Научная статья на тему 'Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника'

Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ТАЛАНТ / TALENT / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / DEVELOPMENT OF CHILDREN''S GIFTEDNESS / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ / WORK WITH GIFTED CHILDREN AND TALENTED YOUTH / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / TALENTED YOUTH / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE FORMS OF EDUCATION / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-UNIVERSITY TRAINING / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ / OCCUPATIONAL PREPARING / PRE-UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна

Российская система образования в современных условиях все чаще определяют возможность адекватного ответа на вызовы информационного общества, учет которых позволяет определить стратегические линии и направления ее дальнейшего поступательного развития. Вместе с тем, в выпускных классах большинства образовательных организаций основной упор по-прежнему делается не на создание ситуаций опережающего обучения, как весьма надежного и эффективного способа получения систематического образования, а на подготовку школьников к решению заданий в формате ЕГЭ. Однако, следование стратегии опережающего обучения требует иного подхода, основанного на использовании педагогических технологий, ориентированных на моделирование индивидуальных траекторий совершенствования личности школьника, его способностей: не столько формирования готовности к усвоению той или иной информации, сколько развития желания к продуцированию нового знания. Все это требует акцентирования внимания, как на интеллектуально-творческой, так и на мотивационной составляющей развития личности школьника, на его мотивационной одаренности. Анализируя возможности современной образовательной практики в плане развития мотивационной одаренности старшеклассников, готовящихся к поступлению в вуз, авторы приходят к выводу о том, что на сегодняшний день сложилось несколько вариантов реализации довузовской подготовки: традиционные подготовительные курсы, школы «юных», профильные классы, особое место в этом ряду отводится предуниверсариям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREUNIVERSITY AS A SPACE FOR TALENTED PUPILS DEVELOPMENT

The Russian education system in modern conditions increasingly determines the possibility of an adequate response to the information society challenges, the recording of which allows us to determine the strategic lines and directions for its further progressive development. At the same time, in the graduation classes of most educational organizations, the main emphasis is still not on creating situations of advanced education, as a very reliable and effective way of obtaining systematic studying, but for preparing pupils for solving tasks in the USE format. However, following the strategy of advanced instruction requires a different approach based on the use of pedagogical technologies, oriented to modeling individual trajectories of improving the personality of the schoolchildren, their abilities: not so much the formation of readiness to assimilate information, but the development of the desire to produce new knowledge. All this requires focusing attention, both on the intellectual and creative, and on the motivational component of the student's personality development and on the motivational giftedness. Analyzing the modern educational practice possibilities in terms of developing the high school students' motivational giftedness of preparing to enter the university, the authors come to the conclusion that today there are several options for implementing pre-university training: traditional preparatory courses, "young" schools, profile classes, special place in this number is assigned to the pre-university.

Текст научной работы на тему «Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника»

педагогические науки

Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ...

УДК 373.047

ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА

© 2018

Федотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Никитина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса,], e-mail: [email protected])

Аннотация. Российская система образования в современных условиях все чаще определяют возможность адекватного ответа на вызовы информационного общества, учет которых позволяет определить стратегические линии и направления ее дальнейшего поступательного развития. Вместе с тем, в выпускных классах большинства образовательных организаций основной упор по-прежнему делается не на создание ситуаций опережающего обучения, как весьма надежного и эффективного способа получения систематического образования, а на подготовку школьников к решению заданий в формате ЕГЭ. Однако, следование стратегии опережающего обучения требует иного подхода, основанного на использовании педагогических технологий, ориентированных на моделирование индивидуальных траекторий совершенствования личности школьника, его способностей: не столько формирования готовности к усвоению той или иной информации, сколько развития желания к продуцированию нового знания. Все это требует акцентирования внимания, как на интеллектуально-творческой, так и на мотивационной составляющей развития личности школьника, на его мотивационной одаренности. Анализируя возможности современной образовательной практики в плане развития мотивационной одаренности старшеклассников, готовящихся к поступлению в вуз, авторы приходят к выводу о том, что на сегодняшний день сложилось несколько вариантов реализации довузовской подготовки: традиционные подготовительные курсы, школы «юных», профильные классы, особое место в этом ряду отводится предуниверсариям.

