Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Гринина Мария Владимировна

Инновации в профессиональном образовании являются необходимым условием для развития нашего общества и применение сквозных технологий помогут выпускать высококвалифицированных специалистов готовых творить в цифровой экономике. В статье рассмотрены сквозные технологии цифрового общества, которые должны применяться в профессиональном образовании. Рассмотрены сквозные технологии, которые уже применяются в профессиональном образовании, такие как искусственный интеллект и беспроводная связь, дополненная и виртуальная реальность и др. Также проанализированы сквозные технологии которые пока не применяются в профессиональном образовании, но их внедрение является необходимым условием развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Гринина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN VOCATIONAL EDUCATION

Innovations in vocational education are a prerequisite for the development of our society and the use of end-to-end technologies will help produce highly qualified specialists who are ready to create in the digital economy. The article discusses the end-to-end technologies of the digital society, which should be used in vocational education. End-to-end technologies that are already used in vocational education, such as artificial intelligence and wireless communications, augmented and virtual reality, etc., are considered. End-to-end technologies that are not yet used in vocational education, but their implementation is a necessary condition for the development of education, are also analyzed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Совокупность технологий, методов, приёмов и форм обучения, разнообразие проведения учебных занятий обусловила развитие у студентов творческого подхода к использованию видов искусства в их многообразии и взаимосвязях в социальной работе с пожилыми людьми, стремления к самосовершенствованию в творческой деятельности.

Для создания и поддержания постоянного интереса и вовлечённости студентов в творческий процесс обучения были выявлены и обоснованы следующие организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.

1. Создание конструктивной, творчески-развивающей атмосферы на учебных занятиях благоприятно влияет на интеграцию педагогической деятельности и самообразовательной творческой деятельности студентов, способствует активному поиску, появлению креативных идей, оригинальных решений.

2. Использование творческих материалов, произведений искусства или его фрагментов (видео, слайды, презентации, отрывки из кинофильмов, спектаклей, музыкальных и литературных произведений, репродукции картин и др.) в организации учебных занятий оказывает эмоциональное воздействие на продуктивность интеллектуально-творческого процесса выполнения студентами заданий, эстетическое и нравственное развитие личности будущего социального работника.

3. Стимулирование творческой деятельности студентов в учебной, исследовательской и практической деятельности построенной на принципах: интегративности, функциональности, развития, активности.

4. Включение студентов в практико-ориентированную среду обеспечивает приобретение ими практического опыта творческой деятельности, личной и коллективной ответственности за результативность работы, умения работать в команде, развитие творческих способностей, личностных и профессиональных качеств.

Выводы. Результаты исследования показали повышенный интерес студентов в получении практико-ориентированных знаний, умений и компетенций по применению различных видов и средств искусства в будущей профессиональной деятельности. Обучение студентов творческому использованию искусства в социальной работе с пожилыми людьми способствовало: углубленному пониманию значения эстетической и гуманистической природы искусства, его потенциальных возможностей при решении профессиональных задач в ситуации неопределенности; повышению профессионализма будущих социальных работников при обоснованном и креативном использовании различных видов искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми; повышению уровня профессиональной культуры, стимулированию самосовершенствования, развитию нравственно-эстетических качеств личности будущих социальных работников.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва: Искусство, 1986. - 572 с.

2. Гурьева, Л.П. Психология творчества / Л.П. Гурьева. - Москва: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2009. - 168 с.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 448 с.

4. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - Москва: Акад. Проект: Гаудеамус, 2008. - 490 с.

5. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. I Сборник статей / А.Н. Сохор. - Ленинград: Из-во: «Советский композитор», 1980. - 295 с.

6. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации / [М-во труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; В.И.Ломакин и др.]; под общ. ред. В.И. Ломакина и др. - Москва, 2002. - 144 с.

7. Федотенко, И.Л. Искусство как инструмент развития превентивной позиции будущего педагога / И.Л. Федотенко // III Международная научная конференция «Наука, образование и инновации в области искусства», Академия музыки, танца, живописи им. проф. Асена Диамандиева, Пловдив, Болгария, 2021. - С. 44-51

8. Федотенко, И.Л. Искусство как практика развития личности будущего государственного или муниципального служащего / И.Л. Федотенко, А.С. Югфельд // Дистанционная международная научно-практическая конференция, Казахстан, Казахская национальная Академия хореографии, Нур Султан, 2021. - С. 223-228

9. Шутова, Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: монография / Н.В. Шутова. - Н. Новгород: НГПУ, 2000. - 125 с.

10. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / [Е.И. Холостова, Г.И. Климантова]; под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015. - 551 с.

