УДК 378.1
С. В. Панина
Из истории довузовской педагогической подготовки в Якутии (с 1990-х гг. - по настоящее время)
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье представлена история становления и развития допрофессиональной подготовки педагогов в Республике Саха (Якутия) в период с 1990 годов по настоящее время. Рассмотрены компоненты научно-методического обеспечения деятельности педагогических классов, республиканской олимпиады по педагогике и психологии среди школьников и др. Показана эффективность и значимость данных активных форм профильной ориентации на педагогические профессии, раскрыта положительная их динамика и перспективность.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, формы профильной ориентации, довузовская педагогическая подготовка, педагогический класс, олимпиада по педагогике и психологии.
Посвящается дорогим коллегам А.В. Мордовской, Т.В. Березовской, О.Н. Птицыной, С.Д. Солдато-
S. V. Panina
From the history of pre-university teacher training in Yakutia (from the 1990s to the present)
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article presents the history of the formation and development of pre-university training of teachers in the Sakha Republic (Yakutia) from the 1990s to the present. The components of the academic and methodological support for the activities of pedagogical classes, the Republic's Olympiad in Pedagogy and Psychology among schoolchildren, and others are considered. The effectiveness and significance of these active forms of profile orientation for pedagogical professions are shown, their positive dynamics and prospects are revealed.
Keywords: career counselling, forms of profile orientation, pre-university teacher training, teacher class, Olympiad in Pedagogy and Psychology
Введение
В условиях реализации подпроектов «Учитель будущего», «Современная школа» в рамках Национального проекта «Образование» особый акцент сделан на повышение качества педагогического образования, в связи с этим возникает необходимость обновления системы подготовки будущего педагога со школьной скамьи.
В Российской Федерации в 1990-е годы сложилась определенная система подготовительных курсов и отделений при вузах, которая принципиально уже стала отличаться от имевшейся в 1960-1980-х годах отечественной системы подготовительных отделений. Довузовская подготовка стала решать разнообразные задачи с учетом профессиональной направленности учебного заведения.
ПАНИНА Светлана Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. E-mail: psv1148@mail.ru
PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Pedagogics, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
В практике профориентации на педагогические профессии существуют различные форматы, такие как педагогические классы, олимпиады, конференции, конкурсы, малые академии и др. Но прежде чем выстраивать новую систему довузовской подготовки педагогов, необходимо обратиться к накопленному профориентационному опыту учащейся молодежи в сфере образования.
В 1990-е годы в стране существовало много проблем социально-экономического характера: недостаточная и нерегулярная оплата учительского труда, бытовая неустроенность педагогов, и как следствие этого - низкий престиж педагогических вузов в сравнении с другими высшими учебными заведениями. И именно педагогические классы стали выступать оптимальными звеньями в системе довузовской подготовки, оказывающими психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников, ориентацию школьников на педагогические специальности, поддержку выпускника сельской школы и др. Так уже вначале 2000-х годов насчитывалось более 500 педагогических классов в разных субъектах РФ (Кемеровская, Костромская, Московская, Новосибирская, Оренгбурская, Томская и Ярославская области; Хабаровский и Алтайский края; республики Татарстан и Саха (Якутия) и др.).
Форматы профориентации на педагогические профессии в РС (Я)
Обратимся непосредственно к профориентационной практике на педагогические специальности в Якутии. Так, с 1991 года в СОШ № 29 г. Якутска под научным руководством д.п.н., профессора, член-корреспондента РАО Д.А. Данилова осуществлялось преподавание педагогики (А.В. Мордовская) и психологии (О.Н. Птицына) в специализированном классе. Преподавателями отмечалось, что в целях довузовской подготовки старшеклассникам недостаточно было знаний только по этим предметам, но и требовались практико-ориентированные учебные курсы, позволяющие школьникам приобрести опыт воспитательной работы по игровой деятельности, организации культурно-досуговой программы и др. [1].
В связи с этим в 1997 году под руководством А.В. Мордовской членами временного научно-исследовательского коллектива «Институт-школе» (О.Н. Птицына, С.В. Панина, Т.В. Березовская, Н.С. Шкурко) был разработан учебный и научно-методический комплексы для педагогических классов. Составленные преподавателями Якутского государственного университета (ЯГУ) учебные планы и программы были утверждены Коллегией Министерства образования РС (Я) [2].
