Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТОТЕХНИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / БЛОКЧЕЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевская Юлия Михайловна, Шобонова Любовь Юрьевна, Фролова Нина Владимировна

Статья посвящена вопросам внедрения сквозных технологий в сферу профессионального образования, какие именно технологии успешно внедряются на данный момент и у каких есть перспективы на внедрение для улучшения процесса получения образования в ближайшем будущем. Особое внимание уделено технологии виртуальной реальности, робототехники и технологии блокчейн, которые активно начали внедряться в профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борщевская Юлия Михайловна, Шобонова Любовь Юрьевна, Фролова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF END-TO-END TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to the introduction of end-to-end technologies in the field of vocational education, which technologies are being successfully implemented at the moment and which ones have prospects for implementation to improve the process of obtaining education in the near future. Particular attention is paid to virtual reality technology, robotics and blockchain technology, which have actively begun to be introduced into vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Борщевская Юлия Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шобонова Любовь Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Фролова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения сквозных технологий в сферу профессионального образования, какие именно технологии успешно внедряются на данный момент и у каких есть перспективы на внедрение для улучшения процесса получения образования в ближайшем будущем. Особое внимание уделено технологии виртуальной реальности, робототехники и технологии блокчейн, которые активно начали внедряться в профессиональное образование.

Ключевые слова: сквозные технологии, искусственный интеллект, робототехника, цифровизация профессионального образования, технологии виртуальной реальности, блокчейн.

Annotation. The article is devoted to the introduction of end-to-end technologies in the field of vocational education, which technologies are being successfully implemented at the moment and which ones have prospects for implementation to improve the process of obtaining education in the near future. Particular attention is paid to virtual reality technology, robotics and blockchain technology, which have actively begun to be introduced into vocational education.

Key words: end-to-end technologies, artificial intelligence, robotics, digitalization of vocational education, virtual reality technologies, blockchain.

Введение. В последнее время специалисты разных сфер деятельности обращают внимание на скачек в развитие сквозных технологий. В Российской Федерации финансирование сквозных технологий происходит в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Профессиональное образование является связующим звеном, отвечающим за подготовку кадров для цифровой экономики и применение сквозных технологий -неотъемлемая часть для развития нашего общества [4, 10].

Изложение основного материала статьи. Наиболее точное определение сквозных технологий смогли дать специалисты Национальной технологической инициативы. По их мнению, это направление в науке и технике, которое наиболее весомо и существенно влияет на рост и развитие сегмента рыночной экономики.

Полагается, что сквозные технологии затрагивают единовременно несколько научно-технических отраслей или их направлений. В контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выделяют девять направлений развития сквозных технологий. В их перечень входят:

• Искусственный интеллект;

• Робототехника;

• Сенсорика;

• Big Data;

• Системы распределительного реестра;

• Нейротехнологии;

• Беспроводная связь;

• Квантовые технологии;

• Новые производственные технологии;

• Системы виртуальной и дополнительной реальности.

На развитие данных отраслей из бюджета государства было выделено 547,12 млрд рублей финансовой помощи без учета на дальнейшее распространение данных технологий в различных секторах экономики и образования. В рамках поддержки развития этих девяти дорожных карт также используют разнообразные инструменты всесторонней помощи молодым исследователям, такие, как гранты, субсидирование процентной ставки кредитования, финансовая помощь по модели государственной поддержки исследовательским научным центрам, которые занимают лидирующее положение. В соответствии с технологическими целями и задачами выбираются операторы поддержки, - лица, получающие финансовую помощь. Крупнейшие из них: Минпромторг; Министерство связи и цифрового развития; Российская венчурная компания; Фонд «Сколково»; Российский фонд развития информационных технологий; Фонд содействия инновациям.

Исходя из этого, можно утверждать, что масштабность трудностей, которые предстоит преодолеть в контексте реализации выделенных направлений развития требует высокого уровня компетенций у обучающихся в профессиональных учебных заведениях, которые предоставляют образовательные услуги смежных направлений и профильных специализаций [1, 12].

Одна из самых интересных и многообещающих сквозных технологий в сфере образования - это виртуальная реальность. Данная отрасль появилась в 20 веке, с того момента и по сей день она пережила значительный скачок вперёд [2, 7]. Более полувека формировался путь ее развития, и на данный момент выделена следующая методология работы VR-системы:

1. Искусственный интеллект создаёт образ (звуковое сопровождение, 3D- образы).

2. Созданный образ оказывает определенное воздействие на человека.

3. Специальные датчики на теле пользователя фиксируют его реакцию, в том числе действия, изменяющие положение тела человека, и передают эти данные в «ядро» системы.

4. Виртуальная реальность подстраивается под человека, располагая теми данными, которые были переданы.

