Педагогика
УДК 377, 378
кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Фролова Нина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
преподаватель Себина Екатерина Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. На сегодняшний день многие образовательные учреждения стараются идти в ногу со временем, совершенствуя свои образовательные пространства и технологии обучения. Все чаще начинают прибегать к использованию сквозных технологий, к которым относится технология дополненной реальности, позволяющая видеть различные объекты и пространства, не покидая учебной аудитории. Технологии дополненной реальности позволяют повысить вовлеченность обучающихся в учебный процесс, получит реальный опыт, который невозможно получить в реальных условиях, экономит временные и финансовые затраты. Внедрение сквозных технологий в учебный процесс является обязательным требованием для развития системы образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, сквозные технологии, тенденции развития, дополненная реальность, учебный процесс.
Annotation. Today, many educational institutions are trying to keep up with the times, improving their educational spaces and teaching methods. Increasingly, people are beginning to resort to the use of the latest technologies, which include augmented reality technology, which allows you to see various objects and spaces without leaving the room. Augmented reality technologies make it possible to increase the involvement of students in the educational process, get real experience that cannot be obtained in real conditions, save time and financial costs. The introduction of end-to-end technologies in the educational process is a mandatory requirement for the development of the education system.
Key words: AR, education, modern technologies, development trends, augmented reality.
Введение. Технология дополненной реальности относится с сквозным технологиям, которые необходимо внедрять во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Технология дополненной реальности (AR - технология) является связующим звеном, связывающим человека с цифровым обществом.
Безусловно, система образования должна постепенно применять все сквозные технологии (нейротехнологии и искусственный интеллект, распределенные реестры, технологии «больших данных», интернет вещей, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность, робототехника и сенсорика, облачные технологии, новые производственные технологии систему дополненной и виртуальной реальности), но на данный момент времени именно дополненная реальность может обеспечить прочное формирование компетенций у обучающихся с наименьшими финансовыми и временными затратами [3, 7]. Все вышеперечисленные сквозные технологии должны быть знакомы обучающимся в процессе обучения, так как их применение в будущей профессиональной деятельности неизбежно.
Изложение основного материала статьи. Профессиональное образование сталкивается с тем, что большинство преподавателей предпочитают традиционные формы и методы обучения с трудом осваиваю новые технологии и методики обучения. Несмотря на это, с каждым годом в образование все сильнее внедряются современные технологии, к которым относится технология дополненной реальности AR. На сегодняшний день дополненная реальность вызывает много споров в обществе, в связи с этим данная проблема требует более глубокого рассмотрения с разных позиций и точек зрения [2, 6, 10].
Одни исследователи считают, что данная технология связана с индустрией игр или развлечений и в образовании ее можно применять лишь локально, как средство визуализации и интерактива. Другие считают, наоборот, там где невозможно применять классические методы обучения в приоритете выступают технологии дополненной и виртуальной реальности. Есть мнение, что разумное сочетание классических и современных сквозных технологий позволят улучшить усвоение учебного материала с наименьшими временными и денежными затратами [7, 11, 13]. Мнений по данному вопросу множество, но не применение сквозных технологий приведет к огромным отставанием экономики и развития общества в целом.
Главное преимущество технологии дополненной реальности - это связь реального мира с виртуальным, обеспечивая их синхронное взаимодействие, но данную технологию нельзя путать с виртуальной реальностью, которая на данный момент является более затратной но так же перспективной в области образования.
Трудно отрицать, что данная технология позволяет облегчить многие образовательные процессы. Одной из самых важных особенностей AR является возможность визуализировать преподаваемую информацию. В образовании давно стоит проблема о восприятии учебной информации так многие обучающиеся с трудом воспринимают информацию на слух, особенно это касается тех случаев, когда необходима визуализация. Благодаря дополненной реальности данная проблема будет исчерпана. Педагоги и обучающиеся смогут изучать различные дисциплины как теоретически, так и визуально, не уходя из кабинета, что заметно облегчить процесс обучения. Приложения дополненной реальности, визуально преобразующие информацию и создающие порядок из хаоса, помогут даже тем обучающимся, у которых ранее были большие проблемы с усвоением материала [1, 3].
С помощью технологии дополненной реальности можно значительно повысить вовлеченность обучающихся в учебный процесс, делая его тем самым гибким, увлекательным и продуктивным.
