Научная статья на тему 'Терапия предупреждения рецидивов преступного поведения у зависимых лиц'

Терапия предупреждения рецидивов преступного поведения у зависимых лиц Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терапия предупреждения рецидивов преступного поведения у зависимых лиц»

В целях организации эффективного ведения переговоров по освобождению заложников рекомендуется:

1. Формирование группы ведения переговоров производить из наиболее опытных, профессионально подготовленных сотрудников.

2. Для выявления необходимых личностных и профессионально значимых качеств для ведения переговоров направить кандидатов на психологическое обследование в ЦПД при УВД.

3. С данной категорией периодически проводить занятия по изучению психологических аспектов и тактики ведения переговоров.

4. Для отработки практических навыков привлечь потенциал психологов ОВД, моделируя возможные сценарии развития событий с помощью тренингов коммуникативных способностей, а также аудио-, видеотренингов (переговоры через технические средства связи).

ЖГЕРАТУРА

1. О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстбятельствах // Приказ МВД РФ. — 1996. —№20.

2. Свирская И.Б., Андреев ИВ. Переговоры: (Психологическая характеристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности): Лекция. — М.: Академия МВД России, 1995.

3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, Или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1992.

4. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования.— М., 1995.

5. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешнему облику: Библ. сотрудника ОВД.— Вып. 11. — М.: Ассоциация профессионального образования, 1992.

6. Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми/Пер. с англ.—-М.: Наука, 1993.

ТЕРАПИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВОВ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАВИСИМЫХ НИЦ

Т.В. Копылова, ст. преподаватель ГПФО Уч. центра ГУИН Минюста РФ

по Новосибирской области

В мае 2001 г. мне удалось участвовать в семинаре по программе «Атлантис», организованном Фондом Стефана Батория в Польше. «Атлантис» - терапевтическая программа для тюрем, созданная на основе программы «12 шагов Анонимных Алкоголиков», для людей, страдающих химической зависимостью и находящихся в местах лишения свободы. В Польше эта программа работает девять лет и реализуется в десяти тюрьмах для алкоголиков и в двенадцати — для наркоманов. Развернуть программу позволили значительные организационные изменения в службе приведения в исполнение судебных приговоров, которые

произошли в результате демократических реформ социальной революции 80-х годов.

Семинар продолжался три дня. Содержательные лекции прочли сотрудники Фонда и психологи тюрем, работающие по этой программе. Было организовано посещение тюрьмы г. Барчево, где мы встречались с заключенными и увидели условия, в которых проходят занятия, посетили занятия и различные психотерапевтические группы поддержки, которые посещают по освобождении химически зависимые лица.

Импонирует уровень откровенности и понимания своих проблем, а также раскованность, с которой говорили заключенные о роли и значении Программы в их жизни. Сотрудники тюрьмы и высокопрофессиональный коллектив отделения «Атлантис» открыто и содержательно показывали условия жизни и работы с пациентами.

Занятия проходили в обычных камерах, в очень скромных условиях. Программа не требует больших бюджетных вложений, основное - это атмосфера взаимопонимания между персоналом и заключенными, построенная на этичном отношении и уважении к людям, страдающим химической зависимостью и совершившим преступление.

Лечение, проводимое в российских колониях, неэффективно, в этом я убедилась, работая психологом в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Это люди, обреченные обществом, врачами и правоохранительными структурами на распад личности и медленную смерть. Без понимания обществом всей остроты проблемы и развития знания о природе химической зависимости мы теряем уже не одно поколение.

Так как одной из своих задач в исправительных учреждениях мы видим помощь химически зависимым, думаю, пришло время перенять такой опыт.

Комиссия по вопросам образования в области алкоголизма и наркомании в Польше работает уже более 10 лет. В последние несколько лет Региональная программа по проблемам наркомании и алкоголизма, организованная Институтом «Открытое общество» директором, которой является доктор психологических наук Эва Войдылло, расширила свою деятельность на страны бывшего Советского Союза.

