^ УДК 159.98
Е
< ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
и КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ:
О СТРУКТУРА И ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
2 Алиев А.А.
В статье метод тренинга рассмотрен как способ формирования педагогической О компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России. Основной акцент £н делается на рассмотрении оценочного и контрольного компонентов предлагаемой О автором тренинговой программы, описывается их содержание и логика реализации
К
^ In the article the method of training is described as the perspective approach for future officers of Ministry of Internal Affairs troops pedagogical competence upgrowthing. The e^ author especially pays attention for such components of the suggested training as evaluation Д of the incoming state ofpedagogical competence of cadets and the control of effectiveness Q of the training
s
Ключевые слова: педагогическая компетентность; тренинг; внутренние войска Keywords: pedagogical competence; training; Ministry of Internal Affairs troops
e
О Тренинг как форма активного обучения, нацеленного на развитие д разнообразных профессиональных компетенций, достаточно хорошо из-q вестен отечественным специалистам в области подготовки кадров. На сегодня названный метод распространен практически во всех сферах профес-^ сионального обучения, однако наиболее массовое применение он получил, Я безусловно, в области подготовки бизнес-специалистов самого широкого м профиля - от агентов по продажам до руководителей среднего и высшего pq звена1. Такое положение вещей предопределено тем, что в бизнес-сфере, как нигде остро, востребована оперативность и результативность обучения. Тре-¡^ нинг же, как отмечает Е. Безлепкина, представляет собой «такое обучение, ^ в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное вни-t^ мание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживало ния или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся полу-^ чают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые Д модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе»2. В этой связи, можно утверждать, что опыт использования тренинга, приобретенный в корпоративном обучении, может
1 Торн К., Маккей Д. Тренинг Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. 240 с.; Завьялова Ж. и др. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004. 134 с. и др.
2 Безлепкина Е. Современные методы обучения персонала. URL: http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/ Learnmmg%20methods.pdf (дата обращения: 18.11.2014).
быть с успехом использован в других областях, в том числе и в сфере подготовки военных кадров.
Основное отличие тренингового метода от других методов обучения заключается в том, что в процессе его реализации наилучшим образом воплощается в жизнь компетентностный подход в образовании. В процессе тренинга обучаемый помещается в ситуацию, когда в учебно-имитационном режиме, выполняя специально разработанные упражнения, он отрабатывает различные профессиональные приемы. «...Единицей анализа деятельности ... во время тренинга как учебно-развивающего метода, моделирующего действительность, - как пишет Л. Мороз, - выступает упражнение, оно связывает в единое целое внутреннее и внешнее, теоретическое и практическое, совершенствует качества и свойства субъекта, формирует способность к сознательным профессиональным действиям...»3. Получается, что в ходе тренинга (когда преподаватель [тренер] использует такие активные методы обучения, как анализ отдельного случая, ролевая игра, деловая игра, «мозговой штурм» и их комбинации4) обучаемый наиболее эффективно осваивает весь комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для реализации той или иной практической операции.
Как нам представляется, сущность названных наиболее часто применяемых в профессиональном обучении активных методов заключается в следующем:
- анализ отдельного случая (кейс-стади) - это метод изучения конкретного практического опыта, выявления причин того или иного явления или процесса и прогноза его развития. Как отмечает Г. Варганова, «кейс-стади направлены на изучение отдельного локального случая, произошедшего в конкретном месте, в конкретное время и имеющего четко определенные социальные и временные границы ... при этом "случай" исследуется в его уникальности, неповторимости, невоспроизводимости в других условиях как индивидуальное самоценное, целостное явление во всей совокупности связей, его формирующих.»5. Использование данного метода позволяет обучаемому выработать системные представления о различных типах практических задач, с которыми ему придется сталкиваться в реальности, сформулировать типологический подход к решению тех или иных профессиональных проблем, приобрести навык управления профессиональной информацией;
- ролевая игра представляет собой метод, в процессе реализации которого обучаемый принимает на себя определенную роль и начинает вести себя в соответствии с ней (так, как ожидают от него окружающие), позволяет
3 Мороз Л.И. Формирование личности профессионала в профессионально-психологическом тренинге // Психология и право. 2011. № 2. URL: http://psyjoumals.ru/psyandlaw/2011/n2/40905.shtml (дата обращения: 06.11.2014).
