Научная статья на тему 'Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел Кузбасса, командируемых для проведения контртеррористических операции в Чеченской Республике'

Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел Кузбасса, командируемых для проведения контртеррористических операции в Чеченской Республике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел Кузбасса, командируемых для проведения контртеррористических операции в Чеченской Республике»

Блок 5. Дополнительные темы.

Тема 14. Личность, зависимость и созависи-мость.

Какие черты моей личности создали благоприятную почву для развития и существования зависимости.

Тема 15. Высшая сила. Система ценностей, их роль в терапии зависимости.

Моя система ценностей (3 важнейшие) и моя Высшая сила: как могут помочь мне в трезвенности.

Примечание: все темы рассчитаны на 2 часа практических занятий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КУЗБАССА, КОМАНДИРУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

И.В.Глумова, инспектор-психолог УВД

г.Новокузнецк

Для обеспечения морально-психологического сопровождения личного состава отрядов патрульно-постовой службы милиции городов Юга Кузбасса, командируемых для проведения контртеррористических операций и несения службы во временном отделе внутренних дел МВД России Ачхой-Мартановского административного района Чеченской Республики в апреле 2001 г. на период обучения в учебном центре № 2 ГУВД Кемеровской области (г. Новокузнецк) была создана рабочая группа психологов УВД г. Новокузнецка.

Были проведены тренинговые упражнения, направленные на сплочение отряда и эффективную совместную деятельность в экстремальных ситуациях (с каждым взводом), а также занятия по обучению экспресс-методам поддержания работоспособности в экстремальных условиях: дыхательная гимнастика, точечный массаж, витамино- и фитотерапия.

Отдельно проведены занятия для командиров взводов: дано понятие о социально-психологическом климате в коллективе; об эффективных формах и методах руководства личным составом при выполнении служебно-боевых задач в зоне боевых действий; о типах психологических реакций на экстремальные ситуации; были выданы памятки по действиям в экстремальных ситуациях; в общих чертах сотрудники ознакомлены с возможностями медико-психологичес-кой реабилитации после участия в вооруженных конфликтах.

В целях развития у сотрудников волевых качеств, умения преодолевать препятствия, противостоять воздействиям разного рода стрессоров и опасностей при осуществлении психологической подготовки личного состава данных отрядов совместно с бойцами

СОБРа была подготовлена психологическая полоса препятствий.

Помимо физической нагрузки использовались такие элементы опасности, как внезапные выстрелы по бегущим сотрудникам, удары по различным частям тела, спуск на полиспасе с высоты 7 метров без страховки, преодоление препятствий в условиях абсолютной темноты.

Преодоление психологической полосы препятствий производилось в бронежилетах, на время, что увеличивало физическую нагрузку. При этом в целях развития способности к концентрации внимания на протяжении всей полосы сотрудник должен был удерживать в памяти шестизначное число.

Применяемая нами психологическая полоса препятствий будет более эффективной при ее многократном повторном прохождении с повышением уровня сложности.

Психологическая полоса препятствий была подготовлена и распланирована на полигоне. Для ориентации сотрудников на более быстрое прохождение полосы был использован соревновательный компонент: взвод был разделен на две команды. Регистрировалось время прохождения полосы каждой командой (по секундомеру).

Боец первой команды, одев бронежилет, запоминает шестизначное число, берет палку двумя руками за спиной и бежит по глубокому снегу 50 метров среди железобетонных развалин. Затем боец получает удар по бронежилету, бросает палку и ползком продвигается по железобетонным конструкциям, потом бежит к разрушенному зданию (в этот момент его забрасывают снегом), запрыгивает в окно, добегает до третьего этажа и движется по коридору, где его обстреливают сбоку, сзади (эффект неожиданности). Далее, в большой комнате, где раскидан разный мусор, он переносит большой, неудобный груз и попадает в темную комнату, в которой располагается лестничный проем. Преодолев эти препятствия, боец оказывается в коридоре второго этажа, получает различные провокационные и оскорбительного характера команды из мегафона (всех участников предварительно предупреждают о провокационных командах). Если сотрудник сделал все правильно, он добегает до следующего этапа и получает команду двигаться «гуськом» через большое пространство второго этажа разрушенного здания и оказывается перед окном лестничного проема (высотаоколо семи метров). Здесь опытный инструктор, боец СОБРа направляет участников на полиспас. Если он преодолевает этот этап, то съезжает на полиспасе вниз и по снегу добегает до финиша. Здесь он должен назвать шестизначное число. И сразу же начинает движение следующий сотрудник.