Благодаря финансовой поддержке Фонда Батория состоялся ряд семинаров, в которых принимали участие специалисты из России, Литвы, Латвии, Словакии, Чехии, Украины, Казахстана, Киргизии, Армении и Грузии, посвященных таким темам, как «Терапия химически зависимых в тюрьмах», «Противодействие насилию в семье», «Методы реабилитации и терапии алкоголиков и наркоманов», «Профессия -консультант в терапии зависимостей», «Телефон доверия» и др.

Как следствие проведенных семинаров, создано уже несколько Центров лечения химически зависимых пациентов и общественных организаций, работа которых построена на основе «12 Шагов АА», в России, на Украине, в Литве. Профилактическая, лечебная и реабилитационная программа — это наиболее эффективная и универсальная программа помощи людям не только с алкогольными проблемами, но так-

же со многими другими зависимостями (такими, как наркомания, азарт, обжорство, эротомания, созави-симость и многими другими). Собственно, каждый человек может использовать эту программу, если определит те сферы своей жизни, в которых остается бессильным, и «сойдет с пьедестала», отдавая управление своей жизнью в руки Высшей силы, более могущественной, чем он сам.

Программа «12 Шагов» - это программа духовного роста. Свой вклад в работе над духовными аспектами жизни могут внести духовные лица (священники, пастыри). В последнее время метод АА был утвержден наравне с медицинским опытом лечения, а алкоголизм стали рассматривать как болезнь всей семьи, поэтому организация Ал-Анон создана для помощи тем, кто страдает от чьего-то пьянства. Движение Ал-Анон существует в России уже несколько лет, и сейчас в стране работают уже более 50 групп (из них 17 групп — в Москве). Наконец-то пришло время и для детей. Организовываются первые группы ВДА — взрослых детей алкоголиков в России и Литве. Жизнь на основе трезвости должна быть ежедневной. В АА говорят: «Не пей сегодня, возможно, все будет по-другому завтра», пусть программа «24 часа» будет напоминать нам об этом.

«Если ты когда-нибудь, подобно мне, чувствовал, что твое счастье зависит от чьих-то поступков, от приобретения большего количества материальных ценностей или денег, от возможности оказаться в каком-то особенном месте, от секса или определенного решения какой-то проблемы, которая у тебя появилась, то эта книга написана для тебя» - написал Лии Джам-польски во вступлении к книге «Лечение зависимого ума».

В последнее время американские психотерапевты, занимающиеся лечением алкоголиков и наркоманов, обнаружили, что методы их работы могут пригодиться для большинства современных людей.

Сущностью зависимости является поиск вне самого себя того, что должно дать нам счастье или. по крайней мере, освободить от болезненного напряжения. Если таким «утешителем» становится химическое вещество, от которого организм быстро попадает в зависимость, проблема становится особенно опасной. Тем не менее, нашу свободу ограничивают также и другие, регулирующие наше самочувствие, зависимости. Я имею в виду не только кофе, сигареты и сладости. Известный психотерапевт Джон Брэдшоу описал четыре вида психологических зависимостей.

Навязчивое поведение: переутомление работой, одержимость покупками, одержимость денежными займами и азартными играми. Зависимое поведение на короткое время поправляет нам настроение благодаря отречению от действительности. Брэдшоу обращает внимание на то, что навязчивым поведением могут также стать секс и религиозные ритуалы. Он подчеркивал то, что сам является глубоко (но не навязчиво) верующим человеком.

Навязчивое мышление: постоянный поиск и решение проблем, зависимость от телевизора, компьютера, решения кроссвордов и др. Данное мышление является способом избежать столкновений с трудны-

ми чувствами, такими как тревога, злость, обида, страдание и, наконец, потребность в любви.

Эмоциональные зависимости: сами чувства также могут стать способом для избежания контакта с самим собой. Мы принимаем некоторые эмоциональные состояния, чтобы избежать других: гнев может прикрыть чувство боли и стыда. Кроме хроников «утреннего скандала» встречаются также люди, зависимые от чувства беспокойства, которые постоянно и во всем выискивают зло, угрозу и потенциальную катастрофу. Зависимым поведением может стать привычка все высмеивать, включая самого себя, или привычка притворяться довольным собой и миром, когда на самом деле существует много реальных причин для тревоги и грусти.

