Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / проектная деятельность / сквозные технологии / цифровизация образования / цифровая экономика / professional education / project activities / end-to-end technologies / digitalization of education / digital economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Филатова Ольга Николаевна, Канатьев Павел Вадимович

В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов среднего и высшего профессионального образования. Проектная деятельность в современном цифровом обществе невозможна без применения сквозных технологий. К сквозным технологиям относят нейротехнологии и искусственный интеллект, распределенные реестры, квантовые технологии, технологии «больших данных», интернет вещей, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность, робототехника и сенсорика, облачные технологии, новые производственные технологии. Все вышеперечисленные технологии понемногу вливаются в процесс профессионального образования. Проектная деятельность, как важная составляющая практико-ориентированного подхода позволяет применять все сквозные технологии. Изучение сквозных технологий в профессиональном образовании должно стать обязательным для всех студентов не зависимо от профиля и направления подготовки. Это залог успеха нашей страны в цифровом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Филатова Ольга Николаевна, Канатьев Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the project activities of students of secondary and higher professional education. Project activities in modern digital society are impossible without the use of end-to-end technologies. End-to-end technologies include neurotechnologies and artificial intelligence, distributed ledgers, quantum technologies, big data technologies, the Internet of things, wireless communications, virtual and augmented reality, robotics and sensors, cloud technologies, and new production technologies. All of the above technologies are gradually being integrated into the process of vocational education. Project activity, as an important component of a practice-oriented approach, allows the use of all end-to-end technologies. The study of cross-cutting technologies in vocational education should become mandatory for all students, regardless of their profile and area of training. This is the key to our country's success in the digital world.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Педагогика

УДК 377, 378

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Канатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ СКВОЗНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов среднего и высшего профессионального образования. Проектная деятельность в современном цифровом обществе невозможна без применения сквозных технологий. К сквозным технологиям относят нейротехнологии и искусственный интеллект, распределенные реестры, квантовые технологии, технологии «больших данных», интернет вещей, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность, робототехника и сенсорика, облачные технологии, новые производственные технологии. Все вышеперечисленные технологии понемногу вливаются в процесс профессионального образования. Проектная деятельность, как важная составляющая практико-ориентированного подхода позволяет применять все сквозные технологии. Изучение сквозных технологий в профессиональном образовании должно стать обязательным для всех студентов не зависимо от профиля и направления подготовки. Это залог успеха нашей страны в цифровом мире.

Ключевые слова: профессиональное образование, проектная деятельность, сквозные технологии, цифровизация образования, цифровая экономика.

Annotation. This article examines the project activities of students of secondary and higher professional education. Project activities in modern digital society are impossible without the use of end-to-end technologies. End-to-end technologies include neurotechnologies and artificial intelligence, distributed ledgers, quantum technologies, big data technologies, the Internet of things, wireless communications, virtual and augmented reality, robotics and sensors, cloud technologies, and new production technologies. All of the above technologies are gradually being integrated into the process of vocational education. Project activity, as an important component of a practice-oriented approach, allows the use of all end-to-end technologies. The study of cross-cutting technologies in vocational education should become mandatory for all students, regardless of their profile and area of training. This is the key to our country's success in the digital world.

Key words: professional education, project activities, end-to-end technologies, digitalization of education, digital economy.

Введение. Проектная деятельность в профессиональном образовании всегда представляла повышенный интерес и была средством исследования многих ученых, которые по разному трактовали методику проектной деятельности ее принципы и концептуальные положения в образовательном процессе. В последнее время интерес к данной проблеме так же волнует многих исследователей, но учитывая изменения происходящие в цифровой экономике современную проектную деятельность следует рассматривать в контексте цифровых и сквозных технологий, сочетая с фундаментальными накопленными исследованиями в данной области [1,4, 7].

Изложение основного материала статьи. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования проектная деятельность является обязательным требованием к организации процесса обучения, которая отражается в формировании общих и профессиональных компетенций. Анализирую общепрофессиональные компетенции различных специальностей можно прийти к выводу что проектная деятельность является важной составляющей практико-ориентированного профессионального обучения и должна активно применяться в условиях цифровизации образования и экономики в целом.

Проектная деятельность представлена еще в трудах Д. Дьюи и У. Килпатрика и др. ученых и была нацелена на решение проблем из жизненных ситуаций, С.Т. Шацкий, в начале XX столетия, проектную деятельность предложил внедрять в практику преподавания, позднее во многих зарубежных странах проектная деятельность реализовывалась в рамках гуманистического подхода к образованию.

