ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ
А.В. Мордовская, С.В. Панина
Аннотация. Статья раскрывает организацию профориентационной работы на вузовском этапе. Рассматриваются эффективные формы и методы профориента-ционного сопровождения профессионального становления будущего специалиста.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, сопровождение, профессиональное становление.
Summary. The article deals with the organization of professional orientation activity in higher educational institutions. It considers the effective means and methods of professionally orientated support in professional development of a future specialist.
Keywords: professional orientation of a higher educational institution, pedagogical support, professional formation.
О
бновление российской образовательной системы в соответствии
96
с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, современными международными тенденциями развития образования обуславливают качественное изменение профессиональной ориентации, призванной обеспечить создание благоприятных условий для профессионального самоопределения личности, успешной профессионализации и самореализации в профессиональной деятельности [1].
В регламентирующих документах по образованию заявлено, что российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбо-
ра, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Для подготовки таких специалистов необходима существенная модернизация содержания и структуры профориенти-рованной деятельности вуза в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы образования, здравоохранения, услуг, культуры, армии, государственной службы [2].
Учитывая потребности современной образовательной практики в обновлении профориентационной деятельности вузов, в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова создается система профессиональной ориентации как взаи-
Преподаватель XX
ЕК
3 / 2012
мосвязь довузовской, вузовской и послевузовской подсистем в контексте непрерывного образования и профессиональной подготовки человека.
На наш взгляд, задачами профо-риентационной работы на вузовском этапе являются: организация лич-ностно-ориентированного педагогического сопровождения подготовки будущих специалистов, развитие профессионального потенциала обучающихся, обучение их технологии трудоустройства, профессиональной мобильности.
На вузовском этапе происходит пролонгация профориентационной работы с обучающимися на период получения высшего образования. Необходимость этого вызвана потребностью в обеспечении непрерывности образования и преемственности форм и методов профориентации. При этом на данный момент в вузе разрабатываются программы педагогического сопровождения профориентационной подготовки бакалавров, магистров, включающие психолого-педаго ги че-скую поддержку (профдиагностика, профконсультация) профессионального самоопределения и роста обучающихся, оказания помощи в построении индивидуального карьерного развития на среднесрочную перспективу [3].
Программа педагогического сопровождения профориентационной подготовки обучающихся в вузе составляется с учетом курса и уровня обучения с применением активных форм и методов профориентационной работы: тренингов, деловых игр, психотехнических упражнений и др. Успешность профессионального выбора бакалаврами профиля обучения зависит от уровня профориентацион-ной работы на вузовском этапе, кото-
рая предусматривает раскрытие особенностей профилей основных образовательных программ бакалавров. Осознанный выбор профиля обучения в бакалавриате дает возможность продолжения дальнейшего образования в магистратуре.
Расширение академической свободы автономного вуза позволяет вводить профориентированные дисциплины и курсы в учебные планы направлений подготовки будущих профессионалов. При выборе профиля бакалавриата и магистратуры университет предоставляет возможность ознакомления с содержанием будущей профессиональной деятельности и технологий карьерного развития посредством преподавания профориен-тированных дисциплин и курсов, таких как «Психология успеха», «Академия лидерства», «Технология поиска работы», «Профессиональная карьера», «Слагаемые профессионального успеха» и др., которые позволяют овладеть основами трудового законодательства, умениями грамотного поведения на рынке труда при трудоустройстве и смене вида профессиональной деятельности.
Наряду с образовательной составляющей профориентации целенаправленное развитие получает и адресная консультационная деятельность, которую осуществляет университетский Центр карьеры и Центр психологической поддержки «Развитие».
