Научная статья на тему 'Возможности довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником'

Возможности довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ "ШКОЛА-ВУЗ" / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / PRE-UNIVERSITY TRAINING / VOCATIONAL GUIDANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / SCHOOL-UNIVERSITY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олиндер Марина Владимировна

В статье обоснована проблема организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами, которое актуализировано за счет изменений структуры, характера, уровня подготовки будущего специалиста, появления новых профессий, динамичного характера конъюнктуры рынка труда, расширения спектра специальностей, массификации высшего образования. На основе современных требований к подготовке специалистов в статье предлагаются новая направленность профориентации и ее совершенствование в аспекте тесного сотрудничества высшей школы с образовательными организациями. Описываются результаты теоретического осмысления профориентационной работы, довузовского образования, их связующих. В статье представлены основные направления и противоречия системы довузовской подготовки, содержание которой обеспечивает эффективную профориентационную работу со старшеклассником. Раскрываются результаты практикоориентированной деятельности по выявлению и обоснованию возможностей довузовской подготовки в профориентационной работы. Автор вводит три группы возможностей: социально-личностные, профессиональные, организационно-технологические. Описывается опыт организации профориентационной работы со старшеклассниками в университете. Приводятся результаты опроса старшеклассников по наиболее успешным способам профессиональной ориентации будущего абитуриента в мире профессий, профессиональной сфере и деятельности. В результате проведенного исследования автор делает обоснованные выводы о необходимости модернизации способов профориентации старшеклассника, реализации сетевых форм профориентационной работы, обновления содержания и технологий довузовской подготовки. Автор предлагает понимать довузовский этап системы непрерывного образования как важный фактор и условие повышения уровня профессиональной направленности старшеклассника на поступление по программам профессиональной подготовки в вуз на основе сформированной мотивационной и ценностной ориентации старшеклассника к выбранной профессии и будущей области профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олиндер Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of the pre-university training in the professional work with the secretary classic

The article substantiates the problem of organizing vocational guidance in interaction with universities, which is updated due to changes in the structure, character, and level of training of a future specialist, the emergence of new professions, the dynamic nature of the labor market conjuncture, the expansion of the range of specialties, the massification of higher education. On the basis of modern requirements for the training of specialists, the article proposes a new orientation of vocational guidance and its improvement in the aspect of close cooperation of higher education institutions with educational institutions. The results of the theoretical understanding of vocational guidance work, pre-university education, their binders are described. The article presents the main directions and contradictions of the pre-university training system, the content of which ensures effective career guidance with a high school student. The results of practice-oriented activities to identify and substantiate opportunities for pre-university training in career guidance are revealed. The author introduces three groups of opportunities: social and personal, professional, organizational and technological. The experience of organizing career guidance work with high school students at the university is described. The results of a survey of high school students on the most successful ways of professional orientation of the future entrant in the world of professions, professional sphere and activity are given. As a result of the study, the author makes substantiated conclusions about the need to modernize the methods of vocational guidance of a high school student, the implementation of online forms of career guidance, updating the content and technologies of pre-university training. The author proposes to understand the pre-university stage of the lifelong education system as an important factor and condition for raising the level of professional orientation of a high school student to admission to vocational training programs at the university on the basis of the high school student’s chosen motivation and value orientation to the chosen profession and future professional field.

Текст научной работы на тему «Возможности довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/35PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Олиндер М.В. Возможности довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Olinder M.V. (2019). Possibilities of the pre-university training in the professional work with the secretary classic. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 371