Таблица 1
Предметы психолого-педагогического цикла
№ Название дисциплины Автор-составитель
1. Введение в педагогику Мордовская А.В.
2. Основы общей психологии Птицына О.Н.
3. Я и моя профессиональная карьера Мордовская А.В. Птицына О.Н.
4. Ребенок, его развитие и воспитание Птицына О.Н.
5. Основы досуговедения Панина С.В.
6. Игротехнология Березовская Т.В.
7. История развития педагогической мысли Шкурко Н.С.
8. Риторика Панина С.В.
9. Техника общения Березовская Т.В.
10. Основы педагогического мастерства Березовская Т.В.
11. Режиссура детских досуговых программ Панина С.В.
12. Мир современного детского чтения Шкурко Н.С.
Значимым в системе функционирования республиканских педагогических классов сыграла инициированная ЯГУ, и поддержанная администрацией СОШ № 23 г. Якутска (директор Г. А. Иванова, завучи Н.А. Андрицова, П.И. Самсонова) и муниципальным управлением обра-
зования идея о создании в 1997 г. городского педагогического класса. В разный период занятия проводились преподавателями Педагогического института ЯГУ (С.В. Панина, Т.В. Березовская, Н.С. Шкурко, А.П. Колпакова, С.Н. Архипова, Н.Г. Готовцева, Л.В. Степанова и др.).
Так, обучающие педагогических классов в течение двух лет в (10-11 кл.) изучали общеобразовательные предметы и дисциплины психолого-педагогической направленности. Номенклатура учебных курсов по педагогике и психологии состояла из основных дисциплин («Введение в педагогику», «Основы обшей психологии», «Ребенок, его развитие и воспитание», «Я и моя профессиональная карьера», «Игротехнология», «Основы педагогического мастерства» и др.) и спецкурсов («Мир современного детского чтения», «Основы охраны здоровья», «Риторика», «Музыка и пение», «Ритмика» и др.).
В ходе обучения старшеклассники приобретали знания основ педагогики и психологии, методики организации игровой деятельности, детских досуговых программ, способов продуктивного общения, здорового образа жизни; умения постановки досуговых программ, реализации продуктивного стиля общения с детьми младшего школьного возраста, владения основами игрового взаимодействия и др.
Образовательный процесс способствовал формированию у обучающихся образа «Я», в работе с ними использовался разработанный О.Н. Птицыной психологический портрет. По завершению педагогических классов школьники составляли работу «Мой образ «Я» [3, 4, 5].
Так, в ходе обучения старшеклассниками приобретались знания о потребностях рынка труда в педагогах, содержании профессиограмм педагогических профессий и технологиях карьеры и профессионального роста, своих индивидуально-психологических особенностях, способах установления продуктивного общения и др.; умения соотносить свои личностные возможности с требованиями будущей профессии, анализировать педагогические профессии, составлять программу жизненного цикла, строить личностные профессиональные планы и др. [1, 3]. Применялись такие различные формы и методы обучения, как бинарные и проблемные лекции, семинары, коллоквиумы, дебаты, лабораторные занятия, практикумы, профори-ентационные экскурсии, встречи с известными учителями школ и др. Активно внедрялись игровые технологии, тренинги, упражнения, моделирование педагогических ситуаций и задач, исследовательские проекты, например: «Школа через 5, 10 и 15 лет», «Воспитание современного ребенка», «Портрет родителя», «Педагогика прошлого и настоящего», «Наследие А.С. Макаренко в Якутии», «Школьное образование в Якутии», «Известные учителя РС (Я)» и т.д.
Особую значимость имели разработанные Т.В. Березовской совместно с педклассовцами игры («Учитель Будущего», «Учительская карьера», «Лидер», «Технология успеха», «Педоб-щение», «Я+ОНИ=МЫ», «Интеллектуальная аэробика» и др.), способствующие формированию и развитию деловых качеств, инициативы, творческой активности, организаторских, познавательных и коммуникативных способностей и др. [6].
Как справедливо отмечала А.В. Мордовская, именно для формирования профессиональных значимых качеств будущего учителя необходима организация профессиональных проб. Так, первичный педагогический опыт старшеклассники приобретали во время прохождения педагогической практики (десятиклассники - в начальных классах, одиннадцатиклассники -в пятых-седьмых классах). Практика способствовала дальнейшему развитию интереса к профессии учителя; содействовала приобретению умений воспитательной работы со школьниками и др. [1].