4 Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, Институт тренинга. 256 с.
5 Варганова Г.В. Кейс-стади как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.
«апробировать или репетировать поведенческие модели, успешные для его профессиональной деятельности»6;
- деловая игра, по сути дела, является разновидностью ролевой игры, однако отличается от нее тем, что в игровых условиях прописываются ограничения реальной (или вымышленной) организации. Как отмечают Ж. Завьялова и соавторы, деловая игра «.это метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определенных рецептов эффективной работы в профессиональной деятельности . деловая игра позволяет так организовать пространство тренинга, что участники, опираясь на свой профессиональный опыт, могут создать новый продукт, который является решением их реальных проблем.»7;
- «мозговой штурм» - это метод генерации идей группой, в ходе которого разрабатывается как можно больше вариантов решения заданной задачи, из числа которых позднее выбирается оптимальный.
Следует отметить, что тренинг может включать элементы психологического консультирования. Такой подход продемонстрирован в довольно большом количестве тренинговых программ8, успешно реализуемых в самых разных областях, в том числе и при подготовке кадров для силовых структур9.
Вместе с тем, нельзя забывать, что согласно как российским (Е.В. Сидоренко10), так и зарубежным Newsotm & Е. Scannell11) авторам, к основным компонентам тренинга относятся:
- содержание - непосредственно та информация, которая необходима обучаемому для усвоения компетенции - факты, правила, даты, нормативы и т.д.;
6 Бабанова Н.Н. Ролевая и деловая игра - как способ подбора персонала. URL: http://www.nwjob.ru/game. html (дата обращения: 04.11.2014).
7 Завьялова Ж. и др. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004. С. 13.
8 Кара Ж.Ю. Программа развивающего тренинга «Тренинг развития активной толерантности». Выпуск 5. «Развитие толерантных способов поведения»: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во КРЕДО, 2011. 32 с.; Гороховат-ский Л.Ю., Лагун А.В. Личностное развитие в процессе образовательной и профессиональной деятельности. Программа постоянно действующего социально-психологического семинара. СПб.: РИО СПб филиала РТА,
2011. 56 с.
9 Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.; Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. Конструкт психологической сопротивляемости личности как основа помогающей деятельности психолога-консультанта (основные направления исследовательской и опытно-консультативной деятельности) // Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том I. Инновационная Россия: проблемы и перспективы. В 2 ч. Ч. I / под общ. ред. профессора А.Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 212-214; Драгущенко О.А., Лобажевич В.В. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов через создание «психологических групп поддержки» // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. Том I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА,
2012. 320 с.
10 Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. 336 с.
11 Newsotm J.W., Scannell E.E. Games Tramers Play. NY.: McGraw-Hill, Inc. 1980. P. XIII.
- процесс - способ, с помощью которого содержание доносится до обучаемого;
- среда - совокупность условий, в рамках которых проходит обучение.
Цементирующим основанием этих трех компонентов, делающих их элементами единой системы, является цель тренинга.
Описанные выше методы, как можно заключить, составляют одну из главных составляющих любого тренинга - процесс. В этой связи при разработке программы тренинга необходимо четко сформулировать его цель, проработать такие его составляющие, как информационный блок (который обычно реализуется в тренинге в форме мини-лекций) и процессуальный блок и сформулировать психолого-педагогические условия, в которых данный тренинг будет проходить.
Следует отметить, что тренинг как метод обучения не является в чистом виде тренировкой - такой, какая активно применяется, например, при подготовке спортивных кадров12, когда одно и то же движение (или комплекс движений) повторяется огромное число раз и доводится до совершенства или когда та или иная функция (например, умение высоко прыгать или поднимать тяжести) доводится до автоматизма, и каковой его ошибочно считают многие специалисты.
Также нельзя путать понятие «тренинг» с понятием «тренаж», которое употребляется тогда, когда при обучении используются специальные технические средства - тренажеры, призванные упростить процесс тренировки некоторых сложных навыков (например, навык управления автомобилем, скоростным поездом или самолетом; навык манипулирования удаленными объектами в подводном или космическом пространстве; навык применения сложного вооружения, навык автоматизированного управления логистической системой и т.д.)13.
