Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения / робототехника / преподавание робототехники / цифровые технологи / сквозные технологии / профессиональное образование / проектная деятельность / teaching methods / robotics / teaching robotics / digital technologies / end-to-end technologies / vocational education / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канатьев Павел Вадимович, Путюнина Елена Владимировна, Колдина Маргарита Игоревна

Статья посвящена вопросам преподавания робототехники, которая становится необходимой и актуальной областью знаний в профессиональном образовании. Профессия преподавателя робототехники становится особо значимой и ощущается острая нехватка специалистов в данной области. В современном мире необходимо выстроить определенную методику профессионального обучения, чтобы более эффективно передавать свои умения и навыки обучающимся. В представленной статье изучены вопросы и даны методические рекомендации преподавания робототехники в профессиональном образовании. Рассмотрены классические методы преподавания. Рассмотренные методики можно реализовать в методе проектов, который более всего подходит для изучения робототехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канатьев Павел Вадимович, Путюнина Елена Владимировна, Колдина Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of teaching robotics, which is becoming a necessary and relevant area of knowledge in vocational education. The profession of robotics teacher is becoming especially important and there is an acute shortage of specialists in this field. In the modern world, it is necessary to build a certain method of professional training in order to more effectively transfer one’s skills and abilities to students. The presented article examines the issues and provides methodological recommendations for teaching robotics in vocational education. Classic teaching methods are considered. The considered techniques can be implemented in the project method, which is most suitable for studying robotics.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Выводы. Разработанная в логике гуманистической традиции образования методика организации тренинговых занятий для обеспечения личной безопасности обучающихся в образовательной среде содействует позитивному социальному развитию школьника. Этапная последовательность тренингов позволяет осознать школьные угрозы, сформировать протестную позицию и уверенность в наличии выхода из опасной ситуации. Освоенные способы безопасности, включая анализ проблемы и путей ее разрешения, сотрудничество, самообладание служат базовой основой безопасной деятельности и адаптивного копинг-поведения обучающихся в школе. В условиях современного мира с растущими кризисными опасностями и чрезвычайными ситуациями накопленный опыт будет способствовать активному преодолению трудностей, более успешной социализации личности и ее безопасности.

Литература:

1. Агапов, А.Н. Личная безопасность человека и гражданина - основа безопасности личности / А.Н. Агапов // Государство и право: теория и практика: Материалы II Международной научной конференции. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 1-3

2. Асташина, Н.И. Развитие мышления в эколого-исследовательской деятельности бакалавров на основе тренинговой технологии / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 2(35). - С. 27-20

3. Гук, Е.П. К вопросу о понятии личной безопасности / Е.П. Гук // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - №4 (16). - С. 40-42

4. Камерилова, Г.С. Виктимологически ориентированная профилактика угроз в системе обеспечения социальной безопасности среды образовательной организации / Г.С. Камерилова, Е.А. Бирина, И.Ю. Волкова, И.Е. Тарабарина // Современные проблемы науки и образования. -2019. -№2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28649 (дата обращения: 27.11.2023)

5. Картавых, М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1. - URL: https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/141/142 (дата обращения 27.11.2023)

6. Кочуров, М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля / М.Г. Кочуров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №1 (91). -Ч.2.- С. 40-43

7. Партенадзе, О.В. Интеграция тренинговой технологии в деятельность психологической службы высшего учебного заведения / О.В. Партенадзе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №43. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/integratsiya-treningovoy-tehnologii-v-deyatelnost-psihologicheskoy-sluzhby-vysshego-uchebnogO" zavedeniya (дата обращения: 19.11.2023)

8. Пугачева, A.C. Безопасность личности как интегративная категория / A.C. Пугачева, С.А. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14888 (дата обращения: 14.11.2023)

9. Сидоров, C.B. Тренинг как форма активного обучения / C.B. Сидоров // Сайт педагога-исследователя: [сайт], 2015. -URL: https://si-sv.com/publ/trening_kak_forma_aktivnogo_obuchenija/14-l-0-387 (дата обращения: 27.11.2023)

10. Соловьёв, Г.Е. Тренинг как метод педагогической профилактики буллинга в школе (зарубежный опыт) / Г.Е. Соловьёв, А.Н. Аверин, О.В. Солодянкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - №5. -С. 209-224

Педагогика

УДК 377, 378

аспирант Каиатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); методист Путюнина Елена Владимировна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Коломенский аграрный колледж имени Н.Т. Козлова» (г. Коломна);

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания робототехники, которая становится необходимой и актуальной областью знаний в профессиональном образовании. Профессия преподавателя робототехники становится особо значимой и ощущается острая нехватка специалистов в данной области. В современном мире необходимо выстроить определенную методику профессионального обучения, чтобы более эффективно передавать свои умения и навыки обучающимся. В представленной статье изучены вопросы и даны методические рекомендации преподавания робототехники в профессиональном образовании. Рассмотрены классические методы преподавания. Рассмотренные методики можно реализовать в методе проектов, который более всего подходит для изучения робототехники.