Для подготовки будущих учителей внимание уделялось этнопедагогической подготовке, что ярко проявлялось в образовательном процессе педклассов сельских школ. В этой связи значимая роль отводилась сельским музеям. Работники музеев для педклассовцев проводили краеведческие конкурсы, пресс-конференции, семинары по проблемам трудового, нравственного воспитания народа саха, встречи с педагогическими династиями и др. Примером такого сотрудничества может служить взаимодействие Оросунского музея и Верхневилюйской СОШ
№ 1 Верхневилюйского улуса, способствуюшее углубленной ориентации школьников на педагогические профессии, приобщению к национальной культуре, ознакомлению с народными традициями и интериоризации этнопедагогических ценностей. Обучающие педклассов выступали с концертами в наслегах улуса, вели занятия различных кружков, спортивных секций; участвовали во встречах с писателями, ветеранами-мастерами педагогического труда, учите-лями-народными умельцами [1].
Как показала практика, нормативное, организационно-педагогическое, методическое обеспечение образовательного процесса профильных педагогических классов и общеобразовательных учреждений способствовало увеличению их количества (табл. 2).
Таблица 2
Сведения об открытии педагогических классов в РС (Я)
1992 г. 1997 г. 1999 г. 2007 г.
4 7 21 43
«Пик» функционирования педагогических классов в Якутии приходится на 2007 год, когда 43 республиканских школ реализовали педагогический профиль, из них 33 были расположены в сельской местности, например, Бердигестяхская СОШ №1 педагогического профиля Горного улуса, Дюпсюнская СОШ педагогического профиля Усть-Алданского улуса, Покровская СОШ №1 Хангаласского улуса, Момская СОШ Момского улуса, Ытык-Кюельская СОШ №1 Таттинского улуса, Намская СОШ № 1 Намского улуса, Сунтарская СОШ № 1 Сунтарского улуса, Амгинская педагогическая гимназия Амгинского улуса, Тюнгюлюнская школа 2-3 ступени Мегино-Кангаласского улуса и др.
Значительной составляющей, обуславливающей эффективность деятельности педагогических классов в республике, выступала организация повышения квалификации педагогов, работающих в данных классах. Так совместно с Министерством образования РС (Я), ЯГУ, Саха государственной педагогической академией (СГПА) ежегодно проводились курсы, научно-методические семинары, круглые столы, педагогические чтения, где выступали учёные, преподаватели вузов и педагогических колледжей, специалисты министерств и ведомств, учителя-практики.
Анализ деятельности педагогических классов РС (Я) обобщен в публикациях, монографиях, диссертационных исследованиях региональных учёных и практиков, отражающих особенности организации и содержания образовательного процесса с учётом особенностей городских и сельских школ. Так, практическую ценность имеет кандидатская диссертация С.Д. Солдатовой на тему: «Управление качеством допрофессиональной подготовки будущих учителей в системе регионального образования: на примере Республике Саха (Якутия)», раскрывающая пятнадцатилетний опыт работы республиканских педагогических классов. Исследователь обосновывает, что выпускники педагогических классов имели более высокую успеваемость, низкий процент отчислений, большинство из них поступило в Педагогический институт ЯГУ, СГПА, республиканские педагогические колледжи, затем вернулось на работу в региональную систему образования [7]. Это хочется подкрепить отзывами педклассовцев первых выпусков СОШ № 23 г. Якутска.
Так, Петрова Надежда (выпуск 1999 г.) и Атласова Татьяна (выпуск 2000 г.), учителя начальных классов МАОУ СОШ № 23 г. Якутск, отмечают, что «...учёба в педагогическом классе была насыщенной. Во время практики мы успешно заменяли учителей, проводили интересные уроки, увлекательные мероприятия в младших классах и летнем детском лагере. После окончания школы поступили в Педагогический институт Якутского госуниверситета. И сейчас, когда уже больше десяти лет работаем в родной школе, еще раз убеждаемся, что правильно и осознанно выбрали педагогическую деятельность». Игнатьева (Морозова) Татьяна (выпуск 2000 г., победитель олимпиады «Педагогический лидер», 2000 г.), учитель начальных классов МОБУ СОШ № 18 г. Якутска: «На собеседование в школу № 23 пришли из школы № 18
г. Якутска. Поступили и сразу окунулись в «вузовскую» жизнь, занятия проводили лучшие университетские преподаватели. После окончания Педагогического института работаю в своей родной школе № 18 учителем начальных классов. И всегда с благодарностью вспоминаю наш педагогический класс, педагогов, проведенные нами мероприятия и уроки. Считаю, что педкласс дал тот грамотный старт в педагогику и профессию».