И. Коноплева пишет, что «.. .тренинговые методы - это углубленная работа с имеющимся опытом участников тренинга, их сотрудничество и взаимодействие. Источником новизны является новое использование опыта. В ходе занятий происходит переосмысление, изменение в восприятии, структурирование, выстраивание в определенную логику решения задач. Благодаря анализу собственных действий участники узнают новое о себе и своем поведении. Наиболее ценным в тренинговом обучении является обмен разным опытом, разными точками зрения, разным мировосприятием»14.
12 Стёганцев А.В. Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом). URL: http://www.treko.ru/show_article_1625 (дата обращения: 04.11.2014).
13 Электронный интерактивный тренажер «Тренинг по таможенному обслуживанию международных скоростных пассажирских поездов «Аллегро» Россия - Финляндия» («Аллегро»). СПб.: СПб филиал РТА. Электронное издание. (96 Мб).
14 Коноплева И.Н. Эффективность тренингов для подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/
Тренинг, таким образом, как метод обучения, обладает двумя значимыми отличиями, дифференцирующими его от традиционных учебных занятий: 1) он является формой активного обучения, в ходе которого происходит непосредственное применение на практике теоретических знаний; 2) он, в первую очередь, представляет собой метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения тех или иных прикладных задач.
К основным функциям тренинга относят15: диагностическую, формирующую, коррекционную, профилактическую и адаптационную. При этом конкретный тренинг может быть направлен на выполнение как какой-то одной из этих функций, так и их комбинации. Очевидно, что в контексте подготовки кадров приоритетными функциями тренинга становятся функции диагностики тех или иных компетенций и, соответственно, их формирования.
В наших предыдущих публикациях16 мы обосновали целесообразность применения метода тренинга для развития педагогической компетентности будущего офицера внутренних войск МВД России, а также сформулировали модель его педагогической компетентности. В настоящей работе подробнее остановимся на описании предлагаемого нами тренинга.
Рабочее название предлагаемой тренинговой программы «Формирование педагогической компетентности офицера».
Цель программы: развитие педагогической компетентности офицера и его готовности к педагогической деятельности.
Программа направлена на решение следующих учебно-развивающих задач (содержание тренинга):
Обучение:
- военно-педагогическому целеполаганию;
- организации и проведению занятий по боевой и общественно-государственной подготовке;
- организации и проведению занятий с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями;
- восприятию обучаемого (офицера, сержанта, солдата) в контексте его индивидуальных учебно-боевых потребностей на основе индивидуального, личностно-ориентированного подхода;
psyandlaw/2011/n1/39336.shtml (дата обращения: 06.11.2014).
15 Там же.
16 Пырский А.М., Алиев А.А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 123-130; Алиев А.А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сб. материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. С. 68-78 и др.
- реализации ресурсов образовательной среды и материально-технического обеспечения воинской части в интересах решения педагогических задач, а также модернизации и трансформации этих ресурсов в соответствии с динамикой учебного процесса;
- проектированию и осуществлению самообразования и повышения собственной квалификации как специалиста и как педагога.
Развитие:
- личностно-ориентированного восприятия у курсантов;
- способности к управлению воинским коллективом в интересах достижения военно-педагогических целей;
- активного мышления, методов освоения, анализа и запоминания информации;
- привычки к повышению собственной эрудиции;
- склонности к заинтересованному исполнению служебных обязанностей по предназначению;
- уровня осознания себя и своего места в обществе, коллективе, сфере профессиональной деятельности.
Тренинговый процесс организуется следующим образом:
Оптимальное количество участников тренинга - 10-15 курсантов, его продолжительность - 20,5 академических часа.
Тренинг проводится в групповом формате, однако имеет индивидуально-психологическую направленность. Важной отличительной чертой тренинга является его интеграция в образовательно-воспитательный процесс вуза (привязка к основной образовательной программе), что обеспечивает возможность использования знаний, приобретаемых в учебном процессе также и в интересах проведения тренинговых занятий (вследствие минимизации установочного компонента программы и максимального усиления содержательного компонента программы).
Подробные конспекты тренинговых занятий будут опубликованы нами в перспективе отдельным изданием. В настоящей работе подробнее остановимся на логике проведения тренинга и содержании отдельных его элементов.
Тренинг включает в себя следующие последовательно реализуемые компоненты:
1. Оценочный компонент.
