Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА'

ТРЕНИНГ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ЭТАПЫ ТРЕНИНГА / КИНОТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуждова Елена Николаевна

Тренинг как активная форма обучения иностранному языку имеет ряд важных характеристик, отличающих его от других форм и методов. Особенности его структуры, прикладной характер, возможность включения разных компонентов делают его удобным инструментом для работы над формированием навыков изучаемого иностранного языка. Данные исследования могут быть использованы в курсах по методике преподавания иностранных языков, а также на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуждова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS AN ACTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHOD: CONTENTS AND STRUCTURE

Training as an active form of teaching a foreign language has a number of important characteristics that distinguish it from other forms and methods. The features of its structure, applied nature, the possibility of including different components make it a convenient tool in the foreign language skills formation. The research data can be used in foreign languages teaching methodology courses, as well as in foreign language classes.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА»

УДК372.881.1

ТРЕНИНГ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Елена Николаевна Нуждова

кандидат филологических наук, доцент nuzhdova.elena@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Тренинг как активная форма обучения иностранному языку имеет ряд важных характеристик, отличающих его от других форм и методов. Особенности его структуры, прикладной характер, возможность включения разных компонентов делают его удобным инструментом для работы над формированием навыков изучаемого иностранного языка. Данные исследования могут быть использованы в курсах по методике преподавания иностранных языков, а также на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: тренинг, форма обучения, иностранный язык, лингводидактика, этапы тренинга, кинотренинг.

Структурная перестройка экономики России требует в среднесрочной перспективе повышения качества образования. Президент Российской Федерации, В.В. Путин, в «майском указе» 2018 года в числе одной из основных целей развития страны назвал обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Данная цель должна быть достигнута в том числе посредством внедрения в образовании новых методов обучения и образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, необходимых для успешной сдачи выпускных экзаменов.

В последние десятилетия в разных странах мира педагогическим сообществом ведутся поиски эффективных измерителей результатов школьного образования. Экзамен по иностранному языку в России проводится в формате Единого государственного экзамена (далее -ЕГЭ) единственной формой выпускных экзаменов в российских общеобразовательных учреждениях, по результатам которого выпускники поступают в высшие учебные заведения.

Проведенный анализ литературы показал, что в настоящее время уже имеется достаточно много работ, посвященных исследованию ЕГЭ как формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Так, например, Боченков С.В., Вальдман Н.А., Кравцов С.С., Музаев Л.А и Каверина А.П. в своих работах рассматривают сущность ЕГЭ, стоящие перед ними цели и задачи, преимущества и недостатки. Большую значимость имеют работы Артасова И.А., исследующего из года в год типичные затруднения, возникающие у выпускников при выполнении заданий ЕГЭ, а также анализирующего совместно с Мельниковой О.Н. эволюцию экзаменационных моделей ЕГЭ. Нельзя не отметить и ученых в сфере образования в целом и педагогики в частности, которые заложили основу технологиям, которые сегодня применяются в образовательном процессе. Например, Менчинская Н.А. проводила исследования, которые позволили выявить проблемы неуспеваемости школьников, а Давыдов В.В. в целом исследовал в чем

заключается сущность учебной деятельности. Беспалько В.П. анализировал педагогические технологии, которые могут быть применены на практике в школах в условиях перестройки и преодоления формализма в оценке деятельности учащихся и учителей. Даровских И.С. исследовала возможные пути повышения качества у учащихся, уделяя при этом особое внимание внеурочное обучение. Несмотря на то, что достаточно много ученых исследуют ЕГЭ и пути повышения качества образования, до сих пор вопрос методики качественной подготовки учеников старшей школы к ЕГЭ по иностранному языку недостаточно изучен.

Современные высокие требования к уровню знаний выпускников школ обусловлены вышеперечисленными явлениями и поэтому сегодня необходимо совершенствовать педагогические технологии подготовки выпускников старшей школы по иностранному языку, находить новые приемы и методы обучения, результатом которых станет овладение обучающимися предметными знаниями по иностранному языку и метапредметными компетенциями в такой степени, которая поможет достичь высоких результатов при сдаче ЕГЭ. Но в массовой практике школ не всегда уделяется достаточно времени на усвоение выпускниками не только предметных знаний, но и на развитие познавательных и регулятивных компетенций, навыков критического мышления, смыслового чтения текстов, умения формулировать причинно-следственные связи на иностранному языке между событиями, явлениями, процессами, умения аргументировать позицию при ответе на проблемный вопрос. Поэтому в настоящее время часть выпускников активно готовятся к ЕГЭ на элективных курсах, которые позволят более эффективно, вдумчиво и углубленно изучать иностранный язык в виде такой технологии, как тренинг.

Тренинг, в своем общем понимании, представляет современную технологию активного обучения социально-психологическим навыкам. Тренинг как комплексный метод развивающего обучения, направлен на достижение трех целей-результатов: предоставление информации, организация эффективных коммуникаций и формирование навыков работы [2, 7].