Вещи также могут стать нашей зависимостью. Наиболее распространенной вещью, к которой мы привязываемся, становятся деньги. Но это могут быть и другие предметы, особенно такие, которые являются символами социального статуса, престижа и власти.

Не каждый, кто любит кофе, является хронически зависимым от него, и не все, кто любит заниматься любовью, зависят от секса. Зависимость появляется в момент, когда мы неспособны обойтись без того, что снимает наше напряжение или приносит удовольствие. Если воздержание от частого повторения этого поведения вызывает у нас раздражение, чувство беспокойства и состояние, «в котором не можем найти себе места», или бессонницу, в таком случае это зависимость.

Как лечить зависимости? Первый шаг - это признание своей зависимости. После чего необходимо найти в себе обиженного, голодного, перепуганного или стыдящегося ребенка и позаботиться о нем. Стать для него доброй мамой, которая всегда принимает, понимает и поддерживает его, так и хорошим отцом, любящим, но требовательным. Таким требованием может быть временное или абсолютное воздержание от зависимого поведения.

Это работа над самим собой, которой мы занимаемся в воображении. Сознание человека не только стремится к мышлению в поисках источника нашего страдания и спасения вне нас самих. Сознание способно также уделить внимание самому себе, создавая добрые мысли, отказаться от ограничивающих нас убеждений и помочь научиться заботиться о нашей личности и о нашей жизни. Наши зависимости рождаются в нашем сознании, и именно там следует искать способ их преодоления.

Рассмотрим более подробно опыт польских специалистов, работающих в области терапии предупреждения рецидивов преступного поведения у зависимых лиц. Теренс Горски известен в Польше прежде всего как автор пособия по предупреждению рецидивов болезни у алкоголиков под названием «Жить трезвы м» для представителей правоохранительных органов и терапевтов, работающих с лицами, осужденными за совершение правонарушений или преступлений под воздействием алкоголя или наркотиков.

Благодаря доступно изложенному материалу и описанию техник, пособием могут пользоваться лица.

не имеющие достаточного терапевтического или юридического опыта. Книга является высокопрофессиональной и базируется на выработанной и проверенной психологической практике. Целью является усовершенствование воспитательного, уголовного и реабилитационного воздействия на подверженных зависимости преступников, а также повышение уровня работы междисциплинарного коллектива людей, имеющего с ними контакт, от момента констатации факта нарушения права.

В части II, которой мы прежде всего уделим внимание, доступным и простым языком описываются основные техники терапевтической работы, направленные на достижение трех целей:

1) распознавание и оценка степени зависимости (развитие и симптомы), а также признаков преступной личности;

2) составление индивидуальной программы, направленной на сохранение трезвости и воздержание от нарушения закона;

3) планирование профилактики рецидивов и методов своевременной интервенции, позволяющих как можно быстрее восстановить стабильность в случае появления рецидива пьянства, употребления наркотиков или нарушения права.

Все техники и стратегии основываются на взаимосвязи элементов терапии познавательной, поведенческой и эмоциональной. Познавательная терапия направлена на изменение иррационального мышления, которое побуждает возвращение к пьянству (или употреблению наркотиков), несмотря на предыдущие негативные последствия. „Аффективные" техники, т. е. касающиеся эмоциональной жизни, учат распознаванию собственных эмоций и чувств, особенно в аспекте тех состояний, которые провоцируют тягу к средствам, изменяющим настроение. Поведенческие техники направлены на изменение стереотипов поведения, имеющего деструктивный характер, из-за которых лицо, многократно нарушающее закон, тянется к алкоголю или наркотикам, несмотря на то, что чаще всего это ведет к очередным правонарушениям.

Эффективный подход должен предусматривать как преодоление самой "химической" зависимости, так и изменение стереотипов поведения и убеждений, которые являются характерными чертами данного лица. И поэтому, по мнению Горски, такая "преступная личность" не "приговаривает" человека к антиобщественному и преступному функционированию. Благодаря соответствующему воздействию, помогающему осознать причины своих проблем, восстановить чувство собственного достоинства, мотивирующему и помогающему научиться несложным методам личностных изменений, - алкоголик или наркоман, являющийся одновременно преступником, способен выбраться из западни. Горски, собственно, и учит, как выбирать трезвость и законопослушный стиль жизни, помогая участвовать в этом процессе также профессионалам.

Воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, а вместе с тем и прекращение преступной деятельности зависимым лицом требует, утверждает Горски, одновременного воздействия в двух плоскостях.

На одной должна быть привита или укреплена "реактивная позиция", на другой — "позиция проактивная". Первую автор называет Моделью Отталкивания, которая заключается в обучении пациента избегать искушения, предвидя негативные последствия. Модель Притягивания основана на стратегии привлекательности здорового образа жизни для правонарушителя и нахождении в нем стимулов удовлетворения и сатисфакции. Эти два вида воздействия, на первый взгляд, противоречивые, в сущности, взаимно дополняются.

В каждом из нас скрещиваются похожие процессы, проблема, однако, заключается в том, чтобы "отталкивать" то, что приносит нам вред, и "притягивать" то, что нам полезно и что позволяет нам развиваться. Из книги Горски следует, что некоторым из нас меньше повезло и они родились с не самыми лучшими генами, от плохих родителей, в дурном месте и в небезопасное время.

То, что более всего произвело на меня впечатление в новой работе Горски, это поразительная схожесть процесса (а значит, и интервенции) рецидива преступной "болезни" и химической зависимости. В этом факте мы находим подтверждение того, что хорошую теорию или хорошую модель можно применить в разных случаях. В этом смысле предыдущая модель Горски, описывающая фазы и предупредительные сигналы, появляющиеся в рецидиве алкогольной болезни, служила именно таким универсальным, систематизированным образцом процесса, стремящегося к возобновлению предыдущего состояния равновесия, даже если бы это "равновесие" было вредно, по разным причинам невыгодно и, более того, даже если бы стало опасным для здоровья или жизни больного.

Для кого-то, кто привык быстро и легко приобретать желаемые вещи с помощью кражи или же принуждать других людей к послушанию, используя насилие и агрессию, отказ от такого поведения должен вызывать печаль, тоску об утраченном, сожаление того, что "я — это не я", и ощущения в связи с этим, вызывающие боль, досаду и разочарование. "Система" этой личности будет стремиться к обретению прежней, более знакомой и прочно закрепленной ситуации равновесия. Чтобы это эффективно предотвратить, необходимо данное лицо отталкивать, тянуть, сгибать - одним словом, обрабатывать с самого начала.

Вспомним о схожести развития рецидива зависимости и преступного стиля жизни. Для иллюстрации представим (в сокращении) "Список предупредительных сигналов возврата к криминогенному поведению" из пособия Т. Горски «ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ».

Фаза 1. Внутреннее изменение.

— Я начинаю думать о том, что трезвая и порядочная жизнь скучна и неинтересна.

— Я плохо себя чувствую, будучи трезвым, мне скучно, но я никому об этом не говорю.

— Я по-прежнему посещаю собрания и участвую в терапии, но в душе считаю, что это не имеет никакого смысла.

— Я чувствую все усиливающееся напряжение, и мне хочется облегчить свое состояние.

Фаза 2. Возвращение к отрицанию.

— Я начинаю беспокоиться о себе, боюсь, что не выдержу.

— Я притворяюсь, что не волнуюсь, говорю другим, что все в порядке.

Фаза 3. Защитные механизмы.

— Я считаю, что уже никогда не буду иметь неприятностей.

— Я должен во что бы то ни стало поставить на своем.

— Я начинаю всех считать глупцами, я знаю лучше всех.

— Я не люблю находиться среди "порядочных" людей.

— Мне одиноко, я избегаю людей.

Фаза 4. Приближение кризиса.

— Я чувствую скуку и нуждаюсь в возбудителях.

— Меня начинают преследовать навязчивые мысли и поведение.

— Я перестаю планировать будущее.

— Я принимаю сиюминутные решения и потом злюсь на себя.

— Мне ничего не удается.

Фаза 5. Потеря желания к активности.

— Я плохо сплю, хуже питаюсь, меня никто не понимает.

— Я перестаю стараться, ни в чем не заинтересован.

— Я чувствую себя абсолютным нулем.

Фаза 6. Чувство потерянности и обостренные реакции.

— Мне кажется, что все меня бросили и предали.