Олиндер Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

Аспирант E-mail: olinder@yandex.ru

Возможности довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником

Аннотация. В статье обоснована проблема организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами, которое актуализировано за счет изменений структуры, характера, уровня подготовки будущего специалиста, появления новых профессий, динамичного характера конъюнктуры рынка труда, расширения спектра специальностей, массификации высшего образования. На основе современных требований к подготовке специалистов в статье предлагаются новая направленность профориентации и ее совершенствование в аспекте тесного сотрудничества высшей школы с образовательными организациями. Описываются результаты теоретического осмысления профориентационной работы, довузовского образования, их связующих. В статье представлены основные направления и противоречия системы довузовской подготовки, содержание которой обеспечивает эффективную профориентационную работу со старшеклассником. Раскрываются результаты практико-ориентированной деятельности по выявлению и обоснованию возможностей довузовской подготовки в профориентационной работы. Автор вводит три группы возможностей: социально-личностные, профессиональные, организационно-технологические. Описывается опыт организации профориентационной работы со старшеклассниками в университете. Приводятся результаты опроса старшеклассников по наиболее успешным способам профессиональной ориентации будущего абитуриента в мире профессий, профессиональной сфере и деятельности. В результате проведенного исследования автор делает обоснованные выводы о необходимости модернизации способов профориентации старшеклассника, реализации сетевых форм профориентационной работы, обновления содержания и технологий довузовской подготовки. Автор предлагает понимать довузовский этап системы непрерывного образования как важный фактор и условие повышения уровня профессиональной направленности старшеклассника на поступление по программам профессиональной подготовки в вуз на основе сформированной мотивационной и ценностной ориентации старшеклассника к выбранной профессии и будущей области профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профориентационная работа; довузовская подготовка; профориентация старшеклассников; профессиональное самоопределение; профессиональная направленность; взаимодействие «школа-вуз»

Введение

Современные компетентностные ориентиры в подготовке современной личности к творческому саморазвитию, самореализации и самоопределению в профессиональной сфере предопределяют акцентирование внимания на системе довузовской подготовке как связующего звена деятельности школ и вузов. Способность личности к овладению новыми знаниями и компетенциями на протяжении всей жизни обусловлена грамотным выбором профессии. Профориентационная работа в сегодняшнее время должна организовываться во взаимодействии с вузами, поскольку не только школы заинтересованы в поступлении своих выпускников на программы высшего образования, но и вузы нуждаются в профессионально направленных абитуриентах.

Профессиональная ориентация как стержневой процесс профориентационной работы в довузовской подготовке вступает государственной по масштабам проблемой в образовательной практике [1]. Разнообразие методов и форм профориентации старшеклассника недостаточно полно описывают весь спектр профессий, которые может получить выпускник школы. Абстрактность в представлении профессии, недостаточно объективная оценка собственных возможностей, наличие особых способностей и склонностей - все это определенным образом влияет на выбор старшеклассников своего будущего профессионального пути в аспекте поступления в вуз. В этой связи возникает необходимость рассмотрения возможностей довузовской подготовки в профориентационной деятельности старшеклассника, которые в полной мере обеспечивают объективность, грамотность и надежность выбора программы высшего образования (специальности) старшеклассником.

Методы

Исследование возможностей довузовской подготовки опиралось на теоретические методы научного познания (анализ, синтез, обобщение, систематизация). Эмпирические данные по организации профориентационной работе в довузовской подготовке были собраны на основе анкетирования и беседы со старшеклассниками.

Результаты

Довузовская подготовка как система образования привлекла внимание ученых при введении единого государственного экзамена по профильным предметам. Подготовка к поступлению в вуз стала включать в себя прохождение подготовительных курсов в вузах с возможностью дальнейшего обучения.

Первый результат

Различные трактовки довузовской подготовки (система довузовского образования, в разное время определялись примерно одинаково в научном сообществе:

• звено системы непрерывного образования, необходимое для поступления в вуз (Н.А. Каргапольцева [2]);

• фундамент подготовки будущего специалиста в конкретной области профессиональной деятельности, формирование его конкурентоспособности на рынке труда (В.П. Ковалевский [3]);

• фактор гармоничного перехода из социального статуса «школьник» к статусу «студент», основанный на актуализации мотивации абитуриента в определенной

профессиональной области, формированием стремления познать выбранный профессиональной путь (П.Н. Гапонюк [4]).

Исследователь И.А. Фирсова определяет процесс профессиональной ориентации как деятельность по развитию компетентности при выборе профессии [5]. В этой связи основным критерием результативности профориентационной работы выступает в этой связи способность личности анализировать информацию о выборе карьеры. Профориентационная работа совместно с вузом - это формирование постепенной готовности школьника к самостоятельному и осознанному карьерному выбору, планированию профессионального и личностного развития.

