ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
УДК 159 © Г. С. Човдырова, Н. А. Кузьмичева, 2017
Психодиагностическая модель психограммы успешного сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних ОВД
Гульшат Сулеймановна Човдырова,
доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор кафедры юридической психологии Московского
университета МВД России им. В. Я. Кикотя Москва, Россия. e-mail: Gulchat 1944@ yandex.ru
Надежда Андреевна Кузьмичева,
адъюнкт кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя
Москва, Россия. e-mail: [email protected]
При разработке психограммы успешных сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних использованы методики Кеттелла, Айзенка, Бойко, Леонгарда, Гилфорда, Холмса и Раге. Диагностируемая эталонная модель психограммы успешного инспектора содержит высокий уровень социального интеллекта, который выражается в интересе к профессии и любви к детям, в умении прогнозировать, предвидеть последствия поведения детей и подростков; предвосхищать их дальнейшие поступки на основе анализа реальных ситуаций общения; предсказывать события (частые гетероагрессии, аутоагрес-сии), основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений подростков; четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели в работе; ориентироваться в невербальных реакциях, нормо-ролевых моделях и правилах, регулирующих поведение подростков; считывать невербальные сигналы подростка, осознавать их и сравнивать с вербальными; распознавать переживания несовершеннолетних, которые не всегда могут словами точно выразить свои чувства и переживания, особенно дети с пограничным психическим развитием из неблагополучных семей, которые сильно отстали от сверстников в вербализации своих чувств.
Ключевые слова: психограмма, профессионально важные качества, коммуникативность, социальный интеллект, эмпатия, прогнозирование, считывание невербальных сигналов, стрессоустойчивость.
Для цитирования: Човдырова Г. С., Кузьмичева Н. А. Психодиагностическая модель психограммы успешного сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 61-67.
В связи с реформированием системы органов внутренних дел актуальными становятся проблемы совершенствования профессиональной деятельности ОВД в области профессионального отбора кадров на службу, диагностики, оценки их надежности .
Отметим, что отдельные профессиографические исследования в рамках различных специальностей проводили А. С. Душкин [1], И . В. Бабичев [2], Г. С. Човдырова [3-5], В. М. Крук, И. Н . Носс [6], Д . И . Кечил [7]. И. В. Семчук [8], В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева [9], В. А. Губин [10] и др .
В рамках изучения уровня личностно-профессио-нальной пригодности сотрудника органов внутренних дел авторами была проведена профессиографическая экспертиза, а также собраны и обобщены первичные эмпирические данные Например, Д И Кечил описал про-фессиограмму психолога, выявив основные особенности данной специальности, предложил пути повышения
эффективности труда психолога И В Семчук изучала психологов и психологические особенности формирования готовности к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях МВД России. А. С. Душкин исследовал профессионально важные качества в структуре профессиональной деятельности психолога, а также психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников ОВД подразделений по делам несовершеннолетних
В Л Цветков писал, что необходимо усовершенствовать систему подбора и обучения кадров для работы с детьми Для этого в целях повышения профессиональной компетенции сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, кроме курса повышения квалификации в Московском университете МВД России, он предложил использовать систему служебной подготовки и пересмотреть оценочные критерии эффективности работы подразделений по делам несовершеннолетних [11, с. 40].
Кроме того, отметим, что специальные исследования, проведенные за рубежом по изучению социального интеллекта, позволили определить психологические профессионально важные качества, доступные для диагностики и необходимые для эффективного осуществления прицельной работы сотрудников с различным контингентом граждан, в том числе с несовершеннолетними [12, р. 159-175; 13, р . 9-18; 14, р . 75-83].