Алешина (Борисова) Татьяна (выпуск 2000 г., призер олимпиады «Педагогический лидер» - 1999 г.)», Отличник образования РС (Я) зав. отделом профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков ГБУ ДО РС (Я) Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения: «...после окончания педагогического класса, поступила на социального педагога в Педагогический институт ЯГУ... Во время обучения в педклассе у многих из нас взгляды изменились на профессию учителя. Мы поняли, что это весьма не просто провести игру или урок, держать внимание детей, находить к ним подход. Но как нам нравилось слышать от детей приятные слова, видеть детские открытые горящие глаза, радостные лица и наблюдать, как ты становишься примером для подражания».
Большинство выпускников педагогических классов получило психолого-педагогическое образование и работает в системе образования не только Республики Саха (Якутия), но и за ее пределами. Это доказывает эффективность деятельности педагогических классов, и целесообразность возобновления такой работы была несомненна. Первым на этот призыв откликнулась администрация МОБУ СОШ № 31 г. Якутска (директор В.Ю. Рыбкина), открыв в 2017 году в сотрудничестве с Педагогическим институтом СВФУ педагогический класс. Курируют данную работу и ведут занятия по предмету «Педагогика» с кафедры педагогики Т.А. Макаренко и Р.И. Егорова. Педклассовцы активно участвуют в деятельности педагогического отряда и детском движении «Бригантина», «Алые Паруса» школы; в научно-практической конференции «Афанасьевские чтения»; разрабатывают и проводят социально-педагогические проекты в микрорайоне и городе; воспитательные мероприятия и др. Так, из выпуска 2019 г. в учебные заведения профессионального педагогического образования поступили 11 человек, из них в СВФУ - 6.
Не менее существенным направлением довузовской педагогической подготовки в республике, стимулирующим активность старшеклассников в приобретении профессионально-педагогических знаний и практико-ориентированного опыта, стала с 1997 года олимпиада по педагогике и психологии. Инициаторами и организаторами выступили А.В. Мордовская, Т.В. Березовская, С.Д. Солдатова, О.Н. Птицына и С.В. Панина. С 1997-2012 гг. олимпиада проходила по двум номинациям: «Педзвездочка» для обучающихся общеобразовательных классов и «Педлидер» для обучающихся педклассов. За эти годы олимпиада стала определенным стартом для многих будущих педагогов.
Немаловажным компонентом олимпиады стало вручение участникам именных единовременных стипендий от учителей школ, где проходил очный этап (СОШ № 23 и 21 г. Якутска, Бердигестяхская СОШ №1 педагогического профиля Горного улуса, Дюпсюнская СОШ педагогического профиля Усть-Алданского улуса, Покровская СОШ №1 Хангаласского улуса, Намская улусная гимназия, Тюнгюлюнская школа 2-3 ступени Мегино-Кангаласского улуса).
Прежде всего, олимпиада ориентирована на создание атмосферы, способствующей развитию представлений школьников о будущей педагогической деятельности, условий для их самовыражения. Задания позволяют продемонстрировать уровень владения психолого-педагогическими знаниями и использование их при решении профессионально-педагогических задач, уровень личностного и социально-профессионального самоопределения школьника.
На сегодняшний день олимпиада проводится для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций РС (Я) в три этапа: муниципальный, республиканский (заочная форма) и очная форма. Муниципальный и заочный этапы организованы по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией, утвержденной Министерством образования и науки РС (Я) (С.В. Панина, О.П. Осипова, Е.А. Неустроева).