— Я чувствую себя жертвой, которую другие используют.

— Я обвиняю других за свои проблемы.

— Я становлюсь мстительным и придирчивым.

Фаза 7. Депрессия.

— Я перестаю регулярно и полезно питаться.

— Я хуже сплю, просыпаюсь уставший.

— Я живу беспорядочно и без плана.

— У меня бывают периоды тяжелой депрессии, я думаю о самоубийстве.

Фаза 8. Потеря контроля.

— Мне страшно, но я не признаюсь в этом.

— Я избегаю ответственности, сваливаю вину на других.

— Я завидую тем, кто может „жить как хочет", т. е. преступает закон.

— Я причиняю другим страдания, бываю злым и агрессивным.

— Я отталкиваю людей, для которых я что-то значу и которые хотят мне помочь.

Фаза 9. Я замечаю, что потерял контроль.

— Я хочу вновь прибегнуть к алкоголю и наркотикам, чтобы улучшить свое самочувствие.

— Я возвращаюсь к старым дружкам.

— Я не сдерживаю данного слова, перестаю посещать собрания, ходить на работу и т.п.

Фаза 10. Начинаю попадать в "безвыходное положение".

— "Я хочу то, что хочу, и хочу это немедленно" -нетерпеливость, раздражение.

— Я считаю, что последнее слово всегда принадлежит мне.

— Я никому не уступаю, отвечаю агрессией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Я теряю контроль над собой, угрожаю и причиняю боль.

Фаза 11. Я вновь нарушаю закон, пью и употребляю наркотики.

— Обещаю себе, что "только в этот один-единственный раз".

— Я начинаю все чаще пить и употреблять наркотики.

— У меня начинаются серьезные неприятности, но это меня побуждает.

— Вдруг неожиданная катастрофа - я арестован, или со мной случается что-то плохое во время пьянки, употребления наркотиков или совершения преступления. И тогда я неожиданно осознаю, что вновь оказался в том самом пункте, в котором был вначале... "Что теперь будет? Кто мне поможет?".

Заключительная мысль: «Не напоминает ли все это процесс развития рецидива болезни алкогольной зависимости?». А если это так, то возможно, что методы терапии рецидива преступного поведения и избежания его негативных последствий также похожи. С точки зрения возможности помощи людям, попадающим в места лишения свободы, это очень утешительно. Ведь польские специалисты уже умеют помогать алкоголикам и наркоманам избегать рецидива, и поэтому, применяя похожий стиль работы и используя аналогичную стратегию, мы можем также помогать неисправимым преступникам избавиться от мрачной "привычки преступления закона".

ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Марсер, Д.Луди. Индивидуальное консультирование наркозависимых. — Варшава, 2001.

2. Быбов К.Д., Дворан СВ., Розанов А. Система реабилитации больных наркоманией. — Одесса, 1996.

ПРОГРАММА »ТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ»

Цели: ОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМАТИКЕ.

- психоактивные субстанции и зависимости от них;

- непосредственная связь между потреблением алкоголя (и других психоактивных субстанций), проблемами со здоровьем (физическим, психическим и духовным), проблемами в семье, на производстве, с финансами и правоохранительными органами;

- расстройства процесса мышления, вызванного алкоголем, результатом чего явилось принятие негативных решений, неправильные выводы;

- создание ввиду расстройства мышления неверной (фальшивой) картины жизни, служащей для продолжения алкогольного пути, невзирая на видимый ущерб для здоровья;

- необходимости исправления всех ошибок и прегрешений, вызванных потреблением алкоголя;

- необходимости принятия личной ответственности за свое выздоровление как одного из условий эффективности этого процесса.

ПРИВЕДЕНИЕ В НОРМУ СВОИХ ЧУВСТВ

- обучение (умение распознавать, называть и адекватно выражать свои чувства);

- получение знаний о том, что эмоциональное состояние (например: чувство стыда, вины, раздражения, одиночества, отсутствие доверия) ухудшает самочувствие и может спровоцировать желание выпить;

- сознание того, что ослабленные (часто прерванные) эмоциональные связи с близкими негативно влияют на взаимоотношения, чем делают невозможным позитивное влияние близких на жизнь алкоголика.

УПОРЯДОЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ

- понимание термина «духовность» и его отличие от религиозности;

- определение собственной системы жизненных ценностей;

-создание позитивного собственного образа и своей жизни;

- поиски кого-либо или чего-либо, что сильнее меня, т.е. ВЫСШЕЙ СИЛЫ, способной помочь преодолеть болезнь, в будущем сохранить здоровье, позаботиться о нем.

БИХЕВИОРИЗМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

-установлениезависимости между потреблением алкоголя и собственным поведением (поступками);

- понимание того, что определенная манера поведения влечет за собой (провоцирует) потребление алкоголя;

- принятие того, что для отказа от алкоголя необходимо выработать новую модель поведения. Научиться руководствоваться этой моделью.

УПОРЯДОЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

- приобретение навыков, необходимых для лучшего понимания самого себя, лучшего контакта с окружением и сотрудничества с ним;

- приобретение знаний, позволяющих определять зоны риска, грозящие рецидивом болезни;

- пересмотр своих прежних отношений с окружением;

- установление новых взаимоотношений с людьми, не злоупотребляющими алкоголем;

- обучение умению использовать помощь других людей (как профессионалов в области наркологии, так и «трезвых» алкоголиков).

При достижении поставленных целей нельзя забывать о своих заданиях в области физического здоровья:

- продолжение курса терапии, систематический контроль у лечащего врача;

- обретение физического здоровья;

- поддержание здорового образа жизни (работа, отдых, питание, в том числе рациональное питание).

Содержание учебной дисциплины

Блок 1. Сущность, динамика и результаты зависимости от алкоголя и других химических веществ.

Тема 1. Сущность зависимости.

Почему я думаю, что зависим от алкоголя или почему думаю, что не зависим (если кто-то считает, что независим).

Тема 2. Динамика зависимости.

Развитие моей зависимости. Наиважнейшие факты, фазы, этапы.

Тема 3. Результаты зависимости (общественные, духовные, физические, психологические).

Баланс выгод и потерь, связанных с употреблением алкоголя.

Блок 2. Психологические механизмы зависимости.

Тема 4. Эмоциональная жизнь зависимой личности. Навязчивое регулирование чувств.

На какие изменения в моих чувствах повлияло употребление алкоголя (начальный и последний этапы).

Тема 5. Как можно справляться с эмоциями без употребления алкоголя. Избегание. Толерантность к стрессу.

Мой настоящий уровень стресса, способы с ним справляться.

Тема 6. Система иллюзий отрицаний.

Каким образом, при помощи каких мыслей и оправданий я оправдывал свое питье?

Тема 7. Система иллюзий и отражений.

Просмотр фильма «Разорванные души».

Описать элементы системы иллюзий и отрицаний у героев фильма и у себя. Найти общее и различное.

Тема 8. Искажение образа «Я».

Изменение понимания своего «Я» как следствие алкоголя. Непосредственно, после и в момент питья.

Блок 3. Семья и зависимость.

Тема 9. Созависимость. Сущность. Динамика. Результаты. Похожие стороны.

Что из поведения твоих близких ты мог бы отнести к проявлениям созависимости.

Тема 10. Положение детей в алкогольных семьях. БД А и их проблемы.

Поведение моих детей или моих знакомых как реакция на алкоголизм в доме (о себе).

Блок 4. Лечение зависимости.

Тема 11. А А - 12 шагов, 12 традиций.

Что мне нравится в организации АА, в митингах АА, что меня отталкивает?

Тема 12. А А — фильм «Билл В».

Мои переживания, чувства и мысли по просмотре фильма.

Тема 13. Методы, цели, этапы терапии зависимости. Проблемы терапии.

Мои основные проблемы, связанные с трезвенностью. В какой помощи нуждаюсь, чтобы их решить.

Блок 5. Дополнительные темы.

Тема 14. Личность, зависимость и созависи-мость.

Какие черты моей личности создали благоприятную почву для развития и существования зависимости.

Тема 15. Высшая сила. Система ценностей, их роль в терапии зависимости.

Моя система ценностей (3 важнейшие) и моя Высшая сила: как могут помочь мне в трезвенности.