Однако анализ отдельных трудов выделил неразработанность проблем, связанных с деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), а именно психологического соответствия претендента требованиям профессии
Таким образом, предварительное включенное наблюдение и экспертные оценки наиболее опытных сотрудников ПДН позволили предположить, что в структуре психограммы успешного сотрудника ПДН имеются личностные свойства, отличающие его от всех остальных сотрудников подразделения . В связи с этим индивидуальные психологические особенности успешных сотрудников ПДН в виде психограммы могут стать эталонной моделью для качественного отбора и подбора претендентов на эту службу, что, на наш взгляд, улучшит их эффективность деятельности в целом
Цель исследования — разработка психограммы личности успешного сотрудника ПДН
В исследовании приняли участие инспекторы по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел Выборку экспертов составили наиболее успешные сотрудники, которые в совершенстве знают содержание и специфику работы, имеют стаж работы в должности не менее трех лет
В понятие успешности мы включили:
— стаж не менее трех лет;
— отсутствие замечаний, взысканий и выговоров в течение года;
— положительную характеристику от подопечных, коллег и начальника;
— карьерный рост, поощрения и награды
Возраст респондентов составил от 23 до 40 лет. В связи с небольшой численностью коллективов ПДН всего обследовано 250 человек (в нескольких подразделениях территориальных органов внутренних дел г. Москвы) .
Мы рассматривали личность инспектора по делам несовершеннолетних с нескольких сторон:
— как он сам оценивает свою работу;
— как оценивают его коллеги;
— как оценивают его начальник и подростки.
Среди всех испытуемых с помощью экспертного
опроса и бесед с руководителями подразделений было выделено 54 человека — наиболее успешные инспекторы в своей области, имеющие большой стаж службы В целях получения более полной картины успешности данных сотрудников мы провели опрос несовершеннолетних Подростки описали качества личности инспекторов, которые наиболее важны для них
В ходе изучения личности инспектора ПДН были применены специально разработанные анкеты для ин-
спекторов ПДН, включающие вопросы о психологических качествах специалиста, которыми необходимо обладать для успешной работы, а также анкета (незаконченные предложения), ориентированная на мотивацию в работе . Объединив полученные данные, мы выявили перечень предварительных психологических профессионально важных качеств, которые предъявляет профессия к претенденту Эти качества получили наивысший балл при экспертной оценке сотрудниками ПДН:
1) гуманность, любовь к детям;
2) сочувственность/эмпатия, общительность;
3) стрессоустойчивость;
4) мотивационная направленность на успех в работе;
5) воспитанность, вежливость, интеллигентность
Использованные нами анкеты были направлены на
понимание сотрудником своих профессиональных обязанностей, профессионально важных качеств, умений, навыков Отдельный блок составляли вопросы, ориентированные на определение мотивации инспектора и удовлетворенность своим трудом (табл. 1, где представлены все испытуемые, из которых одну группу составляют успешные сотрудники, а вторую — все остальные)
Таблица 1. Личностные показатели сотрудников ПДН, выявленные с помощью анкет
Исследуемые показатели Успешные сотрудники, % Все остальные испытуемые, %
Обладание знаниями, 78 49
умениями, навыками
Обладание психологическими 64 62
профессионально важными
качествами
Положительная мотивация к службе 56 20
Удовлетворенность трудом 44 25
Среди успешных инспекторов по делам несовершеннолетних, участвующих в исследовании, по результатам анкет на первом месте находится владение знаниями, умениями и навыками (78% ± 1,0, р < 0,01). На втором — обладание психологическими профессионально важными качествами (64% ± 1,2) и положительная мотивация (56% ± 1,3). Последнее место занимает удовлетворенность трудом (44% ± 1,4).
Успешные сотрудники (по сравнению со всеми испытуемыми) наиболее развиты в профессиональном плане
Большинство сотрудников обладает профессионально важными знаниями, умениями, навыками, наибольший процент обладает положительной мотивацией к служебной деятельности, удовлетворены своим трудом, отличия статистически значимые (р < 0,01). Низкий процент удовлетворенности трудом говорит о том, что инспекторы ПДН работают в трудных условиях, мало отдыхают и у них чрезмерно загруженный график Из этого следует, что необходимо усовершенствовать условия труда инспекторов по делам несовершеннолетних. Уве-
личить штат подразделений, чтобы возможно было работать посменно (поскольку не в каждом подразделении есть такая возможность).
Для изучения характерологических особенностей были использованы тест-опросник Айзенка EPI, методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда — для исследования структуры личности, т е темпераменталь-ных особенностей и типов акцентуаций характера
Преимуществами данных методик является то, что тест-опросник Айзенка прост по содержанию, имеет шкалу лжи и позволяет четко отнести исследуемого к одному из четырех типов темперамента. Методика К. Леонгарда с помощью определения акцентуаций характера позволяет прогнозировать поведение в тех или иных сложных профессиональных ситуациях.