Таблица 3
Олимпиада по педагогике и психологии школьников РС (Я) за 2013 по 2020 г * (кол-во участников;)
Этап 2012/13 2014/15 2016/17 2017/18 2018/19 2019/20
уч. год уч. год уч. год уч. год уч. год уч. год
Муниципальный 567 601 592 597 589 593
Заочный 237 161 165 213 165 158
Очный 38 30 20 34 35 35
*за 2015-2016 год данные отсутствуют, олимпиада проводилась Институтом развития образования и повышения квалификации им С.Н. Донского-II
География участников, особенно заочного этапа, представлена большинством улусов и районов Якутии. Участвуют школьники из общеобразовательных организаций городов и улусов, как Якутск, Нерюнгри, Мирный, Ленск, Алдан, Горный, Верхневилюйский, Нюрбин-ский, Таттинский, Кобяйский, Усть-Алданский, Хангаласский, Намский, Вилюйский, Верхоянский, Момский, Среднеколымский, Булунский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский, Ам-гинский, Алданский, Абыйский и Олекминский.
На очный этап приглашаются более тридцати обучающихся 10-11 классов. Например, в 2018/19 учебном году кроме тестирования на знание педагогики и психологии, старшеклассники провели такие воспитательные мероприятия со школьниками, с обучающими 5-10 классов СОШ № 31 г. Якутска на тему: «Научу за пять минут», как: «Flat fly» (фотографирование предметов сверху), «Плетение косичек из конского волоса»», тренинг по избавлению от вредных привычек, «Нетрадиционная методика рисования», «Театр», «От самого сердца», «Правила природы» и др. Во время конкурсного задания «Визитная карточка» - «Лучший педагог 2030» участники олимпиады отмечали, что будущий педагог в условиях цифрового образования должен оставаться с чувством любви к детям, креативным, владеть средствами IT-дидактики, ответственным, неравнодушным, с хорошим чувством юмора, следить за своим внешним видом, вести здоровый образ жизни и др. В 2019-2020 году олимпиада по педагогике и психологии посвящена 75-летию Победы. Школьники составляли исследование об учителе-фронтовике своей школы или улуса; разрабатывали и провели «Урок Славы и Победы» с обучающимися МОБУ СОШ № 9 г. Якутска.
С 2012 года преподавателями кафедры педагогики СВФУ учреждена единовременная стипендия имени д.п.н., профессора А.В. Мордовской, за данный период награждены восемь старшеклассников (табл. 4).
Таблица 4
Единовременная стипендия имени А.В. Мордовской
№ Год Ф.И. школьника Школа, улус
1. 2013 Мамейчик Галина ГОУ «Верхневилюйская республиканская гимназия им. М.А. Алексеева»
2. 2013 Кириллина Нюргуяна МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова»
3. 2015 Найдыш Ксения МОБУ СОШ № 2 г. Нерюнгри
4. 2016 Казанова Арина МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова»
5. 2017 Бурнашева Нюргуяна МБОУ «Дюпсинская СОШ» Усть-Алданского улуса
6. 2017 Нестерева Любовь МБОУ «Телейская СОШ» Чурапчинского улуса
7. 2018 Знаркова Инна МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах» Алданского улуса
8. 2019 Хмелевский Илья МБОУ СОШ № 31 г Якутска
9. 2020 Мосоркина Алина МБОУ «Ытык-Кюельская СОШ № 1 Таттинского улуса
10. 2020 Пидан Алиса МБОУ СОШ № 21 г. Якутска
В настоящее время большинство победителей, призеров, участников и стипендиатов олимпиады обучаются в вузах психолого-педагогической направленности.
Также, кроме педкласса и олимпиады, можно выделить такие форматы довузовской педагогической подготовки в республике, как проведение секции «Педагогические и психологические науки» научно-практической конференции «Шаг в будущее»; Малая психолого-педагогическая академия СВФУ, совместного конкурса «Профессии, профессии» Управления образованием г. Якутска и кафедры педагогики, олимпиаду для школьников «Мой выбор» кафедры специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ и др.
Заключение
Республиканский опыт довузовской педагогической подготовки свидетельствует о том, что системный подход в научно-методическом обеспечении к профильной ориентации, определенная система отбора и подготовки педагогических кадров повышают качество педагогического образования. Подтверждено, что довузовская педагогическая ориентация выступает решающим компонентом поиска и подготовки учебными заведениями потенциальных абитуриентов.
