УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10240
ББК 88 © Е.М. Гончарова, 2019
ТРЕНИНГ С СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ
Елизавета Михайловна Гончарова, преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Описан опыт применения тренинговых упражнений с инспекторами по делам несовершеннолетних с целью формирования и коррекции профессионально-важных качеств, необходимых для работы с несовершеннолетними. Ключевые слова: тренинг, инспектор ПДН, профессионально-важные качества, эксперимент, компетенции.
TRAINING WITH EMPLOYEES OF DIVISIONS ON AFFAIRS OF MINORS AS THE METHOD OF FORMING AND SECURING THE NECESSARY QUALITIES
Elizaveta M. Goncharova, teacher of department of legal psychology of UNK design and estimate documentation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. The article describes the experience of application of training exercises with the inspectors on Affairs of minors for the purpose of forming and correction of professionally important qualities necessary for working with minors. Keywords: training, PD inspector, professionally important qualities, experiment, competence.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Гончарова Е.М. Тренинг с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних как способ формирования и закрепления необходимых качеств. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4) :287—290.
Тренинг является уникальным инструментарием для выработки и усвоения необходимых умений и навыков в рамах выполнения определенного вида деятельности. Кроме того, групповые тренинги позволяют скорректировать необходимые профессионально-важные качества, способствующие успешному выполнению профессиональных обязанностей [14]. Многие работы посвящены необходимости разработки различных социально-психологических и профессиональных тренингов Э. Аллинга [1], К. Беме [2, с. 46-53], В.Ю. Большакова [3], Ю.Н. Емельянова [6], З.К. Ка-раджовой [7, с. 38-43], В.В. Лисецким [8], С.В. Петру-шина [9], С.И. Макшанова [10], О.А. Пятковой [11], Е.В. Сидоренко [12], К. Торном и Д. Маккеем [13].
Тренинговые занятия эффективно применять не только в учебной деятельности, но и в ходе выполнения профессиональной деятельности, что способствует возможности овладения новыми поведенческими навыками и закрепления имеющихся, необходимых при выполнении профессиональных задач.
Целью нашей работы является внедрение в практику разработанной программы тренинговых упражнений, направленных на развитие профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения функций инспектора по делам несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
♦ подбор диагностических методик для выявления качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач;
♦ анализ результатов проведенного исследования;
♦ разработка программы тренинга для овладения необходимыми профессионально-важными качествами;
♦ внедрение тренинговой программы в учебный процесс образовательных организации МВД России.
Новизна данной работы заключается в сопоставлении результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, и результатов, полученных после проведенного тренинга с инспекторами по делам несовершеннолетних, проходящих службу в ГУ МВД Российской Федерации по г. Москве, ГУ МВД Российской Федерации по Московской области, обучающихся на заочной форме обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Ки-котя в количестве 24 человек.
На этапе констатирующего эксперимента нами были отобраны некоторые методики, которые позволили нам определить ряд качеств сотрудников и личностную направленность, необходимые для работы с несовершеннолетними.
№ 4 / 2019
Вестник Московского университета МВД России
288
При выборе мы опирались на то, что инспекторы по делам несовершеннолетним должны обладать компетенциями, которые необходимо учитывать и при подготовке специалистов по направлению 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения. Так сотрудники, работающие с несовершеннолетними должны обладать следующими компетенциями:
♦ способностью работать в коллективе, толерант-но воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);
♦ способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);
♦ способностью взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);
♦ способностью разрабатывать и использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром, осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной, формировать сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков (ПК-4);
♦ способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);
♦ способностью проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по их обучению, воспитанию, содержанию, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных
напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК-16) [4, с. 62-64].
Для формирования необходимых компетенций необходимо, при помощи диагностических методик в первую очередь, выявить направленность личности инспекторского состава и качества, которые им присущи [5, с. 263-266].
