Научная статья на тему 'Тренинг формирования коммуникативных навыков для работников оперативных служб'

Тренинг формирования коммуникативных навыков для работников оперативных служб Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1837
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинг формирования коммуникативных навыков для работников оперативных служб»

психологическое наблюдение за сотрудниками. Анализ результатов наблюдения показал следующее.

1. Отмечается низкая психоэмоциональная устойчивость к различного рода стрессорам в экстремальных ситуациях у 42% сотрудников.

2. Отсутствует мотивация к процессу обучения, подготовки к действиям в экстремальных условиях у 50% всех сотрудников.

3. Отсутствует необходимая сплоченность в коллективах двух взводов, что может негативно сказаться на выполнении поставленных перед ними задач.

4. При прохождении психологической полосы препятствий были выявлены индивидуальные психологические проблемы, которые также могут негативно сказаться на выполнении профессиональных обязанностей. Так, четверо сотрудников отказались преодолеть этап «полиспас» (боязнь высоты).

Таким образом, проведение подобного рода психологической подготовки выявило необходимость данных испытаний, упражнений с увеличением уровня сложности, изменением условий, что способствует выработке навыков по повышению уровня психоэмоциональной устойчивости, сплочению коллектива отрядов, выявлению индивидуальных психологических проблем с последующей консультацией у психолога, психотерапевта.

Подобную практику психологической подготовки сотрудников, несущих службу в экстремальных условиях боевых действий, можно применить в других органах внутренних дел России.

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ

Ж.В. Чахлова, ст. психолог,

Е.И. Чередникова, психолог

ЮУ УВДТ, г. Челябинск «Мало знать, лишь умение делает нас могущественными»

Китайская мудрость

Предлагаемая работа имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер.

Социально-психологический тренинг—это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы: развития личности; формирования и отработки профессионально важных качеств; оказания психологической помощи и поддержки.

Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Серьезные проблемы возникают у современного человека в деловой и повседневной обстановке. Жизнь порой заставляет отказываться от многих привычек и ломает устоявшиеся стереотипы. Неподго-

товленному человеку иногда очень трудно выйти из трудной ситуации «без потерь», нервных срывов и заболеваний. Часто это происходит от того, что человек, испытывающий затруднения, боится обратиться за помощью к окружающим. А в тренинговой группе человек чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять другим.

Член группы может смело экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные и профессиональные умения и навыки. А помогает ему в этом обратная связь, которую каждый участник получает от группы в ходе занятия и при обсуждении выполненных упражнений.

Любой тренинг, какие бы цели он ни преследовал, почти всегда начинается с выработки правил группы.

Правила работы группы

Назначение:

— установление принципов работы в группе помогает созданию чувства относительной обособленности группы.

Для начала работы группе предлагается сесть в круг, лицом друг к другу и приступить к свободному обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе

1. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

2. Обращение между всеми участниками на «ты».

3. Искренность в общении.

4. Правило «здесь и теперь».

5. Каждый участник говорит за себя от своего имени.

6. Правило «стоп».

Это право каждого члена группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблем.

Рекомендации ведущему

Основная задача ведущего: создание самых благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. Тренер только помогает, всю основную работу над собой делает сам участник.

1-й день

Упражнение 1. Бессловесное представление.

Цель: продемонстрировать, что невербальный язык общения очень часто может быть использован при сотрудничестве с другими людьми.

Процедура:

1) поделить участников на пары (желательно, чтобы участники были незнакомы или хотя бы знали друг друга не слишком хорошо), целью данного упражнения является возможность проиллюстрировать значимость бессловесного общения;

2) по вашему сигналу один участник начинает «представлять» себя своему партнеру. Он может пользоваться любой бутафорией (любыми знаками и жестами, позами), но они не должны произносить ни слова;

3) через две минуты — очередь второго участника сделать то же самое (опять ни слова!);

4) по окончании следующих двух минут привлеките всеобщее внимание и попросите каждого участника представить своего собеседника.

Вопросы для обсуждения:

1. Насколько точно они перевели язык жестов вашего партнера?

2. Придумали ли Вы более творческую передачу своей мысли?

3. Трудно ли было описать себя без слов?

4. Какие барьеры стоят на пути бессловесного общения?

5. Как эти барьеры можно снизить?

Упражнение 2. Цифры на спине.

Ведущие готовят заранее листочки с цифрами, которые крепят на спины участникам. Задание: ваша задача заключается в следующем: построиться по порядку номеров, но при этом нельзя разговаривать. Упражнение делается под счет ведущего.