У современных исследователей О.И. Вагановой, Ю.Н. Петрова, М.П. Прохоровой, М.Н. Булаевой и др. можно видеть проблему формирования проектных умений, формирование проектных компетенций и применение проектных технологий, как необходимое условие в контексте требований нормативных документов и условий модернизации профессионального образования [2, 8, 11].

В данном исследовании попробует раскрыть значимость применения проектной деятельности в стратегии развития сквозных технологий, которые являются неотъемлемой частью процесса профессионального образования, который отвечает за готовность будущих специалистов реализовывать свой потенциал в условиях цифровой экономики.

К сквозным относят следующие технологии, которые могут применятся во всех областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональном образовании:

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

- распределенные реестры;

- квантовые технологии;

- технологии «больших данных»;

- интернет вещей;

- беспроводная связь;

- виртуальная и дополненная реальность;

- робототехника и сенсорика;

- облачные технологии;

- новые производственные технологии.

Безусловно, не все вышеперечисленные сквозные технологии применяются в профессиональном образовании, но за ними будущие для развития нашей страны и проектная деятельность может быть эффективным решением внедрения сквозных технологий в образовательный процесс [6, 9, 10].

В данном исследовании рассмотрим применение сквозных технологий в рамках проектной деятельности, которая является связующим звеном при внедрении цифровых и сквозных технологий в образовательный процесс.

Проектной деятельностью в высших и средних учебных заведениях рекомендуется заниматься уже на первых курсах и как вытекающей дидактической проблемой стоит выбор проекта, который должен отражать интересы всех сторон общества, он должен быть актуален, востребован и самое главное интересен самим студентом, который может им заниматься на протяжении всего срока обучения [3, 5].

Анализируя труды многих ученых, можно сделать вывод, что проектная деятельность, в наше время, можно представить мостом, связывающим классические, традиционные методики с цифровыми инновациями.

Далее более подробно рассмотрим применение сквозных технологий в проектной деятельности.

Технология беспроводной связи достаточно широко используется в процессе обучения и в проектной деятельности является необходимым цифровым средством. У каждого участника образовательного процесса под рукой имеется смартфон или нетбук, который имеет доступ к сети интернет, с помощью которого находится информация по интересующему проекту и как правило помогает собрать необходимую информацию и принять решение по значимости выбранного проекта. Так же технологию беспроводной связи можно использовать при мобильном обучении получая образовательный контент по смежным областям задействованных в проекте.

После запроса в сети интернет необходимой информации по проекту через нейросеть вступает в действие следующая сквозная технология - это искусственный интеллект, к возможностям которого можно и нужно прибегать.

Нейросети и искусственный интеллект это не одно и тоже и различать это важно при проектной деятельности. Искусственный интеллект поможет проанализировать большое количество данных по проекту, на основании которых можно принимать решение или даже отказаться от проекта. Нейросети можно представить, как подмножество в виде различных алгоритмов искусственного интеллекта.

Нейросети стали развиваться с 2010 года и к настоящему времени можно сказать достигли массового применения (Ghat GPT, Midjourney, Perplexity и другие), которые конкретно можно применяться в проектной деятельности в следующих видах:

- анализ целевой аудитории;

- анализ уже существующих проектов;

- управление по составлению отчетов;

- создание текстов, изображений в видео и аудио форматах;

- автоматизация простых действий с аккаунтами;

- корректировка и изменение проекта под конкретный заказ;

- многое другое в зависимости от выбранного проекта.

Облачные технологии являются необходимыми при проектной деятельности, где можно хранить, собирать, дополнять необходимые ресурсы для проекта, так же делать их открытыми для участников проекта, консультантов, преподавателей и других заинтересованных лиц.

Наиболее известное облачное хранилище, которое уже используют все студенты и преподаватели - Yandex Disk, которое предоставляет бесплатно 10 Гб, для хранения необходимой информации, документов, изображений, которых вполне достаточно для проектной деятельности. Yandex Disk позволяет на большой скорости применять привычный для многих участников проекта Word, Excel, PowerPoint не устанавливая их на своих браузерах.

Также существуют и другие облачные хранения, которые так же можно использовать в рамках проектной деятельности: Degoo, Mega, pCloud, Gool Drive, Amazov Drive, One Drive и другие.

Следующая сквозная технология робототехника и сенсорика уже представляют проектную деятельность студентов по направлению подготовки робототехника и мехатроника, так как создание нового продукта его испытания, его продвижение ни что как проект, который может из идеи перерасти в готовый бизнес продукт.

Остальные сквозные технологии, такие как квантовые технологии, распределенные реестры, технологии «больших данных», интернет вещей так же возможно применять в рамках проектной деятельности, в зависимости от конкретного направления подготовки.

