентов, создание благоприятных условий для профессионального развития и успешного профессионального старта, социального продвижения, карьерного и личностного роста обучающихся. На данном этапе важным становится повышение профессиональной мобильности, конкурентоспособности, адаптивности к меняющемуся рынку труда северо-востока России. Послевузовская подсистема профориентации предусматривает формирование профессиональной компетентности специалистов различного уровня подготовки, развитие потребности в постоянном профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании.

Для эффективного функционирования системы профориентации в вузе значимым является внедрение системного управления всем целостным процессом профориентационной деятельности как внутренних, так и внешних субъектов, включая планирование, организацию, руководство и контроль.

В рамках профориентационной деятельности должны быть задействованы разноуровневые образовательные организации, государственные и общественные структуры, производ-

ственные предприятия, организации и учреждения различных форм собственности. При этом необходимо обеспечить полифункциональный характер взаимосвязи и взаимодействия между ними с учетом региональных особенностей и интересов всех вовлеченных в данный процесс сторон.

Повышению качества профессиональной подготовки обучающихся будет способствовать использование стратегического и социального партнерства федерального университета со всеми заинтересованными субъектами профориентации. Этому будет содействовать создание Ассоциации стратегических партнеров и консорциума социальных партнеров.

На всех этапах профориентацион-ной деятельности существенное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое Центром психологической поддержки «Развитие», основными направлениями работы которого являются: профдиагностика, профконсультиро-вание, профподбор, организация про-форинтированных мероприятий.

Управление профессиональной ориентацией на региональном и межрегиональном уровнях со стороны федерального университета предполагает расширение границы охвата всей территории северо-востока и соседних субъектов Российской Федерации. С этой целью федеральный университет создал Ассоциацию «Северо-Восточный университетский образовательный округ», предусматривающую формирование сети университетских школ, классов, ССУЗов-партнеров для системной профориентационной работы с учащимися и студентами российских образовательных организаций. Данный социокультурный институт даст возможность

63

ф

64

университету, объединив образовательные и профориентационные ресурсы, осуществить поиск своего абитуриента, одаренных школьников для поступления в федеральный вуз. В рамках университетского образовательного округа открывается сеть ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов и мобильных представительств в городах и районах региона для осуществления профориентационной работы со школьниками и оказания необходимой научно-образовательной, учебно-методической, информационной поддержки образовательным организациям.

Федеральный университет должен развиваться как образовательная структура, открытая для всех заинтересованных сторон и имеющая выход в мировое образовательное пространство. Эта задача может быть решена посредством широкого участия университета в международных академических образовательных программах, проектах и грантах, олимпиадах, конкурсах и выставках. Неотъемлемой частью вхождения университета в мировое образовательное пространство с целью расширения границ профориентационной деятельности является дальнейшее совершенствование информационно-коммуникационных ресурсов федерального вуза.

Таким образом, преемственность в организации профориентации в федеральном университете, накопленный педагогически ценный опыт по созданию системы профессиональной ориентации, использования в комплексе форм, методов, технологий позволяют в дальнейшем наращивать имеющийся потенциал, модернизируя содержание и направления профориентационной деятельности университета.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий на

послевузовском этапе профориентации позволит интенсифицировать профориентационную деятельность посредством использования форм дистанционного обучения, создания электронного университета по широкому спектру профессиональных образовательных программ.

В целом развитие профессиональной ориентации позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческого капитала, трудового потенциала региона, консолидацию про-фориентационных ресурсов региона, повысить качество профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в федеральном университете как ведущем инновационном научно-образовательном и культурном центре северо-востока России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блауберг В. И., Садовский В. И., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке.

- М., 1970. - 239 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

3. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие.

- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 172 с.

4. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

5. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

- М.: Прогресс, 1998. - 120 с.

6. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М. К. Ам-мосова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

- 2010. - № 10. - С. 119-133. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.