Информирование о невербальном общении (ведущие -тренеры):

* дистанция общения

Упражнение 3. Определение интимной зоны участников.

Все разбиваются на пары. Один человек стоит, другой идет ему навстречу. Затем наоборот.

Информирование о невербальном общении (ведущие— тренеры):

* жесты: открытые, закрытые, уверенное поведение, неуверенное поведение.

Упражнение 4. Испорченный видеомагнитофон.

Все участники выстраиваются в одну шеренгу спиной к ведущему. Ведущий показывает серию жестов первому участнику, затем первый участник передает второму, то, что увидел и запомнил, и т.д. Последний участник передает информацию ведущему.

После упражнения — обсуждение.

Ролевая игра «Допрос».

Из группы участники выбирают трех человек, которые будут играть роли: 1) оперативного уполномоченного, 2) преступника, 3) подозреваемого, не совершавшего преступления.

Первого просят удалиться из комнаты, так как он не должен знать, кто из подозреваемых истинный «преступник», а кто ложный. Ложного преступника после того, как удалили оперативного уполномоченного, тоже просят удалиться. Группа составляет «преступнику» легенду: вид преступления — кража, где она была совершена, что украли, где спрятано. Оба «подозреваемых» должны придумать себе легенду: кто они, чем занимаются и т. д.

После собирают всех трех участников вместе.

Оперуполномоченному дается информация о том, что была совершена кража, и где она была совершена. Перед вами один — преступник, другой — нет, определите, кто из них преступник, и раскройте кражу.

Обсуждение проигранных сюжетов.

Заключительная часть занятия

Участникам тренинга задают вопросы;

1. В какой степени Вы удовлетворены занятием?

2. Ваши чувства после тренинга?

3. Что вам понравилось, а что — нет?

4. Что дала работа в содержательном плане?

Ведущие дают оценку своего мероприятия тренинга.

Упражнение 5. Шаман.

Все встают в круг, кладут руки на плечи друг другу и медленно двигаются под какое-либо четверостишие. Ведущий говорит: «Представьте, что в середине круга горит костер. И чем быстрее мы движемся по кругу, тем ярче он разгорается». Остановились, протянули руки в центр круга, положили свою руку на руки других по принципу: «Один за всех, все — за одного».

До свидания, до следующего занятия.

2-й день

Упражнение 1. Разминка. «Здравствуйте, я ...»

Каждый выходит в круг, здоровается, а затем за ним все хором повторяют это приветствие три раза, передавая интонацию, мимику, жесты.

Упражнение 2. Переходы со стульями.

Каждый берет за спинку свой стул и по команде ведущего, не общаясь вербально, все должны перестроиться:

— в самый большой круг;

— в самый маленький круг;

— в квадрат;

— построить лесенку;

— построить елочку. Упражнение делается по счет ведущего.

Упражнение 3.

Разбились на две команды. Задание командам: «Давайте вспомним, что мы с вами говорили о невербальном общении на прошлом занятии. Напишите, пожалуйста, о таких каналах невербального общения, как дистанция и жесты». По окончании работы обсуждаются результаты работы обеих команд.

Ведущий-тренер дает информацию о следующих каналах невербального общения:

* мимика,

* взгляд, выражение лица (глаз).

Упражнение 4. Эмоции (найти пару по эмоциям....).

Раздаются карточки, на которых написаны эмоции (радость, гнев, страх...) по две с одинаковой эмоцией. Участники изображают выпавшую им эмоцию, и каждый должен найти свою пару.

Ведущий-тренер дает информацию о каналах невербального общения: голосе, интонации.

Упражнение 5. Отработка интонации.

Ведущий предлагает любую фразу. Группе дается задание сказать эту фразу с различной интонацией так, чтобы интонации не повторялись. Произнеся фразу, игрок ждет, пока остальные участники выскажут свои версии с интонацией, характерной для той эмоции, с какой была произнесена фраза. Затем он сообщает, какое чувство он вкладывал в эту интонацию. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.

Упражнение 6. Царский указ.

Ведущий - тренер зачитывает текст. Задача участников прочитать указ с такой интонацией, как это делали глашатаи в царские времена.

Обсуждение результатов.

Упражнение 7. Игра «Мафия».

Увлекательная психологическая игра с захватывающим детективным сюжетом. Количество участников — 13 человек. Имеет обучающий эффект для наблюдателей (неограниченное количество).