Основными задачами профориентационной работы по мнению А.П. Балакиной и А.В. Прохорова выступают: профинформирование, профессиональная диагностика, морально-эмоциональная поддержка, помощь в конкретных карьерных выборах, помощь в планировании своего профессионального (жизненного) развития [6; 7]. В довузовской подготовке профориентационная работа актуализирует преемственность «школа - вуз», основной целью которой выступает сегодня привлечение внимания старшеклассников к получению образования в вузе, а также первичная адаптация к трудовому коллективу. Б.В. Заливанский и Е.В. Самохвалова обосновывают эффективную цепочку взаимодействия в рамках профориентации старшеклассника: «школа - вуз - работодатель», при которой основная нагрузка ложится на университеты [8]. С 2017 года проблема довузовской подготовки и профессиональной работы актуализирована на государственном уровне в рамках реализации проекта профессиональной ориентации «Билет в будущее» с 2018 года при поддержке Агентства стратегических инициатив.

Таким образом, довузовская подготовка - это составляющая высшей школы, направленная на формирование мотивационного потенциала к будущей профессии, подготовку абитуриента в определенной области будущей профессиональной деятельности.

Второй результат

Возможности довузовской подготовки предопределены спецификой процесса профориентационной работы. В данном аспекте значимыми выступают положения исследователей по организации процесса профориентации в вузе:

• профориентация повышает качество набора, привлекает абитуриентов, готовит конкурентоспособного мотивированного будущего студента для вуза (Н А. Илюхина [9]);

• проведение профориентационных мероприятий в довузовской подготовке позволяет выявить талантливую молодежь (А.П. Балакина [6]);

• за счет взаимодействия со школами осуществляется эффективное продвижение образовательных услуг вуза, направленных на развитие современной личности в системе дополнительного образования (А.В. Прохоров [10]).

Довузовская подготовка способствует реализации многих позитивных задач, относительно повышения качества приема на образовательные программы. Среди разнообразия возможностей данной системы в профориентационной работе следует выделить: позиционирование университета на рынке образовательных услуг, интеграция двух уровней образования, создание единого образовательного пространства в регионе, уменьшение оттока абитуриентов в другие города, популяризация профильных предметов и междисциплинарных направлений подготовки, научно-исследовательская направленность довузовской подготовки старшеклассников, расширение профессиональных компетенций преподавателей вуза,

обогащение средствами и формами профориентационной работы за счет взаимодействия «школа - вуз».

Анализ научной литературы по проблеме организации профориентационной работы со старшеклассниками в довузовской подготовке позволил разделить ее возможности на три группы и дать ее обобщенную характеристику.

Социально-личностные', формирование организационно-содержательного пространства успешной социализации, воспитания и адаптации абитуриентов, в том числе, за счет направленного расширения сферы индивидуальных образовательных достижений обучаемых как субъектов осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории; индивидуально-личностное развитие, становление социальной зрелости, развитие способности к саморазвитию, подготовка к исполнению различных социальных ролей, формирование мировоззрения, нравственных качеств, овладение системой научных знаний и познавательных умений.

Профессиональные : профессионализация, предоставление вариативных дополнительных обучающих программ, применение технологий и методик в аспекте специфики вуза, выявление талантливой молодежи; профилизация и популяризация не только профильных предметов общеобразовательной подготовки (математика, химия, физика, биология и др.), но и междисциплинарных (математические методы в экономике, культурология и др.); подготовка всесторонне развитого конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем и студента, способного и желающего учиться, постоянно стремящегося к самосовершенствованию, развитию личностных и профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций.

Организационно-технологические: повышение качества набора в университет, привлечение абитуриентов, в том числе потенциальных; взаимодействие с учительским сообществом и продвижение образовательных услуг университета в рамках основных направлений образовательной деятельности; расширение сферы профориентационной работы, обогащение ее форм и методов, в том числе, в аспекте утверждения позитивного образовательного имиджа вуза; повышение профессионального мастерства преподавателей, работающих в системе довузовского образования, и учительского корпуса.

Третий результат

Реализация возможностей довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником базируется на определенной совокупности форм, методов и средств, обеспечивающих ее успешность. В этой связи необходимо обосновать ряд современных способов профориентационной работы в довузовской подготовки на основе сетевого взаимодействия «школа - вуз».