Более того, многим учебным заведениям зачастую не хватает современных учебных материалов; многим обучающимся приходится изучать устаревшую информацию или искать ее самостоятельно дома. При этом в приложении AR можно без проблем загрузить последние данные и отобразить их в интерактивном формате. В тех случаях, когда необходимо изучить конкретное оборудование и научиться им пользоваться, приложение дополненной реальности может предоставить необходимую 3D-модель и полезные пояснения.
Еще один большой плюс AR-технологии - проведение безопасных лабораторных и практических занятий, что является основой формирования профессиональных компетенций у обучающихся. С помощью технологий дополненной реальности обучающиеся могут изучать животных, различные места в мире, а также проводить опасные и сложные лабораторные
работы без вреда здоровью, а также не выходя из кабинета. Обучающиеся получают тот же уровень практики, не причиняя никому вреда и не работая с опасными инструментами. За счет того, что нет необходимости выходить из кабинета, у обучающихся и педагога появляется больше времени на изучение материала и на практику. Более того, трудно отрицать, что использование дополненной реальности позволит сократить общую продолжительность процесса обучения и даст возможность увеличить количество практических занятий, многие из которых имеют узкую специализацию. К тому же 3D-модели способствуют глубокому погружению обучающихся в изучаемый материал, что придает большую практическую ценность традиционным учебным материалам.
Несмотря на большое количество преимуществ, трудно отрицать, что существует большое количество минусов, которые мешают внедрить в образовательные учреждения технологии дополненной реальности. Так же нельзя забывать что технология дополненной реальности тесно связана с другими сквозными технологиями такими как искусственный интеллект и большие данные и другие, которые уже сейчас могут создавать аватаров - преподавателей, который могут проводить занятия не хуже самого опытного педагога.
Одной из самых больших проблем является необходимость надлежащего оборудования, так как технология дополненной реальности является довольно специфической и не может быть использованной без специальной техники. Для применения технологии не подойдут старые модели телефонов и компьютеров, что значительно затрудняет внедрение AR в образовательный процесс. Более того, цена таких приложений, да и самой техники, является значительно высокой и является недоступной для покупки, так как финансирование образовательных учреждений не столько велико, как хотелось бы.
Безусловно, внедрение технологий AR требует надлежащих компетенций у педагогов, на занятиях которых данная технология будет использоваться. Чтобы вести занятия педагоги должны быть хорошо знакомы с AR чтобы показывать, как использовать ее обучающимся. На сегодняшний день это одна из самых масштабных проблем, так как большинство педагогов относятся к зрелому поколению, и порой с трудом справляются даже с уже привычным компьютером. Более того, большинство педагогов специфически относятся к различной технике и запросто могут отказаться от преподавания с использованием сквозных технологий. К тому же, огромное количество педагогов предпочитает классические методы обучения, без использования современных технологий [9, 10]. В этом кроется один из минусов AR: на сегодняшний день люди проводят много времени за компьютером и телефоном, а с использованием дополненной реальности это время увеличится еще в несколько раз. В связи с этим вопрос здоровья обучающихся и педагогов становится еще более острым. Но самой главной проблемой является нехватка средств у многих обучающихся на покупку такой технологии.
Решение данной проблемы возможно в созданных педагогических кванториумах, которые должны способствовать применению в образовательном процессе всех сквозных технологий и в том числе технологии дополненной и виртуальной реальности. В педагогических кванториумах можно апробировать новые технологии и обучать не только студентов и школьников, но и преподавателей. Важным этапом продвижения технологии дополненной реальности могут быть студенческие проекты или стартапы, которые необходимо всячески поддерживать и продвигать [4, 8]. Отличной площадкой для запуска проекта или стартапа являются Точки кипения, которые так же должны способствовать продвижению сквозных технологий.
Выводы. Преимуществ использования приложений дополненной реальности для образования гораздо больше, чем проблем возникающих с этим. Вне зависимости от вида научной области использование дополненной реальности может быть очень полезными. Дополненная реальность для студентов делает учебный процесс более увлекательным и безопасным. Технология позволяет проводить эксперименты и опыты, которые невозможны в реальных условиях, тем самым обеспечивая безопасность образовательной среды. Кроме того, приложения AR могут помочь студентам в разработке стартапов и проектов, делая процесс интересным и увлекательным. Данные технологии имеют много преимуществ, которые обеспечивают гибкость, вовлеченность и экономичность, но, несмотря на это, на сегодняшний день технология является труднодоступной, но применение ее является необходимым условием для развития современного образования.