Так, при помощи ориентационной анкеты Б. Бас-са нами были выявлены средние значения по шкалам направленности личности инспекторов ПДН: 1 — «направленность на дело» (11,13 баллов), 2 — «направленность на общение» (8,63 балла), 3 — «направленность на себя» (7,24 балла). Полученные данные обращают внимание на то, что «направленность на себя» подразумевает ориентацию на достижение личностных потребностей и мотивов, что негативно сказывается на результативности выполнения профессиональных задач. При рассмотрении показателей двух других шкал по отношению к деятельности инспекторов ПДН сложно определить, что является более важным, так как и «направленность на общение» и «направленность на дело» в рамках выполнения профессиональных задач крайне необходимы. Так, «направленность на общение» и «направленность на дело» позволяют говорить о сформированных компетенциях, указанных выше. Нашей задачей в ходе проведения тренинга было повысить процентное соотношение «направленности на общение» и «направленности на дело». С учетом подобранных активных социально-психологических методов мы постарались воздействовать на профессионально-важные качества и на уровень отношения к выполняемой профессиональной деятельности. После проведенной программы тренинговых мероприятий, нам удалось снизить процент по шкале «направленность на себя» (5,16 баллов), повысить значения по шкале «направленность на дело» (13,15 баллов) и незначительно, но повысить значение по шкале «направленность на общение» (8,69 баллов). Сравнительный анализ полученных результатов представлен на рис. 1.
Делая выводы на основе полученных результатов по шкалам анкеты до и после проведенного тренинга можно сказать, что методы и упражнения, используемые нами в рамках исследования, смогли повлиять на коррекцию направленности личности при выполнении его профессиональных задач.
Также в ходе выявления и изучения качеств сотрудников, влияющих на формирование компетенций, необходимых при решении задач в сфере психолого-педагогической работы с несовершеннолет-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ними нами был использован личностный вопросник 16 Pf Р. Кеттелла (рис. 2).
На основе полученных данных и опираясь на компетенции, перечисленные в федеральном государственном стандарте и рассмотренные нами выше, можно сделать следующие выводы. Фактор общительности (А) до (8,97 баллов) и после тренинга (9 баллов) практически не изменился, что говорит о высоком уровне общительности сотрудников и способствует проявлению ОК-5, ПК-3, ПК-16. Факторы (В) — интеллекта, (Б) — экспрессии, (Н) — смелости, (I) — чувствительности, (Ы) — прямолинейности, (О) — уверенности, ^1) — консерватизм, ^4) — низкое напряжение в себе не имеют существенных отличий до и после проведенного тренинга. Фактор — подверглись воздействию проведенных упражнений, и поведение инспекторов стало характеризоваться как более нормативное, что в практической деятельности необходимо, так как подверженность чувствам иногда сильно мешают работе с несовершеннолетними. Показатели по фактору (Ц) также изменились с 5,85 до 4,32 баллов, т.е. стали более осторожны в своих поступках и более подозрительны, так как доверчивость и внутренняя расслабленность при работе с несовершеннолетними может привести к негативным последствиям. Согласно сравнительному анализу по фактору (М) показатели снизились с 6,28 до 5,76 баллов; можно предположить, что тренинг позволил повлиять на такие качества как практичность, твердость добросовестность и снизить проявление рассеянности, неуравно-
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов по анкете Б. Басса
вешенности и мечтательности, что также способствует более качественному выполнению профессиональных функций инспекторов ПДН. Фактор Q2 изменился с 4,14 до 5,94 баллов, таким образом тренинг позволил повлиять на проявление самостоятельности и скорректировать отношение от зависимости от группы. Показатель по фактору Q3 повысился на 0,82 балла, что говорит о сформированности высокого самоконтроля, действий по осознанному плану и целенаправленности.
Таким образом, результат внедрения разработанной программы тренинга позволил сделать следующие выводы.
1. Тренинг позволил скорректировать имеющиеся качества с точки зрения необходимых компетенций, необходимых для проведения индивидуальной профилактической работы инспекторами ПДН в отношении несовершеннолетних;
н
. I
пгпмптпп
I До тренинга I После тренинга
А В С Е Г в Н I I. М N О Ц1 Ц2 ЦЗ (Ц4
Рис. 2. Сравнительный анализ данных по личностному вопроснику 16 РГ Р. Кеттелла № 4 / 2019 -Вестник Московского университета МВД России-
2. Изменить отношение к проявлению кризисных ситуаций и уметь конструктивно взаимодействовать при возникновении конфликтов как со стороны несовершеннолетних, так и со стороны законных представителей несовершеннолетних.
