Научная статья на тему 'Тренинг формирования педагогической компетентности курсантов вуза МВД России: структура и отдельные элементы'

Тренинг формирования педагогической компетентности курсантов вуза МВД России: структура и отдельные элементы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ТРЕНИНГ / TRAINING / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TROOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Абдулалим Абдулмаликович

В статье метод тренинга рассмотрен как способ формирования педагогической компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России. Основной акцент делается на рассмотрении оценочного и контрольного компонентов предлагаемой автором тренинговой программы, описывается их содержание и логика реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Абдулалим Абдулмаликович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAINING OF PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: STRUCTURE AND SOME ELEMENTS

In the article the method of training is described as the perspective approach for future officers of Ministry of Internal Affairs troops pedagogical competence upgrowthing. The author especially pays attention for such components of the suggested training as evaluation of the incoming state of pedagogical competence of cadets and the control of effectiveness of the training

Текст научной работы на тему «Тренинг формирования педагогической компетентности курсантов вуза МВД России: структура и отдельные элементы»

^ УДК 159.98

Е

< ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

и КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ:

О СТРУКТУРА И ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

2 Алиев А.А.

В статье метод тренинга рассмотрен как способ формирования педагогической О компетентности будущих офицеров внутренних войск МВД России. Основной акцент £н делается на рассмотрении оценочного и контрольного компонентов предлагаемой О автором тренинговой программы, описывается их содержание и логика реализации

К

^ In the article the method of training is described as the perspective approach for future officers of Ministry of Internal Affairs troops pedagogical competence upgrowthing. The e^ author especially pays attention for such components of the suggested training as evaluation Д of the incoming state ofpedagogical competence of cadets and the control of effectiveness Q of the training

s

Ключевые слова: педагогическая компетентность; тренинг; внутренние войска Keywords: pedagogical competence; training; Ministry of Internal Affairs troops

e

О Тренинг как форма активного обучения, нацеленного на развитие д разнообразных профессиональных компетенций, достаточно хорошо из-q вестен отечественным специалистам в области подготовки кадров. На сегодня названный метод распространен практически во всех сферах профес-^ сионального обучения, однако наиболее массовое применение он получил, Я безусловно, в области подготовки бизнес-специалистов самого широкого м профиля - от агентов по продажам до руководителей среднего и высшего pq звена1. Такое положение вещей предопределено тем, что в бизнес-сфере, как нигде остро, востребована оперативность и результативность обучения. Тре-¡^ нинг же, как отмечает Е. Безлепкина, представляет собой «такое обучение, ^ в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное вни-t^ мание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживало ния или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся полу-^ чают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые Д модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе»2. В этой связи, можно утверждать, что опыт использования тренинга, приобретенный в корпоративном обучении, может

1 Торн К., Маккей Д. Тренинг Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. 240 с.; Завьялова Ж. и др. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004. 134 с. и др.

2 Безлепкина Е. Современные методы обучения персонала. URL: http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/ Learnmmg%20methods.pdf (дата обращения: 18.11.2014).

быть с успехом использован в других областях, в том числе и в сфере подготовки военных кадров.

Основное отличие тренингового метода от других методов обучения заключается в том, что в процессе его реализации наилучшим образом воплощается в жизнь компетентностный подход в образовании. В процессе тренинга обучаемый помещается в ситуацию, когда в учебно-имитационном режиме, выполняя специально разработанные упражнения, он отрабатывает различные профессиональные приемы. «...Единицей анализа деятельности ... во время тренинга как учебно-развивающего метода, моделирующего действительность, - как пишет Л. Мороз, - выступает упражнение, оно связывает в единое целое внутреннее и внешнее, теоретическое и практическое, совершенствует качества и свойства субъекта, формирует способность к сознательным профессиональным действиям...»3. Получается, что в ходе тренинга (когда преподаватель [тренер] использует такие активные методы обучения, как анализ отдельного случая, ролевая игра, деловая игра, «мозговой штурм» и их комбинации4) обучаемый наиболее эффективно осваивает весь комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для реализации той или иной практической операции.