Ключевые слова: одаренность, деятельность, талант, развитие детской одаренности, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью, одаренные дети, талантливая молодежь, активные формы обучения, выпускник, довузовская подготовка, профориентационная работа, предуниверсарий.

PREUNIVERSITY AS A SPACE FOR TALENTED PUPILS DEVELOPMENT

© 2018

Fedotova Elena Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of pedagogy department Nikitina Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogy Irkutsk State University (6664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail: [email protected])

Abstract. The Russian education system in modern conditions increasingly determines the possibility of an adequate response to the information society challenges, the recording of which allows us to determine the strategic lines and directions for its further progressive development. At the same time, in the graduation classes of most educational organizations, the main emphasis is still not on creating situations of advanced education, as a very reliable and effective way of obtaining systematic studying, but for preparing pupils for solving tasks in the USE format. However, following the strategy of advanced instruction requires a different approach based on the use of pedagogical technologies, oriented to modeling individual trajectories of improving the personality of the schoolchildren, their abilities: not so much the formation of readiness to assimilate information, but the development of the desire to produce new knowledge. All this requires focusing attention, both on the intellectual and creative, and on the motivational component of the student's personality development and on the motivational giftedness. Analyzing the modern educational practice possibilities in terms of developing the high school students' motivational giftedness of preparing to enter the university, the authors come to the conclusion that today there are several options for implementing pre-university training: traditional preparatory courses, "young" schools, profile classes, special place in this number is assigned to the pre-university.

Keywords: giftedness, activity, talent, development of children's giftedness, work with gifted children and talented youth, gifted children, talented youth, active forms of education, graduate, pre-university training, occupational preparing, pre-university.

Доминантой продуктивных изменений системы отечественного образования в современных условиях все чаще определяют возможность адекватного ответа на вызовы информационного общества, учет которых позволяет определить стратегические линии и направления ее дальнейшего поступательного развития. Заметное место среди этих изменений занимает внедрение в образовательную практику стратегии опережающего обучения, призванного обеспечить развитие учебной мотивации, активизацию мыслительной деятельности обучаемого, формирование у него способности и готовности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться [1].

Вместе с тем, в выпускных классах большинства образовательных организаций основной упор по-прежнему делается не на создание ситуаций опережающего обучения, как весьма надежного и эффективного способа получения систематического образования, а на подготовку школьников к решению заданий в формате ЕГЭ. Однако, следование стратегии опережающего об-

учения требует иного подхода, основанного на использовании педагогических технологий, ориентированных на моделирование индивидуальных траекторий совершенствования личности школьника, его способностей: не столько формирования готовности к усвоению той или иной информации, сколько развития желания к продуцированию нового знания. Все это требует акцентирования внимания как на интеллектуально-творческой, так и на мотивационной составляющей развития личности школьника, на его мотивационной одаренности.

Теоретические аспекты проблемы опережающего образования в трудах Б.М. Бим-Бада, П.Н. Новикова, А.Д. Урсула раскрыты с позиций ноосферного образования, в основе которого лежит идея устойчивого развития [2,3,4]. Стратегии инновационного образования и используемые педагогические технологии описаны в трудах О.А. Зоткина, А.И. Пригожина, Г.П. Щедровицкого [5,6,7]. Концептуальные основы системы довузовского образования раскрыты в трудах В.П. Беспалько, В.И. Блинова, А.Н. Лейбовича, Н.Ф. Талызиной и др. [8-11].

Fedotova Elena Leonidovna, Nikitina Elena Aleksandrovna PREUNIVERSITY AS A SPACE FOR TALENTED PUPILS ..

pedagogical sciences

Модель построения индивидуальных образовательных маршрутов была предложена А.В. Хуторским, проблема индивидуализации и дифференциации посредством построения индивидуальных образовательных траекторий рассмотрена Е.В. Бондаревской и А.П. Тряпициной [12,13,14]. Вопросам создания предуниверсариев на базе образовательных организаций высшего образования посвящены работы В.Р. Лозинг, О.А. Фиофановой и др. [15]. Проблема развития одаренности обучающихся раскрывается Ю.Д. Бабаевой, В.Н. Дружининым, Л.И. Ларионовой, Б.М. Тепловым, М.А. Холодной, В. Штерн и др. [16-26]. В исследованиях Т.О. Гордеевой, Е.Н. Ибрагимовой, Е.А. Полухиной, А.А. Попова, О.Ю. Судневой и др. рассматриваются сущностные моменты и некоторые методологические составляющие мотива-ционной одаренности [27-30].