Примечание: все темы рассчитаны на 2 часа практических занятий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КУЗБАССА, КОМАНДИРУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

И.В.Глумова, инспектор-психолог УВД

г.Новокузнецк

Для обеспечения морально-психологического сопровождения личного состава отрядов патрульно-постовой службы милиции городов Юга Кузбасса, командируемых для проведения контртеррористических операций и несения службы во временном отделе внутренних дел МВД России Ачхой-Мартановского административного района Чеченской Республики в апреле 2001 г. на период обучения в учебном центре № 2 ГУВД Кемеровской области (г. Новокузнецк) была создана рабочая группа психологов УВД г. Новокузнецка.

Были проведены тренинговые упражнения, направленные на сплочение отряда и эффективную совместную деятельность в экстремальных ситуациях (с каждым взводом), а также занятия по обучению экспресс-методам поддержания работоспособности в экстремальных условиях: дыхательная гимнастика, точечный массаж, витамино- и фитотерапия.

Отдельно проведены занятия для командиров взводов: дано понятие о социально-психологическом климате в коллективе; об эффективных формах и методах руководства личным составом при выполнении служебно-боевых задач в зоне боевых действий; о типах психологических реакций на экстремальные ситуации; были выданы памятки по действиям в экстремальных ситуациях; в общих чертах сотрудники ознакомлены с возможностями медико-психологичес-кой реабилитации после участия в вооруженных конфликтах.

В целях развития у сотрудников волевых качеств, умения преодолевать препятствия, противостоять воздействиям разного рода стрессоров и опасностей при осуществлении психологической подготовки личного состава данных отрядов совместно с бойцами

СОБРа была подготовлена психологическая полоса препятствий.

Помимо физической нагрузки использовались такие элементы опасности, как внезапные выстрелы по бегущим сотрудникам, удары по различным частям тела, спуск на полиспасе с высоты 7 метров без страховки, преодоление препятствий в условиях абсолютной темноты.

Преодоление психологической полосы препятствий производилось в бронежилетах, на время, что увеличивало физическую нагрузку. При этом в целях развития способности к концентрации внимания на протяжении всей полосы сотрудник должен был удерживать в памяти шестизначное число.

Применяемая нами психологическая полоса препятствий будет более эффективной при ее многократном повторном прохождении с повышением уровня сложности.

Психологическая полоса препятствий была подготовлена и распланирована на полигоне. Для ориентации сотрудников на более быстрое прохождение полосы был использован соревновательный компонент: взвод был разделен на две команды. Регистрировалось время прохождения полосы каждой командой (по секундомеру).

Боец первой команды, одев бронежилет, запоминает шестизначное число, берет палку двумя руками за спиной и бежит по глубокому снегу 50 метров среди железобетонных развалин. Затем боец получает удар по бронежилету, бросает палку и ползком продвигается по железобетонным конструкциям, потом бежит к разрушенному зданию (в этот момент его забрасывают снегом), запрыгивает в окно, добегает до третьего этажа и движется по коридору, где его обстреливают сбоку, сзади (эффект неожиданности). Далее, в большой комнате, где раскидан разный мусор, он переносит большой, неудобный груз и попадает в темную комнату, в которой располагается лестничный проем. Преодолев эти препятствия, боец оказывается в коридоре второго этажа, получает различные провокационные и оскорбительного характера команды из мегафона (всех участников предварительно предупреждают о провокационных командах). Если сотрудник сделал все правильно, он добегает до следующего этапа и получает команду двигаться «гуськом» через большое пространство второго этажа разрушенного здания и оказывается перед окном лестничного проема (высотаоколо семи метров). Здесь опытный инструктор, боец СОБРа направляет участников на полиспас. Если он преодолевает этот этап, то съезжает на полиспасе вниз и по снегу добегает до финиша. Здесь он должен назвать шестизначное число. И сразу же начинает движение следующий сотрудник.

На протяжении всей психологической полосы препятствий находятся опытные сотрудники, преподаватели Учебного центра.

За невыполнение команд, отказ от выполнения какого-либо этапа команда получает штрафное время.

Психологи Новокузнецкого гарнизона милиции на протяжении всей полосы препятствий проводили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.