Как нам представляется, сущность названных наиболее часто применяемых в профессиональном обучении активных методов заключается в следующем:

- анализ отдельного случая (кейс-стади) - это метод изучения конкретного практического опыта, выявления причин того или иного явления или процесса и прогноза его развития. Как отмечает Г. Варганова, «кейс-стади направлены на изучение отдельного локального случая, произошедшего в конкретном месте, в конкретное время и имеющего четко определенные социальные и временные границы ... при этом "случай" исследуется в его уникальности, неповторимости, невоспроизводимости в других условиях как индивидуальное самоценное, целостное явление во всей совокупности связей, его формирующих.»5. Использование данного метода позволяет обучаемому выработать системные представления о различных типах практических задач, с которыми ему придется сталкиваться в реальности, сформулировать типологический подход к решению тех или иных профессиональных проблем, приобрести навык управления профессиональной информацией;

- ролевая игра представляет собой метод, в процессе реализации которого обучаемый принимает на себя определенную роль и начинает вести себя в соответствии с ней (так, как ожидают от него окружающие), позволяет

3 Мороз Л.И. Формирование личности профессионала в профессионально-психологическом тренинге // Психология и право. 2011. № 2. URL: http://psyjoumals.ru/psyandlaw/2011/n2/40905.shtml (дата обращения: 06.11.2014).

4 Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, Институт тренинга. 256 с.

5 Варганова Г.В. Кейс-стади как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.

«апробировать или репетировать поведенческие модели, успешные для его профессиональной деятельности»6;

- деловая игра, по сути дела, является разновидностью ролевой игры, однако отличается от нее тем, что в игровых условиях прописываются ограничения реальной (или вымышленной) организации. Как отмечают Ж. Завьялова и соавторы, деловая игра «.это метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определенных рецептов эффективной работы в профессиональной деятельности . деловая игра позволяет так организовать пространство тренинга, что участники, опираясь на свой профессиональный опыт, могут создать новый продукт, который является решением их реальных проблем.»7;

- «мозговой штурм» - это метод генерации идей группой, в ходе которого разрабатывается как можно больше вариантов решения заданной задачи, из числа которых позднее выбирается оптимальный.

Следует отметить, что тренинг может включать элементы психологического консультирования. Такой подход продемонстрирован в довольно большом количестве тренинговых программ8, успешно реализуемых в самых разных областях, в том числе и при подготовке кадров для силовых структур9.

Вместе с тем, нельзя забывать, что согласно как российским (Е.В. Сидоренко10), так и зарубежным Newsotm & Е. Scannell11) авторам, к основным компонентам тренинга относятся:

- содержание - непосредственно та информация, которая необходима обучаемому для усвоения компетенции - факты, правила, даты, нормативы и т.д.;

6 Бабанова Н.Н. Ролевая и деловая игра - как способ подбора персонала. URL: http://www.nwjob.ru/game. html (дата обращения: 04.11.2014).

7 Завьялова Ж. и др. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004. С. 13.

8 Кара Ж.Ю. Программа развивающего тренинга «Тренинг развития активной толерантности». Выпуск 5. «Развитие толерантных способов поведения»: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во КРЕДО, 2011. 32 с.; Гороховат-ский Л.Ю., Лагун А.В. Личностное развитие в процессе образовательной и профессиональной деятельности. Программа постоянно действующего социально-психологического семинара. СПб.: РИО СПб филиала РТА,

2011. 56 с.

9 Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.; Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. Конструкт психологической сопротивляемости личности как основа помогающей деятельности психолога-консультанта (основные направления исследовательской и опытно-консультативной деятельности) // Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том I. Инновационная Россия: проблемы и перспективы. В 2 ч. Ч. I / под общ. ред. профессора А.Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 212-214; Драгущенко О.А., Лобажевич В.В. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов через создание «психологических групп поддержки» // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. Том I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА,

2012. 320 с.

10 Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. 336 с.

11 Newsotm J.W., Scannell E.E. Games Tramers Play. NY.: McGraw-Hill, Inc. 1980. P. XIII.

- процесс - способ, с помощью которого содержание доносится до обучаемого;

- среда - совокупность условий, в рамках которых проходит обучение.

Цементирующим основанием этих трех компонентов, делающих их элементами единой системы, является цель тренинга.

Описанные выше методы, как можно заключить, составляют одну из главных составляющих любого тренинга - процесс. В этой связи при разработке программы тренинга необходимо четко сформулировать его цель, проработать такие его составляющие, как информационный блок (который обычно реализуется в тренинге в форме мини-лекций) и процессуальный блок и сформулировать психолого-педагогические условия, в которых данный тренинг будет проходить.

Следует отметить, что тренинг как метод обучения не является в чистом виде тренировкой - такой, какая активно применяется, например, при подготовке спортивных кадров12, когда одно и то же движение (или комплекс движений) повторяется огромное число раз и доводится до совершенства или когда та или иная функция (например, умение высоко прыгать или поднимать тяжести) доводится до автоматизма, и каковой его ошибочно считают многие специалисты.

