Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркушова Е. С., Филатова О. Н.

В статье рассматривается применение робототехники в сфере образования. Робототехника относится к сквозной технологии, которая применима во всех сферах человеческой деятельности. Интерес к данной проблеме в последнее время возрос и образование как связующее звено должно применять все современные изменения и технологии. В исследовании рассмотрено применение робота-посредника, робота-тьютора, которые помогают выстраивать индивидуальные маршруты обучения и способствуют улучшения качества получения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ROBOTICS IN THE FIELD OF EDUCATION

The article discusses the application of robotics in the field of education. Robotics refers to an end-to-end technology that is applicable in all spheres of human activity. The interest in this problem in recent years, age and education as a link should apply all modern changes and technologies. The study considers the use of an intermediary robot, a tutor job, which help to build individual learning routes and contribute to improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377, 378

1 2 Екатерина Сергеевна Меркушова , Ольга Николаевна Филатова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы

Минина, Нижний Новгород, Россия

1ekaterinamerkuss@gmail. com

2olgaf91074@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается применение робототехники в сфере образования. Робототехника относится к сквозной технологии, которая применима во всех сферах человеческой деятельности. Интерес к данной проблеме в последнее время возрос и образование как связующее звено должно применять все современные изменения и технологии. В исследовании рассмотрено применение робота-посредника, робота-тьютора, которые помогают выстраивать индивидуальные маршруты обучения и способствуют улучшения качества получения образования.

Ключевые слова: робототехника, сквозные технологии, сфера образования, профессиональное образование, образовательный процесс

1 2 Ekaterina Sergeevna Merkushova , Olga Nikolaevna Filatova

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

1ekaterinamerkuss@gmail.com 2olgaf91074@yandex.ru

APPLICATION OF ROBOTICS IN THE FIELD OF EDUCATION

Abstract. The article discusses the application of robotics in the field of education. Robotics refers to an end-to-end technology that is applicable in all spheres of human activity. The interest in this problem in recent years, age and education as a link should apply all modern changes and technologies. The study considers the use of an intermediary robot, a tutor job, which help to build individual learning routes and contribute to improving the quality of education.

Keywords: robotics, end-to-end technologies, education, vocational education, educational

process

В современном, быстро развивающемся мире в обществе стали всё чаще и чаще использоваться разнообразные технологии. Сейчас сквозные технологии используются в каждой сфере общественной жизни, в том числе и в образовании, медицине, производстве и т.д. К сквозным технологиям относятся: нейротехнологии и искусственный интеллект, распределенные реестры, технологии «больших данных», интернет вещей, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность, робототехника и сенсорика, облачные технологии и новые производственные технологии [1]. В данной работе более подробно рассмотрим применение робототехники в системе образования.

На протяжении многих лет заводы и фабрики используют различные механизированные станки, инструменты и оборудование, позволяющие сократить время производства какого-либо товара, сохранив при этом его высокое качество. С каждым годом все большее внимание к себе привлекают сквозные технологии, а именно такие научно -технические направления, которые оказывают максимальное влияние на развитие рынков. К ним относится робототехника.

В XXI веке робототехника становится всё более и более популярной: на заводах и

фабриках работают специальные приборы, в домах трудятся роботы-пылесосы, а в кинематографию значительный вклад внесли летающие дроны. Сегодня роботостроение -это целая индустрия, которая отвечает за проектирование, производство и применение программируемых механических устройств: роботов, способных выполнять сложные действия и манипуляции без помощи человека.

Первые автоматизированные роботы появились ещё в 1947 году и по сегодняшний день активно используются в промышленности, а с недавних пор активно развивается бытовая робототехника. По статистике в каждом пятом доме есть роботы-пылесосы, роботы-мойщики окон и голосовые помощники. Также стоит отметить важность медицинской робототехники. Одним из самых популярных является четырёхрукий робот da Vinci, который держит в руках инструменты, а для реабилитации людей, перенесших инсульт или паралич, используют наработки ExoChair. А применение робототехники в образовательном процессе становится необходимым условием для успешного развития цифрового общества[3,5].

В процессе развития сферы образования становится актуальной проблема снижения познавательной активности учащихся, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. В связи с этим можно прибегать к роботам, которые отслеживают работоспособность, помогают, напоминают и выстраивают индивидуальный процесс обучения.

Вместе с этим растет и потребность общества в специалистах, способных работать с новыми технологиями, быстро ориентироваться в обстановке и изучении нового материала. Для решения данной проблемы наиболее эффективной будет образовательная робототехника. Образовательная робототехника - это направление, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в учебный процесс через объединение конструирования и программирования. Этот вид тесно связан с множеством наук (физика, математика и др.) и другой общественной деятельностью (программирование, дизайн, электроника и др.) [2,5]. Благодаря изучению робототехники у детей будет намного проще и интереснее проходить образовательный процесс, а приобретённые знания будут намного лучше усвоены. образовательная робототехника способна обучить многим навыкам, а именно:

• самостоятельному проектированию конструкций;

• пониманию принципов работы различных механизмов;

• основам компьютерной грамотности;

• принципам программирования;

• поиску альтернативных решений;

• взаимодействию программной части с конструкцией;

• работе в команде и общей социализации.