На основании изучения целого ряда исследований, затрагивающих проблему мотивационной одаренности, а также аспектов ее развития, можно констатировать, что общепринятой трактовки данного явления как самостоятельной категории, несмотря на его постоянно растущую теоретическую и практическую значимость, до сих пор нет. Мотивационная одаренность зачастую рассматривается лишь как составляющая общей одаренности, элемент, дополняющий картину развития личности.

Вместе с тем, можно увидеть намечающуюся тенденцию к более глубокому осмыслению мотивационной одаренности и ее значения в общем процессе развития личности. Так, еще Л. Термен определяет мотиваци-онные и личностные факторы в качестве чрезвычайно важных детерминант высоких достижений [31]. Дж. Рензулли представляет концепцию одаренности, понимаемой как сочетание высокого уровня интеллекта, креативности и творческой мотивации, сопровождая ее соответствующей трехкольцовой моделью элементов человеческого потенциала [32]. Т.О. Гордеева предлагает интегративную структурно-динамическую модель одаренности, в которой главная роль отводится моти-вационным кластерам, состоящим из мотивации познания, достижения и саморазвития [22]. А.А. Попов под мотивационной одаренностью понимает «... высокую мотивацию к достижениям и постановке рекордных целей в тех или иных перспективных типах практик» [29, с. 56]. Обобщая взгляды на понятие мотивационной одаренности отечественных и зарубежных ученых, можно полагать, что мотивационная одаренность - это интегра-тивное качество личности, которое обеспечивает осознанное стремление к успеху, достижению наивысших результатов в деятельности в различных социальных областях (в том числе, и в образовании) под влиянием сильных внутренних мотивов к достижению успеха.

Анализируя возможности современной образовательной практики в плане развития мотивационной одаренности старшеклассников, готовящихся к поступлению в вуз, можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день сложилось несколько вариантов реализации довузовской подготовки: традиционные подготовительные курсы, школы «юных», профильные классы и т.п. Особое место в этом ряду в последние годы отводится предуниверсариям. Предуниверсарий - это не совмещенный с курсами для абитуриентов профильный класс, а принципиально новое структурное подразделение вуза, основной задачей которого является создание условий для последующего успешного освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Значимость данного типа организации образовательной деятельности заключается в проектировании образовательной среды, содержащей в себе как традиционные, так и инновационные компоненты обучения (профильное образование, обучение на основе проектно-исследовательской деятельности и т.д., включая предметные и компетентностные олимпиады). Известно, что предуниверсарии имеются в нескольких ведущих вузах Российской Федерации:

РГГУ, НИУ ВШЭ, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, МГЛУ и ряде других вузов.

Анализ документов, характеризующих деятельность предуниверсариев, показывает, что в каждом из перечисленных вузов они решают как общие, так и частные задачи, имеют свои приоритеты, свое особое предназначение. Однако, обращает на себя внимание и тот факт, что, несмотря на несомненную социальную и личностную значимость обозначенной выше проблемы развития мотивационной одаренности, предуниверсарий как «благоприятная окружающая среда»[29], как пространство, содействующее развитию одаренности школьника, обогащению его мотивационного потенциала, специально не рассматривается. Вместе с тем, предуниверсарий - инновационная педагогическая модель довузовской подготовки, которая определяет тактику перестройки образовательного процесса в целях достижения максимальной точки развития каждого школьника, а, значит, при соответствующей организации образовательного процесса, он способен выступать в качестве реального пространства развития одаренности.