Педагогика

УДК 378, 377

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); учитель Гринина Мария Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 2073 (г. Москва)

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Инновации в профессиональном образовании являются необходимым условием для развития нашего общества и применение сквозных технологий помогут выпускать высококвалифицированных специалистов готовых творить в цифровой экономике. В статье рассмотрены сквозные технологии цифрового общества, которые должны применяться в профессиональном образовании. Рассмотрены сквозные технологии, которые уже применяются в профессиональном образовании, такие как искусственный интеллект и беспроводная связь, дополненная и виртуальная реальность и др. Также проанализированы сквозные технологии которые пока не применяются в профессиональном образовании, но их внедрение является необходимым условием развития образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, надпрофессиональные компетенции, цифровые компетенции, инновации в обучении, сквозные технологии.

Annotation. Innovations in vocational education are a prerequisite for the development of our society and the use of end-to-end technologies will help produce highly qualified specialists who are ready to create in the digital economy. The article discusses the

end-to-end technologies of the digital society, which should be used in vocational education. End-to-end technologies that are already used in vocational education, such as artificial intelligence and wireless communications, augmented and virtual reality, etc., are considered. End-to-end technologies that are not yet used in vocational education, but their implementation is a necessary condition for the development of education, are also analyzed.

Key words: vocational education, cross-professional competencies, digital competencies, innovations in learning, end-to-end technologies.

Введение. Образование - это одно из важнейших средств социального развития человека. Оно всегда идет в ногу со временем, именно поэтому в современном мире образование проходит через изменения и инновации, которые в данный момент отвечают запросам цифрового общества.

Методология образования рассматривает взаимодействие не только обучающегося и преподавателя (микроуровень взаимодействия), но также взаимодействие государства, экономики и системы образования, социальных групп обучающихся и преподавателей. Это уровень макро-влияния образования на общество и общества на образование. Вот почему педагогические теории и проблемы рассматриваются не только с точки зрения внутренних отношений обучающегося и преподавателя, но и как дидактическая и в то же время социальная среда, открытая для инноваций и вмешательства, динамических изменений. Поэтому, формируя предметные компетенции, необходимо формировать и надпрофессиональные компетенций, необходимых в цифровом обществе XXI века [1, 3].

Изложение основного материала статьи. Современное цифровое общество можно представить следующими взаимосвязанными компонентами:

• рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов;

• платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики;

• среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики.

Все представленные выше компоненты, так или иначе, затрагивают профессиональное образование, которое становится связующим звеном позволяющим войти человеку в цифровое пространство XXI века, быть высокоразвитой личностью, владеющей цифровыми технологиями, свободно контактирующей в цифровой среде, пользующуюся благами цифровой экономики [2, 11].

Цифровая экономика требует от современного человека наличие следующих востребованных компетенций, которые должны быть сформированы еще в процессе профессионального обучения[9, 10]:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Подразумевает формирование опыта общения, принятия решения в цифровой среде.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Подразумевает непрерывность получения образования в течении всей жизни. Готовность осваивать новые компетенции, выстраивать самостоятельный маршрут обучения и развития.

3. Креативное мышление. Подразумевает применение нестандартного подхода к проблеме или решению, поиск новых алгоритмов, идей.

4. Управление информацией и данными. Подразумевает поиск нужной информации ее обработки из различных источников для принятия решений.

5. Критическое мышление в цифровой среде. Подразумевает оценивать полученную информацию со всех сторон, ее достоверность и полезность для анализа и синтеза сложных систем.

Помимо цифровых компетенций необходимых современному человеку исследователи выделяют надпрофессиональные компетенции которые необходимо формировать в процессе профессионального обучения не зависимо от полученной специальности.

Энциклопедия Википедия к надпрофессиональным компетенциям относит:

- целеустремлённость и целенаправленность;

- владение литературной и деловой и письменной речью на родном языке;

- владение распространённым в мире иностранным языком;

- навыки разработки технической документации;

- навыки применения технической документации;

- умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети;

- знание психологии и этики общения;

- умение управлять временем;

- управление командой;

- умение работать в команде;

- навыки самоанализа;

- творческое мышление;

- способности адаптации к изменяющимся условиям;

- способность к личностному развитию;

- владение методами декомпозиции систем и объектов, анализа и синтеза сложных систем.

Проанализировав надпрофессиональные компетенции можно сделать вывод, что они не противоречат цифровым компетенция, поэтому инновации в профессиональном образовании должны быть результатом сформированных компетенций у обучаемых. Применение новых методик, сочетание классических и современных, творческий нестандартный подход - решение данной проблемы [6, 8].