Ключевые слова: методика обучения, робототехника, преподавание робототехники, цифровые технологи, сквозные технологии, профессиональное образование, проектная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the issues of teaching robotics, which is becoming a necessary and relevant area of knowledge in vocational education. The profession of robotics teacher is becoming especially important and there is an acute shortage of specialists in this field. In the modern world, it is necessary to build a certain method of professional training in order to more effectively transfer one's skills and abilities to students. The presented article examines the issues and provides methodological recommendations for teaching robotics in vocational education. Classic teaching methods are considered. The considered techniques can be implemented in the project method, which is most suitable for studying robotics.

Key words: teaching methods, robotics, teaching robotics, digital technologies, end-to-end technologies, vocational education, project method.

Введение. В последнее время можно заметить повышенный интерес к робототехнике в образовании. Множество кружков дополнительного образования обучают детей в возрасте от 3 до 14 лет основам робототехники. В среднем и

высшем образовании появляются новые специальности и направления подготовки связанные робототехникой и мехатроникой. Все это свидетельствует о востребованности данного направления в цифровой индустрии, интерес к которой позволяет выстраивать новые подходы к методике преподавания данной дисциплины [7, 10, 13].

Изложение основного материала статьи. Методика преподавания робототехники является комбинацией различных стратегий и приемов для достижения наилучших результатов в процессе профессионального обучения. Важным аспектом этой методики является эффективное использование современных цифровых технологий (конструирование ЗБ-моделей, программирование роботов). Метод проектов позволяет соединить классические методы и инновационные, он как бы интегрирует весь накопленный дидактический опыт и позволяет включать инновационные в том числе цифровые и сквозные технологии.

Преподавание робототехники является специализированным образованием и требует от преподавателей специальных знаний и навыков. В исследовании подробно рассмотрим особенности преподавания робототехники и способы эффективного обучения в этой области [1, 6, 12].

Первая особенность преподавания робототехники заключается в необходимости сочетания теоретического материала с практическими навыками. Поскольку робототехника является практической дисциплиной, студентам необходимо изучать не только теоретические основы, но и уметь применять свои знания на практике. Преподавателям необходимо учитывать в создании плана обучения то, что теоретические занятия должны сочетаться с практикой [5, 14].

Вторая особенность заключается в том, что робототехника - это междисциплинарная область знаний. Для успешного обучения студентов необходимо укрепить их знания в области программирования, электроники, физики, математики. Такое обучение смогут дать только преподаватели-профессионалы в этих областях. Преподавателю нужно также научить студентов понимать связь между различными дисциплинами и научить комплексному применению полученные знания.

Третьей особенностью обучения робототехнике является использование современных цифровых и сквозных технологий и современного оборудования, которое должно постоянно обновляться или модифицироваться. Преподаватели должны уметь работать с новейшим оборудованием, программным обеспечением и инструментами, чтобы научить этим важным вещам своих студентов.

В связи с этим преподавание робототехники требует специальных подходов и методик. Как это было сказано ранее, преподаватели должны сочетать теоретический материал с практическими навыками, охватывать различные дисциплины, использовать новейшие технологии и оборудование. Активное создание практических проектов также является важной частью преподавания робототехники. Эффективность преподавания и обучения зависит от правильного сочетания всех этих элементов [2, 8].

В последние годы робототехника в профессиональном образовании внедряется как обязательная дисциплина, предусмотренная учебным планом и дополнительная, которая ведется в кружках и секциях. При этом можно выделить три направления робототехники: спортивная, творческая и образовательная. Спортивная робототехника появилась с целью демонстрации своих творений обучающихся, которые интересуются робототехникой на соревновательном уровне и испытывают потребность сравнить уровень своих достижений с достижениями других. Творческая робототехника - это уровень творческой активности обучающихся в области "инженерии", предполагающий наличие базовых и углубленных знаний в этой области, не простую сборку робота, а "изобретение" его модели и программирование его поведения.

Основное место в профессиональном образовании занимает образовательная робототехника, характеризующаяся комплексной связью с естественными науками (информатикой, математикой, физикой, биологией и химией) и предметами социально-гуманитарного цикла (педагогика, психология, социология и др.). Многие студенты, изучающие основы робототехники, зачастую не понимают назначения узлов и механизмов, а сборка сводится к слепому повторению действий преподавателя или копированию нарисованных на чертежах процедур. Программирование также может осуществляться вслепую. Получив список непонятных команд, студент перестает писать алгоритмы и сосредотачивается только на сборке модели. В результате студенты со временем перестают интересоваться робототехникой и теряют интерес к данной области, что является отрицательным фактом в образовательном процессе.