Задача: развитие навыков идентификации лжи у партнера по коммуникации, выявления состояния волнения, чтения невербальных сигналов, характеризующих внутреннее состояние партнера, развитие коммуникативной интуиции. От участников требуются аналитические способности, наблюдательность, самообладание, артистические способности.

Краткий сюжет: трое из тринадцати участников, «Жители города Рима», оказываются членами мафии, среди оставшихся «честных жителей»: «мэр города» и «комиссар полиции».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый из персонажей заранее знает только свою роль, о настоящем же игровом статусе остальных участников игры может только догадываться по их поведению во время обсуждения, голосований относительно подозрений в членстве в мафии и пр. Каждый персонаж имеет свои права. В чередовании дней и ночей и соответствующих им игровых ситуациях задача мафии — уничтожить всех честных жителей, задача честных жителей —выявить и ликвидировать мафию. Как и во всяком детективе, интересы граждан самоотверженно защищает комиссар полиции, в случае гибели которого жителям в их борьбе за жизнь приходится особенно нелегко.

После каждого тура игры происходит психологический анализ игровых ситуаций с разбором поведенческих ошибок и достижений игроков.

Требуемые условия: столы, стулья для участников (рассаживающихся по кругу), колода игральных карт, 13 свечей в подсвечниках, 13 черных повязок. Время одного тура игры — 30-50 минут, разбора — 10-15 минут. Обычно проводится цикл из 3-4 туров.

Обсуждение упражнения.

В заключение участников просят заполнить анкету обратной связи.

Анкета

Дата_Тренинговое имя__

1. Ваше мнение о тренинге (5 баллов)_

2. Ваше самочувствие (5 баллов)_

3. Удовлетворенность своим поведением (5 баллов)_

4. Желание заниматься тренингом (5 баллов)_

5. Кто оказал влияние на ход тренинга_

6. Кто не оказал никакого влияния на ход тренинга_

7. С кем бы Вы хотели играть в ролевой игре?._

8. С кем бы Вы не хотели играть в ролевой игре?_

9. Ваши пожелания, замечания ведущим-тренерам_

Упражнение 8. Шаман (см. 1 день тренинга).

Спасибо всем за работу, до свидания!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для СОТРУДНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ В ИТУМ-КАЛИНСКИЙ вовд

Л.Н. Тилькунов, ст. ПСИХОЛОГ ГУВД

Новосибирской области

Цель: психоэмоциональное сплочение нового коллектива и диагностика возможных реакций сотрудников на стресс-факторы.

Задачи:

1. Знакомство и создание взаимного доверия в группе.

2. Выработка установки на выживание.

3. Обучение выработке коллективных решений.

4. Выработка навыков совместных координированных действий.

5. Обучение способам саморегуляции.

6. Выявление сотрудников с проблемами в адаптации и неадекватными реакциями на стресс-факторы.

7. Консультирование командира о возможных проблемах в его подразделении во время командировки.

Обоснование актуальности

Сводный отряд милиции является временным формированием, собранным для выполнения задач в условиях боевых действий. В отряд входят сотрудники из различных отделов, служб и структур ГУВД, с различным опытом и стажем работы. Такие различия, в сочетании с ограниченным сроком подготовки в учебном центре, разрозненностью коллектива и важностью предстоящей работы в условиях повышенного риска создают необходимость проведения краткосрочных и интенсивных тренинговых занятий. Опыт предыдущих командировок показал, что разобщенность коллектива мешает эффективному выполнению заданий и затрудняет руководство и контроль командира над подчиненными. Незнание командиром возможных реакций подчиненных на стресс-факторы также приводит к потенциально конфликтным ситуациям. Все это осложняет процесс адаптации в экстремальных условиях и отнимает силы и время. Примерно 20-30% сотрудников в отряде получают психотравмы при выполнении боевых заданий. Обучение методам психофизиологической саморегуляции организма позволяет снизить процент боевых психических потерь во время командировки.

Гипотеза

Проведение психологического учебно-диагностического тренинга, направленного на сплочение коллектива, диагностику возможных реакций сотрудников на стресс-факторы и выработку установки на выживание, позволяет сократить срок адаптации, более быстро и эффективно выполнять боевые задачи, а командованию — адекватно оценивать поведение своих подчиненных и вовремя предупреждать конфликтные напряжения. Данный тренинг будет способствовать повышению боевого духа и сплоченнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.