Но цифровой мир не стоит на месте, и не успело профессиональное образование достичь определенных результатов в формировании цифровых компетенций, как появляются сквозные технологии, которые должны затронуть все области экономики и в том числе и профессиональное образование.

К сквозным технологиям относят:

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

- распределенные реестры;

- квантовые технологии;

- технологии «больших данных»;

- интернет вещей;

- беспроводная связь;

- виртуальная и дополненная реальность;

- робототехника и сенсорика;

- облачные технологии;

- новые производственные технологии.

Нельзя с уверенностью сказать что, все сквозные технологии можно сейчас применять в профессиональном образовании, но именно они могут служить инновациями, драйверами, которые приведут к качественно новым показателям в профессиональном образовании и цифровой экономике. Преподавателям необходимо пользоваться не только классическими педагогическими технологиями, но и внедрять в педагогический процесс цифровые и сквозные технологии [4, 5].

Подробнее остановимся на тех сквозных технологиях, которые уже применяются в профессиональном образовании и опыт им применения должен транслироваться и передаваться на все профессиональные образовательные организации.

Технология беспроводной связи тесно связана с таким понятием как мобильное обучение, которое набирает обороты среди современной молодежи и преподаватели в свою очередь должны в совершенстве владеть данной технологией, внося свои собственные инновации и подходы. У мобильного обучения много преимуществ, таких как: оно индивидуально, многогранно и работает в реальном времени. Практически у каждого студента сейчас имеется собственный смартфон, планшет или нетбук, которые он может использовать как в учебном заведении, дома или в удаленном пространстве не прерывая процесс обучения. Мобильное обучение может предоставить информационный контент быстро и оперативно и от его содержания, подачи и контроля в конечно виде отражается качество полученного образования.

Искусственный интеллект уже применяется профессиональном образовании и становится все более популярной технологией. В основе всех образовательных платформ лежит искусственный интеллект, который осуществляет языковое распознание и анализ языка, обеспечивает персонализацию и адаптацию обучения, и обеспечивает виртуальное обучение. Искусственный интеллект представляет много возможностей как для обучающихся так и для студентов и применение данной технологии является необходимым условием профессионального образования. Преподавателям дается возможность уменьшить рутинную работу, тем самым найти больше время н инновационные подходы, творческие решения, индивидуальную стратегию развития.

Облачные технологии активно применяются в профессиональном образовании, которые используются для хранения, редактирования учебных работ, заданий, проектов и другого информационного материала, необходимого в учебном процессе. Для образовательных учебных заведений данная технология экономична, так как можно не нанимать специалистов и покупать технику, она доступна для всех участников учебного процесса, и информация хранящаяся в облаке имеет ценность только для преподавателя и студента поэтому все рефераты, курсовые и контрольные работы и другие работы студентов можно хранить там, экономя средства и ресурсы.

Так же нашла широкое применение в профессиональном образовании технология дополненной реальности, которая позволяет связать реальный и виртуальный мир. Преимуществ данной технологий в том, что они помогают получить практический опыт, повышает мотивацию и вовлеченность, конкретизируют непонятные, абстрактные вещи, достигается чувство реальности происходящих событий, многие учебные предметы можно дополнять технологиями дополненной реальности, особый интерес для профессионального образования - это передача практических навыков для получения конкретной специальности. Приложения дополненной реальности появляются на рынке образовательных услуг и применение их на данный момент является необходимым условием для улучшения качества образования.

Менее продвинута в профессиональном образовании технология виртуальной реальности, которая на данный момент более затратна, но более эффективна по сравнению с дополненной реальностью. Виртуальная реальность - это созданный мир, передаваемы человеку через его ощущения, где достигается эффект присутствия с помощью шлемов, очков, классов, джостиков и других средств. Больше с технологиями виртуальной реальности приходится сталкиваться в индустрии игр и развлечений, но инновация в образовании и заключается в том, чтобы превратить игру в получение образовательного контента и передачи нового материала с пользой для всех участников.

Технологии «больших данных» представляют для профессионального образования большие возможности. Именно большие данные могут проанализировать огромное количество информации для построения индивидуальных траекторий развития, для принятия управленческих решений.

Новые производственные технологии так же должны применяться в профессиональном образовании, но на данный момент это можно реализовать в процессе практического обучения на предприятии где применяются новые производственные технологии. Но для профессионального обучения это необходимый ресурс который необходимо включать в образовательный процесс. Применение 3^ моделирования и 3-Э печати, которые относится к новым производственным технологиям, позволят в учебных заведения создавать и тестировать новые продукты и находить новые решения для производства.