Прежде, чем обратиться к научно-практическому обеспечению исследуемого процесса было проведено анкетирование старшеклассников школ г. Бузулука (Оренбургская область). В анкетировании приняло участие 128 учащихся старших классов (11 класс), участвующих в подготовке к поступлению в университет. Так, необходимость в проведении профориентационных мероприятий видят 86,4 % опрошенных, однако ее организацию считают закрепить за школой путем введения предмета в старших классах «Профессиональная ориентация». Старшеклассники проявляют желание в участии в целенаправленной полноценной работе, посвященной ориентации школьника в мире профессий, поскольку понимают недостаточный уровень знаний в профессиональных областях. Среди наиболее интересных направлений профориентационной работы в школах выделили: участие в специализированном курсе по профессиональному самоопределению (87,6 %), получение

своевременной информации о профессиях, новых направлениях профессиональной деятельности (76,9%), диагностика профессиональных интересов (71,3 %), совместное изучение рынка труда (изучение молодежной политики, занятости и безработицы населения) (65,3 %).

Среди необычных способов организации профориентационной работы старшеклассники отмечали открытие классов (кабинетов, центров) профориентации на базе школы при сотрудничестве с университетами. В классах должны быть представлены материалы по профессиям (учебные, методические, профессионально-ориентированные), организовываться выставки профессионалов (представителей профессий), проводиться консультации преподавателей вузов с разъяснением содержания образовательных программ.

На сегодняшний день, по мнению старшеклассников, наиболее развитыми направлениями профориентационной работы выступают: профессиональное просвещение (профопропоганда, профинформирование) (95,2 %), профессиональная диагностика (89,5 %), профессиональная консультация (84,2 %), профессиональное воспитание (участие в воспитательных мероприятиях профориентационной направленности) (71,7 %). Опыт профориентационной работы в университете (Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ) показывает, что для старшеклассников выступают эффективными такие мероприятия профориентационной направленности, как встречи с абитуриентами, матер-классы, открытые занятия, семинары и тренинги, выступления в школах, День открытых дверей, выставка «Образование и карьера», распространение рекламных проспектов (в том числе в социальных сетях). Целью всех мероприятий профориентационной работы является повышение уровня удовлетворенности будущего студента выбранной программой профессиональной подготовки, профессией, видом профессиональной деятельности. Эффективность достижения цели зависит не только от вузов, но и от взаимодействия вуза со школами.

Сетевые формы организации профориентационной работы в довузовской подготовке сосредоточены сегодня на профильных классах (сетевые педагогические классы, сетевые технические классы, сетевые лингвистические классы). В рамках сетевых классов применяется дистанционное обучение (обучающий семинар, виртуальная конференция, проектная деятельность, конкурсы), общение в форумах и чатах, создание веб-страниц (блогов, сайтов, порталов). Особыми возможностями обладают социальные сети в сетевых профильных классах: обеспечивают доступ к электронным ресурсам, позволяют самостоятельно создавать сетевой учебный контент, способствуют эффективному наблюдению за деятельностью сетевых субъектов профильного класса, мотивируют на успешность работы, создают ситуации профессионально-направленного погружения в деятельность.

Сетевое взаимодействие в профильных сообществах также может способствовать повышению профессионального самоопределения старшеклассника за счет общения с реальными представителями профессий.

Обсуждение

Требует более детального изучения вопрос о научно-методическом и программном обеспечении процесса профориентационной работы со старшеклассников в довузовской подготовке. Поиск и обоснование эффективных профориентационных способов позволит повысить уровень профессионального самоопределения будущего абитуриента, что является актуальным для современной довузовской подготовки. Реализации на практике возможностей довузовской подготовки в профориентационной работе со старшеклассником требует конкретизации в аспекте моделирования исследуемого процесса. Данные направления могут

выступить перспективами для дальнейшего исследования проблемы профориентации старшеклассника в системе «школа - вуз».

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия: монография / под ред. Г.Н. Прозументовой; Межрегиональные исследования в общественных науках. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. - 302 с.

2. Каргапольцева, Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун -т. - Оренбург,

2014. - С. 3745-3749.

3. Ковалевский, В.П. Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета / В.П. Ковалевский, Т. П. Петухова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки,

2015. - №2(38). - С. 153-161.