Литература:
1. Булаева, М.Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях обучения / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №72(4). - С. 34-36
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №2.
3. Дорожная карта развития «Сквозной» цифровой технологии «Виртуальная и дополненная реальность». -Москва, 2019.
4. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51
5. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, Н.А. Белоусова, Е.Н. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3.
5. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2.
6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN МСЕЖ!
7. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании/ О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77(2). - С. 376-379
8. Филатова, О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 1(59). - С. 61-64. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64. - EDN ZAYBQR.
9. Филатова, О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О.Н. Филатова, О.Ю. Рябков, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. -С. 245-247. - EDN QMQLSF.
10. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.
11. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).
12. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.
13. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - С. 452-459
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Фролова Полина Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат философских наук, доцент Горина Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (г. Омск); кандидат медицинских наук, доцент Якубенко Оксана Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты деятельности межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Здоровьесбережение в условиях цифровизации образования». Сделан анализ факторов риска, влияющих на здоровье субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования. Определены направления дальнейшей работы, способствующей профилактике негативного влияния комплекса факторов на состояние физического и психологического здоровья участников образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесбережение, цифровизация, образовательный процесс, факторы риска, профилактика.
Annotation. The article presents the results of the activities of the interuniversity research laboratory «Health saving in the conditions of digitalization of education». The analysis of risk factors affecting the health of subjects of the educational process in the conditions of digitalization of education is made. The directions of further work contributing to the prevention of the negative impact of a complex of factors on the state of physical and psychological health of participants in the educational process are determined.
Key words: health care, digitalization, educational process, risk factors, prevention.
Введение. Период перехода образовательных организаций Российской Федерации к стадии «цифрового образования» значительно ускорился в период пандемии. Появление в начале 2020 года в РФ новой коронавирусной инфекции привело к массовому переходу большинства образовательных организаций на удаленную форму работы с применением дистанционных технологий обучения. На пике пандемии дистанционное обучение полностью заменило традиционное, что способствовало интенсивному развитию и внедрению в образовательную практику цифровых образовательных технологий. Данное обстоятельство повлияло на все субъекты образовательного процесса. До настоящего времени периодические переходы образовательных организаций на дистанционную или смешанную форму обучения в зависимости от эпидемиологической обстановки присутствуют в деятельности большинства образовательных организаций.
При этом основное внимание на практике уделяется именно процессу организации обучения. Вопросы же сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, а также выявления, изучения и предупреждения рисков нарушения здоровья всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования остаются зачастую без должного внимания.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы» необходимость процесса цифровизации профессионального образования и обучения вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу.
В настоящее время государство стремится к массовому внедрению цифрового обучения на всех ступенях образования, тем самым формируя цифровое общество.
При этом основное внимание при внедрении цифрового обучения на практике уделяется именно процессу организации обучения, а вопросы сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса, а также выявления, изучения и предупреждения рисков нарушения здоровья всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования остаются зачастую малоизученными [1].
Применение новых информационных технологий обучения с использованием компьютеров должно всесторонне исследоваться как в аспекте воздействия на сущностные изменения методической стороны процесса обучения, так и в аспекте влияния на состояние здоровья обучающихся в образовательном процессе [2].
В настоящее время в РФ по официальным данным от 80% до 85% выпускников системы среднего общего образования имеют различные психосоматические расстройства и заболевания, что свидетельствует о том, что существующая система образования не способствует решению задачи медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования [3].
Следовательно, для определения круга наиболее эффективных профилактических мероприятий необходимо исследование проблемы с использованием межпредметного подхода, что обеспечит целостность изучения проблемы здоровьесбережения в условиях внедрения цифрового образования.
Только интегрированный подход позволит преодолеть эклектику и разрозненность мероприятий, осуществляемых специалистами разных сфер отдельно друг от друга - педагогами, психологами, логопедами, медицинскими работниками. Интегрированный же подход позволит разработать модель медико-психолого-педагогического сопровождения цифровизации образования.