Среди всех исследуемых инспекторов ПДН преобладающим типом темперамента является холерик (43,2%). Среди наиболее успешных инспекторов ПДН чаще встречаются люди с сангвиническим темпераментом, меланхолики, холерики, флегматики . Это позволяет сделать вывод, что темперамент холерика, эмоционального и неуравновешенного, мешает успешности в профессии инспектора ПДН Нетерпеливость, резкость и порывистость препятствуют нормальному доверительному контакту с детьми, ухудшают качество монотонной работы с документами
Таким образом, определение темперамента успешных сотрудников ПДН показало, что преобладающим темпераментом успешности среди них является сангвиник и тенденция к успешности прослеживается у большинства меланхоликов (25%). Последнее обстоятельство можно объяснить выраженной сензитивностью меланхоличных личностей, их тревожностью за судьбы детей и родителей, выраженностью у них интуитивно-эмоционального канала восприятия, что находит отзыв с противоположной стороны, облегчает продуктивный контакт с детьми и подростками с нарушенной адаптацией к социальным требованиям
По результатам опросника Айзенка EPI среди успешных сотрудников преобладающим типом темперамента являются амбиверты (40,2%, p<0,05). Амбиверты включают в себя все виды темпераментов, в плане коммуникативных качеств они обладают тем оптимальным чувством меры, которое располагает к общению и вызывает доверие несовершеннолетних
Таким образом, для работы инспектором по делам несовершеннолетних наиболее предпочтительны качества сангвиника и меланхолика Сангвиник — уравновешенный, работоспособный и общительный, а меланхолик — сдержанный, крайне сензитивный, сочувственный Именно на последнее качество указали эксперты, оно позволяет инспекторам-меланхоликам спокойно, открыто и, хорошо разбираясь в оттенках чувств ребенка, мягко, осторожно ладить, раскрывать мотивы поведения и предсказывать поступки делинквентных подростков. Успешные инспекторы ПДН, как правило, являются амбивер-тами Это означает нечто среднее между интровертами (молчаливыми, замкнутыми) и экстравертами (открыты-
ми и контактными, но часто невнимательными, поверхностными и болтливыми).
По методике К. Леонгарда мы выявили распределение акцентуаций характера среди всех инспекторов ПДН, среди успешных наиболее часто встречаются акцентуированные по демонстративному типу. Это значит, что инспекторы ПДН очень эмоциональны, демонстративны и легки в установлении контактов Они выявляют высокую приспосабливаемость в общении с подростками, их родителями, начальством, эмоционально подвижны, стремятся к лидерству В то же время сотрудники-холерики склонны к эгоцентризму и могут провоцировать конфликты как с коллегами, так и с подопечными Это характерно для большинства «всех остальных» сотрудников, что и препятствует их успешности
Среди всех испытуемых пиком выделяется гиперти-мический тип. Их характеризует общительность, выразительность эмоций, энергичность, инициативность в работе Таким сотрудникам присущи хорошее настроение и высокий жизненный тонус Но они болтливы, шумны и поверхностны, что может оттолкнуть ребенка от контакта с таким инспектором Они недостаточно серьезно относятся к своим обязанностям, трудно переносят условия жесткой дисциплины и монотонную деятельность, поэтому при психодиагностическом отборе их не стоит направлять на работу с детьми, поскольку по темпераменту они больше относятся к холерикам
Следующее качество всех инспекторов — экзальтированность. Это свидетельствует о том, что среди «всех остальных» испытуемых чаще всего встречаются люди эмоциональные, общительные и словоохотливые, так как в течение рабочего дня им приходится очень много общаться с различными категориями граждан Но они могут быть и паникерами, порывистыми в делах, нередко подвержены сиюминутным настроениям, что может плохо сказываться на их работоспособности и установлении контакта с детьми и подростками
И последним пиком является эмотивный тип. Такие сотрудники чувствительны, гуманны, у них сильно выражено сопереживание Они отзывчивы и мягкосердечны, но слишком впечатлительны, а трудности воспринимают остреее, чем другие Они могут эффективно работать с детьми, редко конфликтны, но менее стрессоустойчивы Поэтому психологу нужно работать с ними в плане повышения их стрессоустойчивости и выносливости к трудным условиям несения службы в целом