На протяжении всей психологической полосы препятствий находятся опытные сотрудники, преподаватели Учебного центра.

За невыполнение команд, отказ от выполнения какого-либо этапа команда получает штрафное время.

Психологи Новокузнецкого гарнизона милиции на протяжении всей полосы препятствий проводили

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002, №2 (18)

117

психологическое наблюдение за сотрудниками. Анализ результатов наблюдения показал следующее.

1. Отмечается низкая психоэмоциональная устойчивость к различного рода стрессорам в экстремальных ситуациях у 42% сотрудников.

2. Отсутствует мотивация к процессу обучения, подготовки к действиям в экстремальных условиях у 50% всех сотрудников.

3. Отсутствует необходимая сплоченность в коллективах двух взводов, что может негативно сказаться на выполнении поставленных перед ними задач.

4. При прохождении психологической полосы препятствий были выявлены индивидуальные психологические проблемы, которые также могут негативно сказаться на выполнении профессиональных обязанностей. Так, четверо сотрудников отказались преодолеть этап «полиспас» (боязнь высоты).

Таким образом, проведение подобного рода психологической подготовки выявило необходимость данных испытаний, упражнений с увеличением уровня сложности, изменением условий, что способствует выработке навыков по повышению уровня психоэмоциональной устойчивости, сплочению коллектива отрядов, выявлению индивидуальных психологических проблем с последующей консультацией у психолога, психотерапевта.

Подобную практику психологической подготовки сотрудников, несущих службу в экстремальных условиях боевых действий, можно применить в других органах внутренних дел России.

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ

Ж.В. Чахлова, ст. психолог,

Е.И. Чередникова, психолог

ЮУ УВДТ, г. Челябинск «Мало знать, лишь умение делает нас могущественными»

Китайская мудрость

Предлагаемая работа имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер.

Социально-психологический тренинг—это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы: развития личности; формирования и отработки профессионально важных качеств; оказания психологической помощи и поддержки.

Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Серьезные проблемы возникают у современного человека в деловой и повседневной обстановке. Жизнь порой заставляет отказываться от многих привычек и ломает устоявшиеся стереотипы. Неподго-

118

товленному человеку иногда очень трудно выйти из трудной ситуации «без потерь», нервных срывов и заболеваний. Часто это происходит от того, что человек, испытывающий затруднения, боится обратиться за помощью к окружающим. А в тренинговой группе человек чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять другим.

Член группы может смело экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные и профессиональные умения и навыки. А помогает ему в этом обратная связь, которую каждый участник получает от группы в ходе занятия и при обсуждении выполненных упражнений.

Любой тренинг, какие бы цели он ни преследовал, почти всегда начинается с выработки правил группы.

Правила работы группы

Назначение:

— установление принципов работы в группе помогает созданию чувства относительной обособленности группы.

Для начала работы группе предлагается сесть в круг, лицом друг к другу и приступить к свободному обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе

1. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

2. Обращение между всеми участниками на «ты».

3. Искренность в общении.

4. Правило «здесь и теперь».

5. Каждый участник говорит за себя от своего имени.

6. Правило «стоп».

Это право каждого члена группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблем.

Рекомендации ведущему

Основная задача ведущего: создание самых благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. Тренер только помогает, всю основную работу над собой делает сам участник.

1-й день

Упражнение 1. Бессловесное представление.

Цель: продемонстрировать, что невербальный язык общения очень часто может быть использован при сотрудничестве с другими людьми.

Процедура:

1) поделить участников на пары (желательно, чтобы участники были незнакомы или хотя бы знали друг друга не слишком хорошо), целью данного упражнения является возможность проиллюстрировать значимость бессловесного общения;

2) по вашему сигналу один участник начинает «представлять» себя своему партнеру. Он может пользоваться любой бутафорией (любыми знаками и жестами, позами), но они не должны произносить ни слова;

3) через две минуты — очередь второго участника сделать то же самое (опять ни слова!);

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002. №2 (18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.