Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сквозные технологии / образовательный процесс / цифровое общество / end-to-end technologies / educational process / digital society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Себина Екатерина Владимировна, Филатова Ольга Николаевна, Лукина Елена Вячеславовна

В статье раскрывается применение сквозных технологии в образовании. Сквозные технологии улучшают классическую традиционную образовательную практику, также способствуют внедрению новых методов, средств и технологий в образовательный процесс. В России принята программа по внедрению сквозных технологий в образовательный процесс, поэтому применение сквозных технологий является необходимым условием для развития системы образования, перехода на новый формат, отвечающий требованиям цифрового мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the use of end-to-end technologies in education. End-to-end technologies improve the classical traditional educational practice, and also contribute to the introduction of new methods, tools and technologies in the educational process. In Russia, a program has been adopted to introduce end-to-end technologies in the educational process, so the use of end-toend technologies is a necessary condition for the development of the education system, the transition to a new format that meets the requirements of the digital world.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

6. Светличный, Е.Г. Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации / Е.Г. Светличный, О.С. Лейнова, A.A. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. - Выпуск 64 (2). - С. 153-156

7. Сорокотягин, И.Н. Психология применения оружия сотрудниками милиции / И.Н. Сорокотягин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996. - С. 33.

Педагогика

УДК 377, 378

старший преподаватель Себииа Екатерина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Дзержинск); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрывается применение сквозных технологии в образовании. Сквозные технологии улучшают классическую традиционную образовательную практику, также способствуют внедрению новых методов, средств и технологий в образовательный процесс. В России принята программа по внедрению сквозных технологий в образовательный процесс, поэтому применение сквозных технологий является необходимым условием для развития системы образования, перехода на новый формат, отвечающий требованиям цифрового мира.

Ключевые слова: сквозные технологии, образовательный процесс, цифровое общество.

Annotation. The article reveals the use of end-to-end technologies in education. End-to-end technologies improve the classical traditional educational practice, and also contribute to the introduction of new methods, tools and technologies in the educational process. In Russia, a program has been adopted to introduce end-to-end technologies in the educational process, so the use of end-to-end technologies is a necessary condition for the development of the education system, the transition to a new format that meets the requirements of the digital world.

Key words: end-to-end technologies, educational process, digital society.

Введение. Система образования должна активно внедрять в образовательный процесс сквозные технологии в которым относят: нейротехнологии и искусственный интеллект, распределенные реестры, технологии «больших данных», интернет вещей, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность, робототехника и сенсорика, облачные технологии, новые производственные технологии, квантовые технологии. Все вышеперечисленные сквозные технологии должны быть знакомы обучающимся уже в процессе обучения, так как их применение в будущей профессиональной деятельности неизбежно [9, 12, 15].

Изложение основного материала статьи. В статье более подробно рассмотрим сквозную технологию робототехника, которая в последнее время приобретает большую популярность, как в профессиональном, так и в дополнительном образовании. Технология робототехника достаточно популярна и востребована в образовании, и именно она позволяет применять другие сквозные технологии, такие как искусственный интеллект, беспроводная связь, систему дополненной и виртуальной реальности в процессе обучения в комплексе [2, 13, 14].

Технологии называют сквозными, так как они охватывают широкий спектр отраслей промышленности. На данный момент их развитие активно развивается как в России, так за рубежом. Это связано с тем, что быстрое и эффективное внедрение новых товаров и услуг позволяет получить значительный экономический эффект, а конкурентные преимущества становятся все более существенными.

Таким образом, это подразумевает развитие цифровых компетенций у студентов высших и средних учебных заведений, которые будут реализовать свою профессиональную деятельность в цифровой среде. Сквозная цифровая технология является одним из ключевых направлений научно-технического прогресса, которое будет оказывать наибольшее влияние на глобальные рынки. Кроме того, сквозные технологии связаны с Национальным технологическим заделом, который формирует научно-технический задел в России и позволяет создавать высокотехнологические продукты и услуги, способные конкурировать с мировыми производителями [4, 11].

Основная цель робототехники в образовании - это воспитание творческой личности, которая способна к анализу и выработке новых идей и продуктов. На занятиях робототехники обучающиеся не только развивают творческие способности, осознают свои резервы и возможности, а также формируют желание стать инженером, конструктором или исследователем. Конечно, это не значит, что школьники или студенты станут программистами или инженерами, занятия направлены на общенаучную подготовку обучающихся и развитие их логического мышления, математики, математических и исследовательских навыков. Именно через робототехнику можно изучить остальные сквозные технологии такие как дополненная и виртуальная реальность, нейротехнологии и искусственный интеллект, интернет вещей, беспроводная связь и др.

Робототехника и сенсорика, как сквозная технология включает в себя субтехнологии (сенсоры и цифровые компоненты робототехнических комплексов для человекомашинного взаимодействия, технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования и сенсоры и обработка сенсорной информации) которые должны отражаться в рабочих программах среднего и высшего образования.