Таким образом, в числе успешных инспекторов ПДН в среднем нет акцентуированных личностей (диапозон данных пика достигает от 6,2 до 10,4). Успешные сотрудники проявляют наибольшую ответственность Но это свидетельствует и о том, что успешный сотрудник ПДН не имеет никаких заостренных черт характера, все свои личностные качества он может сгладить, они находятся под его четким контролем Он регулирует свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации Такой сотрудник наиболее предпочтителен для работы с трудными подростками, которые по складу характера обладают большим количеством выраженных акцен-
туаций и отличаются несдержанностью, девиантностью и делинквентностью поведения
Исследование личности инспектора ПДН при помощи опросника Р. Кеттелла показало, что успешные (и все остальные) испытуемые характеризуются как общительные и открытые, готовые к сотрудничеству и внимательные к людям Сотрудникам свойственны легкость в установлении контактов, мягкосердечие, хорошая память, они запоминают события, фамилии, имена и отчества всех, с кем контактируют
По методике Кеттелла у наиболее успешных сотрудников ПДН статистически значимо развиты такие качества, как общительность, эмоциональная устойчивость, ответственность, рациональность, практичность, консервативность, сила воли и собранность (р < 0,001). Больший процент испытуемых обладает высокой нормативностью поведения, чувством долга, ответственностью, а также развитыми лидерскими качествами
Социальный интеллект изучался с помощью теста Гилфорда. Для анализа достаточно объемного теста Гилфорда мы разбили результаты в соответствии с каждым из субтестов (табл 2)
Таблица 2 . Показатели социального интеллекта сотрудников по субтестам Гилфорда, %
Субтест 1 наглядно показывает, что большинство успешных инспекторов ПДН (73%) — это лица, умеющие предвидеть последствия определенного поведения подростков, предвосхищать их дальнейшие поступки на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений подростков Такой высокий уровень социального интеллекта (73%) помогает четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели в работе . Успешное выполнение субтеста предполагает и умение ориентироваться в невербальных реакциях несовершеннолетних, а также знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение детей, что немаловажно в профессии инспектора по делам несовершеннолетних (р<0,001).
Из таблицы 2 видно (субтест 2), что опрошенные успешные сотрудники ПДН способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам и жестам. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы подростка, осознавать их и сравнивать с вербальными особенно важна для сотрудника (58%). Эта способность поможет инспектору распознать переживания несовершеннолетних, которые
не всегда могут словами точно выразить свои чувства и переживания В их практике часто встречаются дети с пограничным психическим развитием из неблагополучных семей, которые сильно отстали от сверстников в вербализации своих чувств (р<0,001).
Большая часть испытуемых обладает высоким социальным интеллектом, что позволяет им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений . Часть успешных сотрудников (6%), имеющих низкий социальный интеллект, компенсировали этот недостаток опытом работы (свыше 10 лет), выраженной эмпатийностью и моральностью поведения (по методике Кеттелла)
Инспекторы с высоким социальным интеллектом способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях, имеют большой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность) (р < 0,05). В работе с детьми это особенно важно, так как к каждому ребенку необходим индивидуальный подход
По методике Гилфорда 56% инспекторов ПДН, наиболее успешных в своей деятельности, обладают способностью распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия подростков, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные и недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как именно ребенок поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения Например, инспектор ПДН может на основе неполных данных выстроить целостную картину ситуации, в которой находится несовершеннолетний Инспектор ПДН, обладающий социальным интеллектом выше среднего, может адекватно отражать цели, намерения, потребности несовершеннолетних, предсказывать последствия их поведения.