Сборка на практических занятиях должна проводиться таким образом, чтобы студенты понимали, как пошагово работают элементы и какие системы можно построить из этих элементов. После сборки стандартной модели следует переходить к творческим заданиям, в результате которых студенты должны глубже понять, как работают элементы и механизмы.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы они поняли функционирование механических и базовых конструкций, возможность построения на их основе сложных объектов, а также программирование - динамический элемент управления собранной системой. Поскольку роботы являются сложными системами, обучение должно строиться на принципах работы со сложными системами, т.е. декомпозиции их на решаемые подзадачи и прослеживания связей между атомарными частями [4, 9].

Для решения данной задачи могут быть применены следующие классические методы профессионального обучения:

Информационно-рецептивный. Изложение основных законов физики и механики, которые являются основой теоретического обучения и должны быть усвоены студентами в процессе обучения.

Метод проблемного обучения, который формирует творческий потенциал студентов. Проблемы могут быть как теоретического, так и практического характера, в ходе решения которых и происходит усвоение учебного материала. Проблема должна на изначальном этапе ставиться педагогом, а в дальнейшем самим студентом.

Исследовательский метод. Преподаватели создают и предъявляют студентам проблемные задания, которые позволяют им самостоятельно искать пути решения. Студенты самостоятельно распознают проблему или воспринимают ее, планируют этапы решения, определяют метод исследования на каждом этапе, контролируют процесс и завершение исследования и сами оценивают его.

Эвристический метод. Преподаватель ставит проблему, планирует и представляет задания для отдельных этапов решения познавательной и практической задачи, планирует этапы решения, направляет деятельность ученика, создает промежуточную проблемную ситуацию. Студенты понимают условия, самостоятельно решают часть задач, осуществляют самоконтроль и самооценку в процессе решения задачи, проявляют самостоятельную мотивацию и интерес к деятельности, стимулируя тем самым продуктивное мышление.

Репродуктивный метод. Этот метод реализуется через систему упражнений, словесное воспроизведение и решение типовых задач: программирование, сборка моделей, композиция, творческий поиск, презентация моделей, соревнование между группами, проекты и т.д.

Все вышеперечисленные методы однозначно можно скоординировать в проекте или проектной методике. Под методом проектов понимается методика организации учебных ситуаций, в которых студенты самостоятельно выявляют и решают проблемы, а также методика поддержки самостоятельной деятельности обучающихся. Проектное обучение - это систематический метод обучения, который вовлекает обучающихся в процесс приобретения знаний и умений через

активную исследовательскую деятельность и строго разработанные задания, основанные на сложных и реалистичных проблемах [3, 11].

Выводы. Основным результатом изучения робототехнике является реализация проектной деятельности, выражающаяся в создании каждым студентом собственного оригинального продукта. Основным критерием оценки обучающихся является интеграция их способностей, работоспособности и настойчивости для достижения желаемого результата.

Для такого результата необходимы важные профессиональные навыки преподавателя, хорошая квалификация, чтобы он мог включать в свою преподавательскую деятельность все вышеперечисленные методы, а также вести проектную работу со студентами.

Проектная деятельность выступает как основная образовательная траектория, которая позволяет сочетать весь накопленный дидактический опыт и цифровые инновации, которые являются важной составляющей профессионального образования.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№72(4). -С.34-36

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой Форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№2.

3. Гладкова, М.Н. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.Н. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - № 2(23). - С. 209-212. - EDN OWNWLR

4. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, O.P. Шефер, C.B. Крайнева, H.A. Белоусова, E.H. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. -2022. -Т.10. -№3.

5. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

6. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, A.B. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2020. -№3(53).

7. Филатова, О.Н. Мехатроника и робототехника в современном профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Е.Л. Ермолаева, Е.С. Илюшина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2021. -№4(58).

8. Филатова, О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О.Н. Филатова, О.Ю. Рябков, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. -С. 245-247. - EDN QMQLSF

9. Филатова, О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-2. - С. 379-381

10. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-3. - С. 376-379

11. Филатова, О.Н. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессиональных стандартов / О.Н. Филатова, М.П. Прохорова, Е.Ю. Молькова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 332-336

12. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova II The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

13. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -T. 200. - C. 940-947

14. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 378.14

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Маресев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА К

КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к современным проблемам подготовки студента, обучающегося джазовому вокалу в вузе. Одной из них является подготовка будущего артиста к выходу и выступлению на эстраде. Авторы отмечают, что сегодняшнее обучение эстрадно-джазового вокалиста в вузе не в полной мере учитывает особенности и специфику его реализации в условиях современного социума, требований концертной индустрии, когда адаптация к жесткой конкуренции обусловлена эффективными способами борьбы со стрессом. Педагогу, под руководством которого студент получает и совершенствует вокальное мастерство, отводится важная роль наставника, тьютора, коучера, решающего, среди прочих, и сценические проблемы подопечного. Ставя своей целью анализ проблем, с которыми сталкивается педагог при подготовке джазового певца к выступлению на эстраде, авторы обосновывают эффективность индивидуально-ориентированного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.