2. Установочный компонент.
3. Формирующий компонент.
4. Контрольный компонент.
Оценочный компонент включает в себя экспертную оценку уровня педагогической компетенции участников тренинга и психодиагностику их отдельных личностных особенностей.
Установочный компонент выполняет функцию информационного наполнения тренинговой программы и включает в себя информацию, необходимую для реализации формирующего этапа тренинга.
Контрольный компонент представляет собой точную копию оценочного блока, предназначенную для оценки достоверности различий в уровне развития педагогической компетенции курсантов, прошедших подготовку в рамках тренинга.
Образовательная среда, в которой проводится тренинг, рассматривается в двух измерениях - как физически-материальная и как психологическая среда. В первом измерении среда тренинга объективируется как совокупность объектов учебно-материальной базы военного института МВД России, включая расположения учебных подразделений, учебные аудитории, полигоны, стрельбища и т.д.; во втором - это психологически безопасная образовательная среда, которая «.базируется на диалогических отношениях между преподавателями ... и студентами [в нашем случае - курсантами -прим. А.А.].»17.
Установочный и формирующий компоненты предлагаемой программы уже рассматривались нами18. Особого внимания и отдельного рассмотрения заслуживает оценочный компонент тренинга, копией которого, по сути дела, является контрольный компонент (так как технологии и методы оценки качественных характеристик педагогической компетентности до психолого-педагогического воздействия и после него должны быть представлены в параллельной форме).
Основной задачей оценочного/контрольного компонента является оценка уровня педагогической компетентности курсантов (на этапе начала тренинга), а также оценка эффективности тренингового воздействия (на этапе завершения тренинга). Проведение такой оценки возможно как минимум двумя способами: способом психодиагностики с использованием стандартизированных тестовых методик для объективной регистрации уровня развития личностных параметров курсантов в начале и конце тренинга и посредством использования метода экспертной оценки.
Если говорить о методах психодиагностики, то с их помощью можно исследовать ряд профессионально значимых личностных и познавательных качеств будущего педагога: уровень развития познавательных способностей, характеристики самооценки, уровень мотивации достижения успеха, ценностно-смысловые ориентации личности. Все перечисленные психологические конструкты являются составными элементами педагогической компетентности будущего офицера. Таким образом, качественная и количественная
17 Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.
18 Алиев А.А. Цит. соч.
оценка названных признаков дает возможность частично оценить уровень развития педагогической компетентности.
В программу оценочного блока тренинга, в связи со сказанным, мы включаем такие психодиагностические методики, как:
- краткий ориентировочный тест19 (для оценки уровня познавательной сферы) - компетенции «Способность к самостоятельному активному мышлению, освоению, анализу и запоминанию информации» и «Способность к целенаправленному и системному повышению собственной эрудиции»;
- методика С.Я. Будасси20 (для исследования уровня самооценки) -компетенции «Способность к заинтересованному исполнению служебных обязанностей по предназначению» и «Способность осознавать себя и свое место в обществе, коллективе, сфере профессиональной деятельности»;
- тест-опросник А. Мехрабиана21 (для измерения мотивации достижения успеха) - компетенции «Способность проектировать и осуществлять самообразование и повышение собственной квалификации как специалиста и как педагога» и «Способность управлять воинским коллективом в интересах достижения военно-педагогических целей»;
- тест М. Рокича22 (для исследования ценностно-смысловых ориента-ций) - компетенции «Способность к военно-педагогическому целеполага-нию» и «Способность к личностно-ориентированному восприятию обучаемого (офицера, сержанта, солдата)».
Дополнительно к предлагаемым методикам в оценочный/контрольный компоненты тренинга мы включаем также формализованное экспертное интервью, направленное на оценку следующих педагогических компетенций обучаемых: «Способность организовывать в подразделении боевую подготовку», «Способность лично проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями», «Способность к восприятию обучаемого (офицера, сержанта, солдата) в контексте его индивидуальных учебно-боевых потребностей» и «Способность реализовывать ресурсы образовательной среды и материально-технического обеспечения воинской части в интересах решения педагогических задач, а также модернизировать и трансформировать эти ресурсы в соответствии с динамикой учебного процесса».
Экспертам - командирам и преподавателям курсантов, вовлеченным в тренинговый процесс, предлагается заполнить опросный лист, в котором
19 Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006. 240 с.