Также нельзя путать понятие «тренинг» с понятием «тренаж», которое употребляется тогда, когда при обучении используются специальные технические средства - тренажеры, призванные упростить процесс тренировки некоторых сложных навыков (например, навык управления автомобилем, скоростным поездом или самолетом; навык манипулирования удаленными объектами в подводном или космическом пространстве; навык применения сложного вооружения, навык автоматизированного управления логистической системой и т.д.)13.

И. Коноплева пишет, что «.. .тренинговые методы - это углубленная работа с имеющимся опытом участников тренинга, их сотрудничество и взаимодействие. Источником новизны является новое использование опыта. В ходе занятий происходит переосмысление, изменение в восприятии, структурирование, выстраивание в определенную логику решения задач. Благодаря анализу собственных действий участники узнают новое о себе и своем поведении. Наиболее ценным в тренинговом обучении является обмен разным опытом, разными точками зрения, разным мировосприятием»14.

12 Стёганцев А.В. Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом). URL: http://www.treko.ru/show_article_1625 (дата обращения: 04.11.2014).

13 Электронный интерактивный тренажер «Тренинг по таможенному обслуживанию международных скоростных пассажирских поездов «Аллегро» Россия - Финляндия» («Аллегро»). СПб.: СПб филиал РТА. Электронное издание. (96 Мб).

14 Коноплева И.Н. Эффективность тренингов для подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/

Тренинг, таким образом, как метод обучения, обладает двумя значимыми отличиями, дифференцирующими его от традиционных учебных занятий: 1) он является формой активного обучения, в ходе которого происходит непосредственное применение на практике теоретических знаний; 2) он, в первую очередь, представляет собой метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения тех или иных прикладных задач.

К основным функциям тренинга относят15: диагностическую, формирующую, коррекционную, профилактическую и адаптационную. При этом конкретный тренинг может быть направлен на выполнение как какой-то одной из этих функций, так и их комбинации. Очевидно, что в контексте подготовки кадров приоритетными функциями тренинга становятся функции диагностики тех или иных компетенций и, соответственно, их формирования.

В наших предыдущих публикациях16 мы обосновали целесообразность применения метода тренинга для развития педагогической компетентности будущего офицера внутренних войск МВД России, а также сформулировали модель его педагогической компетентности. В настоящей работе подробнее остановимся на описании предлагаемого нами тренинга.

Рабочее название предлагаемой тренинговой программы «Формирование педагогической компетентности офицера».

Цель программы: развитие педагогической компетентности офицера и его готовности к педагогической деятельности.

Программа направлена на решение следующих учебно-развивающих задач (содержание тренинга):

Обучение:

- военно-педагогическому целеполаганию;

- организации и проведению занятий по боевой и общественно-государственной подготовке;

- организации и проведению занятий с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями;

- восприятию обучаемого (офицера, сержанта, солдата) в контексте его индивидуальных учебно-боевых потребностей на основе индивидуального, личностно-ориентированного подхода;

psyandlaw/2011/n1/39336.shtml (дата обращения: 06.11.2014).

15 Там же.

16 Пырский А.М., Алиев А.А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 123-130; Алиев А.А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сб. материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. С. 68-78 и др.

- реализации ресурсов образовательной среды и материально-технического обеспечения воинской части в интересах решения педагогических задач, а также модернизации и трансформации этих ресурсов в соответствии с динамикой учебного процесса;

- проектированию и осуществлению самообразования и повышения собственной квалификации как специалиста и как педагога.

Развитие:

- личностно-ориентированного восприятия у курсантов;

- способности к управлению воинским коллективом в интересах достижения военно-педагогических целей;

- активного мышления, методов освоения, анализа и запоминания информации;

- привычки к повышению собственной эрудиции;

- склонности к заинтересованному исполнению служебных обязанностей по предназначению;

- уровня осознания себя и своего места в обществе, коллективе, сфере профессиональной деятельности.

Тренинговый процесс организуется следующим образом:

Оптимальное количество участников тренинга - 10-15 курсантов, его продолжительность - 20,5 академических часа.

Тренинг проводится в групповом формате, однако имеет индивидуально-психологическую направленность. Важной отличительной чертой тренинга является его интеграция в образовательно-воспитательный процесс вуза (привязка к основной образовательной программе), что обеспечивает возможность использования знаний, приобретаемых в учебном процессе также и в интересах проведения тренинговых занятий (вследствие минимизации установочного компонента программы и максимального усиления содержательного компонента программы).

