Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТ / ВЕБ-КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Зайцева Мария Романовна

Ключевыми компетенциями цифровой экономики являются: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление. Создание в вузе условий для формирования у будущих бакалавров данных компетенций представляется важной педагогической задачей. В статье обоснованы компоненты цифровой образовательной среды для формирования ключевых компетенций в условиях внеаудиторной деятельности студентов. Модель цифровой среды образовательной программы может включать вики-сайт университета; цифровые образовательные ресурсы; различные цифровые инструменты для совместной проектной деятельности, коммуникации, проведения олимпиад, конкурсов и др. Представлен опыт разработки такой модели для направления «Информационные системы и технологии» Мининского университета. Показаны цифровые инструменты в проектах и веб-квестах, разработанных студентами этого направления». Указаны формируемые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Зайцева Мария Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF THE DIGITAL ECONOMY AMONG STUDENTS THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The key competencies of the digital economy are: communication and cooperation in the digital environment, self-development in conditions of uncertainty, creative thinking, information and data management, critical thinking. Creating conditions at the university for the formation of these competencies in future bachelors seems to be an important pedagogical task. The article substantiates the components of the digital educational environment for the formation of key competencies in the conditions of extracurricular activities of students. The educational program digital environment model may include a university wiki; digital educational resources; various digital tools for joint project activities, communication, holding olympiads, competitions, etc. The experience of developing such a model for the direction "Information systems and technologies" of Minin University is presented. Digital tools are shown in projects and web quests developed by students of this direction. The formed competencies are indicated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

дополнительно обучать на месте работы. Применение сквозных технологий при обучении специалистов среднего звена позволят развивать систему среднего профессионального образования на территории Российской Федерации. Нельзя говорить о полном изменении материально-технической базы в системе среднего профессионального образования. Сквозные технологии должны сочетаться с обучением на станках и ином оборудовании согласно направлению подготовки студентов. Комплексный подход позволит минимизировать риски, связанные с несоответствием материально-технической базы обучения с реальными технологиями, уменьшить процесс адаптации на рабочем месте и подготовить востребованных специалистов среднего звена.

Аннотация. В статье проведено исследование развития среднего профессионального образования. Раскрыта проблема несоответствия приобретаемых навыков и умений к требованиям работодателей. Проведен анализ материально-технической базы колледжей и техникумов. Выявлены причины необходимости внедрения сквозных технологий в системе среднего профессионального образования. В статье приведены основные виды сквозных технологий. Приведены примеры применения основных видов сквозных технологий при обучении студентов среднего звена по различным направлениям подготовки. Выделены наиболее перспективные виды сквозных технологий для их применения в процессе обучения. Представлен способ минимизации риска, связанного с несоответствием материально-технической базы обучения с реальными технологиями.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сквозные технологии, демонстрационный экзамен, WorldSkills, специалисты среднего звена, трудоустройство, современные технологии, процесс обучения, виртуальная реальность, искусственный интеллект.

AnMtation. The article studies the development of secondary vocational education. The problem of inconsistency of acquired skills and abilities to the requirements of employers is revealed. The analysis of the material and technical base of colleges and technical schools is carried out. The reasons for the need to introduce end-to-end technologies in the system of secondary vocational education are identified. The article presents the main types of end-to-end technologies. Examples of the use of the main types of end-to-end technologies in teaching middle-level students in various areas of training are given. The most promising types of end-to-end technologies for their application in the learning process are highlighted. The method of minimizing the risk associated with the discrepancy of the material and technical base of training with real technologies is presented.

Key words: secondary vocational education, end-to-end technologies, demonstration exam, WorldSkills, mid-level specialists, employment, modern technologies, learning process, virtual reality, artificial intelligence.

Литература:

1. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53)

2. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248

3. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202

4. Филатова, О.Н. Мехатроника и робототехника в современном профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Е.Л. Ермолаева, Е.С. Илюшина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2021. - № 4 (58). - С. 161-163

5. Филатова, О.Н. Дуальное обучение как ведущий фактор развития профессионального образования / О.Н. Филатова, М.И. Колдина, Т.П. Бобро // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 289-291

6. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - С. 452-459

7. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947

8. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -Т. 129. - С. 925-932.

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ

ВНЕАУДИТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Зайцева Мария Романовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сегодня многие вузы страны работают над актуализацией своих образовательных программ, направленной на включение в программы дисциплин, практик, курсовых проектов, итоговой аттестации формирования ключевых компетенций цифровой экономики, таких как: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление [10]. Формирование данных компетенций крайне важно для будущих бакалавров-инженеров разных направлений подготовки, но особенно это важно для будущих ИТ-специалистов, ведь сегодня остро стоит задача качественной подготовки будущих бакалавров для ИТ-сферы.