Дальнейшее повышение качества подготовки и трудоустройства выпускников возможно посредством использования широких возможностей социального партнерства с другими образовательными учреждениями и работодателями. Так, созданный университетский консорциум социаль-
37
38
ных партнеров направлен на установление сотрудничества университета с производственными организациями, расширение баз практик обучающихся, создание студенческих бизнес-инкубаторов, студенческого рекру-тингового агентства «Ориентир», привлечение обучающихся к участию в инновационной проектной научно-исследо ва тель ской деятельности, что позволит тем самым работодателю объективно оценить качество подготовки выпускников.
Целями Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова также является расширение связей с ведущими российскими и зарубежными вузами для предоставления возможности бакалаврам продолжить образование в магистратуре в случае ее отсутствия в университете. Так, студенты активно участвуют в международных проектах по студенческой мобильности: «Север-Север», «ЭразмусМундус», «Высокоширотный Север»; программе по двойному дипло-мированию с Хэйлуцзянским университетом г. Харбин (КНР), Версаль Сен-Кэнтэн-ан-Ивлин (Франция) и др.
В процессе профессиональной подготовки студентов требуется создание акмеологической среды, способствующей личностному и профессиональному росту студентов на первом и третьем курсах бакалавриата, на уровне специа-литета и на первом курсе магистратуры в связи с необходимостью адаптироваться к особенностям обучения в вузе, профильной подготовки и специализации. Для этого в вузе активизируются адаптационные механизмы личности путем использования тренингов профессиональной успешности, наставничества, консультирования, встреч со специалистами и др.
На вузовском этапе профориента-ционная деятельность направлена на повышение профессионально-трудовой мобильности выпускников университета и включает диагностику ожиданий студентов на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучение и анализ требований различных сегментов рынка к уровню и профессиональной компетентности выпускников, организацию совместных мероприятий с конечными потребителями образовательных услуг. Для этого производится информирование обучающихся о потребностях регионального рынка труда, требованиях, предъявляемых к работникам и перспективах возможного профессионального и карьерного роста. В некоторых учебных подразделениях университета вводится портфолио, как технологии рейтинга достижений обучающихся, отражающее их личностный и профессиональный рост и служащее действенным средством самопрезентации у работодателей.
Достижению эффективности про-фориентационной деятельности на вузовском этапе должно способствовать создание системы менеджмента качества на всех уровнях профессиональной подготовки обучающихся. С этой целью разрабатываются модели выпускника-бакалавра, выпускника-специалиста и выпускника-магистра, включающие параметры их профессиональной компетентности, критерии оценки, квали-метрический мониторинг.
Сохраняя преемственность в организации профориентационной работы на вузовском этапе, послевузовская профориентация также направлена на создание благоприятных условий для непрерывного образования человека и повышение его профессиональ-
Преподаватель |_
3 / 2012
ной компетенции. Так, разрабатывается комплексная система дополнительного профессионального образования, отвечающая современным требованиям рынка труда и образовательных услуг.
Считаем, что конкурентные преимущества выпускников федерального университета обеспечат комплексность реализации информационно-коммуникационных технологий, включающие разработку программного обеспечения для проведения профдиагно-стики, профконсультирования, про-фподбора, профадаптации, обработку результатов мониторинга личностного и профессионального развития студентов, организацию «виртуальных» Ярмарок профессий, создание кейсов по формированию профессиональной успешности и маршрута профессиональной карьеры и поиска работы, электронных информационных бюллетеней, включающих обзоры территориальных и отраслевых рынков труда, функционирование портала «Ка-рьера+» для студентов, обучающихся в федеральном университете, филиалах
СВФУ и вузах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, педагогическое сопровождение профориентацион-ной работы на вузовском этапе позволит повысить качество профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в региональном образовательном пространстве.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мордовская А.В., Панина С.В. Концептуальные подходы к организации профори-ентационной работы в федеральном вузе // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1.
- С. 57-64.
2. Алтунина В.В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования: Автореф. ... д-ра пед. наук. -Калининград, 2011. - 41 с.
3. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М.К. Ам-мосова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
- 2010. - № 10. - С. 119-133. |
99