Робототехника интересна для школьников и студентов, так как она развивает алгоритмическое мышление, позволяет использовать свои навыки в реальном мире. Применение робототехники в обучении программированию повышает мотивацию обучащиюхся, способствует более быстрому и легкому осознанию принципов работы алгоритмических систем, развитию творческих способностей.

Робототехника как учебная дисциплина входит не во все учебные планы, хотя знакомство с основами робототехники будет интересно и полезно всем студентам, не зависимо от профиля их подготовки. В связи с этим система дополнительного

и профессионального образования расширяет возможности изучения данной области и пользуется популярным востребованным досугом для обучающихся разных возрастов и различной степени подготовки в данной области.

Наиболее популярным конструктором для организации робототехники в российских учебных заведениях является конструктор Lego Education Mindstorms EV3. Данный конструктор хорошо зарекомендовал себя и практически каждый ребенок знаком с ним или с его аналогом. Качественный дизайн, надежность, безопасность и простота сборки обеспечивают высокую прочность, безопасность, удобство сборки. Методическая и методическая поддержка включает в себя пошаговые инструкции, рекомендации для преподавателей, обучающие курсы.

Введение Lego Education Mindstorms EV3 в учебную деятельность превращает сложную задачу в увлекательный исследовательский процесс, который дает возможность не только пополнить знания по предмету, но также и получить инструменты для решения других задач. EV3 - уникальная платформа для поиска и реализации творческих идей, совместной творческой деятельности и проектов. Она может быть использована как школьниками, так и студентами.

Робототехника, а изначально конструкторы должно быть адаптировано к возрасту. В процессе создания конструкторов для образовательных целей большое значение уделяется знанию языков программирования, используемых в обучении.

Одной из самых популярных платформ для обучения робототехнике в образовательных организациях [1, 3], является Arduino. Arduino представляет собой свободную аппаратную платформу, которая включает в себя плату микроконтроллеров и среду разработки, содержащую входные сигналы, выходные сигналы и порты связи. Простота его использования делает его важным ресурсом для обучения робототехнике. Arduino состоит из микроконтроллера Atmel ATmega, регулятора напряжения и разъема USB.

На сегодняшний день существует несколько альтернативных сред для программирования контроллеров, в том числе язык Scratch. Но на данной среде не стоит останавливаться, так как в процессе работы с данной средой нейросети могут предложить новые инструменты и способы программирования [5, 8].

В качестве основы для разработки онлайн-версии Scratch использовала библиотеку Blockly, которая позволяет создавать визуальную среду программирования в произвольном виде. Именно здесь прослеживается связь робототехники с другими сквозными технологиями.

Повысить заинтересованность обучающихся в программировании роботов может быть непросто, но как раз сквозные технологии могут помочь в этом. Можно предложить новый подход к обучению, основанный на использовании инструментария Scratch для более наглядного и игрового обучения, который стал более доступным для большинства учеников и студентов. Это дало им возможность быстро изучить семантическую структуру языка и разобраться в основах программирования, а также понять принципы работы с ним.

Scratch предназначен не только для обучения робототехнике, но и является универсальным языком программирования, который позволяет решать различные задачи в области образования: от создания роботов-роботов до компьютерного обучения. Привлечение Scratch к занятиям по программированию роботов положительно скажется на качестве образования.

В процессе обучения робототехники решаются следующие задачи: развитие мелкую моторику при создании блоков программ, формирование творческого мышления при программировании, освоение современных сквозных технологий, обучение языкам программирования и подготовка будущих квалифицированных специалистов в данной сфере [2, 6].

Однако в практике образовательного учреждения возникают трудности с обеспечением материально-технического обеспечения. Для обучения робототехники необходимы определённые комплекты, и их стоимость пока высока, но специалисты предполагают, что со временем произойдет снижение и на данный момент можно получить государственную поддержку для продвижения данной технологии в образовательный процесс.

Робототехника, как одна из областей науки, помогает решать задачи, стоящие перед образованием. Таким образом, основные задачи российской экономики - это технологическая и структурная модернизация, которые должны обеспечить долгосрочное развитие страны и общества. Современная модель образования, способная ответить на эти вызовы, должна измениться, сочетая традиционные подходы и методы обучения с цифровыми технологиями [7, 10].

По мере того, как процесс внедрения сквозной технологии в образование ускоряется, страны, начавшие его чуть ранее, уже достигли определенных результатов. Правительство РФ предлагает образовательным учреждениям и его работникам различные возможности, в том числе финансовую и организационную поддержку, связанную с развитием взаимодействий с фондами, государственными корпорациями и т.д. Так во многих крупных городах создаются технопарки, где происходит знакомство школьников, студентов и преподавателей с новыми сквозными технологиями, в том числе и робототехникой.