В качестве примера можно представить проекты студентов Нижегородского государственного педагогического института имени Козьмы Минина, где проектная деятельность начинает реализовываться на первых курсах и заканчиваться в виде дипломных проектов, которые можно реализовывать в профессиональном образовании. Ниже приведем примеры реальных дипломных проектов с использованием сквозных технологий, успешно апробированных и защитившихся в период 2022-2023 учебного года:

- Сквозные технологии при обучении студентов профессиональных образовательных организаций.

-Искусственный интеллект в системе профессионального образования.

- Дополненная реальность, как вектор развития профессионального образования.

- VR-технология как элемент геймификации образовательного процесса.

- Преимущества виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе.

-Методические рекомендации применения цифровых платформ в образовании.

- Цифровая дидактика миф или реальность.

-Квантовые коммуникации на современном этапе развития образования.

Это лишь небольшой пример дипломных проектов, которые можно дополнять и воплощать в реальную образовательную практику.

Стоит с большой ответственностью подходить к применению сквозных технологий не только в проектной деятельности, но и во всем образовательном процессе, начиная от школы и заканчивая профессиональным образованием. Это перспективная возможность приблизить образование к условиях цифровой экономики и успеху нашей страны на мировом рынке.

Выводы. На современном этапе профессионального образования, где проектная деятельность является ведущей и востребованной знакомство со сквозными технологиями является важной составляющей учебного процесса, не зависимо от специальности и направлению подготовки. Сквозные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности, не обходя профессиональное образование.

В данном исследовании были рассмотрены сквозные технологии в рамках их применения в проектной деятельности, которая может служить связующим звеном в профессиональном образовании, где могут сочетаться как классические так и инновационные технологии.

Проектная деятельность студентов в профессиональной образовательной организации должна применяться в рамках сквозных технологий, которые дополняют друг друга или тесно переплетаются в цифровом пространстве.

Применение сквозных технологий в профессиональном образовании является приоритетным направлением, поскольку это напрямую зависит от положения нашей страны на мировом рынке. Каждому образовательному учреждению следует выстроить траекторию своего развития на основе применения цифровых сквозных технологий у всех студентов, не зависимо от профиля подготовки.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых / М.Н. Булаева, A.B. Лапшова, Ю.Н. Петров // Современные исследования социальных проблем.-2015. - № 10. - С. 22Û-231.-DOI 10.12731/2218-7405-2015-10-20. - EDN VBLWDV

2. Ваганова, О.И. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, A.B. Трутанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - С. 44-50. -EDN ZNOLGP

3. Ваганова, О.И. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, A.B. Трутанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 51-54. - EDN ZISRGP

4. Гладкова, М.Н. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - № 2(23). - С. 209-212. - EDN OWNWER

4. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

5. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т.Ю.- № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3. -EDN EVGVQB

6. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-3. - С. 376-379

7. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, A.B. Гущин, H.A. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ

8. Филатова, О.Н. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессиональных стандартов / О.Н. Филатова, М.П. Прохорова, Е.Ю. Молькова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 332-336

9. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova H The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova // Eecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -T. 200. - C. 940-947

11. Petrov, Y.N. Change of the Eevel of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Toad / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Eecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Новикова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются методические проблемы исследования профессионального обучения. К ним относятся: повышение научного уровня содержания профессионального обучения, обобществление труда в материальном производстве, тенденции развития содержания обучения (изменчивость содержания, научность, повторяемость) и их влияние на организацию педагогического процесса. Также, выделены ведущие идеи и тенденции развития производства обучения и методических подходов в условиях инновационного развития экономики: личностный, деятельностный, компетентностный, системный, информационный, модульный подходы.

Ключевые слова: профессиональное обучение, производственное обучение, научно-технический прогресс, интеграция содержания профессионального обучения.

Annotation. The article discusses methodological problems in the study of vocational education. These include: increasing the scientific level of the content of vocational education, the socialization of labor in material production, trends in the development of the content of education (variability of content, scientific character, repetition) and their impact on the organization of the pedagogical process. Also, the leading ideas and trends in the development of training production and methodological approaches in the conditions of innovative economic development are highlighted: personal, activity-based, competency-based, systemic, informational, modular approaches.

Key words: vocational education, industrial training, scientific and technological progress, integration of the content of vocational education.

Введение. Возросшие потребности современной экономики в компетентных рабочих и специалистах требуют решения ряда теоретических и организационно-практических проблем профессионального обучения.

Рост образовательного потенциала рабочих и специалистов повышает значимость теоретического обучения и сложность производственного обучения, повышение разнообразия и сложности содержания профессионального обучения, усиление динамизма и гибкости учебно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.