На данный момент технологии VR-системы очень востребованы, так как перед человеком создается полная картина мира, соответствующая действительности и адаптируемая под каждого. Таким образом, VR вызывает ощущение полного погружения в виртуальный мир, как в реальность. Этому способствует использование специализированного оборудования: шлем, очки виртуальной реальности. С помощью этого человек может «оказаться» в любой точке мира и изучать самую сложную информацию на наглядном примере. В результате обучение будет более эффективно, и дополнительно к этому будет развиваться кругозор [3, 5].

Различают следующие типы виртуальной реальности: Классическая (VR-virtual Reality); Дополненная (AR-Amenden Reality); Смешанная (MR-Mixed Reality).

Используя классический вид, рассматривается синтезированный цифровой контент, оторванный от реальности и никак с ней не связанный. Дополненная виртуальная реальность накладывает компьютерную информацию на картину реального мира. Хорошим примером может служить японская игра «Pokemon GO». В этой игре персонажи появляются на видео живого мира вокруг вас. Смешанная виртуальная реальность связана с настоящей действительностью и включает ее в себя, комбинирует реальный мир и мир, существовавший когда-то, но оставшийся только в компьютерной версии. Примером послужит доисторический лес, который существовал несколько веков назад. В смешанной VR человек может «пройтись» по данному лесу.

Еще одна из нововведенных сквозных технологий - робототехника. Робототехника - это прикладная наука, которая отвечает за проектирование, производство и автоматизацию технических систем - роботов. Робот - механический объект, который способен выполнять задачи и взаимодействовать с окружающей средой без помощи человека. Данный вид технологий в наше время развивается стремительно, также совместно с ним развивается сенсорика, которая отвечает за сенсоры в механизме робота. Она разрабатывает датчики, которые передают информацию о роботе и его физическом окружении. Датчиков существует огромное количество: от датчиков механических величин (разных векторов перемещений - угловые и линейные, измерения расстояния, сил и моментов, ускорения) до систем технического зрения, радиоактивных и магнитных полей, измерителей температуры, тока и напряжения, акустических сенсоров и других. Благодаря сенсорике, робот может взаимодействовать с внешней средой без помощи со стороны человека.

Робототехника необходима для нескольких областей в сфере образования: инклюзивное образование, компьютерное образование (с применением новых технологий), развивающая область образования [6, 9].

Со стороны инклюзивного образования роботы используются, как способ присутствия в том или ином месте. У них есть экран, передающий изображение человека, его эмоции, а также микрофон, чтобы можно было общаться и взаимодействовать для ощущения полного присутствия в конкретном месте. Это необходимо для людей, которые не могут оказаться там, где требуется, чтобы получить нужное им образование. На данный момент самая популярная версия этого робота создана компанией VGo.

Образование с применением новых технологий продвигает роботов для работы вместо педагогов. В наше время квалифицированные педагоги на вес золота, их не достаточно для обучения многочисленного нового поколения. Роботы способны решить эту проблему, хоть и не полностью. Для детей это интересное решение, чтобы вовлечь их в процесс обучения, также ученики быстрее научатся работать в сфере современных технологий и с самого начала наглядно усвоят стандартную работу робототехники [8, 11].

Роботы в области развития определенных навыков также играют важную роль. На сегодняшний день широко известны образовательные комплекты для робототехники LEGO и Arduino. Они развивают у обучающихся творческие способности и воображение, научный интерес к технологиям, навыки работы в команде, а также навыки нахождения нестандартных решений. Роботы - это будущее сферы образования, обучения и воспитания нового поколения.

Относительно новой сквозной технологией считается блокчейн, появившийся в 2007-2008 г. Тем не менее, данная отрасль уже интегрировалась в финансовой сфере. Блокчейн - это функционирующая по определённым правилам обширная база данных, представляющая собой цепочку блоков, которые содержат информацию. Иными словами, это цепочка блоков информации, следующих друг за другом, которые не получится просто так поменять местами или изменить. Какие-либо изменения в содержимом отслеживаются, каждый блок имеет уникальный код, и если в нем что-то меняется - меняется сам код, а последующие блоки становятся из-за этого недействительными. В данной системе отсутствует руководящее звено, проверкой данных занимается определенная группа пользователей - майнеры. Они подтверждают подлинность информации и формируют из нее блоки. Это выделяется как преимущество, так как при передаче документов или любой ценной информации всегда есть звено, определяющее их подлинность. В данном случае это не требуется, а поэтому система функционирует «без третьих лиц».

Даная отрасль может активно использоваться в образовательной сфере: возможность хранить портфолио, аттестаты, дипломы и другие документы в едином месте. Также он может использоваться для создания дистанционных курсов от образовательных учреждений. На данный момент блокчейн используется при проведении Единого Государственного Экзамена с 2019 года и показывает надежную сохранность результатов.