Сквозная технология интернет вещей тоже плавно входит в систему профессионального образования и умные парты и умные доски уже есть в некоторых учебных заведения, но в скором времени к ним можно добавлять и браслеты и шлемы и другие средства, позволяющие фиксировать достижения и неудачные попытки каждого студенты, выстраивать индивидуальный маршрут обучения с учетом его способностей и особенностей. Понятия «Умный класс» или «умный дом» можно связывать с разработкой учебных проектов, стартапов, курсовых и дипломных проектов как инновацию, которая способствует развитию профессионального образования.

Технология распределенного реестра в профессиональном образовании способны создавать системные решения и технологические изменения которые повлекут за собой изменения в образовательных практиках. Все данные, находящиеся в системе распределенного реестра являются достоверными а изменения видят все участники процесса. Хранение тех же самых дипломов, курсовых проектов позволит распространять их между компаниями работодателей для трудоустройства выпускников. Созданные электронные курсы так же могут применяться и для выпускников и для сотрудников предприятий. У данной технологии множество решений по применению в профессиональном образовании которые нужно уже внедрять в учебный процесс.

Нейротехнологии в профессиональном образовании пока не достаточно популярное направление, но данные технологии оказывают влияние на работу высших психических функций, сознания и мыслительной деятельности. Нейротехнологии позволят расширить функции мозга с целью взаимодействования с ним. Проблемы усвоения учебного материала, индивидуальный подход все это решается с помощью нейротехнологий. Нейрообразование связано с развитием технологий дополненной и виртуальной реальности с создание средств для использования ресурсов мозга.

В последнее время все больше стали слышать о квантовых технологиях, которые прогнозирую глобальные изменения в цифровом мире. Квантовые технологии в образовании опираются на принципах квантовой физики. Возможно, усиления внимания к данному разделу физики, должно отразиться в учебных процессах профессиональных образовательных организациях.

Компоненты робототехники и сенсорики представляет совокупность технологий объединяющих цифровое моделирование, проектирование и управление механическими системами. В профессиональном образовании все

популярнее становится данное направление, которое вписывается в учебные программы механики, электроники, мехатроники и других дисциплин технической направленности.

Образовательная робототехника набирает обороты в дополнительном дошкольном образовании, где с помощью конструкторов дети осваивают основы робототехники и сенсорики. В профессиональных образовательных учреждениях увеличивается набор обучающихся на данное направление, что подтверждает повышенный интерес к данной области [7, 12].

Выводы. Проанализировав вышеперечисленные сквозные технологии цифрового мира можно прийти к выводу, что они все где то переплетаются, вытекают одна за другой и являются огромным резервом в инновационной деятельности.

Цифровая экономика требует от профессионального образования не простой оцифровки существующих процессов, а серьезных инноваций с применением сквозных технологий на всех стадиях учебного цикла. Именно инновации в профессиональном образовании должны стать гарантией развития цифрового общества.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №2.

2. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51

3. Колдина, М.И. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза / М.И. Колдина, О.И. Ваганова, А.В. Трутанова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 175-177. - EDN ZOWAIP.

4. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248

6. Филатова, О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе / О.Н. Филатова // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агропромышленный университет им. В.П. Горячкина.

- 2008. - №6-2(31). - С. 143-145

7. Филатова, О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О.Н. Филатова, О.Ю. Рябков, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. -С. 245-247. - EDN QMQLSF.

8. Филатова, О.Н. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе / О.Н. Филатова, М.П. Прохорова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - С. 164.

9. Филатова, О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№1 (59). - С. 61-65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).

11. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947

12. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020.

- С. 452-459

Педагогика

УДК 378, 377

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Никитина Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматривается применение игровых технологий (геймификации) в образовательном процессе. Особое внимание уделено персонализации, определению психотипов участников игры. Геймификация образовательного процесса должна применяться при обучении в современном цифровом обществе. Геймификация способствует вовлеченности, получению положительных эмоций и как следствие улучшения качества образования.

Ключевые слова: геймификация, игровые технологии, образовательный процесс, цифровая среда, персонализация, нейромедиаторы.

Annotation. The article discusses the use of gaming technologies (gamification) in the educational process. Particular attention is paid to personalization, the definition of the psychotypes of the participants in the game. The gamification of the educational process should be applied when learning in a modern digital society. Gamification promotes engagement, getting positive emotions and, as a result, improving the quality of education.

Key words: gemification, game technologies, educational process, digital environment, personalization, neurotransmitters.

Введение: Модернизация системы образования позволяет применять новые подходы, новые решения, новые технологии. Достойное место в этом списке занимают игровые технологии или геймификация. Геймификация может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.