Таким образом, мы выяснили, что инспекторы ПДН, наиболее успешные в своей работе, — это, как правило, лица, обладающие высоким социальным интеллектом. Они способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о подростках, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с ними Инспекторы ПДН с высоким социальным интеллектом по большей части коммуникабельны Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность, что подтверждается результатами исследования, проведенного по опросникам Кеттелла и Бойко
Исследование по методике В Бойко позволило нам рассмотреть у сотрудников выраженность трех каналов восприятия партнера по общению
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления ин-
Уровень Успешные Все остальные
Субтесты Гилфорда Субтесты Гилфорда
1 2 3 4 1 2 3 4
Низкий 1 2 3 4 18 18 13 17
Средний 26 37 43 38 37 37 41 45
Высокий 73 58 55 56 45 45 44 38
спектора ПДН на подростка: на его состояние, проблемы, поведение В рациональном компоненте эмпатии инспектор непредвзято выявляет у несовершеннолетнего его бытийную реальную сущность
Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность инспектора ПДН эмоционально резонировать с детьми, беспрепятственно входить в энергетическое поле ребенка Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к подопечному
Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности инспектора видеть поведение подростков, действовать в условиях дефицита исходной информации, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании Этот канал эффективен при наличии опыта работы с несовершеннолетними
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство инспектора ПДН, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности Атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности в беседе препятствует раскрытию и эмпатическому постижению подростков .
Мы выявили, что среди всех, в том числе и наиболее успешных инспекторов ПДН, исследованных с помощью методики В Бойко, преобладает средний уровень эмпа-тии Наиболее сильно развит интуитивный канал эмпа-тии Это может быть связано с тем, что все испытуемые уже имели опыт работы от 3 до 15 и более лет
Таким образом, суммируя полученные данные, по результатам экспериментального исследования по шести психологическим тестам и методикам мы разработали эталонную модель успешного инспектора ПДН, которую практические психологи, используя указанные методики, могут применять для отбора и подбора сотрудников ПДН
Диагностируемая эталонная модель психограммы успешного инспектора ПДН выглядит следующим образом:
1. Высокий уровень социального интеллекта, который выражается в интересе к профессии и любви к детям:
— умение прогнозировать, предвидеть последствия поведения детей и подростков;
— способность предвосхищать их дальнейшие поступки на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события (частые гетероагрессии, ауто-агрессии), основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений подростков, четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели в работе;
— умение ориентироваться в невербальных реакциях несовершеннолетних, знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение подростков (методика Гилфорда, субтест 1, р < 0,001);
— способность считывать невербальные сигналы подростка, осознавать их и сравнивать с вербальными;
— распознавание переживаний несовершеннолетних, которые не всегда могут словами точно вы-
разить свои чувства и переживания (это дети с пограничным психическим развитием из неблагополучных семей, которые сильно отстали от сверстников в вербализации своих чувств (методика Гилфорда, субтест 2, р < 0,001));
— правильное понимание вербальных сигналов подростков: то, что они говорят в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений;
— способность находить соответствующий тон общения с разными подростками в разных ситуациях;
— опыт ролевого поведения (т. е. проявление ролевой пластичности), что очень важно в работе с детьми, так как к любому ребенку необходим индивидуальный подход (методика Гилфорда, субтест 3, р < 0,05).
2. Выраженная развитость каналов восприятия-эмпатии и коммуникативности (определялась по методике Бойко):
— развитость рационального канала эмпатии: направленность внимания, восприятия и мышления инспектора ПДН на состояние, проблемы, поведение подростка;
— способность непредвзято выявлять реальную бытийную сущность детей и подростков;
— мотивированность на сущность деятельности;
— развитость эмоционального канала эмпати выявляет способность инспектора ПДН эмоционально резонировать с детьми: сопереживать, соучаствовать, что важно для вхождения в энергетическое поле ребенка, чтобы понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать на него, создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности;
— умение поставить себя на его место (идентифицировать);
— развитость интуитивного канала эмпатии выявляет способность инспектора, предчувствуя, видеть поведение подростков в условиях недостатка информации, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании
3. Характерологические особенности, выявленные методикой Кеттелла:
— отношение к окружающим людям: характеризуются как личности общительные, открытые, внимательные, готовые к сотрудничеству; им свойственны легкость в установлении контактов, мягкосердечие Обладают хорошей памятью и наблюдательностью, запоминают события, фамилии, имена и отчества всех, с кем контактируют У успешных сотрудников более развито конкретное мышление, они четко и быстро выполняют поставленные задачи Выявляют высокую способность к соблюдению правовых и общественных норм;
— отношение к труду: умение соблюдать этические служебные нормы: корректно ведут себя с начальством, эмоционально выдержаны, дипломатичны . Легко находят выход из сложных ситуаций, обладают высокой стрессоустойчивостью, хладнокровны, уверены в себе и своих силах. Как и все сотрудники в целом, они консерваторы, несколько склонны к морализации и нравоучениям В то же время они практичны, реалистичны с конкретным воображением, что характеризует их как отличных работников
Отсутствуют выраженные акцентуации характера по методике К. Леонгарда .