Вопрос формирования ключевых компетенций цифровой экономики обсуждается в статьях [2, 8]. Работу по формированию компетенций следует организовывать в цифровой образовательной среде университета [13], ОПОП [1], предметной цифровой образовательной среде [4]. Для формирования компетенций цифровой экономики важное значение имеет организация внеаудиторной работы в рамках ОПОП [5].

Создание в вузе условий для формирования у будущих бакалавров, в т.ч. бакалавров ИТ-направлений, ключевых компетенций представляется важной педагогической задачей. Данный факт позволил нам сформулировать проблему исследования: как использовать возможности организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров ИТ-направлений для формирования ключевых компетенций цифровой экономики, как организовать деятельность по формированию этих компетенций в рамках цифровой образовательной среды ОПОП?

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий: между требованиями формирования ключевых компетенций цифровой экономики у будущих бакалавров-инженеров и недостаточным использованием для этого возможностей внеаудиторной деятельности в условиях цифровой образовательной среды ОПОП; между требованиями актуализации образовательных программ под запросы реального сектора цифровой экономики и недостаточным вниманием преподавателей к организации для этого проектной, научно-исследовательской, воспитательной деятельности.

Целью нашего исследования является разработка модели организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров ИТ-направлений в условиях цифровой образовательной среды ОПОП с целью формирования ключевых компетенций цифровой экономики. Данная задача решается в рамках подготовки бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии» в НГПУ им. К. Минина. Сформулирована гипотеза исследования. Формирование ключевых компетенций цифровой экономики будущих бакалавров-инженеров ИТ-направлений подготовки будет эффективным, если: подобраны компоненты цифровой образовательной среды ОПОП для формирования ключевых компетенций цифровой экономики при организации внеаудиторной деятельности; подобраны эффективные методы и технологии организации внеаудиторной деятельности обучающихся в рамках цифровой образовательной среды ОПОП; разработаны различные сетевые активности, направленные на формирование ключевых компетенций.

Изложение основного материала исследования. В статье [11] представлена модель единой электронной платформы управления образовательными программами в НГПУ им. К. Минина. Считаем, что с помощью сервисов «Карта личностно-профессионального развития студентов» и «Портфолио студента» можно отслеживать успешность формирования ключевых компетенций.

Кроме названных компонентов модель цифровой образовательной среды ОПОП для формирования ключевых компетенций цифровой экономики будущих бакалавров-инженеров при организации внеаудиторной деятельности может содержать страницы официального сайта университета, посвященные студенческой жизни; вики-сайт университета, где проводятся Интернет-проекты для студентов и школьников; цифровые образовательные ресурсы; различные цифровые инструменты для совместной проектной деятельности, коммуникации, проведения олимпиад, конкурсов, хакатонов и др.

В Мининском университете модель цифровой образовательной среды ОПОП также включает ресурсы, размещенные в СДО Moodle. Moodle НГПУ может использоваться для проведения виртуальных круглых столов различной тематики, форумов, мастер-классов, тренингов. В Moodle размещен электронный учебно-методический комплекс для студентов первого курса «Стратегии личностно-профессионального развития обучающегося».

Важным элементом цифровой среды внеаудиторной деятельности является вики-сайт университета [7]. Эффективной организации внеаудиторной работы на вики-сайте НГПУ служит сетевая проектная деятельность студентов и школьников [3, 6]. Причем будущие бакалавры являются как участниками многих проектов, так и сами не один раз становились разработчиками проектов и веб-квестов для школьников. Возможности веб-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе описаны в статье [12]. Важным элементом цифровой среды внеаудиторной деятельности являются качественные цифровые образовательные ресурсы [9].

Например, на вики-сайте университета в мае был размещен веб-квест «Отечественная информатика: вчера-сегодня» (https://clck.ru/hUwrc). Основная идея квеста заключается в том, чтобы показать, как менялась отечественная информатика и рассказать о пионерах отечественной вычислительной техники, представить достижения российской информатики в области программного обеспечения, рассмотреть российские Интернет-сервисы. Разработчики подготовили качественный теоретический материал по истории отечественной вычислительной техники, каталог отечественных программных продуктов, разработали тест «Исторические события отечественной информатики» с помощью сервиса https://wordwall.net (https://clck.ru/324ocY).