Тренинг является одним из современных образовательных методов. В ходе тренинга основной акцент идет не на повествование нового теоретического материала, а на закрепление уже усвоенного, но при этом цель тренинга также состоит в приобретении необходимых навыков и опыта для формирования компетенций учащегося. Отличительной чертой данного метода получения знаний является то, что участники тренинга, как правило, учатся на собственном опыте, где каждый может увидеть и осознать свои преимущества и недостатки. Кроме этого, в отличие от традиционных методов, тренинг ориентирован на охват всего имеющего потенциала ученика: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной, интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию самостоятельных решений, взаимодействие с участниками тренинга. Данный метод очень востребован, так как не растягивается на длительный промежуток времени, а проводится оперативно, за счет чего результаты проявляются почти сразу, а также тренинг позволяет задействовать творческий потенциал учащихся, который не был задействован ранее.

Существует классификация методов работы на тренинговых занятиях, рассмотрим их подробнее. Первое - ролевая игра, когда дети исполняют различные роли для того, чтобы отработать определенные ситуации и тем самым освоить материал на практике. Второе - деловая игра, в данном случае дети имитируют профессиональную деятельность. Третье - кейс - задания, учащимся предлагается проблемная ситуация, которая требует ее решения. Четвертое - групповая дискуссия, учащиеся совместно обсуждают и анализируют проблемную ситуацию данную учителем. Пятое - «мозговой штурм», это одно из популярных методов развития творческой активности, так же это эффективный способ включения в процесс как можно большего 81 количества учащихся. Суть заключается в том, что каждый свободен в выражении своих мыслей по проблемному вопросу.

Однако, по мнению некоторых исследователей, тренинг - это не метод, а форма обучения. Возможность включения в тренинг других методов обучения лежит в

основе указанной точки зрения. Так, Г.М. Коджаспирова определяет тренинг как «форму интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении» [3]. В современной психологии под коммуникативным тренингом, который получил распространение в лингводидактике, понимается «средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения и заключающееся в выработке коммуникативных умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияния» [1]. В отечественной лингводидактике большинство работ, посвященных тренингу, касаются именно коммуникативного тренинга, который рассматривается как самостоятельная технология обучения [6].

Несмотря на существующее разнообразие видов и трактовок, тренинг имеет ряд собственных черт. Если тренинг имеет продолжительный характер, необходимо разделить его на нескольких модулей [5]. В тренинге/модуле выделяется 3 этапа:

1. информативный;

2. интерактивный;

3. продуктивный [4].

На информативном этапе происходит ознакомление участников с теоретической основой тренинга, которая далее будет закрепляться в конкретных ситуация. Для интерактивного этапа характерно использование различных упражнений. На продуктивном этапе происходит автоматизация умений, сформированных в ходе тренинга.

Так, например, на продвинутом этапе овладения иностранным языком особый интерес и практическую значимость представляет технология обучающего кинотренинга, подразумевающая просмотр фильма на изучаемом языке и совместное обсуждение, включающее три группы вопросов.

Первая группа вопросов побуждает участников к выражению своих

чувств, мыслей и впечатлений относительно увиденного. Преподаватель организовывает и поддерживает дискуссию. Содержание каждого высказывания принимается, допущенные ошибки корректируются в соответствии с нормами изучаемого языка.

Отвечая на вопросы второй группы, участники кинотренинга осваивают навыки аргументации, интерпретации, активно используя для этого материалы фильма.

Третья группа - инструментальные вопросы, позволяющие управлять ходом обсуждения фильма, побуждающие дискуссию, повышая тем самым эмоциональную вовлеченность участников.

Технология кинотренинга повышает уверенность участников в своих знаниях, снимает коммуникативные барьеры.

Таким образом, тренинг подразумевает активную вовлеченность участников тренинга в образовательный процесс. Особенности структуры тренинга делают его удобным инструментом для работы над формированием навыков изучаемого иностранного языка, способствуют формированию не только языковой компетенции, но и коммуникативной компетенции в сфере изучаемого языка.

Список литературы:

1. Бурганова Н. Т. Внедрение коммуникативного тренинга в учебный процесс при развитии коммуникативной компетенции студентов// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 721-723.

2. Гусева М. Н Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. №№ 38. С. 40-49. - БОК УОКЬУЬ.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Академия. 2000. 176 с.

4. Самоукина Н.В. Живой театр тренинга. Технологии, упражнения,

игры, сценарии. СПб.: Питер. 2014. 311 с.

5. Солдатов А. Я. Бизнес-тренер: Секреты обучения взрослой аудитории. М.: Альпина Диджитал. 2017. 172 с.

6. Сухова Л.В. Технология кинотренинга в преподавании английского языка // Современные технологии и методы обучения иностранным языкам. М.: Издательство «Экзамен». 2006. С.299-301.

7. Фесенко О.П. Тренинг в системе преподавания русского языка как иностранного // Концепт. 2019. №1. С. 1-15.

UDC 372.881.1

TRAINING AS AN ACTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHOD: CONTENTS AND STRUCTURE

Elena N. Nuzhdova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

nuzhdova.elena@mail .ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

Abstract. Training as an active form of teaching a foreign language has a number of important characteristics that distinguish it from other forms and methods. The features of its structure, applied nature, the possibility of including different components make it a convenient tool in the foreign language skills formation. The research data can be used in foreign languages teaching methodology courses, as well as in foreign language classes.

Key words: training, teaching method, foreign language, language education, training stages, film-based training.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.