4. Темпераментальные качества успешных инспекторов ПДН, выявленные методикой Айзенка:
— преобладание сангвинического и меланхолического темперамента. Преобладающим темпераментом среди успешных сотрудников является сангвиник, тенденция к успешности прослеживается у большинства меланхоликов. Последнее обстоятельство можно объяснить выраженной сензитивностью меланхоличных личностей, склонностью к переживаниям, тревожностью за судьбы детей и родителей, выраженностью интуитивно-эмоционального канала восприятия, что находит отзыв с противоположной стороны, облегчает продуктивный контакт с детьми и подростками с нарушенной адаптацией к социальным требованиям
5. Тип личности по шкале «интровертирсия — экстраверсия»: среди успешных инспекторов ПДН большинство амбивертов, представляющих нечто среднее между экстравертами и интравертами т е в их характере преобладает равновесие
В процессе эксперимента мы выявили, что большинство сотрудников ПДН являются холериками — 43,2%, из них успешные составляют 22,8%, в то время как сангвиники только 25,7%, среди них успешных 35,7% . Получается, что холерики охотно идут на эту службу, сангвиники с меньшим желанием, хотя они более успешны. Почему? Почему среди холериков не так много успешных, меланхоликов меньше, но они тоже более успешны, флегматики тоже более успешны, чем холерики? На наш взгляд, это можно объяснить тем, что холерики устраиваются на службу, не представляя сути работы, делая это поспешно, будучи уверенными, что они сильные и быстрые, а потому справятся. Сангвиники проявляют большую избирательность, флегматики и меланхолики, как правило, не уверены, что справятся с детьми, предполагая, что с ними нужно быть быстрыми и мобильными . Но на деле оказывается, что в данной работе важны не быстрота и мобильность, а вдумчивость и наблюдательность в виде социального интеллекта, сопереживание и любовь к детям. Поскольку холерики стремятся на эту работу ошибочно, полагаясь на свою силу и мобильность, то психологам необходимо обучать их терпимости, терпеливости, сопереживанию и наблюдательности, в противном случае следует рекомендовать переход в другие подразделения, не связанные с работой с детьми
Согласно полученной психодиагностической модели (психограмме) при отборе и подборе кадров в ПДН мы рекомендуем использовать две группы методик:
1) тесты, определяющие личностные качества инспекторов: опросник Кеттелла, личностный опросник Айзенка (EPI), методика определения акцентуаций характера Леонгарда;
2) методики, определяющие коммуникативные качества: методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко, тест Гилфорда, определяющий социальный интеллект, методика Холмса и Раге на стрес-соустойчивость
Эти две группы методик в совокупности позволят практическому психологу выявить основные психологические профессионально важные качества, которыми должен обладать претендент на службу в подразделения ПДН .
Список литературы
1. Душкин А. С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних : дис . ... канд . психол . наук. СПб . , 2010. 20 с .
2. Бабичев И. В. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов : автореф дис . канд психол наук М. , 2011.20 с.
3 . Човдырова Г. С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 . № 1(52). С 38-43.
4. Човдырова Г. С, Митрохина Н. А. Психологическая структура профессиограммы в научных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 2(61) . С 97-101 .
5 . Човдырова Г. С. Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России . 2016. № 6 . С 197-200.
6. Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органах внутренних дел и оценки надежности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62). С 106-113 .
7 . Кечил Д. И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности : автореф . дис .... канд . психол. наук. М. , 2013. 20 с.
8 . Семчук И. В. Психологические особенности формирования готовности к профессиональной деятельности психологов в образовательных учреждениях МВД России : автореф дис . ... канд. психол. наук. М. , 2013. 24 с .
9 . Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 2(61) . С 22-25.
10 . Губин В. А., Егоров Д. А. Личный пример офицера как педагогическое условие воспитания военнослужащих — контрактников частей внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58) . С 38-41 .
11. Цветков В. Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения малолетних : автореф. дис . ... д-ра психол. наук. М. , 2005. 50 с .