В таблице приведены примеры заданий из проектов и веб-квестов, разработанных студентами для школьников в рамках внеаудиторной деятельности.

Ключевые компетенции Примеры заданий и цифровых инструментов

Коммуникация и кооперация в цифровой среде Задание на создание совместной online презентации «Любимые места Нижнего Новгорода» (https://clck.ru/Tzh2e), подготовка совместной online доски со стихами о городе (https://clck.ru/UuAW5) участниками регионального проекта «В Нижний Новгород-это значит домой».

Саморазвитие в условиях неопределенности Задания из веб-квеста «350-летие Петра I» (https://clck.ru/324tFa). Например, задание на создание ленты времени «Военные походы Петра I», собирание пазлов с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга и описания их на совместной онлайн доске.

Креативное мышление Задание из веб-квеста «Я б в айтишники пошел, пусть меня научат!» (https://clck.ru/Pa7Lm) «Необычная IT-профессия». Необходимо отразить одну из IT-профессий с помощью ментальной карты.

Управление информацией и данными Участникам проекта «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/329W8w) предлагалось подобрать Интернет-ресурсы по теме, посвященной дню космонавтики. Нужно выбрать несколько сайтов, где размещена необходимая информация по данной теме, и проверить их на достоверность информации по предложенной методике.

На этапе «Один день на МКС» участникам веб-квеста «Космические вечера», посвященного 60-летию первого полета человека в космос (https://clck.ru/XXiwQ) необходимо создать ментальную карту, посвященную направлениям исследований и экспериментам на МКС._

Выводы. Мы обсудили компоненты цифровой образовательной среды основной профессиональной образовательной программы для формирования ключевых компетенций цифровой экономики у будущих бакалавров-инженеров при организации внеаудиторной деятельности. Привели примеры проектов и веб-квестов с этими компонентами. Сегодня в рамках ООПОП «Информационные системы и технологии» преподаватели и студенты ищут новые формы и цифровые инструменты для организации внеаудиторной деятельности.

Аннотация. Ключевыми компетенциями цифровой экономики являются: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление. Создание в вузе условий для формирования у будущих бакалавров данных компетенций представляется важной педагогической задачей. В статье обоснованы компоненты цифровой образовательной среды для формирования ключевых компетенций в условиях внеаудиторной деятельности студентов. Модель цифровой среды образовательной программы может включать вики-сайт университета; цифровые образовательные ресурсы; различные цифровые инструменты для совместной проектной деятельности, коммуникации, проведения олимпиад, конкурсов и др. Представлен опыт разработки такой модели для направления «Информационные системы и технологии» Мининского университета. Показаны цифровые инструменты в проектах и веб-квестах, разработанных студентами этого направления». Указаны формируемые компетенции.

Ключевые слова: ключевые компетенции цифровой экономики, внеаудиторная деятельность, цифровая образовательная среда, проект, веб-квест.

Annotation. The key competencies of the digital economy are: communication and cooperation in the digital environment, self-development in conditions of uncertainty, creative thinking, information and data management, critical thinking. Creating conditions at the university for the formation of these competencies in future bachelors seems to be an important pedagogical task. The article substantiates the components of the digital educational environment for the formation of key competencies in the conditions of extracurricular activities of students. The educational program digital environment model may include a university wiki; digital educational resources; various digital tools for joint project activities, communication, holding olympiads, competitions, etc. The experience of developing such a model for the direction "Information systems and technologies" of Minin University is presented. Digital tools are shown in projects and web quests developed by students of this direction. The formed competencies are indicated.

Key words: key competencies of the digital economy, extracurricular activities, digital educational environment, project, web quest.

Литература:

1. Брыксина, О.Ф. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - C. 14.

2. Гилеева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2019. - № 2 (28). - C. 22-35

3. Круподерова, Е.П. Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 6. - C. 22-26

4. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - №64-1. - С. 179-182

5. Круподерова, Е.П. Проектирование цифровой образовательной среды для организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в области ИТ / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, М.Р. Зайцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 149-151

6. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150

7. Круподерова, К.Р. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017. - С. 34-36

8. Константинова, Д.С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д.С. Константинова, М.М. Кудаева // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1055-1072

9. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 2 (27). - C. 5.

10. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41(дата обращения: 24.09.2022).

11. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 4.

