Научная статья на тему 'AR-ТЕХНОЛОГИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

AR-ТЕХНОЛОГИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AR / ОБРАЗОВАНИЕ / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова А. А., Филатова О. Н.

На сегодняшний день многие образовательные учреждения стараются идти в ногу со временем, совершенствую свои образовательные пространства и методы обучения. Все чаще начинают прибегать к использованию новейших технологий, к которым относится технология дополненной реальности, позволяющая видеть различные объекты и пространства, не покидая комнаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AR TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION

Today, many educational institutions are trying to keep up with the times, improving their educational spaces and teaching methods. Increasingly, people are beginning to resort to the use of the latest technologies, which include augmented reality technology, which allows you to see various objects and spaces without leaving the room.

Текст научной работы на тему «AR-ТЕХНОЛОГИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377, 378

1 2 Александра Александровна Щеглова , Ольга Николаевна Филатова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы

Минина, Нижний Новгород, Россия

1 alex_sheglova@mail.ru

2olgaf91074@yandex.ru

AR-ТЕХНОЛОГИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: на сегодняшний день многие образовательные учреждения стараются идти в ногу со временем, совершенствую свои образовательные пространства и методы обучения. Все чаще начинают прибегать к использованию новейших технологий, к которым относится технология дополненной реальности, позволяющая видеть различные объекты и пространства, не покидая комнаты.

Ключевые слова: AR, образование, сквозные технологии, тенденции развития, дополненная реальность.

1 2 Alexandra Alexandrovna Shcheglova , Olga Nikolaevna Filatova

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

1 alex_sheglova@mail.ru 2olgaf91074@yandex.ru

AR TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN

EDUCATION

Abstract: today, many educational institutions are trying to keep up with the times, improving their educational spaces and teaching methods. Increasingly, people are beginning to resort to the use of the latest technologies, which include augmented reality technology, which allows you to see various objects and spaces without leaving the room.

Keywords: AR, education, modern technologies, development trends, augmented reality.

В современном мире общество сталкивается с тем, что большинство педагогов предпочитают традиционные методы обучения. Несмотря на это, с каждым годом в образование все сильнее внедряются современные технологии, к которым относится технология AR[2,5]. На сегодняшний день дополненная реальность вызывает много споров в обществе, в связи с этим данная проблема требует более глубокого рассмотрения с разных позиций и точек зрения.

Трудно отрицать, что данная технология позволяет облегчить многие образовательные процессы. Одной из самых важных особенностей AR является возможность визуализировать преподаваемую информацию. Многие обучающиеся с трудом воспринимают информацию на слух, особенно это касается тех случаев, когда необходима визуализация. Благодаря дополненной реальности данная проблема будет исчерпана. Педагоги и обучающиеся смогут изучать различные дисциплины как теоретически, так и визуально, не уходя из кабинета, что заметно облегчить процесс обучения. Приложения дополненной реальности, визуально преобразующие информацию и создающие порядок из хаоса, помогут даже тем обучающимся, у которых ранее были большие проблемы с усвоением материала [1,3].

Более того, многим учебным заведениям зачастую не хватает современных учебных

материалов; многим учащимся приходится изучать устаревшую информацию или искать ее самостоятельно дома. При этом в приложении AR можно без проблем загрузить последние данные и отобразить их в интерактивном формате. В тех случаях, когда необходимо изучить конкретное оборудование и научиться им пользоваться, приложение дополненной реальности может предоставить необходимую 3D-модель и полезные пояснения.

Еще один большой плюс ЛЯ-технологии - проведение безопасных лабораторных и практических занятий. С помощью технологий дополненной реальности обучающиеся могут изучать животных, различные места в мире, а также проводить опасные и сложные лабораторные работы без вреда здоровью, а также не выходя из кабинета. Обучающиеся получают тот же уровень практики, не причиняя никому вреда и не работая с опасными инструментами. За счет того, что нет необходимости выходить из кабинета, у обучающихся и педагога появляется больше времени на изучение материала и на практику. Более того, трудно отрицать, что использование дополненной реальности позволит сократить общую продолжительность процесса обучения и даст возможность увеличить количество практических занятий, многие из которых имеют узкую специализацию. К тому же ЭБ-модели способствуют глубокому погружению обучающихся в изучаемый материал, что придает большую практическую ценность традиционным учебным материалам.

Несмотря на большое количество преимуществ, трудно отрицать, что существует большое количество минусов, которые мешают внедрить в образовательные учреждения технологии дополненной реальности.