12 . Callahan S. M. Intelligence and giftedness. New York, 2000 306 р
13 . Guilford J. The nature of human intelligence. New York, 1967 538 р
14. Guilford J. The ability to convert functions. Journal of creative behavior. New York, 1983. 207 р .
Psychodiagnostical Model of Psychogramme of a Successful Officer
of Juvenile Delinquency Units
Chovdyrova Gulchat S.,
Doctor of Sciences (Psychology), Doctor of Sciences (Medicine), Professor at the Department of Legal Psychology, V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, Moscow. e-mail: Gulchat 1944@ yandex.ru
Kuzmicheva Nadezhda A.,
post-graduate student at the Department of Legal Psychology, V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, Moscow. e-mail: [email protected]
The methods of Cattell, Eysenk, Boyko, Leongard, Guildford, Holmes, Rahe have been used to develop the psychogramme of a successful officer of juvenile delinquency units. The diagnosed standard model of a psychogramme of a successful officer of juvenile delinquency units comprises a high level of social intelligence manifested generally in interest and love to children, that is in abilities to foresee child and juvenile behaviour consequences, apprehend their further actions estimating real communications, predict events (frequent hetero-aggressions, autoagressions) basing on comprehension ofjuvenile feelings, thoughts and intentions, develop a distinct strategy of their own behaviour to achieve the goals in their work; be competent in non-verbal reactions, norm and role patterns and rules regulating juvenile behaviour (Methods of Guildford, subtest 1 (p < 0.001); reveal and understand juvenile non-verbal signs, compare them with verbal ones; identify feelings of juveniles not always being able to verbally express their feelings especially children with border psychic development from problem families who fall behind their peers in verbalization of feelings (Methods of Guildford, subtest 2 (p < 0.001).
Keywords: psychogramme, professionally important qualities, communicative ability, social intelligence, empathy, forecasting, revealing of non-verbal signs, stress tolerance.
Citation: Chovdyrova G. S., Kuzmicheva N. A. Psychodiagnostical Model of Psychogramme of a Successful Officer of Juvenile Delinquency Units. Psychopedagogy in law enforcement. No. 3(70). 2017. P. 61-67.
УДК 159.9.072.533 © С. В. Горностаев, 2017
Методика цветовых метафор как средство диагностики
служебной лояльности
Станислав Викторович Горностаев,
кандидат психологических наук, доцент, докторант Академии ФСИН России
Рязань, Россия. e-mail: [email protected]
Служебная лояльность — это система характеристик психоповеденческой интегрированное™ служащего в группу или группы, функционирующие в профессионально-служебной сфере. Основные диагностируемые параметры служебной лояльности — перечень групп, в которые интегрирован служащий, степень интеграции в них. Составляющие лояльности — ее структурные компоненты (психологическая и поведенческая стороны) и динамический деятельностный компонент. Наиболее обоснованный подход к диагностике лояльности как целостного явления и к диагностике служебной лояльности — изучение личностных черт, имеющих общегрупповое значение. Методика цветовых метафор И. Л. Соломина является эффективным средством диагностики служебной лояльности. Модификация методики, предназначенная для диагностики служебной лояльности, была успешно апробирована на выборке сотрудников пенитенциарной системы. Основной критерий оценки лояльности той или иной группе, при интерпретации данных методики цветовых метафор, — сравнительная привлекательность цвета для испытуемого, которым он обозначил оцениваемую группу. Способ выявления психологических причин и условий формирования лояльности группе — анализ группы понятий, обозначенных тем же цветом, что и оцениваемая группа. С ростом стажа службы и служебного статуса у испытуемых увеличивается выраженность актуальных лояльностей группам, относящимся к профессионально-служебной сфере.
Ключевые слова: лояльность, структура лояльности, служебная лояльность, методика цветовых метафор, психологическая диагностика, актуальные лояльности, потенциальные лояльности.
Для цитирования: Горностаев С. В. Методика цветовых метафор как средство диагностики служебной лояльности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 67-72.
Под термином «служебная лояльность» понимается система характеристик психоповеденческой инте-грированности служащего в группу или группы, функционирующие в профессионально-служебной сфере. Как основные параметры служебной лояльности рассма-
тривается перечень групп, в которые интегрирован служащий, а также степень интеграции в них
Необходимость исследования и психологической работы со служебной лояльностью сотрудников правоохранительных органов была подтверждена в результате