Примечательно, что система довузовской подготовки воспринимается большинством как система дополнительного образования и призвана, по их мнению, выполнять вспомогательную роль при подготовке школьника к успешному прохождению итоговой государственной аттестации. Вместе с тем, опыт создания предуниверса-риев, показывает, что данная форма организации обучения, опираясь на наиболее перспективные инновационные технологии в современном образовании, позволяет целостно влиять на развитие всех компонентов мотива-ционной одаренности. Предуниверсарий дает возможность стимулировать обучающихся к самообразованию, развитию стремления познавать новое и учиться непрерывно, а создание единого (но не единообразного) пространства для поддержки одаренных является началом развития нового этапа предупреждения угасания врожденных способностей одаренных детей и талантливой молодежи и выступает стимулом к получению будущей профессии наиболее подготовленными и высокомотивированными студентами.

Основными целями создания предуниверсария в вузе, реализующем подготовку по педагогическим специальностям, являются:

- повышение уровня профильной подготовки школьников, формирование у них компетенций, необходимых для продолжения обучения в университете;

- разработка и реализация уникальных программ довузовской подготовки к педагогическим специальностям (направлениям) на основе интеграции учебной и исследовательской деятельности школьников, слияния общего и дополнительного образования, усиления исследовательского компонента образовательных программ, организации проектной деятельности школьников;

- создание и внедрение в практику системы подготовки к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, конференциям, подготовки проектных работ школьников.

Задачами создания такого предуниверсария выступают:

практическое развитие концепции непрерывности образования посредством расширения взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и общеобразовательными организациями с привлечением государственных и общественных структур;

создание необходимых условий для поддержки творческих способностей и интереса к научной деятельности у талантливой молодежи, распространение и популяризация научных знаний;

разработка и апробация технологии проектирования деятельностной образовательной среды, включающей систему дополнительного образования, ориентирован-

педагогические науки

Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ...

ную на наращивание персонального ресурса личности школьника, проектно-исследовательские лаборатории, творческие мастерские, специальное учебное оборудование и т.п.

Таким образом, исходя из насущной необходимости разрешения объективно существующего противоречия между требованиями времени и реальной образовательной практикой, теоретических предпосылок решения проблемы опережающего обучения и имеющихся практических наработок, а также с учетом обоснованных нами выше целей и поставленных задач, предуниверса-рий может быть рассмотрен как пространство развития одаренности личности.

Мы считаем, что лежащие в основе организации образовательного процесса в предуниверсарии цели, задачи, содержание и технологии обучения создают уникальные условия для развития одаренности школьника. Данная структура является пространством для раскрытия не только предметной составляющей одаренности в области дисциплин, включенных в общеобразовательную программу, а скорее своеобразной «питательной средой» для конструирования школьником новых траекторий своего развития, исходя из собственных оснований и желания достижения наивысших результатов в условиях многозадачности современной жизнедеятельности, т.е. ее мотивационной составляющей.

Ведущими формами работы по развитию одаренности школьника в условиях предуниверсария нам представляются: осуществление научно-практических образовательных стажировок; организация, проведение и научно-методическе сопровождение олимпиад, образовательных квестов, научно-практических конференций; проведение симпозиумов для школьников; включение ребят в квазипрофессиональную деятельность в области образования и педагогики посредством решения проектных задач.

Следует также отметить, что образовательный процесс в предуниверсарии, одной из ведущих целей деятельности которого выступает развитие одаренности школьников, будет отличаться от подготовительных курсов и профильных классов не только формами, методами, подходами к обучению: в основу ложится иная философия - философия открытия, генерирования нового знания, иных мотивов деятельности, иного уровня отношения к окружающей действительности, к самому себе и к своему предназначению.

Структурно работу по развитию одаренности в определенных нами условиях можно представить в виде модели (рис.1)

Интеллектуальный компонент: Компетентно стный компонент: Личностный компонент:

(предметная одаренность) (специальные способности, (мотивационная одаренность)

проявляемые в жизнетворчестве)

Рисунок 1 - Структурная модель развития одаренности

Динамику уровня развития интеллектуального компонента можно оценить по результатам участия обучающегося в олимпиадах: Всероссийская олимпиада школьников, олимпиады, входящие в перечень олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников и др.

Развитие компетентностного компонента диагностируется через решение открытых проблемных заданий, практики научного познания, результаты участия в ком-петентностных олимпиадах и т.п.