12. Самерханова, Э.К. Возможности Web-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе / Э.К. Самерханова, И.Н. Верхолетова // В сборнике Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация. Сборник статей V международной научно-практической конференции. - Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2019. - С. 89-94

13. Samerkhanova, E.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T. 9. - №7. - C. 1381.

УДК 378.14

РОЛЬ МООК В ОСВОЕНИИ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ

старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Круподёрова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Гордеева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Пичужкина Дарья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сегодня в стране происходит цифровая трансформация образования. Цифровой трансформации высшего образования посвящены исследования [5, 7, 14], в т.ч. трансформации педагогического образования - [3]. Авторы публикаций считают, что цифровая трансформация высшего образования предполагает перестройку всех направлений деятельности с опорой на информационно-коммуникационные технологии. Изменения должны произойти в технологиях, методах и средствах обучения, формах учебной деятельности, планируемых образовательных результатах, используемых инструментах оценивания. Среди цифровых технологий, применяемых в вузах, особое внимание сегодня уделяется сквозным цифровым технологиям (СЦТ). Это технологии блокчейна [13], искусственного интеллекта [12], виртуальной и дополненной реальности [6] и др.

В 2021 г. Минпросвещения России запустило программу «Учитель будущего поколения России». Это - комплексная программа по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов. В рамках реализации программы создаются межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций, в т.ч. для освоения сквозных цифровых технологий. Освоение СЦТ будущими педагогами в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется в рамках дисциплины «Современные информационные технологии». Для будущих учителей информатики предлагается дисциплина «AR/VR разработка». При освоении дисциплин используются авторские массовые открытые онлайн-курсы. Массовый открытый онлайн-курс - один из основных ресурсов дистанционного обучения [4].

Автор статьи [9] отмечает особую значимость МООК в организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, происходящий при этом рост мотивации студентов. Модели МООК, принципы их построения, способы интеграции в учебный процесс вуза обсуждаются в [1, 2].

Объектом нашего исследования является обучение будущих бакалавров педагогического образования сквозным цифровым технологиям. Предмет исследования: обучение будущих бакалавров педагогического образования сквозным цифровым технологиям с помощью массовых открытых онлайн курсов.

Изложение основного материала исследования. Сегодня происходит стремительное накопление знаний и обновление технологий. И в этих условиях для специалистов крайне важным становится обеспечение непрерывности образования. Особое значение непрерывное образование имеет для педагогов. Освоение новых педагогических и цифровых технологий - это уже не требование сверху, а условие самореализации современного педагога. Перспективной формой непрерывного образования сегодня стали массовые открытые online курсы.

Как правило, МООК имеют такую модель [8]:

1. На сайте МООК студенты смотрят лекции, в кадры которых встроены элементы инфографики и разного рода методический материал, способствующие успешному запоминанию полученной информации.

2. Время для выполнения заданий не регламентировано, поэтому подразумевается индивидуальное выполнение заданий, таких как эссе, тестирование и другое. График сдачи любого типа заданий определен на момент начала курса.

3. В курсе предусмотрена поддержка обучающихся посредством онлайн-форумов.

4. Часто необходимым условием для полноты учебного курса является взаимные контроль и оценка работ обучающихся. Рецензия на несколько работ однокурсников является важной частью курса для студента, таким образом студент постигает не только теоретическую основу материала, но и оттачивает практические навыки.

5. Результатом прохождения курса студентом является получение сертификата, выдаваемого на основе проверки полученных знаний в виде теста или защиты проекта.

Выполнен анализ МООК по информационным технологиям для студентов вузов на различных отечественных платформах. Не удалось найти МООК, где в содержание включены темы сквозных цифровых технологий. Поэтому было принято решение о создании МООК «Современные информационные технологии», с котором тема сквозных технологий является основной.

Курс размещен на портале открытого образования Мининского университета (https://mooc.mininuniver.ru). В лекционный материал по теме «Роль сквозных цифровых технологий в построении цифровой экономики России» включены вопросы: «Национальный проект «Цифровая экономика», «Понятие сквозных цифровых технологий», «Примеры использования СЦТ в разных предметных областях», «Возможности использования сквозных цифровых технологий в образовании». Сквозные технологии разбиты на три группы: СЦТ, позволяющие собирать данные: Интернет вещей, Big Data; технологии, позволяющие передавать и хранить данные: 5G, квантовые технологии, блокчейн; технологии, позволяющие анализировать, принимать решения: искусственный интеллект, нейротехнологи; технологии для обработки информации: VR и AR, компоненты робототехники и сенсорика.

В рамках самостоятельной работы по теме обучающимся предлагается проанализировать основные перспективные технологии, рекомендуемые для интеграции в деятельность образовательных организаций [11], выбрать одну из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.