4. Гапонюк, П.Н. Довузовская подготовка как компонент непрерывного образования / П.Н. Гапонюк // Педагогика, 2011. - №9. - С. 122-124.

5. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4-7.

6. Балакина А.П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 3-6.

7. Прохоров А.В. Специальное событие как инструмент продвижения образовательных услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 4 (132). С. 49-53.

8. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.

9. Илюхина Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 4 (6). С. 83-88.

10. Прохоров А.В., Семишова Е.П. Современные технологии продвижения образовательных услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 10 (138). С. 47-51.

https://mir-nauki.com

Olinder Marina Vladimirovna

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: olinder@yandex.ru

Possibilities of the pre-university training in the professional work with the secretary classic

Abstract. The article substantiates the problem of organizing vocational guidance in interaction with universities, which is updated due to changes in the structure, character, and level of training of a future specialist, the emergence of new professions, the dynamic nature of the labor market conjuncture, the expansion of the range of specialties, the massification of higher education. On the basis of modern requirements for the training of specialists, the article proposes a new orientation of vocational guidance and its improvement in the aspect of close cooperation of higher education institutions with educational institutions. The results of the theoretical understanding of vocational guidance work, pre-university education, their binders are described. The article presents the main directions and contradictions of the pre-university training system, the content of which ensures effective career guidance with a high school student. The results of practice-oriented activities to identify and substantiate opportunities for pre-university training in career guidance are revealed. The author introduces three groups of opportunities: social and personal, professional, organizational and technological. The experience of organizing career guidance work with high school students at the university is described. The results of a survey of high school students on the most successful ways of professional orientation of the future entrant in the world of professions, professional sphere and activity are given. As a result of the study, the author makes substantiated conclusions about the need to modernize the methods of vocational guidance of a high school student, the implementation of online forms of career guidance, updating the content and technologies of pre-university training. The author proposes to understand the pre-university stage of the lifelong education system as an important factor and condition for raising the level of professional orientation of a high school student to admission to vocational training programs at the university on the basis of the high school student's chosen motivation and value orientation to the chosen profession and future professional field.

Keywords: vocational guidance work; pre-university training; vocational guidance of high school students; professional self-determination; professional orientation; school-university interaction

35PDMN219

REFERENCES

1. Modern University - School: Precedents and Interaction Phenomena: monograph / ed. G.N. Documentary; Interregional studies in the social sciences. Tomsk: Tomsk University Press, 2007. - 302 p.

2. Kargapoltseva, N.A. Formation of innovative educational environment of interaction of general, additional and professional education in the space of the university district / N.A. Kargapoltseva // University complex as a regional center for education, science and culture: materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference; Orenb. gos. un-t - Orenburg, 2014. - p. 3745-3749.

3. Kovalevsky, V.P. Models of pre-university education: the experience of Orenburg State University / V.P. Kovalevsky, T.P. Petukhova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2015. - №2 (38). - p. 153-161.

4. Gaponyuk, P.N. Pre-university training as a component of continuing education / P.N. Gaponyuk // Pedagogy, 2011. - №9. - p. 122-124.

5. Firsova I.A. Vocational guidance in the system of development of education: experience of a financial university // Management sciences in the modern world. 2015. Vol. 2. No. 1. P. 4-7.

6. Balakin A.P. Career Guidance in the Human Resource Development Management System // Economics and Management. 2011. No. 12. P. 3-6.

7. Prokhorov A.V. Special event as a tool for promoting educational services. Tambov University Bulletin. Humanities series. Tambov, 2014. Vol. 4 (132). Pp. 49-53.

8. Zalivansky B.V., Samokhvalova E.V. Problems of the organization of vocational guidance work at the university // Higher education in Russia. 2014. No. 7. P. 64-70.

9. Ilyukhina N.A. Vocational guidance work of universities with schoolchildren: new possibilities of traditional forms. Vestnik RSUH. Series: Philosophy. Sociology. Art Criticism. 2016. № 4 (6). Pp. 83-88.

10. Prokhorov A.V., Semishova E.P. Modern technologies of promoting educational services // Bulletin of the Tambov University. Humanities series. Tambov, 2014. Vol. 10 (138). Pp. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.