В настоящее время в российских образовательных учреждениях активно внедряются робототехнические технологии. В образовательных организациях проводится множество соревнований и научных конкурсов, в которых школьники и студенты демонстрируют свои новые научно-технические идеи. В высших и средних учебных заведениях возрастает количество курсовых и дипломных работ, связанных с сквозными технологиями, активно внедряются цифровые технологии что соответствует проекту развития цифровая экономика.

Выводы. Робототехника для образования - ведущее и перспективное направление и должно быть включено в образовательный процесс всех специалистов, независимо от направления и профиля подготовки. Через робототехнику можно знакомить обучающихся со всеми сквозными технологиями, которые становятся доступны всем школьникам и студентам и могут изучаться дополнительно и самостоятельно, а это акцент на персонализированное и более качественное профессиональное образование.

Безусловно, робототехника не единственная технология, которая требует пристального внимания и изучения, но именно она вписывается в программы обучения как общего, так и профессионального образования и тесно переплетается с остальными сквозными технологиями, что позволяет готовить востребованных специалистов для цифрового общества.

Применение сквозной технологии робототехника и сенсорика способствуют улучшению качества образования, переход на персонализированное обучение, подготовку будущих профессионалов, готовых вывести российскую экономику на лидирующие позиции.

Сквозные технологии, как ведущие научно технические направления, необходимо внедрять в систему образования как необходимое условие развития нашего общества.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях обучения / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №72(4). - С. 34-36

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой Форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№2.

3. Гущин, A.B. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / A.B. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021.-№3(57).-С. 47-51

4. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, H.A. Белоусова, E.H. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№3.

5. Сябитова, К.С. Искусственный интеллект в системе профессионального образования / К.С. Сябитова, О.Н. Филатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. - Красноярск -Челябинск-Нижний Новгород. - Москва, 2023. - С.132-134

6. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11

7. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, A.B. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2020. -№3(53).

8. Филатова, О.Н. Применение нейросетей в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, М.Н. Булаева, A.B. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С. 243-245

9. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2.

10. Филатова, О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе / О.Н. Филатова // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агропромышленный университет им. В.П. Горячкина. - 2008. - №6-2(31). - С. 143-145

11. Филатова, О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 1(59).-С. 61-64. -DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64,- EDN ZAYBQR

12. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, A.B. Гущин, Н. А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ

13. Филатова, О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О.Н. Филатова, О.Ю. Рябков, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-4. - С. 245-247. - EDN QMQESF

14. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya 11 Eecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -T. 200. - C. 940-947

15. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova 11 The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Седых Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Игра является одним из ключевых видов деятельности человека. Именно игра становится инструментов познания ребёнком окружающего мира и общества. Однако она не утрачивает для человека своего значения и в более позднем возрасте. Игра активно применяется как в условиях общего, так и профессионального, высшего образования. При этом применение игр в образовательном процессе базируется на педагогических целях и задачах. Наиболее часто в образовательном процессе высшей школы применяют дидактические, ролевые и деловые игры. Для применения каждого из указанных типов игры необходимо пройти подготовительный, реализационный, рефлексивно-аналитический этапы. В условиях активного использования в современной системе высшего образования дистанционных технологий их применение в ходе реализации игр возможно и требует некоторой адаптации. Из многообразия представленных информационных сервисов и ресурсов необходимо выбирать те, которые соответствуют специфике выбранного типа игр, поставленным педагогическим и игровым целям и задачам, а также особенностям организации образовательного процесса. Одним из перспективных направлений применения игр в образовательном процессе связано с переходом их в виртуальный мир полностью.

Ключевые слова: высшее образование, игра, дидактическая игра, ролевая игра, деловая игра.

Annotation. Game is one ofthe key human activities. It is the game that becomes the instruments of the child's knowledge ofthe surrounding world and society. However, it does not lose its significance for a person even at a later age. The game is actively used both in the conditions of general and professional, higher education. At the same time, the use of games in the educational process is based on pedagogical goals and objectives. Most often, didactic, role-playing and business games are used in the educational process of higher education. To apply each of these types of games, it is necessary to go through preparatory, implementation, reflexive and analytical stages. In the conditions of active use of distance technologies in the modern system of higher education, their application during the implementation of games is possible and requires some adaptation. From the variety of information services and resources presented, it is necessary to choose those that correspond to the specifics of the selected type of games, the set pedagogical and gaming goals and objectives, as well as the specifics ofthe organization ofthe educational process. One ofthe promising areas of application of games in the educational process is associated with their transition to the virtual world completely.

Key words: higher education, game, didactic game, role-playing game, business game.

Введение. Современная система образования ориентирована на применение в ходе образовательного процесса активных и интерактивных методов обучения, в том числе и игр. Это позволяет сделать образовательных процесс более вовлекающим, интересным, эмоционально-окрашенным. В системе высшего образования игры позволяют обучающимся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.