20 Габдреева Г.Ш., Пейсахов Н.М. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань: Изд-во КГПУ 1988. 46 с.
21 Барабанщикова Т. А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. Практикум. М.: Ось-89, 2007. 388 с.
22 Андрианов А.И., Волкова Н.А., Десфонтейнес Л.Г. и др. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, Пе-троком, 1992. 320 с.
все 12 педагогических компетенций, выходящих в структуру педагогической компетентности, оцениваются по пятибалльной шкале применительно к каждому из участвующих в тренинге курсантов.
Интегральная оценка по названным психодиагностическим методикам и по экспертной оценке дает возможность оценить уровень педагогической компетентности курсанта на начальном этапе тренинга и на этапе его завершения.
Следует добавить, что оценка педагогической компетентности офицера с использованием такого формализованного интервью может проводиться дополнительно и после окончания им военного вуза, в рамках подготовки воинскими традиционными частями отзывов об уровне профессионализма выпускников (спустя год и два года службы в войсках), что даст возможность углубленно оценивать эффективность разработанной программы и год от года совершенствовать ее.
Более подробная проработка содержательных аспектов тренинговой программы и ее пробное применение в рамках формирующей экспериментальной работы являются ближайшей перспективой наших исследований. Предложенные подходы представляются наиболее адекватными целям и задачам проводимых нами исследований. С их помощью, как мы предполагаем, можно наиболее эффективно формировать педагогическую компетентность будущего офицера внутренних войск МВД России.
Библиографический список
1. Алиев А.А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сб. материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. С. 68-78.
2. Андрианов А.И., Волкова Н.А., Десфонтейнес Л.Г. и др. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Куд-ряшов. Петрозаводск, Петроком, 1992. 320 с.
3. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. Практикум. М.: Ось-89, 2007. 388 с.
4. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006. 240 с.
5. Варганова Г.В. Кейс-стади как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.
6. Габдреева Г.Ш., Пейсахов Н.М. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань: Изд-во КГПУ, 1988. 46 с.
7. Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.
8. Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. и др. Личностное развитие в процессе образовательной и профессиональной деятельности. Программа постоянно действующего социально-психологического семинара. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011. 56 с.
9. Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. Конструкт психологической сопротивляемости личности как основа помогающей деятельности психолога-консультанта (основные направления исследовательской и опытно-консультативной деятельности) // Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том I. Инновационная Россия: проблемы и перспективы. В 2 ч. Ч. I / под общ. ред. профессора А.Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 212-214.
10. Драгущенко О.А., Лобажевич В.В. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов через создание «психологических групп поддержки» // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. Том I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. 320 с.
11. Завьялова Ж. и др. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004. 134 с.
12. Кара Ж.Ю. Программа развивающего тренинга «Тренинг развития активной толерантности». Выпуск 5. «Развитие толерантных способов поведения»: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во КРЕДО, 2011. 32 с.
13. Пырский А.М., Алиев А.А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 123-130.
14. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. 336 с.
15. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
16. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, Институт тренинга. 256 с.
17. Бабанова Н.Н. Ролевая и деловая игра - как способ подбора персонала. URL: http:// www.nwjob.ru/game.html (дата обращения: 04.11.2014).
18. Безлепкина Е. Современные методы обучения персонала. URL: http://www.ngpc.ru/forum2010/ Articles/Learnining%20methods.pdf (дата обращения: 18.11.2014).
19. Коноплева И.Н. Эффективность тренингов для подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39336.shtml (дата обращения: 06.11.2014).
20. Мороз Л.И. Формирование личности профессионала в профессионально-психологическом тренинге // Психология и право. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/ n2/40905.shtml (дата обращения: 06.11.2014).
21. Стёганцев А.В. Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом). URL: http://www. treko.ru/show_article_1625 (дата обращения: 04.11.2014).
22. Электронный интерактивный тренажер «Тренинг по таможенному обслуживанию международных скоростных пассажирских поездов «Аллегро» Россия - Финляндия» («Аллегро»). СПб.: СПб филиал РТА. Электронное издание. (96 Мб).
23. Newsotm J.W., Scannell E.E. Games Trainers Play. NY.: McGraw-Hill, Inc. 1980. P. XIII.