Довузовская педагогическая подготовка представлена различными формами ее организации как на базе организаций высшего педагогического образования (подготовительные курсы, факультеты довузовской подготовки, репетиторство), так и на базе общеобразовательных организаций (факультативы, профильные педагогические классы, классы с углубленным изучением предметов, педагогические отряды, летние (зимние) профильные смены и лагеря) [8].
В настоящее время перед довузовской педагогической подготовкой усилилась основная задача создания условий для формирования профессионального раннего выбора обучающихся на основе развития их индивидуальных качеств и способностей. Тем самым устанавливается, что продуктивное сотрудничество преподавателей вуза и ведущих учителей школ в обеспечении не только углубленного изучения базовых дисциплин, но и психолого-педагогическое сопровождение готовности выпускников школ помогают продолжению обучения в вузе.
Именно довузовская педагогическая подготовка должна стать неотъемлемой частью целостной региональной системы непрерывного педагогического образования; формировать мотивационное отношение к педагогической профессии; соблюдать гибкость содержания и многообразие инновационных способов его реализации.
Сегодня общество запрашивает подготовку «нового» педагога, умеющего организовывать образовательный процесс с использованием инновационных технологий, быть готовым работать в постоянно меняющихся условиях, обучать, развивать и воспитывать подрастающее поколение с учетом требований ФГОС.
Считаем, что при обеспечении качественной подготовки педагогов необходимо учитывать опыт допрофессиональной подготовки и накопленные ресурсы, тем самым активно содействовать сочетанию традиционных и инновационных профориентационных форм.
Литература
1. Мордовская А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)): дисс. ... д.пед.н. - Москва, 2000. - 355 с.
2. Программы базовых курсов для педагогических классов. Якутск: МО (РС) 1997. - 52 с.
3. Мордовская А.В., Птицына О.Н. Выбор школьниками будущей профессии: уч. пособие. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1997. - 78 с.
4. Птицына О.Н. Ранняя профессиональная ориентация на традиционные виды трудовой деятельности народностей Крайнего Севера / Профессиональное образование молодежи в Якутской АССР: сб. научн. трудов. - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. - С. 34-40.
5. Птицына О.Н. К отбору учащихся в педагогический класс. - Якутск, 1997. - 17 с.
6. Березовская Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников: дисс. ... к.пед.н. - Якутск, 1999. - 143 с.
7. Солдатова С.Д. Управление качеством допрофессиональной подготовки будущих учителей в системе регионального образования: на примере Республике Саха (Якутия): дисс. ... к.пед.н. - Якутск, 2009. - 241 с.
8. Гаврилова О.М. Событийная организация допрофессиональной педагогической подготовки как фактор развития интереса старшеклассников к педагогической профессии // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (дата обращения: 30.01.2020).
References
1. Mordovskaja A.V. Jetnopedagogicheskie osnovy formirovanija zhiznennogo i professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov (Na primere Respubliki Saha (Jakutija)): diss. ... d.ped.n. - Moskva, 2000. - 355 s.
2. Programmy bazovyh kursov dlja pedagogicheskih klassov. Jakutsk: MO (RS) 1997. - 52 s.
3. Mordovskaja A.V, Pticyna O.N. Vybor shkol'nikami budushhej professii: uch. posobie. - Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo un-ta, 1997. - 78 s.
4. Pticyna O.N. Rannjaja professional'naja orientacija na tradicionnye vidy trudovoj dejatel'nosti narodnostej Krajnego Severa / Professional'noe obrazovanie molodezhi v Jakutskoj ASSR: sb. nauchn. trudov. - Jakutsk: JaNC SO AN SSSR, 1989. - S. 34-40.
5. Pticyna O.N. K otboru uchashhihsja v pedagogicheskij klass. - Jakutsk, 1997. - 17 s.
6. Berezovskaja T.V. Igra kak sredstvo samopoznanija starshih shkol'nikov: diss. ... k.ped.n. - Jakutsk, 1999. - 143 s.
7. Soldatova S.D. Upravlenie kachestvom doprofessional'noj podgotovki budushhih uchitelej v sisteme regional'nogo obrazovanija: na primere Respublike Saha (Jakutija): diss. ... k.ped.n. - Jakutsk, 2009. - 241 s.
8. Gavrilova O.M. Sobytijnaja organizacija doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki kak faktor razvitija interesa starsheklassnikov k pedagogicheskoj professii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2018. - № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (data obrashhenija: 30.01.2020).