Подробные конспекты тренинговых занятий будут опубликованы нами в перспективе отдельным изданием. В настоящей работе подробнее остановимся на логике проведения тренинга и содержании отдельных его элементов.

Тренинг включает в себя следующие последовательно реализуемые компоненты:

1. Оценочный компонент.

2. Установочный компонент.

3. Формирующий компонент.

4. Контрольный компонент.

Оценочный компонент включает в себя экспертную оценку уровня педагогической компетенции участников тренинга и психодиагностику их отдельных личностных особенностей.

Установочный компонент выполняет функцию информационного наполнения тренинговой программы и включает в себя информацию, необходимую для реализации формирующего этапа тренинга.

Контрольный компонент представляет собой точную копию оценочного блока, предназначенную для оценки достоверности различий в уровне развития педагогической компетенции курсантов, прошедших подготовку в рамках тренинга.

Образовательная среда, в которой проводится тренинг, рассматривается в двух измерениях - как физически-материальная и как психологическая среда. В первом измерении среда тренинга объективируется как совокупность объектов учебно-материальной базы военного института МВД России, включая расположения учебных подразделений, учебные аудитории, полигоны, стрельбища и т.д.; во втором - это психологически безопасная образовательная среда, которая «.базируется на диалогических отношениях между преподавателями ... и студентами [в нашем случае - курсантами -прим. А.А.].»17.

Установочный и формирующий компоненты предлагаемой программы уже рассматривались нами18. Особого внимания и отдельного рассмотрения заслуживает оценочный компонент тренинга, копией которого, по сути дела, является контрольный компонент (так как технологии и методы оценки качественных характеристик педагогической компетентности до психолого-педагогического воздействия и после него должны быть представлены в параллельной форме).

Основной задачей оценочного/контрольного компонента является оценка уровня педагогической компетентности курсантов (на этапе начала тренинга), а также оценка эффективности тренингового воздействия (на этапе завершения тренинга). Проведение такой оценки возможно как минимум двумя способами: способом психодиагностики с использованием стандартизированных тестовых методик для объективной регистрации уровня развития личностных параметров курсантов в начале и конце тренинга и посредством использования метода экспертной оценки.

Если говорить о методах психодиагностики, то с их помощью можно исследовать ряд профессионально значимых личностных и познавательных качеств будущего педагога: уровень развития познавательных способностей, характеристики самооценки, уровень мотивации достижения успеха, ценностно-смысловые ориентации личности. Все перечисленные психологические конструкты являются составными элементами педагогической компетентности будущего офицера. Таким образом, качественная и количественная

17 Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.

18 Алиев А.А. Цит. соч.

оценка названных признаков дает возможность частично оценить уровень развития педагогической компетентности.

В программу оценочного блока тренинга, в связи со сказанным, мы включаем такие психодиагностические методики, как:

- краткий ориентировочный тест19 (для оценки уровня познавательной сферы) - компетенции «Способность к самостоятельному активному мышлению, освоению, анализу и запоминанию информации» и «Способность к целенаправленному и системному повышению собственной эрудиции»;

- методика С.Я. Будасси20 (для исследования уровня самооценки) -компетенции «Способность к заинтересованному исполнению служебных обязанностей по предназначению» и «Способность осознавать себя и свое место в обществе, коллективе, сфере профессиональной деятельности»;

- тест-опросник А. Мехрабиана21 (для измерения мотивации достижения успеха) - компетенции «Способность проектировать и осуществлять самообразование и повышение собственной квалификации как специалиста и как педагога» и «Способность управлять воинским коллективом в интересах достижения военно-педагогических целей»;

- тест М. Рокича22 (для исследования ценностно-смысловых ориента-ций) - компетенции «Способность к военно-педагогическому целеполага-нию» и «Способность к личностно-ориентированному восприятию обучаемого (офицера, сержанта, солдата)».

Дополнительно к предлагаемым методикам в оценочный/контрольный компоненты тренинга мы включаем также формализованное экспертное интервью, направленное на оценку следующих педагогических компетенций обучаемых: «Способность организовывать в подразделении боевую подготовку», «Способность лично проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями», «Способность к восприятию обучаемого (офицера, сержанта, солдата) в контексте его индивидуальных учебно-боевых потребностей» и «Способность реализовывать ресурсы образовательной среды и материально-технического обеспечения воинской части в интересах решения педагогических задач, а также модернизировать и трансформировать эти ресурсы в соответствии с динамикой учебного процесса».