Личностный компонент - путем определения характера взаимосвязи внутренней мотивации и уровня развития двух других составляющих одаренности, представленных в модели.

Итогом работы предуниверсария как пространства

развития одаренности школьников, на наш взгляд, выступит, прежде всего, сформированная на высоком уровне мотивационная составляющая одаренности, характеризующая ее личностный компонент. Обладая развитой мотивацией, выпускник будет иметь устойчивую внутреннюю ориентацию на успех, постоянно стремиться к достижению наиболее высоких результатов не только в области теории, но и в реализуемой практической, в том числе и профессиональной, деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. -Педагогика, 1990.

2. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика //Советская педагогика. - 1988. - №. 6. - С. 51-55.

3. Новиков П. Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования //М.: Эгвис. -1997.

4. Урсул А. Д. Процесс футуризации и становление опережающего образования //Педагогика и просвещение. - 2012. - №. 2. - С. 20-33.

5. Зоткин А.О. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования/А.О. Зоткин, Н. Егорова //Народное образование. - 2007. - №. 1. - С. 109-118.

6. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. - Политиздат. 1989.

7. Щедровицкий Г. П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки: лекции-доклады на структурно-системном семинаре (июнь-июль 1965 г.). - Put', 2004.

8. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - 1995.

9. Блинов В.И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы II Международного совещания (12-13 ноября 2013 г., Москва). - Вып. III. - М.: ФИРО, 2013. - С. 5-19.

10. Лейбович А. Н. Белые пятна научного обеспечения развития образования //М., Образовательная политика. - 2006. - №. 4. - С. 9.

11. Талызина Н. Ф. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов //Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2009. - №. 3. - С. 17-30.

12. Хуторской А. В. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации/ А.В. Хуторской, О. Н. Цой, О. Ю.Проценко//Школа. - 2000. - С. 285-291.

13. Бондаревская E. B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 2011. №4. С. 11-14.

14. Тряпицына А. П. Фундаментальные исследования в сфере образования: ответы на вызовы современного мира / А.П. Тряпицина, В. В. Лаптев, С. А.Писарева // Научное мнение. - 2015. - №. 12-2. - С. 10-17.

15. Лозинг В.Р., Организационная модель старшей школы-предуниверсарий: индивидуальные учебные планы и образовательные маршруты / В.Р. Лозинг, О. А. Фиофанова //Народное образование. - 2015. - №. 10. - С. 97-105.

16. Бабаева Ю. Д. Ресурсы одаренности с позиции культурно-деятельностного подхода //Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. - 2016. - С. 209-214.

17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. - Издательский дом» Питер», 2013.

18. Ларионова Л.И. Проблема идентификации одаренных детей // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва:

Fedotova Elena Leonidovna, Nikitina Elena Aleksandrovna PREUNIVERSITY AS A SPACE FOR TALENTED PUPILS ..

pedagogical sciences

Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 160-164.

19. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982- 136с.

20. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности //Вопросы психологии. -1993. - №. 1. - С. 32-39.

21. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста //СПб.: Союз. - 1997. - Т. 128.

22. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации. - 2002. - С. 47.

23. Лиференко Д.А. Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 40-42.

24. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.

25. Тимощук Н.А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 252-258.

26. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.

27. Ибрагимова Е. Н. Психология интеллектуально-деятельностного развития студента / Е.Н. Ибрагимова, Попов Л.М.//Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 149. - №. 1.

28. Полухина Е. А. Мотивационная сфера и особенности ее динамики как личностный ресурс развития одаренности в подростковом возрасте //Казань-2012. - 2012.

- С. 367.

29. Попов А. А. Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности //Внешкольник. - 2016. - №. 6. - С. 55-58.

30. Суднева О. Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012.

- №. 11. - С. 57-57.

31. Terman L. M., Oden M. H. Genetic studies of genius. Vol. V. The gifted group at mid-life. - 1959.

32. Рензулли Д. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж. Рензулли, С. М. Рис //Основные современные концепции творчества и одаренности/под ред. ДБ Богоявленской. - М.: Молодая гвардия. - 1997.

- Т. 402.

Статья поступила в редакцию 08.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.