Рассуждая над вопросом, в каком возрасте лучше начинать заниматься робототехникой, мы пришли к выводу, что, начиная с заниматься каким-либо делом с детства, можно добиться больших успехов в будущем. В возрасте 3-6 лет, когда основной формой деятельности является игра, большинство знаний усваивается намного проще. В этом возрасте дети учатся собирать конструктор различные предметы, интересные именно им: машинки, самолёты и т.д. С возрастом работа с конструктами усложняется, но при этом не снижает интерес у детей. Подростковый возраст (11-15 лет) считается самым продуктивным и эффективным в изучении робототехники, так как отношение к науке становится более серьёзным, а интерес более профессиональным.

В профессиональном образовании дела обстоят несколько иначе. Многие преподаватели обучают студентов по готовым схемам с целью «натаскать» обучающихся на результат, что не даёт эффективного эффекта и развития в данной области. Это связано с отсутствием качественных методических пособий по робототехнике и с недостатком кадрового обеспечениях[3,4]. Но несмотря на это, робототехника используется для освоения

таких учебных дисциплин, как «Введение в робототехнику», «Основы робототехники», «Мобильные робототехнические системы». Данные предметы необходимо включить в программу подготовки всех студентов, независимо от получаемой специальности, так как в дальнейшей их профессиональной деятельности робототехника будет неотъемлемой частью.

Рассмотрим 3 основных направления робототехники, которые активно реализуются в современном мире, постоянно модернизируются и дополняются новыми решениями.

• Робот-посредник. В случае, когда студент не может присутствовать на занятии по какой-либо причине, ему на помощь приходит мобильный робот-посредник, который посещает образовательное учреждение вместо студента и передаёт ему информацию;

• Робот телеприсутствия - заменитель преподавателя при использования дистанционного обучения. Плюсом такой технологии является обучение на расстоянии, а существенным минусом то, что каким бы качественным не был робот, он не сможет полностью заменить настоящего человека;

• Робот-тьютор для инклюзивного образования. Здесь робот полезен в качестве помощника и посредника между студентом с ОВЗ и преподавателем. Робот-тьютор помогает усваивать профессиональные навыки студентам с психическими и физическими нарушениями. Также он способен оценивать самочувствие и физическое состояние обучающегося и при необходимости оказывать психологическую помощь.

Таким образом, включение робототехники в образовательный процесс можно рассматривать как один из эффективных инструментов формирования у студентов не только профессиональных навыков и компетенций, но и психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Филатова О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 77-2.

2. Филатова О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе / О.Н. Филатова // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агропромышленный университет им. В.П. Горячкина. - 2008. - №6-2(31). -С.143-145.

3. Филатова О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. -2022. - № 1(59). - С. 61-64. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64. - EDN ZAYBQR.

4. Филатова О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О. Н. Филатова, О. Ю. Рябков, Е. Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 245-247. - EDN QMQLSF.

5. Фирсов М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).

REFERENCES

1. Filatova O.N. Innovacii v professionalem obrazovanii / O.N. Filatova, S.A. Zinov'eva, E. M.V. Grinina // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2022. - № 77-2.

2. Filatova O.N. Pedagogicheskie i informacionno-kommunikacionny'e texnologii pri obuchenii v avtoshkole / O.N. Filatova // Vestnik FGOU VPO «Moskovskij gosudarstvenny'j agropromy'shlenny'j universitet im. V.P. Goryachkina. - 2008. - №6-2(31). - S.143-145.

3. Filatova O.N. Pedagogicheskij Kvantorium kak sredstvo povy'sheniya cifrovy'x

kompetencij / O.N. Filatova, T.D. Feofanova, A.D. Markova // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry'bopromy'slovogo flota: psixologo-pedagogicheskie nauki. - 2022. - № 1(59). - S. 6164. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64. - EDN ZAYBQR.

4. Filatova, O. N. Formirovanie inzhenernogo my'shleniya u obuchayushhixsya na zanyatiyax obrazovatelnoj robototexniki / O.N. Filatova, O.Yu. Ryabkov, E.L. Ermolaeva // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2020. - № 68-4. - S. 245-247. -EDN QMQLSF.

5. Firsov M.V. Operezhayushhie obuchenie navy'kam budushhego (Future Skills) posredstvom razrabotki komp'yuterny'x trenazherov i cifrovy'x assistentov s iskusstvenny'm intellektom / M.V. Firsov, O.N. Filatova, A.V. Gushhin // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry'bopromy'slovogo flota. - 2020. - №3(53).

Информация об авторах

Е.С. Меркушова — студентка Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина;

О.Н. Филатова — кандидат педагогических наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Information about the authors

E.S. Merkusheva - student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin;

O.N. Filatova - Ph.D., Associate Professor of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.