Одной из самых больших проблем является необходимость надлежащего оборудования, так как технология дополненной реальности является довольно специфической и не может быть использованной без специальной техники. Для применения технологии не подойдут старые модели телефонов и компьютеров, что значительно затрудняет внедрение ЛЯ в образовательный процесс. Более того, цена таких приложений, да и самой техники, является значительно высокой и является недоступной для покупки, так как финансирование образовательных учреждений не столько велико, как хотелось бы. Также внедрение технологий ЛЯ требует надлежащих компетенций у педагогов, на занятиях которых данная технология будет использоваться. Чтобы вести занятия педагоги должны быть хорошо знакомы с ЛЯ чтобы показывать, как использовать ее обучающимся. На сегодняшний день это одна из самых масштабных проблем, так как большинство педагогов относятся к зрелому поколению, и порой с трудом справляются даже с уже привычным компьютером. Более того, большинство педагогов специфически относятся к различной технике и запросто могут отказаться от преподавания с использованием сквозных технологий. К тому же, огромное количество педагогов предпочитает классические методы обучения, без использования современных технологий[3,4]. В этом кроется один из минусов ЛЯ: на сегодняшний день люди проводят много времени за компьютером и телефоном, а с использованием дополненной реальности это время увеличится еще в несколько раз. В связи с этим вопрос здоровья обучающихся и педагогов становится еще более острым. Но самой главной проблемой является нехватка средств у многих обучающихся на покупку такой технологии.

Преимуществ использования приложений дополненной реальности для образования гораздо больше, чем проблем. Вне зависимости от вида науки использование дополненной реальности может быть очень полезными. Так, студенты-медики могут изучать анатомию и практиковаться в осмотре тела с помощью AR-приложения, представляющего человеческое тело внутри и снаружи. Дополненная реальность для студентов делает учебный процесс более увлекательным и безопасным. Технология позволяет проводить эксперименты, например. Кроме того, приложения AR могут помочь студентам в творческой деятельности в колледже и в организации университетских мероприятий. Но, несмотря на это, на сегодняшний день технология является труднодоступной, но применение ее является необходимым условием для развития современного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Булаева, М.Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях обучения / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №72(4). - С.34-36.

2. Филатова, О. Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О. Н. Филатова, А. В. Гущин, Н. А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ.

3. Филатова, О. Н. Инновации в профессиональном образовании/ О. Н. Филатова, С. А. Зиновьева, М.В.Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№77(2). - С.376-379.

4. Филатова, О. Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О. Н. Филатова, Т. Д. Феофанова, А. Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. -№ 1(59). - С. 61-64. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64. - EDN ZAYBQR.

5. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. — 2020. - №3(53).

REFERENCES

1. Bulaeva, M.N. Metodicheskie rekomendacii primeneniya cifrovy'x platform v professional'ny'x obrazovatel'ny'x organizaciyax obucheniya / M.N. Bulaeva, O.N. Filatova, P.V. Kanat'ev // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2022. - №72(4). - S.34-36.

2. Filatova, O. N. Professional'noe obrazovanie v sovremennom informacionnom obshhestve / O. N. Filatova, A. V. Gushhin, N. A. Shobonov // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2019. - № 64-2. - S. 189-192. - EDN MCENTJ.

3. Filatova, O. N. Innovacii v professional'nom obrazovanii/ O. N. Filatova, S. A. Zinov'eva, M.V.Grinina // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2022. - №77(2). - S.376-379.

4. Filatova, O. N. Pedagogicheskij Kvantorium kak sredstvo povy'sheniya cifrovy'x kompetencij / O. N. Filatova, T. D. Feofanova, A. D. Markova // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry'bopromy'slovogo flota: psixologo-pedagogicheskie nauki. - 2022. - № 1(59). - S. 61-64. -DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64. - EDN ZAYBQR.

5. Firsov, M.V. Operezhayushhie obuchenie navy'kam budushhego (Future Skills) posredstvom razrabotki komp'yuterny'x trenazherov i cifrovy'x assistentov s iskusstvenny'm intellektom / M.V. Firsov, O.N. Filatova, A.V. Gushhin // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry'bopromy'slovogo flota. — 2020. - №3(53).

Информация об авторах А.А. Щеглова - студентка Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина

О.Н. Филатова - кандидат педагогических наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Information about the authors A.A. Shcheglova - student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin;

O.N. Filatova - Ph.D., Associate Professor of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.