3D-печать - одна из аддитивных технологий, которая существует уже достаточное количество времени и успешно внедряется в сферу образования. 3D-печать - это преобразование цифровых данных в физические объекты с помощью наслоения полимера, который впоследствии застывает, превращаясь в пластиковое изделие. Данная технология таким образом позволяет создавать прототипы физических объектов. Применение 3D-печати в ходе обучения у студентов развивает образное мышление, повышает их интерес к процессу обучения, а также дает увидеть результат их работы в короткие сроки. Дополнительно к этому, студент видит все свои погрешности в проектировании сразу и может сделать вывод о своей работе. Данная сквозная технология обеспечивает эффективное обучение студентов на практике, где наглядно видно целые проекты со всеми изъянами. К тому же, не у всех учебных заведений есть возможность обучать студентов на практике, а 3D-принтер приобрести достаточно просто, также, как и научиться работать на нем, что является весомым преимуществом.

Выводы. Сквозные технологии - неотъемлемая часть развития сферы профессионального образования. Многие страны уже добились определенного успеха в этом, так как начали развитие сквозных технологий ранее, а это значит, что у нас еще все впереди. Период дистанционного обучения во время ограничений показал, что общество только начинает адаптироваться к новым технологиям, и мы находимся в начале пути цифровизации образования. Но динамика развития сквозных технологий в России с каждым годом набирает темп, Правительство РФ способствует привлечению молодых ученых к этому процессу, это значит, что твердый фундамент положен, а цель все ближе. Россия настолько нацелена на развитие сквозных технологий, что к 2035 году планирует занять лидирующие позиции в технологической сфере и войти в топ-5 стран по количеству профессионалов, занимающихся исследованиями и разработками.

Литература:

1. Вайндорд-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорд-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №2.

2. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51

3. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208

5. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11

6. Филатова, О.Н. Мехатроника и робототехника в современном профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Е.Л. Ермолаева, Е.С. Илюшина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2021. - № 4 (58). - С. 161-163

7. Филатова, О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе / О.Н. Филатова // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агропромышленный университет им. В.П. Горячкина. - 2008. - №6-2(31). - С. 143-145

8. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

9. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).

10. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - С. 452-459

11. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. - Т. 200. - С. 940-947

12. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. -Т. 129. - С. 925-932

Педагогика

УДК 378.225

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента и туристского бизнеса Селиванов Виктор Вениаминович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ РИСКОВ И PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса для раскрытия понятия «Коммуникационные риски и их особенности в виртуальном медийном пространстве», который обеспечивает формирование у обучающихся компетенций интерактивного опыта по использованию простого фирменного держателя для создания приятных впечатлений от виртуальной реальности для потенциальных клиентов.

Ключевые слова: виртуальное медийное пространство, инструменты, коммуникационные риски, ноомаркетинг, PR-деятельность, реклама.

Annotation. The article discusses the features of the organization of the educational process for the disclosure of the concept «Communication risks and their features in virtual media space», which provides the formation of an interactive experience for students of competencies in using a simple branded holder to create pleasant virtual reality experiences for potential customers.

Key words: virtual media space, tools, communication risks, noomarketing, PR activities, advertising.

Введение. Понятие PR-деятельности в общих чертах раскрывается, как: PR - это деятельность, которая направлена на воплощение в жизнь необычных, ранее не использованных идей. PR имеет принципиальное отличие от рекламной деятельности, что обычно рекламируются уже внедренные и воплощенные идеи, а PR работает в направлении внедрения ранее не известных идей для обеспечения их развития. В связи тем, что ноомаркетинг - это тоже работа с идеями, PR в ноомаркетинге применяется очень активно [7].

Описать PR-деятельность в двух словах достаточно сложно, так как эта деятельность очень обширна. В качестве примера PR-деятельность возможно рассматривать применительно к маркетингу. В данном случае PR-деятельность необходима если у предприятия появляется новая идея и эту идею желательно было бы довести до сведения потенциальных потребителей с целью формирования нового рынка. К примеру: был придуман новый вид товара или новой услуги и есть желание сформировать для них новый рыночный сегмент. В таких случаях применяется PR-, а не рекламная деятельность. PR-деятельность не только дает возможность воплотить в жизнь необычную идею, но и выбирает правильное направление для ее внедрения. Особенность PR-деятельности в данном случае выражается в возможности сочетания идеи нового товарного образца с уже имеющимися представлениями потенциальных потребителей, и довести до их сведения, что идея нового товарного образца уже является частью рыночной реальности. При этом возникает риск, что если не связать новое с уже имеющимися в сознании потребителей идеями, то они будут воспринимать это новое как что-то недостижимое, которое не может относиться к реальному событию.

Актуальность исследования заключается в том, что использование современных методов продвижения информации при развитии той или иной сферы деятельности позволяет улучшить имидж региона и повысить его привлекательность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.