3. Для формирования необходимых качеств инспекторов ПДН рекомендуется использовать данную программу не только в образовательных организациях при подготовке специалистов, но и в практических органах, с целью развития уже имеющихся личных и профессиональных качеств.
Литература
1. Аллинг Э., Миккин X. О применении видеотренинга при обучении навыкам общения. М., 1988.
2. Беме К. Из опыта социально-психологического тренинга в ГДР // Актуальные проблемы современной психологии: Мат. междунар. конф. М., 1983.
3. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодина-мика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.
4. Гончарова Е.М. Психологический тренинг как форма развития профессионально-важных качеств сотрудников отделов ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. С. 62-64.
5. Гончарова Е.М. Психологические условия формирования профессионально-волевых качеств как необходимый фактор становления профессионала в системе МВД. В сб.: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. Междунар. конф., посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. М., 2017.
6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
7. Караджова З.К. Тренинг, менторство и коу-чинг — инструменты концепции «обучение на протяжении всей жизни» // Перспективы науки и образования. 2017. № 1 (25).С. 38-43.
8. Лисецкий В.В. Эволюция представлений об актерском тренинге и дифференцированный подход к его проведению: Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2014.
9. Петрушин C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М., 2000.
10. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. СПб., 1997.
11. Пяткова О.А. Динамика транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 2007.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004.
13. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2001.
14. Шарафутдинова Н.В., Семчук И.В. Социально-психологический тренинг профессионального общения: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.
References
1 Alling E., Mikkin Kh. O primenenii videotreninga pri obuchenii navykam obshcheniya. M., 1988.
2. Beme K. Iz opyta sotsial'no-psikhologicheskogo treninga v GDR // Aktual'nyye problemy sovremennoy psikhologii: Mat. mezhdunar. konf. M., 1983.
3. Bol'shakov V.Yu. Psikhotrening: Sotsiodinamika. Uprazhneniya. Igry. SPb., 1996.
4. Goncharova E.M. Psikhologicheskiy trening kak forma razvitiya professional'no-vazhnykh kachestv sotrud-nikov otdelov OVD po preduprezhdeniyu i presecheniyu pravonarusheniy sredi nesovershennoletnih // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 4. S. 62-64.
5. Goncharova E.M. Psikhologicheskiye usloviya for-mirovaniya professional'no-volevykh kachestv kak ne-obkhodimyy faktor stanovleniya professionala v sisteme MVD. V sb.: Professional'noye obrazovaniye sotrudni-kov organov vnutrennikh del. Pedagogika i psikhologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: sostoyaniye i perspektivy: Sb. nauch. tr. Mezhdunar. konf., posvyashchennoy prazdno-vaniyu 15-letiya Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya. M., 2017.
6. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoye sotsial'no-psikho-logicheskoye obucheniye. L.: LGU, 1985.
7. Karadzhova Z.K. Trening, mentorstvo i kouc-hing — instrumenty kontseptsii «obucheniye na protyaz-henii vsey zhizni» // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2017. № 1 (25). S. 38-43.
8. Lisetskiy V.V. Evolyutsiya predstavleniy ob akter-skom treninge i diferentsirovannyy podkhod k ego pro-vedeniyu: Diss. ... kand. iskusstvovedeniya. M., 2014.
9. Petrushin C.B. Psikhologicheskiy trening v mno-gochislennoy gruppe (metodika razvitiya kompetentnosti v obshchenii v gruppakh ot 40 do 100 chelovek). M., 2000.
10. MakshanovS.I. Psikhologiya treninga: Teoriya. Metodologiya. Praktika. SPb., 1997.
11. Pyatkova O.A. Dinamika transkommunikativ-nykh sostoyaniy lichnosti v sotsial'no-psikhologiches-kom treninge: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Tomsk, 2007.
12. Sidorenko E.V. Trening vliyaniya i protivo-stoyaniya vliyaniyu. SPb.: Rech', 2004.
13. Torn K., Makkey D. Trening. Nastol'naya kniga trenera. SPb.: Piter, 2001.
14. SharafutdinovaN.V., SemchukI.V. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening professional'nogo obshcheniya: Ucheb.-metod. posobie. M., 2017.