Экспертам - командирам и преподавателям курсантов, вовлеченным в тренинговый процесс, предлагается заполнить опросный лист, в котором

19 Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006. 240 с.

20 Габдреева Г.Ш., Пейсахов Н.М. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань: Изд-во КГПУ 1988. 46 с.

21 Барабанщикова Т. А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. Практикум. М.: Ось-89, 2007. 388 с.

22 Андрианов А.И., Волкова Н.А., Десфонтейнес Л.Г. и др. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, Пе-троком, 1992. 320 с.

все 12 педагогических компетенций, выходящих в структуру педагогической компетентности, оцениваются по пятибалльной шкале применительно к каждому из участвующих в тренинге курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интегральная оценка по названным психодиагностическим методикам и по экспертной оценке дает возможность оценить уровень педагогической компетентности курсанта на начальном этапе тренинга и на этапе его завершения.

Следует добавить, что оценка педагогической компетентности офицера с использованием такого формализованного интервью может проводиться дополнительно и после окончания им военного вуза, в рамках подготовки воинскими традиционными частями отзывов об уровне профессионализма выпускников (спустя год и два года службы в войсках), что даст возможность углубленно оценивать эффективность разработанной программы и год от года совершенствовать ее.

Более подробная проработка содержательных аспектов тренинговой программы и ее пробное применение в рамках формирующей экспериментальной работы являются ближайшей перспективой наших исследований. Предложенные подходы представляются наиболее адекватными целям и задачам проводимых нами исследований. С их помощью, как мы предполагаем, можно наиболее эффективно формировать педагогическую компетентность будущего офицера внутренних войск МВД России.

Библиографический список

1. Алиев А.А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сб. материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. С. 68-78.

2. Андрианов А.И., Волкова Н.А., Десфонтейнес Л.Г. и др. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Куд-ряшов. Петрозаводск, Петроком, 1992. 320 с.

3. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. Практикум. М.: Ось-89, 2007. 388 с.

4. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006. 240 с.

5. Варганова Г.В. Кейс-стади как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.

6. Габдреева Г.Ш., Пейсахов Н.М. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань: Изд-во КГПУ, 1988. 46 с.

7. Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.

8. Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. и др. Личностное развитие в процессе образовательной и профессиональной деятельности. Программа постоянно действующего социально-психологического семинара. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011. 56 с.

9. Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. Конструкт психологической сопротивляемости личности как основа помогающей деятельности психолога-консультанта (основные направления исследовательской и опытно-консультативной деятельности) // Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том I. Инновационная Россия: проблемы и перспективы. В 2 ч. Ч. I / под общ. ред. профессора А.Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 212-214.

10. Драгущенко О.А., Лобажевич В.В. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов через создание «психологических групп поддержки» // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. Том I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. 320 с.

11. Завьялова Ж. и др. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004. 134 с.

12. Кара Ж.Ю. Программа развивающего тренинга «Тренинг развития активной толерантности». Выпуск 5. «Развитие толерантных способов поведения»: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во КРЕДО, 2011. 32 с.

13. Пырский А.М., Алиев А.А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 123-130.

14. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. 336 с.

15. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

16. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, Институт тренинга. 256 с.

17. Бабанова Н.Н. Ролевая и деловая игра - как способ подбора персонала. URL: http:// www.nwjob.ru/game.html (дата обращения: 04.11.2014).

18. Безлепкина Е. Современные методы обучения персонала. URL: http://www.ngpc.ru/forum2010/ Articles/Learnining%20methods.pdf (дата обращения: 18.11.2014).

19. Коноплева И.Н. Эффективность тренингов для подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39336.shtml (дата обращения: 06.11.2014).

20. Мороз Л.И. Формирование личности профессионала в профессионально-психологическом тренинге // Психология и право. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/ n2/40905.shtml (дата обращения: 06.11.2014).

21. Стёганцев А.В. Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом). URL: http://www. treko.ru/show_article_1625 (дата обращения: 04.11.2014).

22. Электронный интерактивный тренажер «Тренинг по таможенному обслуживанию международных скоростных пассажирских поездов «Аллегро» Россия - Финляндия» («Аллегро»). СПб.: СПб филиал РТА. Электронное издание. (96 Мб).

23. Newsotm J.W., Scannell E.E. Games Trainers Play. NY.: McGraw-Hill, Inc. 1980. P. XIII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.